Медитация Атма-вичара

 

Прямой путь к просветлению — самоисследование (Атма-вичара). Не каждый способен следовать этим методом, так как, даже получив подробное описание, не всегда ясно, что же именно и с чем нужно делать.

Суть метода в том, чтобы созерцать вибрацию «я» (ахам вритти). Эта вибрация является самой первой мыслью, от которой ответвляются уже все остальные мысли, как «у меня есть», «я хочу», «я делаю» и т. п. У каждого человека сотни таких «я», полученных в разных жизненных ситуациях. Именно эти «я» мешают свободно проходить энергии в верхних энергетических центрах, а когда энергия давит на эти напряжения, воз­никают различные страхи, беспокойства, раздражение, стыд и т. д. в зависимости от информации в каналах. Когда энергия циркулирует свободно, возникает бла­женное переживание, вы ощущаете себя словно сосуд, или проводник энергии.

Огромный плюс метода Атма-вичары в том, что при правильном выполнении он дает мгновенное освобожде­ние от любого ментального и эмоционального диском­форта. К примеру, у вас возникает неприятная мысль о каком-нибудь человеке, или событии, и вы начинаете индул ыировать, то есть развивать эти негативные мысли. Приступив к Атма-вичаре, вы сразу же всматриваетесь в суть проблемы, а именно — вы наблюдаете то «я».

 

которое ощущается в данный момент, и если ваше на­блюдение непрерывно, вы за секунды прозреваете в это «я», сотканное из страха, и растворяете того, у кого была или вообще могла бы появиться, какая-либо проблема Эти ложные «я» будут растворяться одно за другим, вы­таскивая на поверхность сознания разные ситуации из прошлого, где вы «зафиксировались» умом на важном в то время для вас событии.

Даже не растворив все «я», можно по мере углуб­ления внимательности подойти к источнику, к самым тонким импульсам «я», которые сочатся из канала пра­вой стороны грудной клетки. По мере приближения к этому источнику будет нарастать ощущение пространс­тва, переход к бытию, не имеющему центра. Тогда ваша медитация переходит из «точечной», фиксированной на определенной области восприятия к расширенной, более размытой..При таком расширении первое время может теряться ясность. Если ясности не хватает, необходимо вернуться к точечной концентрации.

Первая проблема в ходе практики состоит в том чтобы уловить самое начало мышления — мысль «я», не увлекаясь следующими мыслями. Вторая — в том, что по мере утончения вибрации «я» становится все сложнее различать ее среди обшей массы энергии, но с опытом это становится делать все легче. Ощущения «я» может переживаться в области макушки, третьего глаза, в гла­зах, в шее и в сердце. Считается, что переживание «я» в области глаз отвечает за уровень дневного самосознания. И по мере углубления медитации вы переходите на более тонкое осознание, доступное во сне — в области шеи, в вишуддха-чакре. Наконец, самое глубокое пережива­ние «я», доступное во сне без сновидений, исходит из сердца.

 

Атма-вичара подходит обычно тем, у кого уже есть опыт концентрации, либо просто высокочувствитель­ным людям с тонким различением. Если у вас хорошо получается Атма-вичара, то любые другие медитации на объекты можно отложить в пользу прямой работы с эго. В иных случаях рекомендуется медитация на более «четкие» формы, как мантры, дыхание, звук и др.

Во время практики Атма-вичары важно со време­нем научиться осознавать свое самоощущение в целом, полностью, как есть. Один из секретов этой медитации в том, что даже если, как вам кажется, медитация не идет и вы лишь делаете относительно удачные попытки концентрации, то и сам «деятель попыток», так же по умолчанию входит в сферу вашего созерцания во вре­мя этой медитации. Что в конечном итоге приводит к растождествлению с деятельным субъектом, создающим ненужное напряжение. Важно именно непрерывное во времени осознавание, тогда происходит реальное рас-тождествление с это. Вообще, если вы преуспели в этой практике, то любое беспокойство, или страх, возника­ющие в быту, так же можно эффективно устранять при помощи этой техники.

Помимо сидячей медитации, Атма-вичару исполь­зуют и как практику в повседневной деятельности. В целом, это и есть та самая осознанность, христианское памятование, или раздельное внимание, по Гурджиеву. В быту эффективно использовать периферийное памя­тование себя так, чтобы это не мешало вашей деятель­ности. В сидячей же медитации происходит максимально возможное, полное погружение в созерцание.

Рекомендуются к прочтению по этой теме книги Шри Раманы Махарши — автора метода, его ученика Пападжи и книга Свами Вишну Дэва «Источник сознания».