Эго и высшее сознание

 

Ум – это удивительный феномен. В нашей реальности он служит для того, чтобы создавать взаимное притяжение материи с огромными пластами сознательной энергии (саттвы) центрируя, фиксируя ее в точке. Эта точка и есть эго, наше самоощущение, привычное я. Подобное центрирование энергии – это не совсем концентрация, и происходит оно бессознательно, т.к. ум при этом разбавляет большую часть тонкой энергии материей (тамасом) и грубой энергией (раджасом), формируя при этом подсознание.

Частица недвойственного сознания, связанного с высшим «Я» всегда остается нетронутой, но она в самой глубине, отгороженная от человека подсознанием, в сверхсознательном слое ума. Если бы этой частицы не было, не было бы и самой жизни, ощущения того, что мы есть, что мы существуем, не было бы даже преходящего самоощущения, эго, малого я.

Принцип ума, как деятеля, при насыщении энергией сознания проявляется в факторе познания. На обыденном уровне это проявляется, как ощущение интереса к чему бы то ни было.

Интерес сам по себе – очень тонкая, высокая энергия и сводится любой интерес к познанию самой глубинной тайны бытия, тайны ее невыразимой основы, тайны постижения реальности как таковой в ее исконной сущности.

Существует метод «от противного», проход к высшему сознанию через неудовлетворенность более грубым и через страх эго перед непостижимостью и вечностью высшего «Я». Этот путь зачастую наполнен страданием, преодолением сопротивления, инерции ума. Безболезненный путь через любовь, к сожалению также, доступен не каждому, по причине сильной привязанности к эго. Иногда божественная любовь спонтанно проявляется в жизни человека как ощущение незапятнанной, невинной блаженной чистоты и тонкой радости, привносящей гармонию и успокоение. Можно развивать это переживание, направляя все свое внимание в него, отдаваясь ему. Тогда оно будет нарастать, поглощая эгоизм, сомнения и дурные намерения. Однако чаще всего, любовь приходит уже как результат просветленного сознания, свободного от влияния эго.

Существует также, очень тонкий путь без страха, через нить познания тайны происходящего. Для этого необходимо медитировать на тонкое ощущение интереса. Этот интерес проявлен в каждое мгновение, иначе мы бы не тянулись к мыслям. Прежде беспокойства возникающего в нашем сознании по причине активной ментальной деятельности возникает именно интерес. На глубинном уровне сознание тянется к ментальной энергии, затем раскрывает ее, разворачивает, и тогда она проявляется в мысль, иногда приятную, иногда беспокойную. Если не обращать внимания на более грубую деятельность проявленных мыслей, а оставаться в состоянии подобной тонкой «заинтересованности», созерцая его, оно перерастает в более сильное и глубокое чувство удивления. Чем глубже вы движетесь, и чем ближе вы к источнику, к высшему «Я», тем сильней это удивление и ощущение тайны. Постепенно оно перерастает в позитивное изумление, шок. Неприятие неизвестного рождает страх, а приятие радость и удивление. Этот тонкий путь открывается творческому, глубокому и уже в определенной степени чистому сознанию.

Находясь в источнике, вы осознаете, что каждый миг новый, что этот момент никогда не повторялся, что вы впервые смотрите на этот мир, словно ребенок, или даже так, словно вообще никогда раньше ничего подобного не видели. Вы не умираете, вы рождаетесь каждый миг, вы существуете. Память, прошлое – это ум, и за пределами ума, в высшем сознании память является слишком тяжелым и бесполезным грузом, чтобы брать его с собой. Мысль попросту не умещается в настоящий момент. Настоящее – сфера интуитивного, тонкого сознания. Если быть точней, вы оставляете не саму память, а привязанность к ней, и при намерении всегда сможете ею пользоваться.

Когда-то душа проявила интерес к миру форм, и принцип деятеля, выражающий интерес к реальности на определенном этапе стал «выбирать», или в определенном контексте, скорей создавать «познаваемое», чтобы удовлетворить, сбалансировать энергию, проявленную в ощущении интереса. Чтобы «создать» познаваемое принцип деятеля отслаивал определенные пласты реальности, и вбирал частицу их энергии в себя, создавая память. Память – это проекция внутренней энергии на внешнюю реальность. Чтобы познаваемым можно было как-то оперировать, при помощи многократно повторенных различных манипуляций с отобранными слоями, деятель запоминал те из них, которые поддавались узнаванию лучше других. Это были слои, постепенно обретавшие все более отчетливую форму. Познаваемое выстраивалось в мир форм. Так деятель утверждал себя, создавал свою собственную «независимую» основу. И чтобы эту основу «уберечь», отгородить познаваемое в отдельный мир, деятель «принял решение» заблокировать себя от восприятия недвойственной, безопорной реальности слоем подсознательных, грубых форм, пропускающих лучи чистого сознания лишь в той степени, чтобы сохранялась доля самосознания.

Соль практики в том, чтобы исправить это «решение», эту ошибку, сознания заточившего само себя в мире форм. По этой причине мы расширяем сознание, прочищаем его, устраняя грубые слои невежества, чтобы, в конце концов, добраться до его границ и растворить их, освободившись от заточения.

Этот взгляд автора - один из возможных, и лишь в некоторой степени, в одном из спектров существования отражает суть происходящего. При этом стоит помнить всегда, что никакие теории никогда не смогут отразить в полной мере сущность явлений. Как сказал один очень уважаемый, знакомый автору человек: «наблюдатель может проявиться лишь тогда, когда ты откажешься от ВСЕХ (это очень важно) концепций своего ума».

В определенном смысле связь эго и высшего «Я» - это связь человека и Бога. Ум направляет свои мольбы к Богу, просит его снизойти, преобразить внутренний мир человека, привнести в него свет ясности и сознания. Разделение на малое и высшее «Я» создает видимость раздвоенности, две полярности обыденного сознания и сверхсознания, разделенные подсознанием, в котором осознанность практически отсутствует.

Чем больше высшее «Я» проявлено в нашей жизни, тем ясней высвечиваются все тенденции ума на всех уровнях сознания, что приводит к высвобождению стрессов, несбалансированных энергий, любой отрицательной информации. В жизни человека Высшее «Я» проявлено каждый миг, как ощущение реальности происходящего. Однако в спектре внимания доминируют частности, различные концепции, идеи, мысли о событиях и т.п.

В определенном смысле мы возносим мольбы к самим себе. Иногда это с точки зрения ума может ощущаться как антагонизм Высшего начала и человека. Словно это начало, пребывая в извечной свободе, забыло о человеке, и теперь пренебрегает его страданиями, «не желая» спуститься к нам, погрузившись в мир противоречий. На самом деле, прояви оно свою силу в полной мере, в большинстве случаев для эго это было бы слишком большим потрясением. Вся его ничтожность, все его привязанности и страхи начнут сгорать в свете высшего сознания, причиняя личности большие страдания. Поэтому сам Будда проповедовал срединный, мягкий безболезненный путь плавного, постепенного продвижения, когда вы успеваете отпускать грубое, и наслаждаетесь новым миром.