Природа времени и пространства

 

Данная глава с теоретической точки зрения может вызвать противоречивые впечатления. Здесь автор, как и всегда не призывает брать на веру, либо даже как за абстрактную основу, от которой можно как-то отталкиваться, но по возможности и при соответствующем желании, рекомендует читателю самому убедиться не на словах, а наделе в том, насколько теория соответствует реальности.

Основной аспект и суть времени – это движение. Благодаря движению мы констатируем факт времени. Время и движение – это сама энергия в ее чистом исконном аспекте. То есть это не какой-то отдельный вид энергии, но ее изначальная сущность, шаблон, модальность из которой уже порождаются подуровни различных видов энергий в сочетании с пространством и материей. В пустоте, достигаемой посредством медитации, энергия отсутствует, поэтому времени там не существует. Вечность и мгновение в ней, как две грани единого целого переживаются в тотальном сейчас. Понять такие вещи умом не просто, т.к. концепция времени у большинства людей связана с планированием, с грядущими событиями, со стрелкой на часах. Время как таковое тоньше, нежели наши мысли. Пробовать понять время на уровне логики – это сродни попытке компьютерной программы заглянуть в мир программиста, существа из мира причины, на один порядок выше. Человек, хоть и фиксирован на «сознании программы», содержит в себе в миниатюре всю вселенную и реальность программиста, также. Поэтому он способен осознать действительность Творца.

Эго, сплетенное из тонких ментальных сгустков, так же, как один из факторов проявленной энергии, протянуто во времени и отсутствует в настоящем моменте. Высшее «Я» - за пределами энергии, за пределами времени. Можно сказать, что тотальное сейчас, настоящее – это свойство истинного, высшего «Я» - причины всей проявленной реальности. Созерцание настоящего момента, непрерывного сейчас, выводит сознание на уровень высшего «Я» за пределами проявленного мира форм и времени, и приводит к просветлению. В этом и состоит основный секрет пути - когда практик, среди мира бесчисленных форм и ощущений, направляя внимание на момент сейчас, выуживает нить тончайшего сознания, ведущего к наивысшей цели.

Каждый сможет убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте, приложив соответствующие усилия в практике концентрации и правильное расслабление, безмятежность в спонтанной медитации. Часто новичок в начале пути переживает опыты доступные лишь мастерам по той причине, что новизна практики делает его ум сосредоточенным, свободным от мыслей. Новичку «везет», потому что он пребывает в состоянии незнания, в состоянии ученика. Как только начинающему практику начинает казаться, что он что-то понял, его концентрация заметно слабеет по той причине, что понимание, как фактор работы ума не позволяет пользоваться техниками, для которых необходимо интуитивное сознание. Ум будет придумывать десятки сложных способов для правильного погружения в медитацию. Ум никогда не сможет ни понять, ни обозначить адекватно в форме слов такую простую вещь как созерцание, простое наблюдение. Достаточно одной минуты однонаправленного созерцания без отвлечения на мысли, чтобы получить опыт мистических переживаний и расширение сознания.

Как уже упоминалось, восточные учения говорят о реальности, как об иллюзии, т.к. все формы в своей сущности состоят из различного рода энергии, которая на тончайшем уровне пустотна. И т.к. в пустоте не существует движения, время как таковое также иллюзорно. При нарастании ощущения реальности, вызванного «приближением» сознания к высшему «Я», мир форм растворяется, исчезает. Эго, мысли, чувства, материальные объекты - все это принадлежит к относительной реальности материи, «протянутой» во времени.

Как проявлением времени является движение, так в свою очередь, основным фактором пространства является сознание. Благодаря сознанию мы констатируем существование пространства. Здесь речь идет не о воображаемом нами пространстве, в котором, как мы считаем, находятся страны, материки и т.п., но о сущностном пространстве, которое каждый ощущает, когда его ум останавливается. Конечно, в этом пространстве находится все, оно – это своего рода фон, основа для других более грубых явлений. Здесь же, мы намеренно подчеркиваем разницу между идеей пространства и его реальным проявленным фактом, по той причине, что как концепция времени, таки и концепция пространства (сознания) принадлежат более грубой ментальной плоскости, по отношению к которой сущностные время и пространство носят коренной, причинный характер. Глобальное пространство (космическое сознание) порождает формы, одной из которых является человек, который в свою очередь «порождает» концепции.

В глубокой медитации мы отвлекаемся от грубых объектов, и возвращаемся к источнику. Сознание (пространство) первично, это коренной фактор, по своей тонкости наиболее приближенный к запредельности высшего «Я». Бесконечное пространство за пределами мира форм - самое тонкое состояние из «фиксируемых» высшим «Я». После него следует нирвана, наша исконная сущность чистого бытия.

Как пространство относится к сознанию, а время к энергии, так и материя является фактором любой проявленной формы. Если вспомнить теорию трех гун из йоги (закон трех по Гурджиеву), тогда пространство выступает как саттва – гуна сознания, гармонии и порядка, уравновешивающая сила. Время как раджас – гуна энергии, движения, активная сила. Материя как тамас – гуна инертности, устойчивости, фиксированной формы, пассивная сила. Чтобы преодолеть пассивную силу, инертность (тамас), необходима энергия, активная сила (раджас). Энергия, в свою очередь растворяется в сознании, уравновешивающей силе (саттва), через которую осуществляется выход на просветление. И так, материя растворяется во времени, время в пространстве и пространство в исконном состоянии чистого бытия.

Это не какая-то космическая катастрофа, это индивидуальная эволюция и рост сознания каждого существа во вселенной. В ходе практики это переживается, как устранение при помощи направленного тока энергии блоков засоряющих тонкие каналы тела и сознания. Вообще, любое движение, трансформация, становление относится ко времени. По достижению в медитации глубоких уровней сознания, ощущение энергии и какого-либо движения также постепенно уходит. Когда сознание выходит на постижение времени как непрерывного момента сейчас, свойством объекта, формы, или познания как такового, становится неподвижность, и тогда осуществляется переход к уровню пространства.

Реальность как таковая состоит из сочетания этих трех сил. Пространство содержит энергию, проявленную как время, которое приводит в движение материю, мир объектов. Высшее «Я» - бесформенный зритель, свидетель проявленной реальности, которая состоит из трех сил первозданной природы (пракрити).

Действие трех гун, также можно проследить в уровнях реальности. Физический мир – это тамас, мир материи. Астральный план – это раджас, мир энергии. Каузальный план – это саттва, мир сознания. В человеческой реальности проявлены все три плана, и в зависимости от преобладания одной из трех гун в сознании человека, будет преобладать действие определенного плана реальности. Обыватель, погруженный с сон разума, с преобладающей тамагуной, не будет видеть ничего кроме физической реальности. На уровне раджагуны, человек ощущает энергию, как первичный принцип реальности, астральный план просачивается в его жизнь, появляются осознанные сны, интуиция и др. На уровне саттвагуны, человек ощущает сознание как причину и сущность всей проявленной реальности. Его самоощущение похоже на огромное пространство, наполненное вибрирующей энергией. Просветленный человек – за пределами действия этих трех сил. Он способен с ними взаимодействовать, он осознает, что его тела, мысли и все наблюдаемые им формы, являются следствием взаимодействия исключительно этих трех сил. Однако он не подчинен им, его самоощущение за пределами этих трех сил на уровне высшей реальности.

В нашей реальности все три силы проявлены одновременно, однако у современного человека большая часть внимания прикована к материальной вселенной. В его жизни тамас проявляется как сон, лень, вялость и апатия. Раджас проявляется как подвижность, энергичность, деятельность. Саттва как ясность, радость и успокоение. Прямое переживание времени, энергии, пространства, сознания и самого существования от современного человека ускользают, либо он косвенно ощущает их, как вторичные проявления материи, когда в реале же все обстоит наоборот – материя является следствием более тонких причин.