Пять элементов

 

Тантрические учения разделяют реальность на пять составляющих элементов, стихий отличающихся уровнем плотности. Эти элементы: земля, вода, огонь, воздух и пространство. В йоге эти же элементы зовутся таттвами. Таттвы в свою очередь состоят из еще более тонких, первозданных неделимых трех гун. Названия таттв символические, то есть это не та земля, вода и огонь, которые человек видит каждый день. Таттвы – это силы, которые лежат в основе всей проявленной реальности. Их разделение на плотность условно, но именно на основе, например, элемента земли выстраивается вся плотная, физическая реальность. Часто, в качестве примера используется вода в разных ее состояниях. В замороженном состоянии льда она соответствует элементу земли, в своем обычном состоянии элементу воды. Если к воде приложить больше энергии она станет плазмой, соответствующей элементу огня. При ядерном синтезе вода переходит в состояние элемента воздуха, и далее на тончайшем уровне в состояние элемента пространства.

В тибетском буддизме считается, что каждый человек в момент смерти переживает опыт разрушения пяти стихий. Элемент земли поглощается элементом воды, вода растворяется в огне, огонь в воздухе и воздух в пространстве. Будда в "Удане" VIII, говорит:

"Истинно есть царство, где нет ни твердого, ни жидкого, ни жара, ни движения, ни этого мира, ни какого-либо другого мира, ни солнца, ни луны... Это, о монахи, Нерожденное, Невозникшее, Несозданное, Неоформленное. И если бы не было этого Нерожденного, этого Невозникшего, этого Несозданного, этого Неоформленного, то было бы невозможно спастись из этого мира рожденного, возникшего, созданного и оформленного".

Учения йоги и буддизма говорят о том, что человек, благодаря практике медитации, со временем переживает не разрушение элементов одного в другом, а переход сознания от грубых элементов к более тонким, их сублимацию одного в другом, заканчивая элементом пространства. То есть, эти пять стихий – это не просто материал, их сущность намного глубже. Если вернуться к разделению реальности на зрителя и объекты, которые он созерцает, то таттвы находятся на периферии – между зрителем и миром форм. В одном из проявлений их исконного состояния человек способен ощущать таттвы как свои пять чувств (индрий) восприятия: элемент пространства как слух, элемент воздуха как осязание, элемент огня, как зрение, элемент воды как вкус и элемент земли как обоняние.

Мы способны отличить изображение человека от изображения яблока. Но даже совершенно противоположные вещи воспринимаемые зрением, будут казаться однородными, если попытаться сравнить их с восприятием на слух, или на вкус. Изображение яблока будет похоже на изображение человека неизмеримо больше, нежели, изображение яблока на его вкус, или запах, т.к. зрение, вкус и запах – это проявления трех разных таттв. Возможно, такое сравнение может показаться странным, ведь, казалось бы, речь заходит о заурядных, почти обыденных вещах. Но в этом и заключается вся соль. Истина удивительно проста, любые сложности исходят от ума. Однако если немного оторваться от обывательского взгляда человека, который «знает», и попытаться, например, понять природу воспринимаемого глазами, для ума это будет совершенно непостижимо. Где возникают эти формы? В зеркале сознания, или во внешнем мире? Как форма обретает свои очертания? Это энергия? Попытайтесь именно прочувствовать этот процесс, не на концептуальном уровне ума и логики, но на уровне переживаний, как есть. Подобное осознание для обывателя будет проникновением в сферы ранее не осознаваемые, и по началу может вызвать удивление.

Можно сказать, что человек сам творит свою реальность именно благодаря таттвам, проявленным в наших органах восприятия. Мы настолько привыкли к нашим уникальным пяти чувствам, что даже не думаем о них, нас беспокоят лишь следствия, насколько хорошо они работают, не вызывают ли болезненных переживаний и т.п. Но человек лишь в очень редких случаях задается вопросом о том, почему восприятие реальности устроено именно так. Почему именно эти чувства? Почему они именно такие? Один и тот же объект мы воспринимаем в пяти различных сферах, связанных с каждым из пяти органов восприятия, но человека не заботит этот процесс, его волнуют объекты восприятия, но не само восприятие. Если немного углубиться, можно попробовать использовать интересную аллегорию.

Господь, чтобы как-то развлечь Душу даровал ей пять Божественных инструментов, своеобразных измерений в каждом из которых Душа была способна взаимодействовать с бесчисленными аспектами. Каждое измерение в его исконном обличье имело исключительно божественные качества чистоты, мира, покоя, ясности, гармонии и блаженства. Когда душа начинала всматриваться в отдельное измерение, она из интереса разбивала его на отдельные спектры. При этом все пять измерений, оказалось, были связаны одно с другим, их спектры стыковались в общих точках, порождая новые вселенные с многомерными объектами. По началу эти общие спектры переживались, как некая неуловимая рябь в каждом из пяти измерений. Но, по мере опыта, душа обнаруживала в каждом измерении невообразимую, бесконечную глубину. Так душа, играя, погружалась все больше в новые миры, существующие в этих измерениях, постепенно забывая об изначальных, идеальных свойствах каждого из них.

Как рыба, погруженная в аквариум, ощущает его полноценной, конечной реальностью, и способна рассматривать лишь его отдельные части, не будучи способной увидеть его в целом, так и душа, потерявшая связь с Единым, все больше погружалась в бесконечные частности иллюзорного мира объектов. Сами по себе объекты ощущаются как основательные, реальные т.к. их причина лежит за рамками познания человека, забывшего свою истинную природу. На самом же деле, объекты являются своеобразным искажением, всего лишь преломлением в спектрах пяти измерений нашего восприятия.

Во время практики медитации мы отвлекаем внимание от бесконечных частностей, с целью вернуть его к основе, к нашей исконной природе. Если объектом медитации является, например звук флейты, цель практика медитации в том, чтобы перестать думать о звуке и просто слушать. Ни какая частная мысль не способна постичь более тонкую грань реальности, связанную с вселенной звука, поэтому обдумывание того, как нам выполнять эту практику, может быть преддверием практики, но не самой практикой. Во время медитации на звук, вы просто слушаете звук, исключив отвлечение на любые мысли. Когда внимание достигает однонаправленности, вы перестаете цепляться за отдельные фрагменты звука, и тогда происходит погружение в чистое, изначальное измерение звука. Это ощущение похоже на удивительное пространство безбрежной свободы. За пределами этих переживаний вы все вспоминаете, круг реальности замыкается, и душа погружается в свою собственную исконную природу чистого бытия.