Пустота

 

О гранях пустотного бытия связанных со временем уже говорилось в первой книге в главе «парадокс восприятия реальности. В этой же главе речь пойдет больше о таком аспекте пустоты как пространство.

Тантрические учения говорят о том, что пустотность воспринимаемого мира ощущается, когда вы отвлекаете внимание от ментальной деятельности. Созерцание неподвижной пустоты приносит ни с чем несравнимое успокоение и невозмутимость. Качества пустоты сложно выразить, т.к. мысли всегда относятся к миру объектов. В определенном смысле все происходящее также является пустотой. Но разум, проводящий различие, разделяет пустоту на многообразные спектры, и тогда обнаруживаются отдельные объекты. Сами по себе объекты состоят из отдельных мельчайших частиц: молекул и атомов. Но и эти частицы не являются абсолютно плотными, иначе вес любого объекта был бы бесконечно большим. Атом состоит из протонов, нейтронов и электронов, которые, по сути, являются чистой энергией.

Во время однонаправленной медитации мы приходим к созерцанию тончайших аспектов реальности. Различая бесконечно малое, мы сталкиваемся с бесконечно великим - с пустотой не ограниченной формой и расстояниями. При растворении первоэлементов мы обнаруживаем это исконное наивысшее, бесформенное состояние чистого бытия и свободы.

Самые малые «элементарные» частицы на тончайшем уровне имеют волновую природу. Квантовая механика рассматривает природу реальности и как материальную, и как волновую, энергетическую одновременно. Волновая природа запредельна ментальному познанию, т.к. мысли по определению не могут выразить то из чего сами же и состоят - из более тонких элементов. Волновая природа доступна прямому «сущностному» познанию. На уровне мыслей можно сказать, что это некая парадоксальная энергия, не имеющая четких характеристик, пребывающая одновременно в любых местах вселенной, и способная преодолевать мгновенно любые расстояния. Она является посредником между реальностью пространства, времени и действительностью за пределами этих категорий. Ее свойства просты и в то же время бесконечно сложны и многогранны, если разделяются на спектры. Концентрируясь в едином потоке, эта энергия порождает реальность, создает видимость более плотных элементов. То есть как таковые, плотность и материальность вселенной - категории весьма относительные и даже условные, т.к. составляющие первоэлементов видимой физической реальности не имеют какой бы то ни было устойчивой основы.

Уровень плотности вселенной можно условно разделить на следующие подуровни:

1 Плотный мир. Физически осязаемые предметы.

2 Вода, жидкость.

3 Газообразные субстанции.

4 Эфирные субстанции.

5 Астральные энергии, чувства.

6 Ментальные энергии, мысли.

7 Каузальные энергии, сознание.

8 Чистое существование, уровень Атмана.

Первые семь уровней по степени вибрации соответствуют семи энергетическим центрам (чакрам) в теле человека. Таттвы в изначальном состоянии по уровню плотности относятся к седьмому уровню.

У любого разумного человека нет никаких сомнений в том, что тонкая энергия существует, даже если она ощущается им, лишь как чувства, мысли, сознание и само существование.

Уровень каузального (причинного) плана соответствует «началу» творения реальности. На этом тончайшем, запредельном для человеческого ума уровне действительности изначально прописана, заложена вся информация о предстоящем творении, уплотнении в более грубые планы. Переживание пустоты относится к высшему каузальному плану в том виде, когда его первичная волновая субстанция пребывает в равновесии, не порождая видимости плотных объектов.

Физическую реальность мы различаем как плотную и твердую благодаря привычным импульсам, исходящим от тела. Мы привыкли к этим импульсам и не всматриваемся в их природу, которая при условии проницательного созерцания открывается как невыразимая пустота, без всякой основы. Если обратить внимание на фактор пространства можно уловить тонкое расширение сознания, охватывающее спектр пространства не как точку на горизонте, а как переживание наполненного, тонкого, объемного существования. По началу эта грань воспринимается неуловимой, слишком тонкой для восприятия, и кажется, что почти невозможно на ней концентрироваться длительный промежуток времени. Но со временем, по ходу практики медитации, месяц за месяцем вы все больше привыкаете к этой свободе, ведь на самом деле, самый большой барьер, сдерживающий расширения сознания – это наше собственное сомнение и отсутствие веры.

Также, для того, чтобы прийти к переживанию пустоты - подходит практика созерцания возникновения, начала мысли и ее растворения, окончания. Эта практика позволяет осознать тот факт, что мысль возникает из тончайшего пустотного пространства. Существование чистого сознания – это свобода, бессмертие и независимость от каких-либо материальных стимулов. Вы всегда были этим бытием. Меняется лишь материя.

Одним из экзистенциальных вопросов, иногда возникающих при изучении философии и практики истинных учений, является вопрос о существовании высшего «Я», как единого целого, или же разделенного на множество «Я» присущих каждому отдельному индивиду. Некоторые практики утверждают, что Пуруш много, у каждого есть свой Пуруша, и все они являются каплями в океане Единого Брахмана. Другие говорят о Едином высшем «Я», Атмане, который всегда один и неделим для всех существ.

На самом деле это не имеет значения, т.к. даже если бы высших «Я» могло быть много, то не было бы ни какого различия между множеством идентичных «Я». И т.к. высшее «Я» имеет однородную, идеальную, природу чистого, ни чем не окрашенного абсолютного существования - невозможно существование, как таковое поделить на два, три и более. Даже, если представить себе такое разделенное на разные части существование, то между этими частями должен стоять аспект небытия, отделяющий одно бытие от другого, и должен наличествовать некий еще более тонкий фактор, вышестоящий над этими существованиями, чтобы можно было констатировать их наличие. Но т.к. все, что только может быть, объективно происходит в рамках существования, то не может пребывать ничего за его пределами. И в то же время необходимо всегда помнить, что законы логики рушатся, и теряют свою основательность, соприкасаясь с этими категориями.

Атман не подвержен каким-либо изменениям и является созерцающим субъектом. В этом смысле Атман является единственным совершенным прибежищем. Все, что Атман созерцает подвержено постоянным переменам. Жизнь и смерть как одно целое, как проявление и растворение происходят одновременно. Фактор пустотного существования не ощущается большинством людей в силу привязанности к переживанию знакомой, плотной реальности, создающей иллюзию устойчивости. Безжизненность и мрак пустоты являются проекциями ума, неспособного иначе, адекватно отразить ее безграничную свободу. Ум переживает шок, сталкиваясь с пустотой за пределами его двойственных построений. Ясное сознание, напротив, переживает пустоту, как свет и высшее блаженство, наполненное самой сутью жизни.

В Гхеранда Самхите сказано:

«Погрузи себя в небесное пространство (кха), а пространство помести в себя. Увидя себя состоящим из пространства он (садхака) не связывается ничем. Став вечно наполненным блаженством (садананда-мая), человек пребывает в самадхи».

Иллюзорная устойчивость материи, как заслонка мешает свободному току энергии, фиксирует и центрирует ощущение реальности, создает ощущение отдельного существования. По мере расслабления и растворения этой напряженной «устойчивости», энергия циркулирует все более свободно. Процесс ощущается так, словно некий плотный ком (в макушке) пронзается энергией и самосознание расширяется, возникает удивительное парадоксальное переживание свободы без начала, конца, без какой-либо фиксации вообще. Плотные объекты остаются, но уже не являются единственными, основными в спектре внимания. Они словно подвешены в пустоте без верха, низа и каких-либо координат, и сами пропитаны этой пустотой и состоят из нее. И так было всегда, просто осознание этого факта сдерживалось неготовностью разума принять эти факты, интегрировав их со своим опытом.

Мы ищем самих себя в других, в друзьях, любимых, в событиях, достижениях, пытаясь зафиксировать иллюзорное, преходящее самоощущение как можно дольше, сделать смертное вечным. Так мы теряем связь с единственным, реальным, абсолютно устойчивым своим собственным высшим «Я».