Письмо 8

Общие и отличительные черты между человеком и животным.

Человекединственное существо, обладающее совершенной рукой.

При помощи руки он создает что-либо и делает добро своим ближним.

Этой же рукой он бьет, убивает и причиняет вред.

Рукой своей он развращает и оскверняет себя самого.

Дорогой мой друг Гаврик! По просьбе твоего отца я продолжу с тобой еще на некоторое время наши беседы. Сегодня вечером я хочу обратить твое внимание на некоторое сходство между жи­вотными и людьми, которого ты мог и не заме­тить.

Ты должен запомнить, что между человеком и животным существует сходство, хотя Бог по­ставил человека над всеми животными, одарил умом, так что он может думать и размышлять. Бог дал ему и нравственное чувство для того, что­бы он мог различать хорошее от плохого. Дал со­весть, которая одобряет хорошее и порицает пло­хое.

Но человек может извратить свои умственные способности и направить их на зло и вред себе и своим ближним, поступая против воли Бога.

Он может ослабить свое нравственное чувство так же, как и умственную деятельность, когда не упражняет его должным образом. Последнее происходит, когда мальчик не ходит в школу и не заботится о развитии и дисциплине своего ума. Ты можешь наблюдать то же явление, когда мальчики не ходят в воскресную школу, не слу­шают проповеди Слова Божьего и отказываются читать хорошие книги, искажая таким образом свое нравственное чувство. Люди могут оставать­ся и часто остаются глухи к велениям совести, пока, наконец, совесть их не притупится оконча­тельно. Это подобно тому, как ты, когда заво­дишь будильник в своей комнате на пять часов утра, чтобы встать рано, в первое утро при звоне будильника пугаешься и сразу вскакиваешь с постели. Если ты немедленно встанешь и оде­нешься, то потом каждое утро будешь просы­паться и вставать в одно и то же время до тех пор, пока захочешь отзываться на его звон. Когда же будильник звонит, а ты говоришь себе, что мож­но еще поспать, и спишь, пока мать или отец не разбудят тебя, то на следующее утро при звон­ке будильника ты, может быть, и проснешься, но если опять уснешь, повторяя то же самое, тогда после трех-четырех дней при звоне будильника ты уже ни за что не встанешь.

То же самое и с совестью. Если мы прислуши­ваемся к ее голосу с самого начала, все идет как следует. Но когда мы становимся равнодушными к тому, порицает или одобряет она наши поступ­ки, то через некоторое время мы становимся со­вершенно глухими к ее призывам, и не потому, что совесть не предостерегает нас, подобно бу­дильнику, который не перестает звонить, но по­тому, что мы некоторое время не слушали ее го­лоса, и чувство наше притупилось. Мы становим­ся глухими к велениям совести, начинаем гре­шить открыто, как будто бы у нас совсем не было совести.

Итак, ты видишь, что, хотя человек и имеет сходство с животными, он возвышается над ни­ми, будучи одарен нравственным чувством и со­вестью, данные ему Богом.

Теперь я хочу обратить твое внимание на некоторое замечательное сходство и различие между человеческим телом и телом других жи­вотных. Если ты начнешь ходить на четверень­ках по полу, ты заметишь, что между твоим те­лом и телом четвероногих есть большое сходство. В этом положении ты увидишь также, что твои руки похожи на передние лапы животных. Одна­ко у некоторых животных, например, у лошади или коровы, пальцы на ногах собраны в копыто, раздвоенное у коровы, которое по форме напоми­нает руку с расширенными пальцами. Если же ты будешь стоять на ногах и, отведя руки назад, поднимешь их вверх, слегка нагнувшись вперед, то увидишь, что в этом положении строение тво­его тела похоже на строение тела птицы. Твои ноги будут соответствовать ее лапам, и твои ру­ки—ее крыльям.

Изучение подобного сходства ученые называ­ют сравнительной анатомией. Итак, ты видишь, некоторое сходство в форме и строении нашего те­ла и тел некоторых животных.

Но есть одна физическая особенность, которая отличает человека от животных. В отличие от животных, Господь даровал человеку совершен­ную руку. Даже с нашими умственными способ­ностями, если бы Господь не дал нам нашей со­вершенной руки, нам было бы физически невоз­можно приподняться над уровнем самых низших животных.

Рукой человек приготавливает себе пищу, го­товит лекарство, шьет одежду, строит жилые до­ма, пишет и печатает книги, прокладывает же­лезные дороги, строит машины, скорость кото­рых превосходит птичий полет. Все это, несомнен­но, сообразно воле Бога.

Но человек делает не одно лишь добро своей рукой: ею же он причиняет страдания и вред сво­им ближним. Он строит смертоносное оружие, уничтожая себе подобных людей на войне. Дви­жимый своим злым сердцем и поддерживаемый злым духом и другими побуждениями, человек пользуется своей рукой для совершения многих, неугодных Богу дел.

Странно сказать, но человек—единственное существо, которое постоянно и упорно развраща­ет и оскверняет свое собственное тело, и это было бы ему невозможно делать, если бы Господь не да­ровал ему руку, которую Он предназначил, ко­нечно, не для этого, а для великой помощи и благо­словенной жизни человека на земле.

Чтобы человек не пользовался рукой с целью осквернения своего собственного тела и не оскор­блял своих ближних, Господь даровал человеку разум, нравственное чувство и совесть, в послу­шании которым рука может быть для него источ­ником помощи и великих дел, а не средством раз­врата и вреда, навлекающего на него проклятие и гибель.