Письмо 17

Пища и упражнения для ума. Интеллект может голодать.

Ум питается через глаза, зрение, слух и другие чувства. Чистая пища для ума, как и для тела.

Духовная пища должна быть хорошего качества.

Плохие и хорошие книги.

Шесть важных правил для развлечений.

Дорогой мой друг Гаврик! То, о чем я говорил третьего дня и вчера вечером относительно пищи, физических упражнений и развлечений для здоро­вья нашего тела, так же справедливо и относитель­но пищи, физических упражнений и развлечений для здоровья и развития нашего ума. Ум нуждает­ся в питании или пище так же, как и тело.

Нетронутые умственные силы должны быть вызваны к деятельности, но ум также нуждается в отдыхе и развлечениях. Пища для физических сил входит в тело только через рот, пища для мозга входит в тело через глаза, уши и каждое из пяти внешних чувств. Если ты закроешь рот на­всегда, как это бывает при некоторых болезнях, то тело умрет от голода, таким же образом, если ты закроешь пять путей к мозгу, то он тоже ум­рет от голода. Ты видел многих людей со слабым телом из-за недостатка питательной пищи. По­добным же образом люди могут иметь слабый и немощный ум от недостатка умственной пищи. Мозг, подобно телу, может умирать не от отсут­ствия пищи, а от плохого ее качества. Мало того, имея пищу хорошего качества, люди все же мо­гут умирать от истощения и даже при наполнен­ном желудке, потому что они едят так неумело и в таком чрезмерном количестве, что приводят желудок в болезненное состояние. Ты должен помнить, что не количество съедаемой пищи да­ет нам силу и питание.

Отсюда ты можешь сделать вывод, как важно, чтобы мальчик вдумчиво и внимательно относился ко всему тому, что он видит и слышит вокруг себя, и к тем впечатлениям, которые доходят до нашего мозга. Не только то, что мы видим и слы­шим, дает силу нашему уму и делает нас разум­ными и мудрыми, но и то, что мы думаем обо всем виденном и слышанном и внутренне переварива­ем. Когда ты учишься, отдавай себе отчет в том, чему ты учишься, и после того, как ты выучил уроки, думай о том, чему ты научился. Таким об­разом, ты усваиваешь, или, иначе говоря, перева­риваешь то, что входит в голову, так же, как ты перевариваешь то, что поступает в желудок.

Будь очень осторожен в выборе того, чем ты питаешь свой ум.

Как ты не взял бы в рот никакой грязной пи­щи, так не допускай, чтобы какая-нибудь нечисто­та входила в твой ум, будь то через книги, газеты или уста других. Как ты бережешь желудок, так береги и свой ум.

Ты, разумеется, видел мальчиков, которые очень много читают. Они пренебрегают ради чте­ния своими важными обязанностями и как по до­роге в школу, так и в классе читают, читают без конца. И все же, вместо того, чтобы стать умнее, они бывают ограниченными и невежественными. Причина этого не в том, что они не читают, а в том, что те книги, которые они читают, вредны, и ум их умирает от голода и слабеет изо дня в день и из го­да в год.

Как я тебе уже говорил в предыдущих бесе­дах, ты не можешь причинить вред своему телу, не причинив вреда своему уму; совершенно так же ты не можешь развращать или калечить свой ум, не причиняя этим вреда и своему телу. Читай книги по истории, о науке и искусстве, о жизни знаменитых людей, читай о морали и религии, но не читай любую книгу, которая попадется под руку. Мир полон хороших книг, и существует столько вещей, которые тебе необходимо знать из действительной жизни, не знать которые стыдно. Ты не должен позволять себе терять время на чте­ние плохих книг.

У тебя от природы хорошие умственные способ­ности, которым необходимо питаться, точно так же у тебя есть и нравственная, духовная природа, требующая своей пищи. Подобно тому, как здоро­вое тело требует пищи, а ум—знания, так же со­вершенно здоровая духовная природа стремится к Богу и к постижению духовных истин. Если ты откажешься от христианского влияния своей се­мьи, от воскресной школы, от церкви, от Библии, хороших религиозных книг и общества христиан, то твоя духовная природа умрет от голода, станет слабой и недостойной того, кого Бог создал по об­разу своему и подобию. Питай свою физическую природу, но питай также и свою умственную и нравственную натуру. Давай отдых и доставляй своему уму развлечения, подобно тому, как ты их доставляешь своему телу. Это необходимо для тво­его здоровья. Ввиду того, что развлечения для ум­ственной жизни имеют подобное же значение, как и для жизни тела, я и хочу с тобой теперь побеседо­вать об этом. Существует много видов развлече­ний. Некоторые из них бесспорно хороши, некото­рые сомнительны, а некоторые вредны.

Я не могу сейчас вдаваться в подробности, но могу указать те правила, которыми можно руко­водствоваться в этих случаях.

Во-первых, никогда не позволяй себе таких развлечений, которые требуют большой затраты денег. Удовольствие есть лишь развлечение, и для того, чтобы быть хорошим, оно не должно требовать для себя никаких материальных жертв.

Во-вторых, оно должно быть такого рода, что­бы доставлять истинное развлечение и отдых, требуемые условиями твоей жизни. Оно не долж­но быть только пустой забавой.

В-третьих, твои удовольствия не должны на­рушать права других или же вводить кого-либо в соблазн.

В-четвертых, развлечение, которое делается на­столько привлекательным, что ради него начинают пренебрегать семьей, религиозными обязанностя­ми или же делами, вредно и его нужно избегать.

В-пятых, те развлечения, которые при увлече­нии ими внушают отвращение к обыкновенным жизненным обязанностям человека и отвлекают его от них, т. е. отвращают мысли подмастерья от инструментов, потому что это не кинжалы, куз­нечного подмастерья от его кожаного фартука, потому что это не мантия принца, пастуха от его стада, потому что это не лютые звери и не разъя­ренные быки на арене, опасны, вредны и предосу­дительны.

В-шестых, развлечения, которые оскорбляют нравственные чувства, внушают религиозные сомне­ния или заставляют думать меньше о своей семье, которые облачают порок в привлекательные фор­мы и вызывают страсти или же притупляют нрав­ственное чувство, опасны, и их необходимо избе­гать.

Относись к развлечениям вдумчиво, созна­тельно и осторожно.

Подобно тому, как работа может выполняться с таким удовольствием и увлечением, что превра­щается в постоянное развлечение, точно так же и умственная работа может вызывать энтузиазм и удовольствие, вносящие в сферу умственной жизни элемент, который делает развлечения столь привлекательными и полезными.

Если у нас будет правильное и разумное отноше­ние к нашей работе, то ни отдых, ни развлечения не послужат к нашему соблазну и не подвергнут нас серьезным опасностям.