Письмо 18

Преимущества окружающей обстановки.

Чем больше у человека преимуществ, тем больше на нем лежит ответственности.

Наш. долг относительно тех, которые находятся в худших условиях.

Долг спасенных перед находящимся еще в опасности.

Много грехов по незнанию.

Враги себе, обществу и государству.

Спасенные от падения.

Устраняй опасности от пути других.

Дорогой мой друг Гаврик! После того, что я сказал тебе в своих беседах, я уверен, что такой ум­ный мальчик, каким я тебя считаю, будет благо­дарен Богу за то, что Он поставил тебя в такие благо­приятные условия и дал тебе такую семью. Доб­рые родители охраняли тебя от зла и его печаль­ных последствий, которые развращают и осквер­няют жизнь многих мальчиков. Поэтому ты дол­жен помнить, что когда мы находимся в лучших условиях, чем другие, то этим мы обязаны не се­бе, а нашему доброму Отцу Небесному, поставив­шему нас в такие условия, что окружающее вли­яние и друзья помогли нам стать лучше некото­рых других. Если бы эти другие пользовались те­ми же благоприятными условиями и преимуще­ствами, быть может, они стали бы такими же, как мы. И не правда ли, что если бы мы родились в окружающей их среде, возможно, и мы стали бы такими же, как и они. И не правда ли, что на детях Божьих лежит ответственность относи­тельно других невежественных и испорченных детей, которые могут страдать от печального по­следствия своего порока, если мы с тобой не по­стараемся сделать для них то, что другие постара­лись сделать для нас.

Если бы ты спал среди врагов, сговорившихся погубить тебя, и кто-нибудь из добрых друзей по­мешал этому и спас тебя, то разве не естественно, что ты после пробуждения от сна, видя врагов и опасность, которую ты избежал, и, зная, что другие могут быть спасены от такой же опасности только тогда, когда кто-нибудь также разбудит и поднимет их, не сделал бы то же самое? Очевид­но, что наш долг состоит в том, чтобы будить, пре­дупреждать и спасать всех, кто подвергается вли­янию разврата и греха, и делать все возможное для того, чтобы освобождать и спасать порочных людей. Многие грешат подобным образом просто потому, что никто не предупредил их о плохих последствиях.

Будущая жизнь таких мальчиков зависит от того, что сделают для них другие в этом направ­лении. Если они предупреждены и осведомлены о пагубных последствиях тайного порока, то им легко будет стать почтенными и полезными гражданами. Но если никто не заботится об их спасении, то испорченные мальчики и разврат­ные мужчины своим плохим и губительным вли­янием становятся врагами самих себя, общества в широком смысле слова, государства и нации. Если они могут быть спасены, то их нужно спа­сать, пока они молоды и привычка к пороку не укоренилась в них. Им можно помочь, указав, что порок, в какой бы то ни было форме, есть враг их собственного счастья и благосостояния, а так­же дать им почувствовать, что эти привычки ненавистны в глазах целомудренных, хороших людей и греховны перед лицом Божьим.

Испорченные мальчики и развратные мужчи­ны бывают очень деятельны в своих усилиях сби­вать других с пути истины. Они не пропускают ни одного случая для того, чтобы распространять по­всюду плохие мысли и порочные привычки. По­чему же ты и другие хорошие люди не должны стремиться распространять полезные и благо­творные сведения, которые могли бы спасти дру­гих от греха, физического истощения и расслаб­ления и, быть может, даже от погибели?

На этой почве мальчики легко сближаются друг с другом, чего никак нельзя сказать по отно­шению к взрослым. Как мальчик, ты легко мо­жешь коснуться этого вопроса с другими ребята­ми, в особенности тогда, когда этого рода вопросы затронуты в первый раз в разговоре или же на них делаются еще только намеки. Если бы ты мог спа­сти хоть одного мальчика от порока и греха, ты этим сделал бы очень доброе дело. Вернуть хоть од­ного человека, сбившегося с правильного пути, значит оказать хорошую услугу обществу. Но ведь очевидно, что спасти то же самое лицо до начала падения, предупредив его от дурных и вредных привычек, было бы гораздо лучше. Это было бы по­добно тому, как если бы я пошел в дом бедного че­ловека и стал бы ухаживать за ним в течение не­скольких недель, потому что он сломал себе ногу вследствие падения, вызванного попавшейся под ноги банановой корки. Конечно, я оказал бы ему тем самым хорошую услугу. Но разве не очевидно, что мне было бы гораздо легче и для моего бедного соседа было бы гораздо лучше, если бы, проходя по улице, я толкнул ногой банановую корку подаль­ше и этим одним маленьким усилием устранил с его пути подобную преграду и предупредил этим возможность падения. Мое старание спасти его от падения было бы легче и действеннее всего того, что я мог бы сделать, ухаживая за ним после паде­ния, которое могло быть предупреждено с моей стороны самым незначительным усилием.

Так и ты можешь стараться удалять зло и опасность с пути других мальчиков и в особен­ности тех, которые моложе тебя. Никогда не под­нимай мальчика на смех, потому что это может заглушить в нем чувство стыда, которое впослед­ствии может оказаться столь благодетельным для него, когда он пожелает исправиться. Доведенный твоим смехом до отчаяния, он из чувства уп­рямства потеряет всякую веру в скромность и стыд. Советуй таким мальчикам читать хоро­шие книги по этому вопросу.

Некоторые ребята оказывают величайшую ус­лугу другим, одалживая им для чтения хорошие книги такого направления. Я знал мальчика, ко­торый спас более пятидесяти других ребят таким путем.

Для того, чтобы ты был вполне осведомлен в этом вопросе и стал бы способен внушать хоро­шие мысли и давать советы другим, к кому ты хо­чешь отнестись сочувственно и оказать помощь, я завтра вечером, прежде, чем закончить беседы, дам тебе еще несколько полезных советов. Это со­веты для тех, кто хочет сделать усилие и восста­новить, по мере возможности, то, что они потеря­ли из-за своего невежества или же преднамерен­ного греха.

Затем я могу закончить свои беседы с тобой, рассказав кое-что о переменах в твоем теле, кото­рые ты должен ожидать через несколько лет. Я приготовлю тебя таким образом к предстоящему испытанию, предупредив об опасностях, которые могут встретиться тогда на твоем пути.