рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МИР КАК ЦЕЛОЕ

МИР КАК ЦЕЛОЕ - раздел Психология, Синергетика: становление нелинейного мышления Анализ Революции В Квантовой Релятивистской Физике, Проведенный Нами В Первой...

Анализ революции в квантовой релятивистской физике, проведенный нами в первой главе, показал, какие миро­воззренческие и методологические проблемы возникают при реализации новой физической исследовательской программы унитарных калибровочных теорий как прог­раммы теоретико-физического описания развивающихся объектов. А если учесть, что в органически связанных с этой программой космологических приложениях унитар­ных калибровочных теорий в качестве их предмета высту­пает становление нашего мира как одного из мно­жества миров, становится очевидной настоятельная не­обходимость переосмысления ряда философских положе-

ний. Это переосмысление именно того типа, о котором Ф. Энгельс писал: «С каждым составляющим эпоху от­крытием даже в естественноисторической области мате­риализм неизбежно должен изменять свою форму» [2, 286]. Нам представляется, соображения Ф. Энгельса о натурфилософии, высказанные им, в частности, в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фи­лософии», могут послужить путеводной нитью в понима­нии не только необходимости развития всех разделов фи­лософской науки, но и того вреда, который приносит иг­норирование достижений в разработке философских воп­росов естествознания специалистами других областей диалектического материализма.

Ф. Энгельс подчеркивал, что теперь, когда «с помощью фактов, доставленных самим эмпирическим естествозна­нием, можно в довольно систематической форме дать об­щую картину природы как связного целого...—теперь на­турфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад» [2, 304—305]. Нелишне будет отметить, что, по Энгельсу, эта картина природы будет «удовлетворительной для на­шего времени».

Никто из уважающих себя марксистов, конечно, созна­тельно натурфилософию не возрождает. Да и ориентиро­вание на данные естественных наук при обращении к на­учной картине природы стало доброй традицией послед­них десятилетий развития нашей философской науки. Где же подстерегает нас натурфилософская опасность?

Как ни парадоксально это звучит, она — в самом ядре наших философских построений, в формулировке основ­ных положений философской системы. Диалектика абсо­лютной и относительной истины такова, что даже при опе­рировании всеобщими категориями человеческого мышле­ния не следует забывать, что они не только отражение всеобщих форм бытия, но и ступени познания. Понятия, сопоставляемые со всеобщими категориями, способы по­нимания ответов, даваемых практикой на вечные фило­софские вопросы, с неизбежностью несут на себе печать своего времени. Развитие практики человечества на каж­дом из своих этапов заново проверяет наличные форму­лировки, открывая возможость для их освобождения от окалины частного, требуя возрождения их всеобщности в огне философской мыли. Вечными являются вопросы фи­лософии, а ответы на них, полученные нами в наследство от наших гениальных предшественников, мы должны по­стоянно поддерживать в соответствии с историческим уров-

нем развития общества, и в частности с уровнем развития естествознания. Именно тогда, когда о последнем обстоя­тельстве забывают, и появляется натурфилософский на­лет на понятиях, соотносимых со всеобщими философски­ми категориями.

Так, естественное для картины мира XIX в. ассоциирование бесконечности материи с пространственной и вре­менной бесконечностью Вселенной, взятой в ее метриче­ском аспекте, проявляет свою ограниченность в XX в. А между тем в учебнике «Основы марксистско-ленинской философии» для вузов под редакцией академика В. Ф. Константинова в параграфе, посвященном катего­риям пространства и времени, утверждение «материя бес­конечна и в своих пространственных формах бытия» под­крепляется ссылкой на данные космологии о том, что пространство окружающей нас области Вселенной «имеет отрицательную кривизну и незамкнуто (средняя плотность вещества составляет примерно 10-31 г/см3)» [60, 62] Следует отметить, что значение средней плотности вещест­ва во Вселенной еще не установлено наукой, и приводить определенную цифру (выбрав ту, которая соответствует варианту метрической бесконечности) в учебнике по фи. лософии рано. А главное, связывать проблему бесконеч­ности материи с метрической конечностью или бесконеч­ностью пространства нашей Вселенной в одной из конк­ретно-научных космологических моделей, введение кото­рой основано на ряде идеализирующих допущений, мето­дологически неграмотно! Неужели решение основного вопроса философии, определяющее бесконечность матери­альной субстанции как первичного, зависит от того, явля­ется ли кривизна нашей Вселенной положительной или отрицательной и соответственно пространство конечно или бесконечно? Как же тогда быть с теми космологическими моделями, в которых метрическая бесконечность прост­ранства относительна и при перемене системы отсчета мо­жет стать конечной?

Нужда в подтасовке научных данных возникает, ко­нечно, не потому, что выводы естествознания не могут быть осмыслены с позиций диалектического материализ­ма. В те же годы, когда публиковался и переиздавался дитируемый учебник, в советской методологии науки А. М. Мостепаненко [54, 310] была разработана идея не­исчерпаемости пространственно-временных форм сущест­вования материи, логически следующая из ленинского принципа неисчерпаемости материи. Пространственно-вре­менная бесконечность материи рассматривается здесь как

качественная неисчерпаемость пространственно-временных форм ее существования и не сводится к метрическому, ко­личественному аспекту конечности или бесконечности осо­бых форм существования материи в нашей области Все­ленной, отраженному с исторически ограниченной точ­ностью в космологических моделях. Настаивание на по­добном понимании вопреки данным науки и ведет к натурфилософским издержкам, тем более досадным, что сформулированный еще в начале века принцип неисчер­паемости материи открывал путь развития диалектическо­го материализма в разработке проблемы бесконечности материи как первичного.

Кроме проблемы бесконечности материи, по-новому сейчас ставится вопрос о понятии «мир» в контексте проб­лемы материального единства мира. Универсализация идеи развития в современной научной картине мира под­вела к утверждению эволюционистского подхода в физике и космологии. При этом мир как целое в его становлении, развитии и гибели становится объектом физических и кос­мологических теорий. Эта постановка вопроса органично связана с идеей множества миров. Таким образом, для ме­тодологически корректного оперирования понятиями не­обходимо их четкое различение. Так, всю полноту возмож­ностей существования материи имеет смысл ассоцииро­вать с понятием «универсум», а понятие «мир» рассмат­ривать .как материю, задержанную в своей особенности [42, 45—94]. Тогда понимание материального единства соотносится в общефилософском смысле с универсумом, а материальное единство мира приобретает четкое выра­жение в его гармонии, фиксируемой в физической карти­не мира через принципы симметрии (и их нарушение), су­ществование универсальных постоянных и т. д.

Новый взгляд на мир (отводящий, кстати говоря, че­ловеку более почетное место, чем картина мира классиче­ской физики) является одним из результатов современ­ной революции в естествознании. Другим важнейшим дос­тижением этой революции, которое также имеет большое мировоззренческое значение, является создание неравно­весной термодинамики открытых систем, полностью опро­вергнувшей теорию «тепловой смерти Вселенной». Термо­динамически обосновывая естественность протекания про­цессов с усложнением организации (локальным уменьше­нием энтропии), эта теория является важным моментом нового объединяющего направления в науке — синергети­ки. Выше уже показано, что синергетика как новая обще­научная исследовательская программа теоретического

описания процессов самоорганизации в живой и неживой природе требует пересмотра многих устаревших методоло­гических установок в области физики.

Так, при рассмотрении процессов самоорганизации не­достаточно редукционистского понимания категорий «сис­тема» и «структура», использовавшихся в методологии физики при описании устойчивых равновесных систем, свойства которых полностью определяются взаимодейст­вием элементов, а понятие связи сводится к актуально осуществляющемуся взаимодействию этих элементов. Са­моорганизация в нелинейных средах позволяет говорить о «становлении системы целым» (К. Маркс), когда эле­менты среды или их совокупности приобретают статус ча­стей целого, когда свойства частей определяются свойст­вами целого, а не наоборот.

В еще большей степени применим такой подход к рас­смотрению становления нашего мира, взятого в его физи­ческом и космологическом аспектах, т. е. выступающего в качестве предмета унитарных калибровочных физических теорий и основанных на них космологических моделей. Такая теоретическая реконструкция становления мира де­монстрирует то обстоятельство, что обнаруживаемые гар­мония и целостность нашего мира (проявляющиеся, в частности, в подчинении фундаментальных законов его существования определенным глобальным и соответствую­щим образом нарушенным локальным симметриям) явля­ются результатом генетического единства элементов мира и их взаимодействий. Действительно, образование всего набора элементарных частиц и их взаимодействий оказы­вается результатом спонтанного нарушения исходных сим­метрии как последовательного раздвоения единого.

Здесь полезно различение единства (unita) и целост­ности (totalita), проводившееся, в частности, представи-гелями философии Возрождения [48, 328]. В нашем слу­чае единство является исходным моментом, обеспечивая целостность как результат действия единых в своей сущ­ности законов по отношению к единым по своему проис­хождению объектам.

При этом прежде всего речь идет о целостности тако­го объекта, как мир. «Мир — это форма тотальности яв­лений в границах определенного типа реальности, комп­лекса материальных условий бытия, раскрывающего пре­дельную сферу функционирования фундаментальных за­кономерностей, самодостаточных для детерминации всего многоразличия этого бытия и выявления его самодеятель­ности. Понятие «мир» дает представление о такой форме

единства объектов (миропорядке), которая характеризует самодеятельность материи» [42, 65].

Такое философское определение понятия «мир» дает четкие ориентации при его экспликации в физических и космологических теориях, а также при построении физиче­ской картины мира. Мир в современных космологических приложениях унитарных калибровочных теорий выступает как одна из многих «раздувающихся вселенных» [47, 177—214], возникающих как флуктуации первичного ва­куума, естественные в условиях его предполагаемой хао­тичности. Применение к становлению мира принципов си­нергетики позволяет понять это становление как самоор­ганизацию, а развертывание многообразия вещей этого мира — как переход от неразвитого целого к развитому целому. Такой подход, являясь философски корректным, позволяет четко ставить вопрос о целостности мира и в физическом смысле.

Действительно, пока в физике господствовал критерий устойчивости физических систем, выработанный для рав­новесных условий, ставить вопрос о мире как целом в фи­зическом смысле было вообще неправомерно. В самом де­ле, нельзя же говорить о превышении энергии внутренних взаимодействий по отношению к энергии внешних связей применительно к миру: внешние связи с чем? А если гово­рить о внутренних связях, то в силу конечности скорости распространения физических взаимодействий существует ряд событий (находящихся в пространственно-подобном интервале в терминах специальной теории относительно­сти), которые совершаются на таких расстояниях друг от друга, что не могут быть связаны световым сигналом. Таким образом, ограниченное понимание связи как акту­ально осуществляющегося взаимодействия, привычное в методологии физики, не может быть распространено на мир в космологическом смысле этого слова.

Если же мир как предмет космологических концепций начинает рассматриваться в его становлении и развитии, возникает иная методологическая ситуация. Здесь стано­вится уместным диалектическое понимание связи как со­единяющего единства в многообразии. При этом рацио­нальное понимание такой связи возможно лишь на осно­ве генетического выведения актуально наличного единст­ва в многообразии из его общего сущностного основания.

Эта философская постановка вопроса имеет различные экспликации в научной картине мира; среди них прежде всего те атрибутивные характеристики, которые выделяют С. Б. Крымский и В. И. Кузнецов, давая содержательную

дефиницию понятия «мир» [42, 66—71]. Здесь и целост­ность мира как материальное единство многоразличного в сфере явлений, и монадность мира, граница особенности которого проходит через каждый его объект, являющийся носителем того специфичного способа существования ма­терии, который определяется системой действующих в нем закономерностей (миропорядком). Все эти и другие ат­рибутивные характеристики категории «мир» имеют соот­ветствующее уточнение в современной физической карти­не мира. Так, гармония миропорядка реализуется через принципы симметрии, относящиеся к физическим законам так же, как последние относятся к физическим явлениям. Способ нарушения этих симметрий определяет значение физических постоянных и специфику элементного состава всех объектов данного мира (материя, задержанная в своей особенности) и т. д.

Идея генетического единства как основания наличной целостности находит свое воплощение и непосредственно в космологических моделях, причем методологическая рес­пектабельность такого подхода определяется его успеш­ностью при рассмотрении становления самоорганизующих­ся систем в синергетике. Именно учет роли генетического единства для обеспечения целостности ставшего многооб­разия позволяет решать в моделях «раздувающейся Все­ленной» такие важные космологические проблемы, как проблема «горизонта», однородности и изотропности Все­ленной и др. [47, 190, 204].

Одной из важнейших в современной космологии явля­ется также проблема сингулярности. Возникнув после ра­бот А. Фридмана, она сохраняет свое мировоззренческое значение и в современных космологических концепциях, однако приобретает более конкретный смысл. Действи­тельно, раньше состояние материи «до» Большого Взры­ва представлялось либо идентичным нынешнему (в моде­ли осциллирующей Вселенной, например), либо вообще любым (с точки зрения принципа неисчерпаемости). Еди­ные теории фундаментальных физических взаимодействий создают модель исходного состояния материи, когда сим­метрии еще не были нарушены. Кроме того, эти теории описывают возможное состояние иных миров с иным об­разом нарушенными симметриями (антимира, например, где. в момент, когда температура понижается настолько, что превращение кварков в лептоны становится невозмож­ным, антибарионы превалировали случайным образом по отношению к барионам). Таким образом, отличное от ха­рактерного для нашего мира состояние материи становит-

ся предметом физических теорий. Прибегать к рассмотре­нию таких состояний в концепции раздувающейся вселен­ной приходится постоянно, поскольку каждый шаг в ста­новлении «островных» Вселенных, одной из которых явля­ется наша, оказывается случайным выбором одной из воз­можностей — и это главный путь разрешения космологи­ческих проблем [47, 201—205].

Следует, однако, подчеркнуть, что действительным су­ществованием для нас обладает наш мир, а остальные да­ны лишь в теоретической возможности и обнаружены мо­гут быть только в проекции на наш мир [42, 95—96].

В еще большей степени статус возможного применим к тому исходному состоянию материи, из которого, как и» «ничего», в результате квантовых флуктаций вакуума по­рождаются все типы возможных миров в современных космологических концепциях. А поскольку во многих слу­чаях речь идет о том, что исходным является состояние, описываемое теориями супергравитации, где лишь нару­шение исходных симметрий порождает пространство в время в собственном смысле слова, то вопросы о том, «что было, когда ничего не было?» и «из какого «ничего» рож­дается Вселенная?», требуют тщательной философской проработки.

Не только решение, но и корректная постановка этих сложнейших философских проблем требует, на наш взгляд, обращения к философскому наследию прошлого. Особого внимания заслуживают работы Н. Кузанского, великого диалектика, чьи труды были важной вехой в развитии философии Возрождения, и в то же время пос­леднего философа эпохи средневековья. Рассматривая тео­логические проблемы сотворения мира, сущности бога и пр., Николай из Кузы, во многих вопросах стоявший на позициях пантеизма, оставил глубокие диалектические идеи соотношения единого и многого, возможного и дей :т-вительного, мира и универсума.

Материалистическое переосмысление этого идейного богатства может позволить сформулировать если не от­веты на вопросы, стоящие перед современной наукой, то во всяком случае сами предельные вопросы поставить так, чтобы возможен был конструктивный естественнонаучный ответ.

В нашем случае особого внимания заслуживает поня­тие «возможность — бытие», характеризуя которое Нико­лай Кузанский писал: «И если что-нибудь может возник­нуть из небытия, то, какова бы ни была воможность тако­го возникновения, она, во всяком случае, налична в бес-

печной возможности в свернутом виде. Следовательно, «нe быть» означает там «быть в сем» [58, 152]. Исполь­зуя понятие «возможность — бытие», можно, таким обра­зом, охарактеризовать теоретически то исходное состояние материи, которое рассматривается как «ничто», сущест­вующее «до» конституирования миров и содержащее в се­бе все многоразличные возможности как такого консти­туирования, так и других типов существования материи.

В физическом аспекте с понятием «возможность — бы­тие» ассоциируется тот исходный вакуум, виртуальные флуктации которого и порождают раздувающиеся Вселен­ные, Понятие виртуальности как особого типа реальности на грани возможного и действительного удачно описыва­ет состояние материи, при котором самые различные спо­собы ее существования (т. е. особые типы движения с со­вершенно определенным набором принципиально возмож­ных закономерностей) оказываются открытыми и случай­но реализуемыми. Таким образом, материя как субстан­ция, т. е. в единстве со способом ее существования, и конституируется в тот или иной мир, если этот способ су­ществования предполагает образование устойчивых объек­тов и возможность структурного усложнения вплоть до возникновения мыслящего существа («человек» — катего­рия, парная категории «мир»). Если тип закономерно­стей движения как способа существования не дает надежд на устойчивость структурных образований, материальная субстанция не конституируется в мир, но такой способ ее существования обеспечивает принципиальную возмож­ность той игры случайностей, которая превращает возник­новение мира, в частности нашего мира, в шанс. Как от­мечают С. Б. Крымский и В. И. Кузнецов, этот подход снимает мистический флер с антропного принципа в кос­мологии и является основой его материалистической ин­терпретации [42, 94—120].

Цитируемые нами авторы книги «Мировоззренческие категории в современном естествознании» прибегают к по­нятию «возможность — бытие» Н. Кузанского, рассматри­вая «длительность» универсума как вечность: «...универсум есть возможность всякого мира, очерченная закономернос­тями развития материи. Но возможность возникать не имеет начала. Вот почему еще Н. Кузанский отождеств­ляет вечность с «возможностью-бытием»» [42, 95]. Одна­ко, анализируя понятие физического вакуума, эти авторы

_________________________

* Подробное обоснование такого понимания субстанции см. [42, 95].

предпочитают ассоциировать его с категорией «небытие», идя вслед за космологами, описывающими возникновение мира «из ничего» [42, 165—178].

Более перспективным представляется использование для обозначения вакуума, во всяком случае космологиче­ски исходного, категории «возможность-бытие». Такое обозначение имеет смысл, тем более что в этом случае наглядно демонстрируется та относительность субстанции, на которую указывал еще В. И. Ленин и о которой пишут Крымский и Кузнецов [42, 23—37], основываясь на ана­лизе специфики некоторых интерпретаций современных квантовых теорий.

Переход от «возможности-бытия» исходного вакуума к действительному существованию мира как становящегося целого, формирующего свои части, находится в полном соответствии с теми диалектическими переходами катего­рий, на которых акцентировал внимание В. И. Ленин, кон­спектируя «Науку логики» Гегеля: «Отношение целого к части; это отношение переходит в следующее...:— си­лы к ее проявлению,— внутреннего и внешнего.— Переход к субстанции, действительности» [3, 138].

Таким образом, мы возвращаемся к категориям формо­образования применительно к становлению мира как це­лого. И здесь следует обратить внимание на то обстоя­тельство, что последовательное раздвоение единого при спонтанном нарушении исходных симметрий порождает элементарные частицы как элементный состав дальней­шего структурного усложнения и соответственно станов­ления многообразия вещей как частей мирового целого. В этом смысле понятна бесперспективность попыток деле­ния элементарных частиц на части в соответствии с редукционистским идеалом объяснения. Будучи результатом первичной дифференциации материальной субстанции, они по определению не содержат частей, а сами являются эле­ментной базой для формирования мировым целым своих частей. Структурные же единицы материи: ядро, атом, молекулы — суть такие части. Они являются целым вы­сокого уровня устойчивости. Определяя их целостность как тотальность, мы имеем в виду их вписанность в то­тальность мира, ибо единые судьбы его развития опреде­лили и их элементный состав, и тип взаимодействия эле­ментов в них, и постоянную их связь с породившим их фи­зическим вакуумом как основным состоянием физических полей.

Таким образом, возвращаясь к соотношению единства и целостности, можно сказать, что именно исходное гене-

тическое единство элементов и их взаимодействий обеспе­чивает возможность формирования из них таких частей мирового целого, которые сами по себе обнаруживают свойства тотальной целостности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Синергетика: становление нелинейного мышления

На сайте allrefs.net читайте: Русский Гуманитарный Интернет Университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МИР КАК ЦЕЛОЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Синергетика: становление нелинейного мышления.
  ВВЕДЕНИЕ Человеческая деятельность стала оказывать необрати­мое воздействие на природу значительно раньше, чем че­ловек начал об этом догадываться. Сейчас, когда глобаль­ны

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОСВОЕНИЯ ПРОЦЕССОВ САМООРГАНИЗАЦИИ
§ 1. РЕВОЛЮЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ КАК СТАНОВЛЕНИЕ НОВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ Методологическая оценка нынешнего этапа развития науки как революционного должна опираться на к

УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ РАЗВИТИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕВОЛЮЦИИ В КВАНТОВОЙ РЕЛЯТИВИСТСКОЙ ФИЗИКЕ
Поскольку методологические исследования формиро­вания новой физической исследовательской программы в квантовой релятивистской физике уже проведены [12, 290—302}, мы не будем хронологически п

ФОРМИРОВАНИЕ СИНЕРГЕТИКИ КАК ОБЩЕНАУЧНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ
Синергетика бурно развивается. Об этом свидетельст­вуют количественные показатели науковедения: рост чис­ла публикаций, научных сотрудников, занятых в данной отрасли, эффективных научных связей (ко

КАТЕГОРИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ОТРАЖЕНИИ ПРОЦЕССОВ САМООРГАНИЗАЦИИ
Интертеоретический анализ современной революции в естествознании, проведенный нами в первой главе, пока­зал, что главное содержание революционных изменений в области физики состоит в появлении физи

КАТЕГОРИИ ДЕТЕРМИНАЦИИ В ОТРАЖЕНИИ ПРОЦЕССОВ САМООРГАНИЗАЦИИ
Исследование категориальных оснований теоретическо­го отражения процессов самоорганизации не может быть ограничено группой категорий формообразования, тем бо­лее, что последовательное проведение ка

РАСШИРЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РАМКАХ ФОРМИРУЮЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ
Здесь, очевидно, необходимо показать, как связаны две главы этой книги, почему исследование философских оснований современной революции в естествознании было сосредоточено на расширении категориаль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги