рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психоанализ 3. Фрейда

Психоанализ 3. Фрейда - раздел Психология, Лекция 2. Основные направления современной психологии   Пожалуй, В Истории Психологии Вряд Ли Найдется Теоретическая ...

 

Пожалуй, в истории психологии вряд ли найдется теоретическая концепция, так сильно повлиявшая на цивилизацию XX века, как психоанализ. Его идеи оказали столь широкое и мощное воздействие на психологию, дали направление, в котором до сих пор развивается неофрейдистская линия в психологии. Человек предстал в психоанализе не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как находящееся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Психика человека была понята как поле непрерывного конфликта между силами инстинкта, рассудка и сознания. Это сложное взаимодействие конкурирующих между собой инстинктов, мотивов, влечений, которые борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. З. Фрейд(1856-1939 гг.) выдвинул на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, – о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между "желаемым" и «должным». Жизненность и практическая значимость этих вопросов обусловили тот большой резонанс, который получило учение Фрейда, как в самой психологии, так и далеко за ее пределами. В противовес господствующей интроспек-тивной психологии, делающей главный акцент на изучение собственно сознания, которым исчерпывается сфера психического. Если до Фрейда и выдвигались различные представления о том, что психика не эквивалентна сознанию, то они носили умозрительный характер, далекий от реальных процессов поведения. Ключевым для Фрейда становится представление о том, что поведением людей правят иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что сознание, интеллект – лишь маскировка этих сил, а не средство активного отражения реальности и все более углубленного осмысления ее. 3. Фрейд превратил исследование бессознательного в центральный момент изучения человеческой личности и разработал пути подхода к нему.

Содержание, которое является бессознательным в данный момент, но которое может быть в принципе осознано, называется у Фрейда предсознательным. Его Фрейд отличает от собственно бессознательного, о существовании которого в собственной психике человек не только не догадывается, но и энергично скрывает наличие подобных содержаний в его душе, потому что они кажутся ему несовместимыми с моральными и этическими нормами, принятыми в обществе, с его собственным «Я», и подвергаются вытеснению в бессознательное. Но вытесненное в бессознательное желание продолжает существовать в человеческой психике и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшего неузнаваемым, заместителя (истерические симптомы, сновидения, ошибочные действия).

Бессознательное, по Фрейду, не имеет строгой структуры, но оно объединено единым принципом удовольствия и включает в себя слепые, инстинктивные силы: агрессивные и сексуальные влечения, которые находятся в постоянном конфликте с «Я» и «Сверх-Я». Организацию психической жизни, как видим, Фрейд представляет в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго).

Под «Оно» (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требования должна удовлетворять инстанция «Я» (эго).

«Эго» следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. «Эго» - посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны и ответными двигательными реакциями – с другой. К функциям «эго» относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от «Оно»).

Особое значение придавалось «Сверх-Я» (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если «Оно» предопределено генетически, а «Я» – продукт индивидуального опыта, то «Сверх-Я» – продукт влияний, исходящий от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. «Сверх-Я» образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то «Оно» испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины.

3. Фрейд объяснял наличие чувства вины у неврастеников влиянием «Сверх-Я». С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший большое место в психоанализе. Различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного «Оно» и со стороны «Сверх-Я». Соответственно задача психоанализа усматривалась в том, чтобы освободить «Я» от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, «Я» спасается с помощью специальных «защитных механизмов» – вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности и т.д. Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация – один из механизмов, посредством, которого сексуальная запретная энергия, перемещаясь на не сексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о «Я» и о сознании, истолковать «Я» как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Можно принимать или оспаривать идеи, выдвинутые 3. Фрейдом (о значении бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека, о психологической защите как средстве сохранения «Я», о детской сексуальности, о психосексуальных стадиях в развитии человека и др.), однако необходимо отдать им должное и признать их мощное, глубокое и прочное влияние на современный мир. Дальнейший этап в развитии психологии ознаменовался появлением многочисленных теорий, авторы которых, отталкиваясь от 3. Фрейда, стремились либо расширить его подход к личности, либо пересмотреть его.

Многие ученые остались верны психоанализу, они шлифовали его теоретическую систему, другие заняли собственные, нередко антагонистические позиции. Два наиболее выдающихся теоретика А. Адлер и К. Юнг, вырастая из психоаналитического движения, создали совершенно самостоятельные теории, соперничающие с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 2. Основные направления современной психологии

Бихевиоризм основные психологические положения и представители Дж Уотсон Торндайк Психоанализ и неофрейдизм з Фрейд К Юнг А Адлер Э... Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в е годы XIX века... В начале XX века в психологической науке сформировались основные научные школы направления бихевиористская...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психоанализ 3. Фрейда

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бихевиоризм как наукао поведении
  Основоположником бихевиоризма явился Дж. Уотсон (1878-1958 гг.). Его работа «Психология с точки зрения бихевиориста» (191З г.) положила начало этому направлению. Предметом бихевиори

Гуманистическая психология
Гуманистическая психология – третье и самое новое направление в психологии – предлагает радикально противоположную бихевиоризму и психоанализу точку зрения на человека и человеческую природу.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги