ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

2.1. Первые психологические представленияобозначились в древнем мире в связи с попытками мыслителей того времени дать ответ на вопрос: что такое душа? При этом выделились различные подходы к изучению сущ­ности души — материалистический и идеалистический.

Сторонник первого подхода Демокрит (около 460-370 до н. э.) утвер­ждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые приводят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа.

Платон (428-348 до н. э.), напротив, утверждал, что душа бессмерт­на. Цель души — познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи.

Идеи античных философов были систематизированы и развиты Аристотелем (384-322 до н. э.) в трактате "О душе". Этот трактат был первым собственно психологическим трудом, в связи с чем Аристотеля часто называют основателем психологии. В его представлении душа — бестелесная сущность живого тела, посредством которой человек чувст­вует и мыслит.

В средние века в результате усиления позиций религии душа рас­сматривается в основном как божественное, сверхъестественное начало, руководящее человеком в его поисках высшего смысла жизни.

В то же время накапливается знание об анатомо-физиологических осо­бенностях организма человека как одной из основ психики. В связи с этим особо следует отметить деятельность арабских ученых Ибн-Сины (Авиценны, 980-1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126-1198), а также вы­дающегося деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Второй этап в становлениипсихологии связывают с развитием есте­ственных наук в XVII в., когда ведущие ученые того времени пытались сформировать новые представления о мире и человеке, рассматривая психологию как науку о сознании. Так, французский ученый Р. Декарт (1596-1650) в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие — "рефлекс".

Душа, по Декарту, приравнивалась к сознанию как способности ин­дивида путем самонаблюдения, или интроспекции (от лат.— гляжу внутрь), получать знание о собственных психических явлениях.

Большую роль в развитии психологии на этом этапе сыграли ученые Б. Спиноза (1632-1677) и Г. Лейбниц (1646-1716), которые разрабатыва­ли вопросы о соотношении физиологического и психического, а также Дж. Локк (1632-1704), который ввел в психологию понятие ассоциации — связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызывает появление другого.

 

3-й этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) – психология выделяется из философии в самостоятельную науку.

Начало этапа было обусловлено расширяющимся применением экспериментальных методов исследования психических явлений и стремлением ученых ввести в их анализ количественные оценки. Первые результаты принципиально нового характера были представлены в книге И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866), что считается началом этапа объективной психологии. В 1879 году в Лейпциге (Германия) была создана первая научная лаборатория, исследующая психофизиологические явления. Спустя десять лет в Париже прошел 1-й Международный психологический конгресс.

Одновременно для изучения психических явлений зарубежными исследователями широко используется метод интроспекции (самонаблюдения), позволивший В.Вундту и Э.Титченеру прийти к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание, обладающее особой психической причинностью. В то же время Д.Уотсон предложил отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения – на поведении человека, обусловленному совокупностью связей «стимул-реакция». Попытки преодолеть эти и некоторые другие противоречия между научными взглядами ученых привели к формированию в зарубежной психологической науке нескольких самостоятельных, зачастую противопоставленных друг другу направлений и школ (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гештальтпсихология и др.). Именно это позволяет многим исследователям истории психологии сделать вывод о формировании и последующем углублении кризиса в зарубежной психологической науке.

4-й этап (с 20 годов XX века) - предметом психологии становятся закономерности и механизмы функционирования психики человека, а также групповых психологических явлений.

Именно в 20-е годы прошедшего столетия отечественная психология полностью переходит на позиции диалектического материализма и начинает представлять собой многоотраслевую, прикладную область знания, обслуживающую интересы практической (прежде всего - педагогической) деятельности людей, общественных институтов и государства в целом.

Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российскими учеными И.П.Павловым и В.М.Бехтеревым проблемы условно-рефлекторных связей в функционировании организма, ставшие основой для последующего выявления закономерностей высшей нервной деятельности. В это же время Г.И.Челпанов, используя специально разработанные методы лабораторных исследований, начинает разработку первых собственно психологических проблем – восприятия человеком времени и пространства.

Значительный вклад в развитие мировой психологической науки внесли и другие отечественные ученые. Л.С.Выготский разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как специфических, социально обусловленных форм психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. А.Н.Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесса "вращивания" (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Р.Лурия особое внимание уделил проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений, в связи с чем правомерно считается одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии. П.Я.Гальперин рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Этот вывод был положен в основу концепции последовательного формирования умственных действий, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней. Весьма важный вклад в развитие отечественной психологической мысли XX века также внесли Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, П.П.Блонский, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и многие другие.

Разработка теоретических основ отечественной психологии в течение рассматриваемого этапа позволила уточнить ее объект и предмет, сформировать самостоятельный категориальный аппарат науки. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.

2.2 Одним из наиболее значимых для развития психологии XX в. направ­лений является психоанализ, основателем которого считают австрий­ского психолога и психиатра 3. Фрейда.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательными влече­ниями и желаниями, к которым Фрейд [13] относил прежде всего стрем­ление к любви и в то же время к смерти, разрушению. Эти влечения сосре­доточены в особом структурном образовании психики, получившем на­звание "Ид" ("Оно").

Вторичный слой психики — "Эго"("Я") — призван соизмерять влечения "Ид" с требованиями реального мира, представленными в "Супер-Эго" ("Сверх-Я")— носителе моральных стандартов.

Поскольку требования "Ид" и "Супер-Эго" несовместимы, "Эго" пре­бывает в состоянии конфликта, напряжения, от которого спасается с по­мощью специальных психологических защит (вытеснения, проекции, сублимации и пр.).

Учение 3. Фрейда развили его ученики. Так, центральной идеей А. Адлера (1870-1937), создателя индивидуальной психологии, является тезис о бессознательном стремлении человека к совершенству, которое определяется переживанием чувства неполноценности и необходимо­стью его компенсации.

По К. Юнгу (1875-1961), согласно принципам созданной им анали­тической психологии психическое развитие личности в целом определя­ется коллективным бессознательным (архетипами), запечатлевшими опыт человечества.

В дальнейшем развитии психоанализа в его рамках была выдвинута гипотеза о том, что человеком движут не только биологически задан­ные влечения и инстинкты, но и приобретенные: стремление к безопас­ности (К. Хорни, 1885-1952), образы себя и межличностных отноше­ний, сложившихся в детстве (Г. Салливен, 1892-1942), под влиянием социальных и экономических факторов (Э. Фромм, 1900-1980), стрем­ление к идентичности, психическому здоровью личности (Э. Эриксон, 1902-1990).

Влиятельным направлением в психологии явился бихевиоризм (от англ.—поведение),основателем которого считают амери­канского исследователя Д. Уотсона (1875-1958). Научная программа Уотсона основывалась на схеме 8—>К, согласно которой внешнее воздей­ствие, или стимул (8), порождает определенное поведение организма, или реакцию (К). Отсюда следовал вывод: достаточно подобрать нужный сти­мул, чтобы получить требуемое поведение. Такие понятия внутреннего, психического мира человека, как "сознание", "переживание" и пр., игно­рировались, считались ненаучными.

В дальнейшем Э. Толмен (1886-1959), К. Халл (1884-1952) и другие ученые, работавшие в данном направлении, предложили схему S—>R, по которой связь между стимулом и реакцией не является прямой, по­скольку было установлено, что один и тот же стимул может вызвать разные реакции, равно как одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Б. Скиннер (род. 1904) на основе положений бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения, предусматривающего "пошаговое" овладение деятельностью с подкреплением каждого шага. Его идеи внесли существенный вклад в становление кибернетики.

Хотя в наше время бихевиоризм по сравнению с психоанализом нахо­дится на втором плане, несомненной заслугой его является разработка методических принципов и техники эксперимента, объективного подхо­да к изучению психических явлений.

Представители гештальтпсихологии (нем. gestalt - образ, форма) М.Вертхеймер, В.Кёлер и др. стремились доказать, что поведение определяется целостными осознаваемыми психическими структурами (гештальтами), которые возникают и изменяются по особым законам. Этим структурам придавался универсальный характер. Они считались организаторами психики и поведения на всех уровнях и в любых формах. Поэтому, подобно бихевиористам, гештальтисты также не видят качественных отличий человеческой психики от животной.

Эти и другие подходы основных психологических направлений породили попытки выйти из сложившейся ситуации путем интеграции идей и категорий, которые разрабатывались в различных, зачастую противостоящих друг другу, школах и системах. В бихевиоризме на первый план выдвигается понятие о «промежуточных переменных» (Э. Толмен). Это направление было названо необихевиоризмом и стало на путь изучения центральных физиологических процессов, развертывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма (К. Халл). Эта тенденция окончательно побеждает в 50-60-х годах XX века, в частности под влиянием опыта программирования на ЭВМ.

Фрейдизм также претерпевает трансформацию. Возникает неофрейдизм — течение, связывающее бессознательную психическую динамику с действием социокультурных факторов (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм) и использующее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью избавить нормальных людей от чувства страха перед враждебной им социальной средой.

Одним из ведущих направлений современной психологической нау­ки является гуманистическая психология, которая, по определению од­ного из ее основоположников А. Маслоу (1908-1970), представляет со­бой "третью силу", противопоставляющую себя бихевиоризму и психо­анализу.

В противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий, представители гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987), Г. Олпорт (1897-1967) и другие рассматривают личность как еди­ное целое. В отличие от психоаналитического подхода предметом гу­манистической психологии обозначается психологически здоровая лич­ность.

При этом гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие возникают в результате воздействия окружающей среды. Высшей осно­вополагающей потребностью человека является потребность в самоосу­ществлении (самоактуализации) или, по В. Франклу (род. 1905), осново­положнику логотерапии, в нахождении собственного смысла.

Достаточный вклад в развитие мировой психологической мысли также вносят представители когнитивной (лат. cognito – знание)психологии. Ее представители У.Найссер, А.Пайвио и др. решающую роль в поведении человека отводят знаниям. В связи с этим для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

В соответствии с этими представлениями в рамках гуманистической психологии разрабатываются подходы к обеспечению психического бла­гополучия личности.

В 60-х годах XX в. обозначилось еще одно направление — транс­персональная психология, изучающая предельные возможности чело­веческой психики с нетрадиционных позиций.

Основными теоретическими источниками трансперсональной пси­хологии являются психоанализ и восточные философские системы, прин­ципы которых сформулированы на основе представлений об энергети­ческой природе мира.

В центре этого направления — так называемые измененные состо­яния сознания, которых можно достичь с помощью специально органи­зованного интенсивного дыхания (С. Гроф) и особой, трансценденталь­ной музыки.

Измененные состояния сознания дают возможность повторного пе­реживания важных событий из жизни человека на более высоком уров­не, что может привести к духовному перерождению, обретению целост­ности.