рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВНЕ ВЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. СЕКСУАЛЬНОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ

ВНЕ ВЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. СЕКСУАЛЬНОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ - раздел Психология, Психология сексуальности Беляева, Мария Алексеевна Кандидат Педагогических На...

БЕЛЯЕВА, Мария Алексеевна

Кандидат педагогических наук, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

 

Сексуальная культура относится к важнейшим понятиям, раскрывающим содержание сексуального поведения, его социокультурные регуляторы. Под сексуальной культурой Е.А. Кащенко понимает «часть общей культуры, способ утверждения человека в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эстетических интересов, познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов»1. На наш взгляд, это – образец классического понимания сексуальной культуры как способа реализации многих человеческих потребностей, в ряду которых традиционно на первое место ставится потребность продолжения рода.

Но в реальной жизни современного человека его сексуальные и репродуктивные цели пересекаются редко. Признание отделения сексуального поведения от репродуктивного И.С. Кон расценивает как первый и самый важный сдвиг в сексуальном дискурсе ХХ века2. Существует точка зрения, согласно которой именно эта особенность человека является возможной движущей силой его эволюции. Действительно, тенденция разделения сексуального и репродуктивного поведения набирает обороты и носит необратимый характер, поэтому логично предположить, что сексуальная культура и культура репродуктивного поведения постепенно автономизируются друг от друга.

Сексуальная культура призвана регулировать сексуальное поведение, которое за счет прямого использования тела (своего или чужого) и (или) его образов преследует разные цели – от простых вариантов физической релаксации, чувственного наслаждения, любопытства, самоутверждения, компенсации иных способов эмоционального удовлетворения до наивысшего достижения – ощущения полного психофизического и духовного слияния с другим человеком. Этому разбросу целей соответствуют разные уровни сексуальной культуры, представляющие собой своеобразные рационально-эмоциональные конструкции, скомбинированные из степени информированности, умений, отношений, стремлений конкретных мужчин и женщин.

Репродуктивная культура также представляет собой многоуровневые «личностные инсталляции», но ее назначение принципиально иное. В нашем понимании репродуктивное поведение есть система действий и отношений, направленных на регуляцию индивидом собственной фертильности для удовлетворения потребностей, связанных с наличием или отсутствием детей, в рамках имеющихся биологических, социальных и культурных условий. В репродуктивном поведении, так же, как и в сексуальном, человек использует физические возможности тела (своего и чужого), чтобы реализовать многоликие физиологические, эмоциональные, экономические и духовные потребности путем решения двух взаимоисключающих задач: не допускать начала новой жизни или, наоборот, реализовать свое стремление к рождению ребенка.

Репродуктивная культура в ее современном виде служит средством снижения биосоциальных рисков, связанных с деторождением, а также средством освобождения сексуальных отношений от страха возможных репродуктивных итогов этих отношений. Но освобождение от страха не есть освобождение от ответственности, поскольку в своей технологической части репродуктивная культура построена на сознательных самоограничениях, самоконтроле, строгой организации и дисциплине, позволяющих не выпустить до поры до времени «джина из бутылки».

Необходимые знания, умения, нормы, ценности, регулирующие возможность продолжения рода, далеки от мира сексуальных переживаний, они предназначены для того, чтобы с наименьшими потерями и с наибольшей эффективностью использовать тело в качестве средства производства другой человеческой жизни. Только в одной точке – зачатии – сфера репродукции и сексуальности сливаются воедино, в остальных репродуктивных событиях сексуальные образы и переживания присутствуют не более, чем в любой другой поведенческой сфере, и зависят от степени эротизации сознания.

Обладая высокой сексуальной культурой, индивид в отношении репродуктивной культуры может иметь фрагментарные представления, и наоборот, образцовое владение репродуктивной культурой может сочетаться с сексуальной безграмотностью. Назначение репродуктивной культуры локально привязано к репродуктивному возрасту, тогда как востребованность сексуальной культуры зависит от личных устремлений и образа жизни.

Возникает вопрос, почему, несмотря на объективные различия, удовлетворение потребности в продолжении рода автоматически связывают с сексуальным поведением и регулирующей его сексуальной культурой? На наш взгляд, потому, что тенденция разделения сексуального и репродуктивного поведения пока носит больше теоретический, чем практический характер. В реальной жизни их неразрывная природная обусловленность дает о себе знать миллионами нежелательных беременностей – 55 млн. абортов в год3. Эти цифры говорят о том, что 55 млн. человек не преследовали репродуктивных целей, но при этом не имели возможности или желания отделить сексуальное поведение от репродуктивного.

Если бы не было этой природной взаимосвязи, уровень рождаемости в нашей стране с учетом существующих низких репродуктивных установок был бы еще ниже, так как для определенной части людей рождение детей оказывается случайным результатом биологически закономерной связи сексуального и репродуктивного поведения. Чтобы эти сферы действительно автономизировались друга от друга, необходимо:

1) осознание фертильности как особого компонента человеческой телесности, несущего в себе разнообразные биологические и социальные риски;

2) признание индивидуального контроля над фертильностью общепринятой нормой;

3) наличие ценностно-нормативных регуляторов и технологических возможностей, определяющих целесообразность и осуществимость такого контроля.

В современном обществе (как в глобальном, так и российском масштабах) ни один из этих пунктов не обрел реальной силы. И это скорее хорошо, чем плохо, так как без надлежащего ценностного обоснования социокультурных норм, регулирующих степень вмешательства человека в процессы репродукции, автономизация сексуального и репродуктивного поведения приведет к катастрофическим последствиям (в том числе к вымиранию человека как вида).

Сегодня фертильность, являющаяся биологической основой репродуктивного поведения, его базовым структурным элементом, воспринимается, прежде всего, как комплекс анатомо-физиологических характеристик, обеспечивающих физическую возможность продолжения рода.

Но репродуктивная система – это особая подсистема организма, в том смысле, что ее функционирование, по сути, защищает интересы неких других индивидов, давая им шанс появиться на свет, т.е. направлена на реализацию не индивидуальных, а видовых потребностей. При этом конкретный человек может воспринимать свою фертильность либо как потенциальную способность для творческой самореализации и удовлетворения широкого круга потребностей, либо как угрозу собственному существованию, приводящую к изменениям социального статуса, образа жизни, ограничению физических и социальных возможностей. Так что обладать фертильностью, этой составной частью нашей телесности, ‒ значит обладать инструментом власти и одновременно потенциальной ловушкой невольной зависимости от другого существа, которую можно либо принимать, рожая детей, либо предупреждать.

Для предупреждения данной зависимости существует только два пути: а) не вступать в сексуальные отношения; б) сознательно блокировать фертильность, не позволяя сексуальным отношениям перейти в репродуктивную плоскость и не давая шанса возникнуть и появиться на свет новой, генетически уникальной жизни.

Признание необходимости индивидуального контроля над фертильностью для каждого половозрелого индивида сегодня не является общепринятой нормой. Проблема интервенции человека в сферу продолжения рода остается дискуссионной. Это место столкновения различных мировоззренческих позиций: светской и религиозной, феминистской и традиционалистской, патриотической и космополитической, научной и обывательской. В частности, активно заявляет о себе позиция, поддерживаемая Русской Православной Церковью и состоящая в том, что разделение сексуального и репродуктивного поведения ведет к безнравственности и падению рождаемости. Идеология сознательного контроля фертильности не имеет таких ярых проводников и потому проигрывает, проигрывает она еще и потому, что не исключает абортов как вполне легитимной меры устранения репродуктивных последствий сексуальных отношений.

Что касается иных технологических возможностей отделить сексуальные отношения от продолжения рода, то предлагаемые современной контрацепцией средства и методы имеют целый ряд ограничений, и каждый отдельно взятый метод «хромает» с точки зрения либо его эффективности, либо безопасности, либо удобства применения, либо с этической точки зрения (абортивный эффект), либо с экономической (дорогостоящий) и т.д. Уровень доступности методов контрацепции также сопряжен с ограничениями в виде информационных, экономических, национально-культурных, религиозных и иных барьеров, существующих как у нас в стране, так и в других.

С точки зрения российского законодательства, контрацепция – это разрешенный репродуктивный выбор, но не более того, так как обратная ситуация – незащищенный (от возможной беременности и заболеваний, передающихся половым путем) половой акт не считается преступлением против личности и не осуждается со стороны общественного мнения, т.е. неразделенность сексуального и репродуктивного поведения, их естественный союз остается обыденной нормой. Но на уровне научных построений, вероятно, уже некорректно приравнивать одно к другому, поэтому, на наш взгляд, прокреационные цели следует оставлять за бортом потребностей, удовлетворение которых регулируется сексуальной культурой.

Сексуальная культура и репродуктивная культура когда-то составляли единое целое. Это «когда-то» совпадает с тем историческим временем, на протяжении которого половое влечение рассматривалось как средство и необходимое условие продолжения рода, другие потребности, удовлетворяемые за счет сексуальной активности, если не отрицались, то воспринимались как вторичные. Сегодня следует признать наличие двух самостоятельных видов поведенческой культуры, которые сосуществуют в рамках культуры повседневности. Их разделение есть закономерный итог изменения функционального назначения сексуального поведения и репродуктивного поведения, а вместе с тем и их нормативного регулирования.

Первое подчинено интересам личности, ее физическим и духовным потребностям, тогда как второе – это предусмотренное природой самоотречение в пользу интересов рода, доминирование коллективного «Мы» над индивидуальным «Я». Благодаря социокультурным регуляторам такое самоотречение приносит некие дивиденды и личности, но, судя по суммарному коэффициенту рождаемости, консенсуса между общественными и индивидуальными потребностями удается достичь не более чем 1,49 раза за всю жизнь в расчете на одну женщину репродуктивного возраста.

Таким образом, несмотря на обозначенные препятствия в реализации наметившейся тенденции разделения сексуального и репродуктивного поведения, это две разные сферы. Сфера репродукции связана с сексуальной активностью только в момент зачатия, а при определенных условиях (применение технологий вспомогательной репродукции) может быть совершенно от нее изолирована. Поэтому сексуальное поведение должно регулироваться сексуальной культурой, а за воспроизводство человека как биологического существа должен отвечать особый сегмент общечеловеческой культуры – культура репродуктивного поведения.

Репродуктивную культуру можно рассматривать в качестве технологии, которая отделяет потребность продолжения рода от других потребностей, реализуемых за счет сексуальной активности. Поэтому сверхзадача ближайшего развития репродуктивной культуры – осознать, как регулировать фертильность, не убивая ее на корню и находя баланс между общественными и индивидуальными потребностями продолжения рода; тогда как сверхзадача сексуальной культуры – находить конструктивные пути удовлетворения сексуального влечения без ущерба для физического, эмоционального, духовного состояния личности и качества брачно-семейных отношений.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1Кащенко Е.А. Сексуальная культура // Философские науки. 2010. № 4. – С. 80.

2 Кон И.С. Сексуальность и репродукция // Междисциплинарные исследования: Социология. Психология. Сексология. Антропология. – Ростов н/Д., 2006. – С. 355.

3 Юсупова А.Н.Аборты в России / под ред. В. Ю. Альбицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – С. 22.

Сексуальное образование в России

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психология сексуальности

ОГЛАВЛЕНИЕ... От главного редактора... Л М ЩЕГЛОВ Санкт Петербург О вечном...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВНЕ ВЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. СЕКСУАЛЬНОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

На заметку
Ю.Н. ЖАРКОВ Определения профессий в сексологии Презентация Л.М. Щеглов. Основы сексологии: монография.

Реклама
  Над номером работали: Жарков Ю. Кащенко Е. Таранцова Д. Пружинина А. Черепанова Е. Щеглов Л.

О ВЕЧНОМ
Итак, новое издание о вечном. Любовные переживания и лабиринты секса всегда интересовали человека. Мир секса взращен причудливыми и полузабытыми переплетениями ранних детских чувств и впеч

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СЕКСУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ
АГАРКОВ, Сергей Тихонович Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации (ЮНЕСКО), Генеральный секретарь регионального обществен

О ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ СЕКСУАЛЬНОСТИ
КАЩЕНКО, Евгений Александрович Доктор социологических наук, профессор, ученый секретарь Российского научного сексологического общества

Современный подход к предмету психологии сексуальности
В последние годы завоевывает внимание научной общественности тривиумальная (от лат. trivium, от tres – «три» и via – «путь, дорога») концепция сексуальности. Она касается в первую очередь се

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ
КОТЕНЕВА, Анна Николаевна Психолог, Российское научное сексологическое общество www.sexology.ru Взлеты и падения сексуального влечения – часто наблюдаемое со

Секс и эрос. Хотеть и желать
Общепринятого разграничения терминов «сексуальное» и «эротическое» не существует, хотя первый чаще указывает на природные аспекты репродуктивного поведения организмов, а второй – на условно-культур

ЗЕРКАЛО ЭРОСА
  ЩЕГЛОВ, Лев Моисеевич Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации (ЮНЕСКО), академик Национальной а

ИНИЦИАЦИИ. АФРИКАНСКИЕ РИТУАЛЫ
АНДРЕЕВ, Игорь Леонидович Доктор философских наук, главный научный сотрудник, Институт философии РАН Инициация является одним из самых древних, если не древнейшим

Сквозь кровь и слезы, чтоб предков ублажить
Известный французский этнолог-африканист Марсель Гриоль каждый год по несколько месяцев жил среди одного из самых загадочных племен Тропической Африки – догонов Мали. В конце концов, он ощутил потр

Главное – выжить!
Согласно традиционным представлениям, весь мир – двуполый, лишь единство обоих полов составляет полноценный социальный организм, способный к продолжению рода. Наука подтвердила, что первые семь нед

ЧЕЛОВЕК И домашниЕ животные
  Никольская, Анастасия Всеволодовна Кандидат психологических наук, факультет психологии, МГУ им. М.В. Ломоносова   У человека чувств

Постановка проблемы
Памяти Игоря Семеновича Кона (1928 – 2011) АТЕМАСОВ Александр Валериевич Кандидат психологических наук, Московский государ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ В СЕКСОЛОГИИ
ЖАРКОВ, Юрий Николаевич Психиатр, сексолог, действительный член Российского научного сексологического общества, действительный член Всемирной cексологической ассоциации

Принятой Генеральной ассамблее WAS 17 февраля 2007.
Итак. Понятие «пол» отражает спектр биологических характеристик, которые определяют человека как женщину или как мужчину. Они не взаимоисключают друг друга, потому

Науки о поведении
Сексолог-консультант: человек, имеющий официально признанную профессиональную квалификацию в одной или нескольких науках о поведении и подготовленный, в частности, к практике с

Клинические науки
Сексуальная медицина: это отрасль медицины, которая специализируется на всех аспектах сексуального здоровья. Врач-специалист по сексуальному здоровью

Научные исследования
Сексолог-исследователь: человек, выполняющий любую исследовательскую деятельность, соответствующую этике, с использованием признанных методов, работы которого рецензирую

Определения приняты на Генеральной ассамблее WAS
17 февраля 2007 года в Сиднее, Австралия. http://www.worldsexology.org/sites/default/files/DEFINITIONS-OF-SPECIALTIES.pdf Перевод Ю.Н. Жаркова

Л.М. Щеглов. Основы сексологии: монография. – СПб.: изд-ль Грошев А.М., 2010. – 336 с.
В монографии раскрываются теоретические вопросы сексологии, анализируются мнения и взгляды ученых по рассматриваемому вопросу и описывается практическое решение ряда насущных проблем. Секс

КАКИЕ ЦЕНТРЫ СЕКСУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ НУЖНЫ СЕГОДНЯ?
Сегодня сексологическая практика переживает своеобразный «кризис перепроизводства». Сексологических клиник и приемов оказалось слишком много для фронтального «рыночного» спроса. Консультацию сексол

Вся работа с клиентами и пациентами в Центре осуществляется по записи в строго конфиденциальной форме.
Ваши персональные данные будут надежно защищены от третьих лиц. В процессе консультирования и психологической коррекции будут использованы современные системы коммуникации (Интернет), что избав

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги