Реферат Курсовая Конспект
Вопросы к зачету - раздел Психология, ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1. Какому Виду Психологической Помощи Принадлежит Такое Рефлексивное Пережив...
|
1. Какому виду психологической помощи принадлежит такое рефлексивное переживание психолога:
— Наконец-то я понял, что он от меня хочет.
— Боже, ничего не понимаю...
— От этого человека все можно ожидать.
— Мы еще посмотрим, кто—кого...
— Да, а еще говорил, что он нормальный человек.
2. На каком этапе консультирования у психолога может быть такое рефлексивное переживание:
— Что это он пытается сказать?
— Надо проверить, правильно ли я поняла...
— Такое в моей практике уже встречалось...
— И он меня еще учит жить.
— Что же он от меня хочет...
— Как же его остановить?
— Неужели я ему еще не надоела?
3. Какую ошибку совершает психолог, говоря клиенту следующие слова:
— Вы мне об этом уже говорили.
— Достаточно, я уже поняла, что вы хотели сказать.
— Естественно, по-другому это и понять невозможно.
— Что вы, что вы, я знаю, что говорю.
4. Кто из участников консультирования:
— может и должен сопротивляться давлению другого,
— может и должен прояснять свою точку зрения до конца,
— может и должен слушать другого человека,
— может и должен сдерживать свои чувства,
— может и должен учитывать чувства других людей,
— может и должен сориентироваться на изменение ситуации.
5. Какое из рефлексивных переживаний принадлежит психологу, а какое — интервьюируемому:
— Когда же лечить начнут?
— Кажется, понимаю, о чем идет речь!
— Что это она заставляет меня повторять эти истины?
— Когда же она закончит ходить по кругу?
— Ну, сейчас я ее расколю, мы еще посмотрим, кто из нас умный!
6. Какое из рефлексивных переживаний отражает эффективное интервью, с точки зрения клиента:
— Раз в жизни выговорился!
— Знал бы я...
— Психология — вредная вещь.
— Это не для меня.
— Что-то я, кажется, ничего не понял!
— Я-то все понял, все понял, а вот она...
— Что я наговорил?
— Всю душу вымотала!
Приложение к практикуму
Как им пользоваться
В приложении представлены два относительно самостоятельных текста: 1) «Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок», 2) «Со мною вот что происходит».
Общая идея, которая объединяет эти тексты, состоит в том, что все они позволяют человеку, работающему с ними, ввести в отношения с другими людьми различные свойства психической реальности и сделать их предметом совместного взаимодействия.
Известно, что свойства психической реальности достаточно сложно репрезентировать — сделать их как бы видимыми, осязаемыми. Однако именно эту задачу решает профессионал в ситуации психологического консультирования.
Как сделать психическую реальность доступной для обсуждения в индивидуальной и групповой работе с людьми? Для этого существует множество способов, но, кажется, что одним из наиболее общих способов является способ опосредованного представления качеств психической реальности через текст. Текст позволяет создать ситуацию внешнего и внутреннего диалога или полилога, где одновременно могут существовать различные позиции. Эти позиции фиксируются для построения особого предмета взаимодействия — свойств психической реальности. Напомним, что эти свойства позволяют
как бы описать карту субъективного, они задают своего рода топологическое видение психической реальности, где каждое ее качество представлено в своеобразной предметной форме.
Предлагаемые читателю тексты приложения и выполняют эту роль — в предметной (текстовой и графической) форме выделяют разные параметры в топологии субъективного.
Какие это параметры? Остановимся подробнее на каждом тексте и таким образом покажем возможности его применения в консультировании.
«Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок».Этот текст позволяет использовать категорию сказки как один из способов мышления человека о многозначности и организованности психической реальности. Через использование категории сказки можно зафиксировать для участников взаимодействия наличие нескольких позиций, соотношение между различными позициями, необходимость взаимодействия по правилам, соответствующим свойствам предмета взаимодействия, ввести понятие ответственности, а также обсуждать понятие дома и необходимость его сохранения для обеспечения жизни — ее устойчивых законов.
Одновременно через работу в категории сказки можно показать человеку (на содержании его индивидуальной истории) возможные, в том числе и возможные альтернативные, пути движения в логике его событий.
Фактически этот текст можно использовать на этапе выработки альтернативных решений с целью расширения спектра переживаний качеств психической реальности участников профессионального взаимодействия. Текст может читаться индивидуально или обсуждаться в группе; цели работы профессионала при этом состоят в том, чтобы через отношение читателей к тексту вызвать у них переживание многозначности качеств психической реальности через появление в сказке других (нетождественных герою персонажей) и одновременно через анализ логики сказочных событий пережить возможные варианты новой организации психической реальности.
Говоря по-другому, через придумывание сказки и использование ее как средства мышления о психической реальности у человека есть возможность посмот-
Др|ищвдк «мхи,itciipm» « ирин
реть на мир, его мир, иначе, обновить Я-чувство психологического пространства и психологического времени. Сказка воздействует на самые важные параметры организации психической реальности.
«Со мною вот что происходит» — этот текст представляет собой рефлексивные монологи людей, переживающих кризисные периоды в своей жизни. Как известно, это именно те моменты в личной биографии человека, когда он интенсивно переживает изменение качеств своей психической реальности, как бы внезапно (для себя) обнаруживает их присутствие и амбивалентность их проявления — они его, принадлежат ему, но другими воспринимаются совсем иначе, как случайные или вредные качества.
В ситуациях психологического консультирования на этапе формулировки проблемы эти письма (или их отрывки) могли бы сыграть роль средств, фиксирующих динамичность (логику, в первую очередь) событий индивидуальной судьбы человека или при работе с группой могли бы выступить в качестве инструмента для создания обобщенного образца человека конкретного возраста (подобная задача бывает крайне важной при объяснении родителям проблем детей в кризисные периоды их развития).
Применение этих текстов в практике психологического консультирования показало, что они дают возможность приблизиться к решению важнейшей задачи психологического консультирования — задачи создания в качестве предмета взаимодействия свойств психической реальности.
И Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок
Эта книга для детей и взрослых, которые думают над своей жизнью и стремятся сделать ее интереснее сами. Как это делается? Читайте, может быть, и вы узнаете в книге себя.
глава1, КОТОРАЯ НАЧИНАЕТСЯ ТАК:
Лошадки танцевали на арене цирка. Все смотрели и восхищались — как красиво, как ловко это у них получалось.
Трудно было представить себе, что когда-то лошадки этого не умели делать, — танцующие лошадки не умели танцевать. Но так было.
Человек упорно и настойчиво учил лошадок делать эти сложные па, двигаться в такт музыке. Зачем?
Зачем надо было тратить силы и время на то, чтобы лошадки стали делать то, что хочется человеку, а не им самим...
Танцующие лошадки — это так красиво, это похоже на сказку, на ожившую сказку. В сказке люди и животные понимают друг друга, живут общей жизнью, учатся друг у друга.
Вот и здесь на арене цирка лошадки учат людей понимать животных, учат их видеть и чувствовать не только мир людей, но и другой мир — их мир, лошадиный. Как в сказке...
Ты знаешь, что во многих сказках есть слова о том, что мол, сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Вот и лошадки, танцуя перед нами, дают нам, людям, урок — урок преодоления себя, урок рождения в себе нового, если хочешь, урок поиска своих возможностей. Вместе с человеком они преодолели свое неумение танцевать, так в их жизни появилась новая возможность —движение под музыку. Человек помог им найти ее.
Да и сам человек получил новое знание о свойствах музыки, о качествах животных, о своих качествах как их учителя... Видишь, сколько всего произошло, когда стала оживать сказка. Сказки оживают по-разному. Думаю, что ты знаешь о том, что кроме цирка сказка может ожить в театре, в мультфильме или кинофильме.
Сказочные герои могут быть куклами, и тогда ты сам оживишь сказку, играя с ними.
Сказка оживает в твоем воображении, когда ты ее читаешь (или тебе ее читает кто-то) в книге с картинками.
Но самое главное волшебство сказки раскрывается тогда, когда ее тебе рассказывают. Рассказывают на память, не читая по книге, не включая телевизор или магнитофон.
Ты когда-нибудь слушал так сказку? Надеюсь, что «да». Но если с тобой этого давно не случалось, то
Пр8 тцщп mw. ittHpun > Ирин
попроси об этом взрослых. Пусть мама, папа или бабушка расскажут тебе хотя бы одну сказку. Устройтесь поудобнее рядом, а ты внимательно слушай, тогда и узнаешь главное волшебство сказки.
Тебе хотелось бы опередить события и скорее узнать, в чем состоит это главное волшебство. Думаю, что в этом деле торопиться не стоит. Другие страницы этой книжки есть смысл читать только после того, как ты это волшебство переживешь сам вместе со сказителем, с тем, кто расскажет тебе сказку. Слушай внимательно.
глава 2. волшебное УСТРОЕНО ТАК...
Пока ты слушал сказку, я нарисовала для тебя карту сказки. Да, представь себе, такая карта есть, ее сумел составить очень любознательный человек — Владимир Яковлевич Пропп. Он прочитал и прослушал много-много сказок разных народов и понял, что волшебное во всех сказках появляется не случайно, есть свои правила волшебства, свой порядок.
Вот по этим правилам и составлена карта, она поможет тебе пройти по всей сказке от начала до конца и не заблудиться. За время похода по сказке ты сможешь пережить множество чувств. Каких? Самых разных, но главные среди них — удивление и радость. Удивление от того, что узнаешь много неожиданного для себя даже о себе самом и о сказителе, а не только о героях сказки. Радость будет обязательно, ведь что бы ни случилось с ее героями, в ней все всегда хорошо кончается. Сказки не бывают грустными.
Пока ты рассматриваешь карту сказки, я тебе немного расскажу о ней. Смотри, сказка начинается с предписания или запрета. Таким образом, сказитель сразу обозначает для нас героя сказки и его отношение к другим людям, как бы правила поведения героя среди людей или среди предметов. Мы сразу понимаем, как живет герой, как устроен мир вокруг него, что в этом мире хорошего, а что — плохого. Герой начинает действовать в своем мире и своими действиями нарушает запрет или предписание. Он поступил по-своему, как ему хотелось, а не так, как указывали правила.
Цнтт » цтцщ
Про lamimi»» шищ», i!c»ip»»n » шрщп
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Г С Абрамова... ПРАКТИЧЕСКАЯ... УДК ББК...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопросы к зачету
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов