Терминологический словарь

 

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ – обособленность личности, ее способность к самоопределению своих позиций. Как всеобщий принцип человеческого поведения автономия личности была провозглашена Мартином Лютером в его признании: "На том стою и не могу иначе", а теоретически исследована И. Кантом ("Автономная этика"). Автономию личности Кант связывал не со свободой личности от внешних воздействий, а с приверженностью личности к общечеловеческим принципам – категорическим императивам. Сознание своей автономности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Автономность личности – это ее свобода от аморальных побуждений, сиюминутной престижности, политической суетливости.

АВТОРИТАРИЗМ – догматическая требовательность к поведению человека, ее аргументация ссылкой на авторитетное лицо, требование слепого исполнения предписанных свыше правил, игнорирование объективных оснований межличностных отношений.

Авторитаризм как социально-политический режим – выхолащивание политических институтов, связывающих государство и общество, концентрация власти в руках одного лица или одного органа. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм – создание жесткого репрессивного режима жизнедеятельности общества, безапелляционного командного метода руководства, ограничение возможностей самореализации личности. Длительное пребывание человека в условиях тоталитаризма ведет к его личностным деформациям.

АГРЕССИЯ – действие, наносящее физическую или психическую травму окружающим людям, связанное с сильными негативными эмоциями – гневом, ненавистью, враждебностью. Различаются импульсивная, аффективная, инструментальная, целенаправленная и экспрессивная агрессия. По степени интенсивности агрессивное поведение может варьироваться от демонстрации неприязни до словесных оскорблений (вербальная агрессия), применения грубой физической силы. Агрессивность может нарастать по механизму суммации, накопления чувств и по механизму психического заражения, превращения межличностной агрессии в межгрупповую – массовидное явление. Агрессия может проявляться и в форме неадекватной защитной реакции, быть следствием аффекта, а в случае девиантного отклонения личности – выступать как системообразующий фактор агрессивного типа поведения. Предельно активизированная агрессивность затрудняет процессы сознательной регуляции, а сдвиги в вегетативно-эндокринной системе резко повышают физические возможности индивида.

В массовых социальных процессах агрессия проявляется в форме геноцида, террора, идеологических этнических столкновений. Агрессия нередко возникает в результате стереотипного представления образа врага и доминирования у личности устойчивых асоциальных качеств – злобности, жестокости, эмпатии, аутизма, дефектов социальной идентификации. Формирование агрессивности как характериологической особенности личности связано с асоциальным жизненным опытом, наложением "слабых мест" индивида на социально "слабые места" микросреды.

Агрессивность, направленная индивидом на самого себя, – аутоагрессия – служит показателем патологических изменений личности.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – приспособление индивида к условиям социальной среды. Типы социальной адаптации: 1) активное воздействие на среду, 2) пассивное, конформное принятие ценностных ориентации и целей социальной группы. Социальная адаптация связана с принятием индивидом различных социальных ролей, адекватным отображением себя и своих социальных связей. Нарушением социальной адаптации являются асоциальное поведение, маргинальность, алкоголизм и наркомания.

АЖИТАЦИЯ – состояние сильного возбуждения в конфликтных, аварийных ситуациях, нарушение целенаправленности действий, суетливость, понижение способности к рассудочной деятельности – аномальное психическое состояние.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА – "слабые места" характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность, боязливость, тревожность, пониженный или завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения, дисфория (злобно-тоскливое настроение), вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании. Акцентуации характера диагностируются специализированными методиками.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ – противоречивость одновременно испытываемых эмоций к одному и тому же объекту.

АМНЕЗИЯ – нарушение памяти. Ретроградная амнезия – нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию. Антероградная амнезия – нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. Защитная амнезия – вытеснение из памяти, забывание травмирующих событий.

АМОРАЛЬНОСТЬ – неприятие моральных устоев общества, нигилистическое отношение к нравственным нормам, духовный распад личности и социальных групп. Крайней формой аморальности является цинизм – презрительное отношение ко всей культуре общества, его двуховным ценностям, глумление над идеалами, социальными устоями.

АНДРОГИНИЯ – сочетание в одном индивиде мужских и женских качеств, способность в различных ситуациях проявлять либо маскулинные, либо фемининные особенности поведения.

АНТИЦИПАЦИЯ – способность индивида предвидеть развитие событий, все возможные результаты действия, способность к опережающему отражению действительности.

АПАТИЯ – ослабленность побуждений и интересов, безразличие к событиям окружающей действительности, эмоциональная пассивность.

АППЕРЦЕПЦИЯ – зависимость восприятия предметов и явлений действительности от прошлого опыта, индивидуальных особенностей и психического состояния личности.

АССОЦИАНИЗМ – одно из основных направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций – устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформулирован Аристотелем ("Образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации"). В XIX в. были исследованы условия образования ассоциаций и их нейрофизиологические, условно-рефлекторные механизмы.

АСТЕНИЯ – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и раздражительности.

АТРИБУЦИЯ – приписывание индивиду или социальной группе непосредственно невоспринимаемых особенностей, стереотипное достраивание образа. Атрибуция каузальная – предположение о причинах поведения.

АУТИЗМ – крайняя форма психического отчуждения, уход индивида от контактов с окружающей действительностью, пониженная возможность саморегуляции, привязанность к узкому кругу идей и представлений, эгоцентризм, неадекватность эмоциональных реакций на поведение окружающих людей.

АФФЕКТ – временная непатологическая дезориентация сознания, его "сужение", вызванное внезапным сверхсильным эмоциогенным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивным действиями и функциональными изменениями эндокринной системы; конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительности личностным позициям индивида. Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации. Аффектогенный образ доминирует над всей психической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и навязывает "аварийные" способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в процессе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации. В юриспруденции аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность и влияющее на квалификацию преступления, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего.

АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ – действие, направляемое и регулируемое определенным эмоциональным состоянием субъекта – отвагой, страстью, ненавистью, воодушевлением, мстительностью, любовью и др. Понятие аффективного действия введено Максом Вебером для отчленения его от понятия "социальное действие" (целерационального и ценностно-рационального). В отличие от целерационального действия и подобно ценностно-рациональному действию аффективное действие направлено не на достижение конкретной цели, а на эмоциональное самовыражение субъекта действия, его импульсивную самореализацию, удовлетворение страсти или влечения.

Аффективные действия пограничны между сознательным поведением и подсознательными реакциями. Они характеризуются минимальной осмысленностью; переход за эту минимальную границу вызывает дезорганизацию психической деятельности – состояние аффекта (см. "Аффект").

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ – непонимание людьми друг друга из-за придания одним и тем же явлениям различного смысла.

БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – неадекватная пассивность в результате усиления отрицательных эмоций в отношении определенных явлений, избирательное торможение активности в результате низкой самооценки. Барьеры в социальном общении возможны в результате неразвитости коммуникативных качеств, эмпатии и других негативных личностных качеств.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – психические процессы, осуществляемые без сознательного контроля (инстинкты).

БИОТИПЫ ЧЕЛОВЕКА – типология человека, осуществляемая по нейрогуморальному основанию, индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы (САС). Различаются три биотипа: адреналиновый (А-тип), норадреналиновый (Н – А-тип) и смешанный. Представители А-типа отличаются повышенной тревожностью, повышенным чувством ответственности, неудовлетворенностью достигнутым, стремлением к предельным нагрузкам. Представители Н – А-типа характеризуются повышенной внутренней напряженностью, замкнутостью, скрытностью, властностью, целеустремленностью; неудачи могут привести этих людей к нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям. Представители смешанного типа характеризуются повышенной эмоциональностью, неустойчивостью настроения, повышенной чувствительностью, эмпатией – способностью к сопереживанию. Особенно интенсивно биотипические особенности людей проявляются в экстремальных условиях.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour – поведение) – одно из основных направлений американской психологии, трактующее психику как совокупность реакций организма на внешние стимулы. Направление возникло как негативная реакция на интроспективную психологию, преувеличивающую роль самонаблюдения в исследовании психических явлений. Первая программа бихевиоризма была провозглашена в 1913 году Д. Уотсоном (1878–1958). Предметом психологии бихевиористы считали не сознание, а поведение. Из теории поведения исключались все факторы сознания. Традиционные понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Джон Уотсон предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Использовав учение И. П. Павлова, бихевиористы упростили его, полагая, что законы приобретения опыта у человека и животных совпадают. Ошибочным было отрицание ими сознания как регулирующего фактора поведения, сведение человеческого поведения к ситуативному приспособленчеству, игнорирование ими надситуативного, поленезависимого поведения, забвение нейрофизиологических механизмов поведения (мозг человека они считали "черным ящиком"). Социальная природа человеческого поведения игнорировалась. Однако бихевиористы внесли существенный вклад в разработку математических методов изучения поведения, создали предпосылку для возникновения кибернетики. Бихевиористы (Торндайк) открыли ряд закономерностей научения – формирования навыков (закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и др.).

Уже в 20-х годах XX в. бихевиоризм распался на ряд направлений. В 30-х годах возникло направление необихевиоризма (Толмен, Халл), которое стало признавать промежуточное звено между стимулом и реакцией, введя понятие "промежуточных переменных". Представитель современного бихевиоризма Б. Скиннер, исследуя закономерности связей между стимулом и реакцией, придал существенное значение подкреплению этих связей. Скиннер выдвинул концепцию оперантного научения (из ряда произведенных операций устойчивыми оказываются те из них, которые получают подкрепление). Скиннер стал инициатором программированного обучения. Все направления бихевиоризма основаны на биологизаторской концепции.

ВЕРА – полное и безоговорочное принятие человеком каких-либо постулатов и представлений, которые входят в структуру личности, определяют ее поступки и отношение к действительности. Вера, являясь автономным психическим феноменом, не зависит от логических и эмпирических оснований. Вера концептуализирует сознание, создавая целостный непротиворечивый образ мира. Вера – проявление подсознательной связи субъекта с объектом. Чем проще и всеохватнее эта связь, тем глубже вера. Религиозная вера связана с поиском сущности человеческой духовности, ее обусловленности божественной силой.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ – личный контакт двух или многих людей, следствием которого являются изменения в их деятельности, поведении, взглядах и установках; система взаимообусловленных действий, в которой поведение каждого из участников выступает и как стимул, и как реакция на поведение других. Межличностное взаимодействие связано с разделением и кооперацией социальных функций, имеет предмет сопряженных усилий, регламентировано конкретными условиями, подчиненно нормам и правилам интеракции (социального взаимодействия). Осуществляется в форме сотрудничества или конкуренции, столкновения противоположно направленных интересов.

ВЛЕЧЕНИЕ – подсознательно возникающая направленность на определенные объекты, удовлетворяющие актуализированную потребность, влияющая на формирование интересов и мотивов поведения. В системе фрейдизма выделяется влечение к саморазрушению, смерти, проявляющееся в агрессивности личности. Различаются также и другие патологические влечения – садизм, мазохизм, содомия, педерастия, некрофилия и др.

ВЛИЯНИЕ – процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок и установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение. Механизм не направленного влияния – подражание и заражение. Влияние может быть прямым и косвенным.

ВНИМАНИЕ – оптимальное состояние сознания, его организованность и направленность на деятельностно значимые объекты. Внимание обеспечивает согласованность различных звеньев поведения, сосредоточенность на его конечной цели, скорость и точность решения задачи. (В системе философско-психологического понятия апперцепции внимание рассматривалось как отчетливое осознание воспринимаемого, его интеграция в целостную структуру прошлого опыта.) Различаются три вида внимания: 1) непроизвольное (непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция), 2) произвольное (связанное с целенаправленными волевыми усилиями) и 3) постпроизвольное (послепроизвольное, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий).

К характеристикам внимания, его свойствам относятся: избирательность, объем, устойчивость, распределяемость и переключаемость.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ – использование языковых значений вне процесса реальной коммуникации (в уме) как средства мышления, оперирования понятиями, как диалог с мыслимым другим. От внешней речи внутренняя отличается свернутостью структуры.

ВНУШАЕМОСТЬ – субъективная готовность подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения.

ВНУШЕНИЕ – внедрение в психическую сферу индивида помимо его воли, процесс воздействия на психику человека в условиях снижения его сознательности, критичности.

ВОЛЯ – самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата; реализуется в форме простых и сложных волевых действий. Схема простого действия, цель – действие – оценка результата. Схема сложного волевого действия, потребность – возможные цели – борьба мотивов – принятие решения – система исполнительских действий – их оценка и корректировка – завершающие действия – итоговая оценка конечного результата.

ВООБРАЖЕНИЕ – психический процесс образного моделирования действительности, рекомбинированное, гипотетическое и вероятностное отражение действительности; реконструкция явлений по их описанию.

ВОСПОМИНАНИЕ – актуализация ранее воспринимавшегося материала, всплывание ранее сформированных образов, их локализация во времени и пространстве.

ВОСПРИЯТИЕ – отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецепторную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений (его категоризация).

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ – понимание, интерпретация и оценка человека при его восприятии (первое впечатление о человеке), достраивание его образа на основе экстраполяции исходной чувственной информации под влиянием психического состояния воспринимающего лица. Возможны искажающие эффекты: эффект статуса, эффект ореола, эффект первичности и др. Восприятие человека человеком сопровождается комплексом эмоционально-когнитивных процессов – идентификацией, рефлексией (пониманием другого путем размышления и чувствования за него), стереотипизацией – распространением на него общепринятых штампов – каузальной атрибуцией (истолкованием причин его поведения).

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ – временной интервал между предъявлением раздражителя и началом реакции на него. Время простейшей двигательной реакции на одиночный раздражитель составляет 0,2 сек. При решении сложных сенсомоторных задач время реакции значительно возрастает.

ВЫТЕСНЕНИЕ – вид психологической защиты, состоящий в переводе в сферу подсознания или глубокое торможение следов от психотравмирующих воздействий.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА – явление, возникающее в начале выработки условного рефлекса, при котором требуемая реакция вызывается многими сходными раздражителями.

ГЕНОТИП – генетическая конституция организма.

ГИПНОЗ – состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушенного содержания.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – общность людей, объединенных общими интересами, целями и ценностными ориентациями, функционирующими на основе социальных норм и в условиях социально-группового контроля. Виды социальных групп: большие, малые, формальные, неформальные, референтные (значимые), реальные, условные, сплоченные, диффузные.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль – все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе. Групповая интеграция обеспечивает психологическое единство членов группы, стабилизацию межличностных отношений. Групповая дифференциация обеспечивает специализацию и иерархизацию деятельностных связей, вычленение групповых ролей, формирование групповых статусов. Одно из проявлений групповой динамики –групповая сплоченность – степень приверженности к группе ее членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, демократический стиль жизнедеятельности группы, социальный престиж группы.

ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ – длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях; общение нарушается в результате астенизации (ослабления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воздействий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие проявления, возникает явление "психологического стриптиза" и аутизации (отчуждения личности).

ГРУППОВАЯ НОРМАЛИЗАЦИЯ – социально-психологический феномен, возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии, выработка общего группового мнения. (Расхождение мнений называется групповой поляризацией.)