рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

При опытах с маятником най- ГГГГГГ ГГГГГГГГГ

При опытах с маятником най- ГГГГГГ ГГГГГГГГГ - раздел Психология, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ти Такие Условия, Которые Де-Лали Бы Возможной Такую Же Изоляцию Про...

ти такие условия, которые де-лали бы возможной такую же

изоляцию простых элементов, Рис 4

какая была нужна для изме­рения объема внимания в об­ласти чувства зрения. Действительно, и в опытах с метрономом такая изоляция ударов такта произойдет тотчас же, как только мы не будет де­лать мысленно никаких ударений, слушая удары маятника, так что не будет даже простейшего размера в 2/8 такта. Ввиду ритмической приро­ды нашего сознания и всей нашей психофизической организации это, ко­нечно, не так легко, как может показаться с первого взгляда. Все-таки мы всегда будем склонны воспринимать эти удары маятника как ряд, протекающий, по крайней мере, в 2/8 размера с равными интервалами. Тем не менее, если только в ударах маятника нет заметной объективной разницы, удается достигнуть этого условия без особого труда. Только при этом промежуток между ударами такта должен быть достаточно боль­шой, чтобы мешать нашей склонности к ритмическому расчленению и в то же время допускать еще объединение ударов в целое. Этому требова­нию, в общем, отвечает интервал в 1х/2—2V2 с. В этих пределах можно после некоторого упражнения довольно свободно схватывать удары ма­ятника то ритмически, то неритмически. Если мы добьемся этого и так же, как и при ритмических опытах, будем через небольшую паузу после восприятия известного числа ударов метронома слышать одинаковое или чуть большее или меньшее число, то и в этом случае можно еще отчет­ливо различать равенство первого и второго рядов. Если, например, при первом опыте мы выберем ряд А в 6 ударов, при другом же ряд В в 9 ударов (см. рис. 4), то при повторении обоих рядов тотчас же обнаружит­ся, что при ряде А еще возможно вполне отчетливо различить равенство, а при ряде В это невозможно, и уже на 7-м или 8-м ударе сличение ря­дов становится в высшей степени ненадежным. Поэтому мы приходим к тому же выводу, что и в опытах со зрением: шесть простых впечатле­ний представляют собой границу объема внимания.

Так как эта величина одинакова и для слуховых и для зрительных впечатлений, данных как последовательно, так и одновременно, то нужно заключить, что она означает независимую от специальной области чувств психическую постоянную. Действительно, при впечатлениях других орга­нов чувств получается тот же результат, и если исключить ничтожные колебания, число 6 остается maximum еще схватываемых вниманием простых содержаний. Например, если взять для опыта любые слоги, толь­ко не соединенные в слова, и сказать ряд их другому лицу с просьбой по­вторить, то при таком ряде, как:


64 Тема 2. Становление предмета психологии

ap ku no li sa ro,

повторение еще удается. Напротив, оно уже невозможно при ряде:

га ho xu am na il ok pu.

Уже при 7 или 8 бессмысленных слогах заметно, что повторение большею частью не удается; с помощью упражнения можно добиться по­вторения разве лишь 7 слогов. Итак, мы приходим к тому же результату, который получился и при тактах А и В.

Но есть еще одно согласующееся с этим результатом наблюдение. Оно тем более замечательно, что принадлежит третьей области чувств, осязанию, и, кроме того, сделано независимо от психологических интере­сов, по чисто практическим побуждениям. После долгих тщетных по­пыток изобрести наиболее целесообразный шрифт для слепых, наконец, в половине прошлого столетия французский учитель слепых Брайль разрешил эту практически столь важную проблему. Сам слепой, он более чем кто-либо другой был в состоянии на собственном опыте убедиться, насколько его система удовлетворяет поставленным требованиям. Таким образом, он пришел к выводу, что, во-первых, известное расположение от­дельных точек является единственно пригодным средством для изобре­тения легко различаемых знаков для букв и что, во-вторых, нельзя при конструкции этих знаков брать более 6 известным образом располо­женных точек, если мы хотим, чтобы слепой еще легко и верно разли­чал эти символы с помощью осязания. Таким образом, из шести точек (см. рис. 5, I), комбинируя их различным образом, он изобрел различные символы для алфавита слепых (см. рис. 5, //). Это ограничение числа то­чек шестью, очевидно, было не случайным. Это ясно уже из того, что боль­шее число, например 9 (см. рис. 5, III), дало бы большие затруднения на практике. Тогда можно было бы, например, обозначить известными сим­волами важнейшие из знаков препинания и числа, которые отсутствуют в системе Брайля. Но достичь этого невозможно, так как при большем, чем 6, числе точек вообще нельзя отчетливо воспринимать разницу меж­ду символами. В этом легко убедиться с помощью непосредственного на­блюдения, если скомбинировать более чем 6 выпуклых точек и осязать их. Таким образом, мы вновь приходим к той границе, которая получи­лась и при опытах над чувствами зрения и слуха.

Однако значение этих выводов относительно объема сознания и вни-

• ••••••••• ••• Мания отнюдь не исчерпывается ко-

* * * * •••• ••• личественным определением этого

объема. Значение их, прежде всего, в

a g e q о *

. и том, что они проливают свет на отно-

шения содержаний сознания, нахо-

рис 5 дящихся в фокусе внимания, с теми,

которые принадлежат более отда-


Вундт В. Сознание и внимание 65

ленному зрительному полю сознания. Для того, чтобы установить те от­ношения, которые прежде всего выясняются при этих опытах, мы восполь­зуемся для обозначения обоих процессов (вхождения в сознание и в фо­кус внимания) двумя краткими терминами, примененными в подобном смысле уже Лейбницем. Если восприятие входит в более обширный объ­ем сознания, то мы называем этот процесс перцепцией, если же оно попа­дает в фокус внимания, то мы называем его апперцепцией. При этом мы, конечно, совершенно отвлекаемся от тех метафизических предположений, с которыми связал Лейбниц эти понятия в своей монадологии, и употреб­ляем их скорее в чисто эмпирическо-психологическом смысле. Под пер­цепцией мы будем понимать просто фактическое вхождение какого-либо содержания в сознание, под апперцепцией — сосредоточение на нем вни­мания. Перципируемые содержания, следовательно, сознаются всегда бо­лее или менее смутно, хотя всегда поднимаются над порогом сознания; апперципируемые содержания, напротив, сознаются ясно, они, выражаясь образно, поднимаются над более узким порогом внимания. Отношение же между обеими этими областями сознания заключается в том, что каждый раз, когда апперципируется известное изолированное содержание созна­ния, остальные только перципируемые психические содержания исчезают, как если бы их совсем не было; напротив, когда апперципируемое содер­жание связано с определенными перципируемыми содержаниями созна­ния, оно сливается с ними в одно цельное восприятие, границею которого будет лишь порог сознания (а не внимания). С этим, очевидно, стоит в тес­ной связи то обстоятельство, что объем апперцепции относительно уже и постояннее, объем же перцепции не только шире, но и изменчивее. Ме­няется же он, как это ясно показывает сравнение простых и сложных рит­мов, непременно вместе с объемом психических образований, объединенных в некоторое целое. При этом различие между просто перципируемыми и апперципируемыми частями такого целого отнюдь не исчезает. В фокус внимания скорее же попадает всегда лишь ограниченная часть этого це­лого, как это в особенности убедительно доказывает тот наблюдающийся при экспериментах с чтением факт, что мы можем варьировать отдель­ные просто перципируемые составные части, причем общее восприятие от этого не нарушается. Более широкая область смутно перципируемых со­держаний относится к фокусу внимания — если воспользоваться образом, который сам представляет собою пример этого явления, — как фортепь­янное сопровождение к голосу. Незначительные неточности в аккордах сопровождения мы легко прослушиваем, если только сам голос не погре­шает ни в тональности, ни в ритме. Тем не менее, впечатление от целого значительно ослабело бы, если бы не было этого сопровождения.

В этом отношении между перципируемыми и апперципируемыми содержаниями сознания имеет значение еще другой момент, который про­ливает свет на выдающуюся важность апперцептивных процессов. Мы исходили из того, что для нас необычайно трудно воспринять ряд ударов

5 Зак. 2652


66 Тема 2. Становление предмета психологии

маятника как совершенно равных, так как мы всегда склонны придать им известный ритм. Это явление, очевидно, находится в связи с основ­ным свойством апперцепции, проявляющимся во всех процессах созна­ния. Именно мы не в состоянии, как это хорошо известно и из повседнев­ной жизни, постоянно и равномерно направлять наше внимание на один и тот же предмет.

Если же захотим достигнуть этого, то скоро заметим, что в апперцеп­ции данного предмета наблюдается постоянная смена, причем она то стано­вится интенсивнее, то ослабевает. Если воспринимаемые впечатления одно­образны, то эта смена легко может стать периодической. В особенности легко возникает такая периодичность в том случае, когда самые внешние процессы, на которые обращено наше внимание, протекают периодически. Как раз это и наблюдается при ряде тактов. Поэтому колебания внимания непосредственно связываются в этом случае с периодами впечатлений. Вследствие этого мы ставим ударение на том впечатлении, которое совпа­дает с повышением волны апперцепции, так что равные сами по себе уда­ры такта становятся ритмическими. Каков именно будет ритм, это отчасти зависит от нашего произвола, а также от того, в каком объеме стремимся мы связать впечатление в одно целое. Если, например, удары такта следуют друг за другом слишком быстро, то это стремление к объединению легко ве­дет к сложным ритмическим расчленениям, как это мы действительно ви­дели выше. Подобные же отношения между апперципируемыми и просто перципируемыми состояниями сознания получаются также и при других, и в особенности при одновременных впечатлениях, однако в иной форме, смот­ря по области чувств. Если, например, мы покажем в опытах с тахистоско-пом короткое слово, то оно схватывается как целое одним актом. Если же дать длинное слово, например:

Wahlverwandtschaften,

то мы легко замечаем уже при непосредственном наблюдении, что время восприятия становится длиннее и процесс восприятия состоит тогда из двух, иногда даже из трех очень быстро следующих друг за другом актов апперцепции, которые могут протекать некоторое время и после момента впечатления. Еще яснее будет это следование актов апперцепции друг за другом, если вместо слова выбрать предложение, приблизительно равное по длине, например, следующее:

Morgenstunde hat Gold im Munde.

В этой фразе разложение восприятия на несколько актов существен­но облегчается разделением фразы на слова. Поэтому при восприятии по­добной фразы замечаются обыкновенно три следующих друг за другом ак­та апперцепции, и лишь при последнем из них мы схватываем в мысли целое. Но и здесь это возможно лишь в том случае, если предшествовавшие последней апперцепции части предложения еще находятся в зрительном


Вундт В. Сознание и внимание 67

поле сознания. Если же взять настолько длинное предложение, что части эти будут уже исчезать из поля зрения сознания, то наблюдается то же яв­ление, что и при ритмических рядах тактов, выходящих за границы воз­можных ритмических расчленений: мы можем связать в заключительном акте апперцепции лишь одну часть такого последовательного данного це­лого. Таким образом, восприятие сложных тактов и восприятие сложных слов или предложений по существу протекают сходно. Различие заключа­ется лишь в том, что в первом случае апперципируемое впечатление со­единяется с предшествовавшим, оставшимся в поле перцепции впечатлени­ем с помощью ритмического деления, во втором же случае — с помощью смысла, объединяющего части слова или слова. Поэтому весь процесс от­нюдь не сводится только к последовательной апперцепции частей. Ведь предшествовавшие части уже исчезли из апперцепции и стали просто пер­ципируемыми, и лишь после того они связываются с последним апперци­пируемым впечатлением в одно целое. Сам же процесс связывания совер­шается в едином и мгновенном акте апперцепции. Отсюда вытекает, что во всех этих случаях объединения более или менее значительного комплекса элементов связующей эти элементы функцией является апперцепция, при­чем она, в общем, всегда связывает непосредственно апперципируемые час­ти целого с примыкающими к ним только перципируемыми частями. По­этому большое значение отношений между обеими функциями, перцепцией и апперцепцией заключается в высшей степени богатом разнообразии этих отношений и в том приспособлении к потребностям нашей духовной жиз­ни, которое находит себе выражение в этом разнообразии. Апперцепция то сосредоточивается на одной узкой области, причем бесконечное разнообра­зие других воздействующих впечатлений совершенно исчезает из сознания, то с помощью расчленения последовательных содержаний, обусловленного ритмической (oszillatorisch) природой ее функции, переплетает своими ни­тями обширную, занимающую все поле сознания, ткань психических содер­жаний. Но во всех этих случаях апперцепция остается функцией единства, связующей все эти разнообразные содержания в упорядоченное целое, про­цессы же перцепции противостоят ей до известной степени как центробеж­ные и подчиненные ей. Процессы апперцепции и перцепции, взятые вмес­те, образуют целое нашей душевной жизни.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МОСКОВСКИЙ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... УНИВЕРСИТЕТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: При опытах с маятником най- ГГГГГГ ГГГГГГГГГ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ю. Б. Гиппенрейтер
[ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ]1 Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает

Ж.ГодФруа
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»1 Своим названием и первым определением психология обязана гре­ческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень к

В.В.Петухов, В.В.Столин
[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»]1 При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теорети­ческие основания, предмет изучени

Феофраст ХАРАКТЕРЫ 1 Льстивость
(1) Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек. (2) Идя с кем-либо, он говорит спут­нику: «Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни

Бестактность
(1) Бестактность — это неумение выбрать подходящий момент, при­чиняющее неприятность людям, с которыми общаешься, а бестактный вот какой человек. (2) К занятому человеку он приходит за советом (3)

Ю.Б.Гиппенрейтер
[ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]1 Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки. В системе наук психологии должно быть отведено совершенн

Г.Оллпорт
ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМА НАУКИ ИЛИ ИСКУССТВА?1 Имеются два принципиальных подхода к детальному изучению лич­ности: литературный и психологический. Ни один из

Трусость
(1) Трусость — это некая душевная слабость, выражающаяся в неспособно­сти противостоять страху, а трус вот какой человек. (2) В море он принимает утесы за пиратские корабли. А едва начинают подымат

В.В.Петухов, В.В.Сталин
СРАВНЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и

Прикладные области
Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональ­ных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению про­блем,

Область научных поисков
Каждый день выявляются новые факты, применяются новые мето­ды, создаются и испытываются новые способы оценки результатов. Из них лишь немногие сразу находят себе применение, тогда как другие остают

Психология личности
Представители этой области психологии чаще всего относят себя к тому или иному из направлений. В зависимости от того, будет ли это би­хевиоризм, психоанализ или гуманистическое направление, роль ка

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА НАУЧНОЙ
И ЖИТЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие зада

Главные формы и общие свойства психических элементов
Так как всякое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психические элементы в смысле, безусловно, простых и неразложимых составных частей психического ряда явлений представ

Основные формы чувств
<...> Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данны­ми к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольс

Свойства простых чувств
Простыми чувствами следует называть такие самостоятельные су­ществующие чувства, которые хотя и могут вступать в соединение с дру­гими элементами сознания, но сами уже на самостоятельные более про­

Соединение простых чувств
<...> Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элемен­ты чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области

Связанных с представлениями чувств
Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представ­лений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный

Аффекты
Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляют­ся из чувств, а с другой, при известных условиях, переходят в волевые про­цессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем,

Ю.Б.Гиппенрейтер
МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ И ПРОБЛЕМА САМОНАБЛЮДЕНИЯ1 В психологии сознания метод интроспекции (букв, «смотрения внутрь») был признан не только главным, но и единственн

Дж.Уотсон
ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА1 С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью являетс

Ментализм против бихевиоризма
Менталист — это тот, кто признает, что «психика» является, по суще­ству, потоком «внутренних событий». Человеческое существо, говорит он, «смотрит внутрь» и наблюдает за такими «внутренними события

Уотсон: молекулярное определение
Уотсон в основном, по-видимому, описывает поведение в терминах простой связи «стимул—реакция». Сами эти стимулы и реакции он, по-ви­димому, представляет себе в относительно непосредственных физичес

Другие сторонники молярного определения
Нужно отметить, что данное молярное представление о поведении, т.е. представление о том, что поведение имеет собственные свойства, кото­рые его определяют и характеризуют и которые являются чем-то

Описательные свойства поведения как молярного феномена
Соглашаясь, что поведение имеет собственные описательные особен­ности, мы должны четко уяснить, каковы они. Первым пунктом в ответе на этот вопрос должен быть установлен­ный факт, что пове

Целевые и когнитивные детерминанты
Мне могут возразить. Ибо ясно, что определение поведения в терми­нах целевого объекта вместе с отношениями, существующими между ним и объектами-средствами, используемыми для выбора более коротких п

Объективное определение целей поведения
Давайте рассмотрим эти непосредственные динамические характе­ристики, которые мы назвали целями и познанием, более детально. Нач­нем с целей. В качестве иллюстрации возьмем случай с кошкой Торндай-

Начальные причины и три разновидности детерминант поведения
Мы пытались показать, что имманентно в любом поведении имеются некоторые непосредственные «находящиеся в нем» цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные являются посл

Э.Толмен
КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА1 Основная часть этой статьи посвящена описанию экспериментов с крысами. В заключение я попытаюсь также в нескольких словах

На латентное научение
_а Пища Первые эксперименты на латентное научение были проведены Блод-жетом в Беркли. Сообщение о них было опублико

Забывание иностранных слов
Слова, обычно употребляемые в нашем родном языке, по-видимому, защищены от забывания в пределах нормально функционирующей памяти. Иначе обстоит дело, как известно, со словами иностранными. Предрасп

Впечатлений и намерений
Если бы кто-нибудь был склонен преувеличивать то, что нам извест­но теперь о душевной жизни, то достаточно было бы указать на функцию памяти, чтобы заставить его быть скромнее. Ни одна психологичес

Забывание впечатлений и знаний
а) Летом моя жена подала мне безобидный по существу повод к сильному неудовольствию. Мы сидели за table d'hote'oM vis-a-vis с одним господином из Вены, которого я знал и который, по всей вероятност

ЕСТЬ». ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТЕРАПИСТА
НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА1 В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, ес­ли их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту ре­акцию. Я

Некоторые ответы
Перед тем как ввести вас в мир моего опыта с клиентами, я бы хотел напомнить о том, что вопросы, которые я упомянул, не псевдовопросы и, от­вечая на них, люди в прошлом и настоящем так и не пришли

Направления, выбранные клиентами
Разрешите посмотреть, смогу ли я наметить и прояснить некоторые тенденции, которые видны мне в работе с клиентами. В отношениях с ни­ми моя цель состояла в том, чтобы создать такую атмосферу, в кот

Прочь от соответствия ожиданиям
Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе1, на человека оказывается

Прочь от угождения другим
Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь уго­дить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего со­стояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, о

Движение к процессу
Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти под­ходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, и

К сложности бытия
Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь помо­жет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с о

К открытости опыту
«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качества­ми. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близком

К принятию других
Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связа­на с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начина­ет двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственн

Главное направление
Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, ч

Подразумевает ли это статичность?
Некоторым кажется, что быть тем, кто ты есть, — значит оставаться статичным. Они считают, что это синонимично понятиям «быть постоян­ным», «быть неизменяющимся». Ничего не может быть дальше от исти

Подразумевает ли это быть злым?
Мое описание жизненного пути, где человек является тем, кто он есть, часто вызывает такую реакцию: это значило бы быть плохим, злым, некон­тролируемым, разрушительным. Это значило бы спустить с цеп

Значение для общества
Разрешите мне ненадолго обратиться к общественному значению той дороги жизни, которую я попытался описать. Я представил ее как направ­ление, которое, кажется, имеет большое значение для индивида. М

В.Франкл
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЛОГОТЕРАПИЯ1 Логотерапия, или, как ее называют некоторые авторы, третья Вен­ская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого сущес

Стремление к смыслу
Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жиз­ни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуще­с

Нусогенные неврозы
Нусогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и сознанием, а скорее из-за конфликта между различными ценностями другими словами, из нравственных конфликтов, или, говоря более обще, и

Смысл жизни
Я сомневаюсь, что врач может ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще,

Сущность существования
Объявляя, что человек — творец ответственности и должен актуали­зировать потенциальный смысл своей жизни, я хотел подчеркнуть, что ис­тинный смысл жизни скорее можно найти в мире, чем внутри челове

Смысл страдания
Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой ситуа­цией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, например при неизлечимой болезни или при стихийном

Мимолетность жизни
К таким вещам, которые лишают жизнь смысла, принадлежит не только страдание, но и сама смертность человека, не только отчаяние, но и страх смерти. Мимолетность нашего существования, несомн

Критика пандетерминизма
Психоанализ часто обвиняли в так называемом пансексуализме. Я, как и многие, сомневаюсь, что этот упрек когда-либо был правильным. Однако существует, как мне кажется, более ошибочное и опасное утве

Гуманизированная психиатрия
Слишком долго, около полувека, психиатрия пыталась рассматри­вать человеческую душу как механизм и, следовательно, терапию душев­ных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал т

Этика гуманистическая и этика авторитарная
Если мы, в противоположность этическому релятивизму, не отказы­ваемся от поиска объективно значимых норм поведения, то какие крите­рии этих норм мы можем найти? Тип критериев зависит от этической с

Этика субъективистская и этика объективистская
Что с точки зрения гуманистической этики мы должны ответить тем, кто отказывает человеку в способности самому устанавливать объек­тивно значимые нормативные принципы? Одна из школ г

Природа человека и его характер
«[Однажды мне подумалось — с тех пор прошло еще не­много времени — вот что]: что я есмь человек, ничем не от­личающийся от любого другого человека, такого же, как я; что я глазею, слышу, пью, жую п

Личность
Все люди похожи друг на друга в силу общности существования и внутренне присущих им дихотомий экзистенциального плана; но каждый человек уникален, ибо каждый по-своему, свойственным только ему пу­т

С.А.Рубинштейн
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ1 Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходя

Индивид и личность
Различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходи­мую предпосылку психологического анализа личности Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово лич­ность у

Как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «об­разующие» личности — этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое пост

ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
При организации знаний в курсах общей психологии, фундаменталь­ных и прикладных, особое и постоянное место занимает проблема опреде­ления человека как предмета изучения. Следует признать, что содер

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Данный вопрос касается не возрастной, а только общей психологии, и является конкретной расшифровкой кажущегося абстрактным положения А.Н.Леонтьева: «Личность рождается дважды». Так, очевидно, что л

А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ1 Первое, что встает перед исследованием генезиса психики, — это воп­рос о первоначальной, исходной форме психического. По этому

Основные формы психического отражения
Для мозга, который реализует психическое отражение объективно­го мира, отражаемый мир делится на две неравные и по-разному важные части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти су

Объективные признаки психики
Понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности позволяет наметить решение нескольких трудных вопросов психологии. Один из них — это вопрос об объективных признаках психики.

Привыкание и сенсибилизация
Это чрезвычайно примитивные виды научения, при которых у орга­низма вырабатывается относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы. Эти две зачаточные формы научения проявляют­ся

Импринтинг
При наблюдениях над животными этологов особенно интересует от­носительная роль в их поведении врожденного и приобретенного. Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаи­

А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ1 Возникновение чувствительных живых организмов связано с услож­нением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в т

А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ1 Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая ста­дия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она

А.Н.Леонтьев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ1 Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных.

А.Н.Леонтьев
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ1 Что же представляет собой та специфически человеческая деятель­ность, которая называется трудом? Труд — это процесс, св

В.В.Петухов
[«ТРУДНЫЙ ТРУД»: ИМИТАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]1 Итак, для формулировки закона социальной жизни мнимой личнос­ти «обернем» различие природы и культуры в присво

Происхождение основных понятий или категорий ума
В основе наших суждений имеется известное число существенных понятий, которые управляют всей нашей умственной жизнью; философы со времени Аристотеля называют их категориями разума: это понятия врем

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристрастность че­ловеческого сознания. Ее проявления видели в избирательности внима­ния, в эмоциональной окрашенности представлений, в зависимости позн

А.С.Выготский
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ1 1. В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными псих

Высших психических функций
Возвращаясь к итогам нашего критического обзора, мы должны прежде всего установить, какое конкретное содержание скрывается за сло­вами «развитие высших психических функций» и каков, следовательно,

Зак. 2652
434 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности всем протяжении детск

Генезис высших психических функций
Далее, мы могли бы сказать, что все высшие функции сложились не в биологии, не в истории чистого филогенеза, а сам механизм, лежащий в ос­нове высших психических функций, есть слепок с социального.

РАЗВИТИЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Новый этап разработки в советской психологии проблемы социально-исторической обусловленности психики человека созд

А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ПРИСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА1 На протяжении своей истории человечество развило величайшие ду­ховные силы и способности. Тысячел

А. Н. Леонтьев
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ1 Уже первоначальные <...> процессы усвоения ребенком специфически человеческих действий отчетливо обнаруживаю

ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1 Старая психология имела дело только с внутренними процессами — с движением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализа­цией и движен

О категории предметной деятельности
Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесно­го, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отраж

Физиологические потребности
За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. В настоящее время мы стоим перед необхо­димост

В принадлежности и любви
После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная с

Потребность в признании
Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оцен­ке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и у

Потребность в самоактуализации
Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности чело­века удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимае

Предпосылки для удовлетворения базовых потребностей
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлет­ворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворе­н

Потребность в познании и понимании
Мы мало знаем о когнитивных импульсах, и в основном оттого, что они мало заметны в клинической картине психопатологии, им просто нет места в клинике, во всяком случае, в клинике, исповедующей медиц

Эстетические потребности
Об этих потребностях мы знаем меньше, чем о каких-либо других, но обойти вниманием эту неудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не позволяют убедительные аргументы в пользу ее значимости

Л.Я.Леонтьев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ1 В традиционной психологии решение вопроса о том, что именно всту­пает в «поле ясного сознания» субъекта, сводилос

ТРУДОВОГО ДЕЙСТВИЯ: ФЕНОМЕН
ВРАБАТЫВАЕМОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ]1 Личностный поступок необходим тогда, когда в ходе решения челове­ком собственных повседневных проблем происходит непредсказуема

Ю.Б.Гиппенрейтер
ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ1 Залог успеха работ Бернштейна состоял в том, что он отказался от традиционных методов исследования движений. До нег

А.Н.Леонтьев
ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ1 Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологиче­ской многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем преж

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Научное познание души, которое предполагает разделение ее на час­ти, начинается, как известно, еще от Аристотеля. Эти части суть, по Аристо­телю, «способности души», называют сегодня психическими,

Неоднозначные фигуры
Поскольку существует бесконечное число возможных трехмерных форм, дающих одну и ту же проекцию на плоскость (одну и ту же кар­тину), нет ничего удивительного, что восприятие может быть неточ

Рисование на плоскости
Если верно, что художник сильно зависит от собственных объект-ги­потез, то что же происходит, когда он пытается изобразить совершенно не­знакомый предмет? В поисках ответа следовало бы поставить эк

Д.Стрэттон
ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР (Резюме)1 Джордж М.Стрэттон2 в 1897 году впервые исследовал эффекты, воз­никающие при длительном ношении очков, перевертывающих зрит

T А 1 Б Ч
Рис. 1 А — без переворачивающих очков; Б — с переворачиваю­щими очками. Ось абсцисс— камера опытов; ось ординат — время, с тов на зрительно-моторные коор

Р.Липер
ЖЕНА ИЛИ ТЕЩА (Резюме)1 Посмотрите на рис. 1, А; что вы видите?

УСТАНОВКА В ВОСПРИЯТИИ
(Резюме)1 Испытуемым через тахистоскоп предъявлялись слова (в течение 0,1 с каждое), которые они должны были опознать и воспроизвести. Половине из 160 испытуемы

ВОСПРИЯТИИ ДВИЖЕНИЯ.
ТВОРЧЕСТВО ВОСПРИЯТИЯ1 Непрерывная лента с нанесенными линиями под углом 45° движется вниз с небольшой равномерной скоростью. Испытуемый наблюдает ее через квад

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги