рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В.В.Петухов

В.В.Петухов - раздел Психология, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ [«Трудный Труд»: Имитация Трудовой Деятельности]1...

[«ТРУДНЫЙ ТРУД»: ИМИТАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]1

Итак, для формулировки закона социальной жизни мнимой личнос­ти «обернем» различие природы и культуры в присвоении того и другого опыта. Окажется, что «культурным» опытом мничность фактически, не­произвольно обладает, овладевая в дальнейшем средствами знакового офор­мления своих «принципиальных» нужд. Напротив, природный опыт созда­ется как артефакт, результат выбора в пользу этих нужд в каждой новой ситуации, который должен совершать (и отвечать за него в дальнейшем) — организм. Тем самым «личность невинна,а организм ответственен».

Главное правило проникновения мничности в реальное общество не однозначно для нее самой и тех, кому адресованы ее «культурные» требо­вания. Так, для мничности оно звучит сопричастно-тождественной клят­вой: безусловно не отвечать за выполнение своих социальных программ и принципиально подчеркивать парциальные нужды. Для всех же осталь­ных обе части правила сначала разделены: невинна личность другого, а отвечает за нее собственный организм, обязуемый к саморегуляции по не привычным ему принципам. Но при всеобщем их принятии (оно про­изойдет) правило станет законом, как бы понятным каждому: «личность (теперь любая) безответственна, а организм (только бы не твой) повинен».

Однако «закон» остается двузначным (для себя не так, как для дру­гого) потому, что выдуманные и действительные условия существования мничности не совпадают. Самоактуализируясь в факультативной культу­ре, она как ребенок объективно беспомощна и, требуя опеки, остается на раннем этапе становления — внутри социального индивида. Но в создан­ной ею «сказке» она желает раздвоить опекуна, парциально меняясь с ник ролями: забрать воспитательские права и оставить обязанным производит! потребные блага, что, пожалуй, и допустимо, ради забавы, между очарова

1 Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996. С. 44—45, 47—53.


Петухов В.В. «Трудный труд»: имитация трудовой деятельности 385

тельным вундеркиндом и его доброхотом-кормильцем. «Опекай меня в жизни за то, — предлагает первый второму, — что я буду опекать тебя в сознании и научу жить культурно», — и тот подсаживает на плечи шуточ­ного «жреца». Но мничность хочет большего — превращения «сказки» в быль всерьез и надолго, т.е. настоящего принятия в общество и навязчивой принадлежности ему вместе со своими принципами его организации.

Испытание новых, даже рискованных социальных правил, изменяю­щих устаревшие, — обычный путь современного общественного развития, поскольку любые из них далеки от алгоритмов и требуют постоянного со­вершенствования. Результат трудоемкого, подчас конфликтного их внед­рения не гарантирован, хотя каждый из его участников отвечает за спе­цифику своей работы. Создатель же мнимой культуры призывает к построению такого «общества обществ», которое сразу заработает как ал­горитм, стоит лишь парциализировать любое реальное, радикально изме­нив его в одних частях (скажем, распределении и потреблении благ) и ос­тавив прежним в других (их накоплении, производстве). Соблюдать же мничностные требования к социальному индивиду вроде нетрудно: будь готов принять любые проекты (за специфику которых никто не отвечает в «принципе») и непредсказуемые их последствия (которые, если повезет, коснутся не тебя). Эти «эвристики», став всеобщими, и окажутся алгорит­мами, результат внедрения которых в каждом конкретном случае без риска гарантирован наперед, но обратен желанному: сказку нельзя, невоз­можно сделать былью, и на месте социального бытия явится «общество-небыль», имитация подлинного. Хочешь изменить часть, созидая правдо­подобные способы сверхсовершенствования общественного устройства, а оно разрушается в целом — такова суть неизбежных последствий соци­альной реализации мнимой культуры. Покажем их. <...>

Ясно, что построение нового общества будет насилием, когда коснет­ся организации (точнее, «культурной» переорганизации) совместной тру­довой деятельности. Полное внедрение социального «идеала», созданного мничностью по принципу своего удовольствия—неудовольствия, требует ее реального (а значит едва ли желанного) участия в труде. Сталкиваясь с этой проблемой (но избегая ее решения), мничность достигает высшего уровня природного психического развития — стадии интеллекта, стано­вится способной к «двухфазным» поведенческим актам (т.е. к разделе­нию их подготовки и реализации) и функциональному использованию орудий1. Но если в природе разумное соотнесение фаз обеспечено учетом пространственно-временных условий, а в обществе, где подобные «фазы» распределяются между людьми, необходимо учитывать условия соци­альные, то мничность, не различая те и другие, сводит социальные к про­странственно-временным. Тогда общественное разделение труда оказыва-

1 См. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 257—259.

25 Зак. 2652


386 Тема 4. Возникновение и развитие психики

ется для нее удобной уловкой: одни его звенья — то планирование, то учет и контроль — она оставляет себе (корыстно представляя их основными), а другие — реализацию, исполнение — передает партнеру (считая гаран­тированными в «принципе»). Однако мничность не доверяет ему полнос­тью, поскольку, не понимая специфики общественных связей, не может действовать совместно и «обязана» быть бдительной. Поэтому она отно­сится к исполнителю своих планов как к орудию, функционально исполь­зуя его, а если тот не готов — изготовляя. Подобно палке, подвернувшей­ся под лапу келеровскому шимпанзе1, он может быть захвачен как подходящий природный объект и побывать «культурным» средством на время решения конкретной задачи. Но в «идеале» социальное окружение мничности должно стать полностью «окультуренным, т.е. всегда готовым (хотя и подозрительным) к осуществлению любых ее программ. Ясно, од­нако, что построить его нельзя, причем создатель программ, нарушающий культурные нормы, аморален,а их исполнитель — невозможен.

Действительно, та основная проблема, которую «должен» принять к «решению» социальный индивид вместе с принятием мничности в реаль­ное общество, сводится к ложному, невыполнимому (да и дикому для чело­века) «выбору». Ему нужно быть и не быть личностью, т.е. жить в были и «сказке» одновременно. Конечно, настоящий выбор иной: быть личностью, мыслить, трудиться (производя реальные блага) или не быть ей, а стать «творческой личностью» с «новым мышлением», выражать интересы «тру­дящихся» (притворяясь производителем благ). Но если выбор неверен, а последствия общественно «законны», то его нельзя повторить: место «лич­ности» занято, и следовать за ней значит теперь совмещать былые альтер­нативы. Исполнителю достается сыграть роль и стать послушным «сыном», или «младшим братом», подручным «старшего», менее «равным», чем тот. Как известно, кличка старшего брата (или лучшего друга), первого среди равных, безопаснее, чем отца: подросшие коварные детки так и ждут есте­ственного его бессилия, чтобы потом передраться за «свободное» социаль­ное место.

Конечно, исполнитель должен принадлежать новому групповому Мы, но даже вступая туда «сознательно» и теряя собственное Я (в отли­чие от туземца, обретающего себя в сопричастии с традиционным кланом), принимается лишь наполовину, обреченный на подавление своих пар­циальных интересов и постоянные сомнения в их «целесообразности». Мничностные его поступки, обставленные подчас как обряды посвящения, требуют самонасилия над физическим Я (по Джеймсу) взрослого челове­ка, с тоской переходящего в чужое «детство», над преобразованной и тре­бующей нормальной опеки (по Леви-Стросу, «сваренной», но «сырой») соб-

1 См. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.235—249.


Петухов В.В. «Трудный труд»: имитация трудовой деятельности 387

ственной и любимой своей природой, а теперь «целиной», которую надо (а может не надо?) «поднимать» заново. «Кондрат, глядя на быка, вдруг по­чувствовал острый комок в горле, резь в глазах. <...> ... Как будет в кол­хозе? Всякий ли почувствует, поймет так, как понял он, что путь туда — единственный, что это — неотвратимо? Что как ни жалко вести и кинуть на общие руки худобу, выросшую вместе с детьми на земляном полу хаты, а надо вести. И подлюку-жалость эту к своему добру надо давить, не да­вать ей ходу к сердцу...»1.Таково здесь «решение» проблемы: тяжкая жизнь с мотивационным конфликтом, когда предлагают все те же «за­щитные механизмы» (от подавления и рационализации до регрессии), лишь бы блокировать его. Ведь наполовину исполнитель оставлен в обыч­ном обществе (для превращения того в «сказку»), реальностькоторого становится парциальной.

Понятно, что с таким партнером мничности можно работать совме­стно: перестраивая социальные условия, необходимые для труда, она при­ступает к созданию «идеальной» его имитации (т.е. машины производства благ, подобной «вечному двигателю»). Однако смешение «принципиаль­ной» природы с непонятной (здесь — профессиональной, технологической) культурой порождает такое же амбивалентное, как всякое свойство мнич­ности — «трудовое действие», которому суждено быть и не быть настоя­щим. Покажем, что это есть процесс, подчиненный представлению о таких способах достижения какого-либо результата, которые при планировании (подготовке) кажутся эффективно приближающими его, а при осуществ­лении (реализации) создают условия, закономерно приводящие к обрат­ному результату. Когда внутренние свойства, «конфликты» (комплексы) мничности выносятся вовне (экстериоризуются), возникает как бы улуч­шенный трудный труд — ударный («героический»), каторжный (бес­смысленный) и бесполезный.

Если обычно имитация реального процесса (скажем, электронно-машинная) связана с достижением идентичного конечного результата, то принципиальный имитатор хочет придумать такую модель, которая давала бы результаты эффективнее реальных. Мничность как бы исследует труд, желая его «улучшить», и выделяет для имитации собственно человеческую «составляющую», которой нет (да и не нужна) в природной жизнедеятель­ности. Таково действие — процесс, конечный результат (мотив) и цель ко­торого не совпадают, и потому отношение между ними (смысл действия) должно сознаваться. В известном примере А.Н.Леонтьева2 действие участ­ника коллективной охоты, загонщика, внешне парадоксально (отгонять дичь, желая ее поймать), но разумно потому, что обеспечено социальными и технологическими условиями: цели действий отдельных участников труда

1 Шолохов МЛ. Поднятая целина // Собр. соч.: В 8 т. М.: Правда, 1962. Т.6. С.72.

2 См. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
С.279—282.


388 Тема 4. Возникновение и развитие психики

взаимно осмыслены, соотнесены с общим для всех мотивом. Благодаря это­му действие, вроде бы отдаляющее мотив, объективно его приближает, и за­гонщику достаточно выполнить его, чтобы затем получить заслуженную долю благ.

Вот что привлекает мничностную корысть: действие как бы похо­же на фазу подготовки природного интеллектуального акта, даже точнее, на сам признак интеллекта — способность решить практическую задачу обходным путем1:субъект обходит пространственные преграды, временно удаляясь от желаемого объекта, чтобы затем захватить его. Имитация трудового действия и есть путь в обход,но не пространственных (понача­лу крепких, как стенки лабиринта), а социокультурных «преград», преоб­разуемых мничностью. Не понимая их специфики, она как бы разрешает надуманный свой «конфликт», впадая в парциальное «озарение»: достичь мотива (и всем «трудящимся» получить частные доли благ) можно быст­рее, если решиться обойти (хотя бы временно) технологию труда в целом. Безразличная к предметному содержанию, мничность программирует но­вую его «культуру» и бросает исполнителей на «героические» обходные действия («Нормальные герои всегда идут в обход»), задавая каждому жесткую и соблазнительную мотив-цель: «Сегодня срочно сделай то, что уже завтра (или послезавтра) принесет желаемый конечный результат».

В природе обходное движение есть не действие, а операция— зави­сящий от условий способ достижения мотива (с которым совпадает «цель»), и в «идеале» имитирующие труд «действия», вроде целенаправленные, дол­жны выполняться автоматически. Однако социальный индивид обычно не переводит свои действия в операции без обеспечения необходимых условий их осуществления. Напротив, мничность уже не связана объективными тре­бованиями, и когда обычные ситуации видятся ей «конфликтными», как по К.Дункеру2, слишком сложными, готова их «упростить» путем излишнего изменения реальных условий. Тогда труд для субъекта тождествен набору автоматизмов (а их «цели» — мотиву), но сама его возможность объектив­но разрушается. «Трудовое действие» становится как бы сознательной (бес­сознательной) операцией по необратимому искажению условий, в которых она имела бы смысл: «Сегодня же нужно сделать (разрушить) то, что уже завтра (или послезавтра) придется долго переделывать (восстанавливать)».

Итак, общественное производство грезится слаженной работой при­родного организма, где каждое обходное «действие-операция» рассчитано на архаично «сознательного» раба: неясное по сути, оно четко выполняется под контролем ради заслуженной доли благ. Но «неожидан» артефакт ам-

1 См. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян // Хрестоматия
по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова.
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.239.

2 См. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Там же,
С.45.


Петухов В.В. «Трудный труд»: имитация трудовой деятельности 389

бивалентного сращения «сказки» с былью: «обновленные» действия требу­ют общего энтузиазма, «трудового подъема» — перевыполнения под сверх­контролем (с «рабским» расхватыванием благ). Поначалу опытный «спец» качественно различает труд и его подобие («Работа -— она как палка, конца в ней два: для людей делаешь — качество дай, для дурака-начальника де­лаешь — дай показуху. А иначе б давно подохли все, дело известное»1) и, притворяясь послушным, сохраняет технологию, подмигивая фиктивным отчетом опекаемому вождю (хотя тот почует утрату «хозяйских» прав). Но если по роли «младшего брата» (так легче) он безразлично и ритуально исполнит спланированное действие, то обнаружит, что в мничностном смыс­ле оно сдвинуто по фазе: будучи «подготовкой», уже «достаточно» для част­ного поощрения. Тогда, подражая «старшему», он готов ему «подыграть» и, раскусив суть «труда-геройства», ударноперевыполнить намеченный план, не заботясь о целях других участников производства, но ожидая «заслужен­ных» наград, как если бы загонщик разгонял дичь вдоль да около засады, набирая, скажем, все больший километраж. Конечно, первопроходец в «сказку-быль», он уже «знатный загонщик» (или «красный профессор», «академик»), так и желающий излишних привилегий да ярлыков, как кон­фет, не понимая, сладкие они или горькие2 по личностному смыслу: часто мничность, неразличимая с организмом, лопаясь от сладкого, проливает обильные крокодиловы слезы.

Ясно, что организация ударного труда (а затем и компенсация ре­зультатов) потребует дополнительной подготовки, сверхконтроля вольных и невольных его участников. Вроде довольные (но и нет) вожди, подозри­тельно посматривая на как бы послушных (да каких-то «косных, лени­вых») своих подчиненных, вынуждены реконструировать (как «глупый» келеровский шимпанзе) меняющиеся условия в более изощренные про­граммы, усложняя траектории обходных путей, удаляющих от заветной цели. Исполнение же таких программ оказывается вроде легким (но и тяжким) испытанием, когда «близкие» мотивы и цели распадаются, а от­ношение между ними лучше и не сознавать. Таков итог парциальной пе­рестройки человеческого труда: рядящийся в «дело славы и доблести» — тотальный каторжный«труд» — притворное для одних, мучительное для других и бессмысленное для всех наказание.

Термин «каторжный» здесь не метафора, а синоним бессмысленно­го, взятый у Достоевского. В Тобольском остроге сначала тоже казалось «как-то легко», затем открылась тяжесть «принужденной» работы «из-под палки», но настоящая каторга лишь представлялась писателю про­шлого века: «Мне пришло раз на мысль, что если б захотели вполне раз-

1 Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича // Роман-газета. 1963. № 1. С.4;
Рассказы. М.: Современник, 1989. С.9—10.

2 О «феномене горькой конфеты» см. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Лич­
ность. М.: Политиздат, 1977. С. 187—188.


390 Тема 4. Возникновение и развитие психики

давить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, <...> то стоило бы придать работе характер совершенной, полнейшей бес­полезности и бессмысленности.<...> Если б заставить его, например, пе­реливать воду из одного ушата в другой, а из другого в первый, толочь песок, перетаскивать кучу земли с одного места на другое и обратно, — я думаю, арестант удавился бы через несколько дней или наделал бы тыся­чу преступлений, чтоб хоть умереть, да выйти из такого унижения стыда и муки»1. «Посмотрите во двор, где бессмысленно дергается машина. Каждый раз одно и то же, переделывается одна и та же операция. Лома­ют асфальт, производят какие-то работы. Заново кладут асфальт, а через два месяца опять его ломают... <...> Уничтожение труда характеризует социализм. Социализм — враг труда»2.

Понятно, что нарочитое стремление к «целесообразности», большей «полезности» ударного «труда» делает его бесполезным. Точнее, это зави­сит от конкретной «сознательно» поставленной цели — представления о ре­зультате, который должен быть достигнут. Через определенный латентный период он закономерно будет обратным, поскольку культурные условия его достижения сводятся в данном представлении к «технологическим», и их можно (но не должно) «улучшать». Возьмем, например, типичную цель лю­бого общества — заботу о физическом здоровье его членов. Если в обыч­ном (в том числе — традиционном) обществе она обусловлена созданием средств их личностного развития, то в мнимом (регрессирующем в архаи­ку) — «оздоровлением» организмов. Различие проявится в отношении к людям с тяжелыми врожденными расстройствами (скажем, умственной от­сталостью): если общество (традиционное или современное) сталкивается с проблемой их адекватной социокультурной опеки, то по «законам» его по­добия организм сам повинен в своих «дефектных» (т.е. труднодоступных опеке) свойствах, а их обладатели признаются «негодными» членами и мо­гут быть «гуманно» устранены. Иллюзорная «технология», вроде ведущая прямо к цели, создает прецедент реального нарушения культурного запре­та. Если теперь социально «дефектными», часто различными в переходные времена, покажутся иные свойства (скажем, умственная одаренность, способ­ность к развенчанию фантомных вождей), то их обладателей вроде бы тоже нужно устранить. Конечный же результат будет обратным цели, и утрачен­ное здоровье общества придется долго восстанавливать (вместе с понимани­ем культурных норм).

Разрушение настоящих условий жизни сегодня ради построения мнимых завтра — вот механизм парциально-общественного развития (а значит, распада), «задержка» которого реально не бесконечна. Чем слаще «сказка», тем горше быль, изменяемая до тех пор, пока не исчерпаны при-

1 Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома // Поли. coop, соч.: В 30 т. Л.:
Наука, 1972. Т.4. С.20.

2 Мамардашвили М. Жизнь шпиона // Искусство кино. 1991. № 5. С. 33.


Петухов В.В. «Трудный труд»; имитация трудовой деятельности 391

родные резервы «культурных» экспериментов. Глобальное их распростра­нение остается провоцирующей мечтой (исследуемой в антиутопиях), а в отдельном, все-таки захваченном мничностью, обществе цели становятся бо­лее «ясными», задачи — «определенными», связанными с «материально-тех­нической базой» сначала будущего, а потом и нынешнего дня. Впрочем, ин­дивид, обросший разными «защитными механизмами», свыкается (иной — не без гордости) с уже обыденными «проблемами», так и «решая» их в упор­ной борьбе обходным путем. Доверчивое забвение обманутых надежд да­рит ему еще одна самозащита — временная инверсия, и ушедшие вожди — добрые, жестокие, смешные — вспоминаются с благодарностью, поскольку при них «материально» было получше. Верно, «сказочная» программа бу­дущего строится сегодня: жизненные блага, что якобы будут созданы через заданный латентный период, — уже есть, т.е. фактически совпадают с насто­ящими экономическими и политическими условиями, которые «строитель» хочет усовершенствовать. Когда же программа реализуется, они уходят в прошлое и становятся тем же (а в воспоминаниях все более) прекрасным, но теперь ностальгическим — «уже было».

Однако объективно «культурная» забота о базовых материальных нуждах есть критерии близкого и опасного конца. Собственно, в своих про­граммах мничность проходит, как по ступенькам, иерархию всех потреб­ностей человека по А.Маслоу (ранее их выделялось 51): физиологические нужды, потребность в безопасности, в принадлежности социальному цело­му, в принятии обществом (дающем чувство самоуважения) и в самоакту­ализации. Но не обычно — снизу вверх, а наоборот. Так, она самоактуали­зировала в «культуре» частные свои возможности, была принята в общество, стала «необходимой» его принадлежностью, и в результате настает пора программироватьследующие уровни. Тогда создается план обеспечить по­требность в безопасности (см. Программа Мира, 1974), и активная борьба «общества» за мир (например, во всем мире) закономерно приводит к реаль­ной угрозе мировой войны, и наконец — план удовлетворения физиологи­ческих нужд (см. Продовольственная программа, 1982), исполнение которо­го грозит все большим дефицитом витально значимых благ. Конечно, война и голод — те самые условия, что удерживают мничность на высоком социальном месте, но когда опасность доходит до организма (в том числе — собственного), она обнажает «принципы» и затевает последнюю перестрой­ку. То сомневаясь, то все же веря в их совместимость с человеческим ли­цом (а лучше — «фактором»), мничность готова встряхнуть «историчес­кий» свой багаж, подчеркивая теперь стремление к здравому смыслу.

Однако смыслы здравых житейских афоризмов, заимствованных ког­да-то под «культурные» лозунги, стали мничностными. Возьмем централь­ный — «Кто не работает, тот не ест». Излишне выделенный, он кажется

1 См., например, Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т 1. С. 114.


392 Тема 4, Возникновение и развитие психики

поначалу наивным обманом: мничность, понятно, не может и не желает работать, а есть, употреблять не ею созданные блага — «должна». Но разре­шение этого «противоречия» становится (через короткий латентный пери­од) очевидным — «Кто не работает, тот не ест: тот — пьет». Не только в обыденном (вроде бездельника-выпивохи), но, главное, фундаментальном смысле, раскрытом гештальттерапией1; пить — значит глотать непере-жеванным, без «проработки» любые, даже ядовитые «блага» — от наркоти­ческих препаратов до ложных истин, которые, вызывая эйфорию, до поры заглушают исполнение каторжного «труда». Став всеобщим, лозунг почти тавтологичен («Вкалывай да пей») и деликатно прикрыт «борьбой с алко­голизмом», пока не следует «похмелье», отвращающее от всякой работы в «принципе». И череда самонадеянных перестроечных указов открывается первым — самоубийственным, как троянский конь, провоцирующим истор­жение непереваренных «интроектов». Остается напомнить, что тот печаль­ный указ был попыткой преодолеть именно культурные условия потребле­ния алкоголя («культурное пьянство»), что и привело (помимо необратимых материальных потерь) к до «обидного» некорректной «гласности» — бур­ному обсуждению «идеалов», ставших тошнотворными для чуть протрезвев­шего обывателя.

Нетерпеливо, будто предчувствуя, что все равно ничего не выйдет, мничность опробует разнородные проекты наведения общественного по­рядка, что порождает полный хаос. Материальные, да и людские, ресурсы для испытаний все более «человечной» сказки «уже были», и мничности не на кого опереться сейчас потому, что долгий латентный период она жила за счет потомков: «культурный» опыт был не только присвоен, но и не однажды — воспроизведен. Тревожным ожиданием неизбежной ка­тастрофы представлено в психике последнее функциональное смешение природы и культуры.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МОСКОВСКИЙ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... УНИВЕРСИТЕТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В.В.Петухов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ю. Б. Гиппенрейтер
[ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ]1 Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает

Ж.ГодФруа
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»1 Своим названием и первым определением психология обязана гре­ческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень к

В.В.Петухов, В.В.Столин
[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»]1 При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теорети­ческие основания, предмет изучени

Феофраст ХАРАКТЕРЫ 1 Льстивость
(1) Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек. (2) Идя с кем-либо, он говорит спут­нику: «Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни

Бестактность
(1) Бестактность — это неумение выбрать подходящий момент, при­чиняющее неприятность людям, с которыми общаешься, а бестактный вот какой человек. (2) К занятому человеку он приходит за советом (3)

Ю.Б.Гиппенрейтер
[ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]1 Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки. В системе наук психологии должно быть отведено совершенн

Г.Оллпорт
ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМА НАУКИ ИЛИ ИСКУССТВА?1 Имеются два принципиальных подхода к детальному изучению лич­ности: литературный и психологический. Ни один из

Трусость
(1) Трусость — это некая душевная слабость, выражающаяся в неспособно­сти противостоять страху, а трус вот какой человек. (2) В море он принимает утесы за пиратские корабли. А едва начинают подымат

В.В.Петухов, В.В.Сталин
СРАВНЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и

Прикладные области
Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональ­ных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению про­блем,

Область научных поисков
Каждый день выявляются новые факты, применяются новые мето­ды, создаются и испытываются новые способы оценки результатов. Из них лишь немногие сразу находят себе применение, тогда как другие остают

Психология личности
Представители этой области психологии чаще всего относят себя к тому или иному из направлений. В зависимости от того, будет ли это би­хевиоризм, психоанализ или гуманистическое направление, роль ка

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА НАУЧНОЙ
И ЖИТЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие зада

При опытах с маятником най- ГГГГГГ ГГГГГГГГГ
ти такие условия, которые де-лали бы возможной такую же изоляцию простых элементов, Рис 4 какая была нужна для изме­рения объема внимания в об­ласти ч

Главные формы и общие свойства психических элементов
Так как всякое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психические элементы в смысле, безусловно, простых и неразложимых составных частей психического ряда явлений представ

Основные формы чувств
<...> Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данны­ми к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольс

Свойства простых чувств
Простыми чувствами следует называть такие самостоятельные су­ществующие чувства, которые хотя и могут вступать в соединение с дру­гими элементами сознания, но сами уже на самостоятельные более про­

Соединение простых чувств
<...> Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элемен­ты чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области

Связанных с представлениями чувств
Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представ­лений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный

Аффекты
Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляют­ся из чувств, а с другой, при известных условиях, переходят в волевые про­цессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем,

Ю.Б.Гиппенрейтер
МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ И ПРОБЛЕМА САМОНАБЛЮДЕНИЯ1 В психологии сознания метод интроспекции (букв, «смотрения внутрь») был признан не только главным, но и единственн

Дж.Уотсон
ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА1 С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью являетс

Ментализм против бихевиоризма
Менталист — это тот, кто признает, что «психика» является, по суще­ству, потоком «внутренних событий». Человеческое существо, говорит он, «смотрит внутрь» и наблюдает за такими «внутренними события

Уотсон: молекулярное определение
Уотсон в основном, по-видимому, описывает поведение в терминах простой связи «стимул—реакция». Сами эти стимулы и реакции он, по-ви­димому, представляет себе в относительно непосредственных физичес

Другие сторонники молярного определения
Нужно отметить, что данное молярное представление о поведении, т.е. представление о том, что поведение имеет собственные свойства, кото­рые его определяют и характеризуют и которые являются чем-то

Описательные свойства поведения как молярного феномена
Соглашаясь, что поведение имеет собственные описательные особен­ности, мы должны четко уяснить, каковы они. Первым пунктом в ответе на этот вопрос должен быть установлен­ный факт, что пове

Целевые и когнитивные детерминанты
Мне могут возразить. Ибо ясно, что определение поведения в терми­нах целевого объекта вместе с отношениями, существующими между ним и объектами-средствами, используемыми для выбора более коротких п

Объективное определение целей поведения
Давайте рассмотрим эти непосредственные динамические характе­ристики, которые мы назвали целями и познанием, более детально. Нач­нем с целей. В качестве иллюстрации возьмем случай с кошкой Торндай-

Начальные причины и три разновидности детерминант поведения
Мы пытались показать, что имманентно в любом поведении имеются некоторые непосредственные «находящиеся в нем» цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные являются посл

Э.Толмен
КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА1 Основная часть этой статьи посвящена описанию экспериментов с крысами. В заключение я попытаюсь также в нескольких словах

На латентное научение
_а Пища Первые эксперименты на латентное научение были проведены Блод-жетом в Беркли. Сообщение о них было опублико

Забывание иностранных слов
Слова, обычно употребляемые в нашем родном языке, по-видимому, защищены от забывания в пределах нормально функционирующей памяти. Иначе обстоит дело, как известно, со словами иностранными. Предрасп

Впечатлений и намерений
Если бы кто-нибудь был склонен преувеличивать то, что нам извест­но теперь о душевной жизни, то достаточно было бы указать на функцию памяти, чтобы заставить его быть скромнее. Ни одна психологичес

Забывание впечатлений и знаний
а) Летом моя жена подала мне безобидный по существу повод к сильному неудовольствию. Мы сидели за table d'hote'oM vis-a-vis с одним господином из Вены, которого я знал и который, по всей вероятност

ЕСТЬ». ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТЕРАПИСТА
НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА1 В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, ес­ли их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту ре­акцию. Я

Некоторые ответы
Перед тем как ввести вас в мир моего опыта с клиентами, я бы хотел напомнить о том, что вопросы, которые я упомянул, не псевдовопросы и, от­вечая на них, люди в прошлом и настоящем так и не пришли

Направления, выбранные клиентами
Разрешите посмотреть, смогу ли я наметить и прояснить некоторые тенденции, которые видны мне в работе с клиентами. В отношениях с ни­ми моя цель состояла в том, чтобы создать такую атмосферу, в кот

Прочь от соответствия ожиданиям
Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе1, на человека оказывается

Прочь от угождения другим
Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь уго­дить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего со­стояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, о

Движение к процессу
Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти под­ходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, и

К сложности бытия
Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь помо­жет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с о

К открытости опыту
«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качества­ми. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близком

К принятию других
Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связа­на с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начина­ет двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственн

Главное направление
Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, ч

Подразумевает ли это статичность?
Некоторым кажется, что быть тем, кто ты есть, — значит оставаться статичным. Они считают, что это синонимично понятиям «быть постоян­ным», «быть неизменяющимся». Ничего не может быть дальше от исти

Подразумевает ли это быть злым?
Мое описание жизненного пути, где человек является тем, кто он есть, часто вызывает такую реакцию: это значило бы быть плохим, злым, некон­тролируемым, разрушительным. Это значило бы спустить с цеп

Значение для общества
Разрешите мне ненадолго обратиться к общественному значению той дороги жизни, которую я попытался описать. Я представил ее как направ­ление, которое, кажется, имеет большое значение для индивида. М

В.Франкл
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЛОГОТЕРАПИЯ1 Логотерапия, или, как ее называют некоторые авторы, третья Вен­ская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого сущес

Стремление к смыслу
Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жиз­ни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуще­с

Нусогенные неврозы
Нусогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и сознанием, а скорее из-за конфликта между различными ценностями другими словами, из нравственных конфликтов, или, говоря более обще, и

Смысл жизни
Я сомневаюсь, что врач может ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще,

Сущность существования
Объявляя, что человек — творец ответственности и должен актуали­зировать потенциальный смысл своей жизни, я хотел подчеркнуть, что ис­тинный смысл жизни скорее можно найти в мире, чем внутри челове

Смысл страдания
Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой ситуа­цией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, например при неизлечимой болезни или при стихийном

Мимолетность жизни
К таким вещам, которые лишают жизнь смысла, принадлежит не только страдание, но и сама смертность человека, не только отчаяние, но и страх смерти. Мимолетность нашего существования, несомн

Критика пандетерминизма
Психоанализ часто обвиняли в так называемом пансексуализме. Я, как и многие, сомневаюсь, что этот упрек когда-либо был правильным. Однако существует, как мне кажется, более ошибочное и опасное утве

Гуманизированная психиатрия
Слишком долго, около полувека, психиатрия пыталась рассматри­вать человеческую душу как механизм и, следовательно, терапию душев­ных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал т

Этика гуманистическая и этика авторитарная
Если мы, в противоположность этическому релятивизму, не отказы­ваемся от поиска объективно значимых норм поведения, то какие крите­рии этих норм мы можем найти? Тип критериев зависит от этической с

Этика субъективистская и этика объективистская
Что с точки зрения гуманистической этики мы должны ответить тем, кто отказывает человеку в способности самому устанавливать объек­тивно значимые нормативные принципы? Одна из школ г

Природа человека и его характер
«[Однажды мне подумалось — с тех пор прошло еще не­много времени — вот что]: что я есмь человек, ничем не от­личающийся от любого другого человека, такого же, как я; что я глазею, слышу, пью, жую п

Личность
Все люди похожи друг на друга в силу общности существования и внутренне присущих им дихотомий экзистенциального плана; но каждый человек уникален, ибо каждый по-своему, свойственным только ему пу­т

С.А.Рубинштейн
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ1 Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходя

Индивид и личность
Различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходи­мую предпосылку психологического анализа личности Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово лич­ность у

Как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «об­разующие» личности — этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое пост

ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
При организации знаний в курсах общей психологии, фундаменталь­ных и прикладных, особое и постоянное место занимает проблема опреде­ления человека как предмета изучения. Следует признать, что содер

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Данный вопрос касается не возрастной, а только общей психологии, и является конкретной расшифровкой кажущегося абстрактным положения А.Н.Леонтьева: «Личность рождается дважды». Так, очевидно, что л

А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ1 Первое, что встает перед исследованием генезиса психики, — это воп­рос о первоначальной, исходной форме психического. По этому

Основные формы психического отражения
Для мозга, который реализует психическое отражение объективно­го мира, отражаемый мир делится на две неравные и по-разному важные части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти су

Объективные признаки психики
Понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности позволяет наметить решение нескольких трудных вопросов психологии. Один из них — это вопрос об объективных признаках психики.

Привыкание и сенсибилизация
Это чрезвычайно примитивные виды научения, при которых у орга­низма вырабатывается относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы. Эти две зачаточные формы научения проявляют­ся

Импринтинг
При наблюдениях над животными этологов особенно интересует от­носительная роль в их поведении врожденного и приобретенного. Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаи­

А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ1 Возникновение чувствительных живых организмов связано с услож­нением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в т

А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ1 Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая ста­дия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она

А.Н.Леонтьев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ1 Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных.

А.Н.Леонтьев
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ1 Что же представляет собой та специфически человеческая деятель­ность, которая называется трудом? Труд — это процесс, св

Происхождение основных понятий или категорий ума
В основе наших суждений имеется известное число существенных понятий, которые управляют всей нашей умственной жизнью; философы со времени Аристотеля называют их категориями разума: это понятия врем

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристрастность че­ловеческого сознания. Ее проявления видели в избирательности внима­ния, в эмоциональной окрашенности представлений, в зависимости позн

А.С.Выготский
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ1 1. В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными псих

Высших психических функций
Возвращаясь к итогам нашего критического обзора, мы должны прежде всего установить, какое конкретное содержание скрывается за сло­вами «развитие высших психических функций» и каков, следовательно,

Зак. 2652
434 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности всем протяжении детск

Генезис высших психических функций
Далее, мы могли бы сказать, что все высшие функции сложились не в биологии, не в истории чистого филогенеза, а сам механизм, лежащий в ос­нове высших психических функций, есть слепок с социального.

РАЗВИТИЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Новый этап разработки в советской психологии проблемы социально-исторической обусловленности психики человека созд

А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ПРИСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА1 На протяжении своей истории человечество развило величайшие ду­ховные силы и способности. Тысячел

А. Н. Леонтьев
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ1 Уже первоначальные <...> процессы усвоения ребенком специфически человеческих действий отчетливо обнаруживаю

ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1 Старая психология имела дело только с внутренними процессами — с движением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализа­цией и движен

О категории предметной деятельности
Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесно­го, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отраж

Физиологические потребности
За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. В настоящее время мы стоим перед необхо­димост

В принадлежности и любви
После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная с

Потребность в признании
Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оцен­ке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и у

Потребность в самоактуализации
Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности чело­века удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимае

Предпосылки для удовлетворения базовых потребностей
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлет­ворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворе­н

Потребность в познании и понимании
Мы мало знаем о когнитивных импульсах, и в основном оттого, что они мало заметны в клинической картине психопатологии, им просто нет места в клинике, во всяком случае, в клинике, исповедующей медиц

Эстетические потребности
Об этих потребностях мы знаем меньше, чем о каких-либо других, но обойти вниманием эту неудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не позволяют убедительные аргументы в пользу ее значимости

Л.Я.Леонтьев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ1 В традиционной психологии решение вопроса о том, что именно всту­пает в «поле ясного сознания» субъекта, сводилос

ТРУДОВОГО ДЕЙСТВИЯ: ФЕНОМЕН
ВРАБАТЫВАЕМОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ]1 Личностный поступок необходим тогда, когда в ходе решения челове­ком собственных повседневных проблем происходит непредсказуема

Ю.Б.Гиппенрейтер
ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ1 Залог успеха работ Бернштейна состоял в том, что он отказался от традиционных методов исследования движений. До нег

А.Н.Леонтьев
ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ1 Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологиче­ской многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем преж

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Научное познание души, которое предполагает разделение ее на час­ти, начинается, как известно, еще от Аристотеля. Эти части суть, по Аристо­телю, «способности души», называют сегодня психическими,

Неоднозначные фигуры
Поскольку существует бесконечное число возможных трехмерных форм, дающих одну и ту же проекцию на плоскость (одну и ту же кар­тину), нет ничего удивительного, что восприятие может быть неточ

Рисование на плоскости
Если верно, что художник сильно зависит от собственных объект-ги­потез, то что же происходит, когда он пытается изобразить совершенно не­знакомый предмет? В поисках ответа следовало бы поставить эк

Д.Стрэттон
ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР (Резюме)1 Джордж М.Стрэттон2 в 1897 году впервые исследовал эффекты, воз­никающие при длительном ношении очков, перевертывающих зрит

T А 1 Б Ч
Рис. 1 А — без переворачивающих очков; Б — с переворачиваю­щими очками. Ось абсцисс— камера опытов; ось ординат — время, с тов на зрительно-моторные коор

Р.Липер
ЖЕНА ИЛИ ТЕЩА (Резюме)1 Посмотрите на рис. 1, А; что вы видите?

УСТАНОВКА В ВОСПРИЯТИИ
(Резюме)1 Испытуемым через тахистоскоп предъявлялись слова (в течение 0,1 с каждое), которые они должны были опознать и воспроизвести. Половине из 160 испытуемы

ВОСПРИЯТИИ ДВИЖЕНИЯ.
ТВОРЧЕСТВО ВОСПРИЯТИЯ1 Непрерывная лента с нанесенными линиями под углом 45° движется вниз с небольшой равномерной скоростью. Испытуемый наблюдает ее через квад

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги