рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные линии онтогенеза

Основные линии онтогенеза - раздел Психология, Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Главные Стороны Жизни В Молодости По-Разному Раз­виваются И Имеют Разное Соде...

Главные стороны жизни в молодости по-разному раз­виваются и имеют разное содержание при различных ли­ниях онтогенеза.

При гедонистической направленности личности (атавис­тических аналогах простого и легкого и простого и трудного типов жизненного мира) человек не способен ни к содер­жательным семейным отношениям, ни к овладению профес­сией. Фактически эти стороны жизни остаются у него непредставленными. Даже если создается семья и приходится работать, ни об ответственности перед супругой (супругом) и детьми, ни о серьезном отношении к работе речи не идет.

Гончаровский Обломов так представлял себе возмож­ные для него семейные отношения:

 

«В мечтах пред ним носился образ высокой, стройной женщи­ны, с покойно сложенными на груди руками... с задумчивым выражением — как идеал, как воплощение целой жизни, испол­ненной неги и торжественного покоя, как сам покой...

Грезилась ему на губах ее улыбка, не страстная, глаза, не влаж­ные от желаний, а улыбка, симпатичная к нему, к мужу, и снис­ходительная ко всем другим; взгляд, благосклонный только к нему и стыдливый, даже строгий, к другим.

Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты. ...Не надо ни луны, ни грусти. Она не должна внезапно бледнеть, падать в обморок, испытывать потрясающие взрывы...

...Подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззабот­но человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встре­тить тот же кроткий, симпатичный взгляд...

Страсть! Все это хорошо в стихах да на сцене, где в плащах, с ножами, расхаживают актеры, а потом идут, и убитые и убий­цы, вместе ужинать...

Наконец, если и постигнет такое несчастие — страсть, так это все равно, как случается попасть на избитую, гористую, не­сносную дорогу, на которой и лошади падают, и седок изнемога­ет, а уж родное село в виду: не надо выпускать из глаз и скорей, скорей выбираться из опасного места...

Да, страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе...».

 

Мысли о возможной службе после печального опыта юности у Ильи Ильича вообще не возникали. Идеальное для себя содержание жизни он в беседе со Штольцем опи­сывает следующим образом:

 

«— Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни... Ну, добрые приятели вокруг; что ж дальше? Как бы ты проводил дни свои?

- Ну вот, встал бы утром, — начал Обломов, подкладывая руки под затылок, и по лицу разлилось выражение покоя: он мысленно был уже в деревне. — ...В ожидании, пока проснется жена, я надел бы шлафрок и походил по саду подышать утрен­ними испарениями, а потом иду в ванну или в реку купаться, возвращаюсь — балкон уж отворен; жена в блузе, в легком чеп­чике... Она ждет меня. «Чай готов», — говорит она. Какой поце­луй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло...

...А тут-то записка к жене от какой-нибудь Марьи Петровны, с книгой, с нотами, то прислали ананас в подарок или у самого в парнике созрел чудовищный арбуз — пошлешь доброму при­ятелю к завтрашнему обеду и сам туда отправишься... А на кухне в это время так и кипит; повар в белом, как снег, фартуке и колпаке суетится; поставит одну кастрюлю, снимет другую, там помешает, тут начнет валять тесто, там выплеснет воду... ножи так и стучат... крошат зелень... там вертят мороженое... До обеда приятно заглянуть в кухню, открыть кастрюлю, понюхать, по­смотреть, как свертывают пирожки, сбивают сливки. Потом лечь на кушетку; жена вслух читает что-нибудь новое... Но гости едут... Два, три приятеля, все одни и те же лица. Начнем вчерашний неоконченный разговор; пойдут шутки или наступит красноре­чивое молчание, задумчивость — ...от полноты удовлетворенных желаний, раздумье наслаждения...

— Ну, потом?

- Потом, как свалит жара, отправили бы телегу с самова­ром, с десертом в березовую рощу, а не то так в поле, на ско­шенную траву, разостлали бы между стогами ковры и так бла­женствовали бы вплоть до окрошки и бифштекса...

— Сыро в поле, — заключил Обломов, — темно... пора домой. В доме уж засветились огни; на кухне стучат в пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды... тут музыка...

- Ну, — продолжал Обломов — что еще?.. Да тут и все!.. Гости расходятся по флигелям, по павильонам; а завтра разбрелись: кто удить, кто с ружьем, а кто так, просто, сидит себе... Что ж, тебе не хотелось бы так пожить? — спросил Обломов. — А? Это не жизнь?

- И весь век так? — спросил Штольц.

- До седых волос, до гробовой доски. Это жизнь!»

 

Надо иметь в виду, что И.А. Гончаров в своем романе исследовал обломовщину, гедонистическую форму жизни «в чистом виде». Его Обломов, по модному сейчас выраже­нию, «белый и пушистый». Он нравственно чистый, у него нет, помимо беспросветной лени, других дурных наклон­ностей, он доброжелателен к окружающим. Его отношения со Штольцем нельзя назвать собственно дружбой: к сущностному мотиву он неспособен, ведь любой такой мотив может невзначай столкнуть на «избитую, гористую, несносную дорогу». Но они больше, чем просто приятель­ские, его объединяют со Штольцем общие воспоминания о детстве и отрочестве. Словом, Обломов — лучший из воз­можных, очищенный представитель гедонистической на­правленности личности.

Обычно же эта направленность связана с откровенной установкой на паразитическое существование (Обломов вел его не в явной форме — по рождению), с мелким крими­налом, алкоголизацией и т.д. В этих условиях не идет речи не только о содержательных семейных отношениях и серь­езной работе, но и ни о каких намеках на настоящую дружбу. Напомним, что при гедонистической направленности личности человек обычно пытается вести паразитическое существование либо за счет родителей, либо обеспечить его в браке. Если эти или другие подобные варианты не удают­ся, то действует принцип реальности как отложенный прин­цип удовольствия: гедонистическая установка реализуется путем той или иной деятельности — мелкого жульничества, случайных заработков, не слишком обременительной не­квалифицированной работы и т.п. Появляющиеся при этом приятели тоже рассматриваются не столько с позиции по­требности в общении, сколько как возможный фактор реа­лизации гедонистической установки.

При эгоистической направленности личности (сложном и трудном жизненном мире) возможны различные вари­анты развития. При создании семьи нередко решающим становится доминирующий в жизненном мире эгоистичес­кий мотив. Так, очень многие браки, заключаемые из-за денег, связаны не с гедонистической установкой, а с од­ним из эгоистических мотивов — мотивом материального достатка или богатства, престижной мотивацией, мотивом власти и т.д. Литературной иллюстрацией здесь могут слу­жить, например, персонажи из произведений А.Н. Остро­вского «Волки и овцы» (Беркутов, Глафира), «Лес» (Була­тов) и многие другие.

Опытный делец Беркутов, решив жениться на богатой помещице Купавиной, постоянно посылал ей в письмах соседу — помещику Лыняеву — «поклоны и разные комп­лименты». Получив же от нее после нажима Лыняева при­глашение приехать летом в усадьбу, отправил ответ, о ко­тором Купавина рассказывает Глафире:

 

«Во-первых, все письмо написано деловым канцелярским сло­гом; а во-вторых,— смысл его такой: мне наслаждаться природой некогда, у меня важные денежные дела; но если вы хотите, я приеду. Прошу вас не делать никаких перемен в имении, не дове­рять никому управления, не продавать ничего, особенно лесу».

 

Получив, тем не менее, во многом с помощью ловкой интриги согласие на брак, он тут же говорит ей:

 

«Благодарю вас за счастие, которое вы мне доставляете! Про­шу вас зачислить меня вашим управляющим; это дело не терпит отлагательства».

 

Как мы отмечали выше, в научной и артистической среде браки иногда заключаются ради успешной карьеры или достижения известности. Помимо варианта молодых девушек, выходящих замуж за известных или влиятель­ных деятелей науки или искусства, это случаи, когда мо­лодой человек женится на дочери лица, способного ока­зать решающую помощь в осуществлении его планов, либо (что гораздо реже) на влиятельной женщине. Одним из эгоистических мотивов вступления в брак может быть и необходимость иметь наследника для своего дела, приме­ром чего служит диккенсовский Домби из романа «Домби и сын».

Поскольку речь идет о сложном жизненном мире, в ко­тором наряду с эгоистическими могут быть и сущностные мотивы, все эти случаи не обязательно исключают в буду­щем гармоничные семейные отношения (по принципу «стерпится — слюбится»). Однако вероятность их, конеч­но, ниже, чем при вступлении в брак не по расчету. Слож­ность данного жизненного мира, возможность в том числе и сущностных мотивов не исключает и вступление в брак по любви, если это не противоречит доминирующему эго­истическому мотиву. В то же время эгоистическая направ­ленность личности, доминирование в жизненном мире несущностных мотивов затрудняют гармонию в отноше­ниях и трансформацию влюбленности в собственно лю­бовь. Сущностные отношения в семье для данного типа жизненного мира не характерны.

В предыдущей главе мы отмечали, что при эгоистичес­кой направленности личности профессиональный выбор обычно определяется эгоистическим мотивом, имеющим опти­мальное соотношение параметров «значимость — дости­жимость». Соответственно этому профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает сред­ством реализации этого эгоистического мотива.

В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления творческих способ­ностей. Человек с эгоистической направленностью лично­сти, даже обладая высокими профессиональными качества­ми и продуктивностью, неспособен создать ничего нового и оригинального. Напомним, что для творческого акта не­обходимо функционирование психики на пределе ее воз­можностей, полная поглощенность своим делом, что ис­ключается при использовании этого дела лишь в качестве средства для реализации иных мотивов.

Аналогично развивается при эгоистической направлен­ности личности и еще одна важная сторона жизни в моло­дости — дружеские отношения. Как правило, это не соб­ственно дружба (сущностная связь, определяемая тем или иным значимым созвучием), а приятельские отношения, главное в которых не сами отношения, а те или иные эго­истические мотивы. Они тоже обычно выступают лишь сред­ством, если не достижения доминирующего эгоистическо­го мотива, то каких-либо других: самоутверждения, само­уважения, престижа и т.п.

При духовно-нравственной и сущностной направленнос­ти личности (сложном и «как бы легком» и сущностном жизненном мире) проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. Однако надо иметь в виду, что даже при сущностной форме жизни это стремле­ние не всегда приводит к желаемому результату. В то же время содержание жизни в целом определяется либо об­щей ориентацией на духовно-нравственные ценности (при сложном и «как бы легком» жизненном мире), либо общей (генерализованной) сущностной связью с миром - при сущностной форме жизни.

Надо признать, что гармоничные семейные отношения, основанные на единении супругов сутью, даже при рас­сматриваемых наиболее оптимальных вариантах развития отмечаются далеко не всегда. Тем не менее они характерны именно для духовно-нравственной и сущностной направ­ленности личности. Выше мы подчеркивали, что помимо разделенности их отличает знание обоими любящими непреходящести своей любви, знание того, что она навсегда. Проиллюстрируем это знание на примере двух ярких исто­рических личностей: Н.Н. Миклухо-Маклая и Джузеппе Гарибальди.

Бывший консул России в Сиднее Е. Нестеров приводит интересные факты женитьбы и семейной жизни Н.Н. Мик­лухо-Маклая*.

* Московская правда. 1997. 18 октября.

 

«Во время пребывания в Сиднее ученый был представлен... сэру Джону Робертсону, известному австралийскому политичес­кому деятелю. В доме сэра Джона Николай Николаевич познако­мился с его овдовевшей дочерью Маргарет Кларк... Маргарет была незаурядной женщиной, получившей хорошее образование и обладавшей прекрасным голосом. Отец намеревался отправить ее на учебу в Италию в театр Ла Скала.

В феврале 1882 г. Николай сделал Маргарет предложение, и она приняла его. Однако семья Маргарет воспротивилась браку и всячески препятствовала свадьбе. Только два года спустя, когда сэр Джон наконец понял, что дочь не отступит от решения и пойдет на любые жертвы ради русского, он поставил последнее условие. Николай был православным, Маргарет — протестант­кой. Сэр Джон соглашался на брак, если Миклухо-Маклай при­везет от русского царя разрешение на союз с иноверкой по про­тестантскому обряду. Разрешение было получено, и венчание со­стоялось 27 февраля 1884 г. в небольшой церквушке неподалеку от дома Робертсонов. Позднее, по пути из Австралии в Россию, семья Миклухо-Маклаев остановилась в Вене, где... Николай и Маргарет обвенчались в православной церкви...

После переезда в Россию в 1887 г. самочувствие Николая Ни­колаевича резко ухудшилось. Многолетние изнуряющие стран­ствия и тропические болезни сказались на здоровье, и 2 апреля 1888 г. в Санкт-Петербурге он скончался на руках у жены в возра­сте 42 лет.

Вдова Маргарет с двумя сыновьями вернулась в Сидней в 1899 г. ... Маргарет пережила мужа на 48 лет и умерла в Сиднее в 1936 г. После смерти Николая Николаевича она больше не выходила замуж и посвятила себя воспитанию сыновей и внуков...

Внуки Николая Николаевича, Кеннет и Пол Миклухо-Мак­лаи, и сейчас живут в Сиднее... Кеннет и Пол вспоминают, что бабушка Маргарет много рассказывала им о муже, читала его письма. Сама она до конца жизни пронесла в сердце беззаветную преданность и любовь к Миклухо-Маклаю.

На мемориальной плите на могиле Николая Николаевича на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге по ее просьбе были вы­сечены шесть латинских букв: NBDCSU, значение которых долгие годы оставалось загадкой. Эти же буквы были выгравированы и на обручальных кольцах Николая и Маргарет. Только совсем недавно австралийские родственники Миклухо-Маклая нашли ответ на эту загадку в дневниках и письмах Маргарет: «Nothing But Death Can Separate Us» — «Ничто кроме смерти не сможет разлучить нас».

 

Встретивший свою любовь Гарибальди тоже знал, что ее может отнять только смерть. Историю любви Джузеппе Гарибальди и его жены Аниты рассказала журналистка А. Безелянская*.

*Москвичка. 2000. № 11 (37S).

 

Молодой Гарибальди, приговоренный на родине к смер­тной казни, бежал в Южную Америку, где тоже участво­вал в освободительном движении. В Бразилии он встретил свою будущую жену.

 

«Гарибальди рассказывает, как он встретил... любящее сердце:

«Обуреваемый печальными мыслями, я с кормы «Итапарики» глядел на берег. Невдалеке высился холм... Я увидел у его подножья нескольких женщин, занятых работой по хозяйству. Особенно мне понравилась одна из них, молодая. Я велел при­чалить к берегу и, высадившись, направился к дому, где жила эта женщина... Войдя, я увидел ту, которая мне так понрави­лась. Это была Анита (впоследствии мать моих детей). Несколько мгновений мы стояли неподвижно, молча вглядываясь друг в друга. Затем я поклонился и сказал..,: «Ты будешь моей!» Я завя­зал узел, который могла разорвать одна только смерть».

Страстная и решительная Анита без колебаний оставила отца, родной дом, привычный уклад жизни и пошла за своей судь­бой... Испытания ее верности были подчас невыносимо трудны­ми... Любовь к Жозе изменила эту женщину. Она научилась вла­деть мушкетом, перевязывать и лечить раны. Она... переносила множество лишений, тяжких даже для бывалых бойцов.

Джузеппе Гарибальди очень тосковал по Италии. Для начала он отправил в Ниццу Аниту с детьми...

Гаррибальди приехал 21 июня 1848 г. «Незабвенная минута, когда я смог прижать к своей груди Аниту и детей!»

Но радость воина коротка. Гарибальди уезжает из Ниццы, он полностью включился в освободительное движение. Письма его ласковы, полны любви. Но разве он не знал свою Аниту?! Ко­нечно, она приехала к нему, пробираясь через занятую врагом территорию, рискуя попасть в плен.

Развязка этой героической истории печальна. Затянувшаяся партизанская борьба, тяжелая болезнь Аниты: злокачественная лихорадка... Анита умерла на руках Гарибальди 4 августа 1849 г....»

 

Мы привели примеры ярких, выдающихся людей. Но вот дневниковая запись М.М. Пришвина:

«— А что вы скажете нам, средним людям? - Я скажу, что нет средних людей».

Способность к духовному единению, к непреходящей любви - это сущностная характеристика человека, она потенциально присуща каждому. Не только выдающиеся, но и «обычные» люди, встретив любовь, соединяющую сутью, обретают знание, в том числе знание того, что она у них — навсегда.

К сожалению, нередко и при рассматриваемых наибо­лее оптимальных линиях онтогенеза эта способность не реализуется. Среди причин можно выделить как внешние, связанные с объективными трудностями встречи с созвуч­ным тебе человеком в самое нужное время «возраста люб­ви», так и внутренние, определяемые личностными осо­бенностями, прежде всего значимостью любви к женщине (мужчине) в иерархии мотивов. Так, по свидетельству ряда авторов воспоминаний о С.А. Есенине, любовь к женщине не была очень значимой стороной его жизни. Через всю свою короткую жизнь он пронес как главные, определяю­щие ее стороны глубокую любовь к родине и питаемое ею поэтическое творчество, семейные же отношения у него так и не сложились.

Нечто похожее можно отметить и у А.С. Пушкина. П.К. Губер, исследовавший любовные увлечения поэта, пишет:

«Из всех многочисленных любовных увлечений, нами рассмотренных, нельзя указать ни одного, которое подчи­нило себе вполне душу Пушкина. Кровь бурлила; вообра­жение строило один пленительный обман за другим. Но в глубине своего существа поэт оставался «тверд, спокоен и угрюм». Он признавался в любви многим, но в действи­тельности, как правильно указала княгиня Н.М. Волкон­ская, любил по-настоящему только свою музу».

К этому следует добавить, что намерение жениться по­явилось у Пушкина в возрасте 27 лет, на исходе сензитивного периода к созданию семьи. Анализируя переписку поэта, П.К. Губер делает вывод, что это намерение было связано с неустроенностью холостяцкой жизни и, в осо­бенности, с острым чувством уходящей молодости.

О серии матримониальных попыток Пушкина, предпри­нятых им за период с 1827 по 1830 г., П.К. Губер пишет:

«Все невесты, которых Пушкин намечал себе за эти годы, относятся приблизительно к одному и тому же типу: моло­денькие барышни из хорошего Московского или Петербур­гского общества, красивые, интересные, превосходно вос­питанные... Но вместе с тем это совсем юные существа, с еще несложившейся индивидуальностью... Таковы Софья Федоровна Пушкина, Екатерина Николаевна Ушакова, Анна Алексеевна Оленина и, наконец, Наталья Николаевна Гон­чарова, которая и стала в конце концов женой поэта...

Увлечение поэта Н.Н. Гончаровой и история его послед­него сватовства во многом напоминают аналогичные слу­чаи, когда он искал руки С.Ф. Пушкиной и А.А. Олени­ной... Общая формула отношений была приблизительно одинакова: Пушкин мгновенно пленялся внешней красо­той и миловидностью, тем обликом свежести, юности и квази-ангельской невинности, который бросался ему в глаза при первых встречах. Полюбив, он сразу делает предложе­ние, словно боится упустить удобную минуту и прежде­временно остынуть. Опасение далеко не напрасное, ибо любовь его, вначале столь пылкая и нетерпеливая, быстро улетучивается после решительного отказа. Так было с С.Ф. Пушкиной и А.А. Олениной. То же самое могло по­вториться и с Н.Н. Гончаровой. Вторично посватавшись к ней в 1830 г. и добившись на сей раз удовлетворительного ответа, Пушкин вдруг начинает колебаться...

Отметим также, что во всех трех случаях Пушкин не старался узнать поближе девушку, намеченную им в жены, и не хотел предоставить ей возможность в свою очередь узнать и полюбить его. Об ее согласии, об ее сердечной склонности он как будто даже не особенно заботился, стре­мясь главным образом заручиться согласием ее родителей и близких... Очевидно, он знал себя, и потому так спешил венчаться с Гончаровой. Иначе, откладывая решение со дня на день, он рисковал навеки остаться неженатым».

Л.Н. Толстой тоже женился на границе молодости и зре­лости, в 34 года. И у него, как и у Пушкина, этому предшествовал период бесплодных попыток создать семью на фоне уходящего «времени любви». В конце концов он оста­новил свой выбор на сестрах Берс, младшая из которых и стала его женой. Приведем отрывки из дневниковых запи­сей писателя за 1859—1862 гг.:

 

«1 января [1859]... Надо жениться в нынешнем году — или никогда...

16 февраля... Вчера был с первым визитом у князя Львова. Тре­тьего дня провел с ним вечер у Гагарина и пришел домой влюб­ленный в обеих*. Ночью не спал, и С. осталась одна. Вчера тоже пять часов не мог заснуть. Нынче спокоен...

* В А. В. Львову и ее сестру, жену А.Г. Гагарина.

 

 

9 апреля. Москва... В Москве опять два раза видел Львову. Под­нялось, но не с такой силой...

Октябрь 9... Был у Львовых; и как вспомню этот визит — вою. Я решил было, что это последняя попытка женитьбы...

6 мая [1861]... День у Берсов приятный, но на Лизе не смею жениться...

22 сентября... Лиза Берс искушает меня; но этого не будет. Один расчет недостаточен, а чувства нет...

23 августа [1862]. В Москве... Ночевал у Берсов. Ребенок! Похо­же!.. Я боюсь себя, что ежели и это — желание любви, а не лю­бовь. Я стараюсь глядеть только на ее слабые стороны, и все-таки оно*.

* Здесь и ниже речь идет об отношении к С.А. Берс.

 

29 августа... Пошел к Берсу, с ним в Покровское. Ничего, ничего, молчание... Не любовь, как прежде, не ревность, не со­жаление даже, а похоже, а что-то сладкое — немножко надежда (которой не должно быть)...

31 августа. И утром то же сладкое чувство и полнота любовной жизни... Кто-то заговорил, и мне показался ее голос. Крепко си­дит 3-я и последняя. Не про тебя, старый черт — пиши критичес­кие статьи!..

3 сентября... Ничего, ничего, молчание. Никогда так ясно, радостно и спокойно не представлялось мне будущее с женой... Главное, кажется, так бы просто, в пору, ни страсти, ни страху, ни секунды раскаяния...

12 сентября... Я влюблен, как не верил, чтобы можно было любить. Я сумасшедший, я застрелюсь, ежели это так продол­жится...

16 сентября. Сказал. Она —да...

17 сентября. Жених, подарки, шампанское. Лиза жалка и тяжела, она должна бы меня ненавидеть. Целует...

19 сентября. Я спокойнее... Шлянье без цели, 5 1/2 у них. Она тревожилась. Лиза лучше, вечер, она говорит, что любит.

20, 21, 22, 23, 24 сентября. Непонятно, как прошла неделя. Я ничего не помню; только поцелуй у фортепиано и появление са­таны, потом ревность к прошедшему, сомнения в ее любви и мысль, что она себя обманывает... В день свадьбы страх, недове­рие и желание бегства. Торжество обряда. Она заплаканная. В карете. Она все знает и просто... Ее напуганность. Болезненное что-то... Ночь, тяжелый сон. Не она...

26, 27, 28, 29, 30 сентября. В Ясной. Я себя не узнаю. Все мои ошибки мне ясны. Ее люблю все так же, ежели не больше... Нын­че была сцена. Мне грустно было, что у нас все как у других. Сказал ей, она оскорбила меня в моем чувстве к ней, я заплакал. Она прелесть. Я люблю ее еще больше. Но нет ли фальши».

 

Мы полагаем, что влюбленность, не становящаяся соб­ственно любовью, отсутствие в связи с этим гармонии в основанных на ней семейных отношениях очень часто свя­заны с возникновением влюбленности вследствие сильно­го желания полюбить. Пример А.С. Пушкина и Л.Н. Толсто­го — это один из вариантов данного феномена, когда силь­ное желание любви и женитьбы вызвано близостью конца «возраста любви». Но обычен и другой вариант, когда че­ловек испытывает особо сильное желание полюбить в на­чале или в середине молодости. Э. Фромм отмечает, что нередко влюбленность связана с чувством одиночества и отчужденности. Так или иначе, несмотря на общую сензитивность молодости к выбору спутника жизни и созданию семьи, по-видимому, у каждого человека бывает еще и более узкий период, своеобразный пик «времени любви». И в это время любовь, возникающая вследствие острого ее жела­ния, выбирает один из объектов, имеющихся на данный момент. Естественно, он редко отвечает возможности ста­новления сущностного чувства.

Необходимо отметить, что одна из главных задач моло­дости — создание семьи — решается не всеми. Довольно много людей так и не реализуют благоприятные возмож­ности этого периода и остаются без спутника жизни. Пере­ступив рубеж 28—30, для некоторых 35 лет, они по причи­нам, указанным выше, уже не в состоянии начать совмест­ную жизнь с другим человеком.

Некоторые остаются одни из-за повышенных требова­ний к тем или иным качествам жены (мужа), другие слиш­ком застенчивы, неконтактны, третьи отличаются неужив­чивым характером, у четвертых преградой на пути к браку стоят симбиотические отношения с эгоистичной матерью...

Социологи связывают возросшее в последние десятиле­тия количество женщин, предпочитающих не создавать семью, с повышением их материальной независимости. Но это лишь способствующий данному явлению фактор, пер­вопричина же заключается в субъективных и объективных трудностях нахождения спутника жизни.

Распространено мнение, что при приближении к верх­ней границе молодости лучше создать семью неудачно, чем не создавать совсем. Сторонники этого не лишенного логи­ки взгляда полагают, что, приобретя даже неудачный опыт семейной жизни, человек как бы продлевает сензитивный период к созданию семьи за границы молодости, стано­вится способным к браку и в период зрелости. Конечно, такое простое решение подходит далеко не каждому: не­удачный брак и при отсутствии детей может иметь непред­сказуемые тяжелые последствия.

Что касается линий онтогенеза, отвечающих духовно-нрав­ственной и сущностной направленности личности, то здесь нередко семья не создается вследствие именно несостоявшей­ся встречи с духовно близким, созвучным себе человеком. Иногда причиной является безнадежная неразделенная лю­бовь (влюбленность), что обычно характерно для лиц с доста­точно выраженной застревающей тенденцией характера.

Ярким примером неудавшейся любви, оказавшей силь­ное влияние на большую часть последующей жизни, была первая любовь М.М. Пришвина — к В.П. Измалковой. В 1905 г., в возрасте 32 лет, он пишет в дневнике:

«Что было бы, если бы я сошелся с той женщиной. Непре­менное несчастье: разрыв, ряд глупостей. Но если бы (то было бы чудо) мы устроились ...да нет, мы бы не устроились.

Я люблю тень той женщины... Я по привычке всегда ищу ее глазами в петербургской толпе, но никогда не нахожу...

Через год после нашей встречи в Париже я сошелся с кресть­янкой, она убежала от мужа с годовалым ребенком... Я научил ее читать, немного писать, устроил в профессиональной школе, так как не ручался за себя. Она выучилась, но продолжала жить со мной, у нас был ребенок и умер. Теперь скоро будет другой... Я привык к этой женщине... Но, кажется, я никогда не отделаюсь от двойственного чувства к ней: мне кажется, что все это не то, и одной частью своей души не признаю ее тем, что мне нужно...»

Вот еще несколько дневниковых записей писателя раз­ных лет, касающихся В.П. Измалковой:

 

1907 г. «Она мне сказала тогда: я люблю не ее. А между тем я не оставляю ее до сих пор. Не помню ее земного лица, но что-то люблю...

Замечательно то, что все образованные развитые женщины мне почему-то неприятны... Чем выше духовный мир женщины, тем сильнее это отталкивание во мне...

... Я хотел найти в ней то высшее, себя, в чем бы я мог возвра­титься к себе первоначальному. В этом и было мое безумие... Она сама мне говорила об этом; поймите, что в действительности я одна, а та другая есть случайность. Это то лучшее, что останется с вами всегда...

И вот это лучшее действительно со мной. Это то, что помогает мне писать, что вдохновляет меня... Но она и бич мой. Отдаваясь ему все более и более, я теряю вкус к тому, что казалось тайной во Фросе... Одно я питаю за счет другого. Вот так и произошло разделение».

1914 г. «1 января... Близко-близко я подступал к счастью, и вот, кажется, только бы рукой взять его, да тут-то как раз вместо счастья — нож в то самое место, где счастье живет. Прошло сколь­ко-то времени, и привык я к этому своему больному месту: не то чтоб помирился, а так иначе стал все понимать на свете...»

1935 г. «28 августа. Снилось мне, что я будто бы и с Ефросинь­ей Павловной и Петей сняли комнату внутри квартиры, где жи­вет и она. И мне очень хорошо... Она живет как бы невидимо и мне предстоит встреча, только встреча и больше ничего, потому что вся жизнь отдана этой встрече.

Давно я не видал таких снов — откликов моей личности на встречу с ней почти 40 лет тому назад: ведь сорок лет из года в год непременно снилось».

 

Вторая главная сторона жизни— профессиональная дея­тельность — у людей с духовно-нравственной и сущнос­тной направленностью личности, как отмечалось выше, практически всегда сопряжена с интересом к выбранно­му делу. Несмотря на то что она по объективным причи­нам может быть не связана с собственно призванием, пред­назначением человека, которое далеко не всегда откры­вается ему, широта круга интересов и общая направлен­ность на духовно-нравственные ценности обычно опре­деляют круг возможных профессий именно с точки зре­ния интереса к ним.

Профессиональная деятельность при рассматриваемых линиях онтогенеза зачастую является самой главной, оп­ределяющей стороной жизни. В одних случаях это связано с доминированием в иерархии ценностей соответствующего мотива, как это было, например, у Пушкина, Есенина и Л. Толстого, в других во многом может стать следствием нереализованности мотива обретения спутника жизни, что проявилось у М.М. Пришвина.

Дружеские связи в своем истинном, сущностном прояв­лении характерны именно при духовно-нравственной и сущ­ностной направленности личности. Есть немало примеров такой истинной дружбы, возникшей в юности или молодо­сти и продолжавшейся всю жизнь. Из известных личностей назовем Гете и Шиллера, Пушкина и Пущина, Герцена и Огарева, Маркса и Энгельса, Фета и Полонского.

Этот ряд, конечно же, может быть продолжен, для нас же важно отметить, что эти и многие другие примеры дружбы известных людей показывают главные особенности дружбы как непреходящей сущностной связи с миром. В дружбе определя­ющим является именно созвучие двух людей, сущностность их отношений. Все остальное — регулярность или редкость обще­ния, степень исповедальности, открытости и т.д. не имеет ре­шающего значения. Это уже частные особенности, они зави­сят от индивидуальных характеристик и внешних обстоятельств.

Специфика дружбы, ее характерность для духовно-нрав­ственной и сущностной направленности личности опреде­ляются также тем, что она возникает на основе той или иной значимой для обоих участников дружбы деятельнос­ти, сущностной стороны их жизни. Это или общее призва­ние (Гете и Шиллер, Фет и Полонский), или обществен­но-политическая деятельность (Герцен и Огарев, Маркс и Энгельс), или какая-либо другая значимая сторона жиз­ни, например, оставшиеся навсегда дорогой частью души связанные с дружбой годы отрочества и юности, как у Пушкина и Пущина. Дружба, являясь для ее участников сущностной связью с миром, в то же время не возникает на пустом месте, поскольку необходимое для нее созвучие есть созвучие именно в той или иной сущностной стороне жизни.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н

На сайте allrefs.net читайте: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные линии онтогенеза

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с. ISBN 5-89144-162-4 В уч

Появление психической формы жизни в филогенезе
Согласно существующим представлениям, первичные формы жизни возникли в виде белковых образований, жиз­недеятельность которых заключалась в непосредственном биохимическом взаимодействии со средой. Д

Жизнь как совокупная деятельность
Возникновение психической формы жизни неразрывно свя­зано с внешней активностью, с деятельностью. Психика, орга­низуя и направляя деятельность, в то же время входит в ее структуру. Первичные формы

Структура деятельности
Выше было показано, что в самом общем виде структу­ра деятельности может быть представлена тремя звеньями: потребность, мотив (предмет потребности) и связующая их деятельность (собственно деятельно

Ведущая деятельность
Как в филогенезе, так и в онтогенезе источником пси­хического развития является деятельность. Освоение раз­личных видов деятельности, социального опыта неразрыв­но связано с обучением. Маленького р

Общение как вид деятельности
В психологической теории деятельности общение рассматри­вается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствую­щей потребности и п

Развитие общения ребенка со взрослыми
Возраст Период Форма общения Дополнительная потребность, удовлетворяемая в общении До 1 года Младенческий

Уровень недифференцированной чувствительности
Самый низший, зародышевый уровень развития психичес­кого, отвечающий, согласно А.Н. Леонтьеву, недифференци­рованной чувствительности, следует непосредственно за допсихической формой жизни и допсих

Сенсорный уровень
Сенсорный уровень развития психики связан с преобра­зованием первоначально недифференцированной чувстви­тельности в дифференцированные ощущения. Как показал А.Н. Леонтьев, последние возникают при о

Перцептивный уровень
Следующий уровень развития психики — перцептивный. Он связан со способностью животных воспринимать цело­стные объекты и ситуации. Исследования «перцептогенеза» показали, что он представляет собой с

Уровень психики высокоразвитых животных
Уровень психики высокоразвитых животных связан с на­чальным уровнем развития интуитивных процессов. Интуи­ция обычно трактуется как «знание, возникающее без осоз­нания путей и условий его получения

Уровень психики человека
Уровень психики человека характеризуется наличием речемыслительного социогенного сознания. Развитие челове­ческого сознания обусловлено развитием системы знаний, а также выработкой морально-нравств

Уровни развития психики в филогенезе
  Уровни развития психики   Основные параметры Результат психического отражения   Характер св

Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел
Мотивация является центральным понятием в психоло­гии. Выше (§ 2 главы 1) было показано, что жизнь как совокупная деятельность и, следовательно, все психичес­кие явления и процессы, как неотъемлема

Индивидуальность, личность, сущность
Когда подчеркивается то общее, что есть у данного конк­ретного человека и всех других людей, принято использовать термин «индивид». Мы говорим о ребенке или о взрослом «индивид» и тем самым относим

Жизненный мир и центральный жизненный принцип
Многие особенности мотивации человека позволяет по­нять концепция жизненного пространства («жизненного мира», «психологического мира»), разработанная К. Леви­ным. Согласно К. Левину, индивид и восп

Особенности онтогенеза жизненного мира
Рассмотрение типов жизненного мира в онтогенетичес­ком аспекте позволяет установить общую последователь­ность смены условий существования и соответствующих форм жизни. Графически она представлена н

Мотивация и типы характера
Связь мотивации и типа характера в наибольшей степе­ни раскрывается в типологическом подходе П.Б. Ганнушкина. Он выделил типы психопатий и ввел основные понятия, ставшие фундаментом для исследовани

Типы жизненного мира, направленность личности и основные линии онтогенеза
Тип жизненного мира     Централь-ный жизнен-ный принцип Направ- ность лично-сти     Наличие согласия с миром

Предмет и методы возрастной психологии
Возрастная психология изучает процесс развития пси­хических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в на­чале жизненного пути — с рождения до 1

Факторы и закономерности развития психики
Что собой представляет процесс возрастного развития? Чем он обусловлен? В психологии создано много теорий, по-разному объяс­няющих возрастное психическое развитие, его истоки. Их можно объ

Критерии периодизации возрастного развития
Понять закономерности возрастного развития, специ­фику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяют

Л.С. Выготский о стадиальности развития
Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского разв

Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину
Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целос­тную личность, активно познающую окружающий мир -мир предметов и человеческих отношений,

Стадии развития взрослого человека
Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными яв­ляются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном

Периодизация развития личности по З. Фрейду
В своей периодизации возрастного развития Зигмунд Фрейд прослеживает одну линию — психосексуального развития. Человек, по З. Фрейду, изначально биологическое су­щество, обладающее и

Периодизация развития личности по Э. Эриксону
Эрик Эриксон — последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе соци

Стадии развития личности по Э. Эриксону
  Стадия развития Область социальных отношений Полярные качества личности Результат прогрессивно­го развития

Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу
Периодизация Э. Эриксона охватывает весь жизненный путь личности и разные стороны ее развития. Другие пери­одизации развития личности — более частные, в них отра­жены отдельные стороны развития. Ра

Представления детей о правилах поведения
  Возраст Что значит вести себя правильно Почему надо вести себя правильно 4 года Вести себя как хочется.

Периодизации развития личности по А.В. Петровскому
Артур Владимирович Петровский рассматривает разви­тие личности как процесс интеграции в различных соци­альных группах. Становление личности определяется особенностями вза­имоотношен

Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже
В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобра­зие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как

Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже
  Периоды Подпериоды и стадии Возраст I. Сенсомоторный ин­теллект (0—2 года) 1 . Упражнение рефлексов

Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру
Джером Брунер пересмотрел некоторые представления Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии. Последнее скла­дывается не просто из ряда стадий, оно предполагает по­следовательное овладение ребенк

Новорожденность
Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Вспомним Короля Лира: Родясь на свет, мы плачем — Грустно нам к комедии дурацкой приступаться. Не

Безусловные рефлексы новорожденного
  Раздражители Рефлексы Действие яркого света Шлепок по переносице Хлопок руками возле головы ребенка Поворот головы ребенка

Младенческий возраст
Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза. Но для нас больший интерес пред­ставляет другой аспект физическ

Физическое развитие младенца
  Время появления движений Развитие моторики 1 месяц 2 месяца 3 месяца   4 месяца 5—6 месяцев 7 месяцев 8 месяце

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте
  Возраст в месяцах Успехи Неудачи 0—2   Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не

Кризис 1 года
Переходый период между младенчеством и ранним дет­ством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кри­зис, он связан со всплеском самостоятельности, появле­нием аффективных реакций. Аффективные в

Жизненный мир младенца
Несмотря на кризис новорожденности, ребенок в пер­вые месяцы жизни еще сохраняет основные черты просто­го и легкого жизненного мира и соответствующее ему пер­вичное согласие с миром. Прежде всего э

Развитие психических функций
Рассматривая развитие психических функций, отметим прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро (обыч­но

Эмоциональное развитие
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирую­щее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только н

Кризис 3 лет
Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным возрастом — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы соци­альных отношений, кризис выделения свое

Развитие жизненного мира
На протяжении раннего возраста жизненное пространство ребенка расширяется по тем же двум основным направлени­ям, что и в период младенчества: по линии общения и по линии предметно-познавательной де

Игра как ведущая деятельность
Ролевая, или как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обоб­щенной форме, в игровых условиях

Игра как ведущая деятельность
Ролевая, или как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обоб­щенной форме, в игровых условиях

Развитие психических функций
Речь. В дошкольном детстве в основном завершается дол­гий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом с

Развитие эмоций, мотивов и самосознания
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Раз

Развитие жизненного мира
Начало дошкольного возраста знаменуется появлением сложности жизненного мира, обусловленной соподчинени­ем мотивов. Соподчинение мотивов и связанная с ним слож­ность становятся возможными благодаря

Проблема обучения детей с 6 лет
Все психологи, работающие с 6-летними детьми, при­ходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошколь­ником. Он сохраняет особенности мыш

Психологическая готовность к школе и ее диагностика
Когда дети поступают в школу, они обязательно прохо­дят собеседование, иногда — тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, система заданий ус­ложняется. Но в любом случае ребенок

Кризис 7 лет
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может смес­титься к 6 или 8 годам.

Учебная деятельность
Ребенок действительно становится школьником тогда - когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию, Он включается в учебную деятельность как наиболее зна­чимую для него, что происходит благод

Развитие психических функций
Доминирующей функцией в младшем школьном возра­сте становится мышление. Благодаря этому интенсивно раз­виваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны

Мотивация и самооценка
Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением само­сознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других усл

Линии развития жизненного мира
В конце дошкольного возраста у детей наметились ли­нии онтогенеза, ведущие к тому или иному типу жизнен­ного мира. Важным моментом в этой дифференциации явилось осознание переживаний, благодаря чем

Пубертатный кризис
Половое созревание зависит от эндокринных измене­ний в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу бо

Представления подростков о мужественности и женственности
  Мужские качества Женские качества — Я легко принимаю решения.   — Во многих отношениях я лучше, чем большинство моих ров

Развитие психических функций
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоре­тическое рефлексивное мышление. Приобретенные в млад­шем школьном возрасте операции становятся формально­логическими операциями. П

Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его гот

Подростковые реакции
Подросток обладает сильными, иногда гипертрофиро­ванными потребностями в самостоятельности и в обще­нии со сверстниками. Подростковая самостоятельность вы­ражается в основном в стремлении к эмансип

Свобода
(предоставление самостоятельности) Рис. П.З. Стили семейного восп

Личностная нестабильность и подростковые проблемы
Одна из ярких особенностей подросткового возраста -личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабил

Линии развития жизненного мира
Линии развития жизненного мира, дифференцировав­шись в дошкольном детстве, закрепились, как было пока­зано в предыдущей главе, в младшем школьном возрасте. Главным фактором формирования жизненного

Переходный период
15 (или 14—16) лет — переходный период между подрос­тковым и юношеским возрастом. Это время приходится на 9-й класс, если иметь в виду 11-летнюю общеобразователь­ную школу. В 9-м классе решается во

Условия развития
Как протекает процесс развития в ранней юности? Час­то юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать о

Стабилизация личности и самоопределение
Для ранней юности характерна устремленность в буду­щее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и стар­ший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь

Линии развития жизненного мира
В конце подросткового возраста линии онтогенеза жиз­ненного мира в основных своих чертах сформировались как сложившиеся, развитые типы. В ранней юности происходит их окончательное становление. Оно

Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению
  Рис 1. Работа по образцу

Кризис 17 лет
В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функ­ции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов ста

Условия развития
Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детс

Основные линии онтогенеза
Как было сказано выше, после окончания школы и на­чала самостоятельной жизни продолжается выбор жизнен­ного пути, завершающийся в конце периода окончатель­ным самоопределением. Основные линии онтог

Главные стороны жизни
Любовь и семья. Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психо­логических, физиологических, социальных и других фак­торов, благоприятствующих выбору

Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни
Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состо­яние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса

Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность
В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация развития существенно меняется:

Отношения с детьми
Зрелость — время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека — вырастить своих детей. Отношения с взрослеющими детьми складываются у родителей по-разному, в з

Зрелость и психологический возраст
Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста. Выделяют три взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста: хронологический (паспортный),

Основные линии онтогенеза
Содержание жизни в зрелости, как и в молодости, оп­ределяется направленностью личности. При гедонистической направленности человек фактичес­ки не достигает зрелости

Условия развития. Старение и психологический возраст
Как мы отмечали выше, рубежом, разделяющим зре­лость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пен­сию, окончание активной профессиональной деятельнос­ти. Это событие часто порождает кризисный п

Основные линии онтогенеза
В поздней зрелости можно выделить три основных вари­анта развития: — Доживание. — Смена ведущей деятельности. — Сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости,

Конец жизни
Поздняя зрелость — последний этап жизненного пути человека, в связи с чем встает ряд вопросов, связанных с концом жизни, с отношением к смерти. Нужно ли гото­виться к концу жизни? Как человек его п

Колюцкий Владимир Николаевич
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Полный жизненный цикл развития человека Редактор Л. И. Льняная. Художник Н.С. Костюк. Корректоры И.А. Саморезова, В. И. Хомутова.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги