рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Еще раз о специфике человеческой деятельности и о сознании как ее функциональном органе

Еще раз о специфике человеческой деятельности и о сознании как ее функциональном органе - раздел Психология, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Как Отмечалось Выше, В Школе А.н.леонтьева Психика Рассматривается Как Функци...

Как отмечалось выше, в школе А.Н.Леонтьева психика рассматривается как функциональный орган деятельности. Человеческая психика (и ее высшая форма — сознание) не является исключением из общего правила. Поэтому в настоящем параграфе мы остановимся на тех особенностях человеческой деятельности, которые обусловили появление человеческой психики вообще и высшей ее формы — сознания — как функционального органа этой деятельности.

В марксистской философии, на которую опирается психологическая теория деятельности, человек рассматривается неотделимым от общества, функционирование и развитие которого выступает как особая — социальная — форма движения материи. Это высшая форма материального движения, способная к ускоряющемуся саморазвитию, самосовершенствованию, при участии и под контролем сознания [7]. Социальная форма движения материи «соткана» из различных видов совместной орудийно-опо-средствованной деятельности людей, главной из которых (системообразующей) является трудовая деятельность, преобразующая окружающий человека мир в соответствии с его потребностями и задачами. В процессе человеческой деятельности происходит опредмечивание (превращение в «покоящееся бытие») «сущностных сил» человека (его представлений о мире, .идеальных устремлений, способностей, навыков и пр.) и распредмечивание объектов деятельности, присвоение «фиксированных в них» способов деятельности и восприятия мира. Поэтому отношения «субъект — объект» неотделимы от отношений «субъект —субъект».

Современные антропологи, рассматривающие процесс гоми-низации (очеловечивания) обезьяноподобных предков человека, в большинстве своем разделяют идею, которая была высказана когда-то Ф.Энгельсом с классической ясностью: труд создал человека. Как отмечается в недавно вышедшем учебнике антропологии, трудовая теория антропогенеза Ф.Энгельса «выдержала проверку временем, получив подтверждение всей совокупностью новых палеонтологических и археологических аргументов» [135, 62]. Трудовая деятельность (первое и основное условие существования человечества) выступила в процессе гоминизации «как принципиально новый способ адаптации, при котором выживание

отдельных особей и их групп стало решающим образом зависеть от применения и изготовления орудий» [135, 63]. Таким образом, трудовая деятельность человека изначально социальна и орудий-но опосредствована. Кроме того, она требует для своего осуществления языка, который возникает и развивается в антропогенезе как средство оптимизации общения людей по поводу решения прежде всего производственных задач.

Науки, занимающиеся анализом трудовой деятельности, выделяют в качестве составляющих труда субъекта трудовой деятельности (работника и группу работников, к которым в разные эпохи существования общества предъявлялись разные требования), предмет труда (на что направлен труд и что в конечном итоге должно превратиться в продукт труда), средства труда (среди которых выделяются орудия труда, позволяющие субъекту труда воздействовать на предмет), продукт (труда), который может быть основным (и запланированным) и побочным (иногда неожиданным, незапланированным), условия труда, процедуры деятельности (что, как и в какой последовательности делать с предметом, чтобы получить необходимый продукт), систему организации труда и т.п. Однако это так называемый технологический, а не психологический анализ трудовой деятельности. Для осуществления последнего необходимо обратиться к уже упомянутой ранее (в гл. 5, § 7) структуре деятельности, по А. Н.Леонтьеву. Более подробный разговор о ней необходим для того, чтобы выяснить те характерные особенности человеческой деятельности вообще (и трудовой — в частности), которые обусловливают как особенности собственно человеческой психики, так и высшей ее формы — сознания.

Мотивами человеческой деятельности, как и любой деятельности, являются предметы (человеческих) потребностей. В связи с многообразием этих потребностей всегда вставала задача их классификации. Мы не будем здесь рассматривать все возможные классификации человеческих потребностей, остановимся только на одной проблеме. Человек, как и все живые существа, является организмом, и многие психологи не видят существенной разницы между органическими потребностями у человека (например, потребностями в пище, воде, выделении ненужных организму продуктов и т.п.) и аналогичными им биологическими потребностями у животных. Между тем различие здесь весьма существенное. Неслучайно мы использовали для обозначения потребностей человека как живого организма слово «органические», а не «биологические». Даже органические потребности человека социокультурно обусловлены. Рассмотрим, к примеру, пищевую потребность человека. В чем конкретно проявляется ее социокультурная обусловленность?

1. Предметы пищевой потребности отличаются от культуры к культуре, от одного общества к другому. Известно, как европейцу

сложно привыкнуть к кухне восточных народов. Ласточкины гнезда, жареные кузнечики и прочие деликатесы для восточных народов европейцам кажутся.абсолютно несъедобными. Напротив, для китайца, например, наши сметана и творог кажутся «испорченным молоком». Внутри одного этноса могут наблюдаться различия в предметах пищевой потребности у разных социальных слоев: вспомним, например, описываемые в литературе XIX в. обеды дворян, состоявшие из многих несъедобных для простых крестьян блюд, например устриц. Зачастую потребление тех или иных продуктов отдельными членами общества воспринимается ими как знак принадлежности к определенному социальному слою и — пусть и в опосредствованной форме — выражает систему ценностей этого слоя. Вспомним один литературный эпизод: герои романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» Константин Левин и Стива Облонский беседуют за обедом, и Левин на вопрос Стивы, почему тот не очень «налегает на устрицы», отвечает: «Мне дико теперь то, что мы, деревенские жители, стараемся поскорее наесться, чтобы быть в состоянии делать свое дело, а мы с тобой стараемся как можно дольше не наесться и для этого едим устрицы...» [121, 42].

2. Социокультурно обусловлены и способы удовлетворения пищевой потребности. Еще К. Маркс говорил о том, что голод, утоляемый жареным мясом, разрезаемым на тарелке с помощью ножа и вилки, отличается от голода, утоляемого сырым мясом, разрываемым когтями и зубами. Человек, привыкший во время приема пищи пользоваться столовыми приборами (например, вилкой и ножом), даже когда его никто не видит и он очень устал, не лезет в тарелку или кастрюлю руками. Использование столового прибора в Европе, палочек в Китае и Японии кажется простым только тем, кто владеет ими в совершенстве (как правило, взрослым представителям данной культуры). Представителям же другой культуры и детям очень трудно вначале выстроить систему движений, соответствующих способам удовлетворения пищевой потребности в данной культуре: сколько внимания требуется, например, маме, чтобы ребенок выучился пользоваться ложкой и при этом не просто «правильно» держал ложку, чтобы с нее ничего не сваливалось или не выливалось обратно в тарелку или на стол, а держал так, как принято в данной культуре.

3. Место, которое занимает пищевая потребность в иерархии человеческих потребностей, обычно достаточно скромное: в нормальных условиях человек рассматривает удовлетворение своей пищевой потребности как естественное и обыденное дело, не делая из еды культа. Он способен также временно отложить удовлетворение своей актуальной пищевой потребности, если в данный момент это по некоторым общественным причинам невозможно (например, он сидит на лекции в аудитории перед профессором и есть во время лекции считает неудобным, хотя, возможно, у него

«сосет под ложечкой»). Дикое животное в такой ситуации тут же занялось бы деятельностью, связанной с добыванием пищи. Даже когда человек становится гурманом и ставит перед собой цель перепробовать все кушанья мира, эта потребность, ставшая теперь для него самой значимой в иерархии потребностей, также имеет социокультурное происхождение: соответствующая цель может ставиться в контексте, например, вполне социального мотива «познакомиться с культурой (в том числе культурой потребления пищи) народов разных стран» или столь же социокультурно обусловленного мотива «заполнить свободное время приятным его препровождением» и т. п.

Мы привели пример всего одной органической потребности человека (имеющей свои аналоги у животных), которая обнаруживает тем не менее свою социокультурную обусловленность. А ведь есть еще специфически человеческие потребности, не имеющие аналогов у животных (например, потребность читать книги, ходить в консерваторию и т.п.). При этом надо подчеркнуть одно немаловажное обстоятельство, касающееся этих более «высоких» потребностей. Если пищевой потребности предшествует «по-требностное состояние» («неопредмеченная потребность»), опредмечивающееся в ходе соответствующей деятельности субъекта, и дальнейшее развитие потребности заключается в основном в возможном расширении круга предметов, ее удовлетворяющих, то для высших потребностей характерно изначальное отсутствие по-требностного состояния.

Это означает, что у человека нет, скажем, изначальной (пусть даже еще не опредмеченной) потребности трудиться, слушать симфоническую музыку, писать мемуары и т. п. Откуда же берутся впоследствии и становятся такими неотложными эти потребности, что некоторые люди, например, не побывавшие в театре месяц-другой, испытывают острую тоску и стремятся при первом же удобном случае опять изыскать возможность посетить какой-либо спектакль? Или человек не может жить без книг и, оказавшись в ситуации книжного голода, готов читать все, что под руку попадется?

Здесь действует иной механизм появления потребностей именно у человека. Как говорил А.Н.Леонтьев вслед за К.Марксом, потребности человека «производятся». Допустим, знакомые или родственники начинают хвалить тот или предмет, потребности в котором я не испытываю и никогда бы сам не купил. Но все о нем говорят, и я покупаю этот предмет ради удовлетворения какой-то другой потребности (например, потребности в престиже). Но вот вещь (например, ноутбук последней модели) куплена, при этом она оказалась весьма любопытной в применении, деятельность по ее использованию дала свои плоды — я, допустим, обнаружил, что теперь могу отправлять по Интернету открытки моим знако-

мым прямо из машины, что быстродействие данного компьютера не сравнимо с быстродействием того, который имеется у меня на работе, и т.п., и мне кажется, что я всю жизнь испытывал потребность именно в данном конкретном компьютере. На самом деле здесь скрываются механизмы «производства потребностей»: один из них был ранее описан нами как «сдвиг мотива на цель», когда человек начинает использовать — потреблять — предмет, еще не испытывая потребности в нем, а кончается все появлением соответствующей потребности в данном предмете.

В современном потребительском обществе работа данного механизма обнаруживается в той гонке за потреблением, когда человек выбрасывает на помойку или продает предыдущий свой автомобиль, чтобы купить новый, более престижный и «навороченный», хотя «старая» машина была еще вполне «на ходу» и бегала бы не один год. Этим же приемом пользуются многие супермаркеты, наполняя торговые площади самыми разнообразными товарами в ярких обертках, на которых написано нечто вроде «Все настоящие леди (или джентльмены) покупают это!». Попадаясь на глаза покупателю, эти товары буквально навязывают себя ему (кто же не хочет быть настоящей леди или настоящим джентльменом), и посетитель супермаркета вполне может купить то, что ему в настоящий момент не очень-то и нужно, хотя потом он, используя предмет по назначению, возможно, испытает удовлетворение от его потребления и будет впоследствии говорить, что всегда испытывал в нем потребность!

Выше мы уже говорили о том, что мотивы, как правило, не осознаются (причины этого обстоятельства, а также возможные формы осознания мотивов см. в главах 4 и 5). В отличие от мотивов, цели, поставленные человеком, всегда осознанны. Поэтому действие как подструктура деятельности отсутствует у животных, ибо они сознанием не обладают. Сказав это, мы определили действие через категорию сознания, тогда как нам необходимо, напротив, показать, каким образом возникают новые — сознательные — формы психического отражения мира (и себя в мире) благодаря развитию деятельности и, в частности, выделению в ее структуре действий.

Здесь нам понадобится один пример, который А.Н.Леонтьев приводил для того, чтобы показать, почему вообще возникает необходимость усложнения структуры деятельности у человека по сравнению с деятельностью у животных. Он известен в литературе как «пример с загонщиком». Это своего рода мысленный эксперимент, с образцом которого мы встречались уже, когда говорили об объяснении П.Жане причин возникновения произвольной памяти у человека (см. главу 5, § 2). У А. Н.Леонтьева речь идет о ситуации, которая, вероятно, также весьма часто возникала в каком-либо первобытном коллективе, живущем уже социальной

жизнью и вынужденном охотиться на крупных животных в качестве предмета пищевой потребности.

Единая общая деятельность членов коллектива, участвующих в первобытной охоте и побуждаемых общим мотивом, требует выделения в ее составе особых действий, которые могут быть направлены не на предмет потребности, а на какие-либо другие предметы, и при этом результаты данных действий могут как будто бы даже противоречить исходным потребностям голодного человека.

Представим себе подобную ситуацию таким образом: одна группа участвующих в охоте людей должна выгнать животное из его логова, используя соответствующие приемы, — данная цель имеет еще вполне биологический смысл1 (в той или иной форме подобное действие существует у животных, которые выгоняют будущую жертву из укрытий, нор и т.д. с тем, чтобы вернее схватить ее как добычу, — правда, в этом случае подобную активность нельзя, строго говоря, назвать действием, так как предметы деятельности — то, ради чего осуществляется деятельность, — и действия — на что именно направлена деятельность — в общем и целом совпадают; поэтому точнее говорить здесь об операциях как способах выполнения деятельности).

Вторая группа людей загоняет бегущее к ним животное, например, в овраг и умерщвляет его (тоже вполне биологически осмысленное действие, где деятельность и действие совпадают по своим предметам; кстати говоря, некоторые животные также загоняют свою жертву в определенные места, чтобы тем вернее расправиться с ней, — так, лиса закатывает ежа в реку, чтобы он развернулся и дал возможность лисе его схватить, не поранившись об острые колючки). А вот третья группа людей совершает действие, предмет которого и мотив (предмет потребности) не совпадают. Эти люди стоят, например, у каких-либо зарослей кустарника и должны отогнать бегущее на них животное от себя (!), чтобы оно не могло воспользоваться зарослями в качестве укрытия и скрыться от преследования.

В данном случае предмет деятельности (то, ради чего вообще все это затеяно) и предмет действия (то, на что данное действие направлено) между собой фактически противоположны! И А.Н.Леонтьев резюмирует: «Такие процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой, мы будем называть действиями. Можно сказать... что деятельность загонщика — охота, спу-гивание же дичи — его действие» [63, 279]. Это действие «вспугивания» не имеет прямого биологического смысла. Однако, поскольку бессмысленного действия вообще не бывает, мы должны предположить иной смысл выполняемого этими загонщиками

1 Смысл, как мы помним, определяется как отношение мотива к цели. Мотив — вполне биологический (точнее, органический), поэтому цель действия биологически осмыслена для субъекта.

действия — его в принципе можно называть социальным смыслом (хотя А.Н.Леонтьев использовал здесь термин «разумный смысл»). Это означает, что биологически бессмысленное действие загонщиков третьей группы приобретает смысл только в совместной, коллективной деятельности, куда оно включается как необходимое «звено». В то же время «сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели» [63, 283]. В результате предмет действия, выступая как сознательная цель (а мы помним из характеристик сознания, что в нем различаются «мое видение мира» и «сам мир»), начинает психически отражаться субъектом в своих объективных характеристиках независимо от наличия или отсутствия в данный момент у человека какой-либо органической потребности.

В данном примере животное, не переставая восприниматься как предмет пищевой потребности, выступает для загонщика одновременно предметом действия вспугивания, никак не ведущего к немедленному удовлетворению пищевой потребности. Поэтому тот же самый объект воспринимается субъектом иначе и более объективно, когда он выполняет социально обусловленное действие (в данном случае, вероятно, приказ вождя данного племени). Или, скажем, хлеб для человека — всегда продукт питания, даже если в этот момент он не испытывает голода. Вот так и возникает способность видеть мир более объективно, т.е. не через призму своих актуальных вожделений, а как бы «со стороны», глазами другого человека.

Впрочем, пример А.Н.Леонтьева, который он приводил в качестве доказательства специфичности собственно человеческого действия, в последние годы подвергается критике со стороны зоопсихологов. Во-первых, они не считают подобного рода действие биологически бессмысленным, так как в конечном счете оно все-таки направлено на получение соответствующей доли добычи, пусть даже и опосредствованным путем. Во-вторых, они обнаружили подобные действия и у некоторых животных. Так, например, в процессе охоты за копытными группа волков разделяется по выполняемым ими функциям, причем некоторые из них совершают очень похожие на «биологически бессмысленные» действия: так, например, один из волков может, не участвуя непосредственно в загоне копытного, отвлекать его внимание на себя, в то время как другие волки поэтому незаметно подкрадываются к добыче. В-третьих, отношения животных друг к другу в группе оказались более сложными, чем это представлялось ранее [83].

В свое время А.Н.Леонтьев отвечал на эту критику тем, что подчеркивал социальную обусловленность разделения труда у человека в отличие от биологически обусловленного разделения функций у животных. Именно из рук вождя или других людей загонщик, вспугивающий животное, получает свою долю добычи

как часть продукта совместной трудовой деятельности. Но даже если этот пример не очень впечатляет, поскольку в данном случае опосредствованность социальными отношениями приводит человека к удовлетворению все-таки его органической потребности, то можно привести множество иных примеров того, как опосред-ствованность социальными отношениями приводит человека к полному отказу от удовлетворения каких бы то ни было органических потребностей. Кто может представить себе голодающее ради высокой идеи животное, например собаку, объявившую голодовку «из солидарности» потому, что ее собратья в далекой стране, которую она никогда не видела, живут в нечеловеческих (пардон: в несобачьих!) условиях? А человек часто делает подобное. Он может совершенно сознательно пойти и на казнь, причем даже не ради спасения ближних, а ради блага «дальних», т.е. людей, не имеющих никакого биологического родства с этим человеком, или ради собственных убеждений, которые могут принести пользу всему человечеству, а не этому человеку лично. Как говорил когда-то Николай Вавилов, «в огне будем гореть — но не откажемся от своих убеждений». Он так и умер в тюрьме, не отказавшись от них.

Перейдем теперь к характеристике специфически человеческих способов действия в этом мире, т.е. операций. Они отличаются у человека прежде всего опосредствованностью системой орудий (в широком смысле этого слова). Орудием могут выступать как различные физические инструменты и приборы, так и средства другого рода — как мы помним, Л.С.Выготский называл их психологическими орудиями, — планы, карты, обучающие программы и другие знаковые системы.

Некоторые животные в процессе своей деятельности (например, пищедобывательной) также используют орудия (вспомним эксперименты В. Кёлера с обезьянами, которые доставали банан при помощи палки, — см. главу 4, § 7). Однако в школе А. Н.Леонтьева различают использование средств у животных и орудий у человека. Дело даже не в том, что животные используют эти средства редко (тогда отличие было бы только количественным), а в том, что использование орудий человеком качественно отличается от внешне похожего, но психологически иного использования средств у животных. В человеческом орудии зафиксированы (опред-мечены) отточенные многолетней практикой человечества способы воздействия на мир.

Для входящего в ту или иную культуру ребенка распредмечивание осуществляется не в столкновении с предметом (орудием) один на один, а всегда в совместной деятельности со взрослым — носителем способов употребления данного орудия, который — стихийно или сознательно — выстраивает у ребенка соответствующую систему действий с орудиями по логике орудия, а не по логике

естественных движений ребенка. В школе А. Н.Леонтьева изучению этого процесса была посвящена кандидатская диссертация П.Я.Гальперина «О психологическом различии средств у животных и орудий у человека», защищенная еще в середине 30-х гг. XX в. Аналогичная деятельность строится взрослым у ребенка по распредмечиванию таких «орудий духовного производства», как произведения искусства, являющихся опредмеченными в особой форме смысловыми обобщениями.

В процессе выстраивания системы операций у ребенка взрослый транслирует ему различные виды общественно-исторического опыта — тем самым осуществляется процесс «социального наследования», т.е. передача опыта от поколения к поколению. Единичные употребления орудий у животных и даже случаи изготовления ими орудий (о некоторых таких примерах мы говорили в главе 6) существенно не изменяют образа жизни животного, в целом «безорудийного», тогда как для человека труд, опосредствованный орудиями (и не только материальными, но и духовными), — конституирующий фактор образа жизни. С помощью орудий труда человек не только приспосабливается к среде, как это делает животное, — он «взрывает» среду, перестраивая ее под свои потребности и цели. Отмечаемое многими зоопсихологами подражание в использовании орудий у животных носит ситуативно-индивидуальный, а не общественно-исторический характер. К примеру, одна обезьяна может «удить» с помощью соломинки или палочки муравьев из муравейника, а другая, наблюдая за этим, перенимает этот способ и начинает точно так же добывать муравьев. Кажется, что и у человека обучение идет таким путем. Однако у человека научение может происходить и через поколения, скажем, с помощью книг, где имеется чертеж нужного орудия, и субъект, читая эту книгу, приобщается к мыслям давно умершего человека.

Поэтому огромную роль в становлении сознания в антропогенезе сыграла человеческая речь, опосредствованная языком как системой особых «психологических орудий». Основные функции речи и слов (как ее единиц) сводятся к следующим.

1. Слово выполняет обозначающую функцию, или функцию «предметной отнесенности», — оно указывает на обозначаемый им предмет, выделяя его для собеседника говорящего (и для него самого): например, мать, указывая ребенку на предмет, говорит ему: «Вот часики... Вот кошка...» и т.д.

2. Благодаря предметной отнесенности слова человек может с его помощью вызывать в памяти отсутствующий предмет. Так, обращаясь к ребенку, мать спрашивает его: «А где часики? А где кошка?» — и ребенок начинает искать предмет, образ которого сохраняется в его памяти и вызывается благодаря слову.

3. Слово несет в себе не только указание на предмет — оно содержит в себе обобщение, выраженное в значении слова. Факти-

чески любое слово несет в себе результат анализа и обобщения человечеством опыта его деятельности с предметами (по их использованию и изготовлению) и тем самым вносит свой вклад в становление и развитие сознания как более объективной (чем психика животных) формы отражения действительности.

4. Речь, опосредствуя общение людей друг с другом, поднимает его на качественно иной уровень. Если «язык» животных используется как средство выражения их субъективных состояний, оказывающее в ряде случаев существенное воздействие на других животных (крик опасности, издаваемый одним животным, слышат другие — и убегают), то для человека язык несет прежде всего объективную информацию и поэтому может сохранять и транслировать (передавать) другому не только опыт говорящего, но и опыт деятельности человечества вообще.

5. Благодаря слову человек приобретает способность произвольно регулировать свои психические процессы — все они в процессе их развития (в частности, онтогенетического развития) опосредствуются речью и становятся иными. Изначально, как мы говорили выше, словесный приказ, например запомнить нечто, отдается одним лицом (например, взрослым), а другое лицо (ребенок) исполняет. Затем в результате процесса интериоризации приказ другого превращается в самоприказ — человек говорит себе: «надо запомнить» — и запоминает. При этом в качестве средств запоминания выступают опять-таки слова, обеспечивающие не только количественные, но и качественные преимущества собственно человеческого запоминания по сравнению с памятью животных.

Вернемся опять к анализу структуры человеческой деятельности. Если продолжить его «вниз» — от операций к психофизиологическим функциям, то можно обнаружить, что эти последние, обеспечивая у человека его деятельность и психическое отражение, оказываются по своим механизмам качественно иными по сравнению с психофизиологическими структурами у животных. Более того, качественно различные физиологические системы обеспечивают осуществление деятельности у человека, находящегося на разных ступенях его психического развития, обладающего и не обладающего сознанием.

Таким образом, структура деятельности и особенности ее составляющих у человека качественно отличаются от таковых у животных. Поэтому должны различаться и соответствующие им структуры человеческой психики и сознания. Вот почему А. Н.Леонтьев все время призывал ввести в психологию такие единицы анализа, которые были бы неотторжимы от единиц человеческой деятельности, ведь «деятельность человека и составляет субстанцию его сознания» [62, 157].

Далее мы рассмотрим краткую историю возникновения и развития трудовой деятельности и членораздельной речи в процессе

антропогенеза и соответственно возникновения и развития сознания как функционального органа человеческой деятельности (более подробно этот процесс изучается в антропологии и в курсе зоопсихологии и сравнительной психологии, которые входят в план обучения психологов всех специальностей).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Московского государственного университета... им М В Ломоносова... Кафедра общей психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Еще раз о специфике человеческой деятельности и о сознании как ее функциональном органе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОТ АВТОРА
Внастоящем томе предлагаемого учебника представлен курс «Введение в психологию» — обязательный раздел дисциплины «Общая психология», которым открывается обучение на I курсе. «Введе

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Трудности определения предмета психологии • Плюрализм подходов к решению данной проблемы в современной психологии • Психологическая феноменология (круг явлений, изучаемых психологами) • Понятия объ

Трудности определения предмета психологической науки
Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам. В

Категория «деятельность» в психологической науке. Предварительные определения объекта и предмета психологии
В деятельностном подходе, подробный рассказ о котором у нас впереди, категория деятельность считается исходной в системе 1 Здесь мы говорим о чело

Место психологии в системе наук
Выше мы уже говорили о той сложной ситуации, в которой находится современная психология, не имеющая однозначного ответа на самые фундаментальные вопросы своей науки (в частности, не решившая пробле

Психология и естественные науки
Рассмотрим сначала те отрасли психологии, которые примыкают к естественным наукам. Тесно связаны с некоторыми из них, в частности с медицинскими науками, две важнейшие отрасли психологии — патопсих

Психология и общественные науки
Впоследние годы связи психологии с общественными науками особенно усилились. Так, социальная психология в тесном союзе с социологией изучает конкретные особ

Психология и технические науки
Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения (в

Другие отрасли психологии, в том числе фундаментальные
Существуют отрасли психологии, которые не обнаруживают явного тяготения ник одной из вышеперечисленных групп наук, а сохраняют отношения со всеми. К ним относится прежде всего возрастная

Отрасли психологии как система
Подведем итоги нашего краткого рассмотрения отраслей психологической науки. Как явствует из предшествующего изложения, они могут быть объединены в систему, системообразующим фактором (основанием, ф

Психология — наука или искусство? Психологическая наука и психологическая практика
Наше время характеризуется бурным развитием психологической практики. Практическая психология стала очень «модной». К сожалению, эта мода и спрос на психологов-практиков, а также кажущаяся доступно

Проблема соотношения житейской и научной психологии
Житейская и научная психология различаются по ряду оснований1. 1. Субъектом житейского психологического познания может быть любой человек, которому необходимо для каких-т

Сравнение житейской и научной психологии
№ п/п Основания разведения Житейская психология Научная психология Субъект познания Любой че

Проблема системности знаний в психологии. Общие принципы научно-психологического познания
В соответствующей литературе наука определяется обычно как исторически сложившаяся система а) знаний и б) методов его получения, а также как определенный социальный институт. Рассмотрим посл

Некоторые методологические проблемы психологической науки
В психологии (как и в любой другой науке вообще) большую роль играет то, каким путем получено знание. Л.С.Выготский выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных по

Психологическая наука как социальный институт
Наука как система знаний и методов их получения развивается всегда в конкретном социокультурном контексте. В свое время Л.С.Выготский, анализируя в методологической работе «Исторический смысл психо

Естественно-научная и гуманитарная стратегии в психологии
Мы придерживаемся идеи единства психологии как науки — несмотря на многообразие решаемых ею проблем и весьма различающиеся друг от друга подходы к их решению. Однако далеко не все психологи разделя

Возможность объединения двух стратегий психологического исследования
Впредыдущем параграфе мы сказали, что считаем психологию единой наукой. Однако как быть с имеющимися двумя стратегиями психологического познания, которые сосуществуют в современной

Психологический эксперимент и его виды
Экспериментом называется метод психологического исследования, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это может быть осуществлено в наблюдении. Прив

И практики
Всовременной научной и учебной литературе в качестве специальных методов психологии выделяют измерение и психодиагностические процедуры. При этом метод измерения, равно как и рассм

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
Основные этапы развития научно-психологического познания • Необходимость введения в античной философии понятия души для объяснения явлений жизни • Различные представления о душе как предмете исслед

В античной философии и психологии
Условно историю развития научно-психологического знания делят на два больших этапа: 1) с VI—V вв. до н.э. по последнюю четверть XIX в., когда психология, не являясь еще самостоятельной наукой, была

Учение о душе в философии и психологии Демокрита и Платона
Демокрит(Demokritos, ок. 460 — ок. 370/360 до н.э.) как представитель материалистического направления в философии стремился «вписать» душу в материальный мир, который он пон

Проблемы души в творчестве Аристотеля
Крайности тех вариантов материализма и идеализма, которые были представлены в творчестве Демокрита и Платона, попытался снять величайший ученый-энциклопедист Аристотель(Aristote

Предпосылки появления психологии как науки о сознании
Примерно с IIIв. до н. э. учения о душе в античной философии приобретают некие новые черты в связи в изменением социокультурных условий — возникновением системного кризиса античног

Путь Р.Декарта к понятию сознания. Рефлексия как метод исследования сознания по Дж.Локку
Будучи еще подростком, обучавшимся в иезуитской школе, Р.Декарт не был удовлетворен способом обучения в ней. Школяры обучались принятому в схоластике (определенном типе рели-

В.Вундта
Как мы говорили в предыдущем параграфе, к концу XVII в. в работах многих мыслителей складывается обоснованное мнение, что непосредственным предметом эмпирического исследования в психологии должны б

Ассоциация как механизм работы сознания. Понятие апперцепции
Термин «ассоциация» приобрел чрезвычайную популярность в классической эмпирической психологии сознания еще до В. Вундта. Ассоциацией (от лат. associatio — соединение) называлась возникающая

В европейской и американской психологии
Функционализм — довольно широкое течение в психологии, представленное психологами как европейских стран, так и США. Наиболее известными функционалистами были психологи Чикагской школы Дж.Дьюи, Дж.Р

ПРОБЛЕМЫ, ПОНЯТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблема неосознаваемых процессов в психологии • Роль 3. Фрейда в разработке проблемы бессознательного • Предсознательное и бессознательное • Методы исследования бессознательного в психоанализе • П

Возникновение психоанализа
Впредыдущей главе мы говорили о том, что требования практики на рубеже XIX и XX вв. вызвали к жизни новые направления в психологической науке, которые до сих пор определяют лицо со

Методы изучения бессознательного по 3. Фрейду
Обычно, говоря о психоаналитическом методе, называют метод свободных ассоциаций как технический прием, с помощью которого 3. Фрейд пытался добраться до забытого больным соде

Структура психической жизни по З.Фрейду. Понятие влечения в психоанализе
К началу XX в. у З.Фрейда складывается первое представление о строении психической жизни, которая представляет собой многослойную структуру. Для того чтобы примерно представить, как выглядит эта ст

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме
Вначале XX в. в США появляется направление, которое на несколько десятилетий определило облик практически всей американской психологии, — бихевиоризм (от англ. behavio[u]r —

Критика принципа элементаризма и проблема целостности в психологии
Как мы помним, одним из главных принципов классической интроспективной психологии был принцип элементаризма, согласно которому целое (сознательный образ) равно сумме его 1 В дан

Германии
Мы не будем говорить о том, почему и как Лейпцигская школа1 пришла к выводу, что нужно возвратиться к психологии как науке о душе, — об этом можно прочесть в специальной литературе. Одна

Возникновение и развитие гуманистической психологии
Впоследних параграфах данной главы мы представим еще два направления современной психологии, которые возникли за рубежом относительно недавно. Речь идет о гуманистической психологи

Информационный подход в когнитивной психологии
Одновременно с гуманистической в США и других западных странах возникает когнитивная психология, в центре внимания которой оказались познавательные процессы, в свое время «и

ПСИХОЛОГИИ Л.С.ВЫГОТСКОГО И А.Н.ЛЕОНТЬЕВА
Социокультурный контекст возникновения школы Л.С.Выготского • Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологии и психологии • Культурно-исторический подход к изучению сознания

Сознания в зарубежной социологии и психологии
Культурно-исторический подход к изучению сознания — не единственное достижение Л. С. Выготского как психолога. Он прожил короткую, но удивительно яркую жизнь в психологии, обогатив ее многим

Основные положения культурно-исторической концепцииЛ. С. Выготского
Как говорил А. Н.Леонтьев, «альфой и омегой» научного творчества Л.С.Выготского была проблема сознания, открытого им для конкретно-научного изучения. Традиционная психологическая наука, называя себ

Экспериментальные исследования ВПФ
Вцентре исследований А. Н.Леонтьева оказались два важнейших психических процесса — память и внимание (большая часть книги посвящена памяти). Из основных свойств памяти как высшей п

К философским основам деятельностного подхода в психологии
Деятельностный подход в психологии представляет собой сложное и многомерное явление. К его созданию и разработке причаст-ны многие отечественные психологи (в последнее время к ним присоединился ряд

А. Н.Леонтьева
Введение категории деятельностьв психологическую науку означало для А.Н.Леонтьева дальнейшую разработку «неклассической» концепции сознания Л.С.Выготского. Для классической психоло

Типы, виды и формы деятельности. Структура деятельности
Поскольку деятельность является формой реализации отношения субъекта к миру объектов, можно выделить разные типы таких отношений, реализуемые в разных формах деятельности: практической, позн

Психика как функциональный орган деятельности
Возьмем для примера память как один из важнейших психических процессов. Практический психолог часто сталкивается с жалобами своих клиентов или их родителей (если, например, на консультацию приходит

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ
Психика и отражение • Формы отражения в неживой и живой природе • Деятельностная природа психики • Психика как процесс и как образ • Проблема возникновения психики в эволюции • Разные точки зрения

Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе
Главное положение психологической теории деятельности А. Н.Леонтьева заключается в том, что психика есть «функциональный орган» деятельности и поэтому не может быть изучена отдельно от нее (понятие

Деятельностная природа психики. Психика как образ и как процесс
Выше мы уже говорили, что категория деятельности была введена в психологию для преодоления постулата непосредственности. При сохранении данного постулата невозможно было научно объяснить наблюдавши

Проблема возникновения психики в эволюции
Проблема возникновения психики всегда считалась одной из самых трудных проблем психологической науки. Некоторые ученые — например, немецкий физиолог XIX в. Э.Дюбуа-Реймон — считали, что она никогда

Общая характеристика деятельности и психического отражения на стадии элементарной сенсорной психики
Элементарные формы деятельности в предметно расчлененной среде, вызывающие необходимость психического отражения мира, представляют собой активность, отвечающую потребностям животного, направленную

Общая характеристика деятельности и психического отражения на стадии перцептивной психики
Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности — выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе ми

Существует ли стадия интеллекта?
Вкачестве третьей стадии развития психики А. Н.Леонтьев выделял стадию интеллекта, которая обусловливается еще большим усложнением структуры деятельности и характеризуется еще бо-

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Метафоры и описательные характеристики сознания как реальности • Сознание как функциональный орган человеческой деятельности • Технологический и психологический подходы к анализу человеческой деяте

Предпосылки возникновения человека и его эволюция в антропогенезе
С биологической точки зрения человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов. Поэтому необходимо рассмотреть эволюцию тех приматов, которые были древни

Структура сознания-образа. Чувственная ткань, биодинамическая ткань и значения
Вработах А.Н.Леонтьева в структуре сознания (как образа) выделяются в качестве его составляющих чувственная ткань, значение и личностный смысл. Некоторые психологи (например, В.П.З

Структура сознания-образа. Значения и смыслы
Смысл часто определяется А. Н. Леонтьевым как «значение для меня», т.е. как субъективно-личностная значимость того или иного явления для субъекта, обусловленная его потребностно-моти-вационной сфер

Бессознательное в психике человека. Установки и их исследования в школе Д. Н. Узнадзе
Выше говорилось о сознании человека как качественно иной форме психического отражения мира, отличающей человека от животных. Между тем с самого начала мы были далеки от отождествления сознания чело

В психологии
В школе А.Н.Леонтьева предлагались возможные классификации бессознательных процессов и явлений в психологии. Наиболее строгим критериям соответствует классификация, разработанная А. Г. Асмоловым, к

И СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ
Краткая история понятия «личность» в психологической науке • Физическое, социальное и духовное Я (В.Джемс) • Разные точки зрения на объем понятия «личность» в современной психологии • Общее предста

К определению понятия «личность» в психологической науке
Условность разведения проблематики психологии личности или — более широко — психологии человека как субъекта деятельности (куда включаются проблемы психологии потребностей, мотивов, эмоций, воли и

Проблема ведущей деятельности и периодизация психического и личностного развития в онтогенезе
Вшколе А. Н.Леонтьева критерием выделения отдельных периодов психического и личностного развития в онтогенезе является ведущая деятельность. Эта идея (истоки которой можно н

Индивид и личность. Два рождения личности, по А.Н.Леонтьеву, и их критерии
Возвратимся к проблеме определения понятия «личность» в современной психологической литературе. В широком смысле слова личность — это синоним человека с момента его рождения (самая распространенная

Психологическая структура личности
Для наглядности представим себе психологическую структуру личности (как мы говорили, в широком смысле слова) в виде шара, который имеет несколько внутренних «оболочек» (см. рис. 7). Прежде чем расс

ПРОБЛЕМЫ
Возможное соотношение психофизической и психофизиологической проблем • Постановка психофизической проблемы Р.Декартом и ее решение в духе взаимодействия души и тела • Психофизический (психофизиолог

Сущность психофизической и психофизиологической проблем, их возможное соотношение
Психологи, как и представители любой конкретной науки, всегда в той или иной мере должны решать проблему соотнесения той реальности, которую они изучают, и других, тесно связанных с ней форм действ

Постановка психофизической проблемы Р.Декартом и ее решение как взаимодействие двух субстанций
Как говорилось ранее, уже в античной философии обсуждались проблемы соотношения души как субъекта психических процессов и тела, которое, по мнению древнегреческих философов, не может чувствовать и

Решение психофизической (психофизиологической) проблемы с позиций параллелизма
Иное решение психофизической (психофизиологической) проблемы предложил современник Р.Декарта английский философ Томас Гоббс(Hobbes, 1588— 1679). С его точки зрения, существу

В философии Б.Спинозы
Предшествующие варианты решения психофизической (психофизиологической) проблемы сохраняли дуализм телесного (физического) и духовного (психического) как двух разных по природе реальностей, Даже ког

Решение И. М. Сеченовым психофизической и психофизиологической проблем
Успешное решение И.М.Сеченовым психофизиологической проблемы было связано с материалистическим решением им же психофизической проблемы, т.е. проблемы «вписанности» психического во всеобщую связь яв

Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну
Чем сложнее (точнее, осмысленнее, предметнее) двигательная задача, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы принимают участие в решении эт

Концепция системной динамической локализации высших психических функций
При рассмотрении данной концепции мы должны остановиться на важном как для физиологии, так и для психологии понятии «функция». В физиологии понятие «функция» имеет два основных значения. Как правил

Философская проблема идеального и разведение философского и психологического аспектов изучения сознания
В психологической литературе (особенно отечественной — в силу специфических социокультурных условий развития психологии в советский период) часто встречается определение психического (точнее — созн

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внастоящей книге были изложены основы учебного курса «Введение в психологию» (раздела курса общей психологии) с позиций психологической теории деятельности школы А.Н.Леонтьева (шир

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Абиотический стимул — свойство предметов окружающего мира, которое прямо и непосредственно не определяет процесс поддержания жизни того или иного организма, однако — при объект

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги