Дж.Уотсон

ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА1

С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является предска­зание поведения и контроль за ним. Для бихевиориста интроспекция не составляет существенной части методов психологии, а ее данные не пред­ставляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих данных в терминах сознания. Пы­таясь получить универсальную схему ответа животного, бихевиорист не признает демаркационной линии между человеком и животными. Пове­дение человека со всеми его совершенствами и сложностью образует лишь часть схемы исследования бихевиориста.

Традиционно утверждалось, что психология — это наука о явлениях сознания. В качестве основных проблем выдвигалось, с одной стороны, рас­членение сложных психических состояний (или процессов) на простые элементарные составляющие их, а с другой стороны, построение сложных состояний, когда даны элементарные составляющие. При этом мир физи­ческих объектов (стимулов, включая все, что может вызвать активность в рецепторе), которые составляют область естествознания, рассматривается только как средство для получения конечного результата. Этот конечный результат является продуктом духовных состояний, которые можно «рас­сматривать» или «наблюдать». Психологическим объектом наблюдения в случае эмоций, например, является само духовное состояние. Проблема эмо­ций, таким образом, сводится к определению числа и вида элементарных со­ставляющих, их места, интенсивности, порядка, в котором они появляются, и т.п. Соответственно интроспекция есть par excellence метод, посредством

"Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 17—19, 33—34.


Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста 117

которого можно манипулировать с духовными явлениями в целях их иссле­дования. При таком подходе данные поведения (включая в обозначаемое этим термином все, что называют этим именем в сравнительной психоло­гии) не представляют ценности per se. Они имеют значение только постоль­ку, поскольку могут пролить свет на состояния сознания1. Такие данные должны, по крайней мере, по аналогии или косвенно, принадлежать к облас­ти психологии.

Действительно, иногда находятся психологи, которые проявляют скептическое отношение даже к этим ссылкам по аналогии. Часто такой скептицизм проявляется в вопросе, который возникает перед исследовате­лем, изучающим поведение: «Какое отношение к психологии человека име­ет изучение животных?» Моя задача рассмотреть этот вопрос. В своей соб­ственной работе я интересовался этим вопросом и понял всю его важность, но я не мог обнаружить никакой определенной связи между ним и тем по­ниманием психологии, которое было у психолога, задающего этот вопрос. Я надеюсь, что такая исповедь прояснит ситуацию до такой степени, что у нас больше не будет необходимости идти в своей работе ложным путем. Мы должны признать, что те необыкновенно важные факты, которые были соб­раны по крупицам из разбросанных по разным источникам исследований ощущений животных, проведенных с помощью бихевиористского метода, внесли вклад только в общую теорию процессов органов чувств человека; но они оказались недостаточными для определения новых направлений экспериментальных исследований. Те многочисленные эксперименты, кото­рые мы провели по научению, также очень мало внесли в психологию че­ловека. По-видимому, совершенно ясно, что необходим некоторый компро­мисс: или психология должна изменить свою точку зрения таким образом, чтобы включить факты поведения независимо от того, имеют ли они отно­шение к проблемам сознания или нет; или изучение поведения должно стать совершенно отдельной и независимой наукой. Если психологи, изу­чающие человека, не отнесутся к нашим попыткам с пониманием и отка­жутся изменить свою позицию, бихевиористы будут вынуждены использо­вать человека в качестве своего испытуемого и применить при этом методы исследования, которые точно соответствуют новым методам, применяемым в работе с животными. <...>