рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Представления античных философов об активности личности

Представления античных философов об активности личности - раздел Психология, Истоки психологии активности Общие Закономерности Развития Психологических Идей На Востоке И На Западе Одн...

Общие закономерности развития психологических идей на Востоке и на Западе одни и те же. Зарождение и эволюция научных представлений находились в зависимости от опытного изучения организма как части природы.

Характерной особенностью древнегреческой философии являлось стремление постичь сущность психики человека, понять ее уникальные свойства в ряду других явлений природы. Возникновение и развитие соответствующих теорий было связано как с чисто материалистическими, так и с идеалистическими воззрениями, которые с достаточной полнотой освещены в литературе.

Благодаря Сократу (470-399 гг. до н. э.) активность психики человека впервые начала определяться девизом: «Познай самого себя» [14]. Под познанием самого себя Сократ понимал не обращение «вовнутрь» – к собственным переживаниям и состояниям сознания, а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Сократ впервые рассматривал душу, прежде всего, как источник нравственности человека, а не как источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита). Сократ говорил о том, что душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность – это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Поэтому, прежде всего надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Таким образом, по Сократу центром исследовательских интересов является не окружающая действительность, а сам человек. Впоследствии даже говорили, что Сократ был пионером психотерапии, пытаясь с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума.

Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося ученика Платона (427-347 гг. до н. э.), который, в своей философской системе объективного идеализма, также отстаивал приоритет разума в жизни человека [16].

Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души, или идеи вещей, те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов не досягаемо для предметов, но заставляет стремиться быть похожими на них. Душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна, ибо она является хранительницей нравственности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал за возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. В описании души Платон придерживается четких черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души: разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная – плохими, более низкими.

Идеи Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) открыли новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Живой организм, Аристотель видел как некую нераздельную целостность телесного и, духовного. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует.

В трудах Аристотеля нашли место и некоторые чисто практические стороны активности психики. Так, если Сократ учил, что, познав правильное, человек уже не может не следовать ему, то, согласно Аристотелю, знание, как таковое, само по себе еще не делает человека добродетельным. Для этого необходимо дополнительное условие — упражнение характера. Все то, чем мы обладаем по природе, мы получаем сначала как возможность, а затем осуществляем в действительности». Помимо знания необходимо частое повторение справедливых («правосудных») и благоразумных действий: «благодаря правосудным поступкам человек становится правосудным и благодаря благоразумным — благоразумным: без таких поступков нечего и надеяться стать добродетельным» [14].

Человек, учил Аристотель, есть то, что он сам в себе воспитывает, вырабатывает благодаря своим регулярным поступкам. Таким же образом надлежит бороться и с избыточностью аффективных реакций, которые мешают правильно мыслить и действовать. Оптимальный способ реагирования необходимо вырабатывать посредством упорной систематической тренировки.

Некоторые философские школы уделяли особенно большое внимание вопросам активности психики человека. Одной из таких школ был стоицизм. Школа стоиков возникла в IV веке до н.э. Она получила свое название по имени того места в Афинах («стоя» – портик храма), где ее основатель Зенон из Катиона (333-262 гг. до н. э.) проповедовал свое учение. Главным содержанием философии Зенон считал разработку этических вопросов, а идеал мудреца усматривал в жизни Сократа и Диогена Синопского [70].

Стоики верили в примат разума, в то, что человек не достигает счастья из-за незнания, в чем оно состоит. Но если в классической Греции существовал образ гармоничной личности, в полноценной жизни которой сливаются разумное и чувственное (эмоциональное), то у мыслителей эллинистической эпохи, в обстановке социальных невзгод, страха, неудовлетворенности, тревоги, отношение к эмоциональным потрясениям – аффектам – изменилось. Стоики объявили аффектам войну, усматривая в них «порчу разума», поскольку возникают они в результате «неправильной» деятельности ума. Удовольствие и страдание – ложные суждения о настоящем; желание и страх – столь же ложные суждения о будущем. От аффектов следует лечить, как от болезней. Их нужно «с корнем вырывать из души». Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу.

Эта этико-психологическая доктрина обычно сопрягалась с установкой, которую, говоря современным языком, можно было бы назвать психотерапевтической. Люди испытывали потребность в том, чтобы устоять перед превратностями и драматическими поворотами жизни, лишающими душевного равновесия. Изучение мышления и его отношения к эмоциям не имело абстрактно-теоретический характер, а соотносилось с реальной жизнью, с обучением искусству жить. Все чаще к философам обращались для обсуждения и решения личных, нравственных проблем. Из искателей истин они превращались в целителей душ, какими позже стали священники, духовники.

Психологические качества, которые, согласно этике стоиков, должен вырабатывать у себя человек, сводились к следующим:

— полнейшее бесстрастие, т. е. выработка умения подавлять все аффективные реакции;

— непоколебимая моральная «выпрямленность»;

— твердое следование по пути обязанности, по пути честно и посильно выполняемого долга (поэтому «выпрямленность» есть «совершенная обязанность»);

— презрение к потребностям повседневной жизни, особенно к тем, которые диктуются комфортом;

— следование по пути, подсказанному природой, этой «абсолютно бесстрастной, идеальной художницей жизни» [14].

Будучи последовательным в своем учении, стоицизм проповедовал абсолютный ригоризм. Это значит, что допускались такие ситуации, когда мудрец против своей воли может запутаться в хаосе жизненных отношений. Но если он оказывается не в состоянии самостоятельно «упорядочить» этот хаос, то обязан покончить с собой, так как только смерть может выключить его из неконтролируемой ситуации и снова возвратить в положение идеальной разумности мирового порядка.

Активность психики, согласно учению стоиков, является достоянием отдельных мудрецов и лишь в ничтожной степени — рядовых людей, преимущественный удел которых — длинная цепь «сумасшедших» поступков. В этом отношении стоицизм значительно отличался от учения йогов, буддизма, других восточных философских школ, которые пытались дать рядовому человеку хотя бы иллюзорную психологическую опору в жизни.

Отличались в этом отношении от стоицизма и некоторые философские направления Древней Греции. Почти полной противоположностью стоицизму на протяжении нескольких столетий являлось учение Эпикура (341-270 гг. до н. э.) — одного из выдающихся философов Древней Греции. В отличие от версии о «жесткой» причинности во всем, что совершается в мире (и, стало быть, в душе), эпикурейцы допускали самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер. С одной стороны, такой подход отражал ощущение непредсказуемости человеческого существования, с другой признавал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в природе вещей, исключал строгую предопределенность поступков, предлагал некую свободу выбора. Иными словами, эпикурейцы считали, что личность способна действовать на свой страх и риск [16].

Этой цели служило и учение об атомах: живое тело, как и душа, – состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются по общим законам все того же вечного космоса. А раз так, то «смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет». Представленная в учении Эпикура картина природы и места человека в ней способствовала достижению безмятежности духа, свободы от страхов, прежде всего, перед смертью и богами (которые, обитая между мирами, не вмешиваются в дела людей, ибо это нарушило бы их безмятежное существование).

Как и многие стоики, эпикурейцы размышляли о путях достижения независимости личности от внешнего. Лучший путь они усматривали в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое по ведение позволит избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоций и, тем самым, испытать наслаждение, ибо оно есть не что иное, как отсутствие страдания.

Представления Эпикура о земном человеческом счастье были сформулированы им следующим образом: счастье – актуальное наслаждение; несчастье-актуальное страдание. Согласно Эпикуру, для счастья может быть достаточно удовлетворения незначительных потребностей существа, тренированного в самодисциплине и самоограничении. Самое главное, чтобы радость бытия не поглощалась необходимостью удовлетворения чрезмерно больших потребностей. Активность психики человека в данном случае должна направляться на выработку навыка соизмерения наслаждений и выбора лишь тех из них, которые не влекут за собой страданий. Так воспитывается своего рода искусство соизмерения «благ жизни».

Согласно учению Эпикура, человек достигает подлинного счастья тогда, когда полностью освобождается от страдания и обретает состояние атараксии — спокойствие души. Поэтому из множества вариантов возможного поведения преимущество должно отдаваться тому, который ведет к спокойствию, «несмятенности» души, наслаждению дружбой и наукой, прежде всего философией. В данном случае Эпикур выступает в роли своеобразного врача, заботящегося о психическом здоровье человека, - «целителя души». При этом имеются в виду те «душевные болезни», которыми неизбежно переболевает каждый из живущих и которые вызываются раздумьями о конечности своего личного бытия, проблемами смерти и бессмертия, страданиями из-за болезней, утратой физических возможностей с возрастом, потерями родных и друзей и т. п. Найти лекарства для преодоления подобных страданий человеческой души — центральная задача философии Эпикура [70].

Таким образом, философская позиция Эпикура обосновала развитие активных начал психики человека вне зависимости от воли «мирового духа». Большой вклад этики Эпикура в психологию, состоит в сформулированном им принципе активности субъекта по отношению не только к внешнему миру, но и н внутренним психическим процессам, признание их зависимыми от воли и интеллекта самого субъекта.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Истоки психологии активности

Недостаточно знания необходимо также применение... Недостаточно хотеть надо и делать И... РАЗДЕЛ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Представления античных философов об активности личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И. Гете
Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются закономерности его поведения, причины его поступков. Особенно интересной и важной для многих является возм

Философия Востока и ее принцип самосовершенствования
Взгляды древневосточных философов на степень активности человека в этом мире были представлены еще в философских теориях Древней Индии и Древнего Китая. Особенность древнеиндийской фило

Психология активности в освящении русских авторов
Появление на Руси первых сочинений, в которых так или иначе затрагивались психологические вопросы, ученые связывают с принятием в Х веке христианства как официальной общегосударственной религии. Та

Взгляды на активность западноевропейских философов
Западноевропейская философия в своих теориях чаще всего пыталась найти решение коренных проблем бытия, вопросов социального устройства, морально-этической проблематики. В тех же случаях, когда возн

Вопросы для самопроверки
Назовите основные философские течения Древнего Востока, которые освещали проблему активности личности. Благодаря какому философу активность психики человека впервые начала определять

Понятие активности
Понятие «активность» в сфере научных знаний неоднозначно, и в должной мере не освещается ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. Однако практи

Общая характеристика активности
Рассматривая человека как субъекта активности, выделяются внутренние и внешние характеристики ее строения. Когда речь идет об активности субъекта, исследователи обычно ставят следующие воп

Типология активности
Итак, активность – это не кратковременный акт проявления, выражения личности, ее позиции. Активность – это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выражен

Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под активностью с точки зрения психологии? 2. Ради чего становится активным человек? Каковы основные его потребности? 3. Какие этапы в становления деятельности в

Д.Менделеев
Вопросы для изучения: Психическая активность Когнитивная, умственная и интеллектуальная активность. Коммуникативная и личностная а

Вопросы для самопроверки
1. Как трактует активированность Э.А. Голубевой? 2. Перечислите сферы и направления исследования активности. 3. Укажите авторов, занимающихся исследованиями в сфере психической ак

Общая характеристика психологических механизмов
В изучении проблемы активности как особого явления важное место занимает раскрытие механизмов ее осуществления. В современной психологической литературе не существует единого подхода к определению

Психологические механизмы защиты
Особая ситуация повышения активности возникает в условиях внутриличностного конфликта и в сложных ситуациях обострения межличностных отношений. Здесь проявляют свое действие соответствующие психоло

Локус контроля. Механизмы идетификации и динамического равновесия. Адаптационный механизм.
В сложной системе психологических механизмов, определяющих жизнедеятельность человека, выделяются и другие их типы, формы, виды. Так, в социальной психологии, например, вычленяются такие психологич

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия «психологического механизма активности». 2. Перечислите основные психологические механизмы активности. 3. И.М. Сеченов выделял три звена рефлексе, как

Семинар-практикум № 5 Уровень субъективного контроля
  Для измерения уровня развития локуса контроля целесообразно использовать Опросник уровня субъективного контроля (УСК), адаптированный и валидизированный Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынки

Опросник УСК
Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными

Описание оцененных шкал
1. Шкала общей интернальности– ИО. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что бо

Методы исследования в психологии активности и поведения
В исследованиях, проводящихся в рамках психологии активности и поведения, могут быть использованы все те же методы, которые применяются и в других направлениях психологии. Одной из наиболе

Эмпирические методы психологического исследования
Наблюдение.Наблюдение — это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого об

Методы исследования
  В рамках исследований в области психологии активности и поведения могут использоватся приборные психофизиологические и аппаратурные поведенчческие методы исследования. В

Вопросы для самопроверки
1. В чем специфика методов исследования личности в рамках психологии активности и поведения. 2. Наблюдение – это… 3. Перечислите виды наблюдения. 4. Выделяют несколько ви

Опросник Плутчика-Келлермана-Конте
«Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI) Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и

Обработка результатов
C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность

Виды деятельности
Классифицировать все виды деятельности не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у

Действие как единица деятельности.
В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Действие – с позиций теории деятельно

Параметры личностной детерминации действия. Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей
Индивидуальным действие делает то, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Такое впечатление часто возникает, когда приходится обращать внимание на различия между людьми, действующими в

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение деятельности как формы активности личности. 2. Какова структура деятельности? 3. Основными характеристики деятельности являются… 4. Перечислите виды

Общение и его функции
Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности. Человеческая жизнь на всем ее протяжении п

Вербальные и невербальные средства общения.
  Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербал

Стратегии и тактики продуктивного общения
При организации общения необходимо правильно определиться с выбором его стратегии. К основным стратегиям общения относятся: Ø Стратегия открытого общения

Правило 15 секунд
Исследования в области общения показывают, что для установки контакта с незнакомыми людьми особенно важны первые 10-15 секунд, если за это время Вы не произвели хорошего впечатления контакт может и

Имя собеседника.
Кто из нас может похвастаться, что помнит имена всех знакомых людей? А может ли кто-нибудь сказать, что ему непрятно, когда мимолетный знакомый, встречаясь еще раз, называет его по имени?

Я – высказывания
Овладение навыками конструктивного взаимодействия с помощью «Я»-высказываний. Я-высказывание- способ, при котором рассказчик, обращаясь к слушателям, высказывается от перв

Выгоды от использования техники я-высказываний
ü Тот, кто освоил технику я-высказываний , получает следующие возможности: ü Прямо заявлять о собственных интересах как в деловых отношениях, так и в личных.

Умение слушать
Для психолога особенно важным является умение слушать. Ведь не зря говорят, что лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Профессиональный психолог отлич

Понятие рефлексии и ее сущность
Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого соз

Виды и уровни рефлексии
  В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии. Степанов С.Ю. и Семенов И.Н. выделяют следующие типы рефлексии и област

Рефлексивный механизм и его этапы
В психологических исследованиях общий механизм рефлексии обычно описывается в виде модели «рефлексивного выхода» субъекта за пределы совершаемого в деятельности или «установления отношения»

Вопросы для самопроверки
Кокова суть понятия «рефлексия». Назовите функции рефлексии. Какие компоненты включает в себя психологическая модель рефлексии? Типы рефлексии по Степанову С.Ю. и С

Автопортрет
Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам. Представьте себе, что вам предстоит встреч

Без маски
Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я». Каждому участнику дается карточка с

Три имени.
Цель упражнения: - развитие саморефлексии; - формирование установки на самопознание. Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имен

Сущность поведения
Психологически познать человека - это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять его внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, п

Условный рефлекс.
Каждое существо окружает множество неизвестных ему объектов, процессов, явлений и если оно начнет взаимодействовать со всеми объектами подряд, то силы его быстро иссякнут и оно не сможет обеспечива

Базисные факторы в поведении
Особенности поведения индивида определяются: Ø уровнем его активности; Ø характером его потребностей (в том числе настоятельностью потребностей и развитостью всей их

Привычки и поведение
В жизни человека привычки играют очень важную роль: полезные - благоприятную, вредные - неблагоприятную. От того, как полезные из их числа соотносятся с вредными, во многом зависит счастье и благоп

Вопросы для самопроверки
1. Какие психологические теории ставят перед собой целью объяснение поведения человека? 2. Поведение – это... 3. Перечислите нейропсихические элементы поведения. 4. Форма

Индивид и ситуация: локализация причинности поведения
Понятие «индивид» (от лат. individum - неделимый) в психологии трактуется как представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, устойчивостью психическ

V=f (Р, U).
Влияние актуального состояния субъекта и состояния ситуации (окружения) обоюдно зависят друг от друга. В первом примере сила мотива достижения, повышающая эффективность соответствующих действий, пр

Взаимодействие как процесс взаимовлияния
Понимание взаимодействия как процесса взаимовлияния выходит за пределы рассмотренного выше статистического понятия взаимодействия. При статистическом взаимодействии каждая независимая переменная (л

Поведение: ситуация и действие
Теории не только могут быть более или менее «экономичными», т. е. использовать большее или меньшее число переменных и приписывать им качество когнитивных процессов, процессов переработки информации

Понятие поведения в психоанализе
Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии - в одно из важных направлений философии XX в. Основывается на идее о том,

Влечения и их характеристика
Второй моделью Фрейда была психобиологическая теория влечений, которая привела к созданию метапсихологии и дала большой простор для психологического мышления. З.Фрейд утверждал, что

Ошибочные действия. Случайные и симптоматические действия
В поведении человека часто наблюдаются многим известные, часто встречающиеся, но, как правило, мало привлекающие к себе внимание явления, которые, не имея ничего общего с болезнью, наблюдаются у лю

Вопросы для самопроверки
  1. В чем суть психоаналитической концепции З.Фрейда? 2. Что является источником активности по Фрейду? 3. Влечение – это… 4. Назовите виды влечений?

К. Левин
Вопросы для изучения: Основные положения теории поля. Уравнение поведения. Модель личности. Модель окружения. Экс

В=f(P,Е).
  Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели: v Личности модель; v Окружения модель.

Модель личности
Исходным моментом при создании Левином психологической теории личности стал следующий тезис: чтобы выученное проявилось в поведении, недостаточно образования в результате научения устойчивого со

Модель окружения
Наблюдая поведение людей в различных ситуациях, Левин стремился выявить психологическую структуру окружающего мира как пространства действия. Ему удалось установить примечательные различия между пс

Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля
Среди порожденных идеями Левина экспериментов есть целая группа исследований, посвященных последствиям незавершенных действий, будь то их лучшее удержание в памяти, предпочтительное возобновление и

Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные понятия теории поля? 2. Что такое валентность с точки зрения теории поля К.Левина? 3. Какие области выделял К.Левин в модели личности. 4. Какова суть п

Теория научения
Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Например, любая психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как

Феномены респондентного обусловливания
Экспериментальная процедура, разработанная Павловым для изучения классического обусловливания, позволила ему исследовать целый ряд важных феноменов: Ø Обусловливание второго поря

Вопросы для самопроверки
  Какие психологические концепции относятся к теориям научения? На чьих исследованиях базируется теория классического обусловливания. Условный рефлекс – это…

Б. Скиннер
Вопросы для изучения: 11. Оперантное обусловливание. 12. Типы и режимы подкреплений 13. Контроль поведения посредством аверсивных стим

Типы и режимы подкреплений
Одним из примечательных идей скинеровской теории обусловливания является понятие подкрепления. Подкрепление (punishment) – это любое событие (стимул), которое следует за реакцией и

Контроль поведения посредством аверсивных стимулов
С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля: v наказ

Вопросы для самопроверки
1. Кто является автором теории оперантного обусловливания? 2. Чем отличается формула оперантного обусловливания от классического обусловливания. 3. Подкрепление – это… 4.

Семинар-практикум № 21 Режимы подкреплений поведения.
1. Режимы подкреплений. Специфика использования различных режимов подкрепления поведения. 2. Решение учебных задач. (Примеры задач) Зада

Теория социального научения А.Бандуры
  В 1969 году Альберт Бандура (1925) — канадский психолог выдвинул свою теорию личности, названую теорией социального обучения. А. Бандура критиковал

Научение через моделирование
Теория научения через наблюдение утверждает, что люди могут обучаться, просто наблюдая за поведением других людей. Человек, за которым наблюдают, называется моделью.

Подкрепление в научении через наблюдение
А. Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от подкрепляющих по

Вопросы для самопроверки
1. Кто является автором социальной теории научения. 2. В чем суть взаимного детерминизма А. Бандуры. 3. Как называется процесс перевода памяти в поведение? 4. Что такое п

Темы управляемых самостоятельных работ
1. Индийская традиция и йога как метод самосовершенствования. 2. Дзен и традиции буддизма в самопознании и саморегуляции. 3. Суфизм и исламская традиция с точки зрения психологии

Список источников литературы
Абаев Н.В. Чань–буддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983 Алексеева Л.Ф. Психология активности личности. – Новосибирск, 1996. Анан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги