рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психология активности в освящении русских авторов

Психология активности в освящении русских авторов - раздел Психология, Истоки психологии активности Появление На Руси Первых Сочинений, В Которых Так Или Иначе Затрагивались Пси...

Появление на Руси первых сочинений, в которых так или иначе затрагивались психологические вопросы, ученые связывают с принятием в Х веке христианства как официальной общегосударственной религии. Так первым письменным источником психологических знаний на Руси явилась именно церковная литература. С течением времени в нее все больше проникали элементы античной философии, которые не только служили для обоснования тех или иных особенностей важнейших христианских догм, но и затрагивали многие вопросы повседневной практики «делания» праведной жизни.

К античным традициям, обнаруживающим явное влияние учений Платона и Аристотеля, восходят, в частности, и те начала знаний о человеческой психике, которые имеются в памятниках древнерусской письменности. К этим произведениям относятся «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (сер. XI в.), «Повесть временных лет» (нач. XII в.), «Слово о полку Игореве» (XII в.) [14].

Литературные памятники даже XI—XII веков содержат нередко оригинальные философские рассуждения и психологические экскурсы, где с христианским учением о неземном происхождении души подчас сочетаются реалистические взгляды на сущность человеческой психики.

В XII веке на Руси появилось первое сочинение, предназначенное для «массового» чтения - «Пчела». Это был сборник кратких изречений преимущественно нравоучительного характера, своеобразная энциклопедия житейской мудрости, пользовавшийся широкой известностью у русских людей. Сборник включал в себя высказывания философов, поэтов и историков античности: Демокрита, Сократа, Платона. Аристотеля, Эпикура, Эпиктета, Анаксагора, Эсхила, Софокла, Еврипида, Плутарха, Геродота и других.

На страницах «Пчелы» освещались такие психологические вопросы, как сущность человеческой памяти, состояний сна и бодрствования, разума и мудрости. Автор, излагая особенности деятельности разума, рассматривал его проявления в неразрывной связи с чувствами и исходил из предположения, что разум — светлое начало в человеке, а чувства — темное. Между разумом и чувствами идет непрерывная борьба (данное дуалистическое противопоставление души и тела, разума и чувства прямо вытекало из общепринятых в то время официальных религиозных догм). Низменная природа чувств проявляется в том, что люди, «ослепленные» какой-либо страстью, теряют контроль над своими действиями, и часто поступают неразумно. Поэтому, как утверждалось в труде, не может быть никакого согласия между разумом и чувством. Практический вывод, следующий из этого положения, состоит в том, что в повседневной жизни необходимо всячески охранять свой ум от порабощения его страстью, гнать от себя мысль о том, что может увлечь на путь страстного поведения. Ум не уничтожает самой страсти, но он может ей противодействовать.

В данном сочинении освещался достаточно широкий круг проблем, который непосредственно относится к практической житейской психологии человека. В содержание «Пчелы» входили такие статьи как: «Слово о душе», «Слово о мудрости», «Слово о сне», «Слово о вольном и невольном», «Слово о ярости и о гневе» и т. п. [14].

Следующим литературным источником, в котором достаточно полно выражены господствовавшие в тот период (XIII в.) взгляды на природу и психологию человека, является «Толковая Палея» - сборник библейских и апокрифических высказываний, приводимых для толкования «Ветхого завета». И здесь вопросы психической деятельности человека трактуются с точки зрения традиционного представления о душе и теле как вечно противоборствующих началах. Либо душа, либо тело непременно берут верх в этой борьбе. Если душа действует в тесном содружестве с умом, то совместными усилиями они подчиняют себе «телесный сосуд». Но, с другой стороны, тело может «поработить душу и ум», и тогда душа «нечистоты и всякого скаредья (мерзости) исполниться и в бесконечную погибель вовлечётся».

Ум, по мнению автора «Палеи», - судья и регулятор всех рождающихся в сердце желаний и страстей. А сердце есть источник всевозможных «неправедных», «лукавных» и «лихих» «помышлений», толкающих человека на «безумье», когда торжествует плоть и забывается душа. «Наводя» «разум на безумье», осмысливая свои желания и влечения с точки зрения норм общепринятого поведения, человек добивается того, что пламя страстей, клокочущих в теле, затухает и страсти теряют свою власть. Характерно, что мозг здесь представлен как синоним ума, тогда как сердце — источник желаний и влечений. К сердцу тоже «сходятся» нервы, «жилы», приносящие ему всевозможные ощущения.

Данный труд вызывает определенный интерес еще и тем, что религиозные и мистические рассуждения неизвестного автора довольно часто соседствуют в нем со стремлением объяснить явления природы и сущность человеческого организма вполне материальными причинными силами.

В литературном памятнике XI века «Диоптра» («Зерцало»), автором которого был византийский писатель Филипп Пустынник, подчеркивается, что в «прениях», происходящих между душой и телом, активным началом оказывается тело, а не душа, т. е. душа ставится в подчиненное отношение к телу. Душа тем не менее причастна к божеству и потому именуется «божественнейшей». Плоть же есть носитель всего низкого и греховного в человеке. Декларируя простоту и неделимость души, Филипп Пустынник в то же время различает в ней три «силы» и две «части» [54].

Три душевные силы – это разум, чувство (гнев) и желание (похоть). Из двух частей души одна - «словесная», другая - «бессловесная». Словесная часть души берет свое происхождение «от бога», а чувства и желания, зарождаются в органах тела и «примешиваются» к душе. Они не составляют душу в собственном смысле этого слова и после смерти человека «отъемлються от неяяко чюжая». В соответствии с этим «зависть», «злопомненпе», «боязнь» и тому подобные предосудительные чувства трактуются как «страсти» (заблуждения) души.

К концу XV века интерес к вопросам психической жизни человека настолько усилился, что возникла потребность в специальных произведениях на эту тему. Первым опытом в этом направлении явилось сочинение Нила Сорского – крупного церковнополитического и литературного деятеля последней четверти XV - начала XVI века – Монастырский Устав. В Уставе Нила Сорского, формулируются основные принципы нравственного совершенствования и управления психической деятельностью. С этой целью он включил в устав целый психологический «трактат» - развернутое учение о природе человеческих страстей и методах их обуздания «О восьми главных страстях и победе над ними».

Анализ страстей осуществляется здесь в трех направлениях:

1) прослеживаются момент зарождения и развитие страсти, те этапы, через которые проходит страсть в споем проявлении;

2) дается классификация страстей с описанием отличительных признаков каждой из них;

3) указываются пути и способы борьбы со страстями вообще и с некоторыми их видами в частности [54]

Согласно воззрениям Нила Сорского, началом всякой страсти является «прилог» — непосредственное впечатление, произведенное предметом при его восприятии, или же образ предмета, возникший перед мысленным взором при воспоминании о нем. Мимолетные мысли и чувства, которые при определенных условиях становятся источником страсти, появляются независимо от нашей воли, а потому и не подлежат моральной оценке.

Следующая ступень развития страсти — «сочетание», т. е. присоединение к первоначально возникшим образам и мыслям новых психических компонентов — зачатков чувства и воли. Оно имеет место в тех случаях, когда человек поддается «лукавом; помыслу», останавливает внимание на порочной мысли. Нил Сорский характеризует эту ступень как принятие («приатие») помысла, усвоение его, что происходит уже по нашей собственной воле («от произволения нашего»). На этой ступени начинается моральная ответственность человека, ибо «страстный помысел» теперь перестает быть «безгрешным», каким он был на стадии «прилога». Вместе с тем здесь и начало внутреннего конфликта, нравственной борьбы.

Дальнейшая фаза страсти - «сложение». Если на стадии сочетания человек лишь заинтересовывается страстным образом, то теперь он внутренне склоняется привести в исполнение «греховную» мысль. Это — начало страстного увлечения возникшей мыслью, вспыхнувшим чувством.

Если человек не в силах преодолеть начавшееся «приклонение души» к «лукавому помыслу», наступает следующая, четвертая ступень развития страсти - «пленение». Оно означает прекращение внутренней борьбы, признание человеком бессилия перед овладевшей страстью, в результате чего он «яко бурею и волнами носим». Различаются две формы пленения страстью: человек отдается во власть страсти добровольно или же невольно, против своего желания. И в том и в другом случае он «не может в тихое и мирное устроение прийти», так как теряет самообладание.

Пятая и последняя ступень развития «страстного помысла» - это «страсть» в собственном смысле этого слова. Отличительный признак этой ступени – ее длительность. Завладевшая страсть не дает человеку ни минуты покоя, всегда и везде рисует ему «вещь страстну». В результате он становится рабом своей страсти, «побеждается» ею. Страсть настолько укореняется в душе человека, что изменяет его характер, накладывает отпечаток на его личность. И все это происходит «от небрежения», от того, что человек вовремя не начал борьбы с разраставшейся в его душе страстью, позволял себе слишком много думать о соблазнительном предмете.

Классифицируя страсти, Нил Сорский выделяет основные: «чревообъядение», любовная страсть, «сребролюбие», гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Внимание его обращается только на «греховные» страсти, с которыми необходимо вести борьбу. Пути борьбы со страстями Нил Сорский видел на пути «умной молитвы».

Непосредственную практическую направленность имеют психологические исследования великого русского ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова (1711-1765). Разрабатывая в «Риторике» проблему влиянияна слушателей, он рассматривал проблему управления страстями

Страсть в системе взглядов М.В. Ломоносова приобретает значение двигателя человеческих действий, источника их мотивов, а также рассматривает страсть как динамический процесс: веселье переходит в удовольствие, гнев — в ярость и т. д. Многие страсти являются продуктом сложения других страстей. Положение о переходе страстей друг в друга вырастает у Ломоносова в учение о противоположных страстях,о том, что «каждая страсть имеет себе противную».

М. В. Ломоносов сформулировал основные моменты, которые должен учитывать ритор, если он желает добиться эффективного воздействия на слушателей. К таким моментам, в частности, относятся:

ü Возраст. Малые дети более склонны к «нежным страстям», у взрослого легче вызвать радость и гнев. Старые более склонны к зависти, ненависти, мщению, причем страсти у них вызвать труднее, чем у молодых.

ü Пол. «...Мужеский пол к страстям удобнее склоняется и скорее оные оставляет, но женский пол, хотя на оные еще скорее побуждается, однако весьма долго в них остается и с трудом оставляет...»

ü Воспитание. «Кто к чему привык, от того отвратить трудно; напротив того, большую к тому же возбудить склонность весьма свободно...»

ü 06щее развитие человека. В отношении невежественного а грубого человека рекомендуется употреблять «вею силу стремительных и огорчительных страстей, для того что нежные и плачевные столько у них действительны, сколько люто у медведей». У людей, овладевших политическими и научными знаниями, «надлежит возбуждать страсти с умеренною жнвостию и с благочинною бодростию, предложениями важного учения исполненными...»

ü Индивидуальные различия. «...Надлежит высматривать склонность слушателей, чувствами ли они больше увеселяются или разумом; последних хотя и мало бывает, однако для них должно вмещать при возбуждении радости важные и ученые предложения» [14].

Имея в виду активирующую роль положительных страстей, М. В. Ломоносов указывает на необходимость соединения разума со страстями. Выступая за преодоление дуализма разума и страстей как мотивов человеческого поведения, М. В. Ломоносов тем самым положил начало традиции, связанной с именами великих революционных демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова.

Управлять своим поведением, считал Ломоносов,— значит управлять своими страстями. Для этого он предлагал два приема:

1) Каждая страсть имеет себе противоположную. Для того чтобы устранить нежелательную страсть, необходимо сосредоточиться на противоположной, «и так противное от противного уничтожится».

2) Каждую страсть можно представить в виде силлогизма и потом одну или обе посылки опровергнуть, вскрыв при помощи рассуждения неосновательность повода для радости или огорчения. В этом случае воспламеняющимся страстям противопоставляется отрезвляющее действие логики [14].

Вслед за М. В. Ломоносовым большое внимание проблемам психологии человека уделял А. Н. Радищев (1749-1802). В своих сочинениях А. Н. Радищев также уделял «действенным силам» страстей, но для объяснения их влияния обращался к принципу «деятельности души». Страсти, особенно в период юности, могут явиться фактором, способствующим умственному развитию, но могут служить и тормозом. В юности рассудок человеческий «слаб еще на их обуздание», поэтому не каждому молодому человеку удается обратить неистраченную энергию страстей па приобретение полезных знаний.

А. Н. Радищев считал, что «корень страстей благ и основан на нашей чувствительности», что не следует желать «быть совсем бесстрастным», ибо «бесстрастие есть нравственная смерть». Вместе с тем он предостерегал и против необузданных страстей: «Чрезвычайность во страсти есть гибель». К желательному равновесию страстей, писал он, «не иначе приблизиться можно, как трудолюбием». Следует упорно трудиться «телом», «сердцем» и «разумом», и тогда страсти будут использованы для благоприятного развития личности. Необходимо уметь управлять страстями, не подавляя их, направлять к желанной цели.

В трактате «О человеке» А. Н. Радищев развивает мысль, что чувства человека и животного имеют один и тот же биологический источник – половой инстинкт. Но если у животных это состояние является временным, то у человека оно постоянное и, кроме того, подчиняется «очарованиям приятности», а потому имеет известную свободу по отношению к телесным влечениям. Определенный интерес для психологической оценки чувств человека представляет разработанная им теория «соучаствования». Радищев считал, что «соучаствование» — это такая форма чувств, которой не знают или почти не знают животные. Сюда он относил такие переживания, как грусть, жалость, сострадание.

Профессор медицины Московского университета М.И. Скиадан в 1794 г выпустил труд под названием «Слово о причинах и действиях страстей душевных, также о способах умерять и укрощать оные для благополучной и спокойной жизни» где указал два пути обретения душевной гармонии:

Ø «совершенствование представлений о добре и зле» - путь нравственного обогащения;

Ø неукоснительное соблюдение правил гигиены тела (диета, режим, пребывание на свежем воздухе, своевременное лечение и т.п.) [14].

Психология данного периода еще пребывала в рамках ряда медицинских дисциплин и не имела самостоятельного статуса науки. Сама же психика рассматривалась чаще всего как пассивная функция жизнедеятельности тела, несмотря на имеющиеся свидетельства довольно сильного влияния психики на здоровье и состояние человека.

Серьезный вклад в материалистическое объяснение поведения и сознания личности также внесли В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.А. Добролюбов (1836-1861), Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Они выдвинули ряд философско-психологических концепций, которые противоречили господствующей в то время философии вульгарного материализма с ее жестко детерминированным, механическим объяснением поведения. Данные авторы утверждали, что исходным принципом функционирования психики человека является не отправление мозга, как такового, а «деяние» - как реальный акт жизнедеятельности.

Если вульгарные материалисты считали что существует лишь одна необходимость – физиологическая, то А.И. Герцен различал необходимость физиологическую и историческую, полагая, что человек должен пониматься как центр их взаимодействия.

Н.Г Чернышевский в своей работе «Антропологический принцип в философии» писал, что человеческое сознание не есть некая эманация другой натуры, обнаруживаемая только внутренним опытом, или интроспекцией; психические акты неотделимы от явлений, изучаемых естествознанием, ни со стороны сущности, ни со стороны познаваемости.

В.Г Белинский писал «Психология, не опирающаяся на физиологию так же не состоятельна, как физиология, не знающая о существовании анатомии». По своей природе психика – одна из форм жизнедеятельности, и она доступна объективному изучению в такой же степени, как и другие феномены природы.

Изучаемые психологией явления нравственного порядка, утверждал Н. Г. Чернышевский, проистекают одно из другого и из внешних обстоятельств по закону причинности. А если это так, то психология должна искать настоящие причины любого наблюдаемого явления в окружающей человека среде, так как «то явление, которое мы называем волею, само является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинною связью». Аналогичные мысли по вопросу о свободе воли были высказаны и Н. А. Добролюбовым, считавшим, что воля «еще более, нежели чувство, зависит от впечатлений, производимых на наш мозг внешним миром».

Таким образом, революционные демократы, отвергая господствовавший в то время в психофизиологии механистический взгляд на рефлекс, подготовили почву для новой сеченовской модели психического.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Истоки психологии активности

Недостаточно знания необходимо также применение... Недостаточно хотеть надо и делать И... РАЗДЕЛ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психология активности в освящении русских авторов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И. Гете
Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются закономерности его поведения, причины его поступков. Особенно интересной и важной для многих является возм

Философия Востока и ее принцип самосовершенствования
Взгляды древневосточных философов на степень активности человека в этом мире были представлены еще в философских теориях Древней Индии и Древнего Китая. Особенность древнеиндийской фило

Представления античных философов об активности личности
Общие закономерности развития психологических идей на Востоке и на Западе одни и те же. Зарождение и эволюция научных представлений находились в зависимости от опытного изучения организма как части

Взгляды на активность западноевропейских философов
Западноевропейская философия в своих теориях чаще всего пыталась найти решение коренных проблем бытия, вопросов социального устройства, морально-этической проблематики. В тех же случаях, когда возн

Вопросы для самопроверки
Назовите основные философские течения Древнего Востока, которые освещали проблему активности личности. Благодаря какому философу активность психики человека впервые начала определять

Понятие активности
Понятие «активность» в сфере научных знаний неоднозначно, и в должной мере не освещается ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. Однако практи

Общая характеристика активности
Рассматривая человека как субъекта активности, выделяются внутренние и внешние характеристики ее строения. Когда речь идет об активности субъекта, исследователи обычно ставят следующие воп

Типология активности
Итак, активность – это не кратковременный акт проявления, выражения личности, ее позиции. Активность – это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выражен

Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под активностью с точки зрения психологии? 2. Ради чего становится активным человек? Каковы основные его потребности? 3. Какие этапы в становления деятельности в

Д.Менделеев
Вопросы для изучения: Психическая активность Когнитивная, умственная и интеллектуальная активность. Коммуникативная и личностная а

Вопросы для самопроверки
1. Как трактует активированность Э.А. Голубевой? 2. Перечислите сферы и направления исследования активности. 3. Укажите авторов, занимающихся исследованиями в сфере психической ак

Общая характеристика психологических механизмов
В изучении проблемы активности как особого явления важное место занимает раскрытие механизмов ее осуществления. В современной психологической литературе не существует единого подхода к определению

Психологические механизмы защиты
Особая ситуация повышения активности возникает в условиях внутриличностного конфликта и в сложных ситуациях обострения межличностных отношений. Здесь проявляют свое действие соответствующие психоло

Локус контроля. Механизмы идетификации и динамического равновесия. Адаптационный механизм.
В сложной системе психологических механизмов, определяющих жизнедеятельность человека, выделяются и другие их типы, формы, виды. Так, в социальной психологии, например, вычленяются такие психологич

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия «психологического механизма активности». 2. Перечислите основные психологические механизмы активности. 3. И.М. Сеченов выделял три звена рефлексе, как

Семинар-практикум № 5 Уровень субъективного контроля
  Для измерения уровня развития локуса контроля целесообразно использовать Опросник уровня субъективного контроля (УСК), адаптированный и валидизированный Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынки

Опросник УСК
Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными

Описание оцененных шкал
1. Шкала общей интернальности– ИО. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что бо

Методы исследования в психологии активности и поведения
В исследованиях, проводящихся в рамках психологии активности и поведения, могут быть использованы все те же методы, которые применяются и в других направлениях психологии. Одной из наиболе

Эмпирические методы психологического исследования
Наблюдение.Наблюдение — это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого об

Методы исследования
  В рамках исследований в области психологии активности и поведения могут использоватся приборные психофизиологические и аппаратурные поведенчческие методы исследования. В

Вопросы для самопроверки
1. В чем специфика методов исследования личности в рамках психологии активности и поведения. 2. Наблюдение – это… 3. Перечислите виды наблюдения. 4. Выделяют несколько ви

Опросник Плутчика-Келлермана-Конте
«Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI) Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и

Обработка результатов
C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность

Виды деятельности
Классифицировать все виды деятельности не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у

Действие как единица деятельности.
В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Действие – с позиций теории деятельно

Параметры личностной детерминации действия. Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей
Индивидуальным действие делает то, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Такое впечатление часто возникает, когда приходится обращать внимание на различия между людьми, действующими в

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение деятельности как формы активности личности. 2. Какова структура деятельности? 3. Основными характеристики деятельности являются… 4. Перечислите виды

Общение и его функции
Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности. Человеческая жизнь на всем ее протяжении п

Вербальные и невербальные средства общения.
  Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербал

Стратегии и тактики продуктивного общения
При организации общения необходимо правильно определиться с выбором его стратегии. К основным стратегиям общения относятся: Ø Стратегия открытого общения

Правило 15 секунд
Исследования в области общения показывают, что для установки контакта с незнакомыми людьми особенно важны первые 10-15 секунд, если за это время Вы не произвели хорошего впечатления контакт может и

Имя собеседника.
Кто из нас может похвастаться, что помнит имена всех знакомых людей? А может ли кто-нибудь сказать, что ему непрятно, когда мимолетный знакомый, встречаясь еще раз, называет его по имени?

Я – высказывания
Овладение навыками конструктивного взаимодействия с помощью «Я»-высказываний. Я-высказывание- способ, при котором рассказчик, обращаясь к слушателям, высказывается от перв

Выгоды от использования техники я-высказываний
ü Тот, кто освоил технику я-высказываний , получает следующие возможности: ü Прямо заявлять о собственных интересах как в деловых отношениях, так и в личных.

Умение слушать
Для психолога особенно важным является умение слушать. Ведь не зря говорят, что лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Профессиональный психолог отлич

Понятие рефлексии и ее сущность
Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого соз

Виды и уровни рефлексии
  В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии. Степанов С.Ю. и Семенов И.Н. выделяют следующие типы рефлексии и област

Рефлексивный механизм и его этапы
В психологических исследованиях общий механизм рефлексии обычно описывается в виде модели «рефлексивного выхода» субъекта за пределы совершаемого в деятельности или «установления отношения»

Вопросы для самопроверки
Кокова суть понятия «рефлексия». Назовите функции рефлексии. Какие компоненты включает в себя психологическая модель рефлексии? Типы рефлексии по Степанову С.Ю. и С

Автопортрет
Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам. Представьте себе, что вам предстоит встреч

Без маски
Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я». Каждому участнику дается карточка с

Три имени.
Цель упражнения: - развитие саморефлексии; - формирование установки на самопознание. Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имен

Сущность поведения
Психологически познать человека - это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять его внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, п

Условный рефлекс.
Каждое существо окружает множество неизвестных ему объектов, процессов, явлений и если оно начнет взаимодействовать со всеми объектами подряд, то силы его быстро иссякнут и оно не сможет обеспечива

Базисные факторы в поведении
Особенности поведения индивида определяются: Ø уровнем его активности; Ø характером его потребностей (в том числе настоятельностью потребностей и развитостью всей их

Привычки и поведение
В жизни человека привычки играют очень важную роль: полезные - благоприятную, вредные - неблагоприятную. От того, как полезные из их числа соотносятся с вредными, во многом зависит счастье и благоп

Вопросы для самопроверки
1. Какие психологические теории ставят перед собой целью объяснение поведения человека? 2. Поведение – это... 3. Перечислите нейропсихические элементы поведения. 4. Форма

Индивид и ситуация: локализация причинности поведения
Понятие «индивид» (от лат. individum - неделимый) в психологии трактуется как представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, устойчивостью психическ

V=f (Р, U).
Влияние актуального состояния субъекта и состояния ситуации (окружения) обоюдно зависят друг от друга. В первом примере сила мотива достижения, повышающая эффективность соответствующих действий, пр

Взаимодействие как процесс взаимовлияния
Понимание взаимодействия как процесса взаимовлияния выходит за пределы рассмотренного выше статистического понятия взаимодействия. При статистическом взаимодействии каждая независимая переменная (л

Поведение: ситуация и действие
Теории не только могут быть более или менее «экономичными», т. е. использовать большее или меньшее число переменных и приписывать им качество когнитивных процессов, процессов переработки информации

Понятие поведения в психоанализе
Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии - в одно из важных направлений философии XX в. Основывается на идее о том,

Влечения и их характеристика
Второй моделью Фрейда была психобиологическая теория влечений, которая привела к созданию метапсихологии и дала большой простор для психологического мышления. З.Фрейд утверждал, что

Ошибочные действия. Случайные и симптоматические действия
В поведении человека часто наблюдаются многим известные, часто встречающиеся, но, как правило, мало привлекающие к себе внимание явления, которые, не имея ничего общего с болезнью, наблюдаются у лю

Вопросы для самопроверки
  1. В чем суть психоаналитической концепции З.Фрейда? 2. Что является источником активности по Фрейду? 3. Влечение – это… 4. Назовите виды влечений?

К. Левин
Вопросы для изучения: Основные положения теории поля. Уравнение поведения. Модель личности. Модель окружения. Экс

В=f(P,Е).
  Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели: v Личности модель; v Окружения модель.

Модель личности
Исходным моментом при создании Левином психологической теории личности стал следующий тезис: чтобы выученное проявилось в поведении, недостаточно образования в результате научения устойчивого со

Модель окружения
Наблюдая поведение людей в различных ситуациях, Левин стремился выявить психологическую структуру окружающего мира как пространства действия. Ему удалось установить примечательные различия между пс

Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля
Среди порожденных идеями Левина экспериментов есть целая группа исследований, посвященных последствиям незавершенных действий, будь то их лучшее удержание в памяти, предпочтительное возобновление и

Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные понятия теории поля? 2. Что такое валентность с точки зрения теории поля К.Левина? 3. Какие области выделял К.Левин в модели личности. 4. Какова суть п

Теория научения
Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Например, любая психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как

Феномены респондентного обусловливания
Экспериментальная процедура, разработанная Павловым для изучения классического обусловливания, позволила ему исследовать целый ряд важных феноменов: Ø Обусловливание второго поря

Вопросы для самопроверки
  Какие психологические концепции относятся к теориям научения? На чьих исследованиях базируется теория классического обусловливания. Условный рефлекс – это…

Б. Скиннер
Вопросы для изучения: 11. Оперантное обусловливание. 12. Типы и режимы подкреплений 13. Контроль поведения посредством аверсивных стим

Типы и режимы подкреплений
Одним из примечательных идей скинеровской теории обусловливания является понятие подкрепления. Подкрепление (punishment) – это любое событие (стимул), которое следует за реакцией и

Контроль поведения посредством аверсивных стимулов
С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля: v наказ

Вопросы для самопроверки
1. Кто является автором теории оперантного обусловливания? 2. Чем отличается формула оперантного обусловливания от классического обусловливания. 3. Подкрепление – это… 4.

Семинар-практикум № 21 Режимы подкреплений поведения.
1. Режимы подкреплений. Специфика использования различных режимов подкрепления поведения. 2. Решение учебных задач. (Примеры задач) Зада

Теория социального научения А.Бандуры
  В 1969 году Альберт Бандура (1925) — канадский психолог выдвинул свою теорию личности, названую теорией социального обучения. А. Бандура критиковал

Научение через моделирование
Теория научения через наблюдение утверждает, что люди могут обучаться, просто наблюдая за поведением других людей. Человек, за которым наблюдают, называется моделью.

Подкрепление в научении через наблюдение
А. Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от подкрепляющих по

Вопросы для самопроверки
1. Кто является автором социальной теории научения. 2. В чем суть взаимного детерминизма А. Бандуры. 3. Как называется процесс перевода памяти в поведение? 4. Что такое п

Темы управляемых самостоятельных работ
1. Индийская традиция и йога как метод самосовершенствования. 2. Дзен и традиции буддизма в самопознании и саморегуляции. 3. Суфизм и исламская традиция с точки зрения психологии

Список источников литературы
Абаев Н.В. Чань–буддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983 Алексеева Л.Ф. Психология активности личности. – Новосибирск, 1996. Анан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги