рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КОГНИТИВИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

КОГНИТИВИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ - раздел Психология, Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы Несмотря На Наличие Серьезных Возражений, Когнитивистская Ориентация Оказалас...

Несмотря на наличие серьезных возражений, когнитивистская ориентация оказалась достаточно популярной в социальной пси­хологии и на протяжении последней четверти XX столетия. Убеди­тельным доказательством этого может служить тот факт, что именно на ее основе начиная с 70-х годов возникла в качестве самостоя­тельной научной дисциплины такая отрасль психологии, как пси­хология социального познания {Social Cognition). Ее возникновение стало своеобразным итогом развития двух названных сторон когнитивистской ориентации — ее несомненной привлекательности и вместе с тем нерешенности ею многих принципиальных вопро­сов. Характеристика этой дисциплины в полном объеме не входит в задачу настоящей работы, поскольку требует подробного и при­стального анализа, который к тому же уже выполнен в ряде спе­циальных исследований[12]. Для нас важно лишь показать, в каких основных направлениях новая дисциплина «усвоила» уроки когнитивистской ориентации и в каких продвинулась дальше. Тот факт, что психология социального познания использует эти уроки, при­знают и сами создатели новой дисциплины. Когда рассматривают­ся источники психологии социального познания, обычно, кроме внепсихологических источников (в философии и социологии), называют наряду с изучением познавательных процессов в общей психологии три раздела социальной психологии: межличностное восприятие, теории когнитивного соответствия и атрибутивные процессы. Каждый из этих разделов получил свое развитие, и можно смело сказать, что принципиальные, концептуальные соображе­ния в большей степени почерпнуты именно в теориях соответ­ствия.

Одно из первых определений психологии социального позна­ния делало акцент на исследование того, каким образом люди ос­мысливают свое положение в реальном мире и свои отношения с другими людьми. Таким образом, в качестве важнейшей черты со­циально-познавательного процесса рассматривалось соотношение знания о мире и его осмысления. Вспомним, что идея поиска смысла на основе знания являлась одной из основных идей теорий ког­нитивного соответствия. Однако в психологии социального позна­ния в проблему осмысления человеком окружающего мира вноси­лось много нового [Fiske, Taylor, 1994].

В значительной степени потребность в акценте на роль знания о социальной реальности была обусловлена объективными изме­нениями, происходящими в самой этой социальной реальности к концу столетия. Хотя ориентация в окружающем мире всегда была необходима человеку, поскольку при ее отсутствии легко утерять смысл происходящего вокруг, в современных условиях значение адекватной интерпретации социального окружения резко возрас­тает. Бурный темп социальных изменений, развитие средств мас­совой информации требуют от человека не только большей адап­тации к социуму, но и умения «совладать» с новой ситуацией, оптимизировать деятельность в ней, следовательно, лучше понять окружающий мир. Познание и понимание социального мира обы­денным человеком становится специальным предметом иссле­дования.

По сравнению с идеями традиционной когнитивистской ори­ентации в психологии социального познания были сделаны весь­ма существенные добавления.

Прежде всего гораздо более определенно было заявлено, что речь идет о познании и осмыслении социального мира. Если в тео­риях когнитивного соответствия практически единственным со­циальным объектом выступал другой человек, то в психологии социального познания был расширен спектр рассматриваемых со­циальных объектов: это и другие люди, и социальные группы, и различные социальные явления, и социальный мир в целом. По­нятно, что процесс познания сложных социальных объектов сам по себе становится значительно более трудным, поэтому особое внимание уделяется теперь характеристике этого процесса, его элементам, детерминантам, возможным ошибкам и сложностям, возникающим на этом пути.

В частности, была сделана серьезная попытка преодолеть та­кую ограниченность когнитивистских теорий, как рассмотрение в качестве субъекта познания только и исключительно индивида. Вспомним, что в теориях и Ф. Хайдера, и Т. Ньюкома, и Л. Фестингера, и Ч. Осгуда—П. Танненбаума вся проблема соответствия рассматривалась как возникновение (или разрушение) соответствия в когнитивной структуре именно одного человека — субъекта восприятия. В психологии социального познания была поставлена со всей остротой проблема невозможности познания социального мира одним человеком. Одна из центральных идей в новой дисциплине — идея коммуникации,как обязательной составляющей процесса со­циального познания.

И наконец, «усиление» социального содержания познания про­явилось в том, что был поставлен вопрос, который вообще не возникал в теориях когнитивного соответствия, а именно вопрос о разделенности социального познания. Иными словами, это воп­рос о том, что «продукты» познания, «результаты» его должны быть разделяемы определенной группой людей: построенные ими образы социальных явлений по крайней мере должны быть понят­ны участникам коммуникативного процесса. Без этого условия сама социальная жизнь становится невозможной [см. подробно: Андре­ева, 2000, с. 51—54]. В этой связи подробно исследуется роль языка в познавательном процессе. В известной степени сбылось предска­занное в свое время в социальной психологии перемещение фоку­са исследований на анализ языка как в коммуникации, так и во­обще в построении картины мира.

Введением этих новых идей психология социального позна­ния отвечала на многочисленные критические замечания, сде­ланные в свое время в адрес теорий когнитивного соответствия за то, что в них недостаточно подчеркнут аспект специфики именно социального познания и, напротив, гипертрофирован когнитив­ный аспект. Впрочем, критические замечания подобного рода не исчерпаны и до сих пор, и современным исследователям пси­хологии социального познания проиходится вновь и вновь дока­зывать «преодоленность» ошибок традиционных когнитивистов [Augoustinos, Walker, 1996].

Между тем важным дополнением к их идеям относительно субъективных способов поисков смысла в окружающем мире яв­ляются два положения: гипотеза селективной представленности информации Д. Фрея и дальнейшая разработка положений психо­логики. Суть гипотезы заключается в том, что специфика работы человека с социальной информацией с самого начала демонстри­рует включенность субъективных компонентов: познающий субъект отбирает только ту информацию, которая представляется ему зна­чимой. Эта идея является прямым продолжением рассуждений Фестингера о способах выхода из диссонанса: один из этих спо­собов и состоит, по его мнению, в том, что индивид допускаетили отвергает информацию лишь определенного рода. Фрей при­дает этой идее более общий характер и апеллирует к социальным факторам, от которых зависит отбор той или иной информации субъектом.

Что касается психологики, разработанной Р. Абельсоном и М. Розенбергом, то, как было показано, вопрос о природе смыс­ла там был истолкован как вопрос о «субъективной рационально­сти». Теперь предложена расшифровка этого положения, а именно скрупулезный анализ того, как эта «субъективная рациональность» проявляется в «работе» человека с социальной информацией. При этом выявлены все особенности процесса категоризации, как они протекают при познании социальных объектов обыденным челове­ком, все те «подводные камни», которые возникают на каждом из этапов его когнитивной работы и обусловлены включением субъек­тивных компонентов познания.

Так, идеи психологики дополнены анализом эвристик, ис­пользуемых в процессе категоризации, т.е. таких сокращенных «пра­вил произвола», на основании которых люди высказывают сужде­ние, несмотря на недостаточность и неопределенность имеющей­ся в их распоряжении информации [Tversky, Kahneman, 1974]. Описаны, в частности, такие виды эвристик, как эвристика представленности (тенденция рассматривать факты как более широко представленные, чем они есть на самом деле) и эвристика налич­ности (тенденция оценивать явления на основе готовых суждений, которые более «доступны», поскольку ранее всего приходят на ум).

Гораздо более подробно для этой же цели описана роль эмоций в познавательном процессе [Fiske (ed.), 1982], также один из «сла­бых» пунктов теорий соответствия. Эти теории критиковались не только за игнорирование социального контекста, но и за то, что акцент на рациональность в познавательном процессе приводит к весьма слабому обозначению роли эмоций и мотивов познающего субъекта. В психологии социального познания эти проблемы полу­чают глубокое развитие, в частности, выявляется роль настрое­ния, более подробно исследуется влияние аттитюдов, специфи­ческие формы перцептивной защиты и многие другие компоненты процесса социального познания.

Что же касается усиления социальной направленности при анализе когнитивных процессов, то сделан акцент на таких детер­минантах этого процесса, как роль социального консенсуса и влия­ние ценностей. Идея социального консенсуса, разработанная А. Тэшфелом [Tajfel, Fraser, 1978], означает признание того, что наце­ленность на определенную информацию зависит не только от ин­дивидуального опыта, способностей, когнитивного стиля воспри­нимающего, но и от принятых образцов толкования социальных явлений в той или иной культуре, в том или ином типе общества или какой-либо его части. Эти общепринятые образцы есть, ины­ми словами, конвенциональные значения, своего рода договоренно­сти, сложившиеся исторически, о том, как толковать, интерпре­тировать данные, получаемые в процессе социального познания.

В том же направлении разрабатывается и вопрос о роли ценно­стей в социальном познании. Через призму определенных ценнос­тей человек «смотрит» на окружающий мир, а это значит, что и через этот канал неизбежно воздействие культуры и социума. Ори­ентация на те или иные ценности общества порождает специфи­ческие ошибки в процессе категоризации, главными из которых являются сверхисключение и сверхвключение. В первом случае име­ется в виду тенденция отнести к позитивно-нагруженной катего­рии (т.е. к классу явлений, одобряемых обществом, например, «порядочность») как можно меньше объектов, с тем чтобы не «обесценить» ее. Во втором случае при наличии негативно-нагру­женной категории (например, «жулики») проявляется тенденция отнести к ней максимум вызывающих «подозрение» объектов (как бы не «пропустить» что-то «отрицательное»). Легко видеть, что рей­тинг ценностей задается обществом или определенной социаль­ной группой, к которой принадлежит познающий субъект. Таким образом преодолевается отстраненность классического когнитивизма от внешнего мира, что неоднократно ставилось в вину теорети­кам когнитивного соответствия.

Важной составной частью психологии социального познания является характеристика «продуктов» познания социального мира — проблема, вообще не исследованная в рамках традиционной когнитивистской ориентации. Там, как помним, в основном изучался процесс возникновения соответствия в когнитивной структуре индивида, но оставался открытым вопрос о том, во имя чего скла­дывается такое соответствие, во имя построения образа каких со­циальных объектов. Теперь в новых концепциях скрупулезно изу­чается весь набор социальных реалий, как они предстают в соци­ально-познавательном процессе: как формируется образ самого себя в социальном мире (социальная идентичность), образ Времени, в котором живет человек (временная идентичность), образ социальной Среды обитания (средовая идентичность), образы любых дру­гих социальных явлений, наконец, целостный образ Общества.

Особое внимание уделяется в психологии социального позна­ния анализу действия социальных институтов, оказывающих вли­яние на процесс социального познания: семьи, школы, групп свер­стников, организаций, средств массовой информации, церкви и др. Все они интерпретированы как агенты социума, через которые и осуществляется непосредственная социальная детерминация по­знавательного процесса.

По каждой из названных здесь проблем существует обширная литература и большое количество экспериментальных исследова­ний, что позволяет заключить, что психология социального по­знания сегодня — одно из ведущих направлений социальной пси­хологии. Наследование ею идей, разработанных в когнитивистской ориентации, несомненно, так же как несомненны попытки выйти из тупиков ее «индивидуалистической» направленности. Некото­рые из конкретных теорий, разработанных в новом направлении, будут рассмотрены ниже.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы

Содержание... ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КОГНИТИВИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АМЕРИКАНИЗМ» СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛА ВЕКА
С тех пор как социальная психология выделилась в самостоя­тельную науку, в ее развитии можно отчетливо проследить не­сколько основных этапов. Первый этап — это этап становления социально-психологич

Возможные уровни теоретического знания
Проблемы социально-психологической теории, ее разновид­ностей, уровней, удельного веса не являются простыми для аме­риканской социальной психологии, развивающейся в русле нео­позитивистской методол

КАЧЕСТВО» И ФУНКЦИИ ТЕОРИЙ
При анализе перспектив развития американской социальной психологии редко обсуждается вопрос о возможных изменениях самого набора сложившихся теоретических ориентации. Ряд авто­ров сходится в том, ч

Критерии «качества» и связь с эмпирией
Проблема соотношения теоретического и эмпирического уров­ней знания существует, разумеется, в любой научной дисциплине.В своем философском, гносеологическом аспекте она специально исследуется в раз

Проблема ценностей в социально-психологической теории
В то время как сциентизм в науке продолжает диктовать неопо­зитивистские каноны исследования и ориентировать образ всякой дисциплины на модель естественных наук, антисциентистское те­чение стремитс

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Начиная изложение теоретических ориентации зарубежной социальной психологии с необихевиоризма, нам хотелось бы из­бежать впечатления, которое может сложиться у читателя, будто мы исходим из предпос

Подход Н. Миллера и Д. Долларда
В конце 30-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной в психологической науке гипотеза фрустрации — агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и

Подход А. Бандуры
Бандура называет свой подход социобихевиоральным и проти­вопоставляет его предшествующим приложениям теории науче­ния к вопросам просоциального и девиантного, т.е. отклоняюще­гося от следования соц

ТЕОРИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОБМЕНА
Как уже отмечалось, бихевиористская ориентация включает гедонизм в качестве одного из методологических принципов. Док­трина психологического гедонизма, одна из старейших доктрин в психологии, на пр

Подход Д. Тибо и Г. Келли
Чаще всего позиция Тибо и Келли фигурирует под названием «теория взаимодействия исходов». Сами же авторы подчеркивают, что их подход правильнее квалифицировать как точку зрения, или «frame of refer

Подход Дж. Хоманса
Весьма близкой к позиции Тибо и Келли является теория «эле­ментарного социального поведения» американского исследовате­ля Хоманса [Homans, 1961]. Если Тибо и Келли формально не связывают себя с бих

ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Из трех теоретических направлений социальной психологии, имеющих своим источником системы психологического знания, когнитивизм труднее всего определить как единую «школу». Ши­рокий спектр концепций

ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ
Обширный класс социально-психологических теорий соответ­ствия, составляющих ядро когнитивистской ориентации, базиру­ется на центральной идее о том, что когнитивная структура чело­века не может быть

Теория структурного баланса Ф. Хайдера
Ф. Хайдер — один из наиболее последовательных привержен­цев гештальтпсихологии. Его идеи никогда не разрабатывались спе­циально для социальной психологии, и именно его многие иссле­дователи считают

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома
Т. Ньюком исходил из теории Хайдера и пытался экстраполи­ровать ее на собственно социально-психологическую область, т.е. на область межличностной коммуникации. Он предположил, что тенденция к балан

Сущность диссонанса
Теория когнитивного диссонанса, созданная в 1957 г., яви­лась для ее автора продолжением разработки идеи «социальногосравнения», которой Фестингер занимался значительно раньше. В этой области Фести

Причины возникновения и величина диссонанса
Категория «следования» есть категория логики; в современных системах математической логики имеется специальное символи­ческое обозначение следования — там выражение «следует» имеет вполне определен

Способы уменьшения диссонанса
На наш взгляд, гораздо более значимой является не та сторона теории диссонанса, которая связана с претензией на установле­ние его количественных характеристик, а как раз анализ некото­рых качествен

Диссонанс и конфликт
В критических суждениях относительно теории диссонанса иног­да звучит мотив, что эта теория есть просто «новое наименование старых идей» [Аронсон, 1984, с. 117]. Особенно часто это утвержда­ется по

Критические комментарии
Необходимо выявить определенные просчеты внутри самой теории когнитивного диссонанса. Некоторые из них также носят достаточно общий характер, хотя присущи уже не всей социаль­ной психологии, а лишь

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума
Термин «конгруэнтность», введенный Ч. Осгудом и П. Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «кон­сонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским перево­дом слова было бы «

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд)
В американской литературе эти концепции иногда называют примером классических когнитивистских теорий, приложенных ксоциальному поведению. В самом схематичном виде идеи Креча и Крачфилда сводятся к

ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИИ
Диалог сциентизма и гуманизма, характерный для современ­ной социальной психологии, четко может быть прослежен, когда мы приступаем к характеристике психоаналитической ориентации. Позитивистской, на

ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУППЫ В. БАЙОНА
К началу 50-х годов относится сформулированная Байоном динамическая теория группового функционирования. Основной эмпирический материал автор получал в области психотерапии, согласно сложившейся пси

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В. БЕННИСА И Г. ШЕПАРДА
Теорию группового развития, сформулированную Беннисом и Шепардом в середине 50-х годов, вряд ли можно характеризовать как выдержанную исключительно в русле психоаналитической тра­диции. По мнению Ш

ТРЕХМЕРНАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В. ШУТЦА
Эта теория представлена в работе Шутца, относящейся к 1958 г., под аналогичным названием. Она еще известна под сокращенным названием ФИРО, что означает «Фундаментальная ориентация межличностных отн

ПРИРОДА АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ
В зарубежной социальной психологии немногочисленны тео­рии, «системно» реализующие принципы психоаналитической ориентации. Гораздо более частыми являются случаи вкрапления отдельных психоаналитичес

ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ
Название интеракционистской ориентации происходит от по­нятия «интеракция», которое здесь обозначает не любое, а лишь «социальное взаимодействие», т.е. взаимодействие людей в обще­нии, в группе, в

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
Те, кто считает себя представителями данного направления, являются наиболее последовательными выразителями идей и кон­цепций Дж. Мида. Среди них наибольшей известностью пользу­ются такие авторы, ка

Устная традиция Дж. Мида
По собственному признанию символических интеракционистов, наиболее значимым трудом в этой области до сих пор являет­ся работа Дж. Мида «Сознание, личность и общество» [Mead, 1934]. Она была опублик

Символическая коммуникация
Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, пред­ставители символического интеракционизма уделяют особенно боль­шое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. об­щению, взаимо

Структуры личности
Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: /, те, self[13]. Ни у Мида, ни у его последователей не дается определений этих поня

Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма
Символический интеракционизм как направление неодноро­ден. В нем обычно выделяют по крайней мере две школы. Первая — это так называемая Чикагская школа во главе с самым известным учеником Дж. Мида

Социально-психологический подход
Социально-психологический анализ социальной роли имеет |большое значение для понимания социального поведения лично­сти. Поэтому данная проблема привлекла внимание многих иссле­дователей, причем не

Ролевые конфликты
Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в ко­торой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с не­совместимыми ожиданиями [Gross, Mason, McEchern, 1958]. Иначе говоря, ситуация

Социальная драматургия» И. Шффмана
Особое место среди представителей ролевых теорий занимает И. Гоффман. Он является весьма оригинальным и многосторонним ученым. Его работам присущ характер эссеистики, ярко выражен­ная творческая ин

ТЕОРИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ
Теории референтной группы весьма тесно связаны с двумя пре­дыдущими направлениями, существующими в рамках интеракцио­нистской ориентации. В работах последователей этих теорий не дает­ся однозначног

Развитие теории референтной группы
Благодаря работам этих исследователей проблема референтной группы, по мнению ряда авторов, приобрела «астрономическую популярность» [Kuhn, 1964] среди социальных психологов и соци­ологов. Социальны

Нормативная и сравнительно-оценочная функции референтной группы
В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона. Он справедливо отмечает, что понятием «референт­ная группа», к

СОВРЕМЕННАЯ ДИСКУССИЯ
Границы интеракционистской ориентации, как уже отмеча­лось ранее, весьма размыты по отношению к другим ориентациям и теориям, а также между отдельными направлениями внутри ее (например, этнометодол

Этнометодология Г. Гарфинкеля
Понятие «этнометодология» ввел Г. Гарфинкель, ученик А. Шюца, американского профессора социологии и социальной психо­логии, родоначальника феноменологической социологии. Как отмечает X. Абельс, этн

Перспективы интеграции
Символический интеракционизм и ролевые теории имеют много общего, поэтому они и включены нами в интеракционистскую ориентацию, но границы между ними весьма размыты и некото­рые авторы заговорили о

Уровни критического анализа
Что касается позиций американских социальных психологов, то они также весьма неоднозначны. Критика в адрес существую­щей ситуации присутствует, пожалуй, почти во всех работах, но мера ее глубины и

Радикальная позиция В. МакГвайра
Примером могут служить работы американского исследователя В. МакГвайра [McGuire, 1968; 1972. Рус. пер.: 1984]. Статья «Соци­альная психология», опубликованная в изданном в Англии сбор­нике «Новые г

ЕВРОПЕЙСКАЯ» КРИТИКА
Чрезвычайно важным является теперь сопоставление критичес­ких тенденций, заявленных в американской социальной психоло­гии, с теми оценками, которые даются ей в работах европейских коллег. Следует п

Теория и общество (С. Московичи)
Ситуацию в европейской социальной психологии Московичи определяет следующим образом: «Куда ни глянь — до нас, впере­ди нас и вокруг нас — была и до сих пор есть американская соци­альная психология»

Теория и эксперимент (А. Тэшфел)
Другим вызовом атеоретизму американской традиции являют­ся идеи английского исследователя А. Тэшфела. Будучи, как и С. Московичи, одним из идеологов и разработчиков программы «европейского подхода»

НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ
Развитие критических тенденций, начавшееся в 60-е годы, имело своим результатом не только накопление аргументов про­тив сложившихся в первой половине века традиций, но и предло­жение некоторых новы

Социальный конструкционизм К. Гергена
В США заявку на построение принципиально новой парадиг­мы в социальной психологии сделал К. Герген[22]. Его концепция укладывается в рамки весьма распространенного современного течения, известного

Европейский» вклад в новую парадигму
Тот факт, что радикальные предложения о создании новой парадигмы исходят из уст американского социального психолога, порождает своеобразный «ревностный» ответ со стороны европей­ских авторов. Общая

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги