рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретический анализ проблемы значения

Теоретический анализ проблемы значения - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ Понятие «Значение» Является Одним Из Основных Понятий Теоретического Аппарата...

Понятие «значение» является одним из основных понятий теоретического аппарата отечественной психологии. Практи­чески в любом разделе психологической науки исследователи так или иначе затрагивают проблемы, связанные с усвоением значения и его функционированием. Системный анализ человеческого сознания, изучение мышления и речи необходимо требует, по мысли Л. С. Выготского, изучения этой единицы сознания, являющейся узлом, связующим общение и обобще­ние. <...>

Вслед за Л. С. Выготским будем понимать под значением совокупность признаков, служащих для классификации, а под понятием — такую форму значения, в которой выделены су­щественные признаки и структура которых упорядочена. Су­щественными признаками понятий, по мысли В. В. Давыдова (1972), выступают свойства, раскрывающиеся в отношении понятия с другими понятиями и определяющие генезис, раз­витие понятийной системы. <...>

В системной организации человеческого сознания выделя­ются такие образующие этой системы, как значение, личност­ный смысл, чувственная ткань (Леонтьев, 1975). Как теорети­ческие понятия, абстрагирующие некоторые стороны реальных процессов сознания, каждое из них может быть рассмотрено особо. Так, А. Н. Леонтьев (1959) дает развернутое определение значения: «ставшее достоянием моего сознания обобщен­ное отражение действительности, выработанное человече­ством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже умения как обобщенного "образа действия", нормы поведения и т. д.».

Под личностным смыслом понимается отношение субъек­та к миру, выраженному в значениях, т. е. как бы «значение значения» для личности, неразрывно связанное с ее мотивами, ее общей направленностью. В этом понятии отражена «при­страстность» отношения к миру активного субъекта.

Формой проявления личностного смысла может выступать эмоциональная окраска того или иного объекта, неосознавае­мые установки или готовности и, как полагает Д. А. Леонтьев (1988), трансформации психического образа. Осознанный личностный смысл подразумевает представленность его субъекту в некоторых социально нормированных единицах — в первую очередь в языке.

Понятие чувственной ткани сознания подразумевает ту чувственную данность мира (в форме представлений, нагляд­ных образов, впечатлений), которая, порождаясь в практической деятельности, выступает звеном, непосредственно связу­ющим субъект с внешним миром.

Следует подчеркнуть функциональный, а не морфологи­ческий статус чувственной ткани. «Предметное содержание, извлекаемое из образа некоторой воспринимаемой действи­тельности, существует для субъекта через совокупность вос­принимаемых черт или элементов. Взятые в отношении к предметному содержанию ситуации, данные элементы имеют значение только в отношении к ней и только в этом смысле служат "чувственной тканью" образа. Но в отрыве от отноше­ния к образу целого эти элементы имеют собственное значе­ние, которое, в свою очередь, может репрезентироваться субъекту через другие видимые характеристики объекта, т. е. через иные содержания образа»[52]. Эта идея многоуровневости строения предметного образа, идея поуровневого «разверты­вания» плана содержания, понимание образа как процесса его становления близки к пониманию значения как процесса, как пути движения его от мысли к слову (Выготский, 1968; Леон­тьев А. А., 1971).

Однако, как сознательный образ имеет свою логику акту­ального порождения, так, очевидно, и индивидуальные значе­ния и личностный смысл являются продуктом внутренней де­ятельности, которая оперирует с некоторым первоначально данным материалом. Вероятно, не будет большой натяжкой, если мы будем говорить о чувственной ткани значений и личностных смыслов.

Говоря о присвоении субъектом общественно выработан­ных значений, конечно, не имеют в виду непосредственную проекцию в сознание субъекта «готовых» знаний. Речь идет о формировании в ходе предметной деятельности индивидуаль­ной системы значений. Эта деятельность направляется и структурируется в совместной деятельности: ребенок—взрос­лый, взрослый—обучающий (роль которого может выполнять и автор письменного текста, не присутствующий персональ­но), где другой человек выступает как воплощение, носитель общественного сознания. <...>

В житейской практике бытует трактовка абстрактности как величины, противоположной образности, и заимствованное из формальной логики определение абстрактности как парамет­ра, характеризующего обобщенность содержания, раскрывае­мого в понятии. Последняя же опредляется через иерархию родовидовых отношений. Мы пытаемся показать неадекват­ность для психологии таких подходов и, опираясь на работы Л. С. Выготского, дать определение абстрактности понятия, не исключающее его отношения к чувственности.

Остановимся на первой трактовке. В широко цитируемой работе Пайвио, Джуилл, Мэдиган (Paivio, Yuill, Madigan, 1968) приведены коэффициенты образности, конкретности—абст­рактности и ассоциативной значимости для 925 английских существительных, полученные путем субъективного шка­лирования и ассоциативного эксперимента. Под образностью понималась способность испытуемых представить содержа­ние значения слова в виде образа любой модальности (напри­мер, образ слов «солнце», «тишина» или «тяжесть»), а под конкретностью — абстрактностью понималась доступность денотата (предметной отнесенности) значения слова воспри­ятию органами чувств. Хотя в целом была показана высокая корреляция между конкретностью и образностью слова (и, со­ответственно, отрицательная корреляция между образностью и абстрактностью), для некрторого класса слов это отношение не осуществилось. Так, для слов, имеющих сильную эмоцио­нальную окраску, коэффициенты образности получили высо­кую оценку, в то время как коэффициенты конкретности — низкую, а многие научные термины имели высокий индекс по шкале конкретности и низкий по уровню образности. Работа Ричардсона (Richardson, 1976), специально нацеленная на раз­ведение коэффициентов образности и конкретности, выявила широкий пласт таких случаев. В исследовании (Петренко, 1988), проведенном по схеме Пайвио на материале русской лексики, мы получили сходные результаты, показывающие, что за понятиями «конкретность», «абстрактность» и «образ­ность» скрываются разные для субъекта психические реаль­ности.

Полученные результаты могут быть легко интерпретиро­ваны в свете системной организации значений. Одни значения раскрываются нам через прямое и непосредственное соотнесе­ние имени и объекта, или класса объектов. Таким путем задают­ся, по терминологии Л. С. Выготского, «житейские понятия».

Научные понятия, такие как «кварк», «спин», задаются че­рез ряд дефиниций, раскрывающих место данного понятия в системе других понятий. Собственно, только последние имеют статус понятия, а за «житейскими понятиями» стоят обобщен­ные образы, представления. Но, как показали исследования Л. С. Выготского (1934), научные понятия, являясь надстрой­кой над «житейскими», преобразуют последние, включая их в уже сложившуюся систему отношений, повышающих их ранг «научности», осознанности. Понятия, сохраняя «привязку» к чувственной основе, входят в некоторую систему отношений, и такие достаточно абстрактные понятия какими они являются в рамках, например, физики, — «движение» «сила» «материя» — сохраняют глубокие корни и чувственного содержа­ния. Понятно также, что эмоционально окрашенные понятия (такие, как «любовь», «тоска», «одиночество»), связанные с душевными коллизиями в эмоциональном опыте индивида, обладают тем самым чувственной тканью, которая пережива­ется как образность понятия. В отличие от них некоторые на­учные понятия не имеют метафорических аналогов ни в обы­денной физике окружающего мира, ни в сфере душевных пе­реживаний.

Вместе с тем важно отметить, что некоторые научные поня­тия, заданные путем определений, могут приобретать чув­ственную основу, как бы проецироваться в чувственность. Хороший математик не только знает некоторую функцию, но и может описать ее «субъективный образ». Этот процесс вто­ричной визуализации абстрактных понятий пока что очень мало изучен, но есть основание предполагать его важность для мышления. Не случайно Альберт Эйнштейн, работая с крайне абстрактным материалом, отмечал, что большая часть его умственной работы протекала в образном плане.

Другое определение абстрактности понятия — как места в иерархии родовидовых отношений — также неадекватно с точки зрения психологии. Наивно думать, что понятие «хордо­вые» более абстрактно для субъекта, чем понятие «позвоночные». Логическая и психологическая иерархизация могут не совпадать. Например, в эксперименте Рипса, Шобина и Сми­та (Rips, Shoben, Smith, 1973) было показано, что понятие «жи­вотные» (более абстрактное с логической точки зрения, чем понятие «млекопитающие») ближе по семантическому рассто­янию к конкретным названиям животных, чем понятие «мле­копитающие». Согласно теоретико-множественной модели памяти (Bower, 1970; Меуег, 1970; Schaffer, Wallace, 1970), се­мантическое расстояние между понятиями и, соответственно, время их последовательного извлечения из памяти пропорци­ональны числу общих функциональных признаков их пред­метных денотатов. Здесь присутствует важная мысль о пред­ставлении значения в виде пучка функциональных признаков, так что проблема уровня развития значения может быть пред­ставлена в плане анализа уровня обобщения этих функцио­нальных признаков. Так, Мак-Нейл (McNeil, 1970) выделяет два уровня развития значения: «горизонтальное» развитие, сопровождающееся увеличением числа семантических при­знаков значения слова, и «вертикальное», при котором при­знаки упорядочиваются, а признаки, приобретаемые позднее, характеризуются все большей степенью абстрактности. Мы полагаем, что уровень развития значения (абстрактность по­нятия) можно охарактеризовать через формы отношений, в которые оно входит с другими значениями. Полнота же содер­жания значения будет зависеть от количества раскрытых от­ношений данного значения с другими по каждому из типов отношений. Действительно, Л. С. Выготский (1934), рассмат­ривая этапы онтогенеза значения и выделяя различные фор­мы обобщений: синкреты, комплексы, псевдопонятия и предикат понятия, «житейские» и «научные» понятия, — оставляет этот генетический ряд открытым для развития. Степень развития значения, по Л. С. Выготскому, определяется характером сис­темной организации значения, наличием сетки понятийных отношений данного значения с другими. Операциональным критерием его классификации понятий на «житейские» и «на­учные» выступала возможность включения испытуемым исследуемого значения в причинно-следственную дефиницию. Мы полагаем, что можно провести дальнейшую дифференци­ацию научных понятий по степени их развития («научности»), исследуя формы отношений, в которые может входить поня­тие с другими значениями. Например, «научность» значения слова «вода» для школьника и гидрогляциолога будет заведо­мо различной.

Конечно, причинно-следственные отношения являются весьма важными в плане детерминистического понимания мира, но формы отношений понятий с понятиями не исчерпы­ваются этим типом отношений. В языке существует столько типов отношений, сколько существует в нем значений глаго­лов, да и прилагательные, являясь одноместными предиката­ми, в сущности являются скрытой формой отношений, где один член отношения опущен. Попытка вместить все богат­ство типов отношений в прокрустово ложе чисто логических отношений (родовидовых и видородовых, соположенных, причинно-следственных и оценки) представляется искусст­венной. Например, отношение «Петя любит Машу» является специфическим типом отношения, явно не сводимого к логи­ческому.

Системный анализ значения, таким образом, нуждается в развитии теории типов отношений, теории «обобщенного пре­диката». На наш взгляд, в операциональном определении аб­страктности понятия через анализ типов его отношений моде­лью последних может служить аппарат лексических функций И. А. Мельчука (1974, 1995), или типов валентности, по Ю. Д. Апресяну (1974,1995), являющихся в большинстве сво­ем обобщенными предикатами.

Приведем примеры таких логических функций, являю­щихся обобщенными предикатами. Лексические функции в модели «смысл—текст» обозначаются в латинской транскрип­ции. Например, функция-предикат caus (каузировать, созда­вать ситуацию) обобщает такие предикаты, как «довести до слез», «срубить избу», «разбить сквер»; функция-предикат liqu (ликвидировать, устранить ситуацию) описывает преди­каты «разбудить», «снять боль», «вывести пятно» и т. д. (всего 40 лексических функций). Анализируя типы отношений, в которые данное значение может входить с другими значениями в индивидуальном сознания субъекта, можно, очевидно, оха­рактеризовать уровень его развития.

Однако предложенный в данной модели список обобщен­ных предикатов вряд ли является полным, ибо затрагивает в основном физическую реальность, но не мир психического. Например, отношение действия и операции в их психоло­гическом понимании связано с неким генетическим взаимо­отображением: действие, автоматизируясь, утрачивает свою ориентировочную часть и превращается в операцию, но при затруднении в реализации операция может опять разворачи­ваться в действие, требующее сознательной ориентировки. Очевидно, необходимо введение и такой формы отношения, предикации, которая пока не имеет соответствующего терми­на для обозначения — генетической развертки. Но такая по­становка проблемы развития значения нуждается в фикса­ции форм отношений, возможных и на допонятийном уровне, например в форме отношений образов, несущих некоторые значения.

Эксперименты Мишотта (Michotte, 1962), показавшие воз­можность «переживания» причинно-следственного отноше­ния непосредственно в явственной форме («сталкивание» све­товых пятен), доказывают эту возможность.

Отметим, что открытие нового типа отношения в науке яв­ляется событием чрезвычайной важности, позволяющим зна­чительно переосмыслить целую теоретическую область. Так, открытие принципа дополнительности Бора позволило не только перестроить целый ряд представлений атомной физи­ки, подняв теоретические знания в этой области на новый уро­вень, но и вызвало некоторый резонанс в психологии и линг­вистике. Предлагаемая парадигма дифференциации научных понятий заложена уже в работах Л. С. Выготского, в его поня­тии общности, характеризуемой как место понятия в иерархии структур обобщения (долгота понятия), так и широты его предметной отнесенности (широта понятия). Определение уровня развития значения или — что то же самое — абстракт­ности понятия (для развитых значений) через сетку понятий­ных отношений позволяет снять оппозицию чувственное—абстрактное и ставит тем самым проблему отношения и взаимо­действия этих самостоятельных параметров.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Предисловие... Раздел I Общее представление о сознании Сознание как психологический... У Джемс Поток сознания...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретический анализ проблемы значения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Серия «Хрестоматия по психологии» Составитель Л. В. Куликов   Главный редактор В. Усманов Зав. психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психол

Чувственная ткань сознания
Развитое сознание индивидов характеризуется своей пси­хологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный с

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму пси­хического отражения, порождаемого предметной деятельно­стью субъекта. Однако у человека чувственные образы приоб­ретают новое качество а именно св

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристраст­ность человеческого сознания. Ее проявления видели в изби­рательности внимания, в эмоциональной окрашенности пред­ставлений, в зависимости поз

О терминах
Психологика стремится к строгой терминологии, а потому различает теоретические термины, включенные в логическое описание психического, и эмпирические термины, предназна­ченные для описания

Проблема сознания как логический парадокс
Среди всех загадок психологии наиболее таинственно вы­глядит проблема сознания. «Центральной тайной человече­ской психики.» называет сознание А. Н. Леонтьев (1975). «Ис­пытанием величайшей тайны» н

Структура сознания: характеристика компонентов
Одни из первых представлений о структуре сознания при­надлежат 3. Фрейду. Его иерархическая структура: подсозна­ние, сознание, сверхсознание,— видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал. Н

Структура сознания: Общие свойства
Наблюдаемость компонентов структуры. Биодинамиче­ская ткань и значение доступны постороннему наблюдателю, различным формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны са

Самосознание в мире сознания
Обсуждение проблемы мира, или миров, сознания необхо­димо для того, чтобы обосновать необходимость и достаточ­ность выделенных в структуре сознания компонентов, его образующих. В классической парад

Формы существования значения в индивидуальном сознании
Исследование функционирования значения в человеческом сознании требует рассмотрения реальных психологических процессов, в форме которых существуют как индивидуальные значения, так и личностные смыс

Сознание и бессознательное
Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное яв

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ[67] Стадии жизни
<...> Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становят­ся сознательными.

Структура души
<...> Психика как отражение мира и человека — это пред­мет такой безграничной сложности, что ее можно наблюдать и изучать с самых разных сторон. Душа ставит перед нами ту же проблему, что и м

Личное и коллективное бессознательное
Как известно, с точки зрения Фрейда содержание бессо­знательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого харак­тера. Вытеснение — это процес

Трансцендентная функция
В термине «трансцендентная функция» нет ничего таин­ственного или метафизического. Он служит для обозначения психологической функции, по своему характеру сопоставимой с тематической функцией того ж

Мгновенное целое: состояние сознания
...Впервые на протяжении нашего феноменологического исследования переживаний, мы затрагиваем идею целостно­сти, а именно — такой тип целостности, который проявляется в непосредственном, мгновенном

Внимание и флюктуации сознания
Внимание.Внимание определяет ясность наших пережи­ваний. Взяв за основу второй"из приведенных выше аспектов понятия «внимание» — т. е. внимание как ясность и отчетли­вость пси

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
«БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»: УСТАНОВКА И ЗНАЧИМОСТЬ[75] <...> Оценивая ретроспективно работы Фрейда, мы не мо­жем не обратить внимания на одну их характерную черту. Десятилет

Общественная детерминация индивидуального сознания
Общественно-историческая обусловленность взаимосвя­зей между человеком и природой составляет важнейшее звено в цепи материальной детерминации сознания. Само собой ра­зумеется, в этой цепи особое ме

Стадиальность развития индивидуального сознания и труд
Сознание как высшая форма психики характеризуется ря­дом признаков. К числу их относится активный характер от­ражения, включающий не только моделирование свойств вне­шних воздействий, являющихся ис

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР
ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ[90] Исходя из традиционного марксистского политэкономи-ческого образа мысли, характерного для нашей страны в по­следние три четверги ве

Социокультурный миф как основа генезиса других форм мифологии
В социокультурном мифе в рамках единого целого с само­го начала объединяются как логико-рациональные, так и об­разно-эмоциональные компоненты, которые обычно оказыва­ются четко соотнесенными с опре

О двойственной функции мифа
Двоякая функция мифа в обществе в настоящее время уже не вызывает сомнений. В условиях взаимоисключающих тре­бований, неопределенности и нестабильности среды, неясно­сти целей развития, деформирова

Миф и нравственность
Мифологизация сознания становится особенно опасной, когда ослабевает влияние нравственных начал в жизни обще­ства. В этом случае мы имеем дело с культивированием сил зла. Наше время дает этому мног

Миф и идеология
Миф приобретает реальную силу, когда соединяется с иде­ологией. Поэтому непосредственную опасность для социума имеет не сам по себе миф, а миф идеологизированный. Миф по самому своему суще

О РОЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ[99] Противоречия между индивидом и социумом сохранялись (с колеблющимися показателями напряженности) на протя­жении всей истории чел

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ[125] Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно созна­нием и ведущим методом исследования был метод интро­спекции, то открытие 3. Фрейдом б

Завоевание внутреннего рая
Начиная с древнейших времен, человек всегда искал и ис­пользовал всевозможные способы и средства, облегчающие его пребывание в естественной среде и позволяющие улуч­шить состояние здоровья или умен

К ВОПРОСУ О СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
РАССТРОЙСТВ СОЗНАНИЯ[130] <...> Исследования последних лет убедительно показали значение для состояния сознания функциональных взаимоот­ношений разл

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Альфа-ритм— основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых — 8-13 Гц, средняя амплитуда — 30-70 мкВ с характерным перио­дическим усиле

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ
Аллахвердов Виктор Михайлович(род. 1946) — доктор психологических наук, профессор. Окончил факультет психо­логии ЛГУ (1971). С 1975 г. по 1997 г. преподавал в Ленин­градском инстит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги