рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Трансцендентная функция

Трансцендентная функция - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ В Термине «Трансцендентная Функция» Нет Ничего Таин­ственного Или Метафизичес...

В термине «трансцендентная функция» нет ничего таин­ственного или метафизического. Он служит для обозначения психологической функции, по своему характеру сопоставимой с тематической функцией того же названия, связывающей действительные (real) и мнимые (imaginary) числа[73]. Психоло­гическая «трансцендентная функция» есть результат объеди­нения сознательных и бессознательных содержаний.

Опыт аналитической психологии достаточно полно пока­зал что сознательное и бессознательное редко сходятся в том, что касается их содержаний и тенденций. Это отсутствие па­раллелизма не есть случайность или непреднамеренность; оно обусловлено тем, что бессознательное ведет себя в компенса­торной или комплементарной манере по отношению к созна­тельному. Мы можем также сформулировать это прямо проти­воположным образом: сознательное ведет себя в комплемен­тарной манере отношению к бессознательному. Для подобных взаимоотношений есть несколько причин:

1. Сознание обладает порогом интенсивности, которой его содержание должны были достигнуть; таким образом все бо­лее слабые элементы остаются в бессознательном.

2. Сознание, вследствие его направленных функций, осу­ществляет задержку (которую Фрейд называет цензурой) все­го несовместимого материала и, в результате, он погружается в бессознательное.

3. Сознание — это кратковременный процесс адаптации, тогда как бессознательное вмещает не только весь забытый материал собственного прошлого индивидуума, но и все эле­менты унаследованного поведения, составляющие структуру психики.

4. Бессознательное содержит в себе все комбинации фанта­зии, которые еще не достигли порога интенсивности, но с ходом времени и.при благоприятных обстоятельствах, вероятно, проникнут в сознание.

Указанные причины легко объясняют комплементарную установку бессознательного по отношению к сознательному.

Определенность и направленность сознательной психи­ки — качества, которые были приобретены относительно по­здно в истории человеческого рода, и их в значительной степе­ни недостает, например, примитивным народам даже сегодня. Эти качества часто ослаблены у невротика, отличающегося от здорового Человека тем, что его порог сознания легче поддает­ся изменению; другими словами, перегородка между созна­тельным и бессознательным у невротика становится гораздо более проницаемой, чем у здорового. С другой стороны, психотик находится под прямым влиянием бессознательного.

Определенность и направленность сознательной психи­ки — крайне важные приобретения, за которые человечество заплатило очень дорого, но которые, в свою очередь, оказали ему и величайшую услугу. Без них наука, техника и цивилиза­ция были бы невозможны, ибо они предполагают надежную непрерывность и направленность сознательного процесса. Для государственного деятеля, врача и инженера, равно как и для рабочего самой низкой квалификации, эти качества совершен­но необходимы. В общем, можно сказать, что социальная ник­чемность возрастает в той степени, в какой эти качества ослаб­ляются бессознательным. Великие художники и все прочие, выделяющиеся творческим даром, составляют, конечно, ис­ключение из данного правила. Преимущество, которым та­кие люди обладают, как раз и состоит в проницаемости пере­городки, разделяющей сознательное и бессознательное. Однако для профессий и общественных занятий, требующих именно отмеченной нами непрерывности и надежности, эти исключи­тельные люди не представляют, как правило, какой-либо цен­ности.

Поэтому вполне приемлемо, и даже необходимо, чтобы у каждого индивидуума психический процесс был как можно более устойчивым и определенным, поскольку этого требуют условия нашей жизни. Но это влечет за собой и определенный ущерб: само качество направленности сознания способствует задержке или исключению всех тех психических элементов, которые кажутся несовместимыми (или действительно несо­вместимы) с намеренно выбранным направлением, искажают его, соответственно своему назначению, и тем самым ведут к нежелаемой цели. Однако как нам узнать, что действующий одновременно психический материал является «несовмести­мым»? Мы узнаем это посредством акта суждения, которым определяем направление избранного нами и желанного для нас пути. Наше суждение пристрастно и предвзято, несколько в нем фиксируется одна определенная возможность ценой от­брасывания всех других. В свою очередь, суждение всегда основывается на опыте, т. е. на том, что нам уже известно. Как правило, суждение никогда не основывается на том, что по сути своей ново, неизвестно и при определенных условиях могло бы значительно обогатить наш направленный интерес. Очевидно, этого и не может быть, по той самой причине, что бессознательные содержания исключатся из сознания.

Благодаря таким актам суждения направленный процесс неизбежно становится односторонним, даже если наше раци­ональное суждение может выглядеть многосторонним и бес­пристрастным. Сама рациональность такого суждения как раз и может оказаться наиболее вредным предубеждением, по­скольку мы называем разумным то, что нам кажется разум­ным. А то, что нам кажется неблагоразумным, по этой причи­не обречено на исключение вследствие его иррационального характера. Оно действительно может быть иррациональным, но, в равной степени, просто может выглядеть иррационально, на самом деле не являясь таковым, если посмотреть на него с другой точки зрения.

Односторонность — неизбежная и необходимая характери­стика направленного процесса, ибо направление предполага­ет односторонность. Направленность — это преимущество и недостаток одновременно. Даже когда кажется, что нет ника­кого заметного извне недостатка, в бессознательном всегда существует выраженная в равной степени контрпозиция, если, конечно, это не тот идеальный случай, когда все психические компоненты устремлены в одном направлении. Такую воз­можность нельзя отбросить в теории, но на практике она встречается чрезвычайно редко. Контрпозиция в бессозна­тельном не представляет опасности, пока она не обладает вы­сокой энергетической ценностью. Однако если в результате слишком выраженной односторонности напряжение возрас­тает, контртенденция прорывается в сознание, обычно в тот самый момент, когда важнее всего удержать сознательно вы­бранное направление. Так, оратор допускает обмолвки имен­но тогда, когда особенно хочет не сказать какую-нибудь глу­пость. Этот момент можно назвать критическим, потому что он отличается высоким напряжением энергии, которое, когда бессознательное уже заряжено, может «искрить» и высвобож­дать содержание бессознательного.

Современная цивилизованная жизнь требует концентри­рованного, направленного созидательного функционирова­ния, а это вызывает риск значительного разобщения с бессо­знательным. Чем дальше мы способны отодвигать себя от бес­сознательного благодаря направленному функционированию, тем с большей легкостью в бессознательном может воздви­гаться мощная контрпозиция, и, когда она прорывается из него в сознание, это может иметь неприятные последствия.

К. Ясперс

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. ФЛЮКТУАЦИИ СОЗНАНИЯ[74]

Термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание (интериоризацию) собственных пе­реживаний — в противоположность потере сознания и всему тому, что пребывает за пределами сознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем — в противоположность неосознанным субъектив­ным переживаниям, в рамках которых «Я» и «объект» пребывают во все еще не дифференцированном состоянии. В-тре­тьих, он подразумевает самосознание, осознание личностью собственного «Я» — в противоположность бессознательному, в рамках которого субъект и объект переживаются как отдель­ные сущности, но личность не осознает различия между ними сколько-нибудь отчетливо.

Без сознания — понимая под сознанием любую форму внутреннего переживания, в том числе и такую, когда «Я» и «объект» не дифференцируются или когда переживание огра­ничивается всего лишь неосознанным чувством, не направлен­ным на какой-либо определенный объект, — психическая суб­станция не может проявить себя. Где нет сознания в указанном смысле, там нет и психической субстанции.

Но психическая жизнь не может быть полноценно понята только как сознание; она также не может быть понята средства­ми одного только сознания. Реальный опыт душевных пережи­ваний необходимо дополнить теоретическим фундаментом, выходящим за пределы сознания. Все, имеющее непосредствен­ное отношение к феноменологии и объективной констатации фактов, обусловлено действительным опытом психической жизни и не нуждается в теории; с другой стороны, любая по­пытка объяснения эмпирических данных предполагает постро­ение теоретических рамок и допущение некоторых механизмов и сил, внешних по отношению к сознанию. Прямые, доступ­ные непосредственному наблюдению данные психического опыта аналогичны пене на поверхности моря. Океанские же глубины недоступны и могут быть изучены лишь непрямым, теоретическим путем. Но проверка теоретических допущений осуществляется на основании вытекающих из них следствий. Их ценность состоит не в их непротиворечивости и самодо­статочности, а в том, насколько успешно они объясняют дей­ствительный опыт и способствуют повышению «разрешаю­щей способности» наших наблюдений. Для объяснения психи­ческой жизни мы должны работать с механизмами, внешними по отношению к сознанию — с происходящими в сфере бессо­знательного событиями, которые, конечно, сами по себе не мо­гут быть переведены в форму, доступную непосредственному

восприятию, а могут лишь мыслиться в форме психических или физических символов или аналогий.

С недавних пор в качестве реакции на давнюю, насчитываю­щую около ста лет традицию наблюдается известное снижение доверия к умозрительным теориям. Эту реакцию следует оцени­вать скорее положительно, поскольку теории слишком легко при­думываются и столь же легко порождают путаницу — особенно в тех случаях, когда их беспорядочно смешивают с фактическим материалом. Во всем, что касается теоретизирования, мы предпо­читаем держаться принципа максимальной осторожности; вся­кий раз, прибегая к теоретическим концепциям, мы будем по­мнить об их гипотетичности и, значит, ограниченности.

Само существование событий бессознательной психиче­ской жизни часто подвергалось сомнению. В этой связи мы должны различать события, в действительности пережитые личностью, но оставшиеся незамеченными, и события, проис­ходившие за пределами сознания и, значит, не пережитые. Первые могут быть замечены при определенных благоприят­ных условиях и таким образом доказать свою реальность. Вто­рые же никогда не могут быть замечены по определению.

Перед психологией и психопатологией стоит важная зада­ча: высветить оставшиеся незамеченными события психиче­ской жизни и тем самым сделать их доступными сознанию (или, что то же самое, познанию). Стремление к истине и са­моразвитию предполагает озарение бессознательных глубин личности; именно таков один из магистральных путей психо­терапии.

События, происходящие за пределами сознания, могут быть замечены лишь в тех случаях, когда они являются восприятию как события соматической сферы. Но эти же события могут трактоваться как причины и следствия того, что происходит в сознании; соответственно, с их помощью можно объяснять феноменологию сознательной психической жизни. Из сказан­ного ясно, что они представляют собой чисто теоретические конструкции и, следовательно, не вполне бесспорны и надеж­ны; впрочем, не имея возможности точно установить меру их соответствия действительности, мы, по существу, и не нужда­емся в этом. Внесознательное проявляет себя во множестве разнообразных форм — таких, как приобретенные диспозиции памяти, привычки, умственные способности, темперамент. Человек нередко сознает, что он оказался лицом к лицу с не­ким переживанием, исходящим из бессознательных глубин его существа и даже способным оказать на него подавляющее воздействие.

Попытаемся разъяснить многообразие значений, приписыва­емых термину бессознательное.

а) Бессознательное мыслится как производное от сознания. Как таковое оно может быть идентифицировано с:

1) автоматическим поведением (т. е. деятельностью, кото­рая некогда осознавалась, а теперь осуществляется автомати­чески и, значит, неосознанно; речь идет о ходьбе, письме, езде на велосипеде и т. п.);

2) забытым опытом, все еще не утратившим своей дей­ственности (имеются в виду так называемые комплексы, ос­таточные аффекты, обусловленные прежним опытом);

3) воспоминаниями, готовыми «всплыть на поверхность» памяти.

б) Бессознательное мыслится в соотношении с недостатком внимания. С этой точки зрения оно есть то, что:

1) будучи пережито в действительности, проходит неза­меченным;

2) хотя и выявляется, но не преднамеренно;

3) ускользает из памяти, т. е., будучи некогда содержани­ем сознания, забывается; ср. известные случаи, когда старые люди забывают, каковы были их намерения мгновением рань­ше («Я иду в соседнюю комнату — но зачем?»);

4) никогда не было объективировано и, таким образом, не может быть сформулировано в словах.

в) Бессознательное мыслится как сила, как первоисточник, т. е. как:

1) творческое, жизненное начало;

2) убежище, защита, первопричина и конечная цель. Иначе говоря, все существенное — т. е. все наши страстные устрем­ления и озарения, все импульсы и идеи, все виды и формы на­шего творческого воображения, все ослепительные и мрачные моменты жизни — приходит к нам из бессознательного; и лю­бое осуществление оказывается бессознательным, в которое мы в конце концов возвращаемся.

г) Бессознательное мыслится как «бытие» — как истинный, глубинный смысл бытия, т. е. как психическая реальность. Но нельзя упускать из виду, что сознание не может трактоваться ни как нечто механически и случайно добавленное к психической реальности, ни как нечто такое, к чему сводится вся психическая реальность — укорененная в бессознательном, подвергающаяся его влиянию и сама, в свою очередь, оказывающая на него влия­ние. Психическую реальность понимали по-разному: как спон­танную игру фундаментальных элементов (Гербарт), проявляю­щуюся в формах сознательной психической жизни; как ряд по­степенно уходящих вглубь слоев бессознательного (Конштамм [Kohnstamm], Фрейд); как личное бессознательное, накапливаю­щееся в течение всей жизни индивида; как коллективное бессо­знательное (Юнг) — субстрат универсального опыта человече­ства, действующий в каждой отдельно взятой личности. Во всех перечисленных случаях бессознательное понимается как «са­модовлеющая сущность», как «бытие для себя», как действитель­ность, которой мы обязаны своим существованием.

С другой точки зрения бессознательное мыслится как абсо­лютное бытие. Эта концепция бессознательного по сути своей метафизична: термин «бессознательное» — подобно терминам «бытие», «ничто», «становление», «субстанция», «форма» и по­чти все категории — используется в качестве символа с целью сделать немыслимое и непознаваемое хотя бы отчасти доступ­ным мышлению и познанию. Следовательно, «абсолютное бы­тие» не имеет отношения к психологии. <. >

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Предисловие... Раздел I Общее представление о сознании Сознание как психологический... У Джемс Поток сознания...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трансцендентная функция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Серия «Хрестоматия по психологии» Составитель Л. В. Куликов   Главный редактор В. Усманов Зав. психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психол

Чувственная ткань сознания
Развитое сознание индивидов характеризуется своей пси­хологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный с

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму пси­хического отражения, порождаемого предметной деятельно­стью субъекта. Однако у человека чувственные образы приоб­ретают новое качество а именно св

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристраст­ность человеческого сознания. Ее проявления видели в изби­рательности внимания, в эмоциональной окрашенности пред­ставлений, в зависимости поз

О терминах
Психологика стремится к строгой терминологии, а потому различает теоретические термины, включенные в логическое описание психического, и эмпирические термины, предназна­ченные для описания

Проблема сознания как логический парадокс
Среди всех загадок психологии наиболее таинственно вы­глядит проблема сознания. «Центральной тайной человече­ской психики.» называет сознание А. Н. Леонтьев (1975). «Ис­пытанием величайшей тайны» н

Структура сознания: характеристика компонентов
Одни из первых представлений о структуре сознания при­надлежат 3. Фрейду. Его иерархическая структура: подсозна­ние, сознание, сверхсознание,— видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал. Н

Структура сознания: Общие свойства
Наблюдаемость компонентов структуры. Биодинамиче­ская ткань и значение доступны постороннему наблюдателю, различным формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны са

Самосознание в мире сознания
Обсуждение проблемы мира, или миров, сознания необхо­димо для того, чтобы обосновать необходимость и достаточ­ность выделенных в структуре сознания компонентов, его образующих. В классической парад

Теоретический анализ проблемы значения
Понятие «значение» является одним из основных понятий теоретического аппарата отечественной психологии. Практи­чески в любом разделе психологической науки исследователи так или иначе затрагивают пр

Формы существования значения в индивидуальном сознании
Исследование функционирования значения в человеческом сознании требует рассмотрения реальных психологических процессов, в форме которых существуют как индивидуальные значения, так и личностные смыс

Сознание и бессознательное
Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное яв

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ[67] Стадии жизни
<...> Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становят­ся сознательными.

Структура души
<...> Психика как отражение мира и человека — это пред­мет такой безграничной сложности, что ее можно наблюдать и изучать с самых разных сторон. Душа ставит перед нами ту же проблему, что и м

Личное и коллективное бессознательное
Как известно, с точки зрения Фрейда содержание бессо­знательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого харак­тера. Вытеснение — это процес

Мгновенное целое: состояние сознания
...Впервые на протяжении нашего феноменологического исследования переживаний, мы затрагиваем идею целостно­сти, а именно — такой тип целостности, который проявляется в непосредственном, мгновенном

Внимание и флюктуации сознания
Внимание.Внимание определяет ясность наших пережи­ваний. Взяв за основу второй"из приведенных выше аспектов понятия «внимание» — т. е. внимание как ясность и отчетли­вость пси

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
«БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»: УСТАНОВКА И ЗНАЧИМОСТЬ[75] <...> Оценивая ретроспективно работы Фрейда, мы не мо­жем не обратить внимания на одну их характерную черту. Десятилет

Общественная детерминация индивидуального сознания
Общественно-историческая обусловленность взаимосвя­зей между человеком и природой составляет важнейшее звено в цепи материальной детерминации сознания. Само собой ра­зумеется, в этой цепи особое ме

Стадиальность развития индивидуального сознания и труд
Сознание как высшая форма психики характеризуется ря­дом признаков. К числу их относится активный характер от­ражения, включающий не только моделирование свойств вне­шних воздействий, являющихся ис

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР
ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ[90] Исходя из традиционного марксистского политэкономи-ческого образа мысли, характерного для нашей страны в по­следние три четверги ве

Социокультурный миф как основа генезиса других форм мифологии
В социокультурном мифе в рамках единого целого с само­го начала объединяются как логико-рациональные, так и об­разно-эмоциональные компоненты, которые обычно оказыва­ются четко соотнесенными с опре

О двойственной функции мифа
Двоякая функция мифа в обществе в настоящее время уже не вызывает сомнений. В условиях взаимоисключающих тре­бований, неопределенности и нестабильности среды, неясно­сти целей развития, деформирова

Миф и нравственность
Мифологизация сознания становится особенно опасной, когда ослабевает влияние нравственных начал в жизни обще­ства. В этом случае мы имеем дело с культивированием сил зла. Наше время дает этому мног

Миф и идеология
Миф приобретает реальную силу, когда соединяется с иде­ологией. Поэтому непосредственную опасность для социума имеет не сам по себе миф, а миф идеологизированный. Миф по самому своему суще

О РОЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ[99] Противоречия между индивидом и социумом сохранялись (с колеблющимися показателями напряженности) на протя­жении всей истории чел

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ[125] Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно созна­нием и ведущим методом исследования был метод интро­спекции, то открытие 3. Фрейдом б

Завоевание внутреннего рая
Начиная с древнейших времен, человек всегда искал и ис­пользовал всевозможные способы и средства, облегчающие его пребывание в естественной среде и позволяющие улуч­шить состояние здоровья или умен

К ВОПРОСУ О СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
РАССТРОЙСТВ СОЗНАНИЯ[130] <...> Исследования последних лет убедительно показали значение для состояния сознания функциональных взаимоот­ношений разл

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Альфа-ритм— основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых — 8-13 Гц, средняя амплитуда — 30-70 мкВ с характерным перио­дическим усиле

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ
Аллахвердов Виктор Михайлович(род. 1946) — доктор психологических наук, профессор. Окончил факультет психо­логии ЛГУ (1971). С 1975 г. по 1997 г. преподавал в Ленин­градском инстит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги