рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ «Бессознательного»: Установка И Значимость[75] <...

«БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»: УСТАНОВКА И ЗНАЧИМОСТЬ[75]

<...> Оценивая ретроспективно работы Фрейда, мы не мо­жем не обратить внимания на одну их характерную черту. Десятилетия, истекшие после периода появления этих работ, от­четливо показали, что в них во многих случаях было впервые указано на ряд в высшей степени важных особенностей психи­ки человека. Однако, пытаясь интерпретировать природу этих особенностей, Фрейд оказывался нередко (возможно, даже как правило) безнадежным пленником неадекватных, спеку­лятивных, клинических, психологических, а в дальнейшем, особенно, социологических и «культурологических» воззре­ний своего времени. И это, естественно, не могло не снизить резко научную ценность всего его обширного литературного наследия. Этой же неадекватностью истолкования многих его теоретических построений и терапевтических приемов объяс­няются бесконечные расхождения мнений, возникновение множества взаимно отрицающих друг друга течений среди тех, кто пытался на Западе его идеи как-то далее развивать.

В подобных условиях отнюдь не должно вызывать удивле­ния, что и перед нами неоднократно возникала по разным по­водам нелегкая задача «перепрочтения» работ Фрейда, истол­кования некоторых его положений в плане их более строгого, более последовательного и точного соответствия, лежащим в их основе объективным фактам, а тем самым и в плане их адек­ватности (или, напротив, неадекватности) основным принци­пам теории диалектического материализма.

Уклонение от задачи такого «перепрочтения» приводит, несомненно, только к нежелательному упрощению психологи­ческих представлений, и на примеры подобного упрощения неоднократно указывалось в предшествующих томах настоя­щей монографии.

В 80-х гг., в условиях нашего, уже близящегося к заверше­нию неимоверно обогатившего нас знаниями XX в., вряд ли можно сколько-нибудь серьезно думать, что обращение к про­блемам, например, памяти и эмоций не упрощается, если пол­ностью игнорируется (а не интерпретируется]) теория так называемого «вытеснения»; что общая теория сознания может методологически адекватно разрабатываться, если отвергает­ся само существование неосознаваемых форм психической де­ятельности; что теория активности человека, его взаимоотно­шений с окружающим его миром, с социальными коллективами, в которые он включен, не требует обращения к идеям типа. «психологической защиты»; что истолкование психической деятельности в фазе сна может быть достигнуто без апелляции к высшей степени своеобразной символизирующей функции сновидно измененного сознания; что эта функция с ее законо­мерностями, качественно отличными от закономерностей со­знания бодрствующего, не оказывается фактором возникнове­ния при определенных условиях также ряда так называемых психосоматических клинических феноменов; что игнорирова­ние многолетних, оказавшихся в конечном счете весьма про­дуктивными, споров, которые велись в школе Д. Н. Узнадзе о природе и функциях неосознаваемых психологических уста­новок (и, в первую очередь, вопроса о том, являются ли подоб­ные установки неосознаваемыми их субъектом всегда или же они могут при определенных условиях также им осознавать­ся), не является фактически недопустимы игнорированием одной из центральных, принципиально важных проблем всей теории бодрствующего сознания и т. д.

А между тем ни одному из этих вопросов, во всяком случае форме, соответствующей степени их важности, в нашей лите­ратуре внимания почти не уделяется.

С аналогичным положением мы встретились и на недавно проходившем обстоятельном совещании, посвященным во­просам психосоматических отношений. Является почти трю­измом, что конфликт мотивов, эмоционально напряженных психологических установок, стремлений оказывается одним из наиболее важных патогенетических факторов возникнове­ния невротических и истерических расстройств, а также пси-хосоматозов. Между тем этой фундаментальной (по крайней мере, для так называемой «малой» психиатрии) проблеме эмо­ционального конфликта на упоминаемом совещании специ­ально, во всяко случае, внимания уделено не было. И думаю, что мы не ошибемся, если скажем, что одной из причин такого умолчания явилось понимание многими исследователями, что производить сколько-нибудь глубокий анализ проблемы эмо­ционального конфликта, отвлекаясь от идей теории неосозна­ваемой психической деятельности и ее крайне своеобразных и сложных закономерностей, принципиально невозможно. И фактов сходного рода можно было бы привести немало. <...> Хотя ссылки автора на его же собственные работы отнюдь не являются наилучшим аргументом в пользу правильности его убеждений, я позволю себе тем не менее напомнить стро­ки, написанные мною более 15 лет назад: «Даже наиболее строгие критики психоаналитической концепции никогда не отрицали, что привлечение этой концепцией внимания к труд­но вообразимой сложности аффективной жизни человека, к проблеме отчетливо переживаемых и скрытых влечений, к конфликтам, возникающим между различными мотивами, и к трагическим, подчас, противоречиям между сферой "желаемо­го" и "должного", является сильной стороной и заслугой фрей­дизма. Аналогичным образом очень многие оценивали рас­смотрение этим учением "бессознательного", как одного из важных элементов психической деятельности и факторов по­ведения. Но теоретическая концепция... никогда не ограничи­вается одним только "привлечением внимания" к тому, что она изучает. Она всегда... пытается это изучаемое объяснять. И вот именно на этом, самом главном для всякой рациональной тео­рии этапе ее применения открыто выступила концептуальная несостоятельность фрейдизма. А судьба теории, которая не может объяснять, заранее печально предрешена, какими бы сильными сторонами она в других отношениях не обладала»[76].

Я счел целесообразным привести эту длинную цитату потому, что в ней отчетливо, как мне кажется, звучит противо­поставление между тем, к чему психоанализ «привлекает вни­мание», тем, что является в душевной жизни человека неоспо­римой реалией, и тем, как подобные реалии следует интерпре­тировать. Если в отношении первого Фрейд, благодаря его острой клинической наблюдательности и психологической проницательности, был силен, то в отношении второго он был слаб. <...>

Теперь мы хотели бы вернуться к тому, о чем говорили в на­чале нашей статьи, — к анализу отношений, которые обрисо­вались на симпозиуме между теоретическими позициями его участников, подчеркнув, прежде всего, одно основное проти­вопоставление. Основное — поскольку оно предопределяло и многие другие разногласия. Это — бескомпромиссное расхож­дение между теми, кто признает существование бессознатель­ного как психологической реальности, и теми, кто такое пони­мание отвергает. Эта альтернатива была детально рассмотре­на в предыдущих томах настоящей монографии, особенно в томе первом, как и аргументы каждой из спорящих сторон, и возвращаться к ее детальному обсуждению мы, конечно, не станем. Мы ограничимся только тем, что приведем два выска­зывания, характеризующие категоричность и резкость проти­вопоставления звучащих в данном случае взаимоисключаю­щих формулировок.

Г. Рорахер (один из широко известных западноевропей­ских психологов): «Не существует неосознаваемой психиче­ской деятельности, как промежуточного звена между мозго­выми процессами и активностью сознания, существуют толь­ко разные степени ясности сознания. В мозге... непрерывно разыгрываются процессы возбуждения, которых мы совер­шенно не замечаем: это процессы неосознаваемые в точном смысле этого слова, но это не неосознаваемые психические процессы — неосознаваемые мысли, представления, стремле­ния и т. д., — а неосознаваемые процессы нервного возбужде­ния, т. е. органические, электрохимические проявления. Необ­ходимо ясно понимать это различие, чтобы избежать недора­зумений». И далее этот автор добавляет: «Учение Фрейда достигло больших успехов, но внесло и немало путаницы, оно создало опасность все непонятное объяснять неосознаваемы­ми психическими процессами» и имеет в настоящее время «лишь исторический интерес»[77].

И другая позиция. Ее в не менее решительных выражениях сформулировал (еще в 30-х гг.) Л. С. Выготский: «Бессозна­тельное не отделено от сознания какой-то непроходимой сте­ной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое сознательное

вытесняется нами в подсознательную сферу. Существует по­стоянная, ни на минуту не прекращающаяся, живая динами­ческая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессо­знательное влияет на наши поступки, обнаруживается в на­шем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляю­щие им»[78].

Вряд ли можно отрицать, что каждая из этих трактовок, имеющая в литературе многочисленных адептов, располагает и сильными сторонами. Первая — проста, доходчива, логиче­ски совершенна, не требует пересмотра традиционных пред­ставлений, и это придает ей, неоспоримо, немалую убедитель­ность.

Вторая же подчеркивает взаимосвязанность осознаваемо­го и неосознаваемого в психике человека, динамизм возника­ющих на этой основе отношений, что хорошо согласуется с идеей единства психики, при одновременном признании сложности ее внутренней структуры и дифференцированности ее влияний на поведение. <...>

Исходным, фундаментальным, многократно в самых раз­ных формах подтвержденным фактом является то, что неосоз­наваемая психическая деятельность способна выполнять те же психические функции, которые мы традиционно рассматрива­ем как прерогативу бодрствующего сознания. Это — факт дей­ствительно исходный и действительно фундаментальный, ле­жащий в основе всей современной теории неосознаваемой психической деятельности. <...>

Итак, неосознаваемая психическая деятельность существу­ет, проявляясь при самых разных видах конкретного поведе­ния человека. Но каковы же тогда формы этого проявления и последствия этого вмешательства? В большинстве случаев мы заключаем о включенности бессознательного в структуру ак­тов целенаправленного поведения по «успеху» последнего, хотя путь, психологический «механизм», средства достижения поставленной цели остаются от нас скрытыми, как это бывает, например, при неосознаваемой переработке информации, при интуитивных решениях, в условиях художественного творче­ства и т. д. Но не существует ли у бессознательного пути более непосредственного и более специфического его выражения, пути, говорящего о вмешательстве бессознательного, незави­симо от успеха деятельности, в структуру которой оно вклю­чено? Ответ на этот вопрос имеет свою уже довольно долгую историю. Проследим некоторые ее более характерные этапы. Хорошо известно, как представлял Фрейд формы и пути проявления бессознательного в поведении на первых этапах своей работы над теорией психоанализа.

Он отправлялся при этом от трех своеобразных схем: либо от схемы как бы прорыва активности бессознательного сквозь какие-то преграды неизвестной природы, отграничивающие процессы ясно осознаваемые от процессов неосознаваемых; либо от схемы замещения переживаний бодрствования обра­зами сновидений; либо, наконец, от отождествления бессозна­тельного с неким всепроникающим, «энергетизирующим» любые проявления жизнедеятельности человека полубиоло­гически, полусоциально понимаемым принципом, так называе­мым «либидо» (близким в начале развития представлений Фрейда к фактору полового влечения, но затем испытавшим сложную эволюцию, в результате которой идея «либидо» Фрейда оказалась во многом близкой идее elan vital Бергсона).

Ранее всего, как основная форма выражения бессознатель­ного в психике человека, стала Фрейдом рассматриваться сим­волика сновидений, этого «царственного пути», по его выра­жению, к постижению бессознательного. Почти одновременно выступили в той же роли внешне случайные, но в действитель­ности жестко детерминированные бессознательным разнооб­разные нарушения целенаправленных действий — описки, очитки, оговорки. А несколько позже, по мере углубления представлений о психосоматических зависимостях, возникает схема «конверсии на орган», схема выражения «вытесненно­го» бессознательного в форме той или иной разновидности клинической патологии.

Для всех этих схем характерным является, таким образом, особый стиль описания отношений между осознаваемым и неосознаваемым, стиль, широко использующий своего рода «пространственно-динамические» метафоры: «разграничение на сферы», «прорывы преград», поиск и использование «об­ходных путей», «символическое замещение» вытесненного с целью «обмана цензуры» сознания и т. д. Не следует поэтому удивляться, что у остроумно-язвительного, как всегда, Гил­берта К. Честертона эти картины вызвали даже едкий образ: мысль о том, что бессознательное, по Фрейду, напоминает живущую якобы в душе каждого человека слабоумную обезь­яну, все усилия которой направлены на поиск недозволенных и неотсроченных наслаждений, добываемых путем разных форм обмана человека — ее носителя.

Сказано это зло. Весьма возможно, что некоторым эта хо­лодная ирония Честертона сможет даже импонировать. Одна­ко — и в этом выражается, по-видимому, только необыкновен­ная сложность феноменологии бессознательного — каждая из перечисленных выше намеченных Фрейдом форм проявления последнего, действительно (как это показали десятилетия, ис­текшие после того, как Фрейд впервые дал этим проявлениям интерпретацию, основанную на идее бессознательного) тако­вой и является, выступая как феномен, который позволяет бессознательное изучать объективно, выявляя его скрытые за­кономерности и характерные свойства.

Фрейд, несомненно, допускал ошибки, и подчас довольно грубые, но заключались они не в том, над чем иронизировал Честертон.

Легко понять, что внимание Фрейда обращалось, с самого начала его работы над теорией психоанализа, — особенно при контактах с широким кругом лиц, не связанных с психоанали­зом профессионально, — преимущественно к наиболее ярким, впечатляющим проявлениям активности бессознательного. Это была позиция, вполне естественная для исследователя, пропагандировавшего идеи новые, нелегко понимаемые и ломавшие устоявшиеся традиции. Однако при всей эффектно­сти подобных проявлений неосознаваемой психической дея­тельности последние обнаруживали, как правило, пусть весьма важные, но, тем не менее, лишь частные аспекты этой актив­ности. Более же ее общие принципы и функции, проявляю­щиеся не в форме отдельных клинических или психологических эпизодов, а, скорее, как постоянно присутствующий в психической жизни человека ее скрытый фон, как некий ее психологический Hmtergrund, интересовали Фрейда, по-види­мому, меньше. Возможно, что в этом сказалось то, что его взгляды формировались в гораздо большей степени под влия­нием французской психиатрии и психотерапии, французских концепций истерии и гипноза, чем классической немецкой фи­лософии XIX в. с ее настойчивыми попытками интуитивного разрешения проблемы бессознательного, для рационального и экспериментального исследования которой этот век, несмот­ря на весь блеск порожденных им идей, еще совсем, конечно, не был готов.

О каких же общих, не эпизодических, а скорее перманент­но проявляющихся при бодрствующем состоянии сознания формах активности бессознательного мы можем сегодня гово­рить? Здесь нам хотелось бы напомнить четыре такие формы, в условиях которых неосознаваемые психические процессы вы­полняют особенно важную роль: это а) переработка на неосоз­наваемом уровне осознанно или неосознанно воспринятой ин­формации с последующим вынесением осознаваемых решений; б) роль неосознаваемой психической деятельности в форми­ровании осознаваемого речевого высказывания; в) продолжаю­щаяся зависимость поведения человека от его неосознаваемых психологических установок даже в фазе переключения его внимания на события большей для него значимости (феномен «оттеснения» переживаний от «области ясного осознания»); и, наконец, г) перестройка под влиянием переживаний, «вы­тесненных» из сознания, «значимости» для субъекта осознан­но или неосознанно воспринимаемых им элементов его внеш­него или внутреннего мира. К этой последней динамике, кото­рую можно определить как семантический аспект выражения бессознательного, следует отнести также неосознаваемость человеком степени значимости для него определенных фактов и соотношений, длящуюся до тех пор, пока в силу неудовлет­ворения каких-то его потребностей эти соотношения и факты не начинают им более или менее отчетливо осознаваться.

Каждая из этих четырех форм проявления неосознаваемой психической деятельности имеет на сегодня уже свою историю, хорошо иллюстрируя ту эволюцию смысла научных ка­тегорий, о которой мы говорили в начале статьи. Мы остано­вимся сейчас на каждой из этих форм проявления активности бессознательного, — кратко на первых двух и детальнее на двух последних, как наиболее для нас в настоящем контексте важных и сравнительно еще мало изученных.

Вопрос о роли бессознательного в процессах переработки осознанно или неосознанно воспринятой информации подвер­гался рассмотрению на протяжение десятилетий исследовате­лями самой различной ориентации, — от Вундта, Джемса, Гефтинга, до Пиаже, Валлона, Адамара, Арнаудова и всех тех, кто пытался связывать вопросы этой переработки с идеями совре­менной теории машинного интеллекта. И если в старой лите­ратуре реальность процессов неосознаваемой переработки информации широко обосновывалась данными самонаблюде­ний и другими психологическими аргументами, то в более по­зднее время с этой же целью стали использовать данные, указывающие на существование форм работы мозга, порожда­ющих негэнтропические эффекты (т. е. стремящихся к наведе­нию информационного «порядка», каким является, по суще­ству, любой логический вывод, нахождение решения любой задачи). <...>

Огромное значение, роль и смысл введенной в психологию Д. Н. Узнадзе категории психологической установки раскры­вались далеко не сразу. Чтобы этот процесс точнее охаракте­ризовать, следует напомнить прежде всего тот небезынтерес­ный факт, что как «модель будущего» Н. А. Бернштейна, так и «акцептор» действия П. К. Анохина оказались, имплицитно, уже в какой-то степени предвосхищенными идеей установки, хотя -зарождение последней более чем на два десятилетия предшествовало вхождению в литературу двух других членов этой «великолепной тройки» («модель будущего» представле­на в идее установки, потому что последняя — это всегда уста­новка на что-то определенное, на «модель» действия, которой еще только предстоит реализоваться в будущем; установка оказывается одновременно и своеобразным «санкционирую­щим акцептором действия», потому что, активировав действия, приводящие к удовлетворению потребности, она как бы самоликвидируется). <...>

Если мы полагаем, что неосознаваемые психические Про­цессы, как и осознаваемые, связаны с функцией переработки информации и на этой основе — с функцией управления пове­дением, то мы вынуждены допустить, что не менее интимно они связаны также с формированием и использованием пси­хологических установок, ибо без опосредующей роли послед­них, без придания установками определенного значения воспринимаемым сигналам, т. е. без превращения сигналов установка­ми в нечто оцениваемое, никакой детерминации сигналами дальнейшего поведения произойти принципиально не может. Не трудно понять как всю фундаментальность этого положе­ния для теории бессознательного, так и то, что имплицитно такое понимание уже давно содержится в хорошо известном отрицании Д. Н. Узнадзе возможности «прямой» (неопосредо­ванной) связи между стимулом и реакцией. Всю глубину этой мысли Узнадзе и вытекающие из нее последствия мы, однако, по-видимому, только сейчас начинаем как следует понимать.

Сказанное выше подчеркивает также, что психологическая установка это, безусловно, нечто большее, чем просто «готов­ность» к развитию активности определенного типа. Ее функ­цией является не только создание потенциального «предрас­положения» к еще не наступившему действию, но и актуаль­ное управление уже реализующейся эффекторной реакцией (или процессом восприятия сенсорного образа) на основе того, что в условиях данной психологической установки является для субъекта наиболее значимым.

Идея связи проблемы установок с проблемой значимости нам представляется важной по нескольким причинам. И пер­вая из них заключается в следующем.

Выше, говоря о характере объясняющих категорий, к кото­рым прибегал Фрейд в начале своей работы над теорией пси­хоанализа, мы подчеркнули одну их интересную особенность. Это были категории, если можно так выразиться, своеобразно­го «пространственно-динамического» типа. Фрейд (как и вслед за ним Л. С. Выготский) говорил о существовании раз­ных «сфер» осознаваемого и бессознательного; о «перемещении» психических содержаний из одной из этих сфер в дру­гую; об «обходных путях», используемых бессознательным для прорыва преград, отделяющих его от «области» осознава­емого; о существовании, наряду со сферой бессознательного, также ограниченности «области» подсознания. Даже сам, ставший в наши дни общеупотребительным термин «вытесне­ние», несет на себе неизгладимый отпечаток этого «простран­ственно», или, если угодно, «топографически-динамического» подхода к проблеме функциональной архитектуры сознания. Именно отсюда вытекает, что почти все создаваемые психоло­гией картины работы сознания имеют форму систем метафор, т. е. попыток изобразить эту работу с помощью категорий, формируемых не ad hoc, а заимствуемых для «наглядности» у других областей знания, в которых предметом изучения явля­ются разновидности процессов материальных.

Почему возникает такое «заимствование»?

Ответ на этот вопрос довольно прост, но он принижает цен­ность или, точнее, совершенство того главного, что создал че­ловек, — возможностей его речи и поэтому довольно неохотно нами принимается. А суть дела заключается в том, что речь человека возникла и развивалась вовсе не для того, чтобы он занимался самопознанием, анализом своих чувств и мыслей и спорами о «вечных ценностях», а для того, чтобы он изготов­лял материальные орудия труда, защищался от опасностей, добывал пищу и воспитывал своих детей. Для удовлетворения именно этих его основных потребностей формировалась его речь и создавался ее категориальный аппарат. И поэтому, ког­да развитие цивилизации позволило человеку перейти к изу­чению его собственного внутреннего мира, он оказался воином без соответствующего оружия, и ему не оставалось ничего дру­гого, как применять категории, предназначенные для позна­ния мира «внешнего», к анализу мира «внутреннего», т. е. пой­ти дальше только путем широкого использования различных, в том числе и «пространственно-динамических», метафор. <...>

Когда мы перестаем фиксировать внимание на определен­ной эмоции, например на чувстве любви, эмоция от этого, ко­нечно, не исчезает. Но в какой форме, в каком смысле она сохраняется? Она сохраняется в том смысле, что, будучи однаж­ды испытана, она перестраивает определенным образом всю систему нашего поведения, создает (независимо от того, осо­знается ли она в данный момент, или нет) определенную на­правленность, избирательность наших действий, стремление реагировать определенным образом на стимулы, бывшие ра­нее индифферентными, предпочтительность одних поступков и избегание других, словом, создает то, что не только в психо­логии, но и в обыденной речи называется определенной пси­хологической установкой. Именно в этом, и только в этом смысле мы можем говорить, что наши чувства стойко сохра­няются в нас, несмотря на то что явления, к которым прико­вывается наше внимание, содержания наших осознаваемых переживаний (будучи непрерывно «оттесняемыми») калей­доскопически динамичны. Можно поэтому, обобщая, сказать, что наши эмоции, аффекты, стремления существуют в нас стойко только потому, что на протяжение определенных фаз своего существования они выступают как системы неосозна­ваемых психологических установок, обеспечивая тем самым единство личности субъекта и последовательность его поведе­ния. Представление же, по которому неосознаваемость пере­живания объясняется сдвигом этого переживания в «особую» психическую сферу, следует оценивать, в лучшем случае, как попытку описывать очень сложные психологические факты только метафорически, без помощи специально для этого раз­работанных достаточно строгих научных понятий.

Мы видим, таким образом, что в ряду многих функций, выполняемых психологическими установками, фигурирует не только управление нашим поведением (о чем мы подробно го­ворили :выше). Психологические установки образуют как бы остов, стержень, психологический «костяк», обеспечивающий внутреннюю увязанность разных фаз нашего существования, вопреки бесконечному разнообразию конкретных содержаний сознания, с которыми каждая из этих фаз связана. <...>

Хорошо известно, что, согласно исходной схеме Фрейда, тенденция к вытеснению определенных переживаний возни­кает главным образом в тех случаях, когда эти переживания в силу разного рода социальных запретов или конфликтов с другими антагонистично ориентированными переживаниями не могут найти своего адекватного выражения в поведении. Такая ситуация провоцирует обычно, в порядке психологиче­ской защиты субъекта, весьма болезненный для него процесс перестройки предсуществующей у него «иерархии ценностей» внося изменения в значимость, которую имеют для него раз­личные элементы окружающего его внешнего или его соб­ственного внутреннего мира. Поэтому вытеснению предше­ствует, как своеобразный его «пролог», активная работа созна­ния по понижению значимости того, что вносит «беспорядок» в душевную жизнь, дезорганизует ее, повышая, если можно так выразиться, уровень ее энтропии, и именно поэтому под­лежит вытеснению.

С особой отчетливостью можно наблюдать подобные про­цессы, например, при психических травмах типа обиды, оскор­бления, нанесенного субъекту другим конкретным лицом, или утраты чего-то ценного. В подобных случаях вся энергия пси­хологической защиты обиженного или утерявшего полностью направляется на постепенное понижение значимости, кото­рую имеют для него ситуация обиды или то, что было утраче­но. Если работа этой формы защиты оказывается успешной, то возникает постепенное устранение из осознаваемой душевной жизни эпизода обиды или эпизода потери, вплоть до полной их амнезии. Если же нет, то развиваются сложные картины, в которых осознаваемое причудливо переплетается с неосозна­ваемым, а исход может быть в психологическом отношении весьма полиморфным.

При рассмотрении всех этих феноменов исходным для анализирующего является то обстоятельство, что наличие конфликтов, внутренних противоречий в области пережива­ний, имеющих высокую степень значимости для субъекта, яв­ляется серьезным фактором риска для его душевного здоровья и потому его психика стремится самыми разными способами устранить подобные конфликты.

Если поэтому понижение значимости психически трав­мировавшего фактора, о котором мы упомянули выше, не уда­ется, то может активироваться другой тип психологической защиты, имеющий характер своеобразного «замещения» того, что подлежит вытеснению, другой «иерархией ценностей», т. е. создания вместо системы травмирующих переживаний другой системы значимого, выступающей как структура ком­пенсирующая, но зато более легко выразимая в поведении.

Так, тоскующий, страдающий от одиночества старик может глубоко привязаться эмоционально к домашнему животному (вспомним «Муму» И. С. Тургенева); так, подросток, сосколь­знувший на путь аморального поведения, может окружить последнее ореолом «романтики», ореолом «вызова», который он бросает не признающему его обществу и тем самым восста­навливает в своих собственных глазах свой престиж, заглушая этим в действительности лишь вытесняемое чувство недо­вольства собою; так, подавляемый страх, в котором субъект из соображений престижа ни другим, ни самому себе признавать­ся не хочет, может способствовать возникновению у него рез­ко выраженной агрессивности в отношении того, кто этот страх внушает. Возможность защитной организации подоб­ных «замещающих» смысловых структур крайне полиморфна и встречается, по-видимому, гораздо чаще, чем это принято думать. <...>

Бессознательное — это, говоря простым языком, мятеж­ный, не покорившийся сознанию и потому «заточенный» оби­татель «глубин души». А расстройства и тенденция поведения человека — это проявление протеста этого «заточенного» оби­тателя или результаты давления, которое он оказывает на про­тивящееся ему, но тем не менее непрерывно ему уступающее сознание. Идея существования особой «сферы» бессознатель­ного, отграниченной от сферы сознания, идея антагонизма этих «сфер», миграции переживаний из одной из последних в другую и роль психоанализа, как единственного метода, позволяющего выявлять бессознательное, создавать ему воз­можность выхода в поведение, снижая создаваемое им патоло­гическое напряжение и тем самым ликвидировать болезнь, — доведены здесь до логического конца и предельно заострены. Но именно поэтому с особой яркостью выступают как заман­чивая простота этой схемы, так и... принципиальная ее непра­вильность, недопустимое ее отвлечение от фактора значимо­сти переживаний и ее схематизм, вследствие которого язык

метафор полностью вытесняет в ней все то, пусть немногое, но тем более важное, что нам стало известно, ценой огромных усилий, о реальных механизмах активности бессознательного.

Чтобы охарактеризовать столь же кратко, как это было сде­лано сейчас в отношении концепции «сфер», точку зрения на природу бессознательного, представленную в большинстве статей настоящей монографии, мы сказали бы так: бессозна­тельное для нас — это не «обитатель глубин», а только обобще­ние, к которому мы прибегаем, чтобы отразить способность человека к целенаправленному регулированию поведения и его соматических коррелятов (в широком понимании этих терминов, включающем процессы переработки информации и активность речи), происходящему без непосредственного уча­стия феномена «осознания». А на предыдущих страницах мо­нографии мы пытались показать, к каким категориям, поняти­ям и методам были вынуждены прибегать те, кто пытался раз­рабатывать теории такого регулирования, учитывая в высшей степени сложную диалектику отношений, существующих между «осознаваемым»» и «неосознаваемым». Акцент же при обсуждении структуры поведения и клинических феноменов мы ставили не на проявлениях активности бессознательного, как такового, а на нарушениях «упорядоченности» или, на­против, на уменьшении, устранении противоречий, конфликт­ное в душевной жизни индивида, видя именно в этой дина­мике, а не в «осознании» или «неосознании» вытесненного важ­нейший фактор и пато- и саногенеза. Роль, которую в этой связи играет и в здоровье и в болезни человека консонанс или, напротив, диссонанс его психических установок, очевидна.

Упоминая об этой позиции, нельзя не отметить, что среди более прогрессивных представителей западной психологии и психотерапии (А. Аммон, Л. Шерток и др.) также наблюдается все более ускоряющаяся эволюция мысли в сходном направле­нии. Чтобы это проиллюстрировать, мы приведем сейчас диа­лог, сымпровизированный одним из современных наиболее крупных французских теоретиков психоанализа С. Видерманом: «Среди самих психоаналитиков все больше проявляются признаки разлада, оговорки, оспариваемые положения, а в последнее десятилетие все более внятно звучат голоса, указывающие на прогрессирующую растерянность... Но в конце кон­цов на фундаментальный вопрос нужно будет отвечать без уверток: являются ли клинические симптомы эффектом вы­теснения? Вполне вероятно. Становится ли устранение вы­теснения невозможным или затрудненным вследствие контр ­силы, называемой сопротивлением? Уверенный ответ здесь невозможен. Являются ли устранение вытеснения путем ин­терпретации (симптомов) и ликвидация (на этой основе) кли­нических нарушений твердо установленными достижениями психоанализа? Строго говоря, ответ должен быть отрица­тельным»[79].

Для тех, кто знаком с представлениями о природе бессо­знательного, о роли вытеснения, о терапии, основанной на его осознании, и т. п., звучавшими в западной литературе послед­него десятилетия, должно быть очевидно из приведенного от­рывка, какой глубокий кризис переживает современная запад­ная клиническая психология, затрагивая проблему бессозна­тельного, и какой трудный процесс переоценки традиционных для нее толкований в ней происходит. <...>

Хорошо известно, какой разрушительной силой обладает слово, несущее тягостную, трагическую информацию, и мы представляем себе патофизиологические и биохимические механизмы таких воздействий. Но знаем ли мы как, подчиня­ясь каким закономерностям стимулируют психологическую и физиологическую защиту слова противоположного регистра, слова, говорящие об эмпатии, слова, преодолевающие чувство одиночества, углубляющие связь человека с миром? Утверж­дать это было бы иллюзией.

К этому надо добавить, что более широкое использование в клинической практике идей «сочувствия», «добра», «люб­ви» — это отнюдь не отказ от научного подхода к проблеме этих нравственных и философских категорий. Напротив, это подъем их проблематики на новый, более высокий теоретиче­ский уровень. Это — придание подобным категориям необыч­ного для них клинического и психофизиологического смысла.

P. M. Грановская

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ВЗРОСЛЫХ[80]

Специфика отдельных механизмов защиты вначале изуча­лась на базе их проявления у взрослых людей. И только потом внимание исследователей обратилось к более сложной зада­че — изучению специфики детских защитных механизмов. В данной книге мы используем такую же логику, идем тем же путем. В связи с тем что основной темой данной книги являет­ся анализ защиты у детей, защитные механизмы у взрослых мы только перечислим[81]. Однако, рассмотрев механизмы защи­ты взрослых, мы тем самым очертим то феноменологическое пространство, к которому будет стремиться защита ребенка в процессе его индивидуального развития.

1. Отрицание— это стремление избежать новой информа­ции, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе. Защита проявляется в игнорирова­нии потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе восприни­мающей системы. Отрицание характеризуется тем, что внима­ние блокируется на стадии восприятия. Информация, проти­воречащая установкам личности, не принимается. Чаще дру­гих механизмов защит отрицание используется внушаемыми личностями и нередко преобладает при соматических заболе­ваниях. Здесь снижение тревоги достигается путем изменения восприятия внешней среды. Это очень опасное положение, поскольку при этом, отвергая определенные аспекты действи­тельности, человек начинает всеми силами сопротивляться жизненно важному лечению.

Отрицание рассматривается как отказ признавать трав­мирующую реальность, как прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую систему. Оно позволяет человеку пере­рабатывать трагические ситуации постепенно, поэтапно. Из­бегание может возникнуть как естественный способ уда­литься от стресса (наказания) и его источника (родителей). Дети, чье поведение удалось изменить сильными физически­ми наказаниями, с большой долей вероятности будут склонны к бессознательному отрицанию тех норм, которые им пыта­лись привить таким образом.

Примитивное отрицание — один из главных механизмов подавления страха, с помощью которого опасность как бы ото­двигается и прекращает свое существование. Оно чаще всего наблюдается у людей пассивных, инертных, бездеятельных. Человека с отрицанием как ведущим механизмом защиты от­личают эгоцентризм, внушаемость, самовнушаемость, арти­стические и художественные способности, отсутствие само­критики и богатая фантазия. В крайних проявлениях обнару­живается демонстративность поведения, а при патологии — истерия.

2. Вытеснениесвязано с избеганием внутреннего конфлик­та путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемо­го мотива своего поведения. Можно сказать, что неосознан­ным остается глобальный смысл вполне осознаваемых дей­ствий, поступков и переживаний. Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, и тем самым обеспечи­вает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что рань­ше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вто­рично, и поэтому удерживается в памяти. В дальнейшем этому вытесненному побуждению не позволяется проникать в об­ласть сознания в качестве причины данного поступка. Исклю­чение мотива переживания из сознания равносильно его забы­ванию. Причина подобного забывания —-намерение избежать дискомфорта, которое вызывается данным воспоминанием.

3. При подавлении,как и при вытеснении, защита прояв­ляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Подавление вступает в действие лишь тог­да, когда тенденция нежелательного действия достигает оп­ределенной силы. В этих условиях соответствующие следы снабжаются как бы специальными метками, которые и затруд­няют последующее произвольное воспоминание события в це­лом — блокируют их. В то же время, информация, маркирован­ная таким образом, в памяти сохраняется. При подавлении страх блокируется путем забывания реального стимула и об­стоятельств, связанных с ним по ассоциации. Обычно подав­ление проявляется при сдерживании эмоции страха и преодо­лении зависимости от агрессора.

4. Рационализация— это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринима­емой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Суть рационализации — в отыскании места для испытываемого побуждения или совер­шенного поступка в имеющейся у человека системе внутрен­них ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы. Это подыскивание разумных объяснений постфактум, с целью получения для себя индульгенции. Для этого неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преоб­разовывается и после этого осознается, но уже в измененном виде. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем. У них за счет рационализации происходит частичное снятие возникшего напряжения. Установлено, что рационализация формируется тем быстрее, чем чаще и силь­нее человек испытывает субъективное ощущение несправедли­вости наказания. При этом в процессе рационализации может осуществляться дискредитация цели или жертвы. Например, цель может переоцениваться как «не настолько желательная, чтобы рисковать».

Одна из разновидностей рационализации — уклончивость. Лица, склонные к этому виду защиты, часто похожи на персо­нажей тех сказок, в которых герой, будучи преследуемым, пре­вращается в рыбу; не чувствуя себя в безопасности и в этом обличье — превращается в оленя, а если его догоняют, то обо­рачивается птицей и улетает. Их трудно связать каким-либо их обещанием, они отказываются от всего, что сказали, уверяя, что имели в виду совсем другое. При этом, с субъективной точ­ки зрения, — они правдивы. Ведь правда — это то, что человек говорит и думает, когда он не лжет. Когда он говорит искрен­не — он говорит правду. Но совсем не обязательно, что эта правда соответствует объективной реальности, истине.

5. Проекция— вид защиты, который связан с бессознатель­ным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладывания ответствен­ности за то, что происходит внутри «Я», — на окружающий мир. С этой целью границы «Я» расширяются настолько, что­бы человек, на которого осуществляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуще­ствить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим соб­ственным представлениям и состояниям наружу.

После осуществления проекции, относясь к ним как к вне­шним, человек избегает необходимости принимать их как соб­ственные. За счет этого у него полностью блокируется осозна­ние своей вины, так как он переносит ответственность за свои поступки на окружающих. В этом плане проекция выступает как попытка справиться с недовольством собой путем припи­сывания неких качеств или чувств другим людям. Такая пере­ориентация позволяет защититься от неприятия себя окружа­ющими. Вместе с этим положительным эффектом возникает видение мира как угрожающей среды. А если среда угрожает, то это оправдывает собственную критичность и чрезмерное неприятие окружения. Когда среди других механизмов защи­ты акцентируется проекция, в характере могут усиливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, обидчивость, честолю­бие, ревность, нетерпимость к возражениям, тенденция к ули­чению окружающих.

6. Идентификация— разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвыше­ние себя до другого тоже осуществляется путем расширения границ «Я». Однако, в отличие от проекции, процесс направлен в другую сторону. Не от себя, а к себе. За счет этих переме­щений проекция и идентификация обеспечивают взаимодей­ствие личности с окружающей социальной средой, создают незаменимое для процесса социализации чувство отождеств­ления. Идентификация связана с процессом, в котором чело­век, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мыс­ли, чувства и действия. Переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние единения, сочув­ствия, соучастия, симпатии, т. е. почувствовать другого через себя и тем самым не только понять его существенно глубже, но и избавить себя от чувства отдаленности и порожденной этим чувством тревоги.

В результате идентификации осуществляется воспроизве­дение поведения, мыслей и чувств другого лица через пережи­вание, в котором познающий и познаваемое становятся еди­ным. Этот механизм защиты используется как бессознатель­ное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь повышения самооценки. Одним из проявлений иденти­фикации выступает предупредительность — самоотождеств­ление с ожиданиями других людей. Важно обратить внимание на то, что становление идентификации имеет своим следстви­ем и ограничение агрессии против человека, с которым иденти­фицируются. Этого человека щадят и помогают ему. Человек, у которого ведущим механизмом защиты является идентифи­кация, тяготеет к занятиям спортом, коллекционированию, литературному творчеству. При акцентуации возможны про­явления высокомерия, дерзости и амбициозности.

7. Отчуждение— это защита, приводящая к изоляции, обо­соблению внутри сознания особых зон, связанных с травми­рующими факторами. Отчуждение провоцирует распад обыч­ного сознания: его единство дробится. Возникают как бы от­дельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать своими собственными восприятием, памятью, уста­новками. Вследствие этого некоторые события воспринима­ются по отдельности, а эмоциональные связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Можно ска­зать, что отчуждение осуществляет защиту личности путем

отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания.

8. Замещение— это защита от тревожащей или даже не­стерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недо­ступного» объекта на другой объект — «доступный», или за­мены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного не­удовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты свя­зан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагиро­вания для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход. Существенно, что наибольшее удовлетво­рение от действия, замещающего желаемое, возникает тогда, когда их мотивы близки, т. е. они размещены на соседних или близких уровнях мотивационной системы личности. Замеще­ние дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Оно имеет две разные формы: замещение объекта и замещение потребности. В пер­вом случае снятие напряжения осуществляется путем перено­са агрессии с более сильного или значимого объекта (являю­щегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.

Особенности защитного поведения людей с акцентуацией защиты по типу замещения — это импульсивность, раздра­жительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику. Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борь­ба и т. п.) Такие люди предпочитают фильмы со сценами на­силия, а профессию выбирают, связанную с риском. Вместе с акцентуацией по типу замещения могут обнаруживаться жес­токость, неуправляемая агрессивность и аморальность.

9. Сновидение— вид замещения, в котором происходит переориентация, т. е. перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. При этом чем боль­ше комплекс подавляется, тем более вероятно, что он будет аккумулировать энергию в бессознательном и угрожать созна­тельному миру своим вторжением. Тайное покаяние, тайные угрызения совести приводят к прорыву их в сновидении. В сновидении конфликт устраняется не на основе его логиче­ского разрешения и не на основе трансформации, что харак­терно для защиты по типу рационализации, а с помощью язы­ка образов. Возникает образ, примиряющий антагонистиче­ские установки и тем самым снижающий напряженность. Так, сцена перехода через мост может служить метафорой необхо­димости принятия важного решения или существенного изме­нения в жизни. Падение напряженности одновременно устра­няет надобность в вытеснении. Сны постоянно что-то компен­сируют и дополняют. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от реальности, сон проявляет тенденцию к расширению зоны допустимых восприятий и представлений.

10. Сублимация— это замещение инстинктивного дей­ствия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям. Такая за­мена требует принятия или, по крайней мере, знакомства с этими ценностями, т. е. с идеальным стандартом, в соответ­ствии с которым избыточные сексуальность и агрессия объяв­ляются антисоциальными. Сублимация способствует социа­лизации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточ­но поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии челове­ка, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обще­ством — творчество. Сублимация — это способ уклонения на иной путь разрядки напряженности.Она является наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому ре­зультату. Тогда чувство освобождения мыслей, просветление занимают место сексуального удовлетворения. Успех субли­мации зависит от степени, до которой новое поведение отвеча­ет цели первоначального поведения. При акцентуации субли­мация может обнаруживаться ритуальными и другими навяз­чивыми действиями.

11. Катарсис— защита, связанная с таким изменением цен­ностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирую­щего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привле-

кается некая внешняя, глобальная система ценностей, по срав­нению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости. Изменения в структуре ценностей могут происходить только в процессе мощного эмоционального на­пряжения, накала страстей. Система ценностей человека весь­ма инерционна, и она сопротивляется изменениям до тех пор, пока не возникнут раздражения столь мощные или столь не соответствующие всей наличной системе норм и идеалов чело­века, что они сломают защитный барьер всех других форм пси­хологической защиты. Следует особо подчеркнуть, что катар­сис несет с собой очистительный эффект. Катарсис — это и средство защиты личности от необузданных импульсов (свое­го рода клапан, спасающий от примитивных инстинктов), и способ создания нового направления в устремленности в бу­дущее.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Предисловие... Раздел I Общее представление о сознании Сознание как психологический... У Джемс Поток сознания...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Серия «Хрестоматия по психологии» Составитель Л. В. Куликов   Главный редактор В. Усманов Зав. психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психол

Чувственная ткань сознания
Развитое сознание индивидов характеризуется своей пси­хологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный с

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму пси­хического отражения, порождаемого предметной деятельно­стью субъекта. Однако у человека чувственные образы приоб­ретают новое качество а именно св

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристраст­ность человеческого сознания. Ее проявления видели в изби­рательности внимания, в эмоциональной окрашенности пред­ставлений, в зависимости поз

О терминах
Психологика стремится к строгой терминологии, а потому различает теоретические термины, включенные в логическое описание психического, и эмпирические термины, предназна­ченные для описания

Проблема сознания как логический парадокс
Среди всех загадок психологии наиболее таинственно вы­глядит проблема сознания. «Центральной тайной человече­ской психики.» называет сознание А. Н. Леонтьев (1975). «Ис­пытанием величайшей тайны» н

Структура сознания: характеристика компонентов
Одни из первых представлений о структуре сознания при­надлежат 3. Фрейду. Его иерархическая структура: подсозна­ние, сознание, сверхсознание,— видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал. Н

Структура сознания: Общие свойства
Наблюдаемость компонентов структуры. Биодинамиче­ская ткань и значение доступны постороннему наблюдателю, различным формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны са

Самосознание в мире сознания
Обсуждение проблемы мира, или миров, сознания необхо­димо для того, чтобы обосновать необходимость и достаточ­ность выделенных в структуре сознания компонентов, его образующих. В классической парад

Теоретический анализ проблемы значения
Понятие «значение» является одним из основных понятий теоретического аппарата отечественной психологии. Практи­чески в любом разделе психологической науки исследователи так или иначе затрагивают пр

Формы существования значения в индивидуальном сознании
Исследование функционирования значения в человеческом сознании требует рассмотрения реальных психологических процессов, в форме которых существуют как индивидуальные значения, так и личностные смыс

Сознание и бессознательное
Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное яв

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ[67] Стадии жизни
<...> Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становят­ся сознательными.

Структура души
<...> Психика как отражение мира и человека — это пред­мет такой безграничной сложности, что ее можно наблюдать и изучать с самых разных сторон. Душа ставит перед нами ту же проблему, что и м

Личное и коллективное бессознательное
Как известно, с точки зрения Фрейда содержание бессо­знательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого харак­тера. Вытеснение — это процес

Трансцендентная функция
В термине «трансцендентная функция» нет ничего таин­ственного или метафизического. Он служит для обозначения психологической функции, по своему характеру сопоставимой с тематической функцией того ж

Мгновенное целое: состояние сознания
...Впервые на протяжении нашего феноменологического исследования переживаний, мы затрагиваем идею целостно­сти, а именно — такой тип целостности, который проявляется в непосредственном, мгновенном

Внимание и флюктуации сознания
Внимание.Внимание определяет ясность наших пережи­ваний. Взяв за основу второй"из приведенных выше аспектов понятия «внимание» — т. е. внимание как ясность и отчетли­вость пси

Общественная детерминация индивидуального сознания
Общественно-историческая обусловленность взаимосвя­зей между человеком и природой составляет важнейшее звено в цепи материальной детерминации сознания. Само собой ра­зумеется, в этой цепи особое ме

Стадиальность развития индивидуального сознания и труд
Сознание как высшая форма психики характеризуется ря­дом признаков. К числу их относится активный характер от­ражения, включающий не только моделирование свойств вне­шних воздействий, являющихся ис

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР
ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ[90] Исходя из традиционного марксистского политэкономи-ческого образа мысли, характерного для нашей страны в по­следние три четверги ве

Социокультурный миф как основа генезиса других форм мифологии
В социокультурном мифе в рамках единого целого с само­го начала объединяются как логико-рациональные, так и об­разно-эмоциональные компоненты, которые обычно оказыва­ются четко соотнесенными с опре

О двойственной функции мифа
Двоякая функция мифа в обществе в настоящее время уже не вызывает сомнений. В условиях взаимоисключающих тре­бований, неопределенности и нестабильности среды, неясно­сти целей развития, деформирова

Миф и нравственность
Мифологизация сознания становится особенно опасной, когда ослабевает влияние нравственных начал в жизни обще­ства. В этом случае мы имеем дело с культивированием сил зла. Наше время дает этому мног

Миф и идеология
Миф приобретает реальную силу, когда соединяется с иде­ологией. Поэтому непосредственную опасность для социума имеет не сам по себе миф, а миф идеологизированный. Миф по самому своему суще

О РОЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ[99] Противоречия между индивидом и социумом сохранялись (с колеблющимися показателями напряженности) на протя­жении всей истории чел

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ[125] Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно созна­нием и ведущим методом исследования был метод интро­спекции, то открытие 3. Фрейдом б

Завоевание внутреннего рая
Начиная с древнейших времен, человек всегда искал и ис­пользовал всевозможные способы и средства, облегчающие его пребывание в естественной среде и позволяющие улуч­шить состояние здоровья или умен

К ВОПРОСУ О СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
РАССТРОЙСТВ СОЗНАНИЯ[130] <...> Исследования последних лет убедительно показали значение для состояния сознания функциональных взаимоот­ношений разл

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Альфа-ритм— основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых — 8-13 Гц, средняя амплитуда — 30-70 мкВ с характерным перио­дическим усиле

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ
Аллахвердов Виктор Михайлович(род. 1946) — доктор психологических наук, профессор. Окончил факультет психо­логии ЛГУ (1971). С 1975 г. по 1997 г. преподавал в Ленин­градском инстит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги