рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ Возрождения России[90] Исходя Из Т...

ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ[90]

Исходя из традиционного марксистского политэкономи-ческого образа мысли, характерного для нашей страны в по­следние три четверги века, все, что произошло с нашим обще­ством, его всеобъемлющий кризис — все это является след­ствием лишь экономических и политических причин.

Однако есть и другие философские подходы к обществен­ной жизни, в частности в русской философии начала XX в.,

которая затем продолжала развиваться в русском зарубежье (И. А. Ильин, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов и др.). Так, Иван Ильин, анализируя причины большевистско­го переворота 1917 г. в России, писал в 1948 г.: «Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бес­спорны. Но сущность ее гораздо глубже политики и экономи­ки, она духовна.

Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости. Кризис русского национального характера. Кризис русской се­мьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры»[91].

Духовно-ценностный кризис перехода от чувственной к идеациональной (духовной, религиозной) культуре как ис-тшгную детерминанту уже всеобщего глобального кризиса XX в. доказывал в 40-х гг. другой русский мыслитель Пити-рим Сорокин, который утверждал это, опираясь на материалы широчайших эмпирических исследований: «Кризис чрезвыча­ен в том смысле, что он, как и его предшественники, отмечен необычайным взрывом войн, революций, анархии и кровопро­литий; социальным, моральным, экономическим и интеллек­туальным хаосом; возрождением отвратительной жестокости, временным разрушением больших и малых ценностей челове­чества; нищетой и страданиями миллионов — потрясениями значительно большими, чем хаос и разложение обычного кри­зиса»[92].

И в наше время этот путь русской мысли продолжается. Эмигрант последней волны, выпускница Ленинградского уни­верситета философ Татьяна Горячева пишет: «Как во сне живем мы в Европе. Забытие реальности происходит и оттого, что за­быты ценности... Высшая ценность — Бог, перестав существо­вать, лишила опоры и весь остальной космос ценностей»[93].

Что же произошло в нашей стране и со всеми нами за по­следние годы в свете подобного философского и социально-психологического подхода к общественной жизни? Анализ показывает, что жестокий кризис «перестроенных» и постпе-рестроечных лет имеет свои истоки еще в начале века, когда несколько русских мыслителей в знаменитом сборнике «Вехи» (1909 г.) обратили внимание российского общества на опасно­сти и ущербность его идейного развития, прежде всего образа мыслей интеллигенции. Участники «Вех» сделали глубокие выводы-предупреждения о господстве нигилизма и атеизма среди русской интеллигенции, об ее сомнительной «просвети­тельской», пропагандистской деятельности, ибо «разрушение в народе вековых религиозно-нравственных устоев освобож­дает в нем темные стихии» (С. Н. Булгаков). Однако ни тра­гический опыт революции 1905 г., ни предупреждения «вехов­цев» не были восприняты российским обществом. Вскоре «темные стихии» нашли страшное воплощение в годы новой революции и гражданской войны (в том числе в убийстве цар­ской семьи), в терроре 30-х послевоенных лет.

Вместе с тем нельзя не видеть и позитивных явлений, происшедших в процессе строительства социализма в нашей стране, особенно в 50-60-е гг. (воплощение прав на труд, отдых и жилище, бесплатные образование и медицинская помощь, дух коллективизма и нестяжания, высокий престиж науки и культуры и др.). Тем не менее свыше 70 лет воинствующего атеизма и варварского разрушения храмов, идолопоклонства и массовых репрессий, официального лицемерия и двойной морали не могли пройти для России и россиян бесследно, подорвав их духовно-нравственные силы и приведя к пере­рождению и деморализации значительной части общества, в первую очередь номенклатуры и партократии, а также вызвав к жизни коррумпированные и мафиозные социально-профес­сиональные группы и кланы. Деградация общественных цен­ностей и морали закономерно вела к экономическому упадку, к повсеместному снижению производительности и качества труда. Столкнувшись с кризисными явлениями в производ­стве, руководство страны прибегло к так называемой «пере­стройке» или «революции сверху».

Теперь, в 1993 г. представляется чем-то почти фантастиче­ским этот, казалось бы, позитивный процесс, начавшийся де­вять лет назад под именем «перестройки» и который тем не менее привел к поистине грандиозному кризису и распаду стра­ны. А ведь феномен перестройки был встречен многими и мно­гими людьми с большими надеждами и ожиданиями. Идеи обновления, инициативы, гласности, а главное — социальной справедливости действительно обнадеживали. Не случайно в 1986-1987 гг. в стране, том числе в Ленинграде, снижалась преступность, уменьшалось количество убийств и само­убийств.

Однако уже в 1980-1989 гг. эти объективные индикаторы степени общественного здоровья стали пениться в отрица­тельную сторону. Такие сущностные показатели, как сокраще­ние браков и рождаемости и, главное, превышение смертности над рождаемостью в начале 90-х гг. в России, в частности в Петербурге, свидетельствуют о том, что наше общество засту­пило опасную черту.

Как известно, практически во всех экономически развитых странах очень высок процент религиозных людей или, осто­рожнее, — называющих себя религиозными (таких по крайней мере более трех четвертей населения, в США, к примеру, свы­ше 90 %). Некоторые мыслители и ученые именно с религиоз­ной моралью связывают успехи этих стран. В России процесс приобщения к религии стал усиливаться с конца 80-х гг. По данным московских исследователей, количество верующих в Москве и Пскове в начале 90-х гг. выросло в три раза и соста­вило около 30 %. По данным наших исследований, проведен­ных в 1992 г., в Петербурге верующими себя считали 28 % опро­шенных, в Ленинградской области — 45 %. В марте 1993 г. чи­сло петербуржцев, называющих себя верующими, выросло до 47 %. Однако, как мы установили, вера у многих носит крайне поверхностный и противоречивый характер, она не включена в важнейшие сферы жизнедеятельности и чувств людей. И все же, по сравнению с неверующими, у верующих был выявлен ряд чаще встречающихся позитивных качеств (например, ве­рующие чаще выбирают ценность чистой совести и верят в су­ществование справедливости, чаще испытывают положитель­ные настроения, раздают милостыню нищим и т. д.).

С другой стороны, шире, чем истинная религиозность, в наше время распространены всевозможные суеверия. Например, 36 % петербуржцев и 27 % жителей области верят в астро­логию, соответственно 43 и 36% верят в сглаз, 30 и 31 % — в визиты инопланетян, 8 и 10% верят даже в чудеса А. Чумака. В других регионах страны подобные суеверия распростране­ны еще больше. Иначе как невероятным коктейлем «плодов просвещения» и «власти тьмы» это не назовешь. Впрочем, чего особенно удивляться, если «астрологические прогнозы на завтра» ежедневно сообщает государственное телевидение России, как ранее союзное телевидение демонстрировало се­ансы А. Кашпировского и А. Чумака. Подобные акции можно отнести к сфере попыток манипулирования массовой психо­логией.

Несмотря на все указанные негативные явления в духовно-психологическом климате нашего современного общества имеются и позитивные тенденции, указывающие на имею­щийся потенциал. Прежде всего обнадеживает сохранность и даже повышение значения ценности чистой совести во всех обследованных группах за исключением недавно возникшей группы предпринимателей и кооператоров, где эта ценность занимает только 8 место (данные опроса богатых бизнесменов в Москве и Петербурге в августе 1992 г. также показали, что ценность нравственности находится у них только на 7-м месте из девяти предложенных ценностей). Значимость нравст­венных ценностей подтверждается и тем фактом, что 86 % опрошенных петербуржцев предпочитают нравственную ре­волюцию политической. Живет в людях и интуитивное чув­ство справедливости выражающееся в вере в возмездие за злые дела (55% в Петербурге, 51 % в области) и в вознаграж­дение за добрые дела (соответственно 46 и 40 %) в этой жизни.

В целом же результаты наших исследований свидетель­ствуют о большой противоречивости, спутанности, даже свое­образной «мозаичности» сознания современного россиянина. К сожалению, советско-российский человек привык за долгие годы тоталитаризма к расхождению между мыслями, словами и делами, к некоей двойной и даже тройной морали. Но в годы перестройки общества из социалистического в капиталисти­ческое людей снова подвергают очередному «промыванию мозгов» при помощи средств массовой информации. Именно во второй половине 80-х гг. началась «обвальная» политиза­ция и «маскультуризация» наших средств массовой коммуни­кации (этой четвертой власти). Основными персонажами и героями средств массовой коммуникации стали политики всех направлений и «идолы потребления» (поп-рок-музыканты, репортеры, королевы красоты, культуристы, сексологи, экстра­сенсы, астрологи и т. п.), в отличие от прежних «идолов произ­водства», по терминологии американского социолога Д. Лоу-энталя. Работники промышленности, сельского хозяйства и других производственных сфер оказались на периферии вни­мания средств массовой коммуникации, что отразило измене­ния прежде всего в общественном сознании, в идеологии на­шего государства. Однако если в США аналогичный процесс проходил в 50-е гг. на фоне материального процветания «об­щества потребления», то в нашей стране — на фоне экономи­ческого развала и общего кризиса (следует отметить, что ра­бота как ценность в западных странах и сейчас остается на од­ном из главных мест в ценностных ориентациях населения).

Множество появившихся в конце перестроечной пятилет­ки телевизионных и радиопрограмм и каналов, газетно-жур-нальных изданий проблемы труда и работы, как известно, во­обще игнорируют, заменив их апологетикой потребительства и стяжательства.

Таким образом, перестроечные экономические, политиче­ские и социально-психологические ошибки (включая энтро­пийную деятельность средств массовой коммуникации) приве­ли в конце 80-х гг. к отчуждению многих людей от ценностей труда, творчества и общественной активности, к «приватиза­ции» и эскапизации ценностных ориентации, а затем и к состо­янию общего разочарования и апатии, что выразилось в дезор­ганизации производства (объем производства за 1991-1992 гг. упал на 35 %), дальнейшем росте преступности и падении мо­рали, в игнорировании большой частью населения выборов в Советы всех уровней и даже референдумов 17 марта 1991 г., 25 апреля 1993 г. и 12 декабря 1993 г.

Как нам представляется, снова во имя очередной «един­ственно верной» догмы (теперь уже «светлого капиталисти­ческого будущего») приносится в жертву духовное и материальное благосостояние десятков миллионов россиян. «Веруя безусловно в преимущество европейской цивилизации, наши доктринеры-чиновники с жадностью хватаются за разные об­разчики европейского прогресса... Для них, проповедующих уважение к личности человеческой, народ — tabula rasa, на которой вырезай резцом, что хочешь! Уроки истории — им ре­шительно нипочем!»[94] Поразительно, что эта слова написаны не сегодня, а еще в XIX в. Иваном Аксаковым. Оказывается, менталитет современных российских реформаторов все тот же и проблемы все те же — формально-технократический подход игнорирует духовно-психологический фактор.

А ведь следовало бы задуматься хотя бы о том, что 70 лет россияне жили в социалистических условиях, когда государ­ство контролировало и опекало людей во всем, но худо-бедно обеспечивало социальную защиту, что люди отучены от само­стоятельности и предприимчивости, что в обществе преобла­дает коллективизм, а не индивидуалистическая конкуренция, что сильны традиции иждивенчества и бюрократизма. Более того, следовало бы вспомнить о таких идущих вглубь веков психологических особенностях российского, русского мента­литета, как общинная уравнительность, православное отноше­ние к богатству и деньгам, как к чему-то сомнительному и гре­ховному, неорганизованность, социальная пассивность, «об­ломовщина», слабое правосознание и неуважение к законам и т. д. В общем, необходимо было учесть, что психология рус­ского, и особенно советского, человека плохо стыкуется с ры­ночной экономикой. И это отнюдь не является какой-то ущер­бностью, но именно его своеобразием, «лица необщим выра­женьем».

Это, кстати, подтверждают и данные современных эмпири­ческих исследований. Так, в одном из опросов, проведенных со­трудниками лаборатории социальной психологии НИИКСИ, было обнаружено: 46 % петербуржцев считают, что не следует подчиняться несправедливому закону и только 23 % считают, что подчиняться надо (остальные затруднились ответить). Кроме того, 43 % опрошенных считают, что руководитель дол­жен прежде всего поступать «по совести», и столько же — что он должен в первую очередь поступать в соответствии с тру­довым правом и должностными требованиями. Это значит, что современный русский человек, как и русский прошлых веков, предпочитает праву и закону неформальные нравствен­ные принципы (недаром в России в 1775-1862 гг. существо­вал специальный «совестный суд»).

Исследование, выполненное под руководством Л. Г. Поче-бут на факультете психологии Петербургского университета (1993), в котором обследовано 300 респондентов с высшим об­разованием, показало, что испытуемые приписывают русским людям ряд психологических особенностей. В первую очередь выделяются: ориентация на коллектив, коллективизм; тяга к духовным ценностям; пристрастие к созданию кумиров; на­дежда на случай, на «авось»; ориентация на быстрое, авраль­ное решение возникающих проблем.

Однако не только по своим психологическим качествам, но и по социальным установкам современный российский, рус­ский человек чаще всего не соответствует рынку и капитализ­му. Так, репрезентативный опрос в Европейской части России осенью 1992 г., проведенный в рамках программы «Евробаро-метр», показал, что 44 % опрошенных считают переход к ры­ночной экономике «неправильным шагом для будущего стра­ны» (37 % имеют противоположное мнение). Исследование, проведенное сотрудниками НИИКСИ в Ленинградской обла­сти весной 1992 г. (опрошено 1227 чел.), выявило,, что одобря­ют экономическую реформу лишь 24 % опрошенных и только 16 % считают, что по отношению к ним в ходе реформ будет соблюдаться справедливость.

Таким образом, в социально-психологическом аспекте наблюдается удивительное явление, когда столкнулись два разных менталитета — власть имущих реформаторов и народа России — и оба они по своей сути не соответствуют рыночной экономике и капитализму. У реформаторов — негибкий ради-калистский и вместе с тем номенклатурно-бюрократический склад мышления, у народа — скорее христианско-социалисти-ческий, консервативный образ мыслей. Впрочем, есть и

представители рыночного менталитета — нарождающийся слой российских предпринимателей, бизнесменов, нувори­шей, но среди них пока преобладают субъекты безнравствен­ного хищнического типа.

В общем, представляется обоснованным заключение по поводу современных реформ в России, к которому приходит философ А. Л. Казин: «Россия — не буржуазная страна. Мате­риальный успех, предпринимательство, выгода не освящены православной духовной традицией... Попытка построить ка­питализм англо-американского образца на православной эсха­тологической почве России может привести лишь к всеобщей цинизации (и криминализации) ее бытия, что чревато серьез­ной опасностью для всего мира»[95]. Цинизма и криминальности уже и сейчас в России многовато. Разве не цинично повсемес­тно, включая государственные средства массовой информа­ции, рекламировать алкоголь и никотин, секс-услуги и азарт­ные игры, сверхдорогие наряды и автомобили, наводнять кино- и видеоэкран насилием и порнографией? Дело дошло до того, что практически ежедневно в больших городах раздают­ся выстрелы и взрывы, людей похищают, пытают и убивают, совсем как в скверных «чернушных» детективах.

Власти забывают о самом главном — о духовно-нравствен­ном, этическом вакууме, который образовался в стране, более того, уже о бездуховно-аморальной атмосфере, которая запол­няет этот вакуум. Об опасности «духовного Чернобыля» пре­дупреждал академик Д. С. Лихачев, другие деятели культуры. Их не услышали. В том числе не услышали сами же деятели культуры и искусства. Многие из них (в том числе известные, маститые) стали на сторону аморальных нуворишей и плуто­кратов, сделались их апологетами и рекламными агентами.

Здесь мы с неизбежностью должны возвратиться к пробле­ме духовных истоков нашего российского кризиса. Как бы продолжая мысль Ивана Ильина, с которой мы начали статью, в наше время Александр Солженицын, размышляя о том, «как нам обустроить Россию», пишет: «Источник силы или бессилия общества — духовный уровень жизни, а уже потом — уро­вень промышленности. Одна рыночная экономика и даже все­общее изобилие — не могут быть венцом человечества. Если в нации иссякли духовные силы — никакое наилучшее государ­ственное устройство и никакое промышленное развитие не спасет ее от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит»[96].

Но дух русской нации еще не иссяк, и совесть еще жива, и нравственность пока не пустой звук для многих — это также показали данные наших исследований. Даже среди в основном индифферентных к морали так называемых «новых рус­ских» — предпринимателей, бизнесменов, рыночников — по­являются деловые люди, которые мыслят государственно и одухотворенно. Например, мнение В. Балицкого: «Ныне мо­ральные основы общества крайне подорваны, на перепутье находится и возрождающееся предпринимательское сословие. Впрочем, слово "возрождающееся" следует, на мой взгляд, от­нести далеко не ко всем предпринимателям. Ведь многие из этого формирующегося слоя людей мыслят чисто механисти­чески, исповедуют лишь западные, в основном американские, ценности образа жизни, строят свое действительно самоцель­ное, а значит и богопротивное богатство, на спекуляции и на прямом воровстве, причем некоторые действуют по принципу "жить на Западе, грабить в России"... Поэтому насущным воп­росом должна ныне стать, на мой взгляд, разработка своеобраз­ного морального кодекса российского предпринимателя»[97].

Итак, и служители маммоны видят пути возрождения Рос­сии в формировании духовно-нравственных основ в норм об­щественной жизни. Однако известно, что моральные кодексы, нормы, предписания, чтобы быть эффективными, должны ос­новываться на несомненных авторитетных ценностях. Пре­жнее советское государство обосновывало свои социалисти­ческие нормы «единственно верным» марксистско-ленинским учением, обожествленным образом Ленина и образами других вождей как идеальных представителей «нового общества». Но все это оказалось «слишком человеческим», т. е. противоречи­вым, греховным, неправдивым и т. д. и постепенно все более погрязало в лицемерии, двойной морали и буржуазно-мафиоз­ном перерождении партократии и номенклатуры.

Эвристическую подсказку о путях духовного возрождения российского, русского человека дает великая русская литера­тура. Как, например, преодолевает тягчайший духовный, ду­шевный кризис личность, совершившая страшный грех, демо­рализованная, отчаявшаяся, такая как Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, или дру­гая грешная, пусть и не в такой степени, личность — аристо­крат Нехлюдов из «Воскресения» Л. Н. Толстого?.. Через обращение к Евангелию, к Богу, через раскаянье и покаяние.

То, что возможно для одного человека, отдельной лично­сти, в принципе возможно и для целого общества, народа. Слу­чайно ли, что глубоко верующими христианами были не толь­ко русские гении XIX в., но и выдающиеся мыслители, ученые, художники XX в.: П. Флоренский, С. Булгаков, И. Ильин, И. Павлов, А. Ухтомский, М. Нестеров, Н. Клюев, Б. Шергин, Б. Пастернак, Е. Мравинский, Н. Симонов, Л. Гумилев, нако­нец, ныне здравствующий А. Солженицын и др.? Как справед­ливо пишет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: «Социальные опросы раз за разом показывают, что несмотря на всеобщий хаос и разочарование, церковь един­ственный общественный институт, авторитет которого в наро­де непрерывно растет... Русское будущее немыслимо без опо­ры на Православие... При всей противоречивости народной жизни в ее безмерном разнообразии она все же насквозь про­питана христианским мировосприятием». Вместе с тем митро­полит Иоанн разъясняет опасающимся: «Не может быть и речи ни о какой принудительной "христианизации" — Господь ждет от каждого человека свободного и осознанного выбора».

Выход из тупиков эгоизма, гордыни, враждебности, пороч­ности, зла россиянам, и прежде всего интеллигенции, указали, как уже было отмечено, еще в начале нашего века отечествен­ные мыслители в сборнике «Вехи». К несчастью, этот выход, заключающийся в религиозном христианском прозрении, был отвергнут. И весь XX в. превратился для России в век «хожде­ния по мукам», который и завершается новыми муками и стра­стями.

В свете всего оказанного, как нам представляется, благо­датное будущее российского общества возможно на путях ду­ховно-нравственного религиозного прозрения и покаяния. Новая Россия начала со знаменательного деяния — возрожде­ния в 1992 г. праздника Рождества Христова. Руководители России ныне посещают православные соборы и участвуют в богослужениях. Однако если власть имущие действительно являются верующими людьми и хотят добра своей стране и на­роду, они реально, а не декларативно должны руководство­ваться христианскими нравственными ценностями, ясно по­нимая российскую специфику и менталитет.

Человек и общество — целеустремленные системы. Отсут­ствие ясных объединяющих духовно-нравственных идеалов и социальных целей ведет их к распаду и энтропии. Данные ис­следований, которые мы приводили, свидетельствуют, что не­смотря на экстремальные неблагоприятные условия жизни, в русском народе живы ценности веры, совести, нравственности, семьи. Именно на эти традиционные духовные стремления нашего народа, а также на такие глубинные тысячелетние ар-хетипические его свойства, как соборность, коллективность, эмоциональная отзывчивость следует опираться политиче­ским лидерам в деятельности по преодолению кризиса. Бе­зусловно, при этом нельзя забывать и о не менее традицион­ных российских недостатках: стихийности и неорганизован­ности, неразвитости трудовой, правовой и бытовой культуры.

И самое главное — все ценное в российской истории следу­ет сохранить и освоить на новом качественном уровне, в том числе и то хорошее, что было в дореволюционной России и в России социалистической. Новая Россия способна проложить правильный курс между Сциллой эгоистического, хищниче­ского капитализма и Харибдой тоталитарного, безличностно­го социализма. Но помочь здесь могут только духовно-нрав­ственные, этические ориентиры.

Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев

СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ[98]

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Предисловие... Раздел I Общее представление о сознании Сознание как психологический... У Джемс Поток сознания...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Серия «Хрестоматия по психологии» Составитель Л. В. Куликов   Главный редактор В. Усманов Зав. психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психол

Чувственная ткань сознания
Развитое сознание индивидов характеризуется своей пси­хологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный с

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму пси­хического отражения, порождаемого предметной деятельно­стью субъекта. Однако у человека чувственные образы приоб­ретают новое качество а именно св

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристраст­ность человеческого сознания. Ее проявления видели в изби­рательности внимания, в эмоциональной окрашенности пред­ставлений, в зависимости поз

О терминах
Психологика стремится к строгой терминологии, а потому различает теоретические термины, включенные в логическое описание психического, и эмпирические термины, предназна­ченные для описания

Проблема сознания как логический парадокс
Среди всех загадок психологии наиболее таинственно вы­глядит проблема сознания. «Центральной тайной человече­ской психики.» называет сознание А. Н. Леонтьев (1975). «Ис­пытанием величайшей тайны» н

Структура сознания: характеристика компонентов
Одни из первых представлений о структуре сознания при­надлежат 3. Фрейду. Его иерархическая структура: подсозна­ние, сознание, сверхсознание,— видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал. Н

Структура сознания: Общие свойства
Наблюдаемость компонентов структуры. Биодинамиче­ская ткань и значение доступны постороннему наблюдателю, различным формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны са

Самосознание в мире сознания
Обсуждение проблемы мира, или миров, сознания необхо­димо для того, чтобы обосновать необходимость и достаточ­ность выделенных в структуре сознания компонентов, его образующих. В классической парад

Теоретический анализ проблемы значения
Понятие «значение» является одним из основных понятий теоретического аппарата отечественной психологии. Практи­чески в любом разделе психологической науки исследователи так или иначе затрагивают пр

Формы существования значения в индивидуальном сознании
Исследование функционирования значения в человеческом сознании требует рассмотрения реальных психологических процессов, в форме которых существуют как индивидуальные значения, так и личностные смыс

Сознание и бессознательное
Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное яв

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ[67] Стадии жизни
<...> Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становят­ся сознательными.

Структура души
<...> Психика как отражение мира и человека — это пред­мет такой безграничной сложности, что ее можно наблюдать и изучать с самых разных сторон. Душа ставит перед нами ту же проблему, что и м

Личное и коллективное бессознательное
Как известно, с точки зрения Фрейда содержание бессо­знательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого харак­тера. Вытеснение — это процес

Трансцендентная функция
В термине «трансцендентная функция» нет ничего таин­ственного или метафизического. Он служит для обозначения психологической функции, по своему характеру сопоставимой с тематической функцией того ж

Мгновенное целое: состояние сознания
...Впервые на протяжении нашего феноменологического исследования переживаний, мы затрагиваем идею целостно­сти, а именно — такой тип целостности, который проявляется в непосредственном, мгновенном

Внимание и флюктуации сознания
Внимание.Внимание определяет ясность наших пережи­ваний. Взяв за основу второй"из приведенных выше аспектов понятия «внимание» — т. е. внимание как ясность и отчетли­вость пси

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
«БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»: УСТАНОВКА И ЗНАЧИМОСТЬ[75] <...> Оценивая ретроспективно работы Фрейда, мы не мо­жем не обратить внимания на одну их характерную черту. Десятилет

Общественная детерминация индивидуального сознания
Общественно-историческая обусловленность взаимосвя­зей между человеком и природой составляет важнейшее звено в цепи материальной детерминации сознания. Само собой ра­зумеется, в этой цепи особое ме

Стадиальность развития индивидуального сознания и труд
Сознание как высшая форма психики характеризуется ря­дом признаков. К числу их относится активный характер от­ражения, включающий не только моделирование свойств вне­шних воздействий, являющихся ис

Социокультурный миф как основа генезиса других форм мифологии
В социокультурном мифе в рамках единого целого с само­го начала объединяются как логико-рациональные, так и об­разно-эмоциональные компоненты, которые обычно оказыва­ются четко соотнесенными с опре

О двойственной функции мифа
Двоякая функция мифа в обществе в настоящее время уже не вызывает сомнений. В условиях взаимоисключающих тре­бований, неопределенности и нестабильности среды, неясно­сти целей развития, деформирова

Миф и нравственность
Мифологизация сознания становится особенно опасной, когда ослабевает влияние нравственных начал в жизни обще­ства. В этом случае мы имеем дело с культивированием сил зла. Наше время дает этому мног

Миф и идеология
Миф приобретает реальную силу, когда соединяется с иде­ологией. Поэтому непосредственную опасность для социума имеет не сам по себе миф, а миф идеологизированный. Миф по самому своему суще

О РОЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ[99] Противоречия между индивидом и социумом сохранялись (с колеблющимися показателями напряженности) на протя­жении всей истории чел

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ[125] Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно созна­нием и ведущим методом исследования был метод интро­спекции, то открытие 3. Фрейдом б

Завоевание внутреннего рая
Начиная с древнейших времен, человек всегда искал и ис­пользовал всевозможные способы и средства, облегчающие его пребывание в естественной среде и позволяющие улуч­шить состояние здоровья или умен

К ВОПРОСУ О СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
РАССТРОЙСТВ СОЗНАНИЯ[130] <...> Исследования последних лет убедительно показали значение для состояния сознания функциональных взаимоот­ношений разл

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Альфа-ритм— основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых — 8-13 Гц, средняя амплитуда — 30-70 мкВ с характерным перио­дическим усиле

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ
Аллахвердов Виктор Михайлович(род. 1946) — доктор психологических наук, профессор. Окончил факультет психо­логии ЛГУ (1971). С 1975 г. по 1997 г. преподавал в Ленин­градском инстит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги