рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Миф и идеология

Миф и идеология - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ Миф Приобретает Реальную Силу, Когда Соединяется С Иде­ологией. Поэтому Непос...

Миф приобретает реальную силу, когда соединяется с иде­ологией. Поэтому непосредственную опасность для социума имеет не сам по себе миф, а миф идеологизированный. Миф по

самому своему существу воздействует на эмоциональную сфе­ру человека и это воздействие многократно усиливается, если ему придается соответствующая и привлекательная форма (с помощью средств массовой информации и пр.). И тогда эмо­циональное принятие мифа автоматически будет означать и принятие той или иной идеологии (идеологических стереоти­пов, клише и пр.). Это обстоятельство было хорошо известно уже в Римской империи, где греческая мифология совершен­но однозначно приняла характер обязательной для всех граж­дан государственной религии.

Мы удивляемся тому, что целые народы принимают как руководство к действию совершенно абсурдные с точки зре­ния науки и здравого смысла идеологические доктрины. Если посмотреть внимательно, то легко заметить, что такое приня­тие осуществляется на фоне понижения уровня рационально­го осмысления мира. В самом деле, адаптация человека к из­меняющемуся миру с помощью мифа фактически означает переход на иррациональный уровень, когда позиции разума резко ослабляются. В нашей стране за последние годы склады­вается именно такая ситуация; и сейчас уже ряд исследовате­лей отмечают, что формируется опасная тенденция навязыва­ния (и принятия) массам людей совершенно абсурдных с точ­ки зрения здравого смысла решений, исходящих часто от высоких властных структур. И не удивительно, что и обыден­ная жизнь начинает приобретать странные формы, очень на­поминающие фантасмагории Ф. Кафки. Все сказанное в рав­ной мере относится как к индивидуальному, так и к коллек­тивному разуму.

О мифологизации индивидуального сознания можно гово­рить; начиная с того момента, когда человек начинает действо­вать на основе тех или иных мифологем, будучи субъективно уверенным, что он действует на базе рациональных принци­пов. Здесь имеется вполне определенная логика действий, ко­торая может выглядеть внешне довольно стройной и непроти­воречивой. И именно эта логика закрепляется и абсолютизи­руется идеологическими конструкциями. Действия той же инквизиции или террор 30-х гг. нашего века в Советском Со­юзе воспринимались людьми как вполне логичные и даже

объективно необходимые акции с целью сохранения устоев социума.

Проявление такой специфической логики мифа можно проследить в русской истории на протяжении многих столе­тий. Уже начиная с момента возникновения российского госу­дарства, исследователи обнаружили четкую тенденцию дово­дить всякое обвинение до обвинения в преступлении против государства, что влекло за собой самые суровые кары. Эта тен.-денция предельно четко проявилась в 30-е гг., когда кража электрической лампочки из учреждения или небольшое опо­здание на работу, рассказанный товарищу анекдот и пр. ква­лифицировались как преступления, направленные на подрыв существующего строя. Здесь работала та же логика мифа. Ра­зумеется, с точки зрения права, основанного на логике рацио­нализма, за подобные действия полагается гораздо более мяг­кое наказание. Но при отсутствии четко выраженного права действует иная логика, логика мифа, которая ведет к суще­ственно иным последствиям, часто противоречащим здравому смыслу.

Закономерно, что миф, с одной стороны, оказывается просто необходимым орудием адаптации человека к природной и соци­альной среде, особенно в условиях коренных преобразований. С другой стороны, он представляет реальную опасность для общества, так как искажает реальную картину происходящих в обществе процессов и затрудняет их адекватное отражение на уровне индивидуального и коллективного разума.

Особенно тщательно следует анализировать случаи синте­зирования мифов с идеологическими конструкциями и выяв­лять те цели, достижение которых предполагается. Мы должны научиться извлекать уроки из истории развития тоталитарных государств, где постоянно происходила идеологизация мифов.

Человек никогда не должен терять ощущения трезвости и реальности и помнить, что в конечном счете всякий миф как на уровне индивидуального, так и коллективного разума со­здает искаженные, деформированные представления о дей­ствительности. В этом плане миф и наука должны постоянно дополнять друг друга.

Абсурдное поведение людей в условиях российского соци­ума приобретает поистине глобальный характер, начиная от уровня обыденной жизни и кончая деятельностью высших правительственных учреждений. Многие вообще уже переста­ли задумываться над тем, к каким катастрофическим послед­ствиям это может привести уже в ближайшем будущем. Мы здесь имеем все основания говорить о том, что уже произошел переход от рационального к мифологическому осмыслению реальности. Обратный переход к рациональности может ока­заться очень трудным, но лад этим пока предпочитают не за­думываться. Переход к мифологическому осмыслению реаль­ности связан с появлением множества мифов, многие из кото­рых порождаются социокультурным мифом.

Мифы индивидуального сознания часто стимулируют формирование мифов коллективного разума. Примером по­следних может служить миф о демократии. Известно, что де­мократия и все связанные с ней институты являются резуль­татом длительного исторического развития ряда европейских стран, начиная с античности и до наших дней. Будучи перене­сенным в новую ситуацию, в частности в ситуацию посттота­литарного режима в России, они неизбежно дают искаженное отражение действительности. Разрушительный характер де­мократических мифологем усиливается в данном случае их привлекательной формой. Опасность демократического мифа в посттоталитарной России была предсказана и проанализи­рована в середине нашего столетия И. А. Ильиным и полно­стью подтвердилась практикой последних лет. Действительно, мы на каждом шагу убеждаемся в том, что попытки введения демократических принципов в нашей стране неизменно по­рождают хаос, анархию и преступность.

Приведенные рассуждения позволяют сделать выводы от­носительно положения, сложившегося в нашей стране за по­следние годы. На фоне интенсивно развивающегося мифотвор­чества особенно заметен дефицит разумности, здравомыслия и адекватности в понимании происходящего. Доминированием мифотворчества можно объяснить ту неуправляемость и хаос, которые характерны для нашей социальнойдействительно­сти. Здесь особенно проявляется негативная роль идеологи-

ческого компонента коллективного разума, заменяющая и подавляющая все остальные его составляющие. При этом явно приносится в жертву здравомыслие и трезвость, в основе ко­торых лежит рациональная компонента коллективного разу­ма, присущая ему как целому. Мы должны констатировать, что в современной России роль идеологического компонента в жизни общества остается все еще весьма заметной и тем са­мым существует реальная угроза ее соединения с теми или иными мифологемами.

Следует подчеркнуть, что синтез идеологии и мифа пред­полагает наличие в обществе определенных условий. Действи­тельно, в истории мы можем наблюдать много случаев, когда мифы и идеология существовали параллельно, а иногда даже находились в состоянии конфронтации. Идеология всегда строится на принципах рационализма и чтобы использовать миф, включить его в свою структуру, последнему необходимо придать соответствующую форму. Как мы уже говорили, в своих исследованиях К. Леви-Строс показал, что миф может быть очень рационалистичен. В условиях тоталитарных режи­мов четко прослеживается тенденция рационализации всех сфер жизни общества, в том числе и духовного мира.

Все эти процессы приобретают специфическую окраску и резко усиливаются в переломных точках исторического про­цесса, в кризисных ситуациях, деградирующих социумах и пр.

Не удивительно, что в условиях дефицита информации че­ловек очень часто, особенно когда он изначально ориентиро­ван на рационалистическое постижение действительности, склонен принимать рационально обработанный миф за разно­видность рационалистических концепций, скажем, научных.

Фактически такой миф представляет собой феномен, кото­рый за последние годы получил широкое распространение в обществе под названием паранауки. Паранауки включают в себя элементы научного знания, которые сочетаются с элемен­тами фантазии, деформированными представлениями о дей­ствительности и пр.

Миф можно рассматривать как некую компенсацию и до­полнение недостающей, но очень важной для человека инфор-

мации. И в этом плане следует различать мифы двух видов, хотя разделяющие их грани часто бывают сильно размыты.

• Явный, открытый миф, когда с самого начала констати­руется, что мы имеем дело с событиями гипертрофиро­ванными, модифицированными, а зачастую изначально фантастическими. Примерами в данном случае могут служить эпос, сказки, легенды, классические мифы ан­тичности (Греции, Рима, восточных стран и т. п.). Такие мифы не претендуют на адекватное отражение действи­тельности, хотя в них часто содержатся очень глубокие суждении о ней. Такие мифы всегда стимулируют разви­тие литературы и искусства;

• Миф, закамуфлированный под науку (паранаука), т. е. миф как псевдонаука. Образцами таких мифов могут слу­жить расистские, некоторые геополитические и т. п. кон­цепции, теософия, антропософия, алхимия и т. п. Такие мифы очень часто выдаются за научные построения, и им придается наукообразная форма (использование логики, математического аппарата, соответствующей символики и пр.).

Опять-таки в условиях дефицита информации о природе и обществе, а тем более в обстановке борьбы за выживание, лю­дям свойственно принимать паранаучные представления (в виде соответствующих мифов) за научные. В таком случае их поведение, по существу, оказывается иррациональным (объективно), хотя субъективно они уверены, что поступают рационально. Поэтому очень важно четко различать эти виды мифов. Вероятность их смешения резко возрастает при пони­жении уровня культуры населения, в обстановке разочарова­ния в науке, в стрессовых ситуациях, когда большие массы людей начинают руководствоваться в своей жизни и деятель­ности мифологическими представлениями, будучи субъектив­но уверенными, что они действуют на основе научных, адек­ватных представлений. С такими ситуациями мы действитель­но часто сталкиваемся в обыденной жизни. Например, в 30-е гг. многие люди действительно были уверены в том, что процес­сы над «врагами народа» были правильными и объективно необходимыми. И не случайно в таких стрессовых ситуациях

людям подбрасываются вполне определенные мифы типа «арийской расы», «коммунистического общества», «врагов народа» и другие реакционные идеи и стереотипы, искусно облеченные в привлекательную форму справедливости, брат­ства, равенства, свободы и др.

Итак, всякий миф дает искаженное представление о соци­альной реальности, что мы наблюдаем в наше время. Подобная неадекватность усиливается распространением мифических представлений в обществе. Связано это прежде всего с тем, что мифологизация сознания людей резко возрастает в условиях стрессовых ситуаций, которых становится за последнее время все больше и больше.

Сейчас люди на каждом шагу сталкиваются с противоречи­выми требованиями. Поэтому обращение их к мифу является вынужденным и естественным. Но в итоге адаптация осуще­ствляется на базе иррационализма, что порождает в социуме ряд негативных последствий (отсутствие прогнозирования, сиюминутность, конформизм и др.).

В наши дни встает вопрос о том, чтобы трезво оценить сло­жившуюся в обществе ситуацию, сформировать объективную картину происходящего. Сложность заключается в том, что если мы даже это и сделаем, то вряд ли сможем сформулиро­вать рекомендации, которые немедленно будут приняты людь­ми: объективно ситуация такова, что люди приспосабливаются к ней с помощью мифа. Попытки же приспособиться на осно­ве рационалистических представлений могут создать угрозу человеческой личности в виде альтернативных требований, постоянного нарушения моральных норм часто по независя­щим от человека причинам, иррационализма сложившихся в обществе отношений, бессилия человека что-либо изменить своими действиями или поведением. В такой ситуации выход может быть найден в обращении к социокультурному мифу, который, как уже говорилось, более или менее гармонизирует компоненты социума и только когда такая гармония будет осу­ществлена, можно переходить к рациональным аргументам.

В кризисных состояниях, в поворотных точках историче­ского процесса имеет место массовая мифологизация созна­ния. Опасность мифологизации увеличивается, когда те или

иные политические силы начинают использовать миф для до­стижения своих собственных целей и включают его в качестве компоненты в те или иные идеологические конструкции. Ска­жем, коммунистическая утопия на протяжении длительного времени, начиная с первых христианских общин, оставалась вполне безобидной. Однако она коренным образом изменила облик социума, скажем, в нашей стране, когда стала использо­ваться в качестве составной части идеологической схемы, ори­ентированной на достижение вполне определенных полити­ческих и геополитических целей.

Здесь мы фактически имеем дело с новой разновидностью мифа, которую можно назвать идеологическим, или тотали­тарным, мифом. Тоталитарные мифы получают широкое рас­пространение на уровне цивилизации в условиях бурного раз­вития науки и доминирования в жизни общества принципов рационализма.

Можно назвать некоторые наиболее характерные черты и особенности тоталитарного мифа. Наиболее существенные из них следующие: четкая ориентированность на достижение оп­ределенных целей, пренебрежительное отношение к традиции и конкретному человеку, глобализм, нетерпимость, агрессив­ность, безразличие к средствам, используемым для достиже­ния цели (по принципу «цель оправдывает средства»). Приме­рами тоталитарных мифов могут служить «арийский миф», миф о построении бесклассового общества всеобщего благо­денствия и пр.

Доминирование тоталитарного мифа приводит к суще­ственным деформациям общества и переориентирует его в конечном счете на тупиковый путь развития. Это лишний раз говорит о том, что возвращение мифа и архаичного мифологи­ческого мышления в новых условиях часто порождает опас­ные феномены и никогда не проходит бесследно.

А. А. Митькин

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Предисловие... Раздел I Общее представление о сознании Сознание как психологический... У Джемс Поток сознания...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Миф и идеология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Серия «Хрестоматия по психологии» Составитель Л. В. Куликов   Главный редактор В. Усманов Зав. психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психол

Чувственная ткань сознания
Развитое сознание индивидов характеризуется своей пси­хологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный с

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму пси­хического отражения, порождаемого предметной деятельно­стью субъекта. Однако у человека чувственные образы приоб­ретают новое качество а именно св

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристраст­ность человеческого сознания. Ее проявления видели в изби­рательности внимания, в эмоциональной окрашенности пред­ставлений, в зависимости поз

О терминах
Психологика стремится к строгой терминологии, а потому различает теоретические термины, включенные в логическое описание психического, и эмпирические термины, предназна­ченные для описания

Проблема сознания как логический парадокс
Среди всех загадок психологии наиболее таинственно вы­глядит проблема сознания. «Центральной тайной человече­ской психики.» называет сознание А. Н. Леонтьев (1975). «Ис­пытанием величайшей тайны» н

Структура сознания: характеристика компонентов
Одни из первых представлений о структуре сознания при­надлежат 3. Фрейду. Его иерархическая структура: подсозна­ние, сознание, сверхсознание,— видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал. Н

Структура сознания: Общие свойства
Наблюдаемость компонентов структуры. Биодинамиче­ская ткань и значение доступны постороннему наблюдателю, различным формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны са

Самосознание в мире сознания
Обсуждение проблемы мира, или миров, сознания необхо­димо для того, чтобы обосновать необходимость и достаточ­ность выделенных в структуре сознания компонентов, его образующих. В классической парад

Теоретический анализ проблемы значения
Понятие «значение» является одним из основных понятий теоретического аппарата отечественной психологии. Практи­чески в любом разделе психологической науки исследователи так или иначе затрагивают пр

Формы существования значения в индивидуальном сознании
Исследование функционирования значения в человеческом сознании требует рассмотрения реальных психологических процессов, в форме которых существуют как индивидуальные значения, так и личностные смыс

Сознание и бессознательное
Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное яв

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ[67] Стадии жизни
<...> Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становят­ся сознательными.

Структура души
<...> Психика как отражение мира и человека — это пред­мет такой безграничной сложности, что ее можно наблюдать и изучать с самых разных сторон. Душа ставит перед нами ту же проблему, что и м

Личное и коллективное бессознательное
Как известно, с точки зрения Фрейда содержание бессо­знательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого харак­тера. Вытеснение — это процес

Трансцендентная функция
В термине «трансцендентная функция» нет ничего таин­ственного или метафизического. Он служит для обозначения психологической функции, по своему характеру сопоставимой с тематической функцией того ж

Мгновенное целое: состояние сознания
...Впервые на протяжении нашего феноменологического исследования переживаний, мы затрагиваем идею целостно­сти, а именно — такой тип целостности, который проявляется в непосредственном, мгновенном

Внимание и флюктуации сознания
Внимание.Внимание определяет ясность наших пережи­ваний. Взяв за основу второй"из приведенных выше аспектов понятия «внимание» — т. е. внимание как ясность и отчетли­вость пси

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
«БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»: УСТАНОВКА И ЗНАЧИМОСТЬ[75] <...> Оценивая ретроспективно работы Фрейда, мы не мо­жем не обратить внимания на одну их характерную черту. Десятилет

Общественная детерминация индивидуального сознания
Общественно-историческая обусловленность взаимосвя­зей между человеком и природой составляет важнейшее звено в цепи материальной детерминации сознания. Само собой ра­зумеется, в этой цепи особое ме

Стадиальность развития индивидуального сознания и труд
Сознание как высшая форма психики характеризуется ря­дом признаков. К числу их относится активный характер от­ражения, включающий не только моделирование свойств вне­шних воздействий, являющихся ис

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР
ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ[90] Исходя из традиционного марксистского политэкономи-ческого образа мысли, характерного для нашей страны в по­следние три четверги ве

Социокультурный миф как основа генезиса других форм мифологии
В социокультурном мифе в рамках единого целого с само­го начала объединяются как логико-рациональные, так и об­разно-эмоциональные компоненты, которые обычно оказыва­ются четко соотнесенными с опре

О двойственной функции мифа
Двоякая функция мифа в обществе в настоящее время уже не вызывает сомнений. В условиях взаимоисключающих тре­бований, неопределенности и нестабильности среды, неясно­сти целей развития, деформирова

Миф и нравственность
Мифологизация сознания становится особенно опасной, когда ослабевает влияние нравственных начал в жизни обще­ства. В этом случае мы имеем дело с культивированием сил зла. Наше время дает этому мног

О РОЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ[99] Противоречия между индивидом и социумом сохранялись (с колеблющимися показателями напряженности) на протя­жении всей истории чел

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ[125] Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно созна­нием и ведущим методом исследования был метод интро­спекции, то открытие 3. Фрейдом б

Завоевание внутреннего рая
Начиная с древнейших времен, человек всегда искал и ис­пользовал всевозможные способы и средства, облегчающие его пребывание в естественной среде и позволяющие улуч­шить состояние здоровья или умен

К ВОПРОСУ О СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
РАССТРОЙСТВ СОЗНАНИЯ[130] <...> Исследования последних лет убедительно показали значение для состояния сознания функциональных взаимоот­ношений разл

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Альфа-ритм— основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых — 8-13 Гц, средняя амплитуда — 30-70 мкВ с характерным перио­дическим усиле

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ
Аллахвердов Виктор Михайлович(род. 1946) — доктор психологических наук, профессор. Окончил факультет психо­логии ЛГУ (1971). С 1975 г. по 1997 г. преподавал в Ленин­градском инстит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги