Реферат Курсовая Конспект
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ - раздел Психология, Глава 3 Психологическая И ...
|
Глава 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Семиотика
В клинической психологии традиционно выделяют восемь значимых для клинической практики психических процессов: 1) ощущения, 2) восприятие, 3) внимание, 4) память, 5) мышление или ассоциативный процесс, 5) интеллект, 6) эмоции, 7) воля, 8) сознание. Подобное разделение психических процессов носит во многом условный характер, поскольку их функционирование на уровне организма и личности носит интегративный характер. Однако, при различном характере и тяжести патологии по разному страдают отдельные познавательные процессы. Вследствие этого психопрофилактика заболеваний и реабилитационные мероприятия с пациентами должны быть нацеленными на патогенетически значимые психические состояния и процессы.
В рамках клинической психологии упор делается на оценку перечисленных выше познавательных процессов, тогда как изучение и анализ иных процессов (к примеру, деятельности, воображения) считается менее значимым. Данное положение обусловлено как традициями, существующими в клинической психологии, так и “реальным вкладом”, значимостью особенностей функционирования тех или иных познавательных процессов в пато- и саногенез соматических и психических заболеваний и психологию больного.
Учитывая тот факт, что описание сущности познавательных процессов входит в раздел общей психологии, в данном разделе учебника основной упор сделан на описание основных понятий отдельных познавательных процессов, особенностях их проявлений и изменений в условиях соматической и психической патологии.
Таблица 6 Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений
Органы чувств | Величина абсолютного порога ощущений (в виде условий для возникновения едва заметное ощущения данной модальности) |
Зрение | Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза |
Слух | Различение тикания наручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м |
Вкус | Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды |
Запах | Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат |
Осязание | Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхности кожи с высоты около 1 см |
Общими для всех видов ощущений считаются количественные и качественные изменения ощущений. К количественным относят такие, как: анестезия — утрата способности ощущать различные виды раздражений; гипоэстезия — снижение способности ощущать различные виды раздражений; гиперестезия — повышение способности ощущать различные виды раздражений.
Потеря чувствительности (анестезия), как правило, распространяется на тактильную, болевую, температурную чувствительность и может захватывать как все виды чувствительности {тотальная анестезия), так и отдельные ее виды {парциальная анестезия).Помеханизмам возникновения выделяют: корешковую анестезию, при которой тотально нарушается чувствительность в зоне иннервации определенного заднего корешка спинного мозга, и сегментарную, при которой нарушения возникают в зоне иннервации определенного сегмента спинного мозга. Последний вид анестезии может быть как тотальной, так и диссоциированной, при которой наблюдается отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохранении проприоцептивной или наоборот.
Особо выделяют нарушения чувствительности вплоть до ее исчезновения при некоторых заболеваниях. В частности, описана леп-розная анестезия, возникающая в результате специфического поражения кожных рецепторов при лепре и характеризующаяся последовательным ослаблением и утратой температурной, затем болевой, а впоследствии и тактильной чувствительности при длительно сохраняющейся проприоцептивной чувствительности. Хорошо известна истерическая анестезия, характеризующаяся функциональным исчезновением чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами при отсутствии органического поражения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы. В рамках истерической анестезии описаны нарушения болевой чувствительности по типу “чулок и перчаток”. Они проявляются особым видом нарушения болевой чувствительности, при которой отмечаются четкие границы нарушений чувствительности, не соответствующие зонам иннервации определенных корешков или нервов.
Одним из наиболее часто встречающихся в клинической практике феноменов является гиперестезия. Она входит в структуру астенического синдрома, являющего типичным и широко распространенным способов психического реагирования на заболевание. При этом гиперестезия захватывает, как правило, все сферы, но чаще отмечаются зрительная и акустическая гиперестезии.
Кроме гипо-, гипер- анестезий, при которых нарушается количественные показатели, выделяют качественные расстройства ощущений, например, синестезию — возникновение ощущение в одном из анализаторов после раздражения другого анализатора. Так, испытуемый может испытывать неприятные вкусовые ощущения при определенных зрительных раздражителях; иметь, к примеру цветовые ощущения при воздействии на него звуковой раздражений (музыки).
Другой разновидностью патологических изменений ощущений являются парестезии, которые проявляются неприятными ощущениями онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и др. Они могут возникать в различных частях тела, иметь тенденцию к перемещению. При этом больные становятся суетливыми, неусидчивыми, тревожными. У них отмечается повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с одеждой, постельным бельем. Могут иметь место вкусовые парестезии, хотя большинство из них затрагивает тактильную чувствительность.
Возникновение ощущений следует выявленным и описанным учеными законам. Среди них выделяется психофизический закон Ве-бера-Фехнера, который описывает зависимость силы ощущения от величины действующего раздражителя. В соответствии с данным законом величина ощущения прямо пропорциональная логарифму интенсивности действующего раздражителя. Согласно этому закону ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Приэтом сила раздражения возрастает в геометрической, а рост ощущения при этом в арифметической прогрессиях.
Принципиальное значение для клинической психологии имеют показатели болевой чувствительности, их личностные особенности и изменения при различных патологических состояниях и заболеваниях. Известны четыре основных типа отношения к боли (А.К.-Сан-гайло):
1 тип: порог боли низок — высока общая чувствительность к боли. Порог предела выносливости наступает скоро, вслед за чувством боли — низкая выносливость болевого чувства.
2 тип: порог боли низок — общая чувствительность к боли высока. Порог предела выносливости к боли высок — выносливость к болевому чувству большая, болевое чувство легко переносится. Интервал выносливости достаточен.
3 тип: порог боли высок — чувствительность к боли невысока. Интервал выносливости мал — поздно наступающее чувство боли переносится плохо, разрыв между порогом боли и выносливостью мал.
4 тип: порог боли высок — общая чувствительность невысока. Интервал выносливости достаточен — выносливость болевого чувства хорошая.
Роль формирования ощущений достаточно существенная, поскольку на базе ощущений происходит становление процесса восприятия реальности.
Восприятие
В отличие от ощущений, которые отражают лишь отдельные свойства предметов или явлений,процесс восприятия демонстрирует субъективное психическое отражение предметов и явлений объективной действительности. Общим для этих процессов является тот факт, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств. В отличие от ощущений, восприятие отражает предмет или явление в целом, в совокупности свойств. Восприятие представляет собой качественно новую ступень познания и не сводится к сумме отдельных ощущений. Этому способствует процесс объективизации, т.е. локализации воспринимаемых образов в пространстве. Именно процесс осмысленного синтеза образа предмета или явления при активном их отражении является основным при восприятии. Вследствие этого, значимым становится выделение основных свойств образа, складывающихся в процессе и результате восприятия. Их насчитывается четыре: предметность, целостность, константность и категориальноеть. Предметностью называется способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных между собой ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих определенными свойствами, вызывающие данные ощущения. Под целостностью восприятия понимается процесс, при котором воспринимаемый предмет, представленный неполным набором элементов мысленно достраивается до целостной формы. Константность определяется как способность воспринимать предметы постоянными по различным параметрам (форме, цвету, консистенции, величине), независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальностью обозначается способность человеческого восприятия обобщать, относить воспринимаемый предмет к определенному классу (именно вследствие данного свойства человеком в воспринимаемом предмете обнаруживаются типичные признаки, свойственные предметам данного класса.
Описанные свойства восприятия обусловлены принципами восприятия предметов, обнаруженных М.Вертгеймером и описанных в гештальтпсихологии:
1. Чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ (принцип близости).
1. Похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению (принцип сходства).
3. Элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, форму, контуры (принцип “естественного продолжения”).
4. Элементы зрительного поля имеют тенденцию с созданию целостного, замкнутого изображения (принцип замкнутости).
Восприятия, также как и ощущения распределяются по органам чувств: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные. Особо в клинической психологии выделяется восприятие человеком времени, которое может существенного изменяться под влиянием различных патологических состояний и болезней, а также входит в структуры особенностей характера в виде такого качества как структурирование времени. Не менее значимым является восприятие собственного тела и его частей.
Из специфических и патологических изменений восприятия выделяют: эйдетизм, иллюзии, галлюцинации, дереализационные и де-персонализационные нарушения восприятия, агнозии.
ИЛЛЮЗИИ — это искаженное восприятие реального объекта.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.
ЭЙДЕТИЗМ — след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа.
Иллюзии представляют собой отклонения восприятия конкретного воспринимаемого объекта по форме, цвету, величине, консистенции, константности, удаленности от воспринимаемого. Зрительные иллюзии проявляются в виде искажения зрительного образа (восприятие висящего в шкафу пальто реальным человеком на основании схожести контуров). В ряду зрительных особо выделяют парейдолические иллюзии, при которых происходит образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния элементарных воспринимаемых особенностей объекта (трещины или рисунок на стене воспринимается как образ животного). Слуховые иллюзии характеризуются нарушением восприятия реальных шумов, звуков, которые могут восприниматься как речь или иные звуки (резкий шум за дверью может восприниматься как звонок в дверь в случае аффективной напряженности человека, крик на улице — как отклик по имени). Вкусовые иллюзии проявляются видоизменением обычного для объекта вкуса (появления “привкуса”);
обонятельные иллюзии — запаха. В клинической практике нередки появления осязательных (тактильных, болевых, температурных) иллюзий, формирующихся на базе реальных ощущений. Обычно появлению иллюзий способствуют какие-либо физиологические или психологические (аффективные) особенности.
К особому виду зрительных иллюзий относят дереализационные расстройства, при которых существенно изменяется восприятие объектов. К ним относятся:
МИКРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окружающих предметов.
МАКРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде увеличения размеров окружающих предметов.
ДИСМЕГАЛОПСИЯ — расстройство восприятия в виде удлинения, расширения, скошенности, перекрученное™ вокруг оси окружающих предметов.
ПОРРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде изменения расстояния, отделяющего предмет от больного при неизменных размерах самого объекта.
Наиболее яркими нарушениями процесса восприятия считаются галлюцинации, которые существенно меняют поведение человека и могут служить болезненными побудителями с действиям. В отличие от иллюзий галлюцинации возникают вне зависимости от существования объекта и в подавляющем большинстве случаев сопровождаются убежденностью больного в реальности галлюцинаторных образов. Зрительные и слуховые галлюцинации разделяются на простые (фотопсии -восприятие ярких вспышек света, кругов, звездочек; акоазмы — восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача) и сложные (вербальные — восприятие членораздельной фразовой речи).
Существенным для диагностического процесса представляется разделение галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации), дифференциально-диагностические критерии которых представлены в таблице 7.
Следует обратить внимание на один из основных критериев дифференциации истинных и ложных галлюцинаций — реальность проекции галлюцинаторного образа. Суть его заключается в том, что при истинных галлюцинациях пациент указывает место расположения образа, как правило, во вне и на реальном для восприятия расстоянии (например, видимый им образ человека на улице, а не на луне; слышимый за стеной, а не с расстояния тысячи километ- , ров или из головы).
Дифференциация истинных галлюцинаций с псевдогаллюцинациями допустима лишь в случаях зрительных и слуховых обманов восприятия (В.Х.Кандинский), в то время, как на обонятельные, тактильные, вкусовые галлюцинации приведенные выше критерии ' не распространяются.
К особым разновидностям нарушений восприятия относят:
СЕНЕСТОПАТИИ — разнообразные неприятные, трудно поддающиеся больным описанию ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие образы.
Дифференциация сенестопатий и парестезии представляет значительные сложности, однако значима для диагностического про- ' цесса. Поскольку парестезии могут встречаться при многих неврологических и соматических заболеваниях, а сенестопатий считаются симптомов психических нарушений.
Восприятие собственного тела играет особую роль в формировании психологии больного и его реагировании на заболевания. В не- ' врологической и психиатрической клиниках нередки случам сома-тоагнозий и деперсонализационных расстройств (или нарушений схемы тела). Таблица 7
Память
Одним из наиболее значимых для клинической психологии познавательным процессом является мнестический процесс — память. Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Она тесно связана с процессом внимания и лежит в основе способностей человека, позволяя воспроизводить жизненный опыт, извлекать из него важные для дальнейшей жизни параметры и на основании их планировать свои действия и прогнозировать результативность. Кроме того, патопсихологические мнестические нарушения лежат в основе многих психических заболеваний — от органических до психогенных. У человека выделяют произвольную и непроизвольную; опосредованную и логическую; зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную, вкусовую и осязательную, долговременную и оперативную память. Различие их базируется на волевой регуляции мнестическо-го процесса, использования различных способов для запоминания информации, канала получения информации для запоминания и длительности ее хранения.
Учитывая клиническую направленность освещения функционирования мнестического процесса, остановимся подробнее лишь на процессах, которые, в первую очередь, склонны нарушаться при возникновении соматической или психической патологии.
Под запоминанием понимается процесс запечатления информации, протекающий как в произвольной, так и в непроизвольной формах. Произвольное запоминание характеризуется наличием мне-стической задачи, при непроизвольном — такой задачи нет. Запоминание осуществляется либо путем повторения, либо путем мгновенного запечатления.
Использование запечатленной информации осуществляется путем ее восстановления. Одной из форм подобного восстановления является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия информации. Таким образом, при узнавании происходит активизация как собственно мнестического процесса, так и процесса восприятия (о котором писалось выше). Воспроизведение информации в отличии от узнавания осуществляется без повторного восприятия информации. Человек произвольно или непроизвольно может восстанавливать в памяти и воспроизводить полученную им ранее информацию. При различных психических состояниях по-разному и в отдельности может нарушаться как запоминание, так и воспроизведен не.
Следующими мнестическими процессами являются хранение информации и ее забывание. Следует отметить, что они также как запоминание и воспроизведение могут нарушать изолированно при некоторых психопатологических состояниях. Хранением называется мне-стический процесс длительного удержания в памяти информации. Особым мнестическим процессом, значимым для клинической психиатрической практики, считается процесс забывания, целью которого является утрата четкости или уменьшение объема закрепленного в памяти материала в сочетании в невозможностью его воспроизвести, а в некоторых случаях узнать известную информацию. Считается, что забыванию, в первую очередь, подвержена та информация, которая в не играет существенной роли в дальнейшей деятельности человека.
Из законов памяти выделяют: эффект Зейгарник — незавершенные действия запоминаются лучше завершенных; кривую забывания Эббингауза — забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости. Г.Эб-бингауз описал также ряд закономерностей запоминания:
• простые события в жизни, сопровождающиеся сильным переживаниями (оказывающими впечатление) запоминаются быстрее, сохраняются прочнее и дольше.
• сложные, по менее интересные события (эмоционально нейтральные) запоминаются хуже эмоциональной значимых.
• лучшему процессу запоминания и воспроизведения способствует повышенная концентрация и сосредоточенность внимания на информации.
• между точностью воспроизведения и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
• при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец (“эффект края”).
• для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизведения важным является, составляют ли они логически связанное целое или представляют собой разрозненные элементы.
• редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, банальные.
Патологические изменения памяти являются типичными для экзогенно-органических психических нарушений, т.е. их появление после черепно-мозговых травм, сосудистого, инфекционного заболевания головного мозга, нейроинтоксикаций является закономерным. В то же время, расстройства памяти не являются патогномо-ничными для шизофрении и иных эндогенных психических расстройств.
Выделяют следующие расстройства памяти:
АМНЕЗИИ — расстройство памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию.
Как видно из определения амнезии, все три мнестических процесса могут нарушаться в рамках амнестических расстройств. При нарушении процесса запоминания возникает фиксационная амнезия, разновидностью которой является перфорационная амнезия. Фиксационная амнезия характеризуется нарушением запечатления получаемой человеком информации, резко ускоренным процессом забывания. При перфорационной — информация фиксируются частично, часть ее не запечатлевается. Иногда подобное нарушение называют палимпсестами (утратой способности воспроизводить отдельные детали, эпизоды, подробности, относящиеся к периоду интоксикации).
Нарушение процесса хранения и воспроизведения приводит к появлению “провалов памяти” —ретроградной, антероградной, рет-роантероградной амнезии (рисунок 5).
Рисунок 5
Преморбид эпизод нарушенного сознания болезнь
Ретроградная амнезия <= | => антероградная амнезия <= антероретроградная амнезия
Под ретроградной амнезией понимается нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение информации, приобретенной до возникшего с пациентом эпизода нарушенного сознания. При антерофадной амнезии трудности воспроизведения затрагивают время после эпизода нарушенного сознания. При антероретроградной — оба периода времени.
Нарушения памяти, наряду с тотальными, могут носить частичный характер. При снижении памяти говорят о гипомнезии, а при повышении памяти — гипермнезии. Данные расстройства часто формируются на базе эмоциональных нарушений. Гипомнезия сопровождает депрессивный спектр симптомов, а гипермнезия — маниакальный (например, эйфорию).
Наиболее типичными психопатологическими мнестическими расстройствами являются парамнезии, к которым относят:
КОНФАБУЛЯЦИИ — обманы памяти, при которых неспособность запечатлевать события и воспроизводить их приводит к воспроизведению вымышленных, не имевшие места событий.
ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИИ - нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее (в крайнем своем выражении проявляется ЭКМНЕЗИЕЙ — “жизнью в прошлом”).
КРИПТОМНЕЗИИ — расстройства памяти, при которых больной присваивает чужие мысли, действия себе.
Среди законов формирования мнестических расстройств наиболее известным считается закон Рибо, в соответствии с которым нарушения (утрата) памяти (также как и ее восстановление) происходят в хронологическом порядке — вначале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем — на старые. Восстановление происходит в обратном порядке.
В психиатрической клинике у больных после черепно-мозговых травм, опухолей головного мозга, гематом нередко встречается Кор-саковский амнестический синдром, который включает в себя фиксационную амнезию и парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции). Часто у больных с амнестическим синдромом нарушается ориентировка в месте и времени.
Мышление
Мышлением называется процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности. Этот процесс в полной мере можно назвать высшим познавательным, поскольку именно мышление способствует порождению новых знаний, творчеству. С другой стороны, нарушения разнообразные мышления лежат в основе многочисленных психических расстройств.
Для того, чтобы быть правильным и способствовать получению верных знаний об объективной реальности, мышление должно отвечать таким параметрам как: стройность, продуктивность, целенаправленность, темп (скорость). Параметр стройности мышления (ассоциативного процесса) выражается в необходимости мыслить в соответствии с логическими требованиями, а также грамматически корректно формулировать мысли. Под продуктивностью понимается требование мыслить так логично, чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям. Целенаправленность мышления диктует необходимость мыслить ради какой-либо реальной цели. Темпом мышления обозначается скорость протекания ассоциативного процесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в единицу времени.
Выделяется несколько видов мышления: наглядно-действенное, нарядно-образное, понятийное и образное. Более простым и элементарным является наглядно-действенное мышление, наиболее ярко представленное у детей. При наглядно-действенном мышление познание реальности происходит в процессе взаимодействия человека с объектами и преобразования ситуации, т.е. в процессе действий. Извлекая опыт их данного взаимодействия человек формирует представление о предмете или явлении и может далее опосредованно и обобщенно познавать иные. Другим является наглядно-образный вид мышления. При нем познание объективной реальности происходит посредством преобразования образов восприятия в образы-представления. Более сложными являются понятийное и образное мышления, которые относят к теоретическим видам мышления. При понятийном виде мышления человек выполняет действия в уме (в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления, нуждающихся в реальных объектах), используя ранее приобретенные понятия, суждения и умозаключения о реальном мире. Образное мышление отличается лишь тем,что человек манипулирует в уме не понятиями, суждениям и умозаключениями, а образами.
Немаловажными характеристиками мыслительного процесса являются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Каждая из перечисленных операций способствует более глубокому проникновению в суть вещей, понимания внутренних связей, а значит более точному познанию реальности. Анализом называется мыслительная операция по расчленению предмета на составные элементы. Синтез ~ построение целого из аналитически заданных частей. При операции обобщения происходит мысленное выделение и фиксация устойчивых свойств предметов и явлений (абстрагирование) с дальнейшим их соединением в определенный класс. Абстрагированием в отличие от обобщения обозначают только операцию выделения и фиксации устойчивых свойств предметов и явлений, которые в действительно не существуют.Подконкретизацией понимается мыслительная операция обратная обобщению, т.е. из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Наряду с перечисленными выше видами и операциями мышления, выделяют мыслительные процессы: понятие, суждение и умозаключение. Понятием называют процесс выявления существенных признаков предметов или явлений, суждением — процесс сравнения двух или более понятий и формулирование на этом основании какой-либо мысли, умозаключением — вывод, базирующийся на серии логических действий. Умозаключение, как заключительный процесс, приводящий к новому знанию, может формироваться либо при помощи индукции, либо дедукции. При первом способе умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному, при втором — от частного к общему.
Б.В.Зейгарник разделяет все нарушения мышления на четыре группы: 1) нарушения операционной стороны мышления, 2) личностного компонента мышления, 3) динамики мыслительных процессов, 4) процесса саморегуляции познавательной деятельности. К нарушениям операционной стороны мышления относятся снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения. При снижении уровня обобщений оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Клинически это проявляется склонностью к конкретизацией мышления.
КОНКРЕТНОСТЬ — расстройство мышления,при котором утрачивается способность к абстрагированию.
В противоположность снижению уровня обобщений при искажении процесса обобщения происходит отрыв суждений человекаотконкретных, частных, единичных связей. В суждениях отражаются лишь случайные и несущественные (латентные) признаки предметов или явлений. Процесс мышления представляет собой необоснованное теоретизирование по конкретным проблемам. Речь при этом становится вычурной, витиеватой. Клинически искажение процесса обобщения проявляется резонерством.
Нарушения личностного компонента мышления проявляются разноплановостью мышления, снижением критичности и саморегуляции. Происходит утрата целенаправленности мыслительного процесса.
К нарушениям динамики мыслительной деятельности относят лабильность и инертность мышления. При первом отмечается неустойчивость способа выполнения мыслительных операций, легкий переход от одного к другому; при втором — противоположные тенденции: тугоподвижность мышления, ригидность, трудности переключения.
Нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности выражается в невозможности целенаправленной организации мыслительных действий.
Учитывая тот факт, что мышление может нарушаться разнообразно, традиционно группировка расстройств мышления использует перечисленные выше параметры.
К расстройствам мышления по темпу относят: ускорение и замедление мышления, ментизм, шперрунг.
УСКОРЕНИЕ мышления — увеличениеколичества ассоциаций в единицу времени.
“СКАЧКА ИДЕЙ” — максимальное увеличение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется ЛОГОРЕЕЙ).
ЗАМЕДЛЕНИЕ мышления — уменьшение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется БРАДИФАЗИЕЙ).
МЕНТИЗМ — “наплыв мыслей”, “вихрь идей”, увеличение количества ассоциаций в единицу времени, не сопровождающееся изменением речи больного, возникающее приступообразно и непроизвольно (разновидность ассоциативного автоматизма).
ШПЕРРУНГ — “закупорка мыслей”, “обрыв мыслей”, внезапная остановка, перерыв ассоциативного процесса.
К расстройствам мышления по стройности относят: разорванность, соскальзывания, бессвязность, инкогеренцию и вербигерацию.
РАЗОРВАННОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая связь в предложении при сохраненной грамматической (в речи проявляется ШИЗОФАЗИЕЙ).
СОСЛАЛЬЗЫВАНИЕ — расстройство мышления (более “легкая” степень разорванности).
БЕССВЯЗНОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая и грамматическая связи в предложениях (в речи проявляется ПАРАЛОГИЕЙ и ПАРАФАЗИЕЙ).
ИНКОГЕРЕНЦИЯ — расстройство мышления, при котором нарушается связь между слогами в произносимых словах.
ВЕРБИГЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором отмечается стереотипное повторение отдельных слов или слогов.
Нарушения целенаправленности мыслительного процесса встречаются при таких симптомах, как: разноплановость, обстоятельность, резонерство, персеверации.
РАЗНОПЛАНОВОСТЬ — расстройство мышления, при котором отмечается формирование суждений, исходя из разных принципов.
ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — расстройство мышления, при котором затрудняется образование новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления.
РЕЗОНЕРСТВО — “бесплодное мудрствование” (рассуждениеради рассуждения).
Расстройства мышления по продуктивности наиболее яркие и частые признаки психических заболеваний. К ним относятся навязчивые, сверхценные (доминирующие) и бредовые идеи.
НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ — мысли, представления, воспоминания, возникающие помимо воли больного при полной критической оценке чуждости и болезненности.
СВЕРХЦЕННЫЕ (ДОМИНИРУЮЩИЕ) ИДЕИ - идеи, возникающие в связи с реальной ситуацией, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значению доминирующее положение в сознании больного, сопровождающиеся значительным эмоциональным напряжением и отсутствием критического отношения к ним.
БРЕДОВЫЕ ИДЕИ — суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием критического отношения к ним.
Выделяют две разновидности бредовых идей, различающихся механизмами формирования бреда: интерпретативный бред и образный бред. При первом патологические идеи (суждения и умозаключения) возникают в результате нарушений логики на всех этапах бредообразования; при втором — бред проистекает из расстройств восприятия (патологических образов и представлений).
Рисунок 8
БРЕДИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ ОБРАЗНЫЙ
Формы бреда
отношения преследования величия |
отношения
преследования
физического воздействия
величия
ущерба
ревности
ипохондрический |
самообвинения, самоуничижения ипохондрический нигилистический, отрицания |
изобретений, открытий реформаторства любовный, эротический сутяжный, кверулянтский высокого происхождения
одержимости дисморфоманический |
метаморфозы (интерметаморфозы) одержимости религиозный |
Таблица 9 Дифференциально-диагностические критерии расстройств сознания
Клинические параметры | Делирий | Онейропд | Аменция | Сумеречное расстройство |
Нарушения ориентировки | в месте, времени | в месте, времени и собственной личности (при щетинном) | в месте, времени, собственной личности | в месте, времени |
Преобладающие расстройства восприятия | яркие зрительные истинные галлюцинации и иллюзии | фантастические зрительные и слуховые псевдогаллюцинации | отрывочные слуховые истинные и пс евдо галлюцинации | яркие зрительные и слуховые истинные галлюцинации |
Преобладающие расстройства мышления | бредовые идеи преследования, отношения | фантастические бредовые идеи величия, воздействия | бессвязность, инкогерен-ция, отрывочные идеи преследования | бредовые идеи преследования |
Преобладающие аффективные расстройства | тревога, страх | эйфория, благодушие, "зачарован-ность" | аффект недоумения, смена аффекта | дисфория |
Продолжение таблицы 9
Клинические параметры | Делирий | Онейроид | Аменция | Сумеречное расстройство |
Расстройства памяти | амнезия отсутствует | гипомнезия | амнезия | амнезия |
Длительность | часы | сутки | сутки, недели, минуты, часы | |
Выход из состояния | постепенный с рези-дуальными явлениями | постепенный | постепенный | резкий |
Таблица 10
Таблица 11
Б) личностных (психопатических)расстройствах
в) шизофренических расстройствах
г) эпилептических расстройствах
д) деменции
Вопрос 30. Патологический полисемантизм, при котором слова начинают приобретать множественное значение и нередко смысловая структура слова расшатывается, чаще встречается при:
а) невротических расстройствах
Глава 4
ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Для человека характерно огромное количество различных свойств и особенностей. Они включают специфику протекания познавательных процессов, интеллектуальные и иные способности, стили мышления, восприятия, общения, эмоционального отреагирования, морально-нравственные качества и множество иных составляющих. Однако, при ограниченном объеме таких психологических качеств и свойств их сочетание может носить уникальный характер и формировать специфический, не на что и ни кого иного не похожий человеческий образ.
Характерные различия индивида, т.е. отдельного человека, взятого в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, социальных, психологических и др.), с другими индивидами проявляются на разных уровнях индивидуальности. Это обусловлено тем, что индивидуальность представляет интегративное и многоуровневое образование, каждый из которых обладает набором существенных признаков. Подиндивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека. По набору отдельных качеств и свойств люди могут быть принципиально сходны (например, близнецы), однако по сочетанию этих качеств также кардинально различаться.
Существует множество разнообразных классификаций уровней индивидуальности. Однако они сходятся в том, что уровни делятся на четыре принципиальных блока специфических качеств и свойств (рисунок 6).
В.С.Мерлин включает в первый уровень (уровень индивидуальных свойств организма) биохимические, общесоматические и нейроди-намические свойства, разделяя перечисленные свойства на основании параметров интенсивности, скорости, регуляции и некоторых иных. Существенным является то, что биохимические свойства и свойства нервной системы обеспечивают создание индивидуального
Рисунок 6
Структура индивидуальности
Таблица 13
Рисунок 7
Виды воспитания (по N.Peseschkin)
—————l!,'-!,,1!,^!1".'- ^„i ....,..'.————————————————————————————————————————————————————————...:,————^——•——J.^ ";;!,') ВОСПИТАНИЕ | | ||
для общества | для воспитателя | для воспитуемого |
родители не могут четко сформулировать цели воспитания или эти цели изменяются в зависимости от обстоятельств, поэтому можно говорить, что целями воспитательного процесса на уровне черт характера будет являться формирование гармоничного характера, о параметрах которого мы писали выше.
Н.Пезешкиан разделил воспитание в зависимости от поставленных воспитателем задач на три вида: воспитание для общества, воспитание для воспитателя, воспитание для воспитуемого. Предполагается, что воспитание той или иной характерологической черты нацелено на выполнении какой-то важной задачи, и должно преследовать какую-нибудь значимую для самого человека, его близкого или дальнего окружения цель (рисунок 7).
При “воспитании для общества” такими задачами являются формирование социально значимых черт, становление обязательных или требуемых от членов общества качеств (например, законопослуша-ния). В рамках “воспитания для воспитателя” задачи вытекают из особенностей педагогического процесса. Предполагается, что это должны быть черты характера, максимально облегчающие воспитание (к примеру, послушание). “Воспитание для воспитуемого” ставит задачу выработки таких качеств характера, которые способны гармонизировать самого человека, стать выгодными ему. Сравнивая три вида воспитания, отметим, что два первых не могут быть признаны полностью адекватными, целесообразными и эффективными, поскольку в целях воспитания учитывается лишь внешний аспект. Они нацелены на создание возможностей для более полноценной адаптации к микро- и макросоциуму. Гармоничность же характера человека, как указано выше, включает еще и самоактуализацию, которая при “воспитании для общества” и “воспитании для воспитателя” полностью игнорируется. Вследствие этого, два первых вида воспитания можно условно назвать дрессурой, поскольку выработка черт характера строится по принципу внешней целесообразности. К тому же, она нередко исходит из принципа выгоды.
В.Я.Гиндикиным и ВА.Гурьевой описаны несколько типов неправильного воспитания, способствующих формированию тех или иных патохарактерологических развитии личности:
1. “Кумир семьи”. Воспитание включает в себя восхваление ребенка, культивирования в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, склонность к выполнению любой его прихоти, снятие ответственности за проступки.
2. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное-внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
3. Гипоопека. Воспитание включает недостаточное внимание со стороны родителей, игнорирование целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.
4. Безнадзорность. Высокая степень гипопеки.
5. “Золушка”. Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
6. “Ежовые рукавицы”. Воспитание включает систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.
Наряду с перечисленными, американскими психиатрами выделено воспитание с использованием “парадоксальной коммуникации”, или “двойного принуждения”. Отмечается, что данный тип воспитания отмечается у т.н. “шизофреногенных матерей”. Суть его заключается в сочетании непоследовательности предъявления требований к ребенку с отсутствием эмоционального контакта с ним. Ребенок в, ситуации “двойного принуждения” не может выработать поощряемого взрослым стиля поведения. Он не понимает, какой поступок считать правильным, а какой неправильным. Например, мама, купив ребенку две машинки (одну зеленого, другую синего цвета), спрашивает о том, какая из них нравится ребенку больше. Получив с благодарностью эмоционально подкрепленный ответ, что — зеленая, она с обидой говорит: “Значит синяя тебе не понравилась?”. Налицо парадоксальная коммуникация. Любой ответ ребенка вызы
Таблица 14 Распределение различных типов воспитания и типов характера
И | Ш | э+в | ПС | А | п | м | |
"Кумир семьи" | ** | * | |||||
Гиперопека | * | “ | * | ** | * | ||
Гипоопека | * | ** | ** | * | * | ||
Безнадзорность | * | * | |||||
"Золушка" | *. | ||||||
"Ежовые рукавицы" | * | ** | * | * | * | ||
Парадоксальная коммуникация | ** | * | * |
ОБОЗНАЧЕНИЯ: И — истерический, Ш — шизоидный, Э+В — эпи-лептоидный (возбудимый вариант), ПС — психастенический, А — астенический, П — паранойяльный, М — мозаичный (смешанный).
вает негативную реакцию матери и приводит его в замешательство, не способствуя формированию гармоничного характера.
Считается, что к разным типам характера предрасполагают различные типы неправильного воспитания (таблица 14).
Подытоживая раздел, посвященный характерологическим особенностям человека, укажем, что на данном уровне психической индивидуальности главенствующую роль играет фактор целенаправленного воспитания и самовоспитания психологических свойств и качеств, которые в дальнейшем остаются практически неизменными и могут определять стили отношения к различных сторонам жизни, в том числе к собственным болезням и психологическим проблемам.
Рисунок 8
Тело/ощущения
Фантазии/будущее Деятельность/работа |
Контакты
ставляет также транскультуральный подход в оценке формирования личностного смысла и личностных ценностей. Н.Пезешкиан выделяет две принципиально различные по ориентационным приоритетам культуры: западную и восточную, которые способны сформировать как особые устремления отдельного человека и общества, так и создать условиях для переработки внутриличностных и межличностных конфликтов. “Каждый человек имеет свои определенные предпочтения в способах переработки конфликтов, — пишет N.Peseschkian, — и при гипертрофии одной из форм переработки остальные отодвигаются на второй план. То, какие из форм оказываются в предпочтении, зависит в значительной степени от воспитания и, прежде всего, от опыта, полученного в детстве”.
Согласно концепции дифференциального анализа приоритеты (ценности) человека или культуры (этноса) могут быть сосредоточены в четырех областях, названных: тело/ощущения, деятельность/ работа, контакты, фантазии/будущее. В приоритеты, обозначенные условно “тело/ощущения” включаются такие ценности, как: физическое и психическое самочувствие, внешняя привлекательность, сексуальность, удовлетворенность количеством и качеством сна, принятия пищи. Вследствие развития данного приоритета в процессе воспитания вырабатываются, например, такие свойства характера, как чистоплотность, сексуальность, качество физического и психического комфорта. К приоритетам, названным “достижения/ работа”, относится ценность труда, отношение к работе, ее престижности, авторитету, карьерные ценности и пр. На их основе формируется, к примеру, пунктуальность, организованность, послушание, надежность, бережливость. Приоритетность “контактов” говорит сама за себя. В этой области ценностями становится любовь,
Рисунок 9
Тело/ощущения
Фантазии/будущее Деятельность/работа
Контакты
Рисунок 10
Тело/ощущения
Фантазии/будущее ^ <= ) Деятельность/работа |
Контакты
терпение, доверие. Сфера приоритетности “фантазии/будущего” включает становление ценностей религии, интуитивных способов жизни, творчества. Каждая из четырех сфер закрепляет ценности в процессе воспитания человека с помощью концепций-девизов (житейских мудростей, на основании которых строятся взаимоотношения в семье, обществе, культуре, этносе).
“По моим наблюдениям, сделанным более чем в двадцати культурах, — пишет N.Peseschkian, — в Европе и Северной Америке на первом месте оказываются ценности из области “тело” и “деятельность”, в то время как на Востоке прослеживается тенденция доминирования областей “контактов”, “фантазий” и в меньшей степени “тела” (рисунки 9 и 10).
Западная модель приоритетов (ценностей, обладание которыми становится смыслом жизни им способствует обретению психологического комфорта), ориентируется на ценности сохранения собственного здоровья, внешней привлекательности, “моложавости, спортивности”, сексуальности, а также карьеризма, увлеченности работой, престижности. Приоритеты заставляют изменять жизнь и отдавать этим сферам основную часть “энергии”, сил и времени. Именно поэтому человек западной психологической культуры активно занимается спортом (чтобы комфортно себя чувствовать и выглядеть “на миллион долларов”), следит за собой (развивая парфюмерную индустрию), у него все “ОК” и уважает он сильных, достигших чего-либо в жизни, авторитетных и ориентируется на престижность.
Восточная модель приоритетов нацелена, в первую очередь, на контакты между людьми, близкие эмоциональные отношения, поиск смысла в жизни. Эти области становятся значимыми, часто в ущерб иным, например, пунктуальности, организованности, бережливости — характерных западных ценностей.
Личность впсихоаналитической теории З.Фрейда рассматривается в единстве трех основных структурных компонентов души: Ид (Оно), Эго и Суперэго. Ид (Оно), как считал З.Фрейд, содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции, т.е. инстинкты. Это первоначальная, базисная структура личности, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям Эго и Суперэго. Содержание Ид почти целиком бессознательное. Оно включает психические формы, которые никогда не были сознательными, равно как и материал, который оказался неприемлемым для осознания. Мысли или воспоминания, вытесненные из сознания и обретающиеся среди теней Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека. Эго является той частью психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Основной внешней задачей Эго З.Фрейд называет самосохранение посредством бегства, адаптации или деятельности;
основной внутренней задачей — контролирование инстинктов в виде подавления, ослабления, сублимации, исходя из обстоятельств и требований внешнего мира. Суперэго служит судьей (цензором) деятельности и мыслей Эго. Это, по мнению З.Фрейда, хранилище моральных установлений, норм поведения. Базисными функциями Суперэго являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
С позиции психоаналитической теории становление личности происходит на основе принципов удовольствия, реальности и постоянства. Принцип удовольствия утверждает, что психика стремится к достижению удовольствия и избегания боли; принцип реальности говорит о том, что у человека отмечается стремление к приведению бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия в соответствие с требованиями внешнего мира, с объективной реальностью; принцип постоянства указывает на то, что психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком и постоянном уровне.
Теория аналитической психологии К.Юнга рассматривает личность как совокупность архетипов. Под архетипом личности понимается форма и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих прообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимание людей. К. Юнг выделял пять основных архетипов личности: самость, анима и анимус, тень, эго и персону. Самость он называл архетипом порядка и целостности личности. Анима и анимус представляют интерсексуальные связи в душе каждого индивидуума (первый — у мужчины, второй — у женщины) и фокусируют весь психологический материал, который не удовлетворяет сознательному представлению человека о себе как о мужчине или женщине. Тенью К.Юнг обозначал центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания и включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его, персоной или противоречащие социальным стандартам. Эго — это
психическое образование, возникающее из бессознательного и создающее разделение между бессознательным и сознанием. Под персоной понимается представление о том, какими мы предстаем перед миром. Персона тождественная понятию характера и включает социальные роли, индивидуальный стиль выражения эмоций. По мнению К.Юнга, человек рождается не только с набором биологических свойств, но и с психологическим наследством в виде “коллективного бессознательного”. Оно содержит психический материал, который не может возникнуть в личном опыте и который способствует формированию многих личностных качеств.
С точки зренияиндивидуальной психологии А.Адлера личность формируется под влиянием стремления человека к совершенствованию и превосходству. Существенным для клинической психологии в плане понимания психологии больного и развития его личности в условиях болезни является мнение А.Адлера о том, что люди со значительной слабостью органов часто пытаются компенсировать это, развивая какую-либо сферу деятельности, оставшуюся доступной для развития. “Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов, тяжелые болезни, особенно в детские годы — писал он, — Создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”. Т.е. у человека в процессе столкновения с проблемами с соматическим здоровьем происходит гиперкомпенсация дефекта. Особенно ярко она проявляется в случаях сочетания соматической неполноценности “комплексом неполноценности” психологического свойства. Формирование личности рассматривается в индивидуальной психологии как формирование жизненных целей, начинающееся в детстве как компенсация чувства неполноценности, не безопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. При этом жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между не удовлетворяющим настоящим и ярким, могущественным, совершенным будущим.
В гештальтпсихологии личность человека рассматривается сквозь призму способности перейти от опоры на среду и регулирование средой к опоре на себя и саморегуляцию. Условием достижения гармоничного равновесия между организмом и средой является созна-вание иерархии потребностей. Ф.Перле считал процесс сознавания центральным пунктом психологии личности, способствующим личностному росту. В основу сознавания он включал понимание организма как целого, принципы “здесь и теперь” и “как и почему”. Жизнь в настоящем (“здесь и теперь”) представлялась Ф.Перлсу признаком личностного психологического здоровья, отличающего гармоничного человека от невротика. Не менее важным принципом считается и осознание индивидуумом процессов совершения поступков (“как”) и их каузальной детерминации (“почему”). “Каждый элемент существования человека — писал Ф.Перле, — может быть понят как часть одного или нескольких гештальтов, т.е. элемент не может быть понят как “следствие” какой-то “причины” отдельно от целостной матрицы причин, которые в это вовлечены. Наиболее важным выводом гештальтпсихологии для клинической психологии и психологии личности следует считать вывод о том, что принцип иерархии потребностей всегда действует в человеке и важная незаконченная ситуация всегда проявится, если только человек просто осознает собственный опыт себя.
Бихевиоризм (поведенческий подход к анализу психологии личности) рассматривает личность человека как сумму паттернов поведения генетической природы. Любой поступок человека видится как выработанная привычка, сформированная по механизмам рефлексов. Б.Скиннер описал несколько способов становления и закрепления паттернов поведения и возникновения личностных черт: обусловливание и подкрепление. Оперативным обусловливанием называется процесс формирования и поддержания определенного поведения посредством его следствий. Подкрепление отличается от обусловливания только временным параметром. Обусловливание производится до какого-либо действия или поступка, а подкрепление после. К примеру, можно попытаться сделать человека честным обусловливая и подкрепляя это качество: вознаграждая или лишая человека чего-либо в зависимости от проявления или не проявления данного качества. При этом при процессе обусловливания награда или наказание будут обговориваться заранее (до совершения поступка), а при процессе подкрепления — по его завершению. Таким образом, бихевиоризм вторгся в сферу воспитания черт характера, сформулировал собственный подход к этому важному процессу и описал способы управления поведением.
Э.Фромм с позициигуманистической психологии попытался сформулировать значимые для личности человека параметры, используя понятия “обладания” и “бытия”, на основании которых происходит формирование тех или иных качеств личности. Обладанием называется процесс присвоения себе каких-либо внешних или внутренних свойств, качеств, объектов и функций и получение удовлетворения от самого процесса обладания ими. Противостоит ему процесс бытия, существования, характеризующийся получением удовлетворения от жизни. Человек может быть нацелен на одну из систем “У меня есть...” или “Я есть...”. По мнению Э.Фромма обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного их которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. Наиболее ярко подобная альтернатива представлена в отношении к жизни и смерти — центральной проблеме человеческого существования. Э.Фромм описал две личностные стратегии, обусловливающие выработку специфических качеств человека — страх смерти или утверждение жизни. Отношение к жизни и смерти может рассматривается как сквозь призму обладания, так и сквозь призму бытия. Основываясь на первой платформе страх смерти трактуется как страх потерять то, что имеешь. Вторая же платформа способна предотвратить развитие интенсивного страха смерти в связи с мировоззренческой позицией бытия. Бытие существует только “здесь и сейчас”, в то время как обладание проецируется на любое время (прошлое, настоящее и будущее). При ориентации на обладание человек привязан к тому, что накоплено им в прошлом: к деньгам, земле, славе, социальному положению, знаниям, детям, воспоминаниям. Нацеливаясь на будущее человек предвосхищает то, чем он сможет обладать в перспективе. Всего этого можно избежать, если исключить главенствующее давление времени. Время не довлеет над бытием.
Э.Фромм обратился в своих исследованиях к одному из наиболее значимых качеств личности социальному характеру и “религиозным потребностям”. Решая проблему личности с позиции необходимости построения и ориентации на идеал (идеалы), он обратился к религии. Правда оговорившись, что проблема удовлетворения т.н. “религиозной потребности” не должна сводиться к анализу вопроса что есть религия. Существеннее другой аспект: способствует ли она дальнейшему развитию человека, реализации свойственных ему сугубо человеческих способностей или же препятствует его развитию. “Всякая конкретная религия — писал он, — если она только действительно мотивирует поведение коренится в специфической структуре социального характера индивида”.
В рамкахгуманистической психологии важную значение имеют работы А.Маслоу опсихологии самоактуализации. Наивысшим развитием личности он считал самоактуализацию личности — “наиболее полное использование собственных талантов, способностей и возможностей” в отличие от среднего человека, который живет с “заглушенными и подавленными способностями”. Теория самоактуализации описала восемь путей — типов поведения для наиболее гармоничного личностного роста: 1) более полное переживание того, что происходит в нас и вокруг нас; 2) если жизнь является процессом постоянного выбора (между безопасностью и ростом, прогрессом и регрессом), то каждый выбор должен основываться на выборе в пользу личностного роста; 3) научение подстраиваться к своей собственной внутренней природе, быть актуальным — реальным, существовать фактически; 4) честность и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки; 5) учиться верить своим суждениям и действовать в соответствии с ними; 6) максимальное использование своих способностей и разума; 7) быть интегрированным в мир; 8) обнаружение своих психологических защит от мира и работа отказа от них.
Наиболее известными отечественными теория личности, значимыми для клинической психологии, являютсятеория отношений личности В.Н.Мясищева, деятельностная теория личности А.Н.Леонтьева, теория установки Д.Н.Узнадзе и структура личности К.К.Платонова.
Главной характеристикой личности втеории В.Н.Мясищева является система ее отношений, т.е. взаимоотношений и взаимодействий с людьми, становление которой происходит в процессе социализации. Отношения формируют сознательную избирательность (приоритетность) в контактах с окружающими, определяют степень интереса, силу эмоций и желаний и выступают в качестве движущей силы личности. Таким образом, личностные качества возникают и становятся устойчивыми только в условиях сознательной деятельности человека, которая способствует субъективно-личностному отношения к социуму. В соответствии спсихологией деятельности А. Н. Леонтьева ядром личности является система относительно устойчивых иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности с формированием смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Основой же выступает отношения иерархии мотивов. Личностный рост осуществляется в процессе общения, которое во многом определяет становление перцептивных, мнестических, мыслительных и других характеристик человека, его эмоционально-волевой сферы.Теория установки Д.Н.Узнадзе раскрывает источники и механизмы активности личности, используя понятие установки
Таблица 15
Структура личности (по К.К.Платонову)
Подструктура | Качества | Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности | убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы | социальный уровень |
Подструктура опыта | умения, знания, навыки, привычки | социально-биологический уровень |
Подструктура форм отражения | особенности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, ощущения, восприятия и эмоции) | биосоциальный уровень |
Подструктура конституциональ-ных свойств | скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые и возрастные свойства | биологический уровень |
субъекта — внутреннего состояния готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей действительности. В свою очередь механизм установки рассматривается не уровне неосознаваемой деятельности, с помощью которой осуществляется удовлетворение той или иной потребности. Структура личности в понимании К-К.Платонова представляет собой соотношение биологического и социального на уровне четырех подструктур (таблица 15).
Многие теории личности подробно рассматривали проблему жизненного пути (судьбы) личности. По сути о судьбе, т.е. истории и развитии человека можно говорить, имея ввиду только личностные качества. Поскольку оценивать и анализировать жизненный путь человека исходя из свойств его темперамента или черт характера было бы несправедливым. Судьба не задана и не может вершиться на основании биологических законов или психологических привычек. Человек на личностном уровне творит свою судьбу. Причем этот творческий процесс базируется на выборе смысла жизни. Многие люди задаются вопросом, что для развития личности более значимо: получение смысла или его самостоятельный поиск. На этот вопрос по-разному отвечают представители религии и представители науки (философии). Для первых, развитие личности немыслимо без получения человеком изначального смысла существования, предоставляемого свыше; для вторых — без приобретения смысла в процессе познания сущности бытия.
С точки зрения представителягуманистической психологии В.Фран-кла, “поскольку жизнь является вереницей уникальных ситуаций и человек уникален как в сущности, так и в существовании, смысл его жизни также уникален”, т.е. “нет такой вещи как универсальный смысл жизни, а есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций”. При этом все же следует помнить, что существуют смыслы, которые разделяют множество людей или они присущи людям определенного общества. Такие смыслы обозначаются ценностями. Считается, что обладание ценностями облегчает поиск смысла. С точки зрения В.Франкла существенным является тот факт, что ценности, в отличии от смыслов, построены по иерархическому принципу, и человек волен выбирать ценности. Смыслы же опосре-дуются ответственностью и совестью. “Истинный смысл следует искать при помощи совести — исключительно человеческого феномена,” — писал В.Франкл. Он ярко выразил свою позицию о смысле жизни в психотерапевтической беседе в камере смертников с приговоренным к казни, сказав, что “жизнь либо имеет смысл и в таком случае он не зависит от ее продолжительности, либо она не имеет смысла и в таком случае было бы бесцельным продолжать ее”. Существенными признаками экзистенциального существования человека, делающими его гармоничным, В.Франкл назвал духовность, свободу и ответственность. Духовность отражает нравственную сторону жизни, формируя качества личности, нацеленные на блага других. Свобода представляет собой свободу по отношению к влечениям, наследственности и среде. Экзистенциальный анализ признает человека не только свободным, но и ответственным. Человек, в первую очередь, ответственен за поиск и осуществление смысла и реализацию ценностей. По мнению В.Франкла он несет ответственность за наслаждение и ценность, влечение и смысл перед совестью и Богом.
Проведенный выше анализ теорий личности и современное положение в области клинической психологии показывает, что, наряду с понятием гармоничного характера, позволительно говорить о гармоничной личности. Подгармоничной личностью мы понимаем индивида, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами. Можно утверждать, что гармоничная личность живет в соответствии с девизом: “Мне никто ничего не должен”. Этот принцип следует понимать как отказ от предъявления претензий окружающим (родителям, детям, государству и пр.) в случаях жизненных неудач. В рамках психологии аномального и де-виантного развития личности все перечисленные качества предстают инверсными. Ответственность заменяется долженствованием, самостоятельность — зависимостью, нравственность — безнравственностью.
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
Вопрос 1. Неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека обозначается термином:
а) темперамент
б) характер
в) личность
г) индивид
д) индивидуальность
Психология индивидуальных различий
Вопрос 2. В структуру индивидуальностивходят все нижеперечисленные составляющие за исключением:
а) индивидуальные свойства организма
б) индивидуальные психофизиологическиесвойства
в) индивидуальные генетические качества
г) индивидуальные психические свойства
д) индивидуальные социально-психологические свойства
Вопрос 3. Макроморфологическая подсистема общей конституции, отражающая основные особенности динамики онтогенеза, метаболизма, общую реактивность организма и энергодинамические свойства, называется:
а) морфофенотипом
б) темпераментом
в) характером
г) личностью
д) психотипом
Вопрос 4. Психологической составляющей индивидуальности считается:
а) темперамент
б) характер
в) личность
г) морфофенотип
д) архетип
Вопрос 5. К клиническим параметрам темперамента относится все нижеперечисленные за исключением:
а) эстетичности
б) эмоциональности
в) скорости мышления
г) скорости двигательных актов
д) коммуникабельности
Вопрос 6. Сходными по параметру эмоциональности (впечатлительности) являются:
а) холерик и меланхолик
б) холерик и сангвиник
в) меланхолик и сангвиник
г) холерик и флегматик
д) сангвиник и флегматик
Вопрос 7. Сходными по параметру импульсивности являются:
а) холерик и меланхолик
б) холерик и сангвиник
в) меланхолик и сангвиник
г) холерик и флегматик
д) сангвиник и флегматик
Вопрос 8. Совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими называется термином:
а) темперамент
б) характер
в) личность
г) индивидуальность
д) индивид
Вопрос 9. К параметрам гармоничного характера относится все из
нижеперечисленного за исключением:
а) зрелость
б) здравомыслие
в) автономность
г) гибкость самооценки
д) нравственность
Вопрос 10. Перфекционизм входит в структуру:
а) истерических черт характера
б) шизоидных черт характера
в) психастенических черт характера
г) паранойяльных черт характера
д) эпилептоидных черт характера '
Вопрос 11. Склонность к повышенной аккуратности входит в структуру:
а) истерических черт характера
б) шизоидных черт характера
в) психастенических черт характера
г) паранойяльных черт характера
д) эпилептоидных черт характера
Вопрос 12. Шизоидные черты характера включают все из нижеперечисленного за исключением:
а) алекситимия
б) замкнутость
в) ангедония
г) паратимии
д) эксцентричность поведения
Вопрос 13. Повышенная подозрительность в сочетании со склонностью к образованию сверхценных идей входит в структуру:
а) истерических черт характера
б) шизоидных черт характера
в) психастенических черт характера
г) паранойяльных черт характера
д) эпилептоидных черт характера
Вопрос 14. Тип воспитания, включающий чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности, обозначается:
а) “кумир семьи”
б) гиперопека
в) гипоопека
г) “ежовые рукавицы”
д) парадоксальная коммуникация
Вопрос 15. Формированию истерических черт характера в большей степени способствует воспитание по типу:
а) “кумир семьи”
б) гиперопека
в) гипоопека
г) “ежовые рукавицы”
д) парадоксальная коммуникация
Вопрос 16. Ценностные ориентации (в частности, в отношении смысла жизни) являются характеристикой:
а) особенностей темперамента
б) особенностей характера
в) личностных особенностей
г) морфофенотипа
д) все ответы правильны
Вопрос 17. В понятие гармоничной личности включается все из ниже-перчисленного за исключением:
а) доброты
б) ответственности
в) самостоятельности
г) нравственности
д) автономности
Вопрос 18. В соответствии с дифференциально-аналитической теорией Н.Пезешкиана в западную систему ценностей включается все из нижеперечисленного за исключением:
а) широкий круг друзей
б) привлекательная внешность
в) престижная работа
г) хороший заработок
д) активная сексуальная жизнь
Вопрос 19. Принципы удовольствия, реальности и постоянства являются важными для формирования личностных качеств в соответствии с воззрениями:
а) З.Фрейда
б) К.Юига
в) А.Адлера
г) В.Франкла
д) Э.Фромма
Вопрос 20. Принципы “обладания” и “бытия” являются важными для формирования личностных качеств в соответствии с воззрениями:
а) З.Фрейда
б) К.Юнга
в) А.Адлера
г) В.Франкла
д) Э.Фромма
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Б. С. Братусь. Аномалии личности. М., 1988, 301 с. К.Леонгард. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с. В.С.Мерлин. Очерки интегрального исследования индивидуальности.
М., 1986, 256 с.
В.Н.Мясищев. Личность и неврозы. Л., 1960, 400 с. К.К.Платонов. Структура и развитие личности. М., 1986, 256 с. Н.Пезешкиан. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии (в 2-х томах), М., 1989. Дж. Фейдимен, Р. Фрезер. Личность и личностный рост (в 4-х выпусках). М., 1994.
В.Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990, 368 с. Э.Фромм. Иметь или быть? М., 1990, 336 с. К.Юнг. Психологические типы. М., 1995, 716с.
– Конец работы –
Используемые теги: Психологическая, Патопсихологическая, характеристика, познавательных, психических, процессов0.086
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов