рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественная критика Фрейда

Общественная критика Фрейда - раздел Психология, СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ   В Процессе Проводимого Им Психоанализа Фрейд Установил У Свои...

 

В процессе проводимого им психоанализа Фрейд установил у своих пациентов следующее: по большей части они были больны оттого, что были не в состоянии удовлетворять свои сексуальные потребности. Па­циенты переживали сексуальность как нечто предосудительное и поэто­му боялись ее удовлетворения, вытесняли соответствующие желания и развили вследствие этого невротические симптомы. Причина вытесне­ния заключалась в них самих. а вернее в диктате их совести (в структур­ной модели: Сверх-Я).

Если в рамках психоаналитического лечения удавалось релятивировать оковы Сверх-Я. тогда Я получало возможность прийти к выводу о возможности сексуально «предосудительного» удовлетворения». Следствием такого вывода оказывалось, как правило, исчезновение нев­ротических симптомов и излечение самого заболевания.

Однако, не останавливаясь на достигнутом. Фрейд нашел ответ на вопрос «где лежат причины столь жесткого диктата совести?». Он обнаружил его в господствующей культуре, точнее, в культурной сек­суальной морали (Freud, 1908), в частности, в «двойной морали», с ее «осуждением любой сексуальной связи, за исключением моногамной супружеской». Фрейд установил: «Вся наша культура построена на подавлении инстинктов и влечений» (S. 149). Поставив этот диагноз, Фрейд стал критиком культуры, и когда он заявлял, что «известное количество непосредственных сексуальных удовлетворении кажется большей части общества явлением непозволительным» (S. 151), то де­лал это из заботы о своих пациентах. Если стремление к сексуальному удовлетворению является нормой, тогда, логически заключает Фрейд, «подавление [со стороны культуры] зашло слишком далеко» (S. 160).

Позднее в «Замечаниях о войне и смерти» (1915) он написал: «Го­сударство требует проявления послушания и самопожертвования». Тем самым Фрейд однозначно возложил на государство ответственность за разнообразные недостатки современного общества. О государстве, веду­щем войну. Фрейд писал, что оно «позволяет себе любую несправедли­вость, любое насилие, опозорившее бы отдельного человека. Оно идет не только на разрешенную хитрость, но и на сознательную ложь и мошенничество» (S. 32).

Критика культуры Фрейдом достигла своей кульминации в его изве­стной поздней работе «Неудовлетворенность культурой» (1930). Здесь он критикует «недостатки учреждений, которые регулируют отношения людей между собой в семье, государстве и обществе». Под этим подра­зумеваются как школьные и военные, так и производственные учрежде­ния в индустрии и торговле, или политические, вроде правительства, суда и т. п. Согласно Фрейду они представляют собой асоциальный источник страданий» первого ранга, поскольку учреждения такого рода — вспомним об акцентированных Фрейдом сексуальных потреб­ностях — поддерживают своим существованием такое количество людс­ких лишений, что — как мы говорим сегодня — фрустрационная толе­рантность человека оказывается чрезмерно высокой. Фрейд саркасти­чески констатирует: «Намерение осчастливить человека в плане творения не содержится» (З.Фрейд. Психоанализ, религия.культура. М.1992. с.85). Под словом творение, если мы вспомним критику рели­гии Фрейда в его «Будущее одной иллюзии « (1927), имеются в виду созданные людьми учреждения, не позволяющие человеку жить в свое удовольствие. Культурные учреждения, защищая людей, урезают, однако, их элементарные инстинкты, оттого и возникают эти преслову­тые «неудовлетворенности» культурой.

Вероятно, все мы можем согласиться с Фрейдом. Во всяком случае я могу констатировать, что пациенты, обращающиеся сейчас за помо­щью к психоаналитику, неизменно свидетельствуют, что их воспитание протекало в строгой религиозной — католической — или иной строгой обстановке. Сексуальность и наслаждения в их семьях были строго-настрого запрещены. Поэтому сексуальные желания связывались с чув­ствами вины, стыда и т. д.

Другим пунктом является проблема агрессивности, которую мы уже рассматривали в рамках психоаналитической теории личности (см.гл.V.2.1.), и в этом смысле общественные учреждения оставляют чело­веку мало возможностей «выхода», за исключением войн, которые, как показывает история, точно эпидемии охватывают целые страны, поскольку у людей появляется возможность совершенно «легально» убивать, мучить, уничтожать, сеять за собою смерть и разрушение.

Фрейд задается вопросом: «Какое средство есть у культуры для того, чтобы тормозить направленную против нее агрессию?» (1930. S. 482). Он отвечает на этот вопрос так: агрессивные стремления унич­тожать и непосредственно наносить вред другим подавляются точно так же — физически или психически,— как и сексуальные влечения. Ценой этого является вторичное «отречение от влечения» (Triebverzicht). Если употреблять выражение Фрейда 1, отречение, стимулируемое в челове­ке культурой после того, как она уже провела-подавление сексуаль­ности, как «первичного отречения от инстинкта».

Чтобы избежать связанных с этим неудобств, созданных обществом. культура предоставляет «болеутоляющие средства» такие, как развлече­ния, множество заменителей, как-то: эрзац-удовольствия и наркотики.

Выигрышем от двойного подавления (сексуальных и агрессивных влечений) является развитие культурного прогресса, а именно — в ду­хе Маркса — «культурной надстройки», вроде науки и искусства. Еще одним достижением стал во многих отношениях сомнительный прогресс цивилизации. Сюда относятся все связанные с техническими достижени­ями улучшения материальных и социальных условий общества, вместе с учреждениями общественной безопасности и многочисленными успе­хами в области обслуживания, к которым можно причислить и образо­вание, и наличие свободного времени.

В споре между природой и культурой возникает дилемма, нереша­емая в контексте противоречий человеческой жизни. Если, с одной сто­роны, были бы удовлетворены все сексуальные и агрессивные потреб­ности, как того требует природа, то тогда мы жили бы, как животные, и отказались бы от всех плодов культуры, цивилизации и прогресса. Если же, с другой стороны, мы подчинимся всем требованиям культу­ры, будем строго придерживаться норм морали и этики и соблюдать все запреты судебных инстанций и государственного контроля, тогда, сле­дуя неизбежной логике, мы все заболеем, поскольку в этом случае при­родное естество в нас будет целиком и полностью подавлено.

Господствующие общественные отношения в связи с географичес­кими, историческими, производственными и политическими условиями принципиально изменчивы и в соответствии со степенью подавления инстинктивной природы могут расцениваться как более или менее сво­бодные и «великодушные» или более или менее подавляющие и запрети­тельные. Читатель вполне может и сам оценить современное общество, в котором он живет. Лично я придерживаюсь того мнения, что до сих пор управлять людьми в тех областях, где должно иметь место критическое сознание и личное решение, пытаются с помощью запретов. Но осуждать то или иное общество столь же малоэффективно, сколь и пытаться — как это делают, например, марксистские социологи — приписать ответствен­ность за вызванные культурой «неудобства» исключительно капита­листической общественной структуре. Конструктивным в этом смысле надо полагать разграничение, введенное Гербертом Маркузе (1955), при котором различаются неизбежное подавление и совершенно не обя­зательное «сверх-подавление», о котором далее мы еще поговорим.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ... ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественная критика Фрейда

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

II. Дерево психоаналитического познания
1. Корни психоанализа: естественные науки, литература, филосо­фия 2. Ствол психоанализа: Зигмунд Фрейд и группа первых психоаналитиков 3. Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг

VI. Психоаналитическое учение о болезнях
1. Предварительные замечания 2. Классическое учение о неврозах (страх и механизмы защиты; классическая истерия или конверсионный невроз; неврозы на­вязчивых состояний; фобии; депр

VIII. Психоаналитические методы лечения и консультации
1. Отличия от других видов терапии (поведенческая терапия; разго­ворная психотерапия; прочие психотерапевтические методы) 2. ..Условия, необходимые для успешного применения психоана­литиче

К. Психоанализ вне клиники и консультационного кабинета — с психоанали­тическим инструментарием в политике и обществе
1. Методологические проблемы 2. Общественная критика Фрейда 3. Психоаналитическое исследование предрассудков и проблемы меньшинств 4. Вклад А. и М. Мичерлих в решение акт

ВСТУПЛЕНИЕ
Почему необходимо ещё одно введение в психоанализ?   Мы исходим из того, что многочисленные введения в психоанализ нуждаются в уточнениях. Иначе говоря, некоторые из них, как

И группа первых психоаналитиков
Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд начал с решения загадки истерии. Неврологические причины в виде органических поражений нервной системы с естествен­нонаучной точки зрения исключались. Не пребыв

Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг
  Появление суровых для того времени истин о человеческой сексуальности заранее предполагало их неприятие. После того, как напуган­ный своей собственной реакцией и реакцией первой пац

Я-психология и ранняя теория отношений
5 1. Психоаналитическая Я- психология   В связи с подключением к психоанализу Анны Фрейд и ее возрос­шей продуктивностью главным предметом изучения все чаще оказыва­лась та и

Современное развитие теории отношений
6.1. Сандор Ференци и Михаэль Балинт. Венгерская школа   К стволу психоанализа несомненно следует добавить достижения Сандора Ференци в области психоаналитической те

Немецкое психоаналитическое объединение переосмысливает нацистское прошлое
  Очень высоко я оцениваю усилия Маргарет Мичерлих-Нильсен, направленные на выявление роли психоанализа во времена националсоциализма. В этой связи можно назвать также книги Ганса Мар

Значение психоанализа для педагогики, философии и богословия
  Отстранение от больничного ухода (смотри приложение «Упорядочение больничных касс») не помешало таким заслуженным психоанали­тикам, как Гюнтер Биттнер и Алоиз Лебер, с успехом приме

ИНСТИТУТЫ ПСИХОАНАЛИЗА В ФРГ И ЗАПАДНОМ БЕРЛИНЕ
В настоящее время в ФРГ процветает международно при­знанный психоанализ, насчитывающий множество инсти­тутов Немецкого психоаналитического объединения среди которых: Институт Михаэля Балинта в Гамб

УПОРЯДОЧЕНИЕ БОЛЬНИЧНЫХ КАСС
Правление Немецкого общества психотерапии, психосоматики и глубинной психологии будет с помощью адвокатов защищать политические и профессиональные права 1300 (на 1988 г.) членов этого объединения.

Определения Фрейда
«Прочистка дымохода» или «лечение (Breuer & Freud, разговором» 1895) Искусство толкования с целью преодоления (Freud, 1904. С. 8) амнезии, заполнение всех пробелов памяти

Понятия психоаналитиков после Фрейда
Естественная наука, в которой наблюдают (Hartmann, 1927) и создают законы о динамике душевных процессов, доступных даже в эксперименте Критически-герменевтическая (Lorenzer, 1974) эмпириче

Определения философов и теоретиков науки
Герменевтический метод, действующий (Ricoeur, 1969) через сознание на становление сознания Психоанализ как саморефлексия (Habermass, 1968) Психоанализ как «глубинная герменевтика»

Определения автора в виде резюме
Исследовательский метод для исследования недоступных ранее бессознательных психических процессов. Метод лечения психических нарушений. Учение о сопротивлении и переносе. Теория личности. У

V. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  1. Предварительные замечания   В психоанализе понятия личности (Personlichkeit). лица, персоны (Person) и характера (Charakter) употребляются различным обра­з

VI. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНЯХ
  1. Предварительные замечания Существует масса разнообразных возможностей включения психоаналитического учения о болезнях в введение в психоана­лиз. Мы могли бы ориентироват

Учение о психозах
4. 1. Предварительные замечания     В отличие от классических неврозов психозы представлены в психо­анализе не столь широко. Лишь относительно немногие известны

Психосоматические расстройства
5.1. Формы патологий   В отличие от психических манифестаций, характерных для шизоф­рении, заболевание может проявляться в телесных изменениях. При этом важную роль мо

Социальные причины
  Еще несколько слов о представленных Александром Мичерлихом социальных причинах психосоматических нарушений. А скорее, о социо-психосоматических нарушениях. Автор, ориентиро

Делинквентное поведение
6.1. Общественные аспекты   Делинквентное и криминальное поведение поддерживается посред­ством многоуровневых общественных процессов. Поэтому стоит коротко перечислить их в н

Алкогольная и наркотическая зависимость
7.1. Алкоголизм Определение   В этой главе я ставлю тему алкоголизма на первое место , посколь­ку на сегодняшний момент очень многие люди страдают именно от алко­гол

Психодинамика
Как непосредственное поглощение, так и действие алкогольных напитков, выступают в качестве защитных механизмов, которые за­щищают алкоголика от невыносимых внутренних душевных состояний.

Так называемые перверсии
8.1. Очевидное поведение   Переходя к теме перверсий, мы снова касаемся базового влечения, а именно, сексуальности (ср. V. 3.1.). Речь о сексуальности вполне кон­кретно заход

Психоаналитическое интервью
2.1. Метод и необходимые условия   Хотя слово интервью незамедлительно вызывает ассоциацию со сво­его рода «опросом», какие часто проводятся в прессе и на телевидении, психоа

Результаты нтервью и их оценка
1. Возникло ли стабильное объект-отношение? 2. Каковы функциональные способности Я (в какой степени ограни­чены возможности Я?). 3. Эмоциональные проблемы. 4. Уровень инт

Н. Прогноз?
2.3. Примеры из практики Иллюстрацией сказанного служит следующее первоначально запи­санное на магнитофон интервью, проведенное лично Михаэлем Балинтом ( текст сокращен, сведения изменены)

Психоаналитически ориентированные методы тестирования
3.1. Качественные методы   В этой связи широкую известность получил тест Роршаха (Rorschach-Test), в течение которого испытуемому предлагается рассмо­треть чернильные пятна н

Поведенческая терапия
  Базой для поведенческой терапии послужила экспериментально обоснованная теория научения. Со временем техника и понятия поведенческой терапии совершенствовались и теперь она включает

Психоаналитическая ситуация
  Обратимся теперь к рассмотрению самой обстановки (setting) психоаналитического сеанса. Классическая ситуация выглядит сле­дующим образом: больной лежит на кушетке, психоаналитик сид

Психоаналитический метод в узком смысле
  Суть психоаналитического метода во многом определяется суще­ствованием в нем двух парных, биполярных концепций: концепции «желания и сопротивлениям («Wunsch und Widerstand «) и «пер

Понимание и объяснение
  Цель толкования заключается в том, чтобы сделать понятным непо­нятное, или. выражаясь метафорически, пролить свет на тайну. Вполне законно поэтому предъявлять к психоаналитической и

Собственно психоанализ
1. Герменевтный психоанализ, концентрирующийся исключительно вокруг фантазий и их скрытого содержания. 2. Психоанализ как психоаналитическая психотерапия, в п

Другие формы психоаналитической терапии
6.1. Психоаналитическая психотерапия   Существуют две точки зрения на психоаналитическую терапию в контексте ее связи с самим психоанализом: а) аналитическая психоте

Применение психоанализа
  7.1. В медицине   Несмотря на то, что книга Михаэля и Энид Балинт. вышедшая в 1961 году на английском, а год спустя — на немецком языках («Psychotherapeutisch

Психоаналитическое исследование предрассудков и проблемы меньшинств
Предрассудки — это «предварительные» мнения или мнения, кото­рые мы, не проверяя, перенимаем у других. В случае соответствия дейст­вительности. подобные мнения избавляют нас от усилий оце

Вклад А. и М. Мичерлих в решение актуальных процессов в ФРГ
  Если мы зададимся вопросом, почему в истории немецкого народа между 1933 и 1945 гг. имела место столь жестокая реальность, почему были убиты миллионы людей, а еще больше. человек по

ПРИМЕЧАНИЯ
  I. Человеческие, слишком человеческие конфликты 1 Вергилий. Энеида/ Буколики; Георгики; Энеида. М.: Худ. лит. 1971. Гессе Г. Игра в бисер. М.: Худ. лит.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги