рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОБРЯД ПЛАЧА КАК ФОРМА ПСИХОТЕРАПИИ

ОБРЯД ПЛАЧА КАК ФОРМА ПСИХОТЕРАПИИ - раздел Психология, В кризисную психологию Плач Как Обязательная Ритуальная Техника Предписывается Человеку В Строго Огр...

Плач как обязательная ритуальная техника предписывается человеку в строго ограниченных жизненных ситуациях. Эти ситуации очень разные и, на первый взгляд, видимой связи между ними не наблюдается (например, свадьба и смерть близкого человека). Однако на самом деле их объединяет один важный признак: необходимость быстро реагировать реальным поведением на изменения ценностной или коммуникативной среды. Прежде, чем «выстраивать» определенное поведение, человек должен заново осуществить некоторые самооценочные процессы. Именно поэтому обряд устроен так, что в процессе его «исполнения» наибольшее количество времени уделяется решению самооценочных задач (Галкина, 1986). Во время плача самооценка подвергается серьезным трансформациям, и в результате обряда она оптимизируется и приобретает устойчивость. Только после этого человек имеет возможность правильно и эффективно осуществлять свое поведение в новой жизненной ситуации.

1. ИсториЯ обрЯда и его описание

Плач - явление довольно известное. Он знаком нам по обычной жизни. Плач изучается традиционно как эмоция, соматическая реакция или жанр народно-поэтического творчества. В последнем значении он известен еще и под названием «вопль» или «причитание» (БСЭ, т.20, 1975).

Описания ритуальных плачей можно найти в истории практически любого народа.

Упоминания о плачах мы встречаем уже в Ветхом Завете. Вот выдержка из книги «плач Иеремии»: «так говорит Господь Саваоф: подумайте и позовите плакальщиц, чтоб они пришли; пришлите за искусницами в этом деле, чтоб они пришли. Пусть они поспешат и поднимут плач о нас, чтоб из глаз наших лились слезы, и с ресниц наших текла вода. Итак слушайте, женщины, слово Господа, да внимает ухо ваше слову уст его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую - плачевым песням» (Барсов, 1872, с.11).

Описание плача мы найдем и в «Илиаде» Гомера, в главе ХХIV (Барсов, 1872, с.11).

Люциллий осмеивал плакальщиц: «Женщины по найму воют о покойниках, рвут на себе волосы и от того еще громче вопят. Некоторые из них так искусно умели голосить, что плач их легко было принять за действительное излияние горести и от того их называли еще плаксивыми притворщицами» (Барсов, 1872, с.111).

Император Юстиниан заменил причитания погребальным гимном и вместо воплей повелел провожать умерших пением Псалмов Давидовых (Барсов, 1872, с. 111).

Известно, что плакальщицы на Корсике напоминали фурий - так они усердствовали в вырывании волос и раздирании тела и одежды ногтями. Часто, когда они оплакивали убиенного, сам убийца раскаивался и рыдал вместе с ними над своей жертвой (Барсов, 1872, с. IV).

В России плачи были широко распространены как в рамках языческой культуры, продуктом которой они являются, так и в рамках христианства, которое не смогло вытеснить этот широко распространенный народный обычай или заменить его церковными ритуалами. И даже в настоящее время в некоторых районах нашей страны можно встретить этот обряд, как в рудиментарных, так и в чистых формах.

Несмотря на то, что обряд причитания довольно известен и имеет определенное распространение даже в наши дни, с точки зрения психологии и психотерапии он практически не изучен. Но прежде чем говорить о научном подходе к его изучению, необходимо остановиться на проблеме достоверности информации об этом обряде.

ОПИСАНИЕ ОБРЯДА

Плачи исполнялись профессиональными плакальщицами, которые выступали и в роли организаторов, и в роли исполнителей обряда. Обряд мог продолжаться несколько дней подряд. В этом случае плакальщицы везде сопровождали человека, на которого действие обряда было направлено.

Известно несколько видов плачей. В их названиях отражены те личностно-социальные ситуации, которые вызывали обряд. Остановимся на каждом виде плача и попытаемся вкратце охарактеризовать ситуацию в которой они происходят.

Первый и самый известный вид плача - похоронный плач. Существует множество разновидностей похоронного плача. в зависимости от того, какой родственник умер и в каких условиях остались жить его близкие. Кроме этого, в каждой разновидности существует множество вариаций или добавлений, отражающих реалии обычной жизни оставшегося в живых человека: степень достатка и развитости хозяйства, наиболее актуальные родственные отношения, взаимоотношения с соседями и родственниками умершего, нюансы его поведения в прошлом и др.

Другой, не менее известный плач - свадебный. Следует напомнить, что свадьба для девушки в прежнее время влекла за собой кардинальные изменения в жизни: она переходила жить в другую семью, в другой дом, часто в другую деревню или город. В этом доме жил, как правило, не только муж, но и некоторые члены его семьи - братья, сестры, родители и т.д. Это были люди незнакомые. Необходимо было наладить отношения со всеми, «поставить» себя, понять традиции новой семьи, научиться хозяйствовать так, как в ней принято, и сделать еще очень много другого, непривычного и неизвестного. С другой стороны, все люди, которые раньше могли помочь, защитить - оказывались недосягаемы, так как общение с прежними родственниками не поощрялось. Именно поэтому свадьба была в жизни девушки одновременно и желаемым, и очень тревожным событием.

Рекрутские или завоенные плачи в этом смысле очень похожи на свадебные - они связаны с ситуаций полной смены социальной обстановки, но на этот раз не для девушки, а для молодого человека. Он также покидал семью, причем на срок очень большой - 25 лет. Впереди его ждала новая работа, новые люди и новые ценности жизни.

Менее известными являются так называемые бытовые плачи. Они применялись при различных непредвиденных событиях - смерти коровы или лошади, серьезных имущественных потрясениях - разорении или пожаре и др.

Ко времени феодальных усобиц возвращают нас плачи по взятии городов. Существовали в то время и плачи по случаю проигранной битвы или смерти главы города, племени или общины. Эти виды плачей, очевидно, также связаны с событиями, несущими кардинальные перемены в жизни каждого человека, общества в целом.

Из приведенных примеров видно, что ситуации, в которых применяется плачевный обряд, довольно схожи в одной своей особенности. Эту особенность можно определить как кардинальное изменение внешней ценностно-коммуникативной среды и характера деятельности. Другими словами, как только человек сталкивается в том или ином виде с проблемой серьезных изменений во внешнем мире, культура предписывает ему определенный обряд. И это неслучайно.

На ваш взгляд, плачевный обряд - это некая созданная культурой своеобразная психотерапевтическая техника, помогающая человеку решить его проблемы в определенной ситуации.

Остановимся пока на этом определении и попробуем рассмотреть обряд с различных точек зрения, существующих в современной психологии и психотерапии.

Нами было предпринято исследование текстов плачей с целью обнаружить закономерности их построения. Ход исследования и его результаты подробно описаны в нескольких публикациях (Бородин, 1992а, 1992б, 1993). Исследование проводилось в форме анализа содержания текста плача, отражающего законченный двухдневный обряд погребального плача (жены по мужу). Анализ результатов исследования позволил выявить следующие закономерности:

1. В текстах плачей используется ограниченное количество эмоционально-смысловых синтагм (14 видов) 1) констатация случившегося несчастья; 2) замещение реально случившегося события его измененным желательным вариантом; 3) переживание вины, греховности своего поведения до случившегося несчастья; 4)просьба, мольба, обращенные к кому-либо; 5) жалость к себе или близким, которые тоже испытывают горе; 6) единение, эмпатия, потребность присоединиться к какой-либо общности людей (родственникам, соседям); 7) благодарность за доброе отношение к себе; 8) скрытность от окружающих; 9) обдумывание своего поведения на ближайшие дни, выбор из разных возможностей поведения; 10) чувство неполноценности; 11) отвлечение от отрицательных эмоций и перевод ситуации в рациональный план; 12) страх, тревога перед неизвестным; 13) желание своей смерти; 14) констатация неизбежности случившегося.

Текст представляет из себя чередование этих синтагм.

2. Соединение одной синтагмы с другой не носит случайного характера. На определенном массиве текста были обнаружены определенные закономерности следования синтагм друг за другом.

3. В начале и в конце текста обнаружена эмоционально-смысловая поляризация: в начале текста наиболее часто встречаются синтагмы со смыслом «Констатация события» и «Проигрывание другого варианта случившегося». Ближе к концу преобладали синтагмы со смыслом «Перевод ситуации в рациональный план» и «Признание неизбежности случившегося».

4. Обнаружена четкая социально-ориентированная тенденция: в начале плача преобладают обращения к людям, в середине - обращения к природе, в конце - размышления наедине о будущем общении с людьми.

5. В начале текста преобладают грамматические конструкции в прошлом и в настоящем времени, в конце - в будущем времени.

В целом, по результатам исследования, можно сказать, что контент-анализ текстов плачей позволяет эффективно получать информацию об эмоциональном и смысловом строении плачевого обряда.

На наш взгляд, плакательный обряд относится к трансовым техникам. Во время плакания наблюдаются некоторые признаки измененных состояний сознания.

По нашей просьбе группа добровольцев (21 человек) отвечала на вопросы специального вопросника, где предлагалось отметить особенности их типичного плакания в детстве. Согласно этому исследованию, а также результатам индивидуальных собеседований, факторами, облегчающими вхождение в транс, являются: размеренные движения, определенного свойства вокализации, глубокое прерывистое дыхание, внутренние образы, которые человек проецирует перед тем, как заплакать.

Так, например, типичный признак вхождения в транс - тремор рук и холод в теле - отметили 33% опрошенных.

Стоит обратить внимание на тот факт, что способы вхождения в измененные состояния сознания в плаче и в известной технике индуцирования транса - голотропном дыхании С. Грофа - похожи. И тому, и другому методу свойственно явление гипервентиляции легких, которое достигается за счет учащенного глубокого дыхания.

Также известно, что человек в состоянии плача иногда теряет чувство времени и пространства, у него исчезает схема тела, пропадает кожная чувствительность, что также идентично феноменам, наблюдаемым Грофом (С. Гроф, 1994, с.44-48, тарт, 1992).

Кроме описанных выше экстатических проявлений плача, хотелось бы отметить, что речь обряда несет в себе сильный суггестивный эффект. Не исключено, что плачевую речь можно рассматривать как частный случай эриксоновского гипноза, по крайней мере, в текстах плачей существует несколько приемов чисто гипнотического свойства.

Обзор психологических механизмов плача будет неполным, если не упомянуть еще один важный и интересный возможный подход - ролевой. В измененном состоянии во время плача человек переживает определенные роли, предписываемые ему текстами заплачек.

Эти роли, навязываемые со стороны обряда, вступают в конфликт с актуальными переживаниями человека. Так, желание вернуть прошлое конфликтует с настойчивой темой констатации и необратимости случившегося.

Растерянность и нежелание жить в новом, изменившемся мире отступает под влиянием темы, в которой поднимаются проблемы завтрашнего дня.

В текстах прослеживается много подобных навязываемых ролей, адаптирующих человека к реалиям случившегося несчастья и готовящих к первым шагам в социальной жизни после потрясения.

Реставрировать обряд плакания таким, каким он был раньше, в современных условиях невозможно. Современная культура очень отличается от неторопливого, основательного уклада жизни наших предков. Трудно себе представить. например, что на чисто обрядовые действия сейчас можно выделить неделю или две. Кроме того, плач в чистом виде требует участия не только одного человека, но и всего его социального окружения - родственников, соседей, друзей, жителей деревни.

Несмотря на это, можно взять из обряда то реальное его содержательное наполнение, которое не зависит от культуры и времени, в котором человек живет. Это реальное содержание отражает психические механизмы, действующие в трудные для людей моменты жизни. оно не подвержено культурным изменениям в силу того, что психика человека как вида - неизменна, она сохраняется независимо от времени, национальности или социального страта.

Некоторые трудности перенесения психических механизмов плачевого обряда в современную жизнь можно довольно аргументировано описать.

Плачевый обряд имеет универсальное действие на людей всех типов, без учета индивидуальных различий. Это достигается за счет нескольких особенностей.

1. Обряд очень сильно протяжен во времени, как уже говорилось, иногда он занимает более недели. За это время любой человек, даже склонный к сопротивлению терапевтическому воздействию, подвергается действию психологических механизмов.

2. Содержание обряда очень разнообразно. В языке обряда много метафор, различных терапевтических приемов, образов. Если человек не склонен реагировать на одну группу приемов, то с течением времени он неминуемо столкнется с такими частями обряда, которые лично для него будут удобными способами терапии.

3. Так как в обряд включено ближайшее социальное окружение человека, то даже при его пассивности огромную часть терапевтической работы могут проделать другие люди. Так, в свадебном обряде, например, несколько сотен раз к молодоженам обращаются как к мужу и жене, навязывая им новые социальные роли, их заставляют демонстрировать всем новые отношения (обычай кричать «Горько!») и т.д.

Все эти особенности можно назвать экстенсивными особенностями плача, то есть стремящимися не к индивидуальной психологической работе, а к некой универсальности, к охвату всех возможных личностных вариаций.

Поэтому при переносе обряда в современный культурный контекст существует возможность сделать акцент именно на индивидуальных различиях, на качестве терапии, потеряв при этом универсальность воздействия. Индивидуальная психотерапевтическая работа будет занимать меньше времени, чем универсальный обряд. Это направление в использовании терапевтического потенциала обряда представляется единственно возможным и верным, ориентация на это направление поворачивает исследовательскую работу в совершенно определенное русло.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В кризисную психологию

Введение В кризисную... I Предмет и задачи кризисной психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОБРЯД ПЛАЧА КАК ФОРМА ПСИХОТЕРАПИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В кризисную психологию
  Курс лекций     Минск 2002   Курс лекций “Введение в кризисную психологию” первое в отечественной психологии попытка осмы

I. Предмет и задачи кризисной психологии
  Современная социально-экономическая и культурологическая ситуация развития человека во многом противоречит привычным способам построения стратегий поведения исходя из природных (био

II. Система основных понятий кризисной психологии
  2.1. Кризисное событие Анализ понятий “кризис”, “экстремальная ситуация”, “событие“, “кризисное событие”. Понятие«Кризис» (от гре

Психическая травма.
  Особое место занимают события, имеющие для психики человека травмирующий характер: угроза собственной жизни, физические травмы. Понятие “психологическая травма” не имеет четкого опр

Скорбь как процесс переживания.
  Скорбьэтопроцесс переживания состояния потери, смерти близких людей. Процесс скорби описан как феномен, состоящий из трех стадий: первая стадия включает в себя шок и отказ верить в

Проблема эффективности психологического преодоления.
Рассматривая проблему эффективности психологического преодоления травматических событий, следует остановиться, прежде всего, на критериях эффективности. Можно выделить несколько критериев

III. Антропологическая катастрофа.
Понятие “антропологическая катастрофа” до последнего времени (конец XX века) чаще являлось объектом внимания писателей фантастов. Это они предсказывали, что произойдет с человеком, если он доверит

Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности
  Язык философа сложен и метафоричен и для пояснения своих мыслей он пользуется притчами и иносказаниями, которые в свою очередь требуют прояснения. Метафору “черная дыра“ М. Мамардаш

Принцип Декарта
  Основной принцип Декартовой философии можно выразить формулой «Cogito ergo sum» - мыслю, следовательно, существую, фраза, которая была положена им в основание человеческой возможнос

V. Экзистенциальное направление в психологии и философии как теоретическое основание кризисной психологии
Почему именно это направление в психологии выбрано в качестве теоретической парадигмы (основы) кризисной психологии? Кризисная психология рассматривает человека в ситуации кризиса основ ег

Основные положения экзистенциальной психологии
  В центре внимания экзистенциальной психологии категория личности. В этом ее принципиальное отличие от других психологических подходов и теорий. Известно, что бихеви

Экзистенциальный анализ.
  Экзистенциальный анализ базируется на следующих принципах рассмотрения и определения личности: а) динамический, б) базисные проблемы существования, в) внутриличностный конфликт межд

V. Характеристика экзистенциональных тревог
  В четвертой теме раскрывается содержание понятие экзистенциональная тревога, дает систематика базисных тревог. Психотерапевтическая теория тревоги сегодня находится в трудн

Тревога судьбы и смерти.
  Эта пара экзистенциальных тревог наиболее основополагающая, наиболее универсальная и наиболее неотвратимая. Любые попытки доказать ее несостоятельность бесперспективны. Даже предста

Тревога вины и осуждения.
  В экзистенциальной психологии«вина»имеет иной смысл, чем в традиционном психологии, где она обозначается как эмоциональное состояние, связанное с переживанием непра

Чувство вины.
Существует несколько точек зрения на проблему чувства вины. Понимание чувство вины восходит, как и многое в современной практической психологии ориентированной на психологическую п

Тревога пустоты и отсутствия смысла.
  Все большее число людей охватываются чувством бесцельности и пустоты, или, как определил данное состояние В. Франкл —экзистенциальным вакуумом. Основатель третьей венской школы, В.

Взаимосвязь страха и тревоги.
  Тревога и страх имеют общую онтологическую основу, но они различны. Страх имеет определенный объект. Этот объект можно увидеть, встретить проанализировать,

Тревога стремится превратиться в страх.
В событиях жизненного пути, нередко, возникают ситуации, когда тревога стремиться в страх. Почему это неотвратимое стремление преследует человека на протяжении всей его жизни? Человек – существо ко

Психотерапевтическая теория невротической тревоги.
  Сегодня существуют психотерапевтические теории объясняющих происхождение невротических тревог, тревог возникающих в результате случайных происшествий в человеческой жизни. Все эти т

VI. Основы логотерапия
  Человек — это больше, чем психика: человек — это дух В. Франкл Основы логотерапии заложены В. Франклом — основателем третьей венской школы, челов

Характеристика смысла.
  Дадим характеристику понятия «смысл» так, как его понимает и интерпретирует В. Франкл. Смысл относителен постольку, поскольку он относиться к конкретному ч

Система ценностей осмысленной жизни.
Итак, смысл уникален и неповторим, человек сам ответственен за поиски своего смысла. Так считает ученый, написавший книгу “Человек в поисках смысла”, однако это не помешало ему дать содержательную

Учение о свободе воли.
В основе логотерапии лежат две фундаментально-антропологические характеристики человеческого существования: способность к самотрансцендентности и способность к самоотстране

Экзистенциальный вакуум.
  Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масшт

Логотерапевтическая теория неврозов.
  Прежде всего, дадим определение трем патогенным паттернам реагирования. Первый патогенный паттернреагирования, В. Франкл назвал фобией или страхом ожидания

Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза.
  Отметим основные психотерапевтические стратегии в работе с клиентом в ситуации потери смысла жизни. «Настрой» терапевта Когда психолог имеет дело

Различение смысла (переосмысление).
В. Франкл призывал уловить некий общий паттерн, смысловой рисунок в трагических событиях жизненного пути. От психолога требуется большой изобретательности. Приведем один из случаев В. Франкла, кото

Дерефлексия.
Стратегия дерефлексии достаточно проста. Она предлагает пациенту отвлечься от собственного «я», от своей дисфории, от источника своего невроза и переключиться на сохранение части собственной личнос

История создания теории
  Современное представление о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) сложилось окончательно к 1980-м годам, однако информация о воздействии травматических переживаний фикси

Этиология
  В основе этиологии ПТС, по мнению большинства исследователей этого вопроса, лежит психическая травма, событие, способное вызвать психический стресс. Во всех случаях событие, ставшее

Б. Вызванные человеком
несчастные случаи: а) на транспорте (дорожном, железнодорожном, водном, авиа); б) в промышленности; в) взрывы (химические, на шахтах, военных складах); г) пожары

Симптоматика.
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства наиболее полно представлены в классификации болезней DSM-III-R и DSM-IY . А. Событие. Посттравматичес

Эпидемиология
  Распространенность травматического стресса зависит от ряда факторов: частоты травматических событий, от географических регионов, в которых особенно часто происходят природные катаст

Анализ методов диагностики.
  Основным инструментом дифференциальной диагностики всего комплекса расстройств по критериям DSM-III-R, в том числе ПТС, является метод структурированного клинического интервью – СКИ

Травматический стресс и крушение базовых иллюзий.
  Психологическое состояние людей после катастрофы имеет общие характеристики, выходящие за рамки психологических состояний Так, у пострадавших формируются установки жертвы.

Проблема формирования ответственности в посттравматической ситуации.
Проблема психологической помощи — достаточно известная и вместе с тем мало разработанная область в отечественной психологии. Сущность психологической помощи человеку заключается в том, что

Симптоматика последствий продолжительных издевательств.
История жестокого обращения, особенно в детстве, по-видимому, является одним из основных факторов, способствующих тому, что человек становиться психиатрическим пациентом. Большая доля (40-70%) взро

Диссоциация.
Во время длительного заключения и изоляции, некоторые узники развивают у себя способность к вхождению в состояние транса, которое обычно бывает только у очень гипнабельных людей, включая способност

Триада выжившего.
Есть люди с сильной и безопасной системой веры, которые могут выдержать все тяготы длительного, жесткого обращения и выйти из них целыми и невредимыми с непоколебимыми убеждениями. Однако таких люд

Патологические изменения во взаимоотношениях.
Методы установления контроля над другими людьми базируются на систематическом, повторяющемся нанесении психологической травмы. Эти методы спланированы так, чтобы исподволь постепенно внушать челове

Патологически изменения в индивидуальности
Взаимоотношения принудительного контроля порождают ярко выраженные изменения в индивидуальности жертвы. Все структуры этой личности — отношение к собственному телу, внутреннее восприятие других люд

Явление терроризма
Основные характеристики терроризма. 1. Отсутствие предупреждения. Предупреждение позволяет человеку предпринять защитные психологические или физические действия 2. Серьезная угроз

Социальные последствия терроризма
Социальные последствия – это различные виды убытков, нанесенных собственности индивида. Человек сталкивается с проблемой отсутствия лица или организации, которые бы выплатили компенсацию. Признание

Общая характеристика переживания детьми горя
"Ребенок может пройти через все, если только ему говорят правду и позволяют поделиться с любящими его близкими естественными чувствами, которые люди испытывают, страдая. "Мы часто лишаем

Фазы детского горя.
  Джон Боулби, известный психиатр и специалист по утрате и отделению у детей, описывает 3 фазы детского горя, сходные с 3 фазами траура у взрослых. Он называет 1 фазу фазой протеста,

Возрастные особенности переживания горя
  1. Реакция на смерть различны в зависимости от возраста или стадии развития ребенка. Психолог Мария Нади описывает следующие различия в детских реакциях на смерть в зависимости от п

Самосознание и проблемы, возникающие в горе
  Почему мы скорбим? Существует ли цель в переживании горя? Это процесс предоставляет человеку возможность — хотя и мучительную — вникнуть в свой опыт и интегрировать его в "Я-ко

А) Принцип нормализации.
Состояние после психологической травмы требует от личности больших усилий, чтобы выйти на привычный уровень жизнедеятельности, так как человек склонен путать необычность своей реакции на травму с н

Подходы к коррекции Травматического стресса
  В работе с посттравматическими состояниями очень важен междисциплинарный подход. Помощь может начинаться с организации самопомощи, с проведением кризисной интервенции, с борьбы за р

Сущность стратегического (превентивного) подхода
  Сущность превентивного подхода в психотерапии кризисных состояний. Принципы превентивного подхода: немедленная помощь; близость к месту события; установка на положительные результат

X. Программы кризисной интервенции, психологической помощи и поддержки
  Психологическая помощь в кризисной ситуации объединяет термин интервенция, кризисная интервенция. Интервенция означает вмешательство. Кризисная интервенция — это скорая психологичес

Психологический дебрифинг
Психологический дебрифинг есть форма кризисной интервенции, особым образом организованное обсуждение в группах людей, совместно переживших стрессогенное, кризисное событие. Цель

Программа преодоления психических травм детства
  Данная программа основана на актуализации, “вызове” прошлых психологических травм, среди которых особое место занимают травмы детства. Цель программы: Сниж

Как сформировать группу поддержки
Ведущий группы является единственным лицом, ответственным за создание и сбор группы. Изрядная доля работы по поддержанию существования группы приходится еще на период до первой встречи, и от умения

Принципы работы в группе поддержки
Принципы работы группы поддержки имеют некоторые отличия от правил работы, принятых в психотерапевтических группах: 1. Принцип личной безопасности (в психотерапевтических группах он имеет

Требования к ведущему группы
Существуют общие требования к личности ведущего группы: искренность, личностную интегрированность, терпение, смелость, гибкость, теплоту, умение ориентироваться во времени и самопознание.

Группы поддержки ребенку в горе.
  Дети, встречаясь в группе, друг с другом, получают возможность уви­деть, как в зеркале, в других свои собственные переживания и осознать связь между своими ощущениями и смертью родн

Группа поддержки взрослым в горе
Приведем содержание 10 занятий группы поддержки. Занятие 1..На первом занятии важно установить атмосферу личной безопасности. Атмосфера покоя обеспечивается следующими пре

Основные направления и принципы психологического просвещения.
  Многие из социальных факторов оказывают положительное воздействие на человека и способствуют его личностному развитию. Но среди них есть такие, которые действуют на индивида негатив

Глоссарий
  Система основных понятий кризисной психологии призвана описать психологическое состояние и особенности поведения человека после катастрофы, кризисного события. Создание категориальн

Трансценденция
Тревога –чувство страха и дурных предчувствий от осознания того, что конструкт для объяснения событий отсутствует. Травма психологическая (психическая) —

Темы контрольных работ
по курсу «Введение в кризисную психологию» 1. Сущность антропологической катастрофы. 2. Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности 3.

Слова для описания чувств
Счастливый Злой Грустный Беззаботный Неистовый Кислый Искренний Раздр

Когда следует обратиться к психологу
(Памятка для человека, переживающего горе)   Признаки искаженного (патологического) горя Здоровое горе Настойчивые мысли о

У вашего горя есть начало, есть цель и есть конец.
  Горе это такая работа, которую необходимо сделать. Это не самая приятная работа в твоей жизни. Но вспомни, всегда ли тебе приходилось в жизни выполнять приятную работу. Мыть грязную

Ты отвечаешь за свою жизнь даже тогда, когда ее посетило горе.
Итак, мы определились в мысли, что в случившемся событии нет твоей вины. Ты не отвечаешь за кризисное событие твоей жизни. За что ты продолжаешь отвечать так это за свою жизнь, которая теперь не та

Просить помощь это не всегда свидетельство слабости.
    Следует помнить, что работа над горем не делается в одиночку. Что выйти из грусти, отчаяния, депрессии вам нужна поддержка, вам нужны другие люди. Человек ч

Сильным, умудренным и зрелым
Что нужно делать и Чего не нужно делать   НЕскрывайте своих чувств. Проявляйте ваши эмоции и давайте возможность вашим друзьям обсуждать их вместе с в

А. Травмирующее событие
И вот приговоренные на месте казни. «Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон, и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души. Он потерял способность думать и соо

Б. Ощущения Пьера (симптоматика)
Вместе со звуком барабана Пьеру показалось, что «будто оторвалась часть его души». Он потерял способность думать и соображать, мог только видеть и слышать. Но видеть, что происходило, у Пьера не бы

Сеанс психотерапии
После страшного события Пьера Безухова переводят в барак для военнопленных. «Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза. Но только что он закрывал глаза, он виде

Сессия 1. Отреагирование
Установлено, что наиболее сложно для человека, пережившего травму, это иметь возможность выговориться, рассказать кому-нибудь о том, что с ним случилось, отреагировать. Отреагирование, как справедл

Шаг 2. Снятие уникальности
П.К.Продолжал говорить тем же приятным голосом: «Э, соколик, не тужи: час терпеть, а век жить! (В данной ситуации иногда важно не то, что говорит психотерапевт, а как он это говори

Сессия 2. Поиск ресурсов в прошлом (регрессия)
Поиск ресурсов в прошлом, или метод «регрессии», заключается в просмотре предыдущей жизни с целью поиска там надежных, устойчивых «якорей», за которые можно зацепиться и тем самым сделать осмысленн

Сессия 3. Реконструкция личности
П.К.(о детях) Что ж, люди молодые, еще, даст бог, будут. Только бы в совете жить... П.Б.Да теперь все равно. П.К.Эх, милый челов

Этапы выздоровления Пьера Безухова
I. Четыре недели спустя Пьер по-прежнему в плену. Он уже не тот: выражение глаз его стало твердым, спокойным. Изменение коснулось прежде всего его взгляда. «Прежняя его распуще

ДЕТСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЕРТИ
Детское понимание смерти следует за умственным развитием и формируется постепенно. Недостаточное понимание обычно у детей до 5 лет. « Юн хочет, чтобы мы приготовили Агнес комнату в новом д

ДЕТСКИЕ РЕАКЦИИ НА ГОРЕ
Когда дети узнают о смертном случае у них, как и у взрослых, может возникнуть желание нереальности и сомнения. И тогда они вообще не показывают никаких сильных чувств. Иногда их реакция выражается

Тревожность
Четырехлетний Андреас не выпускает своих родителей из поля зрения с тех пор, как умерла его сестра. Он сильно протестует, когда другие присматривают за ним, даже если это люди, которых он знает оче

Печаль, тоска
Горе не измеряется слезами, и дети тоскуют не так долго, как взрослые. Но они могут продолжать думать о мертвом еще долго и чувствовать печаль и тоску. Дети очень скучают, и у ребенка может возникн

РЕАКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ
Детские реакции на смерть отражают не только их собственное горе и тоску, но также и реакции родителей. Ребенку мучительно видеть, как его родители плачут и не заботятся о нем, как обычно.

Давайте конкретную информацию
Независимо от того, пришла ли смерть внезапно или нет, та информация что pребенок получает, и те paзговоры, которые с ним ведутся, имеют решающие значение для того, как ребенок справится с несчасть

Позвольте детям присутствовать на церемонии прощания и похоронах
  Наш опыт показывает, что дети не травмируются, если они увидят умершего или будут присутствовать на похоронах. Часто детские фантазии о смерти и об умершем могут быть страшнее реаль

Конкретные вопросы
  «А малышке надо ползти до неба?» «А внизу в могиле холодно?» Дети часто задают такие вопросы, на которые бывают трудно ответить. Задавая детальные во

Играть, чтобы лучше понять
Дети часто имитируют похоронную процессию. Они хоронят животных и насекомых, что помогает им понять, что произошло с умершим. Они также могут рисовать могилы с крестом или рисовать другие вещи, име

Помогите ребенку понять
- Выделите время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом. - Отвечайте на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз. - Пройдите через то, как разворачивались события,

Сделайте потерю реально ощутимой
- Позвольте ребенку увидеть мер того. - Позвольте ребенку присутствовать на похоронах. - Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств. - Часто вспоминайте ушедшего, сдел

Приглушите чувство вины у ребенка
  - Поговорите серьезно с ребенком, если он показывает чувство вины. - Уверьте ребенка, что ничего, о чем он думал или что он сделал не привело к смертному случаю.

Научное отступление.
Событие - пусковой механизм развития личности. В зависимости от модальности, силы, уникальности события происходит восприятие и переживание события, характер его воздействия на личность. Такое с

Первый этап преодоления. Поиск виновного.
Человек уже в самом начале преодоления пытается найти виновного в трагическом событии, но первые поиски, как правила не дают надежных результатов. Вот почему через несколько этапов пострадавший, чт

Модель страдания
N п/п Наименование этапа Функция Продолжительность 1. Шок, психологический водоворот Информац

П. Тиллих
Практические психологи прекрасно знают как важно за запросом “увидеть”, что в действительности волнует клиента. И здесь перед психологом встает много задач: формулировка проблемы, выбор стратегий п

Событие.
Банковского чиновника задержали и он ожидает суда над собой. Писатель ни разу не обмолвился ни о причинах задержки, ни о будущем суде над чиновником Йозеф К. Случайно ли писатель наделя

Вступление. Установление контакта.
- Йозеф К.! Прогремел мощный хорошо поставленный голос, призыв прозвучал отчетливо, уйти от него было некуда. После этого призыва Йозеф еще долго размышлял как уклониться от встре

Установление дистанции.
Дальнейшее все пошло в открытую, и К. отчасти из любопытства, отчасти из желания не затягивать дело, быстрыми размашистыми шагами подбежал к кафедре. Он остановился у первого ряда скамей, но священ

Знакомство.
—Ты Йозеф К.! — сказал священник. —Да, — сказал К. С некоторого времени имя ему было в тягость, а как было приятно раньше: сначала представиться и только после этого завязать знакомство.

Определение позиций.
— Ты — обвиняемый, сказал священник совсем тихо. Да, сказал К., — мне об этом дали знать. Для Йозефа важно не столько реальность существа дел, сколько что по по

Предварительный диагноз
Вся последующая модель психотерапевтической беседы построена на диалоге агрессивного (внешне) терапевта и очень послушного клиента. Форма беседы мало походит на спокойное взаимодействие заинтере

Установление проблемы (первое нарушение правил).
Т.— Что же ты намерен предпринять дальше по своему делу? К.— Буду дальше искать помощи. Наверно, есть неисчислимые возможности, которые я еще не воспользо

Темнота и молчание.
Священник низко наклонил голову к балюстраде. Казалось, что только сейчас свод кафедры стал давить его. И что за скверная погода на улице! Там уже был не пасмурный день, там наступила глубокая ночь

Принятие решения.
Почувствовав что-то неприятное для себя, К. стал быстро оправдываться и искать причину молчания и темноты в его судьбе. Извинительным тоном пытался нарушить молчание священника “Ты рассер

Крик как признак отчаяния (Второе нарушение правил).
Можно ли предположить, что в нормальном психотерапевтическом процессе терапевт станет кричать на клиента. Я не беру во внимание крайне редкие исключения (Алексейчик).   И вдр

Сближение как отдаление.
К. — Не сойдешь ли ты вниз, проповеди ведь все равно уже читать не придется. Спустись ко мне. Т. — Сейчас я смогу сойти вниз. Сначала я должен поговорить с тобой на расстоянии. А то

Психотехнология прощения.
«Возлюби ближнего своего, как самого себя», - утверждает текст Нового завета. Почему надо любить себя? Непопулярна эта христианская заповедь и прежде всего потому, что среди ближних нередк

Шаг первый. Прощать близкого
Как же научиться прощать? Конечно, надо начинать обучению искусству прощения не с врагов, а с чего то полегче. Например, с того, чтобы простить своего мужа или жену, дочь, сына или ближайших соседе

Шаг четвертый. Осознание отношения к себе.
Следствие предыдущего шага не очевидно и не сразу принимается человеком. Но давайте подумаем: к кому я относился и отношусь на протяжении всей своей жизни именно таким образом. Этот человек я сам.

Формула любви
Какой родитель не хотел бы сказать: “Я люблю своих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения”. Но, увы, как и все родители, я не могу сказать этого всегда и искренне, пол

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги