рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки

Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки - раздел Психология, Психология слепых и слабовидящих Интерес К Психической Жизни Слепых, Особенностям Их Дея­тельности Уходит Свои...

Интерес к психической жизни слепых, особенностям их дея­тельности уходит своими корнями в глубь веков. Описания “душевной” жизни слепых можно найти в работах античных фило­софов, в древних восточных рукописях. Философы и писатели пы­тались объяснить, каким образом человек при отсутствии зрения познает окружающий мир, совершенствуется духовно. Однаконапротяжении многих веков религиозные, мистические представле­ния о душе человека, ее природе препятствовали проникновению в суть психических явлений.

Первая попытка дать материалистическую характеристику пси­хической деятельности при отсутствии зрения была предпринята французским просветителем Д. Дидро (1713-1784) в книге “Пись­ма о слепых в назидание зрячим”, а позднее в знаменитой “Эн­циклопедии” (раздел “Слепой”). В частности, Д. Дидро отрицает в своих работах существование “врожденных идей”, пытается доказать, (стр.30) что представления слепых,их знания, все богатство душевной жизни есть результат непосредственного опыта, в накоп­лении которою при благоприятных условиях слепота не является непреодолимым препятствием.

Работы Д. Дидро привлекли внимание общества к положению слепых ч способствовали распространению мысли о необходимости их специального систематического обучения. В 1784 г. в Париже, в 1791 г. в Ливерпуле, в 1801 г. в Лондоне, в 1804 г. в Берлине, в 1881 г. в Петербурге, в 1882 г. в Москве открываются учебные за­ведения для слепых. В 80-х годах XIX в. в мире насчитывается уже около 150 таких заведений.

Начало систематического обучения слепых, требовавшего осо­бого подхода, специальных методов и средств обучения, послужило толчком к возникновению специальной педагогики (тифлопеда­гогики), для успешного развития которой необходима была тео­ретическая база - психологические знания об особенностях раз­вития и проявлений психики при слепоте. Таким образом, практи­ка обучения и воспитания слепых явилась объективной предпосыл­кой становления тифлопсихологии как науки.

Первые исследования психики слепых относятся к 70-м годам XIX в. Проводились они самими слепыми, что придало тифлопсихологических исследованиям своеобразный характер - изучение психической жизни слепых осуществлялось путем интроспекции (самонаблюдения). Почти все работы конца XIX - началаXX вв. - результат самонаблюдения образованных слепых. Наиболее ха­рактерной и фундаментальной из них является монография М. Сизерана “Слепец о слепых”. В ней и других работах даны описания поведения и внутреннего мира слепых. Однако достоверность, а тем самым и научная ценность этих материалов в ряде случаев весьма сомнительна и требует тщательной проверки, так как в са­монаблюдении очень часто плоды фантазии воспринимаются как действительные переживания, а реальные события искажаются, су­бъективно преломляясь в сознании индивида.

Очевидно, что самонаблюдение как основной метод тифлопсихологического исследования не может раскрыть объективных за­кономерностей психики. По это не означает, что оно должно быть отвергнуто как метод вообще. Самонаблюдение давало и дает тифлопсихологии немало ценного материала и является важной сторо­ной психологического исследования, особенно в тех случаях, когда (стр.31) они направляется и проверяется исследователем при помощи объективных методов.

В середине 80-ых годов XIX в. осуществляются первые экспериментальные исследования психики слепых. Использование экспериментальных методов открыло перед исследователями новые возможности. Был получен ряд фактов, свидетельствовавших о специфике развития и проявлений отдельных сторон психики при дефектах зрения, особенно в области ощущений, восприятий и представлении. Исследования психики слепых приобретают системный характер. Окончательно утверждается мнение, согласно которому влияние слепоты на психику настолько существенно, что для ее изучения необходимо выделение тифлопсихологии в самостоятельную отрасль психологической науки.

Развитие тифлопсихологии как самостоятельной отрасли науч­ного знания происходило в известной степени стихийно, без сколько-нибудь четкого ее определения, обоснования и построения как науки. Следует, однако, отметить, что в 20-ые годы XX в. воп­рос об обосновании тифлопсихологии как особой ветви психологической науки поднимался неоднократно. Однако этому препятствовало одностороннее и неверное вульгарно-материалистическое или идеалистическое понимание психики слепых. Препятствовало оно и разработке научной методологии. Все это, естественно, не­благоприятно отражалось на дальнейших исследованиях.

Становлению тифлопсихологии как самостоятельной отрасли знаний мешало противодействие отдельных ученых, отрицавших наличие существенных особенностей в психике слепых. Так, на­пример, П.Виллен, Ф.И.Шоев и некоторые другие исследователи считали, что изучение психики слепых вполне может осуществ­ляться в рамках общей психологии. С их точки зрения, задача за­ключается лишь в восстановлении психического равновесия, кото­рое нарушается при полной или частичной утрате зрения.

Наиболее отчетливо взгляды тех, кто утверждал, что психика слепых вполне может изучаться в рамках общей психологии, вы­разил немецкий тифлолог Кон. Он утверждал, что если “оставить в стороне несущественные различия, то слепой обладает возможностью и способностью до такой степени компенсировать, отсутствующее зрение, что он может сказать, что у него есть все, кроме абсолютно неограниченной свободы передвижения”. Далее Кон писал: “Его (слепого. - А. Л.) хорошо разнившаяся способность (стр.32) представления передает ему окружающую жизнь в правиль­ных образах, и его живо работающий ум, который абсолютно не чувствует себя изгнанным во мрак, приводит его в центр мира зря­чих. Лишь немногие из слепых жалуются на свою слепоту и хотели бы быть зрячими”. (Цит. по кн. Бюрклен К. Психология слепых. - М., 1934. С.11)

Такого рода утверждения, имевшие в своей основе положения субъективно-идеалистической философии, не только тормозили ра­звитие тифлопсихологии, но и являлись препятствием на пути вос­питания и обучения слепых детей.

Диалектико-материалистическое обоснование тифлопсихоло­гии как самостоятельной отрасли психологической науки было да­но в середине 30-ых годов XX в.

Согласно точке зрения отечественных тифлопсихологов, сле­пота и слабовидение нарушают взаимодействие организма и среды, что в свою очередь создает ряд особенностей в развитии и прояв­лениях психики. Эти особенности могут быть в значительной мере устранены в процессе правильно организованных обучения, воспи­тания и реабилитационной работы в благоприятных социальные условиях.

§2. Основные направления тифлопсихологии копия XIX - качала XX вв.

Анализ зарубежной тифлопсихологической литературы пока­зывает, что при оценке влияния нарушений зрительных функций на психическое развитие мнения тифлопсихологов существенно расходятся,

Ведущей концепцией в европейских странах был идеализм во всех его разновидностях, утверждающий первичность духа, созна­ния, независимость психики от ее материального субстрата.

Идеалистическое утверждение о примате сознания, наиболее отчётливо проявившееся в общей психологии в форме рационалис­тическою идеализма (например, психология “чистого мышления” в вюрцбургской школе), перешло оттуда в тифлопсихологию. Мно­гие из стоящих на идеалистических позициях тифлопсихологов раз­вивают теорию, согласно которой слепота не влияет или влияет не­значительно на психическое развитие. Они также считают, что сле­пота иногда может стимулировать более ускоренное и эффек­тивное, чем в норме, развитие.

Представители этого направления утверждают: отсутствие зрения не может нарушить течения “духовной” жизни, сравнительно ограниченное количество внешних воздействии способствует сос­редоточению слепых на их внутреннем мире, выпадение (функции зрения стимулирует совершенствование высших психических функций: внимания, мышления, речи, памяти, творческого воображе­нья и т.д. В качестве подтверждения своих “теории” они приводили свидетельства античных авторов об “слеплявших себя философах и многократно цитировали Пифагора, говорившего следующее: “Закрывая глаза с целью отстранить впечатления внешнею мира. мы тем самым повышаем интенсивность нашей внутренней жиз­ни”.

Отрицая влияние чувственного познания на психическое раз­витие, рассматривая ощущения и восприятия как отвлекающие моменты, разрывая единство чувственного и логического, тифлопсихологи этого направления не только не сумели раскрыть осо­бенности психики лиц с дефектами зрения, но и нанесли сущест­венный вред практике обучения слепых, что проявилось в распро­странении в школах вербальных методов.

В целом это направление можно охарактеризовать как интро­спективную тифлопсихологию. В качестве основного, а порой и единственного метода исследования здесь использовалось самонаб­людение. Субъективность этого метода наряду с ложной методоло­гической концепцией привела представителей данного направле­ния к утверждению, согласно которому глубокие нарушения зре­ния не только не препятствуют психическому развитию, но даже стимулируют его отдельные стороны. В результате, по их мнению, высшие психические функции у слепых, а также чувствительность сохранных систем оказываются развитыми выше уровня нормы.

Эта концепция нашла свое конкретное воплощение в ряде теорий: в теории викариата (замещения) ощущений, согласно которой выпадение зрения ведет к автоматическому повышению чувствительности сохранных анализаторов; в теории сверхкомпенсации, утверждающей, что слепые, осознавая свой дефект и переживая “комплекс неполноценности” (по другой терминологии - “чувство малоценности”), достигают более высокого уровня развития, нежели зрячие; в фрейдистских и псефрейдистских теориях, пытающихся свести компенсацию дефекта зрения и последующую сверхкомпенсацию к сублимации либидо (сексуальной энергии). (стр.34)

Однако все эти построения носят сугубо умозрительный характер, и лишены каких бы то ни было экспериментальных подтверждений.

Представители другого направления строили свои теории на основе философии сенсуализма и ассоциативной психологии. Рас­сматривая чувственный опыт как единственную основу любых зна­ний, эти тифлопсихологи утверждали, что слепота, ограничивая сферу чувственного познания, отрицательно влияет на развитие психики. Но это правильное в принципе положение в снят с ог­раниченностью материалистического сенсуализма развивалась но ложному пути. В результате тифлопсихологического направления пришли к крайне реакционным выводам, согласно которым слепые представляют собой особый психический тип, страдающий хрони­ческим я ничем не компенсируемым сужением всех сфер психиче­ской жизни. “Слепой - это человек иною рода, нежели зрячий”, - утверждал немецкий психолог К. Вюрклен. Следовавшие за ним многочисленные исследователи пытались показать отрицательное, ничем не компенсируемое воздействие слепоты на развитие психи­ки.

Представители ассоциативной тифлопсихологии также не вне­сли заметного вклада в теорию и практику обучения и воспитания детей с дефектами зрения, так как единственную возможность компенсации нарушенных функций ее представители видели в ме­ханическом развитии чувствительности сохранных анализаторов.

§3. Тифлопсихология в дореволюционной России

Научный интерес к психологии слепых возник в России в 80-ые годы XIX в. Впервые мнение о необходимости специального изу­чения психики слепых было высказано в редакционной статье жур­нала “Русский слепец”. В этой же статье психика слепых впервые была выделена как предмет исследования и обсуждения.

Пробуждение интереса к психической жизни слепых в Россиибыло вызнано, во-первых, необходимостью разработки теоретиче­ских основ их воспитания и обучения и, во-вторых, осознанием значения исследований психики при сужении сенсорной сферы для общей психологии.

Зародившаяся в рамках общей психологии, психология слепых строилась на тех же основах, что и первая. Вместе с тем прикладной характер и главным образом база,на которой формировалась (стр.35) тифлопсихология (официозные благотворительные и частные заве­дения для слепых), наложили на ее развитие своеобразный отпеча­ток. Эго своеобразие сводится в основном к полному преоблада­нию в ней идеалистической умозрительной философии.

Большое влияние на развитие русской дореволюционной тифлопсихологии оказала немецкая тифлопсихологическая школа. В тифлопсихологических исследованиях русских ученых нашли отра­жение два основных направления этой школы. Представители пер­вою направления рассматривали психику слепых как совокупность психических процессов, развивающихся более быстрым темпом, чем это имеет место в норме. Представители второго направления говорили о хроническом недоразвитии психики слепых в связи с отсутствием у них ничем невосполнимых впечатлений.

Становление тифлопсихологии шло на фоне методологическою кризиса в психологии, возникшею в связи с имевшим место противоречием между экспериментальным характером исследова­ний и субъективно - идеалистической методологией. Именно на этой позиции находились стоявшие у истоков русской тифлопсихологии А.А. Крогиус, В.И. Руднев, Г.И. Суров, выступавшие против материализма И.М, Сеченова, И.П. Павлова, А.Ф. Лазурского, В.М Бехтерева.

В результате в началеXX В. складывается своеобразный взгляд на предмет и задачи тифлопсихологии: предметом исследования считались (А.А.Крогиус,Г.И.Суров и др.) проявления “душевной” жизни, то есть по сути дела душа слепого, а задачей - изучение ее элементарных проявлений (ощущений, представлений, механи­ческой памяти). Что же касается “высших” проявлений душевной жизни (воли, чувств, способностей и т.д.), то они объявлялись не­постижимыми. Такого рода метафизический подход не только не способствовал четкому определению предмета науки, без которого она как таковая не существует, но и уводил исследователей в сто­рону от материализма, воздвигал искусственные препятствия на пути познания психики слепых как реального явления, имеющего материальную основу.

Такой подход определил и основные принципы тифлопсихологических исследований. В России складывается тип исследователя, сочетающего в себе метафизика (интроспекциониста) и эмпирика (экспериментатора) одновременно. При этом необходимо иметь ввиду, что сферы интроспективной и экспериментальной тифлопсихологии в науке того времени были строго разграничены: пред­метно-образное содержание сознания - ощущения, восприятия, образная память - было признано объектом экспериментального изучения, когда же речь заходила о высших психических функциях - мышлении, чувствах, воле и т.д., то здесь единственным ме­тодом познания считалась интроспекция. Характерной в этом от­ношении была позиция А.А.Крогиуса, который, отстаивая необхо­димость экспериментального изучения элементарных психических функций, вместе с тем утверждал, что высшие психические функ­ции доступны только самонаблюдению, что “к тому, что есть в ду­ше глубокого и важного, экспериментатор не должен, не имеет права подступать. А если бы он и попытался это сделать, то ока­зался бы бессильным, - дело в таких случаях не в эксперименте, а в понимании духовной жизни, в духовном прозрении”. (Труды Второго Bcepocсийского съездапо педагогическойпсихологии СПб., 1910, С. 74)

Аналогичную позицию, занимал Г.И. Челпанов, утверждавший, что выявленные в эксперименте особенности ощущений, восприя­тий, внимания слепых накладывают на высшие психические функ­ции особенный отпечаток, который в экспериментальном исследо­вании остается непостижимым. Подобные особенности, по мне­нию Г.И. Челпанова, могут быть раскрыты только при помощи са­монаблюдения.

Одновременно нужно отметить, что применение эксперимен­тальных методов было крайне ограничено и являлось вынужденной уступкой идеям и методам естественнонаучного направления, все более широко распространявшегося в русской психологии. Это подтверждается тем, что ни основные положения физиологическо­го учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова, ни психологические концепции В.М. Бехтерева, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурского и других видных ученых-материалистов не нашли отражения и дореволюци­онной тифлопсихологии. Не были использованы в ней игравшие важную роль в развитии общей психологии идеи русских револю­ционных демократов. Лишь отдельные авторы пытались рассмат­ривать психическую деятельность слепых с материалистических по­зиций (А.В. Сирилев, А..В. Владимирский и некоторые другие). Но их работы остались незамеченными и не оказали на отечественную тифлопсихологию практически никакого влияния.

Игнорирование достижений передовой философской и естест­веннонаучной мысли не моглоне сказаться отрицательнона развитии (стр.37) тифлопсихологии. Общий кризис естествознания отразился на ней значительно сильнее, нежели на других отраслях психологии. В первую очередь эклектичность, дуализм и непоследовательность методологических позиций тифлологов проявились в возник­новении двух полярно противоположных концепций развития пси­хики при сужении сферы чувственного познания.

Умозрительная философия интроспекционизма привела А.А.Крогиуса, Г.И.Челпанова. A.M. Щербину и других исследователей к выводу об ускоренном у слепых по сравнению с нормой разви­тии высших психических функций: логической памяти, произволь­ного внимания, мышления, речи, воображения и т.д. Подобное развитие объяснялось ими сокращением количества внешних воз­действий и, следовательно, возможностью их проникновения в “фиксационную точку сознания”, что якобы способствует его сос­редоточению и активизации, ведет к “углублению и просветлению духовной жизни”.

Совершенно противоположный взгляд на психику слепых раз­вивали Г.П. Недлер, В.И. Руднев, Г.И. Суров. Сущность его зак­лючилась в том, что слепота накладывает отпечаток на все стороны телесной и духовной жизни слепого, проявляется в хронической бедности и малосодержательности последней, отсутствии представ­лении о пространстве, наличии специфических характерологичес­ких и волевых качеств, дурных привычек и т.д.

Несмотря на то что перечисленные взгляды на развитие пси­хики диаметрально противоположны, их объединяет односторон­ность и узость умозрительного подхода, хотя в первом случае он базировался на рационалистической философии идеализма, а во втором - преимущественно на материалистическом сенсуализме. И в том и в другом случае в основе подхода лежит главная аксиома интроспекционазма, и та и другая концепции разрывали и проти­вопоставляли чувственное и логическое. Эти концепции лишь уг­лубляли кризис тифлопсихологии, оказывали отрицательное воздействие на практику воспитания и обучения слепых.

Концепция ускоренного развития высших психических функ­ций явилась основой для разработки в специальной педагогике ме­тодов вербального обучения, которые, как отмечал впоследствии Л.С. Выготский, “нигде не пустили таких глубоких корней, как в тифлопедагогике”, и нанесли последний труднооценимый ущерб, задержав ее развитие на долгие годы. Упомянутая концепция (стр. 38) получила чрезвычайно широкое распространение. Ее влияние ощуща­лось вплоть до 50-ых годов.

Вербализм вел к разрыву чувственных и понятийных знаний, к формированию “лжепонятий” (Л.С. Выготский) и развитию фор­мального мышления, которое ошибочно трактовалось как логичес­кое. В конечном итоге вербализм знаний затруднил приспособле­ние слепых к практической деятельности.

Что касается второго направления, то оно, утверждая хрониче­ское недоразвитие высших психических функций, ориентировало педагогов на механическое развитие сохранных анализаторов путем тренировки и способствовало распространению в дореволюцион­ной школе различных модификаций систем воспитания сенсомоторной культуры (Фребель, Монтессори и др.). Очевидно, что и такой путь обучения слепых тоже не способствовал развитию психи­ки, поскольку при этом не учитывалась возможность компенсации в сфере мышления иречии их обратного влияния на чувственное познание.

Углубление кризиса в тифлопсихологии, выразившееся в воз­никновении двух по содержанию эклектичных и противоречивых, а по сущности своей антиматериалистических и реакционных кон­цепций, привело к резкому спаду интереса к психологии слепых.

Разумеется, спад интереса к психологии слепых объясняется не только тем методологическим тупиком, в который зашла тифлопсихология. Возродить интерес к тифлопсихологии, и придать ей действенный характер можно было только на новой естественнона­учной основе, применив новую, диалектико-материалистическую методологию. К новому этапу своего развития тифлопсихология, как и психология общая, пришла, будучи, по выражению П.П.Блонского, “ярко ненаучной психологией”, стоящей на шаткой ме­тафизической платформе, с багажом эмпирического материала, требующим пересмотра с новых методологических позиций,

§4. Становление отечественной тифлопсихологии

Для дальнейшего развития тифлопсихологии и выхода ее из кризиса требовалась коренная перестройка этой области знаний на новой методологической основе. Начало перестройки было связано как с практическими нуждами обучения слепых, контингент кото­рых после первой мировой и гражданской войн значительно воз­рос, так и с теоретическим интересом к психике аномальных детей. (стр.39)

Повлияла на развитие тифлопсихологии и развернувшаяся в 20-ые годы борьбаза перестройку общей психологии на основе марксизма.

Организация специальных школ, в которой принимала очень большое участие Н.К. Крупская, потребовала разработки новых методов обучения. Однако отсутствие психологической базы зат­рудняло эту роботу. Связь между тифлопедагогикой и тифлопсихологией практически отсутствовала.

Первым на создавшееся в дефектологии положении указал Л.С. Выготский. В предисловии к первому советскому сборнику работ по дефектологии он писал: “Мы, конечно, страшно отстали и в специальной педагогической технике обучения слепых и глухих, и в научной постановке их трудового воспитания от европейской и американской практики. Мы, помимо того не подготовлены еще и теоретически достаточно для того, чтобы решать эту трудную про­блему в сколько-нибудь полной, широкой и исчерпывающей пос­тановке вопроса”.(Вопросы воспитания слепых, глухих и умственно отсталых детей: Сб. М., 1924. С. 3.) Но эта отсталость, по мнению Л.С. Выготского. вполне преодолима, поскольку для построения подлинно научной дефектологии после революции возникли благоприятные условия. “Именно в нашей стране, - писал он, - вопросы воспитания сле­пых, глухонемых и недостаточных (умственно отсталых. - А.Л.) детей получат свое полное решение прежде, чем во всем остальном мире, потому что это вопросы социальные по самой своей природе и только в России они могут быть поставлены в совершенно новой социальной плоскости”.(Там же. С. 4.)

Наряду с необходимостью создания теоретических основ обу­чения и воспитания аномальных детей изучение их психики представляло научный интерес для смежных дисциплин. И.П. Павлов неоднократно указывая, что изучение слепоты и других дефектов позволяет более глубоко проникнуть в сущность не только патоло­гических, но и нормальных проявлений психики и их физиологи­ческих механизмов.

На данном этапе перед учеными стояли две основные задачи: преодоление идеалистического и вульгарно-материалистического подхода к изучению психики слепых и выбор верного направления для дальнейшего развития науки. Однако методологический (стр.40) кризис,углубившийсяв предреволюционные годы, тормозил переход тифлопсихологии на новые, материалистические позиции. Кроме того, серьезные трудности были связаны с теми сложными мате­риальными условиями, которые сложились в годы революции и гражданской войны, отсутствием кадров и базы для научных исследований.

В первые послереволюционные годы в тифлопсихологии наме­чается ряд течений, среди которых заметное место занимает реф­лексология. Используя ее основные положения, тифлопсихологи (В.А. Протопопов и др.) утверждали, что любой психический акт можно свести к сочетательному двигательному рефлексу. На этой основе была разработана программа преодоления дефектов и включения слепых в общественную жизнь. Исходя из того, что лю­бая реакция (речевая, эмоциональная, двигательная и т.д.) обусло­влена связью между раздражителем и ответом, рефлексологи счи­тали, что для адекватного реагирования на внешние раздражители и тем самым нормального социального общения достаточно выра­ботки ряда сочетательных двигательных рефлексов на комплекс ус­ловных и безусловных раздражителей. Эти механические идеи воп­лощались в методиках обучения слепых. При такой постановке во­проса исключался личностный подход, игнорировалось сознание индивидуума, не учитывалась возможность социальных воздейст­вий.

Одновременно с рефлексологией в тифлопсихологию прони­кают идеи 3.Фрейда. Наиболее отчетливо влияние 3.Фрейда про­явилось в работах А.А.Крогиуса. Подчеркивая в своей итоговой работе “Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики”, что “слепота отражается не только на умственной, но и на всех других сторонах душевной жизни... и может привести к самым различным проявлениям, к образованию самых различных особенностей”,(Крогиус А.А. Психология слепых и ее .значение для общей психологии и педагогики. - Саратов, 1926. С. 129.) А.А. Крогиус связывает это с социальными усло­виями, влиянием наследственности и ... характером сублимации сексуальной энергии. Указывая, что при слепоте часто формируются отрицательные моральные и волевые черты характера, страдают интересы, преждевременно и часто извращенно проявляются поло­вые инстинкты, он объясняет это наряду с целым рядом факторов (физиологическое вырождение, недостатки семейного воспитания и др.) “недостаточностью, вследствие внешних условий, сублимации (стр.41) половой энергии, недостаточностью отведения ее в другие, бо­лее высокие сферы жизни”.(Крогиус А.А. Психология слепых и ее .значение для общей психологии и педагогики. - Саратов, 1926. С. 123.)

Но, по Крогиусу, несоизмеримо более часто, чем отрицатель­ные, при слепоте развиваются, причем более быстрыми темпами, нежели в норме, положительные свойства личности, достигают бо­лее высокого уровня высшие, или, как он их называет, интеллек­туальные психические функции, например: произвольное внима­ние, логическая память, абстрактное мышление. И опять один из факторов ускоренного развития А.А. Крогиус видит в сублимации сексуальной энергии. Говоря, что малоподвижный образ жизни слепых вызывает более раннее половое созревание и повышенную половую активность, он предлагает искать способы для сублима­ции энергии либидо в эмоциональные переживания, творческую деятельность и т.д.

Несостоятельность фрейдизма в этом отношении была очевид­на, и уже в середине 20-ых годов он подвергся серьезной критике, а его влияние было постепенно преодолено как в общей, так и в специальной психологии.

Для того чтобы показать во всей полноте имевшее место в то время разнообразие методологических подходов, следует упомянуть о попытке раскрыть психические особенности слепых, используя для этого учение Э.Кречмера. Суть кречмерианства заключается в стремлении вывести характерологические особенности человека из его телосложения, его конституциональных свойств. На основе классификации Э.Кречмера в конце 20-ых годов рядом авторов были проведены антропометрические исследования слепых. В ре­зультате этих исследований обнаружился целый набор конституци­ональных признаков, якобы свидетельствующих о дегенеративных изменениях в биотипе слепых. Так, С.С.Мнухин отмечал малоподвижность, гипомимию, гипокинезию, деформации костного скеле­та. Классифицируя слепых по Кречмеру, он выявил высокий про­цент пикников (41,4) при низком проценте атлетов (5,8) и астени­ков (11,8), что свидетельствует, по его мнению, о широком расп­ространении среди слепых дегенеративных признаков.

Использование наследственно-биологической системы Креч­мера не только не могло дать ничего нового для понимания психи­ческих особенностей слепых,но и отбрасывало науку назад, поскольку (стр.42) этот подход при всем его внешнем “материализме” оста­вался сугубо биологизаторским, совершенно не учитывающим роли социальных факторов.

Естественной реакцией на возрождение в тифлопсихологии биологизаторских концепций была попытка противопоставить им принципиально иную трактовку психического развития слепых, объяснить особенности их психики чисто социальными причинами. В наиболее яркой форме стремление социологизировать процесс развития психики слепых проявилось у А.В.Бирилева и некоторых других тифлологов. Однако социологизаторские тенденции не по­лучили широкого распространения, поскольку опасность такого подхода, заключавшаяся в сведении на нет всей специфики обуче­ния и воспитания детей с дефектами зрения, была совершенно очевидна, а практические попытки совместного обучения слепых и зрячих окончились неудачей.

Стремясь преодолеть односторонность социологизаторского подхода к развитию личности слепых, П.Я. Ефремов, А.М. Щерби­на и другие советские тифлологи указывали в своих работах на то, что социальные факторы развития и компенсации нарушенных функций, будучи ведущими, в то же время не являются единствен­ными детерминантами и что некоторые особенности слепых обус­ловлены биологическими факторами. Но упомянутым исследовате­лям не удалось преодолеть механицизма, так как они не сумели увидеть диалектики во взаимоотношениях социальных и биологических факторов и рассматривали воздействие окружающей соци­альной среды независимо от природных особенностей человека. Они не учитывали степени, характера и времени возникновения дефекта.

Следствием механистического понимания соотношения соци­ального и биологического явилось распространение в тифлопсихо­логии неофрейдистской теории сверхкомпенсации. Ее создатель австрийский психиатр А.Адлер утверждал, что “ощущение дефек­тивности органов” и “чувство малоценности” являются основными стимулами развития. Попытка объяснить развитие психики ано­мального ребенка самосознанием отбрасывала тифлопсихологию назад к идеализму.

Таким образом, все перечисленные попытки вывести тифло­психологию из методологического кризиса оказались неудачными.

Впервые преодолеть односторонность вульгарно-материалисти­ческого и идеалистического взглядов на психику слепых удалось (стр.43) Л.С. Выготскому. Он пришел к единственно правильному выводу о том, что изучение психики аномальных детей может плодотворно осуществляться только с позиций диалектического материализма.

Л.С. Выготский поставил и решил две задачи: критика идеа­листических взглядов на психическое развитие аномальных детей и возможности их социальной адаптации и реабилитации, разработка диалектико-материалистической теории психического развитияпринарушениях интеллекта и анализаторной деятельности.

Наиболее существенным для тифлопсихологии явилось поло­жение Л.С. Выготского о дивергенции (расхождении) культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и воз­можности ее преодоления на основе создания и использования об­ходных путей культурного развития в процессе обучения и вос­питания. Положение о дивергенции культурного и биологического, которые при нормальном развитии сливаются, обосновывается Л.С. Выготским тем, что человеческая культура слагалась при из­вестном постоянстве биологического типа и ее орудия, институты и т.д. рассчитаны на нормальную психофизиологическую ор­ганизацию. Отсюда следует, что “дефект, создавая уклонение от ус­тойчивого биологического типа человека, вызывая выпадение от­дельных функций, недостаток или повреждение органов, более или менее существенную перестройку всего развития на новых основа­ниях, по новому типу, естественно, нарушает тем самым нормаль­ное течение процесса врастания ребенка в культуру”, причем “высшего своего выражения это затруднение... достигает в той об­ласти, которую мы выше обозначили как собственную сферу куль­турно-психологического развития ребенка: в области высших пси­хических функций и овладения культурными приемами и способа­ми поведения”.(Выготский С.Л. Развитие высших психических функций. - М"., I960. С.55)

Большое значение для тифлопсихологии имела также выдвину­тая Л.С. Выготским теория соотношения созревания и развития, согласно которой “натуральные” формы психических функций свя­заны с созреванием, а “культурные” - с развитием, овладением ребенком человеческой культурой. В целом же психическое разви­тие, по справедливому мнению Л.С. Выготского, происходит в ходе общественно-исторического процесса. Л.С. Выготскому удалось убедительно показать, что при наличии соматических нарушений (стр.44) влияние биологического и культурного носит весьма своеобразный характер в силу того, что дефект вызывает отклонение от устойчи­вого биологического типа и видоизменяет процессы развития и созревания. По мнению Л.С. Выготского, основой компенсации дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и развития на основе использования обходных путей (например, примене­ния рельефно точечною шрифта при обучении письму и чтению).

И, наконец, третья, общепсихологическая и в то же время имеющая принципиальное значение для тифлопсихологии пробле­ма - проблема системного строения сознания. Выдвигая эту проблему, Л.С. Выготский указывал, что структура человеческой психи­ки представляет собой сплав из отдельных функций. Основные положения, сформулированные Выготским при решении этой проблемы, нашли свое отражение в понимании сущности дефекта и его влияния на различные психические функции, в частности в пред­ставлении о цепи вторичных отклонении, обусловленных первич­ным соматическим дефектом.

Разрабатывавшиеся Л.С. Выготским проблемы имеют методологическое значение. Работа над этими проблемами привела Л.С. Выготского к имеющему основополагающее значение выводу о решающей роли социальных факторов и прежде всего обучения и воспитания в развитии и коррекции психических функций ано­мальных детей.

В работах Л.С. Выготского впервые в специальной психологии отчетливо прослеживаются основные принципы диалектического метода исследования. Л.С. Выготский стремился изучать психику ребенка в развитии во всех ее многосторонних связях и отношени­ях. Вместе с тем он ставил перед собой задачу установить законо­мерности этого развития. При этом он широко использовал категории диалектики как метод научного мышления.

Разработка диалектического метода исследования психики аномальных детей и четкое определение предмета исследования позволили тифлопсихологии занять вполне определенное и самос­тоятельное место среди других отраслей психологической науки.

Наряду с этим следует отметить, что становление советской тифлопсихологии происходило в непосредственной связи с разви­тием общей психологии. К середине 30-х годов сложилось в основ­ном диалектико-материалестическое понимание предмета в общей психологии, были сформулированы ее важнейшие принципы (Детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики (стр.45) в деятельности). В разработке этих принципов важную роль сыграли работы С.Л. Рубинштейна “Проблемы психологии в трудах Карла Маркса” (1934) и “Основы психологии” (1935), в которых раскрывается материалистическое понимание психической деятельности человека, и формулируются названные выше принципы. Именно они в дальнейшем станут основой для экспериментальных исследований и теоретических обоснований в советской тифлопсихологии.

§ 5. Отечественная тифлопсихология на современном этапе

Как отмечалось в предыдущем параграфе, основные методоло­гические принципы психологии - детерминизм, единство созна­ния и деятельности, развитие психики в деятельности - были сформулированы в 30-ые годы. К середине 50-ых годов материали­стическая диалектика окончательно становится методом научно-теоретического познания. На ее законах и категориях основывается синтез знаний. Они же являются определяющими в поиске эффек­тивных путей для решения актуальных научных проблем.

Накопленный в тифлопсихологии обширный эксперименталь­ный материал необходимо было систематизировать и обобщить. Возникли объективные предпосылки для создания единой теории психического развития при глубоких нарушения зрения, теории, которая стала бы основой для практической реабилитации и интег­рации инвалидов по зрению.

Значительным событием в истории отечественной тифлопсихологии явился выход в свет в 1956 г. монографии М.И. Земцовой “Пути компенсации слепоты”, в которой был обобщен накоплен­ный к этому времени фактический материал, сделан ряд принци­пиально важных выводов относительно влияния слепоты на психи­ческое развитие и закономерностей компенсации - возникающих от­клонений, показана диалектика взаимоотношений двух основных факторов компенсации - биологического и социального.

В последующие годы тифлопсихология продолжала развиваться во все возрастающем темпе. Пополнялись научные кадры, откры­вались новые исследовательские центры, совершенствовались ме­тоды исследований. От констатации уровней развития отдельных психических функций слепых и слабовидящих ученые переходят к исследованиям, в процессе которых раскрываются потенциальные возможности инвалидов по зрению и обозначаются пути развития (стр.46) сохранных и нарушенных функций. Одновременно расширяется и сфера интересов тифлопсихологов. Наряду с тотально слепыми объектом исследования становятся частичнозрячие и слабовидящие. Если раньше основное внимание уделялось психическим про­цессам, и прежде всего процессам чувственного познания, то теперь оно обратилось к личности слепого и слабовидящего в целом, ее устойчивым свойствам, эмоционально-волевой сфере, психическим состояниям. Особенно важным моментом явилось сосредото­чение внимания исследователей на особенностях формирования личности при дефектах зрения, так как знание закономерностей этого процесса позволяет реализовать один из наиболее значимых принципов современной психологии - личностный подход.

В 60-70-ые годы углубляется понимание детерминизма пси­хического развития при дефектах зрения. Значимость раскрытия причинной обусловленности психических явлений показал С.Л. Рубинштейн, который писал о том, что “в своем практическом вы­ражении вопрос о детерминированности психических явлений - это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желательную для человека сторону... Конкретно пос­тичь детерминированность, закономерную обусловленность психи­ческих явлений - психической деятельности и психических свойств человека - это значит найти пути для их формирования, воспитания”.(Рубиншьейн Л.С. Бытие и сознание. - М., 1957. С.226)

Совершенно очевидно, какое огромное значение для педаго­гической практики имеет возможность управлять развитием психи­ки; и насколько оно возрастает при наличии отклонений и недора­звитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое зна­чение и становится необходимым управление компенсаторными процессами. Чтобы последнее стало яснее, достаточно указать на резкое сокращение у детей с дефектами зрения спонтанно накап­ливаемого, “стихийного” опыта, особенно сенсорного, обусловлен­ное нарушением зрительных функций, с одной стороны, и связан­ным с ним снижением активности - с другой.

Для последовательного детерминистического подхода при ре­шении тифлопсихологических проблем необходим тщательный анализ взаимодействия внешних и внутренних факторов, (стр.47) обусловливающих своеобразное развитие психики при глубоких нарушениях зрительных функций.

В норме развитие обусловлено действием внутренних, биоло­гических (например, тип высшей нервной деятельности) и внешних, социальных (например, условия воспитания) факторов.На развитие, протекающее на фоне нарушенного или утраченного зрения, оказывают влияние степень выраженности и время возни­кновения первичного (соматическою) дефекта, а также нарушения тех функций, которые в той или иной мере связаны с первично пострадавшими.

В результате имеющее место в норме взаимодействие биологических и социальных факторов оказывается нарушенным. Так, на пример, обучение в одних и тех же условиях нормально видящих, слепых и слабовидящих дает совершенно разный эффект из-за различных познавательных возможностей, обусловленных состоянием зрения. Поэтому непременным условием современного тифлопсихологического исследования является выяснение состояния зрительных функций, определение характера заболевания и установление времени возникновения дефекта. На современном этапе развития социалистического общества перед тифлопсихологией возникает ряд сложных задач, в процессе решения которых должна быть осуществлена, возможно, более полная компенсация дефектов зрения и их последствий, реабилитация и интеграция инвалидов по зрению в обществе.

Эти задачи одновременно с расширением проблематики исследований и накоплением все новых и новых данных ведут к дальнейшему развитию и дифференциации тифлопсихологии, выделению из нее самостоятельных отраслей тифлопсихологических знаний, бывших до сих пор лишь разделами тифлопсихологии.В частности, в настоящее время идет процесс становления возрастной и педагогической тифлопсихологии, наметилась достаточно явная тенденция к выделению социальной тифлопсихологии

Все это является свидетельством успешного развития психологии слепых и слабовидящих, плодотворности диалектико-материалестического подхода к рассмотрению развития и проявлений психики при глубоких нарушениях зрения. (стр.48)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психология слепых и слабовидящих

А Г Литвак... Психология слепых и слабовидящих... Учебное пособие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От автора
В планах подготовки тифлопедагогов дошкольных учреждений, учителей и воспитателей школ слепых и слабовидящих, раабилитологов кабинетов и школ восстановления трудоспособности взрослых инвалидов по з

Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия ее нарушений
Роль зрения в отражении человеком окружающего мира ис­ключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировал­ся как “существо оптическое” (С.Л. Рубинштейн), что обусловлено, с одной стороны,

Понятие о дефекте и компенсации
Дефект - это физический или психический недостаток,влеку­щий за собой отклонения от нормального развития. Но своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные. Причины воз

Физиологические механизмы компенсации
Рассмотрев сущность явления компенсации как функции цен­тральной нервной системы, остановимся на ее физиологических механизмах. Изучение анализаторной деятельности человека и жи­вотных показало, чт

Биосоциальная природа компенсаторного приспособления
В предыдущих параграфах были рассмотрены общие биологи­ческие принципы и физиологические механизмы компенсаторной деятельности организма. В них было показано, что компенсация является функцией цент

Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации.
Для психологии конца XIX - началаXX вв. характерным яв­ляется отказ от рассмотрения психики человека и ее формирования как результата общественно-исторического развития. Наибольшее распространение

Проблема личности в тифлопсихологии
На протяжении многих веков в обыденном сознании склады­валось представление о слепом как личности глубоко ущербной, неполноценной. Слепым приписывали разнообразные отрицатель­ные личностные свойств

Активность личности при слепоте
Говоря об отрицательном влиянии нарушений в системе зри­тельных ощущений на степень точности отражения, его нельзя рас­сматривать однозначно, сводя все изменения к отсутствию или редуцированности з

Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению
  Как уже было показано выше, врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а появление дефект у человека со сложившимися связями и н

Литературе
Буткина Г.А. Некоторые виды затруднений социально-психологической реабилитации взрослых слепых // Дефектология 1977. №6. Бюрклен К. Психология слепых. - М.: Учпедгиз, 1934

Деятельность и компенсация
Человек как существо сознательное сформировался и выделился из животного мира в процессе трудовой деятельности, совмест­ного изготовления и использования орудии труда, общения, в ходе которого от п

Вопросы и зидинин
1. Раскройте содержание понятия “деятельность”. Дайте ха­рактеристику основных видов деятельности. 2. Какова роль деятельности в развитии психики и компенсаторном приспособлении слепых и с

Внимание и его роль при дефектах зрения
Внимание, не являясь самостоятельным психическим процес­сом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышле­ния и других процессов как сосредоточение сознания на отражае­мом объекте. Избира

Особенности внимания слепых
Всматриваясь, вслушиваясь, напряженно обдумывая или при­поминая что-либо, человек внешне выражает состояние внимания мимикой и пантомимикой - выразительными движениями лица и тела. Выразительные дв

I. Понятие о речи и ее функциях
Речевая деятельность, являющаяся процессом общения посред­ством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи сред­ством общения, реч

Особенности развития речи при слепоте
Развитие речи осуществляется в процессе овладения языковы­ми (фонетический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, причем п

Особенности речевого общения слепых
Как уже отмечалось в §1, основной функцией речи является коммуникативная. Общение является непременным условием развития психики, социализации ребенка и ресоциализации ослепшего взрослого.

Сенсорная организация человека при дефектах зрения
Перед теорией познания и психологией стоит важнейшая за­дача - установить, “каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более пол­ным

Критика знаковой теории ощущения
Первые попытки объяснить особенности ощущений слепых были связаны с идеалистической теорией символов. Основной тезис знаковой теории ощущений в тифлопсихологии был сформулнрован А.А. Кроги

Проявление психофизических закономерностей ощущения при слепоте и слабовидении
В определении ощущений как субъективных образов объектив­ного мира раскрывается их зависимость от характера и силы внеш­него воздействия, с одной стороны, и состояния воспринимающего субъекта - с д

Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидяших
В общей психологии существует несколько классификаций ви­дов чувствительности, которые основаны на различных признаках: 1. Но месту расположения рецепторов выделяют интероцепцию (внутрення

Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих
Зрительные ощущения являются результатом деятельности зрительного анализатора, в состав которою входят зрительные ре­цепторы (палочки и колбочки), зрительные нервы, передающие возбуждение в мозг, я

Использование зрения частичнозрячих и слабовидящих в процессе учебной деятельности
Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих качест­венно отличаются от одноименных ощущений нормально видящих, что проявляется в понижении остроты зрения, световой и цветовой чувствительности

Слуховые ощущения слепых
Слуховые ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны на слуховой рецептор. При помощи слуха человек отражает такие качеств звука, как громкость, высота (стр. 152), т

Тактильные ощущении слепых
Тактильные ощущения представляют собой сложный комплекс ряда ощущений - тактильных ощущении прикосновения и давле­ния, температурных (тепловых и холодовых) и болевых. Эти ощу­щения возникают при со

Кожно-оптическое чувство
Среди сложного ансамбля кожных ощущений следует особо выделить кожно-оптическое чувство - способность кожных покро­вов реагировать на световые и цветовые раздражители. Феномен кожного “зрения” изве

Кинестезические ощущения слепых
Кинестезическими или мышечно-суставными, называются ощущения, возникающие в мозгу при поступлении сигналов от ра­бочих двигательных органов. Эти ощущения отражают скорость и точность перемещений те

Вибрационные ощущения незрячих
Вибрационными называются ощущения, отражающие колеба­ния воздушной среды. По своей природе и детерминации они близки к слуховым ощущениям, однако, как отмечал Б. Г. Ананьев, “оба эти механизма (слу

Хеморецепция слепых
Хеморецепция, в состав которой входят обонятельные и вку­совые ощущения, отражает химические свойства веществ. Обоня­тельные и вкусовые ощущения возникают при раздражении соот­ветственных рецепторо

Статические ощущения слепых
Последний вид ощущений, который необходимо рассмотреть в силу его практической значимости для слепых, - это статические ощущения, отражающие положение тела в пространстве. Рецепто­ры статической чу

I. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения
Восприятие - что психический процесс отражения предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих (стр. 173) на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результа­те чег

Сравнительная характеристика зрительною и осязательного восприятия
Зрительное и осязательное восприятие сходны не только по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные раз­личные свойства и ка

Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичиозрячих
При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и слабови­дящих процессы познавательной и трудовой деятельности проте­кают, а точнее, должны протекать при совместной работе осязания: и зре

Природа, формы и способы осязательного восприятия
Органом осязательного восприятия у человека является рука. Осязание в полном смысле этого слова как способность кожно-механического и двигательного анализаторов отражать многочис­ленные пространств

Осязательное восприятие пространства
Как известно, восприятие пространства складывается из восприятия формы, величины, объемности и удаленности. У нормаль­но видящих различение пространственных свойств и отношений происходит в результ

Роль осязания в детальности слепых
Установив возможность адекватного отражения слепыми фи­зических, пространственных и временных свойств и признаков внешнего мира, рассмотрим, как практически используется слепы­ми активное и инструм

Приборное восприятие
В предыдущих параграфах были раскрыты те затруднения, с которыми слепые и слабовидящие сталкиваются в процессе по­знавательной деятельности. Наиболее существенные ограничения слабовидящие и частичн

Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих
Представления - это образы, запечатлевшиеся в памяти и в воображении в результате предшествовавшего восприятия предме­тов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непос­редственного возд

Формирование представлений при дефектах зрения
Физиологической основой представлений являются следы, ос­тающиеся в коре больших полушарий мозга после действия разд­ражителей. Образование следов есть результат взаимодействия пер­вой и второй сиг

Зрительные представления ослепших
Представления являются материалом, которым оперирует образная память. Этот вид памяти развивается одновременно с развитием речи. Уже к 2-3-ем годам ребенок обладает некоторым запасом представлений.

Критика знаковых теорий представлений
Представления, будучи связаны с ощущениеми мышлением,имея субъективный характер, - внутренне противоречивый психи­ческий процесс. В психологической науке проблема представлений ~ один из самых запу

Понятие об ориентации в пространстве
Ориентация в пространстве представляет собой процесс опре­деления человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Для нахождения своего местоположения в пространстве

Роль органов чувств в ориентировке слепых
Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ве­дущий. Однако, д

Топографические представления
Как уже отмечалось, ориентация в пространстве есть процесс практического использования пространственных представлений. Среди них для ориентации в большом пространстве наиболее важ­ную роль играют и

Проблема памяти в тифлопсихологии
Память как совокупность процессов запоминания, сохранения и забывания, узнавания и воспроизведения является необходимым условием деятельности человека. Развитие памяти непосредственно связано с раз

Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих
Запоминание в различных его видах - осмысленное и механи­ческое, произвольное и непроизвольное - является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой зависимости находится

Мышление и его роль в компенсации слепоты
Мышление, являющееся обобщенным и опосредствованным отражением существенных признаков, связей и отношений объек­тивного мира, высшей ступенью познавательной деятельности, воз­никает и развивается н

Теории мышления в тифлопснхологии
Мышление является высшей формой отражения действитель­ности, и поэтому от уровня его развития существенно зависит при­способление к жизни, социальная адаптация человека. Этим объя­сняется интерес т

Формы и виды мышления
Каждая из мыслительных операций, будь то сравнение или аб­страгирование, конкретизация или обобщение, способствует все более и более глубокому проникновению мысли в сущность явле­ний. Отражение сущ

Литературе
Морозова И.Г. Интересы и мечты слепых школьников младших и средних классов // Специальная школа. 1964. Вын. 1-2. Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих //

Особенности эмоций и чувств слепых
Эмоционально-волевая сфера психики слепых являетсянаиме­нее исследованной в тифлопсихологии, что связано главнымобра­зомс трудностями объективного изучения эмоции, чувств и воли Эмоции и ч

Эмоциональные состояния и внешнее выражение эмоции
Важным показателем психической деятельности человека яв­ляются эмоциональные состояния - настроения, фрустрации, стрессы (дистрессы) и аффективные состояния. Они отражают как характерные, так и слу

Воля слепых
Человек - и это одна из его специфических особенностей - является субъектом волевого поведения. Морально воспитанная воля, будучи регулирующей стороной сознания, проявляется в спо­собности человека

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги