Зрительные представления ослепших - раздел Психология, Психология слепых и слабовидящих Представления Являются Материалом, Которым Оперирует Образная Память. Этот Ви...
Представления являются материалом, которым оперирует образная память. Этот вид памяти развивается одновременно с развитием речи. Уже к 2-3-ем годам ребенок обладает некоторым запасом представлений. Поэтому у людей, потерявших зрение во время становления речи, а тем более в последующие периоды жизни, сохраняются зрительные представления. Именно по наличию зрительных образов из контингента тотально слепых выделяют группу ослепших, к которым относятся лица, потерявшие зрение после трех лет, а точнее, после того, как у них в общих чертах сложилась вторая сигнальная система, и имеющие зрительные представления.
Наличие зрительных представлений, их яркость, полнота, дифференцированность зависят от многих причин. Исследования показали зависимость сохранности представлений от возраста, в котором было потеряно зрение, стажа слепоты и навыка использования зрительных образов в деятельности.
У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные, вызвавшие в свое время сильные эмоциональные переживания предметы и явления (языки пламени пожара, при котором было потеряно зрение, или красный капсюль снаряда, взрыв которого сделал ребенка инвалидом и пр.). Эти представления могут быть очень ярки, эмоционально окрашены и вызывать связанные с восприятием того или иного объекта ощущения и эмоции. Например, ослепший, описанный Крегером, так отчетливо представлял освещенный солнцем снег, что у него возникало ощущение ослепления и на глазах выступали слезы.
При потере зрения в более старшем возрасте запас зрительных представлений оказывается большим; причем особенно заметное увеличение количества образов памяти наблюдается у лиц, потерявших зрение после семи лет, что объясняется их включением в этот период в учебную деятельность, существенно расширяющую сферу чувственного познания. Наличие зрительных образов памяти хорошо подтверждается их непроизвольным воспроизведением в сновидениях. Так, по данным ряда авторов, ослепшие довольно длительное время видят зрительные сны, в которые затем постепенно начинают входить слуховые, осязательные, двигательные образы.
Ослепите в школьном возрасте имеют зрительные представления о своих родных, доме, животных, некоторых пейзажах к явлениях природы; они помнят иллюстрации из прочитанных книг и сцены из кинофильмов, обстановку своего дома, очертания букв алфавита и математических знаков, контуры географических карт и т.д.
У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеются практически те же самые зрительные представления, что и у зрячих. Запас их представлений зависит уже не столько от возраста, в котором было утрачено зрение, сколько от типа высшей нервной деятельности, от того, насколько было важно для них именно зрительное восприятие окружающего, и т.д.
Наличие зрительных представлений и их актуализацию можно зафиксировать буквально во всех видах деятельности ослепших. Все их поведение протекает как бы при участии зрения. Работу рук они сопровождают движениями глазных яблок, невидящий свой взор направляют в сторону собеседника и перемещают его вслед за движениями последнего, открывают и закрывают глаза, просыпаясь и засыпая. Движение глаз у ослепших сопровождается обычно воспроизведением зрительных образов. Так, при передвижении по местности, ранее виденной, они зрительно представляют ее; читая книгу, представляют портреты героев и место действия; осязательно обследуя виденные ранее предметы, отчетливо представляют их зрительно; во сне видят себя зрячими и всплывающие в их заторможенном мозгу образы часто бывают зрительными. (стр. 211)
Для иллюстрации приведем несколько высказываний ослепших из монографии М.И. Земцовой “Пути компенсации слепоты”.
Ослепший Д. Не могу представить, как это можно сделать (нарисовать геометрическую фигуру. - А.Л.) с закрытыми глазами... Когда рисуешь с открытыми глазами, яснее всплывают зрительные образы. Я тогда ясно представляю форму и размер; вижу фотографию фигуры; вижу перспективный выпуклый рисунок тела; с этого рисунка начинаю срисовывать.
Ослепшая К. Во время пения у меня всплывали различные зрительные образы той обстановки, в которой я в детстве исполняла эту песню. Я видела то помещение, тех людей такими, какими они были тогда. У меня всплывал образ моей сестры. Она была тогда совсем ребенком, так она мне зрительно и представляется, а между (стр. 212) тем она уже старуха, и я знаю, что она не такая, а представить ее взрослой зрительно не могу.
Ослепшая К. Во сне вижу людей, одетых в разные платья черными и белыми цветочками... руками ничего не щупаю, хожу свободно, даже бегаю, вижу солнце, оно белое и бесформенное, приятное, все так хорошо, а проснусь - темно.
В основе зрительных представлений лежат зрительно-двигательные, зрительно-слуховые и другие временные нервные связи. Воздействие какого-либо одного раздражителя, входящею в комплекс, на основе которого образовалась временная связь, вызывает воспроизведение межанализаторной связи в целом, в результате чего возникает зрительный образ. У ослепших зрительные образы воспроизводятся при воздействии самых различных раздражителей:
слуховых, кожных, вкусовых, обонятельных и других сигналов первого рода, а также вербального.
Зрительно-двигательно-слуховые временные нервные связи обладают большой устойчивостью, что лежит в основе сохранения представлений. Даже при отсутствии зрительных подкреплений (раздражения периферического конца зрительного анализатора), что наблюдается у ослепших, сложившиеся в свое время связи долгое время сохраняются и могут воспроизводиться ассоциативным путем.
Известно, что ослепшие, имеющие десяти-, двадцати-, даже пятидесятилетний стаж слепоты, иногда сохраняют необыкновенно яркие, подробные до мельчайших деталей зрительные представления. Полнота, содержание и яркость зрительных представлений ослепших зависят от характера деятельности до и после наступления слепоты. Наиболее длительно сохраняются те образы, на которые ослепший опирается в своей деятельности. В упоминавшейся уже книге М.И. Земцовой говорится об ослепшей К. (пятидесятилетний стаж слепоты) и ослепшем Г. (тридцативосьмилетний стаж слепоты). Содержание имеющихся у них зрительных представлений отчетливо свидетельствует о зависимости последних от характера деятельности: если у первой, занимавшейся рукоделием, полностью сохранились важные для нее представления о цвете, то у второго, занимавшегося электротехникой, сохранились зрительные образы деталей, узлов, механизмов, в то время как многие зрительные образы, не имеющие отношения к его работе, в частности представления о цвете, полностью или частично угасли. (стр. 213)
Однако прочность представлений относительна, и при отсутствии подкреплении они постепенно угасают, происходит стирание следов бывших зрительных раздражений. Известно, что в первую очередь забывается малозначимое, второстепенное, не производящее эмоционального воздейсвия, и в этом отношении слепые ничем не отличаются от зрячих. Например, и образе предмета наиболее существенна форма, и именно представление о форме наиболее длительно сохраняется после потери зрения, в то время как представления о цвете объектов у них исчезают в первую очередь, Большинство зрительных образов ослепших ахроматические. Исключение составляют лишь объекты, вызвавшие в свое время сильные эмоциональные переживания (цвет пламени, вспышка молнии и т.д.). Цвет таких объектов может сохраняться в памяти очень долгое время.
Хотя распад зрительных представленийне нарушает способности ослепших ориентироваться в пространстве, различать осязательно основные пространственные характеристики, однако для их познавательной и трудовой деятельности зрительные образы памяти имеют огромное значение, которое трудно переоценить. На основе сохранных представлений не только успешно усваиваются знания, формируются умения и навыки, но и существенно расширяется сфера чувственного познания. На основе зрительных представлений успешно создаются новые зрительные образы - образы воображения.
Важность зрительных представлений для ослепших очевидна. Поэтому одной из задач школьною обучения является сохранение этого вида представлений. Для предохранения зрительных образов памяти от угасания имеется только один путь - подкрепление имеющихся представлений, их постоянное использование в деятельности ослепших.
А Г Литвак... Психология слепых и слабовидящих... Учебное пособие...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Зрительные представления ослепших
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
От автора
В планах подготовки тифлопедагогов дошкольных учреждений, учителей и воспитателей школ слепых и слабовидящих, раабилитологов кабинетов и школ восстановления трудоспособности взрослых инвалидов по з
Понятие о дефекте и компенсации
Дефект - это физический или психический недостаток,влекущий за собой отклонения от нормального развития.
Но своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные. Причины воз
Физиологические механизмы компенсации
Рассмотрев сущность явления компенсации как функции центральной нервной системы, остановимся на ее физиологических механизмах. Изучение анализаторной деятельности человека и животных показало, чт
Биосоциальная природа компенсаторного приспособления
В предыдущих параграфах были рассмотрены общие биологические принципы и физиологические механизмы компенсаторной деятельности организма. В них было показано, что компенсация является функцией цент
Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации.
Для психологии конца XIX - началаXX вв. характерным является отказ от рассмотрения психики человека и ее формирования как результата общественно-исторического развития. Наибольшее распространение
Проблема личности в тифлопсихологии
На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, неполноценной. Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойств
Активность личности при слепоте
Говоря об отрицательном влиянии нарушений в системе зрительных ощущений на степень точности отражения, его нельзя рассматривать однозначно, сводя все изменения к отсутствию или редуцированности з
Литературе
Буткина Г.А. Некоторые виды затруднений социально-психологической реабилитации взрослых слепых // Дефектология 1977. №6.
Бюрклен К. Психология слепых. - М.: Учпедгиз, 1934
Деятельность и компенсация
Человек как существо сознательное сформировался и выделился из животного мира в процессе трудовой деятельности, совместного изготовления и использования орудии труда, общения, в ходе которого от п
Вопросы и зидинин
1. Раскройте содержание понятия “деятельность”. Дайте характеристику основных видов деятельности.
2. Какова роль деятельности в развитии психики и компенсаторном приспособлении слепых и с
Внимание и его роль при дефектах зрения
Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте. Избира
Особенности внимания слепых
Всматриваясь, вслушиваясь, напряженно обдумывая или припоминая что-либо, человек внешне выражает состояние внимания мимикой и пантомимикой - выразительными движениями лица и тела. Выразительные дв
I. Понятие о речи и ее функциях
Речевая деятельность, являющаяся процессом общения посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, реч
Особенности развития речи при слепоте
Развитие речи осуществляется в процессе овладения языковыми (фонетический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, причем п
Особенности речевого общения слепых
Как уже отмечалось в §1, основной функцией речи является коммуникативная. Общение является непременным условием развития психики, социализации ребенка и ресоциализации ослепшего взрослого.
Сенсорная организация человека при дефектах зрения
Перед теорией познания и психологией стоит важнейшая задача - установить, “каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным
Критика знаковой теории ощущения
Первые попытки объяснить особенности ощущений слепых были связаны с идеалистической теорией символов.
Основной тезис знаковой теории ощущений в тифлопсихологии был сформулнрован А.А. Кроги
Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих
Зрительные ощущения являются результатом деятельности зрительного анализатора, в состав которою входят зрительные рецепторы (палочки и колбочки), зрительные нервы, передающие возбуждение в мозг, я
Слуховые ощущения слепых
Слуховые ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны на слуховой рецептор. При помощи слуха человек отражает такие качеств звука, как громкость, высота (стр. 152), т
Тактильные ощущении слепых
Тактильные ощущения представляют собой сложный комплекс ряда ощущений - тактильных ощущении прикосновения и давления, температурных (тепловых и холодовых) и болевых. Эти ощущения возникают при со
Кожно-оптическое чувство
Среди сложного ансамбля кожных ощущений следует особо выделить кожно-оптическое чувство - способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители. Феномен кожного “зрения” изве
Кинестезические ощущения слепых
Кинестезическими или мышечно-суставными, называются ощущения, возникающие в мозгу при поступлении сигналов от рабочих двигательных органов. Эти ощущения отражают скорость и точность перемещений те
Вибрационные ощущения незрячих
Вибрационными называются ощущения, отражающие колебания воздушной среды. По своей природе и детерминации они близки к слуховым ощущениям, однако, как отмечал Б. Г. Ананьев, “оба эти механизма (слу
Хеморецепция слепых
Хеморецепция, в состав которой входят обонятельные и вкусовые ощущения, отражает химические свойства веществ. Обонятельные и вкусовые ощущения возникают при раздражении соответственных рецепторо
Статические ощущения слепых
Последний вид ощущений, который необходимо рассмотреть в силу его практической значимости для слепых, - это статические ощущения, отражающие положение тела в пространстве. Рецепторы статической чу
I. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения
Восприятие - что психический процесс отражения предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих (стр. 173) на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чег
Сравнительная характеристика зрительною и осязательного восприятия
Зрительное и осязательное восприятие сходны не только по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные различные свойства и ка
Природа, формы и способы осязательного восприятия
Органом осязательного восприятия у человека является рука. Осязание в полном смысле этого слова как способность кожно-механического и двигательного анализаторов отражать многочисленные пространств
Осязательное восприятие пространства
Как известно, восприятие пространства складывается из восприятия формы, величины, объемности и удаленности. У нормально видящих различение пространственных свойств и отношений происходит в результ
Роль осязания в детальности слепых
Установив возможность адекватного отражения слепыми физических, пространственных и временных свойств и признаков внешнего мира, рассмотрим, как практически используется слепыми активное и инструм
Приборное восприятие
В предыдущих параграфах были раскрыты те затруднения, с которыми слепые и слабовидящие сталкиваются в процессе познавательной деятельности. Наиболее существенные ограничения слабовидящие и частичн
Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих
Представления - это образы, запечатлевшиеся в памяти и в воображении в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного возд
Формирование представлений при дефектах зрения
Физиологической основой представлений являются следы, остающиеся в коре больших полушарий мозга после действия раздражителей. Образование следов есть результат взаимодействия первой и второй сиг
Критика знаковых теорий представлений
Представления, будучи связаны с ощущениеми мышлением,имея субъективный характер, - внутренне противоречивый психический процесс. В психологической науке проблема представлений ~ один из самых запу
Понятие об ориентации в пространстве
Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета.
Для нахождения своего местоположения в пространстве
Роль органов чувств в ориентировке слепых
Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий. Однако, д
Топографические представления
Как уже отмечалось, ориентация в пространстве есть процесс практического использования пространственных представлений. Среди них для ориентации в большом пространстве наиболее важную роль играют и
Проблема памяти в тифлопсихологии
Память как совокупность процессов запоминания, сохранения и забывания, узнавания и воспроизведения является необходимым условием деятельности человека. Развитие памяти непосредственно связано с раз
Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих
Запоминание в различных его видах - осмысленное и механическое, произвольное и непроизвольное - является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой зависимости находится
Мышление и его роль в компенсации слепоты
Мышление, являющееся обобщенным и опосредствованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, высшей ступенью познавательной деятельности, возникает и развивается н
Теории мышления в тифлопснхологии
Мышление является высшей формой отражения действительности, и поэтому от уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация человека. Этим объясняется интерес т
Формы и виды мышления
Каждая из мыслительных операций, будь то сравнение или абстрагирование, конкретизация или обобщение, способствует все более и более глубокому проникновению мысли в сущность явлений. Отражение сущ
Литературе
Морозова И.Г. Интересы и мечты слепых школьников младших и средних классов // Специальная школа. 1964. Вын. 1-2.
Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих //
Особенности эмоций и чувств слепых
Эмоционально-волевая сфера психики слепых являетсянаименее исследованной в тифлопсихологии, что связано главнымобразомс трудностями объективного изучения эмоции, чувств и воли
Эмоции и ч
Эмоциональные состояния и внешнее выражение эмоции
Важным показателем психической деятельности человека являются эмоциональные состояния - настроения, фрустрации, стрессы (дистрессы) и аффективные состояния. Они отражают как характерные, так и слу
Воля слепых
Человек - и это одна из его специфических особенностей - является субъектом волевого поведения. Морально воспитанная воля, будучи регулирующей стороной сознания, проявляется в способности человека
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов