рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Факультет клинической психологии

Факультет клинической психологии - раздел Психология,     Северный Государственный М...

 

 

Северный государственный медицинский университет

Факультет клинической психологии

Институт психологии и психиатрии

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Античность, Средневековье и эпоха Возрождения.

Развитие философско-психологических взглядов в 17 веке (Новое время) и в 18–19 веках

 

 

Методические материалы

Для студентов факультета клинической психологии

 

Архангельск

Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета клинической психологии к занятиям по истории психологи.

Введение

История психологии — отрасль психологической науки, изу­чаемая на психологических факультетах университетов и ака­демий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объяс­няющая современное состояние психологии на основе ее ретро­спективного анализа. История психологии реконструирует про­цесс развития науки в его динамике, начиная с взглядов древ­них на психику (душу) и кончая сегодняшними научными представлениями о ней. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже по­нять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.

Спецификой построения курса истории психологии на факультете клинической психологии является то, что курс истории психологии изучается после фундаментального изучения всех разделов общей психологии и ряда других психологических дисциплин. Это необходимо для лучшего понимания исторической логики раз­вития психологической мысли, так как студенту постоянно нужно обра­щаться к современным теориям общей психологии, понять при­чины несостоятельности тех или иных теорий, взглядов, кон­цепций, которых придерживались психологи прошлого.

В связи с цикловой формой проведения практических занятий лекционный курс составляется из обзорных вводных лекций относительно предмета истории психологии и основных периодов развития исторической науки. Самостоятельное значение в лекционном курсе имеют разделы по истории современной психологии, которые в курсе аудиторных практических занятий не рассматриваются.

Краткое содержание лекционного курса. Предмет и задачи истории психологии. Функции истории психологии. Теоретические модели (концепции) истории психологии (историография, персоналистические, натуралистические теории, принципы презентатизма, антикваризма и контрастирующих пар, категориальный подход, школы и направления в психологии, многомерное описание). Вопросы периодизации в истории психологии. Методы и источники истории психологии. Обзор основных этапов периода развития психологии в лоне философии (6 век до н.э.– середина 19 века). Основные тенденции в развитии философии и психологии нового времени (16-17 века). Зарождение научной психологии: новая психология Вундта и структурализм Титченера. Функционализм и прикладная психология. Бихевиоризм. Необихевиоризм и нео-необихевиоризм. Психоанализ и неопсихоанализ. Гуманистическая и когнитивная психология.

В аудиторном курсе семинарско-практических занятий предусмотрено самостоятельное изучение материала в форме рефератов и конспектов первоисточников, а также выполнение тестовых контрольно-обучающих компьютерных программ по истории психологии (античность, средневековье, эпоха возрождения, Новое время, развитие философско-психологических взглядов в 18-19 веках). Настоящие методические материалы предназначены для облегчения студентам освоения данного курса.


 

Тематический план семинарско-практических занятий

  Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество …  

Период развития психологии в лоне философии

или этап описательной, умозрительной психологии;

Этот период охватывает около 2,5 тысячи лет

(6 век до н.э. — середина 19 века)

Раздел 1

Античная психология

Структура 1-го раздела: Формы контроля:

первобытное общество,

античная психология; Контрольная работа 1 (компьютерный тест)

 

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)

Эти представления о душе предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. В… Понятие «анимизм» обозначает не какую-то доктрину, а определенный исторический… Научное представление о душе впервые возникает в древней философии. Научное представление, в отличие от верований,…

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Изучаемый период разделятся на два:

1) Досократический период — Ми­летская школа, Гераклит, Алкмеон, Эмпедокл, Анаксагор, Гиппократ, Левкипп и Демокрит.

2) Сократический период (новые подходы в объяснении психического) — Сократ, Платон, Аристотель, школа стоиков, Эпикур, Лукреций Кар, Алесандрийские врачи, Гален.

ОБЩИЕ ИТОГИ (по разделу о развитии психологии в антич­ную эпоху):

Ведущей чертой античной психологии является ее стихийно-материалистическая направленность. Различные мыслители древности пытались объяснить природу из нее самой, из законов, присущих самой материи.

Большинство антич­ных мыслителей были не только материалистами, но и диалектиками. Мир представлялся им единым, бесконечно движущимся и изменяющимся.

Хотя природа трактова­лась древними учеными в целом нерасчлененно, как бы синкретично, однако первые попытки выделения одних явлений из совокупности других, стремление понять их место в общей картине мироздания уже тогда имели мес­то.

Явления душевной жизни человека не могли не привлечь внимания древних ученых вследствие их своеобра­зия и специфической природы. Именно поэтому еще на заре научного знания психические явления достаточно четко вычленялись из чисто материальных и, более того, осуществлялись попытки внутренней дифференциации от­дельных сторон души.

Обычно область психических яв­лений разделялась на две больших группы —познаватель­ные и побудительные силы. Пытаясь понять их природу, древние мыслители сумели высказать множество догадок, выдвинуть большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующее развитие пси­хологии и которые не потеряли своего значения до на­стоящего времени.

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного… Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Ми­лет и Эфес. Названия…

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа

Согласно Эмпедоклу, первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре — земля, вода, воздух, огонь. Мир образуется в результате… Мир в своем развитии прошел четыре периода, в каждом из которых преобладала… Четырьмя периодами представлен и путь развития животных. На первой стадии возникали отдельные части и органы живых…

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита

  Греческий философ и психолог Демокрит родился на севере Греции в городе Абдеры…  

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБЪЯСНЕНИИ ПРИРОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО

Философско-психологическая система Сократа—Платона

Возникновение идеа­листической школы Сократа-Платона совпадает со временем, когда в Афинах, где складывается эта школа, происходили острые…   Сократ. Полагал, что природа и сам человек даны от бога и потому философам нет необходимости вмеши­ваться в его…

Учение Аристотеля о душе

  Известный греческий ученый Аристотель был одним из са­мых выдающихся ученых…  

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей

Между древней и поздней стоей имеются существен­ные различия. Главными из них являются два: Во-первых, представители древней стой касались в основном проблем мироздания и… Вто­рое значительное различие заключается в том, что ран­няя стоя, опираясь, главным образом, на учения Герак­лита и…

Учение о душе Эпикура

Эпикуржил в 341-271 гг. до н.э. Политическая неустойчивость страны, социальные коллизии и потрясе­ния, испытываемые Грецией в этот период, не могли… Поворот к ограничению психики областью чув­ственности и разума Эпикур… Отвергая учение Платона, Эпикур считал, что пер­вичной реальностью является материальный мир, неза­висимый от…

Психологические представления Лукреция Кара

Материальный мир, по Лукрецию, от человека не зависим, он существовал до человека, существует при нем, будет существовать после него. Единой… Принцип саморазвития распространяется Лукрецием и на органическую природу. Все… Душа не существует ни до рождения че­ловека, ни после смерти. Выступая с критикой платонов­ской аргументации…

Психофизиология Галена

Гален был убежден в том, что жизнь возникла в ре­зультате постепенного развития природы, а психическое есть порождение органической жизни. За… Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения… Органами психики считались печень, сердце и мозг. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее…

РАЗДЕЛ 2

ВЛИЯНИЕ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Средневековье:Плотин и Августин, Авиценна и Аверроэс, Фома Аквинский, Скотт, Р. Бэкон, Оккама.

Возрождение: Лоренцо Валла, Помпонацци, Телезио, Вивес, Меланхтон, Гоклениус, Перейра и Везалий, Леонардо да Винчи.

 

Структура 2-го раздела: Формы контроля:

средневековье,

эпоха возрождения. Контрольная работа 2 (компьютерный тест)

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА

13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. Острые… ПЛОТИН. Христианская религия проповедовала отрешенность от внешнего мира, призывала людей к смирению и покор­ности,…

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения

Существенными сторонами психоло­гических учений в переходный период от феодализма к капитализму являются стремление вернуть человека с божественных… Подводя общие итоги краткого обзора развития психологии в эпоху Возрождения,…  

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).

1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 века, как в сфере философии, так… Механицизм — учение, основывающееся на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и…

Общая характеристика

РАЦИОНАЛИЗМ и ЭМПИРИЗМ. Наметившийся коренной перелом в развитии есте­ствознания выдвигал на передний план и делал особо острым вопрос общих… Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк и их… Представители рациона­листического течения, пионерами которого выступили Р. Декарт и Г. Лейбниц, считали, что источник…

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии

Одним из первых английских философов, выразив­ших новые веяния в общественной жизни и обобщивший успехи и достижения естествознания, был Ф. Бэкон… При объяснении природы души Ф. Бэкон, тем не менее, не смог преодолеть… · Причины человеческих заблуждений и недостатков по Ф. Бэкону.

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта

Для Р. Декарта опыт не является источником досто­верного знания, а таковым является сила разума. “Только один интеллект, писал он, способен… Методологические принципы познания, изложен­ные Р. Декартом первоначально в… Картезианская интуиция. Отправной точкой послужил вопрос о критерии досто­верного знания. В качестве такого критерия…

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса

Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель…   Свои взгляды в области философии и психологии Т. Гоббс изложил в ряде произведений, наиболее значи­тельными из которых…

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы

В отличие от Гоббса, провозгласившего в рам­ках материализма единство опыта и разума, Спиноза пошел по пути материалистической интерпретации… Спинозу объединяет с Гоббсом признание ими природы (материи) в качестве… Учение о единой субстанции. Спиноза выдвигает уче­ние о единой субстанции, которая имеет атрибуты и модусы. Это…

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии

Начинает иде­алистическую традицию Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) — совре­менник всех основных гениев XVII века и их идейный противник. Идеи… Лейбниц не мог не заметить, что Спиноза не сумел полностью преодолеть дуализм… Вместе с тем Лейбниц ста­новится на сторону Спинозы в своей полемике с Локком относительно роли опыта и разума в…

Критика врожденных идей Д. Локком

  Джон Локк родился в семье мелкого чиновника—юриста. Преподавал в университете… Как возникает знание?Исходным пунктом в концепции Локка явилась критика им теории врожден­ных идей, выдвинутая еще в…

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В XVIII-XIX ВЕКАХ

 

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии

От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских… В самой Англии в материалистическом направ­лении идеи Д. Локка развивали…  

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).

Джордж Беркли родился и получил образование в Ирландии. Он был глубоко религиозным человеком и в 24 года был посвящен в сан дьякона англиканской…   Беркли полностью принимал тезис Локка о том, что все наши знания о внешнем мире происходят из опыта (из ощущений), но…

Джеймс Милль (1773–1836).

Ум как машина. Джеймс Миль поставил целью изгнать из науки идею субъективности или психической деятельности и доказать, что человеческий ум есть не… Идеи, будучи вторичными состояниями сознания, представляют собой копии…

Джон Стюарт Милль (1806–1873).

  Ментальная химия. Механический взгляд Дж. Милля на строение созна­ния был… Взамен механической модели как не отражающей истинную структуру сознания Д.Ст. Милль предложил химическую, т.е. теперь…

Русская психология в XVIII-XIX веках

6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие мировой психологичес­кой мысли русская психология… Если на Западе экспериментальная психология по своим теоретическим основам была наукой XVII-XVIII веков, то в России…

Русская психология в XVIII-XIX веках: продолжение материалистических традиций А.И. Гер­ценом, В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским

 

А.И. Герцен. Важную веху в истории русской психологии соста­вили философско-психологические воззрения А.И. Герцена развитые в замечательной книге “Письма об изучении природы”. Они отличаются прежде всего диалектикой. Прекрасно владея диалектическим методом, Герцену удалось установить: единство философии и частных наук, единство эмпирического и рационального в познании, единство бытия и сознания, единство природ­ного и исторического, единство чувственного и логичес­кого.

Человек рассматривался Герценом как часть природы, а его сознание — продуктом исторического раз­вития. “История мышления, — писал А.И. Герцен, — про­должение истории природы: ни человечества, ни приро­ду нельзя понять мимо исторического развития”. В человеке А.И. Герцен видел ту грань, с которой начи­нается переход от естествознания к истории.

Сознание, мышление человека — это продукт выс­шего развития материи. А.И. Герцен указывал: “... мыш­ление так же естественно, как протяжение, так же степень развития, как механизм, химизм, органика — только выс­шая”. Материальную основу сознания составля­ют физиологические функции мозга, а предметным содер­жанием сознания является объективный мир.

Пытаясь нащупать диалектику связи ощущения и мышления, он критикует метафизический “робкий” ма­териализм Д. Локка, остановившегося на полпути и не дошедшего до “исторического понимания прошлых мо­ментов мышления”. В адрес Д. Локка, призна­вавшего рефлексивный источник познания и в то же са­мое время доказывавшего, что в сознании нет ничего, что не прошло бы через чувства, А.И. Герцен указывал: “Без опыта нет сознания, без сознания нет опыта, ибо кто же свидетельствует о нем?”. Связующим звеном мышления и ощущения является, по А.И. Герцену, прак­тическая деятельность, которая у него еще не выступала как критерий истины.

В.Г. Белинский. Следующий шаг вперед в развитии научной психо­логии связан с именем В.Г. Белинского. При оценке чело­века в целом и его психических свойств он придерживал­ся антропологического принципа, т.е. исходил из пони­мания человека как биологического существа. Указывая на единство психических процессов с физиологическими, Белинский считал, что достаточно одного физиоло­гического основания, чтобы объяснить психические яв­ления. Он допускал вполне возможным с помощью од­ной только физиологии “проследить физический процесс нравственного развития”. Здесь Белин­ский сближается с Герценом. Оба они не сумели в полной мере показать социальную природу сознания и мышления. В утверждении психофизического единства заключается сила их взглядов, в упущении социальной детерминации психических процессов состоит слабость их мировоззрения.

Н.А. Добролюбов (1836­–1861).Укреплению материалистической традиции в науч­ной психологии служили идеи Н.А. Добролюбова, в которых с новой силой подчеркивалось положе­ние о внешней и внутрителесной детерминации психичес­ких явлений. Основные мысли в области психологии изложены им в критических статьях: “Френология”, “Физиологическо–психологический взгляд на начало и конец жизни”, “Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью”.

При рассмотрении различных вопросов, связанных с проблемой человека, Н.А. Добролюбов опирался на но­вейшие данные естествознания. Весь окружающий мир, по Добролюбову, находится в постоянном развитии, в непрерывном движении от простого к сложному, от ме­нее совершенного к более совершенному. Венцом приро­ды является человек с его способностью сознавать. Неотъ­емлемым свойством материи является сила. Для челове­ческого мозга такой силой является ощущение. Как нет магнитной силы без железа, так нет ощущения без мозга. Мозг есть единственный “источник высшей жизнедеятель­ности” и “умственные отправления имеют к нему прямое отношение”.

Этот основной тезис Добролюбов направляет против дуализма, распространенного в то время за рубе­жом и в русской среде. Острие критики было направлено также против вульгарного материализма. Добролю­бов писал: «Нам кажутся смешны и жалки невежествен­ные претензии грубого материализма, которые унижают высокое значение духовной стороны человека, стараясь доказать, будто душа человека состоит из какой-то тон­чайшей материи».

Особо резко Добролюбов выступает против френологов, которые пытались объяснить психические процессы формой и объемом мозга. “Френологии я не ве­рю — это уж положительно решено”, — утверждал философ”. О душевной деятельности, считал Добро­любов, мы должны судить не по выступам черепа, а по вне­шним проявлениям ее.

Чрезвычайно важное значение имеют положения Добролюбова о внешней детерминации всех психи­ческих процессов. Внешний мир является предметным со­держанием сознания. Он отражается с помощью органов чувств. Беспредметной мысли быть не может. Признать мысль беспредметной значит признать возникновение ее из самой себя. На самом же деле “человек не из себя разви­вает понятия, а получает их из внешнего мира”. Чувства и воля также возникают в нас благодаря впечатлениям, полученным от внешних предметов.

Н.Г. Черны­шевский (1828-1889).Сподвижником НА. Добролюбова был Н.Г. Черны­шевский. Его взгляды, отмечает Б.Г. Анань­ев, “представляет глубоко продуманную концепцию, ока­завшую большое влияние на развитие русской научной психологии от Сеченова до наших дней”.

Одна из заслуг Чернышевского состоит в том, что он первым в ряду великих материалистов России по­ставил специальный вопрос о предмете, задачах и мето­дах научной психологии. Психологию, как и прочие нрав­ственные науки, он относил к числу точных областей зна­ний. Первым основанием относить нравственные знания к области точных наук служит, по мнению Чернышев­ского, то, что эти науки могут различать известное в сво­ей области от неизвестного. Возможность такого разли­чения необходимо предполагает определенный запас до­стигнутых знаний. Исключительную роль в накоплении этих знаний и в переходе нравственных наук на точные методы исследования сыграло естествознание. “Естествен­ные науки, – писал Чернышевский, – уже развились настолько, что дают много материалов для точного ре­шения нравственных вопросов. Из мыслителей, занимав­шихся нравственными науками, все передовые люди ста­ли разрабатывать их при помощи точных приемов, по­добных тем, по каким разрабатываются естественные науки”.

Другое обстоятельство, которое ставит психологию в число точных наук, связано с тем, что в области нрав­ственных, как и в области природных явлений, действу­ют определенные закономерности и необходимые причи­ны. Чернышевским подчеркивалось: “Положитель­но известно, например, что все явления нравственного мира проистекают одно из другого и из внешних обстоя­тельств по законам причинности”. Отсю­да вытекает и главная задача психологии которая долж­на сводиться к выяснению причин и законов протекания психических процессов. Таким образом, становление на­учной психологии Чернышевский связывал, с одной стороны, с правильным определением предмета психоло­гии, с другой — с принятием и переходом психологии к точным естественнонаучным методам исследования.

На основе ощущений развиваются мыслительные процессы, которые состоят в том, чтобы из “разных ком­бинаций ощущений и представлений, изготавливаемых воображением, при помощи памяти, выбирать такие, ко­торые соответствуют потребностям мыслящего организ­ма в данную минуту, в выборе средств для действия, в выборе представлений, посредством которых можно было дойти до известного результата”. Но, под­черкивая единство ощущения и мышления, Черны­шевский не смог провести качественного различия меж­ду ними.

Большую роль в понимании человеческой психики Чернышевский отводил потребностям. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объ­екту, через них можно определить роль материально–экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал генезис познавательных способностей (память, вооб­ражение, мышление).

Первичными потребностями являются органические потребности, мера удовлетворения которых сказывается на возникновении и уровне нравственно-эстетических потребностей.

Животные наделены лишь физическими потребно­стями, ими только определяется и направляется психи­ческая жизнь животного. Если у животного все органы чувств служат лишь одному — содействовать удовлетво­рению органической потребности, то у человека “каждое из его чувств достигает самобытного интереса для него: глаз, ухо и каждый из других органов чувств становится у человека как–будто каким-то самобытным организмом с собственной жизнью, с своими потребностями и удо­вольствиями”. Чем выше развитие человека, тем больший вес занимают у него “частные стремления каждого органа к самостоятельному развитию своих сил и наслаждению своей деятельностью”. Б.Г. Ана­ньев подчеркивал, что в учении о потребностях Н.Г. Чер­нышевский возвышается до подлинно диалектической по­становки вопроса, поскольку “частные потребности в ходе развития превращаются в общие, и наоборот, общебиоло­гические потребности (питание, размножение) превраща­ются у человека в потребности частные”.

Большим достижением Н.Г. Чернышевского в ана­лизе психики человека является различение им темпера­мента и характера. Он указывал, что темперамент обус­ловлен в большей мере наследственностью или природ­ными факторами. В то же самое время, передаваясь по наследству, темперамент может подвергаться изменениям под влиянием обстоятельств жизни. Что касается характе­ра, то он определяется главным образом условиями жиз­ни, воспитанием и поступками самого человека. Поэто­му сущность человека, его характер и помыслы должны познаваться через его практические дела.

Н.Г. Чернышевский более чем кто-либо из русских материалистов подошел к пониманию социальной обус­ловленности психического развития. Тем не менее в силу исторических условий он не смог, как и его предшествен­ники (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов) пол­ностью выйти за пределы антропологического взгляда. Он не сумел до конца понять определяющую роль соци­альных факторов в формировании человеческого созна­ния и психики в целом, связывая в основном психические и нравственные явления с биологическими и физиологи­ческими детерминантами. Отсюда вытекали его антро­поморфические уклонения. Найдя большое сходство в те­лесной организации человека и животных, Н.Г. Черны­шевский ошибочно приписывает сознательные элементы в психике животных. Различие между сознанием живот­ного и человека сравнивается с разницей, существующей между одной серебряной монетой бедняка и грудой та­ких же монет в кладовых банкира. Там и здесь монеты одни и те же, различие состоит лишь в количестве.

Хотя антропологический принцип, которого держа­лись все революционеры-демократы, мешал построению адекватного взгляда на природу психики и сознания, тем не менее в тот период антропологический подход имел положительное значение в том смысле, что он подводил под психические явления естественнонаучное основание, утверждал материальную их обусловленность. Выведение психических явлений из природных начал и подведение под них физиологической основы служило верным ори­ентиром и указанием для перехода психологии к точным, экспериментальным методам исследования.

Философско-психологические взгляды русских материалистов XIX века –А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского оказали непос­редственное влияние на передовых естествоиспытателей России — анатомов, физиологов, психиатров, которые ока­зались первыми созидателями экспериментальной психо­логии в России.

Философско-материалистические тенденции, на ко­торых основывалась русская научная психология, позво­лят занять России передовые позиции в общемировом развитии психологии и в преобразовании ее в экспери­ментальную науку.

 

8. Развитие немецкой психологии в XVIII – XIX веках: Х. Вольф (1679-1754), И. Кант (1724-1804), И. Гербарт (1776-1841)

После Лейбница в ­психологии начинают проникать эмпирические тен­денции. Они стали особенно заметны с работ Х. Вольфа (1679-1754), ближайшего уче­ника Лейбница. В психологии Х. Вольф известен прежде всего разделением психологии на эмпирическую и рацио­нальную части, что нашло отражение в названиях его книг: “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная пси­хология” (1734). Кроме того, Х. Вольф закрепил за наукой, занимающейся изучением души, название “психология”.

По Х.Вольфу, настоящая наука в идеале призвана решать три основные задачи:

1) выведение фактов и явлений из существенных ос­нов;

2) описание этих фактов и явлений;

3) установление количественных отношений.

Поскольку психология не может реализовать тре­тью задачу, ей остается решать первые две, одна из кото­рых должна стать предметом рациональной психологии, другая (описание фактов и явлений) — предметом эмпи­рической психологии.

Выступление Вольфа за эмпиризм в психологии, за со­здание психометрии, как науки, подобной эксперимен­тальной физике, является положительной стороной уче­ния Вольфа в психологии. Но поиски путей перевода психологии в экспериментальное русло не могли приве­сти Вольфа к задуманным целям, поскольку за исход­ное основание психических явлений признавались не ма­териальные силы природы, а нематериальные способно­сти души. Желание Вольфа с позиций идеализма, на кото­рых он стоял, построить экспериментальную психологию было не более, чем пустым мечтанием.

Сильный крен немецкой психологии в сторону эм­пиризма был осуществлен И. Кантом (1724-1804). Психо­логические взгляды Канта вытекали из его общей теории познания. И. Кант допускал, что вне нас существуют ре­альные предметы, — “вещи в себе”. Однако о них ничего нельзя сказать, так как “вещи в себе” непознаваемы. Нам даны лишь явления сознания, которые производятся “вещами в себе”, но не выражают их сущности. То, что нам представлено в сознании есть мир явлений, совершенно непохожий на мир вещей. Сам по себе чувственный опыт не несет никаких знаний о предметах. Рассудочные категории, оформляющие сенсорный материал в пространственно-временную определенность, не выводимы из чувственных данных, они даны изначально.

Поскольку сущность вещей непостижима, а челове­ку мир может быть дан только в явлениях (“вещи для нас”), то все науки, в том числе и психология, имеют дело лишь с явлениями, а поэтому могут быть, по существу, только науками эмпирическими. Исключение составля­ют только математика и отчасти механика.

Согласно этому положению, для психологии, объектом изучения которой является внутренний мир человека, сущность души недоступна. Предмет психологии могут составлять лишь явления сознания, обнаруживаемые посредством внутреннего чувства .

Таким образом, психология есть наука о явлениях сознания, к которым он относил познавательные, эмоци­ональные и волевые акты. Основной метод, которым об­наруживаются названные виды явлений — внутреннее наблюдение. Внутреннее чувство, по мнению И. Канта, очень ненадежное средство познания души, поскольку актом самонаблюдения меняется характер протекания самих явлений сознания. Самонаблюдением, подчерки­вал И. Кант, мы делаем мнимое открытие того, что мы сами внесли туда.

Согласно И. Канту, явления, получаемые от внутрен­него чувства, протекают в одном измерении — временной последовательности. Пространственное измерение явлени­ям сознания несвойственно. Поэтому психология лишена возможности применять математику, использование кото­рой требует минимум два измерения. Помимо этого, к мыслящему субъекту совершенно не приложимы экспери­ментальные приемы. Он писал, что психологии никогда не суждено стать “эк­спериментальным учением”. Отсутствие математической опоры, невозможность применения экспериментальных методов для познания духовных явлений, ненадежность метода самонаблюдения — все это делало психологию призрачной и безнадежной областью знаний, не отвеча­ющей требованиям науки.

Между тем считают, что своим критическим отно­шением к психологии И. Кант стимулировал поиск новых подходов и средств в области психологии на последую­щих этапах ее развития (М.Г. Ярошевский, Э. Боринг, Г. Мэрфи и др.).

Наряду с идеями И. Канта в начале XIX века в Германии широкую известность и распространение приобретают взгляды И. Гербарта (1776-1841). Влияние его философских и психолого-педагогических представ­лений сказалось по разным направлениям.

Одно из них касается определения психологии как особой объясни­тельной науки, в которой он видел основу для строитель­ства научной педагогики. Для того времени точка зрения Гербарта была совсем новой и весьма плодотворной.

Другое положение Гербарта связано с утверждением психологии как области эмпирического опытного знания. Однако призыв за преобразование психологии в опыт­ную науку не имел у Гербарта, как и у Вольфа, ре­альных предпосылок, и прежде всего потому, что лишал психические процессы физиологического основания. Гербарт не допускал, чтобы физиологический подход мог каким-либо образом способствовать получению на­учного знания о психическом. Покинув естественнонауч­ную почву, И. Эксперимент, по Гербарту, не может иметь места в пси­хологии в силу его аналитического характера. Душа еди­на и ее нельзя разделить на части, что предполагает экс­периментальная практика. Поскольку психология не яв­ляется по своему предмету аналитической наукой, то вопрос о применении эксперимента отпадает. Кроме то­го, Гербарт, подобно И. Канту, вообще считал недопу­стимым экспериментировать над человеком.

Отрицая возможность применения эксперимента в психологии, Гербарт вместе с тем вводит в нее матема­тику. Кант, как мы помним, лишил психологию и экс­периментальных и математических методов, поскольку якобы психические процессы протекают и изменяются только во времени, в то время как для математики и экс­периментальных процедур с измерением необходимо не менее двух переменных. Если в отношении эксперимента И. Гербарт присоединился к И. Канту, то в отношении применения меры и числа он разошелся с ним. Указав, что представления имеют две переменные (время и ин­тенсивность), И. Гербарт, таким образом, оставляет за пси­хологией право быть наукой математической, и делает этим самым шаг вперед по сравнению с И. Кантом.

Все богатство психической жизни складывается из статики и динамики представлений, наделенных спонтан­ной активностью. Все представления имеют временные и силовые (интенсивность) характеристики. Изменения пред­ставлений по интенсивности составляют статику души. Смена представлений во времени составляет динамику души. Однако в статике можно найти и третью характе­ристику представлений — их качество, которое делает одно представление отличным от другого.

Между представлениями устанавливаются различно­го рода связи. Сходные представления (одной модальнос­ти) могут сливаться, раздельные представления (разно­модальные) при отсутствии крайней противоположности могут вступать в сложные сочетания или компликации. Каж­дое представление обладает стремлением к самосохране­нию. При одновременном наличии противоположных представлений тенденция к самосохранению каждого представления увеличивается. В условиях взаимодействия противоположных представлений последние оказывают друг на друга тормозящее влияние. При равенстве двух представлений по силе происходит их взаимное тормо­жение. При наличии различия в интенсивности, слабые представления подавляются, а сильные остаются.

Из этой борьбы различных представлений за место в сознании вытекает гербартовское положение о порогах сознания. То, что было у Г. Лейбница в зародыше, стало явью у И. Гербарта. Сознательными или ясными счита­лись те представления, которые по своей силе и тенден­ции к самосохранению находятся выше порога. Слабые представления, лежащие ниже порога, не дают субъектив­ного переживания ясности.

Из наиболее ценных положений, выдвинутых И. Гер­бартом, для судеб экспериментальной психологии явля­ются:

а) идея использования математики в психологии;

б) идея о порогах сознания.

То и другое стало предпосыл­кой для психофизических измерений Г. Фехнера. Гербар­товские законы представлений (слияния, компликации, апперцепции и т.д.) станут рабочими понятиями, которы­ми оперировали психологи на первых этапах развития эк­спериментальной психологии. Что касается философской методологии, то здесь им было отброшено самое ценное и живое и взяты на вооружение исходные принципы Г Лей­бница и Х. Вольфа. Именно это и помешало ему осуще­ствить ту задачу, которую он поставил себе — построить “экспериментальную физику души”.

ОБЩИЕ ИТОГИ

Одним из них являет­ся проникновение в психологию эмпирического подхода. Напомним, что суть эмпирического принципа, провозг­лашенного Ф. Бэконом,… Однако сам по себе эмпиризм, заменивший пред­ставление о душе как особой… Психофизическая и психофизиологическая пробле­ма решалась в истории психологии либо в духе дуализма (теория внешнего…

Литература

Основная:

  1. Якунин В.А. История психологии: Учебн.пособие.– СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998.–376 с. (есть др. издания)
  2. Марциновская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие – М.: «Академия», 2001.- 544 с.
  3. Ждан А.Н. История психологии: Учебник.–М.: Изд-во МГУ, 1990.–367 (есть др. издания)
  4. Д. Шульц, С.Э. Шульц История современной психологии Перев. с англ. – СПб.: «Евразия», 1998.-528 с.
  5. Ярошевский М.Г. История психологии.– М.: Мысль, 1985.–575 с
  6. Марциновская Т.Д. История детской психологии: Учебник – М.: Владос, 1998.- 272 с.
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  8. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.– М., 1999 г.

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVH1-XIX вв. М., 1947.

2. Анохин П.K. От Декарта до Павлова. (Триста лет теории реф­лекса). М., 1945.

3. Античные философы. (Тексты).- М., 1935.

4. Антология мировой философии в 4-х т., М., 1971

5. Аристотель. О душе. М.,1937.

6. Белинский В.Г. Избр. филос. произв. ТЛ, 2., М.,1948

7. Беркли Д. Трактат о началах человеческого знания. СПб., 1905.

8. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психоло­гии. М, 1972.

9. Бэкон Ф. Новый органон. М., 1938.

10. Вундт В. Основания физиологической психологии. (Пер. В.Кандинского). 4.1-2. М., 1880-1881.

11. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

12. Гераклит Эфесский. Фрагменты. М., 1910.

13. Герцен А.И. Избр. филос. произв. т. 1, М., 1948.

14. Гиппократ. Избранные книги, т. 1-3, М.,1964

15. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

16. Дарвин Ч. Сочинения. Т.1-9. М„ Л., 1935-1959.

17. Декарт Р. Избр. произв. М„ 1950.

18. Добролюбов Н.А. Иэбр. философ, произв. М., 1948.

19. Каннабих Ю.В. История психиатрии. М.,1929.

20. Лейбниц Г. Избр. филос. произв. М., 1908.

21. Лoкк Д. Избр. филос. произв. в 2-х т. М., 1960.

22. Ломоносов М.В. Избр. филос. произв. М., 1940.

23. Лекреций К. О природе вещей. Т.1-2. М., 1945-1947.

24. Лурш А. Р. Современная психология в ее основных направ­лениях. М., 1928.

25. Лypuя А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

26. Лурия С.Я. Демокрит. Л., 1970.

27. Майоров Ф.П. История учения об условных рефлексах. М.-Л.. 1954.

28. Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.

29. Радищев А.Н. Избр. филос. произв., 1952.

30. Рамуль К.А. Из истории психологии. Тарту, 1974.

31. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

32. Северцев Н.А. Эволюция и психика. М., 1922.

33. Сеченов И. М. Избр. филос. и психол. произв. М., 1947.

34. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психоло­гической науки в СССР. М., 1975.

35. Соколов М.В. Из истории русской психологии. М.. 1961.

36. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник, М., 2002

37. Титченер Э. Учебник психологии. Ч. 1-2. М., 1914.

38. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926.

39. Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. в 3-х т., М., 1951.

40. Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1912.


 

 

Приложение

Требования к студенту для получения допуска к экзамену

2. Написать контрольную работу (реферат, доклад) по истории психологии. 3. Представить конспект первоисточников (в форме письменных ответов на… 4. При академической задолженности по лекционному курсу — выполнить контрольный тест (на компьютере) «История…

Проверьте себя перед сдачей экзамена

1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В… 2. Представители натурфилософии VII-V вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен,… 3. В объяснении психического атомисты достигли первых крупных успехов — показали зависимость психического от…

Список первоисточников для конспектирования

(прочитать предложенные фрагменты и вопросы по теме; письменно ответить на поставленные вопросы в методической разработке с учетом современного состояния проблемы, современного развития психологической науки)

 

Структурализм: Э.Б. Титченер «Учебник психологии», 1909 год

Функционализм: Гарвей А. Кэрр «Психология», 1925 год

Бихевиоризм: Джон Б. Уотсон «Психология глазами бихевиориста», из журнала «Психологическое обозрение» за 1913 год

Гештальт–психология: Вольфганг Келер «Интеллект человекообразных обезьян», 1927 год

5. Гештальт–психология: Фриц Перлс Введение из книги «Гештальт–терапия — дословно»

6. Психоанализ: Зигмунд Фрейд. Из первой лекции Фрейда в университете Кларка (США), 9 сентября 1909 год (лекция записана Саулом Розенцвейгом)

Гуманистическая психология: Абрахам Маслоу «Журнал трансперсональной психологии», 1972 год

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет, задачи и значение истории психологии

2. Концепции (теоретические модели) истории психологии

3. Проблемы периодизации в истории психологии

4. Методы и источники истории психологии

5. Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)

6. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

7. Понимание природы души Гераклитом и естественнонаучные представления Алкмеона

8. Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа

9. Философско–психологическая концепция Левкиппа–Демокрита

10. Философско–психологическая концепция Сократа–Платона

11. Учение Аристотеля о душе

12. Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей

13. Учение о душе Эпикура

14. Психологические представления Лукреция Кара

15. Достижения Александрийских врачей в изучении анатомо–физиологических основ психики (Герофил и Эразистрат)

16. Психофизиология Галена

17. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина

18. Арабская средневековая психология: опытный подход в психологических взглядах Авиценны и Аверроэса

19. Богословская обработка идей Аристотеля в идеалистической системе Фомы (Томоса) Аквинского

20. Материалистические тенденции в позднем средневековье (Д. Скотт, Р. Бэкон, В. Оккама)

21. Развитие психологии в эпоху возрождения (Л. Валла, П. Помпонацци, Б. Телезио, Л. Вивеса, Меланхтон и Гоклениус, Перейра и Везалий, Леонардо да Винчи)

22. Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения

23. Основные тенденции в развитии философии и психологии Нового времени (17-е столетие)

24. Ф. Бэкон – основатель эмпирического направления в философии и психологии

25. Причины человеческих заблуждений и недостатков по Ф. Бэкону

26. Вклад Декарта: механицизм и проблема соотношения души и тела

27. Психофизическая проблема в понимании Р. Декарта

28. Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса

29. Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы

30. Описание конкретной душевной жизни конкретного человека Б. Спинозой, его учение об ассоциациях

31. Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии.

32. Психофизическая проблема в понимании Г. Лейбница.

33. Критика врожденных идей Д. Локком

34. Первичные и вторичные качества и теория ассоциаций в сенсуалистической философии и психологии Д. Локка.

35. Развитие в Англии идей Локка в материалистическом направлении Д. Толандом (1670–1721), Д. Гартли (1704–1757) и Дж. Пристли (1733-1804)

36. Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).

37. Механистическая интрос­пективная ассоциативная психология Джеймса Милля (1773–1836) в Англии и «ментальная химия» его сына Джона Стюарта Милля (1806–1873)

38. Развитие ассоциативной психологии в Англии: синтез ее с физиологией (Александр Бэн, 1818–1903) и с эволюционными идеями (Г. Спенсер, 1820-1903)

39. Объективный подход в науке о душе французских материалистов XVIII века: роль Э. Кондиьляка и преодоление декартовского и локковского дуализма в работах Ж. Ламетри (1709–­1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбаха (1723-1789), К. Гельвеция (1715-1771) и П. Кабаниса (1757-1808)

40. Русская психология в XVIII-XIX веках:М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802)

41. Русская психология в XVIII-XIX веках: продолжение материалистических традиций А.И. Гер­ценом, В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым (1836-1861) и Н.Г. Чернышевским (1828-1889)

42. Развитие немецкой психологии в XVIII – XIX веках:Х. Вольф (1679-1754), И. Кант (1724-1804), И. Гербарт (1776-1841)

43. Влияние физиологии на психологию: «личное уравнение» в астрономии, специфическая энергия органов чувств Игоганеса Мюллера (1801-1858), исследования рефлекторного поведения

44. Влияние физиологии на психологию: исследования Германа фон Гельмгольца (1821-1894), Эрнеста Вебера (1795-1878), Густава Теодора Фехнера (1801-1887)

45. Вильгельм Вундт (1832-1920) как основатель научной психологии, психология Эдуарда Брадфорда Титченера (1867-1927). Работы Германа Эббингауза (1850-1909), Георга Элиаса Мюллера (1850-1934) и Освльда Кюльпе (1862-1915).

46. Предшественники функционализма: Чарльз Дарвин (1809-1882), Френсис Гальтон (1822-1911) и представители зоопсихологии — Джордж Романес (1848-1894) и Конви Ллойд Морган (1852-1936)

47. Возникновение функционализма: социал-дарвинизм Герберта Спенсера (1820-1903), работы Вильяма Джеймса (1842-1910), а также Джона Дьюи (1859-1952), Джеймса Роулэнда Энджела (1859-1952). Работы Гарвея А.Кэрра (1873-1954) и Роберта Вудворте (1869-1962).

48. Прикладная психология Гренвилла Стенли Холла (1844-1924), Джеймса МакКин Кеттела (1860-1944), Альфреда Бине (1857-1911) и Уолтера Дилла Скотта (1869-1955).

49. Работы по клинической психологии Лайтнера Уитмера (1867-1956) и Хьюго Мюнстенберга (1863-1916).

50. Возникновение бихевиоризма: философские традиции объективизма и позитивизма (Огюст Конт, 1798-1857), роль зоопсихологии (закон экономии Моргана, случай с «умной» лошадью по имени Ганс).

51. Работы в области поведения Эдварда Ли Торндайка (1874-1949), Ивана Петровича Павлова (1849-1936) и Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927).

52. Первый этап бихевиоризма: Джон Уотсон (1878-1958) и его программа.

53. Второй этап бихевиоризма (необихевиоризм) — Эдвард Чейз Толмен (1886-1959)Гатри Эдвин Рэй (1886-1959), Кларк Леонард Халл (1884-1952), Беррес Скиннер (1904-1990).

54. Третий этап бихевиоризма (нео-необихевиоризм) — Альберт Бандура (1925-) и Джулиан Роттер (1916-)

55. Гештальт-психология: предшествующие влияния, работы Макса Вертхеймера (1880-1943), Курта Коффка (1886-1941) и Волфанга Келера (1887-1967).

56. Теория поля Курта Левина (1890-1947), работы Блюмы Вульфовны Зейгарник в этом направлении

57. Психоанализ: предшествующие влияния: теории бессознательного мышления (Лейбниц, 1646-1716; Гербарт, 1776-1841), исследования по психопатологии ( Филипп Пинель, 1745-1826; Франц Мейсмер, 1734-1815; Мартин Шарко, 1823-1893), учение Дарвина.

58. Зигмунд Фрейд (1856-1939): биографические данные, основные работы.

59. Психоанализ как теория личности: критика и попытки научного подтверждения психоанализа.

60. Неофрейдизм: Анна Фрейд (1895-1982), Карл Юнг (1875-1961), Альфред Адлер (1870-1937) и Карен Хорни (1885-1952).

61. Психоанализ и работы Гордона Олпорта (1897-1967), Генри Мюррея (1893-1988) и Эрика Эриксона (1902-1994)

62. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу (1908-1970) и Карла Роджерса (1902-1987)

63. Когнитивное движение в психологии (Выготский и Пиаже, Джордж Миллер и Ульрик Найссер)

64. Развитие психологии в России в досоветское время и после революции 1917 года.

 

– Конец работы –

Используемые теги: факультет, клинической, психологии0.059

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Факультет клинической психологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА Учебное пособие для студентов II курса стоматологического факультета, III курса лечебного факультета и Факультета спортивной медицины
Санкт Петербургский государственный медицинский... Университет имени академика И П Павлова... Федерального агентства по здравоохранению...

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План... Предмет и задачи педагогической психологии Психология и педагогика... История развития педагогической психологии в России и за рубежом...

Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Современные представ­ления о предмете соци­альной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества
Введение... Глава Дискуссия о предмете социальной психологии в е годы Глава Современные представ ления о предмете соци альной психологии...

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Предмет психологии. 1.3. Принципы, задачи, области психологии
Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и... Ход занятия...

Задачи и функции клинической психологии. Клиническая характеристика характера
Соответственно, клиническая психология - это отрасль психологии, предметом изучения которой являются а расстройства нарушения психики и поведения б… В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение… В более узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию психологического исследования,…

Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и… В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние… Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Психология как наука обладает…

Предмет возрастной психологии. Задачи и методы возрастной психологии
Раннее младенчество От рождения до года Позднее младенчество От года до лет Раннее детство Около... Кризисы психического развития...

ЛИНИЧЕСКАЯ ТОПСИХОЛОГИЯ: РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ И КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Для врачей: психиатров, невропатологов, наркологов; медицинских (клинических) и специальных психологов, юристов, а также для более широкого круга....

Лаборатория клинической психологии
На сайте allrefs.net читайте: "Лаборатория клинической психологии"

Место педагогической психологии среди других отраслей психологического знания. Подходы к определению предмета педагогической психологии
деятельностные характеристики Учебная деятельность носит общественный характер в связи с этим выделяют учебную деятельность... по содержанию она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки... по смыслу она общественно значима и общественно оцениваема...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам