рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологические представления Лукреция Кара

Психологические представления Лукреция Кара - раздел Психология, Факультет клинической психологии Во Ii В. До Н.э. С Падением Греции И Ряда Других Стран По­литическим, Экономи...

Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Римом стран и, прежде всего Греции. Влияние греческой философии особенно ярко обнаруживается в философских взглядах Лукреция Кара (99-45 гг. до н.э.) — крупнейшего римского ученого, развивавшего материалистическую линию древнегречес­ких атомистов.

Материальный мир, по Лукрецию, от человека не зависим, он существовал до человека, существует при нем, будет существовать после него. Единой субстанцией всех вещей являют­ся атомы, которые существуют независимо от того, ви­дим мы их или не видим. Атомы вечны, неделимы и неразрушимы. Они обладают плот­ностью, различаются по величине, фигуре, положению и весу. Атомы находятся в вечном движении, причем благодаря своей тяжести могут отклоняться от первона­чального движения. Вещи возникают путем столкнове­ния атомов, движущихся в пустоте в самых различных направлениях. Развитие мира происходит по законам, присущим самой природе — по законам необходимости и причины.

Принцип саморазвития распространяется Лукрецием и на органическую природу. Все живое возникает из мертвой материи. Сложные организмы происходят из простейших. Из живых существ сохраняются только те, которые оказываются наиболее приспособленными. Люди возникли из животных. Вначале они вели животный образ жизни, затем нужда заставила их упот­реблять орудия. Использование орудий носило первона­чально случайный характер, но постепенно осуществлял­ся переход к систематическому их употреблению.

Душа не существует ни до рождения че­ловека, ни после смерти. Выступая с критикой платонов­ской аргументации бессмертия души, Лукреций утверж­дает, что душа возникает вместе с рождением телесного организма, она развивается и усложняется по мере его роста. С гибелью тела душа умирает. Таким образом, душа не отделима от тела и ограничена пределами жизни организма. Душа — телесной природы. Ее материальным носите­лем являются воздухо-огненные атомы. Сами по себе ато­мы не образуют души, если они не связаны с телом. Лишь соединяясь между собой и сцепляясь с телом воздухо-ог­ненные атомы образуют чувствительность или душу. Со­отношение в душе огненных и воздушных атомов опре­деляет общую ее активность. Более активными являются те люди, души которых содержат большее число огнен­ных атомов. Таких людей Лукреций сравнивал со льва­ми. Преобладание в душе воздушных атомов делает ее менее подвижной, отчего человек становится мало актив­ным, боязливым, не способным бороться с опасностями. Подобных людей философ сопоставлял с пугливыми оле­нями. Наконец, равномерное распределение огненных и воздушных атомов лежит в основе нормальной душевной деятельности, образующей у человека хладнокровие, вы­держку, самообладание и общее спокойствие.

В качестве объяснительного принципа возникно­вения ощущений и восприятий как исходных форм психического Лукрецием вслед за Демокритом и Эпику­ром был взят механизм истечений с той лишь разницей, что тонкие оболочки, слетающие с внешних предметов и проникающие в органы чувств назывались им не “идо­лами” (Демокрит), а “призраками”. Различия в модаль­ности ощущений и восприятий определяются, по Лукре­цию, разными свойствами специй (истечений) и атомов, из которых состоят предметы. Философ считает, что для появления образа специи должны обладать известной си­лой или интенсивностью. Высказывая догадки о порогах чувствительности как абсолютных, так и разностных, Лукреций ссылался, например, на то, что человеку труд­но распознать касание пушинок, пылинок или различить прикосновение ножек комара.

Много совпадений с Эпикуром имеется у Лукреция при объяснении им природы эмоций, сновидений, проис­хождения языка. Эмоции ставились в зависимость от характера движения атомов, их формы, а также потреб­ностей. Равномерное течение круглых, гладких атомов и удовлетворение потребностей ведут к возникновению чувства удовольствия и положительных аффектов. Нерав­номерное движение угловатых, крючковатых атомов и нереализованные потребности вызывают страдания и чув­ство неудовольствия.

В духе взглядов Эпикура развивались Лукрецием идеи относительно сна и сновидений. Сон, по его мне­нию, есть состояние утомленного и ослабленного тела, при котором человек непосредственно внешних воздействий не воспринимает. Вместе с тем сон - это не абсолютное оцепенение, поскольку во время сна душа спящего чело­века продолжает бодрствовать, что и проявляется в сно­видениях. Сновидения вызываются состояниями тела или его отдельных частей, которые переживают прошлые впе­чатления или которые продолжают испытывать желания, неосуществленные в реальной жизни.

Язык возник естественным путем. Он сложился из звуков, выражающих различные чувства человека по от­ношению к внешним явлениям. Впоследствии эти звуки закрепляются за данными явлениями или предметами, после чего люди приходят к согласию об их общем упот­реблении.

Как и все вышеназванные проявления души полу­чила причинное объяснение область побудительных сил, стремлений или волевых действий души. Источниками воли являются желания, вытекающие из потребностей и удовлетворяющие эти потребности внешние объекты, которые представлены в душе в виде образов. В отдель­ных случаях образы предметов, ведущих к удовлетворе­нию потребностей, могут вызываться не прямым воздей­ствием самого объекта, а порождаться желанием, кото­рое было с этим предметом связано ранее. Желания и чувственные образы вещей ведут к образованию образов или “призраков движения”, которые затем переходят в реальные действия. Окончательный же выбор того или другого поведенческого акта определяется разумом, ос­новная функция которого, как уже упоминалось, состоит в сопоставлении и отборе представлений. Напомним так­же, что мышление трактовалось Лукрецием как матери­альный процесс, а именно как движение тончайших ато­мов. Поскольку же атомы способны уклоняться от пря­мых путей, то воля как выбор окончательного плана, “призрака” поведения выступала, таким образом, как ча­стный случай общей закономерности природы.

Верным идеям Эпикура Лукреций остается и в об­ласти этики. Сфера побуждения чувств и аффектов рас­сматривалась им в качестве ведущих движущих сил души. Идеал счастливой жизни Лукреций видел в устранении причин, вызывающих страдания, тревоги и страхи. Страх перед стихиями природы и перед смертью заставил лю­дей “создать для себя богов”. Только через преодоление страхов и суеверия человек может обеспечить себе покой и душевный комфорт.

Принцип наслаждения, воинствующий атеизм, с которыми выступили Эпикур, а вслед за ним и Лукреций, стали предметом жесточайшей критики и общего него­дования со стороны духовенства. Достаточно упомянуть, что Лукреций был провозглашен богословами сумасшед­шим, а книги Эпикура подвержены почти полному ис­треблению и сожжению.

 

11. Достижения Александрийских врачей в изучении анатомо-физиологических основ психики (Герофил и Эразистрат)

Представители философии достигли весьма значительных успехов в раскрытии сложной картины душевной жизни человека, выделив и описав множество проявлений и функ­ций души — ощущения, восприятия, представления, па­мять, воображение, мышление, речь, аффекты, воля, тем­перамент, характер. Попытки установить материальный субстрат и те­лесные механизмы психики предпринимались и самими философами. Однако их представления относительно физиологических механизмов, с помощью которых они стремились объяснить психические феномены, строились, как правило, на умозрительной основе из-за недостатка эмпирических сведений в области строения и функций различных систем организма, включая нервную систему, органы чувств и головной мозг. Именно бедностью опыт­ных данных в области анатомии и физиологии человека можно объяснить, например, противоречивость точек зрения при решении философами проблемы локализации души. Напомним, что Аристотель, которого можно счи­тать непревзойденным в смысле естественнонаучной ори­ентации мыслителем, предпочел, тем не менее, отойти от идей нервизма Алкмеона и принять сердце-центрический вариант в вопросе об органе души.

Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и функций организма намечаются в III в. до н.э. Они связа­ны с именами двух крупных врачей из Александрии Геро­фила и Эразистрата. В период, когда жили и работали алек­сандрийские врачи, еще не было запрета на анатомирова­ние трупов умерших людей. Свободное вскрытие человеческих тел открывало возможность более тщатель­но исследовать строение различных частей организма, сре­ди которых александрийских врачей больше всего интере­совали нервная система и головной мозг.

Помимо анатомических исследований мозга и не­рвной системы, связанных с вивисекцией трупов, алексан­дрийские врачи вели наблюдения за душевнобольными людьми, за людьми, получившими мозговые травмы, а также проводили специальные опыты на животных, а иног­да и на живых людях — приговоренных к казни преступни­ках. Эти последние опыты имели целью выявить, сказы­ваются ли и каким образом намеренные раздражения и разрушения отдельных участков мозга на деятельность организма и поведение человека и животных.

Все перечисленные исследования привели алексан­дрийских врачей к твердому убеждению, что действитель­ным органом души является головной мозг. Более того, ими была установлена некоторая специализация в лока­лизации психических функций. Так, Герофил, функции животной или чувствующей души, т.е. ощущения и вос­приятия, связывал с мозговыми желудочками. Эразист­рат соотносил ощущения и восприятия с мембранами и извилинами головного мозга, а самому мозговому веще­ству приписывались двигательные функции. Кроме того, им было обнаружено, что от этих двух названных струк­тур мозга отходят разные нервные волокна. Установлен­ная связь каждого из нервных путей с различными участ­ками мозга, несущими разные функции, позволила сде­лать предположение о том, что и эти два рода нервов должны выполнять различные функции. Так впервые были от­крыты два типа нервов – чувствительный и двигатель­ный. Заметим, что вторично обнаружил их в начале XVIII в. Г.Бургав, а для того, чтобы этот факт стал окончатель­ной истиной, потребовалось еще почти сто лет (Ч.Белл, 18П;Ф.Мажанди,1822).

Установив анатомическую основу психики и связав душевные явления с мозгом, александрийские врачи по­пытались выявить механизмы тех изменений в нервной системе и мозгу, которые стоят за многочисленными фун­кциями души. Здесь представители древней медицины были вынуждены обратиться к понятию пневмы, введен­ному, как известно, стоиками. Пневма (воздухо-огненная смесь) рассматривалась в качестве материального носите­ля жизни и психики. Динамика и преобразование пневмы в организме, по мнению врачей, такова. При вдыхании воздух из легких проникает в сердце. Смешиваясь в нем с кровью, воздух образует жизненную пневму, которая растекается по всему телу, наполняя все его части, вклю­чая и головной мозг. В мозгу растительная или жиз­ненная пневма преобразуется в животную (психическую) пневму, которая направляется в нервы, а через них к органам чувств и мышцам, приводя и те и другие в дей­ствие. Позднее понятие “животной пневмы” будет пре­образовано в понятие “животные духи”. Этим термином будут пользоваться почти до начала XVIII в. Открытие английским ученым Сваммердамом (1637-1680) свойства возбудимости нервной ткани повлекло впоследствии замену понятия “животные духи” на понятие нервного процесса.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологические представления Лукреция Кара

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги