рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса - раздел Психология, Факультет клинической психологии   Родоначальником Эмпирического Направления Был Френсис Бэкон, ...

 

Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона с картезианским рационализмом. Он полно­стью преодолел дуализм Декарта, устранил богословские предрассудки бэконовского материализма, придал материалистическому учению строго ме­ханическую форму. Окончательно эмпиризм оформится у Дж. Локка.

 

Свои взгляды в области философии и психологии Т. Гоббс изложил в ряде произведений, наиболее значи­тельными из которых являются “О гражданине” (1642), “Левиафан” (1651), “О теле” (1655) и “О человеке” (1658).

Гоббс — против дуализма Декарта и деизма Ф. Бэкона.Одна из заслуг Гоббса — установление единства эмпирического и ра­ционального познания. Он противник теории двой­ственной истины, истина может быть только одна — та, которая достигается и приобретается на основе опыта и разума. Познание начинается с чувственности как начального этапа на пути к обобщениям. Общие свойства вещей устанавливаются с помощью индукции, а затем нужен и обратный путь — дедукция, которая обеспечива­ет переход от уже познанных общих свойств к познанию новых частных явлений.

Таким образом, в мето­дологии Т. Гоббса индукция и дедукция, чувственное и рациональное познание не обособлены и не противопос­тавлены друг другу, как это имело место у Ф. Бэкона и Р. Декарта. Они представляют собой этапы единого познавательно­го процесса. Такой путь познания предписывался любой конкретной науке, занимающейся изучением природы. Опираясь на предлагаемый метод, Т. Гоббс дает по­следовательное изложение своих философских взглядов, раскрывает и природу психических явлений.

Материя.В основе всего лежит материя, различная по форме и движению. В мире нет никаких духовных субстанций, бестелесных душ и врожденных идей. Психическое, сознание, мышление — есть телесное свойство. (Без тела нет никакого мышле­ния, как не может быть прогулки без гуляющего). Мате­рия во всех ее проявлениях подчиняется механическим законам. В равной мере механические законы распрост­раняются и на высшие проявления жизни — психику жи­вотных и человека.

Психика. Психическое — это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в ре­зультате внешних воздействий. Психическое начинается с внешних давлений на органы чувств. Эти внешние воздействия, распространяясь по нервной системе к мозгу и серд­цу, вызывают в них противодвижения. Все — от ощу­щений до мысли — есть не что иное как внутренние проти­водвижения.

Ощущения и восприятия. Первичной и наиболее универсальной формой пе­рехода внешних движений во внутренние являются ощу­щения. Все другие психические состояния являются про­изводными от них. Ощущения, как первоначальные формы психическо­го, различаются по качеству. Показания наших ощущений и восприятий вполне достоверны, хотя полного тождества, зеркального сходства между предме­том и его образом быть не может.

Представления. После прямого воздействия внешних предметов в мозгу остаются следы, ослабленные внутренние движе­ния, т.е. длящиеся, но слабеющие ощущения. Эти оста­точные движения — есть представления. Простыми являются те представления, в которых сохраняются образы одного какого-либо предмета. Сложные представления включа­ют в себя либо собирательные образы, либо обобщенные представления.

Догадка об ассоциативном механизме психики. В представлениях сохраняется тот же поря­док, в каком следовали раньше ощущения и восприятия. Поток представлений может развертываться либо по временной, либо по пространственной смежнос­ти, что позволяет переходить мысли об одной вещи к лю­бой другой. Здесь он выдвигает догадку об ассоциативном ме­ханизме, хотя сам термин “ассоциация” Т. Гоббсом еще не вводится.

Механизм мышления. Сцепления образов сознания могут но­сить случайный и активный характер. Пассивное течение ассоциаций свойственно для сновидений. Высший уровень ассоциаций характеризуется тем, что здесь поток образов и представлений управляется самим человеком. Целенаправленное оперирование образами и представлениями составляет суть мышления. Механизм мыслительной деятельности трактуется по образцу арифметических действий. В качестве двух ос­новных умственных операций выступали “сложение” и “вычитание”. Операции сложения соответствовало соеди­нение представлений, а операции вычитания — расчлене­ние и разъединение представлений и образов. Таким образом, мысли не являются врожден­ными, они есть результат сложения и вычитания, т.е. про­стого механического счета, правильность которого зави­сит от первичных данных, получаемых в опыте.

Роль речи. Важную роль в познавательном процессе играет речь, выступающая в двух функциях — как ору­дие мысли и как средство общения. Гоббс первый, кто наиболее четко выделил обозначающую и выразительную функцию речи.

Заблуждения и непонимание между людьми вызываются двумя главными причинами. Либо люди намеренно или по невежеству употребляют слова, которыми на самом деле обозначают другие мыс­ли, чувства, действия, либо у слушающего используемые слова вызывают не те представления, которые стоят за ними.

Побуждения, воля деятельность. Когда внутренние противодвижения протекают внутри мозга, они сопровож­даются призраками, представлениями и мыслями. Когда же противодействия распространяются на сердце, зас­тавляя его сжиматься или расширяться и, таким обра­зом, облегчая или затрудняя его деятельность, человек начинает испытывать чувства удовольствия, наслажде­ния или неудовольствия, отвращения. Все эмоции, стра­сти, аффекты — это такие состояния, которые побужда­ют человека стремиться ко всему полезному и устранять­ся, избегать всего вредного. Воля производна от них и проявляется когда необходи­мо осуществить выбор однозначного действия. Именно последнее желание в акте обдумывания, примыкающее непосредственно к действию, было на­звано Т. Гоббсом волей. В этом смысле ни­какой врожденной свободной воли нет. Подобно мыш­лению, воля целиком выводима из взаимодействия тел, и в соответствии с этим подчиняется общим законам механики.

Итоги. Начатая Ф. Бэконом эмпири­ческая линия получила в учении Гоббса свое новое ма­териалистическое обоснование. Его идеи ускорили пре­образование психологии из науки о душе в науку о пси­хических явлениях.

Рассматривая психику в терминах галилеевской механики, Гоббс, даже в боль­шей степени, чем Декарт, способствовал утверждению естественнонаучного и экспериментального подхода в изучении психических явлений, поскольку принципы ме­ханики были перенесены им и на высшие проявления че­ловеческой психики — мышление и волю, которые в сис­теме Декарта оставались за пределами внешней и внут­рителесной детерминации.

Гоббсом был сделан первый набросок ассоциативного механизма, которому в трудах Д. Гартли и Д. Юма будет придано универсальное значе­ние. В этом отношении Гоббса можно считать предвес­тником будущей ассоциативной психологии, оказавшей непосредственное влияние на формирование теоретичес­ких основ экспериментальной психологии в период ее возникновения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги