рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии - раздел Психология, Факультет клинической психологии Первой Страной, Где Бу­дет Положено Начало Оформления Экспериментальной Психо...

Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов английской эмпиричес­кой ассоциативной школы с собственной немецкой идеа­листической традицией, своеобразие которой заключа­лось в понимании души как неразложимой, активной мирообразующей сущности, отличной от материального начала и первичной по отношению к телу.

Начинает иде­алистическую традицию Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) — совре­менник всех основных гениев XVII века и их идейный противник. Идеи Декарта, Гоббса, Спинозы, Лок­ка были критически переработаны и им в собственную оригинальную систему прин­ципов и понятий.

Лейбниц не мог не заметить, что Спиноза не сумел полностью преодолеть дуализм Декарта, поскольку в учении голландского философа кар­тезианское разделение мира на две субстанции оставило свои следы в виде раздвоения и обособления атрибутов протяжения и мышления. Лейбница не удовлетворяло сохранившееся противопоставление духа и материи, пси­хического и физического. С целью восстановить их един­ство, он выдвигает учение, позволяющее объяснить беско­нечное многообразие мира исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состо­яниям, субстанциональной основы. Неприемлемым для Лейбница в учении Спинозы оказался также и фатализм, т.е. положение о безусловной зависимости всех модусов перед диктатом субстанции.

Вместе с тем Лейбниц ста­новится на сторону Спинозы в своей полемике с Локком относительно роли опыта и разума в познании. Соглашаясь с Локком в том, что познание начи­нается с чувств, Лейбниц в то же самое время полагал, что чувственный источник познания не ведет к адекват­ному знанию. Истины и ясные идеи могут устанавливать­ся только при вмешательстве разума и интуиции, причем сами идеи и истины врожденны и из опыта не выводимы. На этом основании Г. Лейбниц в качестве возражения Д. Локку, сказавшему, что в интеллекте нет ничего, что не прошло бы через чувства и опыт, пишет: “Нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущениях, за исключе­нием самого разума”.

Стремясь преодолеть од­носторонний эмпирический подход Д. Локка, Г. Лейбниц пытается установить связь чувственного и рационально­го. Но поскольку рациональное познание из опыта не вырастает, то единство опыта и разума выступает в уче­нии Лейбница не как восхождение от чувственных форм к идеям, а как наложение рационального на чувственный опыт. Поэтому в значительной части познавательные ошибки возникают не столько по вине чувств, сколько из-за слабости самого разума и его основных функций ­внимания, как стремления к ясности, и памяти.

У истоков новой концепции Г. Лейбница лежало и материалистическое учение Т. Гоббса, но и оно было впос­ледствии отвергнуто немецким философом из-за крайне­го механицизма и метафизичности. Взгляду Т. Гоббса на мир как на механический агрегат мертвых статических тел Г. Лейбниц противопоставил свое представление о дей­ствительности как о беспрерывном потоке изменений ре­альности и сознания.

Свое мировоззрение Г. Лейбниц изложил в ряде про­изведений, наиболее значительными из которых являют­ся “Новые опыты о человеческом разуме”, написанное в рукописи в 1703 году как возражение на книгу Д. Локка “Опыте человеческом разуме”; “Теодиция” (1710) и “Мо­надология” (1714).

Методологические принципы. Стержнем философско-психологичес­кой системы Лейбница, связывающим все ее разделы и части, является ряд исходных методологических прин­ципов или законов.

Принципом всеобщих различий Лейбниц пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания, отрицать как абсо­лютное сходство друг с другом существующих вещей, так и повторяемость состояний одной и той же вещи во вре­мени, и этим самым указать на качественное многообра­зие мира.

Принцип тожде­ства неразличимых вещей заключается в том, что не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью и, наоборот, отождеств­лять вещи различные по своим качествам.

Принцип непрерывности указыва­ет на то, что повсюду в мире имеются незаметные пере­ходы в восхождении вещей по степеням совершенства. Все вещи составляют своеобразный континуум, где степень близости или отдаленности двух соседних по качеству вещей определяет меру их сходства или различия, несво­димых при этом никогда к нулю.

Противоположным по своему смыслу к принципу непрерывности является закон дискретности или монад­ности, согласно которому сама постепенность и непре­рывность слагается из малых скачков и разрывов, порож­дающих индивидуальные объекты, их автономность и ка­чественное своеобразие. Именно с помощью принципа дискретности Лейбницу удается объяснить качествен­ное многообразие и неповторимость различных вещей и состояний сознания.

Монадология. Исходя из приведенных принципов Лейбниц раз­вертывает систему взглядов, представляющую собой своеобразное идеалистическое перевоплощение атомис­тической картины мира. По Лейбницу, “истинными атомами природы” являются душеподобные единицы — монады, из бесчислен­ного множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они автономны, и влияние одной монады на другую исключено. Ведущими и корен­ными свойствами каждой монады являются активность (стремление) и представления. Жизнь монады состоит в беспрерывном стремлении и переходе от смутных пред­ставлений (перцепций) к более ясным и отчетливым пред­ставлениям, названным философом апперцепциями.

Подобно стоикам, выделявшим четыре уровня эво­люции пневмы, Лейбниц полагал, что в исторической перспективе развитие монад проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует определенная форма монады. Самой первичной формой являются чистые мо­нады. Для них характерно наличие активности, но отсут­ствие каких-либо представлений. Такое состояние мона­ды подобно сну без сновидений. Чистые монады проявля­ются в качестве неживой, но активной и вечно движущейся материи. За чистыми монадами следуют монады–души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свой­ственны более совершенные монады, называемые мона­ды–духи. Их совершенство выражается в наибольшей яс­ности и отчетливости представлений. Завершает иерар­хию монад монады ангела и бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.

Таким образом, эволюция и развитие души или монады, по Лейбницу, представляет собой непрерывное движение пред­ставлений от их смутных состояний (перцепций) к более ясным и отчетливым — апперцепциям. Эта внутренняя динамика предстает как определенная история жизни мо­нады, текущие состояния которой предопределены про­шлым и одновременно “беременны” своим будущим.

Развертывание активности и содержания монад в их общей и индивидуальной эволюции происходит в со­ответствии с изначальной упорядоченностью — “предус­тановленной гармонией”, которая определяется богом, представляющим собой верховную форму в иерархии монад.

Психофизи­ческий параллелизм. Согласно Лейбницу, монада есть единство душев­ных состояний и их телесного выражения. Как душа мо­нада может проявить и обнаружить себя только через те­лесное. Подобно Аристотелю, Лейбниц утверждал, что души от тела отделить нельзя, и эта связь души с телом установлена изначально. В отличие от Декарта, связь души и тела трактовалась Лейбницем не как механи­ческое взаимодействие, а как функциональное соответ­ствие между психическими состояниями и сопровождаю­щими их телесными изменениями. Создавая известное состояние в душе, монада-бог производит и соответству­ющие им состояния тела. Душа и тело, по мнению фило­софа, подобны паре часов, различных по устройству, но с одинаково поставленными стрелками, в результате чего при их независимой работе они могут показывать одно и то же время. Эту точку зрения, противопоставляющую психическое и физическое принято называть психофизи­ческим параллелизмом.

 

Лейбниц не был первым в фор­мулировании принципа психофизического параллелизма. Первоначально он был выдвинут последователем Декарта, преобразовавшим картезианские взгляды в рели­гиозное учение, известное под названием окказионализ­ма (от слова occation – случай) Мальбраншем (1638-1715). Мальбранш и его сторонники полагали, что субстанции не взаимодействуют, а состояния в обеих из них приводят­ся в строгое соответствие богом в каждом отдельном пси­хофизическим акте. Предлагаемая схема многократного вмешательства и участия божества в согласовании состоя­нии души и тела Лейбницу показалась искусственной и она была заменена им на принцип предустановленной пси­хофизической гармонии, согласно которому соответствие всех возможных конкретных состояний в душе и теле устанавливается божеством лишь однажды и изначально.

 

Выдвинутым способом решения психофизической проблемы Лейбниц отрицал не только телесную детерми­нацию психики, но и зависимость ее от внешнего окруже­ния. У Лейбница внешний мир является лишь запускаю­щим механизмом для саморазвертывания изначально за­ложенных в монаде потенций. Душа от рождения – это не чистая доска (tabula rasa), как полагали в древнее время стоики, а впоследствии Локк, а она подобна мрамору с имеющимися в нем прожилками, которые в наиболее от­четливой форме выступают и выявляются лишь в руках опытного художника. Содержание души, ее стремления и представления врожденны. Их переход из потенциально­го состояния в актуальное осуществляется посредством собственной деятельности монады, выражающейся в ко­лебаниях внимания, процессах воспоминания и осознания.

Лейбниц рассматривал монаду как душу лишь по отношению ее к самой себе. По отноше­нию к другим монадам она может выступать только в виде телесных проявлений. Но телесные проявления не выражают сущности монады, поскольку “... все происхо­дит в душах так, как если бы вовсе не было тел, а в телах – так, как если бы не существовало вовсе душ...”. Отрицание психофизиологических корреляций вело к выводу о невозможности познания других душ по их внешним телесным проявлениям. Отсюда вытекает, что психическое мо­жет быть раскрыто и обнаружено только через самое себя, посредством рефлексивной деятельности монады или са­мопознания.

Итоги. Учение Лейбница внесло немало идей и тенден­ций, которые окажут значительное влияние на последу­ющее развитие психологии. Главными из них необходи­мо признать следующие. Лейбниц впервые показал ак­тивную природу сознания, динамизм и постоянную изменчивость его. Учение Лейбница о перцепциях и апперцепциях станет исходным основанием, на котором будут строиться последующие концепции души в немец­кой психологии. Оно оказало влияние и в ряде других отношений. Прежде всего, включение в сферу психичес­кого, помимо сознаваемых явлений досознательных пер­цепций, расширяло границы психического, которые были сужены Декартом до самосознания. Логическим след­ствием этого нового подхода явилась и реабилитация пси­хики животных. Они вновь обрели душу и перестали быть простыми механи­ческими автоматами. Далее, разделение психического не перцепции и апперцепции предполагало существование границы, по одну сторону которой лежат процессы до­сознательные, по другую — осознаваемые. В этом смысле Лейбниц становится предвестником учения о порогах сознания, с которым выступит в XIX веке Гербарт, и которое станет отправным в психофизических измерени­ях и опытах Фехнера. От Лейбница немецкая психология усвоила принцип психофизического параллелизма, на основе которого будет строится экспериментальная психология в Германии.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги