рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776). - раздел Психология, Факультет клинической психологии Джордж Беркли (1686–1753) —Английский Философ, ­яркий Против...

Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в целом, так и в области психологии.

Джордж Беркли родился и получил образование в Ирландии. Он был глубоко религиозным человеком и в 24 года был посвящен в сан дьякона англиканской церкви. Вскоре он опубликовал две философские работы («Новая точка зрения», 1709; «Трактат о принципах человеческих знаний», 1710), которые оказали большое влияние на психологию. Собственно говоря на этом его вклад в психологию и закончился. На одном из званом обеде он познакомился с некой очень богатой дамой и та преподнесла ему в дар весьма крупную сумму денег, что позволило ему обрести финансовую независимость. Он много путешествовал, а умер он в сане эпископа. После смерти его тело, согласно завещанию, оставалось не погребенным в постели до тех пор, пока не стало разлагаться. Он полагал, что это — единственно надежный признак смерти, ему вовсе не хотелось быть похороненным заживо.

 

Беркли полностью принимал тезис Локка о том, что все наши знания о внешнем мире происходят из опыта (из ощущений), но отвергал различение первичных и вторичных качеств.

Если сенсуализм Локка строился на признании реаль­ности внешнего мира, то сенсуализм Беркли был осно­ван на субъективно–идеалистическом толковании. Воз­можность такого истолкования была у самого Локка в его учении о первичных и вторичных качествах, в учении о внешнем и внутреннем опыте.

Двойственность Локка Д. Беркли устраняет тем, что объявляет порождениями субъекта не только вторичные качества (вкус, запах, цвет, звук и т.д.) но и первичные качества (форма, фигура, дви­жение и т.п.). Вне субъекта оба рода качеств исчезают. Внешнего мира как такового не существует. Все, что мы считаем внешними предметами, есть на самом деле ком­плексы ощущений, только они и имеют силу реальнос­ти. Наше сознание конструирует сложное восприятие, соединяя между собой простые представления, идущие от органов чувств. Для объяснения процесса познания Беркли также использовал понятие ассоциации, поэтому его воззрения относят к нараставшей в то время ассоционисткой волне в эмпирической психологии.

Беркли понимал, что некоторые наши впечатления обладают определенной независимостью и стабильностью, поэтому ему надо было найти объясняющий это обстоятельство фактор. Выход был найден при помощи введения в эту схему понятия Бога (Беркли все же священник). Бог воспринимает все, что происходит в мире. Если где–нибудь в лесу упадет дерево и не будет никого, кто бы мог услышать это, то звук все же будет существовать, потому что есть Бог, который всегда все слышит.

Концепция Д. Беркли в своем край­нем выражении не допускала ни малейшей возможности объективного подхода к анализу психических явлений. Интроспекция провозглашалась единственным методом познания физического и духовного мира. Появление фе­номенологической теории Беркли Д. Дидро называл “моментом сумасшествия, когда чувствующее фортепиа­но вообразило, что оно есть единственное существующее фортепиано и что вся гармония вселенной происходит в нем”.

Давид Юм (1711–1776).Если Гартли и Пристли выразили ведущий ас­социативный принцип английской психологии на матери­алистической основе, то Юм вводит принцип ассоциа­ции на базе субъективного и феноменологического пони­мания психики. Он продолжил линию Беркли в работах: “Трактат о человеческой природе” (1738) и “Исследова­ние о человеческом познании” (1748).

 

Давид Юм, известный шотландский философ и историк. Ему не довелось закончить полный курс в университете, пробовал себя в коммерции, в литературе, адвокатом, наставником страдающего лунатизмом отпрыска богатого семейства.

 

Юм был согласен с Беркли, что материальный мир не существует для индивида до тех пор, пока он не доступен наблюдению. Однако Юм пошел дальше. С точки зрения Беркли, Бог непрерывно воспринимает мир и тем самым выступает гарантом стабильности и постоянства физических объектов. Юм же задает следующий вопрос: что будет, если убрать идею Бога из этой картины? В этом случае, говорит Юм, у нас не будет никакой возможности знать, существует ли что–либо вне нашего сознания. Мы в принципе не можем с уверенностью сказать, что внешний мир существует на самом деле.

Впечатления и идеи. “Наши восприятия, — утверждал Юм, — суть наши единственные объекты”. Мир соб­ственных восприятий и есть наш опыт. За пределы этого внутреннего опыта выхода нет. Все познание в субъективно-скепти­ческой системе Юма сводится к наблюдениям собствен­ных перцепций.

Огромное разнообразие впечатлений или перцепций Юм делит на две категории — восприятия (ощущения) и идеи. В основе их различий лежат сила и живость впечат­ления. Восприятия — это сильные и живые образы. Идеи, являясь производными от восприятий, представляют со­бой слабые и менее живые копии или снимки с восприя­тий. Все они являются исходными элементами, из которых слагается человечес­кое сознание. Ум сам по себе ничего не вносит. Его функция состоит лишь в приведении в порядок, комбиниро­вании и разъединении идей и восприятий. Механизмом объединения простых идей в сложные является ассоциа­ция, понимаемая как “мягко действующая сила”. Соглас­но Юму, имеется три вида ассоциаций, с помощью ко­торых ум переходит от одной идее к другой: ассоциации по сходству и контрасту; ассоциации по смежности в про­странстве и во времени, и ассоциации по причине и дей­ствию.

В целом позиция Юма близка к механистическому взгляду на мир и продолжает линию эмпиризма и ассоцианизма. С его точки зрения, подобно тому, как астрономы определяют законы движения небесных тел, так и в психологии можно открыть законы строения «психической» Вселенной. Он даже законы ассоциаций рассматривал как какой–то психический эквивалент закона тяготения в физике. Как закон тяготения в физике является основным, так и законы ассоциаций являются универсальными принципами умственной деятельности человека.

Изложение философско-психологической системы Юма показывает, что она пронизана духом крайнего субъективизма. Преобразовав локковский внешний опыт целиком во внутренний, Юм не нашел места в нем ни для объекта, ни для субъекта. За пределы калейдоскопи­чески сменяющихся состояний сознания невозможно вый­ти ни к богу, ни к материи.

С необходимостью вставал вопрос о выходе из созданного Юмом тупика. Первые попытки были предприняты Кондильяком; в самой же Англии субъективная линия Беркли-Юма получает даль­нейшее развитие в трудах Джеймса Милля (1773-1836) и его сына Джона Стюарта Милля (1806-1873). Их взгляды явились классическим образцом механистической интрос­пективной ассоциативной психологии.

 

3. Механистическая интрос­пективная ассоциативная психология Джеймса Милля (1773–1836) в Англии и «ментальная химия» его сына Джона Стюарта Милля (1806–1873)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги