рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа - раздел Психология, Факультет клинической психологии Эмпедокл. Уже У Алкмеона Обнаруживается Переход От Признания...

Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организма и его физичес­кое состояние. Философская же схема строения человека и мира в целом на основе четырех стихий или “корней” (зем­ля, вода, воздух, огонь) была развита крупным философом и врачом древности Эмпедоклом (490-430 гг. до н.э.).В целом Эмпедокл продолжал развивать материалис­тическую линию в философии и психологии, но в отличие от своих предшественников он заменяет теорию единого первоначала на учение о четырех “корнях”.

Согласно Эмпедоклу, первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре — земля, вода, воздух, огонь. Мир образуется в результате механического соче­тания вечных, неизменных и инертных по своей природе стихий под влиянием двух мирообразующих сил, назван­ных Эмпедоклом соответственно Любовь или Дружба и Ненависть или Вражда. Любовь — это сила, соединяющая стихии; Вражда — сила, разделяющая их. Самые эти силы тоже материальной природы и представляют собой осо­бые формы общей смеси первоэлементов.

Мир в своем развитии прошел четыре периода, в каждом из которых преобладала либо Любовь, либо Вражда. Первый цикл ­это период господства Любви, обеспечивающей единство стихий. Во втором периоде домини­рующей силой становится Вражда, которая своей деятель­ностью начинает разделять стихии. Третий период характе­ризуется абсолютным господством Вражды, что приводит к окончательному расчленению стихий и дифференциации окружающего мира. В четвертом периоде вновь приобре­тает власть Любовь, которая своей объединяющей деятель­ностью устанавливает единство разнообразия. Этот чет­вертый период или цикл, по мнению Эмпедокла, и есть тот мир, в котором живет человек.

Четырьмя периодами представлен и путь развития животных. На первой стадии возникали отдельные части и органы живых существ. Второй период характеризу­ется случайными совпадениями и сочетаниями отдель­ных органов, в результате чего рождались уроды и чудо­вища. Третий период представляет собой период разру­шения чудовищ из-за их неприспособленности к среде и появление цельно природных, но однополых существ. В последний период происходит дифференциация полов и возникновение животных и людей путем размножения. Развитие животных происходит по необходимости. Из появившихся живых существ выживают те, которые ока­зываются наиболее приспособленными к внешним усло­виям. С приспособляемостью связана целесообразность строения частей тела современных животных. Таким об­разом, Эмпедокл своими взглядами на возникновение и развитие животных, хотя в наивной и фантастической форме в зародыше высказывает идею эволюции.

Сок растений и кровь у животных и челове­ка есть ведущая структура организма, и именно кровь и. сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носите­лей душевных, психических функций. Поскольку психи­ческое приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, следовательно, Эмпедокл вы­разил отличную от Фалеса и Алкмеона точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом. Впос­ледствии принципа биопсихизма будут придерживаться Аристотель, Авиценна и другие философы.

У человека центром движения крови является серд­це, поэтому оно, а не мозг как это предполагал Алкмеон, является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особеннос­ти общей активности и подвижности человека. Жидкая, горячая кровь обусловливает более тонкую чувствитель­ность и большую активность, и подвижность организма. Холодная, густая, землистая кровь определяет пассив­ность, медлительность и более грубую чувствительность. То, в какой мере снабжается кровью тот или другой орган тела, определяет потенциальные возможности этих час­тей тела. Так, например, для оратора необходимо иметь высокоразвитую кровеносную систему языка. У мудре­цов лучше всего снабжается кровью головной мозг.

Для Эмпедокла принцип подобия приобретает уни­версальное значение. Он распространяется и на ощуще­ния, и на побудительные силы, и даже на мирообразую­щие силы — Любовь и Вражду. По мнению философа, для возникновения ощущения необходимо, чтобы подобное действовало на подобное. Любовь, Дружба, Счастье возникают тогда, когда подобные встречается с подобным.

Эмпедокл, помимо принципа подобия, вно­сит новое положение и учение о механизмах восприятия, выдвигая так называемую теорию истечений, с помощью которой он впервые пытается ответить на вопрос о том, как происходит воздействие внешних предметов на орга­ны чувств и как в них возникают ощущения и восприя­тия. Наиболее полно этот механизм истече­ний описан философом в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, про­никая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета. Истечения идут не только от внешних предме­тов, но и от самих органов чувств. Столкновение идущих навстречу двух видов истечений при условии сходства (подобия) их физической природы и есть тот основной механизм, посредством которого образуют­ся ощущения и восприятия.

Принцип подобия и механизм истечений были положены в основу объяснения и цвето­вого зрения. Им указывалось, что от внешних предметов могут истекать разные по своей физической природе частицы. Им соответствуют различные элементы и поры в глазу, через которые эти частицы проникают. Огнем мы видим красный цвет, водой – желто-зеленый, землей — черный и воздухом — белый. Эмпедоклом также впервые высказы­вается предположение о возможности сведения всей цве­товой гаммы к четырем основным цветам.

В развитии античной психологии взгляды Эмпе­докла занимают видное место, как по своей новизне, так и в отношении влияния их на формирование более по­здних представлений о человеке и его психике.

Воззре­ния Эмпедокла способствовали укреплению эволюцион­ного подхода в объяснении возникновения и развития животных, утверждению идеи о материальной природе души, ее внешней и телесной детерминации. Эмпедок­лом по-новому были определены границы психическо­го. Сердце–центрическая точка зрения Эмпедокла на проблему локализации души будет одной из распростра­ненных гипотез относительно субстрата психического. Принципа подобия и теории истечений, выдвинутого древним ученым для объяснения механизма восприятия, будут в более позднее время придерживаться Демокрит и все сторонники атомистического учения. Гуморальная теория общей активности и подвижности человека, опи­рающаяся на принцип соотношения различных элемен­тов крови, станет предпосылкой для построения Гиппок­ратом учения о четырех типах темперамента.

Анаксагор. Учение Анаксагора (500­–428 гг. до н.э.) отличается от представлений прежних фило­софов тем, что за основу мира им принимаются не от­дельные стихии —земля, вода, воздух или огонь, а их дроб­ные частицы, названные Анаксагором “гомеомериями”. Это еще не атомы; гомеомерии или семена ближе к мо­лекуле, так как по своей природе они родственны тому большому веществу, которое из гомеомерии составляет­ся. Например, кости состоят из костных частичек. Все тела делимы; во всяком меньшем есть еще меньшее. Все тела и предметы представляют собой сочетание этих мелких ча­стиц — гомеомерий. Качественное своеобразие вещи оп­ределяется преобладанием каких-либо гомеомерии в их общей смеси.

Гомеомерии сами по себе инертны. Их соединение и разъединение происходит благодаря “Нусу” или “Уму”, основное назначение которого состоит в организации и упо­рядочении мира (скопление тяжелых, влажных и тяжелых частиц в одном месте, а сухих, светлых, прозрачных — в дру­гом и т.п.). Однако Нус, по Анаксагору, – это не первичная по отношению к материи субстанция. Нус есть самое тон­чайшее и легчайшее вещество, близкое к воздуху. Он про­никает повсюду, поэтому все имеет душу. Растения подоб­но животным и человеку могут радоваться и огорчаться, только в разной степени. Самой большой способностью ощущать и чувствовать природу обладает человек. И растения, и животные, и че­ловек произошли из гомеомерий, ранее рассеянных в возду­хе и впоследствии прибитых к земле дождем. Вначале по­явились растения, потом животные, из них — человек.

В отличие от Алкмеона и Эмпедокла, Анаксагор в качестве общего механизма организации психического выдвигает не закон подобия, а принцип противополож­ности. Он указывает, что нельзя получить ощущение теп­лого, если наше тело и воздействующий на него предмет одинаково теплы. Точно так же сладкое, соленое, горь­кое невозможно определить через них самих. Пресное уз­нается через соленое, сладкое — через горькое и т.д. Следует поставить в заслугу Анаксагору то, что он первым заметил зависи­мость ощущений и восприятий от расстояния и интенсив­ности воздействующего предмета, подойдя, таким образом, к догадке о наличии верхнего порога чувствительности. Философ полагал, что слишком сильные раздражения (чрезмерно яркий свет или сильный звук) устраняют спе­цифику различения и вызывают страдания.

В целом в учении Анаксагора выделяются следующие важные положения:

1) представление о корпускулярном строении мира как предпосылка зарождения атомистичес­кого направления в философии и психологии;

2) придание Нусу (душе) функций упорядочения и организации;

3) до­гадка об определяющей роли руки в становлении челове­ка;

4) введение принципа противоположности для объяс­нения механизма восприятия;

5) предположение о зависи­мости ощущений от интенсивности, внешних воздействий и условий восприятия.

В понимании общей (материаль­ной) природы души Анаксагор примыкает к своим пред­шественникам, а в определении границ психического он стоял на позициях гилозоизма.

Гиппократ. Представление о том, что видимые вещи состоят из смеси первоначал проникает и в естественнона­учную среду. Близкие к этим взглядам общие положения относительно природы в целом и человека в частности выдвигал крупный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.).Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир обра­зуется из четырех стихий. Однако, по его мнению, нет необходимости прибегать к особым мировообразующим силам, обеспечивающим сочетание и разъединение исход­ных первоначал. Стихии сами вступают в различные со­единения, образуя многообразие природы.

Подобно всем другим телам, организм человека так­же представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате внешних воз­действий (климат, смена времени года, условия жизни, ха­рактер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий мо­жет нарушаться и вызывать у человека болезни. Поэтому один из путей выхода из болезни должен состоять в изме­нении внешних условий, географической среды, климата. организации режима питания и соблюдения диеты.

Вариации в пропорции стихий у отдельных людей ле­жат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижно­сти, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в раз­ной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей — сан­гвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

Выделением четырех типов темперамента и харак­тера Гиппократ вошел в историю психологии как осново­положник дифференциально–психологического подхода к изучению людей. Благодаря представлениям Гиппок­рата индивидуально-психологическое своеобразие чело­века стало выступать как вполне закономерный феномен, поскольку конституциональные особенности, общая актив­ность человека, его психические задатки и склонности определяются, с одной стороны, внешними условиями и обстоятельствами, включающими как природные (клима­тические, географические, метеорологические и т.д.), так и социальные (образ жизни, обычаи, формы правления) факторы, с другой — внутрителесными, гуморальными ме­ханизмами. Это тем более важно отметить в связи с тем, что почти в одно время с Гиппократом зарождаются эти­ко-психологические идеалистические системы Сократа­–Платона, в которых активность человека трактуется как самобытная, независимая от природных факторов сила. Самая же гуморальная теория темперамента, с момента ее появления и до наших дней, пережила ряд подъемов и спа­дов. Однако независимо от того принималась или отвер­галась гипотеза о четырех типах темперамента, она всегда была и остается до сих пор отправной точкой, как для ее последователей, так и для ее противников.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги