рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита - раздел Психология, Факультет клинической психологии Среди Современников Анаксагора И Гиппократа Из Наи­более Крупных Философов Ан...

Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа, философа, одно лишь имя которого дошло до на­ших дней, но которого в истории философии и психоло­гии оценивают как идейного вдохновителя атомистичес­кого учения. Подлинным же основателем атомистического направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира.

 

Греческий философ и психолог Демокрит родился на севере Греции в городе Абдеры в знатной и обеспеченной семье. Его родители постарались дать ему самое лучшее образование, однако сам Демокрит счел нужным предпринять несколько длительных пу­тешествий, чтобы углубить свои знания не только в Греции, но и в других странах, прежде всего в Египте, Персии и Индии. На эти путешествия он потратил почти все деньги, оставленные ему родителями, а потому, когда он вернулся на родину, его сограж­дане посчитали его виновным в растрате состояния и назначили судебное заседание, в котором Демокрит должен был доказать правомерность своего поведения либо навсегда покинуть родной дом. В свое оправдание он, доказывая пользу полученных им знаний, прочитал народному собранию основные положения своей книги «Большой мирострой», которая, по мнению современников, была его лучшим произведением. Сила его убеждения была на­столько велика, что сограждане поняли его правоту и посчитали, что деньги были им потрачены с пользой. Его не только оправда­ли, но и вручили награду в 500 таланов (очень большая сумма денег в то время), а также воздвигли медные статуи в его честь. Рассказы о нем свидетельствуют о его глубокой житейской муд­рости, наблюдательности и обширных знаниях, недаром сограж­дане обращались к нему за советами в сложных ситуациях.

 

Демокрит — ученый энциклопедического склада ума, многосторонней и высокой эрудиции, оста­вивший значительный след в развитии философии и психологии, как античного периода, так и более поздних вре­мен. Взгляды Демокрита высоко оценивались его сов­ременниками, позднее Аристотелем, классиками марк­сизма. Вместе с тем его учение вызывало ненависть со стороны представителей зарождающейся идеалистичес­кой линии в античной философии и особенно Платона, скупавшего все книги Демокрита и уничтожавшего их еще при жизни великого философа. Аналогичным обра­зом поступала с произведениями Демокрита христианс­кая церковь. Не удивительно, что из произведений Де­мокрита сохранились лишь отдельные фрагменты и вы­сказывания.

Исходным положением в философской системе Де­мокрита является то, что за первооснову мира им прини­маются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по сво­ему составу образования, а атомы. Природа атомов трактовалась Демокритом иначе, чем описывал Анаксагор свойства гомеомерии. В отли­чие от гомеомерии атомы меньше по величине, более лег­ки, они не делимы и не тождественны видимым предметам. Подобно Анаксимандру, Демокрит полагал, что перво­основа должна быть принципиально отличной от своих конкретных проявлений. Но если апейрон у Анаксиман­дра есть вещество с нейтральными качествами, то атомы у Демокрита различаются друг от друга по величине, фор­ме и положению или повороту. В рамках этих признаков существует бесконечное разнообразие атомов, столкно­вение и разделение которых порождает разные их соче­тания, образующие в итоге различные тела и вещи. Глав­ным и необходимым условием движения атомов, их со­единения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер. Только благодаря пустоте атомы могут нахо­диться в постоянном движении, а природа и мир в це­лом в его вечном изменении и развитии.

В результате механических процессов соединения атомов возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых ато­мов. Животные возникли из воды и ила. От животных про­изошел человек. Все живые существа непрерывно изме­нялись. Вначале рождались глухие, слепые, безрукие, без­ногие существа, которые из-за своей неприспособленности вынуждены были погибнуть. Из множества форм живот­ных, которых создавала природа, выживали наиболее совершенные. К числу самых совершеннейших животных и принадлежит человек.

Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычай­ной подвижностью. Атомы души — круглые, гладкие и родственны атомам огня. Огненные атомы проникают в организм при вдыхании. С помощью дыхания происхо­дит их восполнение в теле. Если душевных атомов в орга­низме становится слишком мало и эта утрата не вос­полняется, наступает смерть. Демокрит был близок к гилозоизму, поскольку предполагал, что солнце и звезды, по-видимому, тоже имеют души, ибо они представляют собой скопление огненных (душевных) атомов.

Проникая в организм, душевные атомы рассеива­ются по всему телу, но вместе с тем в отдельных частях его происходит их скопление. Этими зонами скопления являются область головы, сердца и печени. В области го­ловы задерживаются огненные и наиболее подвижные атомы, движение которых обусловливает течение позна­вательных процессов-ощущений, восприятий и мышле­ния. В области сердца сосредоточиваются атомы круглой формы, но менее подвижные. Этот род атомов связан с эмоциональными и аффективными состояниями. И, на­конец, атомы, скопившиеся в области печени, определя­ют сферу влечений, стремлений и потребностей. Таким образом, Демокрит в отношении локализации души не принимает ни мозго-центрическую точку зрения Алкмео­на, ни сердце-центрическую позицию Эмпедокла. Наме­чая разные уровни душевной деятельности, он пытается соотнести их с различными частями тела. В античную эпо­ху такая точка зрения будет не менее распространенной, чем мозго-центрическая и сердце-центрическая гипотезы относительно субстрата психических функций. Достаточ­но указать, что аналогичной трехуровневой схемы лока­лизации души будет придерживаться Платон с той лишь разницей, что у Демокрита все части души зависят от тела и вместе с его гибелью исчезают, тогда как в системе взгля­дов Платона душа бессмертна, в тело человека поселяет­ся временно и пределами его жизни не ограничена.

Отправными положениями в объяснении возникно­вения ощущений и восприятий являются у Демокрита принцип подобия и механизм истечений. Все ощущения возникают при условии контакта и соприкосновения ор­ганов чувств с внешними телами, представляющими со­бой сцепление различного рода атомов, величина, фор­ма, порядок и положение которых определяют тот или другой вид чувствительности и качественные характери­стики ощущений. Например, если в ухо попадают одно­родные атомы, звук будет восприниматься чистым: если же в ухо проникают разнородные атомы, звуки будут восприниматься сложными. Проникновение мелких ато­мов будет вызывать впечатление высоких тонов, а круп­ных — низких. Аналогичным образом свойства атомов определяют и восприятие цветов, вкусовую чувствитель­ность и другие виды ощущений. Ощущение сладкого, на­пример, связано с гладкими круглыми атомами; ощуще­ние кислого — с шероховатыми, многоугольными ато­мами.

В учении Демокрита об ощущениях впервые обращается внимание на объектив­ную и субъективную стороны чувствительности. Прой­дут десятки столетий, когда в XVII веке в Англии Д.Локк выступит с учением о первичных и вторичных качествах, истоки которого восходят к теории ощущений Демо­крита.

Если возникновение всех видов ощущений выводи­лось Демокритом из непосредственного контакта орга­нов чувств с атомами, то механизм восприятия целост­ных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Истечения, названные Демокритом “идола­ми”, представляют собой сочетание тонких атомов, вос­производящее форму воспринимаемого предмета. Идо­лы или тонкие оболочки, копирующие форму объекта, исходят от предмета и направляются в самые разные сто­роны окружающей воздушной среды. Одновременно с ис­течениями от объектов во внешнюю среду посылают свои истечения и органы чувств. При встрече истечений, иду­щих от источника и воспринимающего органа в воздуш­ной среде, окружающей глаз, образуется отпечаток, ко­торый и переносится в зрачок глаза. Промежуточная воз­душная среда во время движения идолов может спутывать их и тем самым вызывать неадекватные впечатления. Са­мое же впечатление возникает только в том случае, если идолы, проникая в поры глаза, сталкиваются с атомами души. Если идолы пролетают в тело, где имеются душев­ные атомы другого рода, то они вызывают различные эмо­циональные переживания.

Эмоции и аффекты, подобно ощущениям, опреде­ляются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств атомов, эмоциональные состояния зависят от потребностей. Положительные эмо­ции вызываются ровным течением круглых, шарообраз­ных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся угловатых и клочковатых ато­мов в случае нереализованных потребностей. Потребно­стям человека Демокрит придавал большое значение. Они рассматривались им как основные движущие силы, кото­рые приводят в действие не только эмоциональные пере­живания. Нужда научила человека всему, она сделала его ум изощренным, позволила приобрести язык, речь и при­вычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы ни­когда выйти из дикого состояния. Многое из того, чему научился человек, происходило, по мнению ученого, в результате подражания. Подражая паукам, люди научи­лись ткацкому ремеслу, а подражая птицам человек на­учился языку и пению. Естественное развитие языка и речи представлялось философу следующим образом. Подра­жая звукам животных, человек начинает обозначать их этими звуками. После этого люди договариваются об общем употреблении звуков и их сочетаний. Особый ин­терес представляет этика Демокрита, которая обращена к отдельному человеку и носит психологический харак­тер. Тонкие наблюдения за людьми и их поступками и поведением нашли свое отражение в ряде поучений и на­ставлений.

Учение Демокрита положило начало причинному объяснению психических процессов, особенно ощущений, восприятий и побудительных сил. Указание Демокрита о связи мышления, как высшего уровня познавательной деятельности, с ощущениями и восприятиями и выраста­нии его из них явилось важной догадкой, которая, одна­ко, будет отвергнута в философии и психологии Сократа и особенно Платона.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги