рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философско-психологическая система Сократа—Платона

Философско-психологическая система Сократа—Платона - раздел Психология, Факультет клинической психологии В V-Iv Вв. До Н.э. Материалис­тическому Направлению В Древнегреческой Философ...

В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Сократ (469-399 гг. до н.э.) и Платон (427-347 гг. до н.э.).

Возникновение идеа­листической школы Сократа-Платона совпадает со временем, когда в Афинах, где складывается эта школа, происходили острые политические конфликты и столк­новения между представителями рабовладельческой де­мократии и сторонниками монархической формы прав­ления, Запросы и интересы реакционного крыла ра­бовладельческого общества нашли свое философское обоснование в идеалистических системах Сократа и Пла­тона.

 

Сократ. Полагал, что природа и сам человек даны от бога и потому философам нет необходимости вмеши­ваться в его творения. Истинное назначение философии должно состоять не в умозрительных догадках и постро­ениях картины мира, чем до сих пор занимались его пред­шественники, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем должен человек руководствоваться в своей прак­тической жизни и как ему оказывать воздействие на дру­гих людей и самого себя.

Предметом знания должно стать, прежде всего, то, что под­властно самому человеку, а наиболее поддающейся чело­веку областью является его собственный внутренний мир и поведение, а поэтому основное познание должно быть обращено на самого себя, на деятельность своей души. Эта исходная точка зрения Сократа и выражена в исполь­зуемом им афоризме, принадлежащем, вероятно, Фале­су: “Познай самого себя”.

Вся этическая система Сократа построена на стрем­лении понять истинное назначение самого человека. А оно выражаю­щееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, сча­стья и богатства. Подлинный смысл человеческой жизни состоит в том, как человек все это понимает, ценит, упот­ребляет и относится. Главный принцип для Сократа — это принцип уме­ренности.

Человек не может подняться над природой и вый­ти из-под зависимости других людей, если он не в состоя­нии управлять своими потребностями, желаниями и пове­дением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, остаются рабами телесных страстей и внешней действи­тельности. Увлечение телесными наслаждениями разру­шает тело и подавляет душевную деятельность. Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они дости­гают своего высшего напряжения. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, при котором он, будучи относительно свободным от телесных вожделений, главное усилие воли и разума направляет на поиск исти­ны и смысла жизни.

Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер. Как уже упо­миналось, человек, его душа даны от бога. По сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее стро­ение и душевные способности.

В основе душевной деятель­ности лежат не ощущения и восприятия, навязываемые человеку извне, а понимание мира, представляющее чисто ду­шевный акт, выражающийся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе. Для расширения области пробуждаемых врожденных знаний и идей он использовал в беседе с учеником метод наводящих вопросов (позднее назван методом сократической беседы). Правда для успешного приобретения знаний человек, по мнению философа, дол­жен обладать известными способностями, к числу кото­рых он относил быстроту схватывания, прочность запо­минания и интерес или отношение к усваиваемому знанию.

Общая оценка философско-психологичес­ких взглядов Сократа:

1) В истории философии и психологии Сократ выступил как зачинатель идеалистического направления.

2) В системе Сократа содержались важные для психологии положения. Одно из них состоит в переводе научного интереса с вопроса о природе в целом и первоосновах мироздания на проблему самого человека — его внутреннего, духовного мира. Он впервые подчеркнул ведущее зна­чение в жизни человека активности самого субъекта, его способности управ­лять собой в соответствии с социально-этическими поня­тиями и принципами. Последние и выступают в качестве регуля­торов поступков и поведения человека.

3) Сократом указаны некоторые существенные признаки, которыми человек отличается от животных. К их числу философ относил прямохождение, наличие освобожденной руки, разум, язык и членораздельная речь. Хотя происхождение этих отличительных признаков было истолковано Сократом в идеалистической форме, самое указание перечисленных свойств, присущих только человеку и выделяющих его из животного мира, имело принципиальное значение для по­следующих материалистических интерпретаций пробле­мы антропогенеза.

 

Сократ родился в столице Греции — Афинах. Получив обыч­ное для того времени начальное образование, он стал воином, участвовал в нескольких битвах и показал себя храбрым и выносливым солдатом. По возвращении на родину он принимал активное участие в культурной и политической жизни Афин, где в тот период наиболее распространенной философской школой была школа софистов, с представителями которой полемизиро­вал Сократ.

Сократ также считал своим долгом принимать активное учас­тие в общественной жизни Афин, при этом он далеко не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, что требовало немалого мужества, особенно в период правления «тридцати тиранов». В 399 г. до н.э. его обвинили в том, что «он не чтит богов и развращает юношество», и пригово­рили к смерти 361 голосами из 500. Он мужественно принял приговор, выпив яд, хотя многие его ученики стремились спасти учителя, устроив ему побег из Афин. Поведение Сократа на про­цессе, так же как и его смерть, способствовали широкому распро­странению его взглядов, так как доказывали, что жизнь Сократа неотделима от его теоретических этических воззрений.

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результа­ту — воспитанию личности. О его взглядах нам известно из трех основных источников — комедий Аристофана, воспоминаний Ксе­нофонта и сочинений Платона. Все авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые подошел к душе, прежде всего как к ис­точнику нравственности человека, а не как к источнику актив­ности тела, как это было принято до него в теориях Гераклита и Демокрита. Сократ говорил о том, что душа — это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам.

Сократ связывал нравственность с поведением человека, го­воря о том, что это благо, реализуемое в поступках людей. Одна­ко для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравствен­ный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Со­крат был вынужден связать нравственность с разумом, подчер­кивая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соот­ветственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности и поступает соответственно своим знаниям. Поэтому, прежде всего надо обучать де­тей добру, показывать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение.

Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Поэтому так важно раннее обучение детей, особенно таким знаниям, как добро и зло. Проанализиро­вав развитие психики детей, формирование у них знаний об ок­ружающем мире и о себе, Сократ пришел к выводу о том, что в основе этого процесса лежит развитие того, что заложено в душе ребенка. То есть он доказал, что психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание врожденных способностей.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может познать в своем размышлении о природе вещей и передать другим. Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может передаваться одним человеком другому, Сократ одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в сло­вах и в таком виде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и внутреннюю речь.

Однако абсолютное знание невозможно вложить в душу ре­бенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и по­нятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно толь­ко развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь по­могает ему в этом процессе. Фактически речь идет о том, что бессознательное знание, которое до определенной поры дремало в душе ребенка, необходимо сделать осознанным, а потому ак­тивно и сознательно управляющим поведением.

Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побужде­ния. Таким внешним побуждением может стать восприятие ка­кой-то вещи, а может и обучение. Поэтому Сократ одним из пер­вых психологов поднял вопрос о необходимости разработки мето­да, при помощи которого можно помочь актуализации знаний, заложенных в душе ребенка. Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ребенка, помогая ему осознать необ­ходимые для решения конкретной проблемы знания. Это и был знаменитый метод сократической беседы. В ее основе лежал раз­работанный Сократом метод «наводящих размышлений», при по­мощи которых детей подводили к определенному знанию.

Сократ никогда не предъявлял знание собеседнику в конеч­ной форме, считая, как уже говорилось выше, что готовое знание невозможно сделать достоянием сознания другого человека и что самое главное — привести его к самостоятельному открытию истины. Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопро­сы, которыми Сократ постепенно и приводил своих слушателей к нужным выводам. Вводя понятие гипотезы, он в беседе показы­вал, что неправильное допущение приводит к противоречиям и, следовательно, к необходимости выдвинуть другую гипотезу, при­водящую к истине. Главное открытие, к которому подводил Со­крат своих собеседников, заключалось в том, что всеобщее, абсо­лютное находится в уме и только из него должно выводиться. Фактически это было первой попыткой разработать технологию проблемного обучения, так как перед учеником ставили опреде­ленную проблему в виде вопроса-утверждения, а затем помогали доказать данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответ системой вопросов, помогающих выстроить ал­горитм решения данной проблемы.

 

Платон. В развернутом виде идеи Сократа были пред­ставлены у его ближайшего ученика и последователя Пла­тона. С этих пор развитие античной философии и психо­логии, а также философии и психологии всех последую­щих столетий происходит в незатухающей борьбе двух противоположных течений — материализма и идеализма.

Хотя творческое наследие Платона велико (всего им написано 36 произведений почти полностью сохранив­шихся до наших дней), однако специальных работ по пси­хологии у него нет. Психологические вопросы затраги­ваются Платоном в ряде произведений. В “Меноне” из­ложена теория воспоминания. В работе “Федр” дано религиозное описание души, “Теэтет” посвящен критике учения Гераклита о душе. В трактате “Федон” представ­лено учение о бессмертии души. В произведении “Госу­дарство” содержится учение Платона о строении души, делении ее на части.

Основное положение Платона заключается в при­знании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. К этому выводу философ пришел при выяснении сущности ряда этических и эстетических кате­горий.

 

Попытаемся показать это на примере. Так, Пла­тон задается вопросом о том, что такое прекрасное само по себе? Отвечая на него, он приводит следующие рас­суждения. Согласно Платону, нас окружает множество красивых и прекрасных единичных конкретных вещей. Каждая из них с течением времени теряет свою красоту и на смену им приходят другие прекрасные явления, вещи, предметы. Но что делает все эти красивые отдельные вещи прекрасными? Стало быть, должно существовать нечто такое, что обнимает собою красоту и прекрасное всего единичного, конкретного и преходящего, т.е. должно су­ществовать нечто общее для всего видимого. Это общее, являющееся источником красоты и образцом для всех проявлений материального мира и названо было Плато­ном идеей, представляющей собой общезначимую идеаль­ную форму. Наряду с идеей прекрасного существует мно­жество других идей. Каждая из них есть чувственно не воспринимаемая, безобразная, бестелесная сущность, невыразимая в категориях числа пространства и времени. Эти общие понятия или идеи были оторваны Платоном от их чувственной основы, противопоставлены матери­альному миру и превращены в самостоятельные сущнос­ти, независимые как от материальных объектов, так и са­мого человека.

 

Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бы­тия, чувственного мира и небытия. Бытие — это мир идей. Небытие — это материальный мир, созданный богом из четырех стихий (воды, земли, воздуха и огня). Чувственный мир, который мы наблюдаем, — представляет собой результат проник­новения бытия в небытие, так как все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее (они есть иска­женные подобия или тени идей), а с другой стороны — конкретные вещи прича­стны к небытию или материи (они ею наполнены).

Таким образом, чувственно постигаемое человеком есть объедине­ние телесного со своим эталоном, которым являются идеи. Все видимое изменчиво, скоротечно, непостоянно, тогда как идеи существуют вечно, они неизменны и постоянны. Окружающий нас мир — это мир тусклых, искаженных, призрачных образов или теней бессмертных и неизменных идей.

Идея прекрасного, о которой упоминалось выше, представляет лишь одну из высших идей. Но самой наивыс­шей идеей является идея блага. Она и есть мировая душа. Однако в мире все противоре­чиво и противоположно, поэтому им вводится вторая мировая душа — идея зла. Эти две верховные души и дают нача­ло всему.

Кроме них, существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и т.д. Мировая душа придает движение и активность всему космосу. Аналогичную роль вы­полняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властво­вать и управлять телом. Таким образом, Платон припи­сывал душам активную функцию.

Душа человека не зависит от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного орга­низма — она может переселяться из одного тела в другое. Стремясь обосновать бессмертие души, Платон приводит четыре доказательства.

Первое доказательство основано на прин­ципе противоположности. Мир по­лон противоречий: прекрасное–безобразное; добр–зло; сон–бодрствование и т.д. Через ряд промежуточ­ных состояний одна противоположность возникает из другой, например, сон–пробуждение–бодрствование, день–сумерки–ночь и т.п. Точно так же возникает живое из мертвого, а смертное из живого. Смена смерти на оживление происходит с помощью души. Чтобы такая смена живого на смертное и обратно могла произойти, необходима душа умершего, всегда готовая вселиться в дру­гие нарождающиеся тела. Именно поэтому душа должна существовать, и после смерти и до рождения тела, т.е. быть вечной и бессмертной.

Второе доказательство бессмертия души строится на основе теории воспоминания. Знания человек приобретает благодаря врожденной способности души к припомина­нию (см. Сократа). Но вспоминать душа человека может только то, что она могла уже знать в прошлом. Для этого душа должна обладать знаниями до того, как ей поселиться в тело. Од­нако это было бы невозможно, если бы душа не существо­вала до поселения ее в нарождающееся тело. Но если душа, существует до рождения тела, то она может и должна су­ществовать и после смерти тела, а стало быть, она по сво­ей природе вечна и бессмертна.

Третье доказательство основано на положении о тождественности идеи и души, о принадлежности и бли­зости ее ко всему божественному. Платон утверждал, что все составное, сложное распадается и погибает. Разруше­нию не подлежит только простое и несоставимое. С этой точки зрения тело всегда есть нечто зримое, со­ставное, изменчивое, и потому ему свойственно разру­шаться и погибать. В противоположность телу, душа человека и идеи незримы, несоставимы и неразложимы, а поэтому они не подвержены разрушению и вечны.

Мир, по мнению Платона, устроен так, что все те­лесное подчиняется божественному. Когда же душа посе­ляется в тело, то последнее ей начинает подчиняться. А что создано для власти и управления, то имеет божествен­ное происхождение. Все же божественное вечно. Следо­вательно, и душа человека бессмертна.

Четвертое доказательство вытекает из ут­верждения, согласно которому душа содержит в себе нача­ло жизни. Душа, погружаясь в какое-либо тело, всегда да­рит ему жизнь, Но то, что привносит жизнь, само не прием­лет смерти, т.е. оно не может быть смертным. Отсюда душа человека должна быть неуничтожимой и бессмертной.

Из приведенных аргументов видно, что все они на­правлены на обосновании независимости души от тела. Тело человека является для души лишь временным при­станищем. Основное же ее место пребывания в божествен­ных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей.

Не всем человечес­ким душам суждено достигать божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто преда­вался чревоугодию или другим телесным излишествам, через ряд поколений вырождаются в души животных ­ослов, волков, ястребов и т.д. К высотам божественного мира идей приближаются только души философов, по­скольку лишь им свойственно почти полное освобожде­ние от телесного рабства.

Всякий человек стремится к счас­тью и добро­детели. Но, стремясь к благу, человек должен вначале получить знание о нем. Эти знания приобретаются с по­мощью души. Сама по себе душа не про­дуцирует эти знания, ибо они существуют независимо от вещей и человека. Основная деятельность души заключается лишь в приобщении к идеям мирового разума посредством акта припоминания свое­го прошлого, и происходит это воспоминание следующим образом. Душа, находясь в божественном мире идей, по­лучает из него ту сумму знаний, которая оказалась ей до­ступной в зависимости от прошлой ее телесной отягощен­ности. Затем, опускаясь на землю и погружаясь в тело, душа забивает лишь то, что она созерцала и с чем соприка­салась в мире идей. Вся последующая ее деятельность на­правлена только на то, чтобы пробудить и оживить при­обретенные ею знания в божественном мире. Отсюда бесполезно обращаться к органам чувств или другим телесным ору­диям. Они являются только помехой на пути постижения истины. Тело человека и его органы чувств доставляют душе одни лишь хлопоты и от­влекают душу от ее основной познавательной деятельно­сти — припоминания. Душа мыслит лучше, если ее не тре­вожит ни зрение, ни слух, ни боль, ни удовольствие. Бо­лее того, органы чувств не дают нам истинного знания. Например, видя на бумаге слова чужо­го языка, человек не может понять их смысла. Стало быть, ощущения и восприятия как таковые имеются, но ника­ких знаний они человеку не несут. Поэтому истины дос­тупны только разуму, обладающему способностью ожив­лять в памяти те “чистые” идеи, с которыми душа встре­чалась в мире идей, будучи свободной от бренного тела.

Покидая смертное тело, души не всех людей полностью освобождаются от телесных элемен­тов, поэтому они и по-разному созерцали, покинув тело и высшие идеи, то и на земле, погружаясь в новое тело, они создают целую иерархию различных по уму людей. Душа, увидевшая в божествен­ном мире большую часть верховных идей, вселяется в семя, из которого рождается философ. После философа по уровню разумных способностей идет душа царя или военноначальника, затем государственного деятеля и т.д.

У человека Платон выделял два уровня души — высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, явля­ется основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя уровнями — низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений (воля, мужество, храбрость, бесстрашие); помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей (в пище, воде), влечений и страстей — в печени. Из приведенной схемы строения души видно, что фактически Платон выделял три ее уровня. Образно это трехчленное разделение души называют “колесницей души”, где пылкий конь тянет возницу к божеству; вож­делеющий — к земле, но оба они управляются разумом.

На основе деления души на три части, Платоном дается классификация индивидуальных характеров, ха­рактеров различных народов, форм правления, разделе­ние общества на сословия. Преобладание разумной души свойственно, по мне­нию Платона, грекам; доминирование благородной души — народам севера, а вожделеющей души — египтя­нам и другим народам Востока. Сословная иерархия так­же строилась по психологическому принципу. Большой ум присущ аристократам, мужество — воинам, страсти и влечения — ремесленникам и рабам. Политический смысл психологии Платона очевиден.

Такова в общих чертах система объективного идеа­лизма, развитая Платоном. С психологической точки зре­ния в ней содержался ряд важных и новых положений. Платону удалось показать, что разум представляет собой систему общезначимых категорий, понятий или идей. Однако природа этих понятий была раскрыта в иде­алистической форме. Утверждение независимости души от тела и внешнего мира устанавли­вало разрыв психофизического и психофизиологическо­го единства.

 

Платон родился в знатной афинской семье, его разносторон­ние способности стали проявляться очень рано и послужили осно­ванием для большого числа легенд, самая распространенная из которых приписывает ему божественное происхождение, делая его сыном Аполлона. Его настоящее имя было Аристокл, но еще в, юности он получил новое имя — Платон (широкоплечий). Оно было ему дано в связи с его фигурой, получившей определенные очертания благодаря занятиям гимнастикой, которой он увлекал­ся в ранние годы. Платон обладал несомненным поэтическим даром, его философские произведения написаны хорошим литературным языком.

Его путешествия длились около 10 лет. Сицилийский тиран Дионисий, который вначале призвал Платона помочь ему в строи­тельстве идеального государства, разочаровался в знаниях и в самом философе, испугался его растущей популярности и прика­зал своим придворным продать его в рабство. Его друзья, узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже выкуплен. Когда собранные деньги были вручены Платону, он купил учас­ток земли на окраине Афин и основал там свою школу, которую назвал Академией..

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философско-психологическая система Сократа—Платона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей
Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний.

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги