рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей

Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей - раздел Психология, Факультет клинической психологии Стоицизм Представляет Философскую Школу, Возникшую На Рубеже Iv-Iii Вв. До Н....

Стоицизм представляет философскую школу, возникшую на рубеже IV-III вв. до н.э. и просуществовавшую почти до V в. новой эры. История стоицизма охватывает три перио­да — древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней стои были Зенон, Хри­зипп и их последователи Аристон и Персей. Первыми и крупными представителями римской стои были Сенека и Эпиктет.

Между древней и поздней стоей имеются существен­ные различия. Главными из них являются два:

Во-первых, представители древней стой касались в основном проблем мироздания и сущности природы, а для позднего стоициз­ма характерен переход от обозрения природы и космоса к рассмотрению проблем морали и нравственности.

Вто­рое значительное различие заключается в том, что ран­няя стоя, опираясь, главным образом, на учения Герак­лита и Аристотеля, стояла ближе к материализму, тогда как в средней и особенно в поздней стое намечается за­метный поворот в сторону идеализма.

Объединяют же всех представителей этой философской школы идеи все­общей неотвратимости событий, фатальной неизбежнос­ти, предопределенности и необходимости, как в отно­шении явлений природы, так и в отношении судьбы и жизни каждого человека.

Каковы же общие взгляды сто­иков на мир и природу в целом, а также человека и его душевные способности?

Подобно Аристотелю, стоики полагали, что возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия двух мирообразующих начал — пассив­ного и активного. Активной мирообразующей силой яв­ляется воздухо-огненная стихия, названная стоиками пневмой или “творческим огнем”. Пассивным началом выступает материя, представляющая собой полужидкую холодную массу, состоящую из воды и земли. Разнообра­зие материального мира есть результат многообразных сцеплений и расщеплений пассивных элементов, т.е. воды и земли, под влиянием активной деятельности пневмы. Развитие мира, космоса происходит по строгой необходимости.

Качественное своеобразие и определенность вещей обусловливаются степенью активности и напряженнос­ти, с которой пневма соединяется с материей. Чем пнев­мы больше и чем она подвижнее, тем мир становится раз­нообразней, сложнее, подвижнее и живее. И наоборот, чем пневмы меньше и чем меньше ее напряженность и актив­ность, тем менее подвижной, менее жизненной, более хо­лодной, статичной и мертвой становится природа.

В зависимости от степени выраженности и активности пнев­мы весь космос представлялся стоикам состоящим из че­тырех уровней. Первым из них является уровень нежи­вой природы, при котором имеет место слабое проявле­ние пневмы. На втором уровне — уровне растений пневма достигает известного развития, она более подвижна и ак­тивна, в результате чего она оказывается способной обес­печить функции роста, питания и размножения у расти­тельных организмов. Пневма становится еще более раз­витой и активной на третьем уровне — уровне животных, на котором пневма может выражаться не только в функ­циях роста, питания и размножения, но также проявлять себя в чувственности, побуждениях и инстинктах. Выс­шее свое выражение пневма получает на уровне челове­ка. Пневма в ее наиболее совершеннейших проявлениях я есть то, что составляет человеческую душу.

Из вышеизложенного видно, что душа человека по своей природе материальна. Она подобна теплому ды­ханию. В основе своей душа едина, на части не членима, но может проявляться в различных способностях, каж­дая из которых определяется разной степенью развития и интенсивности пневмы. Всего стоиками выделялось восемь способностей души. Свойственная человеку, как и всему живому, способность к размножению и росту, спо­собность речи, пять основных видов чувствительности и гегемоникон, выступающий в качестве носителя высшей и ведущей способности, связанной с переработкой всех поступающих впечатлений в общие представления, поня­тия, волевые и побудительные акты.

От рождения геге­моникон подобен чистому листку бумаги, записи на ко­торой появляются только при жизни в результате взаимодействия человека с внешним миром. Зрение, слух, осязание, вкуси обоняние, т.е. чувствительность служит первичной формой записи впечатлений на гегемониконе. Пос­ле этого в гегемониконе происходит переработка чув­ственных впечатлений в общие представления, которым стоики приписывали характеристики и признаки, свой­ственные понятиям. Процесс формирования этих обоб­щенных представлений и составляет суть мышления.

Ведущим и единственным механизмом образования общих представлений или понятий являются ассоциации, которым стоики придавали универсальное значение. В этом смысле стоики выступают как предвестники ассоциатив­ной психологии. В отличие от Аристотеля, выделившего три вида ассоциаций, стоики увеличили их число до пяти. По их мнению, связи между представлениями могут ус­танавливаться по сходству (портрет-оригинал), аналогии (циклоп-пигмей), сочетанию (образ кентавра), противо­положности (белое-черное) и перемещению (образ чело­века с глазом во лбу).

Способность оперирования обобщенными представлениями оконча­тельно формируется у человека к четырнадцати годам, т.е. переход к понятийному мышлению выс­тупал у них как завершающий этап совершенствования и раз­вития пневмы, начавшегося с первых чувственных отпе­чатков на гегемониконе.

С мышлением стоики тесно связывали и аффектив­ную сторону души. Аффекты понимались ими как реак­ции на отклонения в мыслительной деятельности, пото­му оценивались ими как противоестественные и болезнен­ные состояния души. Они требуют не столько управления ими, сколько полного искоренения и избавления от них. Идеал стоиков — это человек, свободный от чрез­мерных желаний и аффектов.

К такому идеалу они от­носили только мудрецов и философов, которые, на их взгляд, рождаются раз в сто лет. Все же простолюдины далеки от идеала. Они остаются рабами игры своих стра­стей. Поэтому смысл и цель жизни каждого человека дол­жны заключаться в стремлении к достижению абсолют­ной невозмутимости духа, победа над аффектами и, прежде всего страха перед смертью, связанного с инстинктом само­сохранения. Необходимо заметить, что стоики первыми вводят понятие инстинкта. Инстинкт свойственен и лю­дям и животным. У животных он заменяет разум. Имен­но благодаря инстинкту животные обладают способно­стью проявлять адекватное окружающей их среде пове­дение.

В области этики стоики проповедовали идеи непро­тивления и приспособления к законам природы и обще­ства. Они полагали, что человек не в состоянии преодо­леть внешние преграды. Надо не изменять мир, не поко­рять природу, а приспособляться к существующим условиям и через это приспособление противостоять по­току событий. Никто и ничто не может изменить законы необходимости. Задача человека — жить сообразно этим законам, приводить свои мысли и стремления в соответ­ствие с ними. Люди должны проявлять смирение, покор­ность и терпение перед выпавшей на их долю судьбой или роком. Идея смирения, непротивления, отказа от борьбы и т.п. в этике стоиков станут впоследствии основой для христи­анской морали.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Факультет клинической психологии

Северный государственный медицинский университет... Факультет клинической психологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологические взгляды стоиков, главные различия между древней и поздней стоей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архангельск
  Методические материалы подготовлены доцентом Института психологии и психиатрии А.В. Парняковым.   Предназначены для самоподготовки студентов факультета к

Тематический план семинарско-практических занятий
    Наименование темы Содержание Первобытное общество. Античная психология. 1) Первобытное общество (д

Представления о душе в доисторические времена, в первобытном обществе (анимизм)
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличи

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  2. Представления о душе философов Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и пере

Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора, учение о темпераменте Гиппократа
Эмпедокл. Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организм

Философско-психологическая концепция Левкиппа–Демокрита
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н.э.) — ближайший ученик Лев­киппа

Философско-психологическая система Сократа—Платона
В V-IV вв. до н.э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Со

Учение Аристотеля о душе
Трудности и противоречия в понимании природы психического, кото­рые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой — из учения о душе Платона тре­бовали своего разрешения. П

Учение о душе Эпикура
После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в ест

Психологические представления Лукреция Кара
Во II в. до н.э. с падением Греции и ряда других стран по­литическим, экономическим, культурным и научным цент­ром становится Рим. Культура римлян испытывала силь­ное влияние культур завоеванных Ри

Психофизиология Галена
Работы александрийских врачей по изучению строения и работы нервов, мозга, организма в целом не остались забыты. Они были обобщены и углублены видным представителем древнеримской медицины Г

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
  13. Неоплатонизм: богословско–идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина 1–2 вв. новой эры — нача­ло разложения рабовладельческого общества. О

Обзор достижений в области психологии в эпоху возрождения
XV в. отмечает начало развития капиталистических отношений, которые повлекли за собой обновление во всех областях жизни общества, вызвали заметные сдвиги в философско-психологической мысли. Характе

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ).
  1. Основные тенден­ции в развитии филосо­фии и психологии Но­вого времени (17-ое столетие) · Дух механицизма —базовая идея культуры 17 век

Общая характеристика
Интенсивное развитие ка­питалистических отношений в XVI-XVII веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Прежде всего это касается естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели

Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии
В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их

Дуализм и рационализм в философски–психологической системе Р. Декарта
Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средне­вековой схоластикой, в стрем­лении разработать новую мето­дологию, которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился крупнейший мыс

Преодоление дуализма Декарта в материалистическом подходе к пониманию природы психического в учении Томаса Гоббса
  Родоначальником эмпирического направления был Френсис Бэкон, а продолжателем — его ученик Тома­с Гоббс (1588-1679). Этот английский мыслитель объединил эмпирический метод Ф. Бэкона

Преодоление дуализма Декарта в детерминистическом учение о психике Б. Спинозы
Гоббс не был одинок в своем опровержении картези­ниеанского дуализма. Его протест поддержал видный голландс­кий философ Б. Спиноза (1632-1677). Однако способ пре­одоления дуализма Декарта у Спинозы

Г. Лейбниц — родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии
Первой страной, где бу­дет положено начало оформления экспериментальной психо­логии, предстояло стать Герма­нии. Философские корни, на которые она опиралась, пред­ставляли собой синтез принципов ан

Критика врожденных идей Д. Локком
Противоположные раци­онализму Декарта, Спино­зы и Лейбница традиции в изу­чении познавательных способ­ностей человека закладываются в XVII столетии крупнейшим английским мыслителем Джоном Л

Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии
  От Д. Локка ­развитие философии происходило по двум основным лини­ям, одна из которых продолжа­ла развивать материалистическую сторону локковских взглядов, другая — идеалистические

Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).
Джордж Беркли (1686–1753) —английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в цел

Джеймс Милль (1773–1836).
Шотландец Джеймс Милль непродолжительное время служил священником, пробовал себя в качестве писателя. Для истории психологии наибольший интерес представляет его книга «Анализ феноменов человеческог

Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Его отец поклялся, что сам решит, чем наполнит ум своего сына (вспомните заявление Локка, что ум ребенка при рождении — чистый лист бумаги). В итоге он создал одну из самых суровых систем домашнего

Русская психология в XVIII-XIX веках
  6. Русская психология в XVIII-XIX веках: М.В. Ломоносов (1711-1765), Я.П. Козельс­кий (1728-1794) и А.Н. Радищев (1749–1802) По своему вкладу в раз­витие м

ОБЩИЕ ИТОГИ
Философский этап развития психологии в XVII—XIX столетиях – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Можно выделить два основ­н

Требования к студенту для получения допуска к экзамену
1. Выполнить три контрольно-обучающих теста на компьютере (античность, средневековье и эпоха Возрождения, 17-18-19 века) с отметкой не ниже, чем на «хорошо» (не менее 80% правильных ответов).

Проверьте себя перед сдачей экзамена
  1. Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги