рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основы онтологии, логики и психологии

Основы онтологии, логики и психологии - раздел Психология, Основы Онтологии, Логики И Психологии. ...

Основы онтологии, логики и психологии.

М., 1997.

463 с.

 

Содержание:

К-А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

КОНЦЕПЦИИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА.

БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

О месте психического

во всеобщей взаимосвязи явлений

материального мира.

 

ПРИНЦИПЫ и ПУТИ

РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИИ.

 

ПРИНЦИП ТВОРЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

К ФИЛОСОФСКИМ ОСНОВАМ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ.

СТРОКИ, НАПИСАННЫЕ СЕРДЦЕМ.

КРАТКИЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДНЕВНИКА УЧЕНОГО.

К-А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

КОНЦЕПЦИИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

философ, методолог и теоретик, научные труды которого представляют собой органическое единство философски фундированной теории, эксперимента и… практики. Он создал самобытную философско-психологическую концепцию человека,… психологии, он навсегда останется современником всех, кто продвигает их дальше. Идущая от философии проблема субъекта…

Деятельность может быть только деятельностью субъекта, и все формирующиеся

В ней психические свойства и процессы являются неотъемлемыми качествами лишь

идейную близость к Марксовой философии, когда в статье 1934 г. он выделяет у Маркса и использует прежде всего фундаментальное и хорошо теперь известное положение о том, что все психические процессы или функции человека есть "органы

В монографии "Основы психологии" Рубинштейн систематизировал свои первые

самой деятельности субъекта им были выявлены ее психологически существенные компоненты и конкретные взаимосвязи между ними. Таковы, в частности, действие… отличие от реакции и движения), операция и поступок в их соотношении с целью,

Поведение человека не сводится к совокупности реакций; оно включает в себя

действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. В отличие от реакции действие - это акт деятельности, который направлен не на

Действие отлично не только от реакции, но и от поступка, что определяется

Прежде всего иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере

Того, как оно начинает регулироваться более или менее осознаваемыми общественными отношениями между действующим субъектом и другими людьми как субъектами, и в частности, по мере того, как формируется самосознание.

Всю эту систему своих идей Рубинштейн очень детально разработал затем в

1940 г. в первом издании "Основ общей психологии". Здесь уже более конкретно

раскрывается диалектика деятельности, действий и операций в их отношениях прежде

всего к целям и мотивам. Цели и мотивы характеризуют и деятельность в целом, и

систему входящих в нее действий, но характеризуют по-разному. Единство деятель-

ности выступает, в первую очередь, как единство целей ее субъекта и тех его

мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности в отличие от таковых

у отдельных действий носят обычно интегрированный характер, выражая общую

направленность личности. Это - исходные мотивы и конечные цели. На различных

этапах они порождают разные частные мотивы и цели, характеризующие те или иные

действия.

Мотив человеческих действий может быть связан с их целью, поскольку мотивом

Является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от

Цели и переместиться 1) на самое деятельность (как бывает в игре) и 2) на один из

результатов деятельности. Во втором случае побочный результат действий стано-

Вится их целью.

чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя и получить общественное признание. Результат, составляющий цель действия, при… личных условиях должен и может достигаться соответственно различными способами

Поскольку действие приводит к результату - к своей цели в разных, изменяющихся

Условиях, оно становится средством решения задач, т.е. более или менее сложным

Интеллектуальным актом.

воздействие на вещи человек воздействует на людей. Поэтому действие становится поступком прежде всего тогда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение человека к другим людям.

Первая из этих статей опубликована в 1944 г.

Рубинштейна (скончавшегося в 1960 г. на семьдесят первом году жизни). Начинается московский период жизни и деятельности. Рубинштейн получает высшее признание… качестве психолога, избранного в 1943 г. членом-корреспондентом, впервые в Акаде-

В "Основах" Рубинштейн делает первый шаг в раскрытии онтологической природы

кроме характеристики психического как отражения, знания, что вскоре стало общим местом с "легкой руки" гносеологов, он вводит в это определение… Рубинштейн обращается, конкретизируя категорию отношения, к его собственно

Ляторной функции по отношению к деятельности, сохраняющей свой специфический

формула деятельности, то оно не может регулировать реальную практическую деятельность в силу их тождественности. Только признание экзистенциальности… качественной специфичности сознания, в отличие от деятельности, позволяет вскрыть

Рубинштейн определяет личность как триединство отношений - к миру, к другим

Людям, к самому себе и трех модальностей - чего хочет, что может и что есть сам

Человек.Первая - мотивационно-потребностнаямодальность, вторая - способности

односторонность понимания личности, которое сводилось, в основном, к характеро- логии, и последующая ограниченность, состоявшая в сведении личности к… ностно-мотивационной сфере (что было свойственно и современным Рубинштейну

Проведя определение предмета психологии между "Сциллой и Харибдой" - его

Социологизации или физиологизации, Рубинштейн обращается к раскрытию его

преломляющее (согласно своим закономерностям) внешние воздействия, но и как обусловливающее, т.е. само выступает в качестве причины. Психическое… ется как обусловленное и обусловливающее, т.е. определяющее поступки, поведение

Сущность человека не более, чем основа изменений, происходящих в нем по

Определенным историческим законам, а бытие выступает как мир, включающий

Человека и соотносительный с ним.

его реорганизации, преобразования <направлено, - писал Рубинштейн, - против отчуждения как человека от бытия, так и бытия от человека. Из учения о… риях, в том числе даже из учения о действительности, бытии, выпадает человек. Он,

Джеймса в философии, и Хольт - впервые провозглашают общую платформу

В последующие годы Титченер совершает крутой поворот. В "Учебнике психологии" (Textbook of psychology. N.Y., 1912) мы встречаемся уже с совсем иными, явно махистскими… материалом физики и психологии, - читаем мы здесь, - не может быть никакой существенной разницы.

Quot;Новые идеи в философии".

своей философии представители <нейтрального> монизма видят в борьбе против картезианской <бифуркации> природы. Всячески выпячивая свою борьбу… декартовского дуализма, они пытаются выдать себя за <революционеров> в фило-

Заключение

В настоящей книге мы попытались наметить некоторые опорные пункты воздвигаемого ныне здания психологической науки. В качестве центральной при этом выступила проблема детерминации явлений.

В своей специальной форме применительно к деятельности мозга проблема

детерминации психической деятельности связана с дальнейшим развитием рефлекторной теории, с изучением закономерностей отражательной деятельности мозга.

В общей своей форме проблема детерминации является коренной для всякой теории в любой области знания. Мы наметили первые, самые общие контуры решения этой общей проблемы применительно к детерминации психических явлений. Решение этой проблемы, применительно к психическим явлениям привело к новой постановке и тем самым к новому решению так называемой психофизической проблемы как вопроса о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира, в которой психические явления выступают и как обусловленное и как обусловливающее, как зависимое от условий жизни и как обусловливающее поведение людей, посредством которого эти условия изменяются.

Фрейд заметил, что большое число физических недугов происходит от душевных конфликтов пациента. Он видел, что душевные конфликты могут привести к болезни тела. Поэтому в противоположность широко распространенному,мнению Фрейд показал неадекватность чисто физического подхода к человеку, солидаризируясь в этом вопросе с Фомой Аквинским. Психоаналитические концепции кладет в основу своей трактовки личности и томистская психология Донсиля.

Выявление роли внутренних условий психических процессов в их взаимосвязи с внешними выдвигает в качестве основного условия научного детерминистического изучения психических процессов (и поведения человека) их изучение в личностном плане, исходя из реального бытия человека. В том же направлении ведет и анализ центрального ядра <психофизической проблемы> - вопроса об идеальном и материальном. Исходная предпосылка для правильного решения этой проблемы заключается, как мы видели, в том, чтобы за отношением образа к вещи вскрыть в качестве исходного отношение познающего субъекта и объективной реальности, так как образ, идея не существуют сами по себе вне познавательной деятельности человека, вне рефлекторной деятельности его мозга.

Таким образом со всех сторон все линии сходятся в одной точке, все поднятые в этой книге проблемы подводят к одной центральной проблеме - проблеме человека.

Все будущее психологии связано с решением этойцентральной проблемы человека; весь ее реальный смысл заключается в том, что она вносит в совершенствование труда, жизни человека, в особенности в дело воспитания, дело формирования самого человека. При разрешении этой последней задачи психология должна будет одним своим концом сомкнуться с этикой не менее тесно, чем с теорией познания.

К проблеме человека, которая ныне встает перед нами как центральная, мы

подойдем в принципе так же, как мы подошли к проблеме психического, исходя из того положения, что каждое явление есть, и оно само и нечто другое, поскольку оно выступает в разных системах существенных для него связей и отношений. В разных системах существенных для него связях и отношений человек выступает в разном качестве. Лишь всесторонне выявив его во всех для него существенных связях с миром, можно раскрыть его подлинную сущность и место в жизни.

 

ПРИНЦИП ТВОРЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

К ФИЛОСОФСКИМ ОСНОВАМ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

<Скажи мне, Сократ, изучима ли добродетель?> - этим вопросом начинается платоновский <Менон> и такова же тема <Протагора>. Отрицательный ответ, который дает на этот вопрос платоновский Сократ, приобретает особенную парадоксальность благодаря тому, что этот тезис соединяется с другим, согласно которому добродетель есть знание, и даже опирается на него: добродетель есть знание, и добродетель не изучима. Само знание тоже не изучимо, если только под учением понимать передачу и механическую рецепцию в готовом виде преподносимой «мудрости». Парадоксальность первоначального тезиса обнаруживает, таким образом, необходимость иного определения самого понятия учения и реформы того отношения, которое им выражается. Говоря платоновскими формулами, знание не сообщается как бы переливанием из одного сосуда в другой (Symposium 175 D), учиться - значит самому у себя находить (Theaetetus, 150 D), овладевать своим собственным познанием (Phaedo, 75 Е).

Новейшее движение в педагогике привело к возрождению этого положения сократо-платоновской педагогики. Учение мыслится как совместное исследование: вместо догматического сообщения и механической рецепции готовых результатов - совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит. Система, в основу которой было положено пассивное восприятие готовых результатов, копирование данных образцов - одна лишь бездеятельная и бесплодная рецептивность, - должна быть заменена системой, основа и цель которой - развитие творческой самодеятельности. На основе творческой самодеятельности субъекта стремится современная педагогика построить процесс и всю систему образования. Правомерность этой попытки и, значит, судьба на принципе творческой самодеятельности построенной педагогики зависят, однако, от решения одной радикальной философской проблемы. Ее уяснению в данной связи посвящена настоящая статья.

Как ни значительно, вообще, расхождение различных направлений и систем по основным вопросам философии, в вопросе об отношении между познанием и его предметом, определяющим истинное знание, ясно и определенно выступает одно господствующее воззрение. Уже первое разграничение рефлексии между субъективным представлением, видимостью, иллюзией и тем, что признается объективным предметом, вещью, бытием, применяет и ясно обнаруживает тот критерий, который затем проходит определяющим принципом через теоретико-познавательные концепции различных философских систем. Наивное сознание признает объективным миром, бытием окружающий нас мир вещей, потому что, данный в чувственном восприятии, он представляется нам, когда, живя и действуя, мы сталкиваемся с ним, готовым без нас и независимо от нас: он дан нам, а не создан нами; мы его как опыт испытываем, он нами воспринимается, т.е. как будто пассивно приемлется, а не конструируется - словом, он независим от нас. Объективность бытия полагается в независимости от его знания. Все дальнейшее развитие реалистических систем заключалось в том, что все дальше отодвигалась проводимая, согласно этому критерию, демаркационная черта: все большая сфера содержаний обнаруживала свою зависимость от субъекта сознания и соответственно этому все дальше отодвигалась сфера объективного бытия. Сначала разрез проводится в сфере чувственных качеств: когда обнаруживается субъективная обусловленность некоторых из них, они как <вторичные> качества отделяются от «первичных», которые одни относятся к объективному бытию (Локк). Когда затем обнаруживается, что и первичные качества так же мало независимы от субъекта (Беркли), бытие, объективность которого определяется его независимостью, отступает еще дальше. Так последовательно создаются понятия материи, субстанции, трансцендентного абсолюта. Таким образом содержание, относимое к бытию, меняется, но критерий, принцип, определяющий его, остается неизменным. Но если бытие в своем отношении к знанию определяется своей независимостью от него, то знание должно в своем отношении к бытию, предмету знания, определяться своей рецептивность ю. Позитивизм формулирует этот тезис с особенной четкостью. Бытие он принципиально отождествляет с данностью, а знание с рецепцией этой данности. Основной принцип эмпиризма, согласно которому истинное знание только в опыте, в восприятии того, что дано в чувственном созерцании, есть лишь частный случай более общего принципа. Если эмпиризм ограничивает бытие чувственным опытом, то он делает это лишь потому и поскольку предполагает, что только чувственность - чистая рецептивность, только ей предстоящее содержание - непосредственная данность. Но в основе его лежащий принцип, во имя которого эмпиризм проводит это ограничение, сам по себе шире; он остается неизменным, определяется ли познание как созерцание чувственное, интеллектуальное или мистическое, поскольку созерцание вообще означает: непосредственная данность бытия. Объективность знания полагается в независимости его предмета от познания.

Общая задача познания, которое всегда хочет познать то, что есть, так, к^к оно есть, сводится здесь к принципу: принимать то, чтб дано так, к^к оно дано. Принимать бытие в его данности, брать предмет знания в том его содержании, которое дано, т.е. не вносить ничего от себя - кажется, что это означает принимать в неприкосновенности его самого, признавать его в его подлинном и непосредственном бытии.

И поэтому представляется само собой разумеющимся, что познавать бытие так, как оно есть, это именно значит признавать то, что дано так, как оно дано. В таком случае истинное знание по самому определению своему - чистая рецептивность.

Однако, если объективистические системы определяют объективное бытие независимостью от сознания, то из того же определения исходят и его предполагают системы субъективного идеализма и именно на нем основывают они свою субъективистическую критику бытия, которая, разрушая его, превращает бытие в содержание сознания, мир - в мое представление.

Общая схема такого построения выступает особенно рельефно в трансцендентальном идеализме Канта. Основной тезис трансцендентального идеализма утверждает, что все бытие, доступное знанию, есть лишь «явления», т.е. только представления, которые вне нашей мысли не имеют никакого в себе обоснованного существования. Это положение, которое превращает бытие, предмет знания, в производную функцию обосновывающей его мысли - есть вывод, к которому приходит кантовский анализ. Спрашивается: над каким объектом был он произведен? Из какого понятия бытия исходит тот анализ, который в результате приводит к трансцендентальному идеализму? Кант ограничивает бытие пределами чувственного опыта. «Чувственностью предметы даются», - говорит Кант, и только таким образом, замечает он, могут они нам быть даны. Если способность давать предметы и иметь своим содержанием сам предмет есть исключительное свойство чувственности, то эта прерогатива ее должна покоиться в самой природе чувственности и в отличительных ее особенностях находить себе обоснование. Чувственность определяется Кантом как рецептивность, т.е. как способность пассивного восприятия. Предмет дан только в чувственном восприятии. Исключительная особенность чувственности - ее рецептивность. Следовательно, предмет имеется только там, где есть рецептивность со стороны познания и, значит, со стороны его содержания независимо от знания.

Соответственно этому бытие отождествляется с данностью. Вопрос о существовании вещи связан исключительно с вопросом о том, «дана ли нам такая вещь». Итак, бытие, из которого исходит анализ Канта, это данность чувственного опыта, содержание, которого «дано до синтеза рассудка и независимо от него», и понятие объективности, которое определяет для него предмет знания, это негативная идея независимости от познания. Приступая к критическому анализу бытия. Кант должен вскрыть и определить его содержание. При этом оказывается, что содержание чувственного опыта определяется как многообразие чувственных данных. Но это многообразие данного в своей конфигурации обнаруживает наличие различных отношений и связей между его содержанием, которые связывают их в комплексы и объединяют в единство объекта. Однако, эти связи между содержаниями данного сами не суть данные содержания. «Связь, - говорит Кант, - единственное из представлений, которое не может быть дано объектом» и не может быть воспринято в нем. Всякая объединяющая связь необходимо заключает в себе элемент конструктивности и потому не может быть отнесена к данности. Таким образом все данное в опыте представляет из себя комплекс содержаний, отношения которых и связь между которыми сами не суть содержания того же комплекса. Дано многообразие чувственного созерцания, а связи между этими данными содержаниями лежат вне данного. Данное не может поэтому в своем собственном содержании замкнуться в завершенное в себе и потому самостоятельное целое. Оно предполагает больше, чем оно в себе заключает и само, таким образом, выводит за пределы своего содержания, ставит себя в зависимость от чего-то, что вне его и обнаруживает этим свою несамостоятельность.

Поэтому оно по справедливости должно быть признано явлением, которое не имеет «никакого в себе обоснованного существования» (keine in sich gegriindete Existenz). Оно признается лишенным в себе обоснованного существования, потому что оно не самостоятельно и оно оказывается несамостоятельным в своем содержании именно потому, что оно предполагалось независимым, т.е. не включающим конструктивного

содержания знания. Субъективизм, к которому приходит критицизм, есть, таким образом, результат того негативного понятия объективности, которым оперирует догматический объективизм и которое, как оказывается, предполагает субъективистический критицизм, полагая объективность в независимости данного. Независимость в смысле данности есть для объекта чисто внешнее, отрицательное отношение к чему-то другому - к познающему, не определяющее положительного отношения его содержаний между собой; поэтому данное, не созданное, воспринятое, не конструированное, в этом смысле независимое от познания, оно может быть не самостоятельно в своем содержании, в том, что оно есть. Независимость, в которой ищут критерий объективности, есть лишь негативное выражение самостоятельности. Самостоятельна же такая совокупность содержаний, все отношения между элементами которой сами суть элементы той же совокупности, так что она замыкается в законченное целое, каждый элемент которого совершенно определен в пределах того же целого. Тогда это целое не имеет предпосылок вне себя; все ее предпосылки включены в самое систему, и эта система имеет «в себе обоснованное существование». Объективность нужно поэтому, искать не в независимости от чего-то другого, не в этом отрицательном и чисто внешнем для содержания объективного отношении, а в завершенности его собственного содержания, и определяться объективность какого-либо комплекса содержаний должна взаимоотношениями элементов того же комплекса. Объективно не то, что дано, а то, что завершено.

 

Эта абстрактная идея системы, каждый элемент которой вполне определен в пределах той же системы, может быть пояснена сравнением с совершенством формы художественного произведения. Когда знакомясь с каким-либо художественным произведением, читая, например, роман, мы находим в нем характеристики действующих лиц, которые автор дает от себя, мы всегда испытываем это как несовершенство художественной формы. Мы хотели бы, чтобы характер каждого действующего лица выявлялся из его взаимоотношений к другим действующим лицам того же произведения, и он бы, значит, определялся своими отношениями внутри того же художественного целого. Тогда действующие лица живут своею собственною жизнью, тогда, а не в том случае, когда они копия чего-либо данного, воспроизведенного так, как оно было воспринято, - они являют как бы самостоятельную реальность.

Художественное произведение тогда смыкается в законченное целое; в завершенности его содержания создается самостоятельный <мир> художественного произведения.

Чем совершеннее художественное произведение,тем более завершенное целое, тем более самостоятельный <мир> оно из себя представляет. Значит, чем значительнее творческая деятельность художника, его создавшего, тем более самостоятельным целым является его творение. Это отношение художника-творца к его произведению может служить прототипом для определения истинного соотношения творческой самодеятельности субъекта к объективному миру на основе намеченной здесь концепции объективности. Объективность какой-либо совокупности содержаний зависит не оттого, входит ли в состав его что-либо от меня исходящее и мной вносимое или нет, значит, не от того, дано ли оно или создано; воспринято или конструировано, а оттого, замыкается ли оно в завершенное самостоятельное целое. Тем самым преодолевается конфликт между объективностью и творческой самодеятельностью. Между ними не только нет антагонизма, объективность не только не исключает, она необходимо включает в себя элемент творческой самодеятельности. Недаром, когда искали объективное бытие, основываясь на критерии независимости, нигде не могли его найти. Как ни пытался реализм и вообще объективизм определить бытие, как ни отодвигал его во все более отдаленную сферу, идеализм повсюду настигал его и торжествовал над ним победу, доказывая, что его бытие по истине только содержание сознания, его мир только мое представление. Реализм, вообще объективизм, построенный на этой основе, всегда оказывался догматизмом, а критицизм приводил к субъективному идеализму. Оба они оперировали тем же понятием бытия и на основе его создавался неразрешимый конфликт между ними. Нет и не может быть воспрития как формы познания, которое было бы чистой рецептивностью и которому дано было бы объективное бытие, некоторое самостоятельное целое. Рецептивность, которая лишь приемлет данное - некоторый конгломерат, выделенный случайным сечением через сферу бытия - всегда должна считаться с возможностью того, что она имеет перед собой несамостоятельное целое, не объективное взаимоотношениями своего содержания определенное бытие, потому что рецептивность со стороны субъекта, коррелятивная независимости со стороны объекта, означает, что предмет является для знания внешней данностью. Но он становится внешним для знания, поскольку элементы его содержания внешни друг для друга и друг в друга не включаются. А это означает, что отношения, определяющие содержания данного объекта, лежат вне этого объекта.

Рецептивность поэтому имеет перед собой только <явления>, которые не имеют никакого в себе обоснованного существования; ее мир только мое представление.

В самостоятельном целом каждый элемент должен определяться своими взаимоотношениями внутри того же целого. Такое целое по своему определению конструктивно.

Значит, объективное бытие необходимо включает в себя элемент творческой конструктивности.

Таким образом преодолевается конфликт между объективностью и конструктивностью знания. Объективное знание не должно быть восприятием или созерцанием непосредственной данности. И так как объективность не заключается в рецепции данного, то признание конструктивности знания не приводит, как это было у Канта, критицизма - к субъективизму, к <трансцендентальному идеализму>, и все же в философской концепции знания получает признание тот элемент его, который является выразителем научности науки, воплощая ее критический дух - исследование, которое никогда не есть приятие данного, а, наоборот, преодоление данного, установленного

до исследования во имя новых результатов исследования. Объективизм не осужден быть догматизмом, критицизм - субъективизмом. Заостряя этот результат в соответствующей теме формулировке, можно сказать: лишь когда со стороны субъекта есть акт творческой самодеятельности, его объект - самостоятельный мир, объективное бытие. Каждый «акт» рецептивности - восприятие «явлений», не имеющих никакого в себе обоснованного существования; каждый акт, в котором выстраивается передо мною мир, есть акт творческой самодеятельности: я непрерывно его воздвигаю, а он, законченный, передо мной. Объективизм, который познает то, что есть так, как оно есть, не пассивизм, который приемлет то, что дано так, как оно дано.

Творческая самодеятельность получает, таким образом, свое место в мире. И не исключена уже возможность строить педагогику на ее основе. Однако, признание педагогического значения творческой самодеятельности заключает в себе еще предпосылки, требующие радикального преобразования общераспространенного представления о взаимоотношении субъекта и его деяний. Согласно этому представлению, которое Кант закрепил, дав ему метафизическое выражение в своем учении об интеллигибельном характере, субъект мыслится как виновник или источник своих деяний, в которых он обнаруживается и проявляется. Направляясь на объект, который они определяют и создают, деяния исходят от субъекта. Но если субъект лишь проявляется в своих деяниях, а не ими также сам создается, то этим предполагается, что субъект есть нечто готовое, данное до и вне своих деяний, и, значит, независимо от них. Таким образом субъект как виновник своих деяний определяет свои деяния, сам не определяясь ими. Так как он в них только проявляется, а не ими созидается, деяния не входят определяющим фактором в его построение, они не включаются в него.

Личность во всем многообразии своих проявлений не может поэтому сомкнуться в одно внутренне связное целое. Она разлагается на две гетерогенные составные части.

Субъект - то, что в личности есть она <сама>, остается за деяниями как его

проявлениями; он им транцендентен. Ее единство распадается. Деяние, не входя в построение самого субъекта, теряет внутреннюю связь с ним. Утрачивая связь с субъектом, деяния тем самым теряют связь и между собой. Личность в итоге представляет из себя действительно только <пучок> или <связку> (Bundle) представлений. Трансцендентальная концепция Канта своими следствиями возвращает к эмпирической концепции Юма. Гибельная в своих последствиях, разрушающих единство личности, эта концепция логически несостоятельна в своих основах.

Единство не просто исключается; напротив, оно предполагается, но не осуществляется. Деяния мыслятся отнесенными к определенному субъекту: они е г о деяния. Но, не входя своим содержанием в построение, в состав его, они не определяют этого субъекта. Эта отнесенность их к нему не проведена в него самого, т.е. в его содержание. Она предполагается и утверждается, но это утверждение не оправдывается,

Вкладывая в нее несколько иное конструктивное содержание, я могу сказать формулой Спинозы:<Деяния (actiones) духа происходят только от адекватных идей, страсти же (passiones) зависят только

от неадекватных> (Spinoza В. Etica. Pars III. Prop. III. AmsL, 1677).

 

поскольку это отношение по самому характеру своему не может быть установлено объективно, т.е. взаимоотношениями деяний и субъекта, взятых в их собственном содержании. В этом заключается логическая несостоятельность трансцендентности - интеллигибельности характера - как и всякой вообще трансцендентности, а не в том, что она не чувственная эмпирическая данность. И в этом же заключается несостоятельность популярной концепции о данном в чувственном созерцании, готовом до и вне деяний субъекте, в своих деяниях только проявляющемся, структуру которой кантовское учение об интеллигибельном характере воспроизводит, давая ей лишь метафизическую транскрипцию.

Таким образом видеть в деяниях только проявления субъекта, отрицать обратное воздействие их на него значит разрушать единство личности. Бывают, конечно, деяния, которые не определяют характера личности и не включаются в то целое, в котором заключается личность. Но должны быть и такие, которые ее строят; иначе не было бы и ее самой. Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле. Большие исторические религии понимали и умели ценить эту определяющую силу действий. И культ был ничем иным, как попыткой посредством организации определенных действий породить соответствующее умонастроение. Но концепция абсолютного, на которой основывались исторические религии до сих пор, плохо мирилась с реальным участием человека в творческой деятельности абсолюта. Поэтому действия, которые должны были служить проводниками божественного воздействия на человека, могли быть лишь символическими актами: как деяния они были чисто фиктивны. Организацией не символизирующих и уподобляющих, а реальных, творческих деяний определять образ человека - вот путь и такова задача педагогики. Деятельность, определяющая объект, над которым она производится, определяет тем самым и субъекта, который ее производит; работая над объектом, субъект определяет не только его, но и себя. Индивидуальность большого художника не только проявляется, она и создается в процессе творчества. Такова вообще отличительная особенность всего органического: функционируя, организм сам формируется. Создавая свое произведение, художник тем самым создает и собственную свою эстетическую индивидуальность. В творчестве созидается и сам творец. Лишь в созидании из тех обломков и осколков человечества, которые одни нам даны, этического, социального целого созидается нравственная личность. Лишь в организации мира мыслей формируется мыслитель; в духовном творчестве вырастает духовная личность. Есть только один путь - если есть путь - для создания большой личности: большая работа над большим творением. Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет, и чем завершенное этот последний, тем более завершенной является она сама. Одним и тем же актом творческой самодеятельности создавая и его и себя, личность создается и определяется, лишь включаясь в ее объемлющее целое. Завершенная индивидуальность не значит изолированная единичность.

 

Примечание

 

Размышления об объективности, приводимые в этой небольшой, случайного происхождения статье заимствованы мной из главы II: <Идея знания> моей работы. Заимствования эти представляют из себя краткие, местами текстуальные выдержки. Я поэтому считаю нужным это здесь оговорить, хотя и не знаю, когда мне представится воможность эту работу напечатать.

 

СТРОКИ, НАПИСАННЫЕ СЕРДЦЕМ.

КРАТКИЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДНЕВНИКА УЧЕНОГО

 

О философии и философе

 

(Автобиографический портрет ученого)

 

И значительность философа и оригинальность заключается (проявляется) в том, что когда его мысль входит в мир, то бытие в своем отношении к ней должно выявить новые, доселе сокровенные, но наиболее основные в своей значительности черты...

Философ заставляет звучать струны своего бытия, вызывая резонанс и, таким

образом, вызывая и определяя (наиболее) чистые звуки и симфонии бытия. Это творчество философа не значит, что он берет бытие субъективно - только каково оно для него, а не так как оно само есть. Это значит, что, когда он входит в бытие, то бытие полнее (совершеннее) проявляет и самое себя... - то, что оно само есть для самого себя, - для него впервые становится более совершенным и только то, что оно поистине есть для самого себя (находит себя и определяется, что оно само есть). Так вообще познание не есть отображение или <копия>, повторение бытия, а восприятие и творчество. Познание бытия - что-то новое, которое выявляет сокровенное...

У одних (философов - К.А.) больше индивидуального, но нет (способности к - К.А.) объективации..., у других- объективация, научность, но он вытравил в себе проблемы всей жизни, биение большого сердца - биение жизни и потому нет индивидуального. Лишь, когда соединится одно и другое - возникает сознание подлинного, великого - оно должно вобрать в себя все переживания, все сокровенное, все порывы большого сердца, поглотить весь заряд его душевной энергии и дать ему совершить объективацию.

Оригинальность философа. Гидьдебрандт пишет о том, что мир, вопреки всем материалистам, не аморфная масса, а бесконечная пластичность организации, которая на каждое требование реагирует какой-либо функцией.

Так философ, я сказал бы, одним своим присутствием в мире, который есть не покой, а находящийся в бесконечном устремлении и в себе довлеющем напряжении,выявил в бытии самое сокровенное и самое основное. И значительность философа заключается в том, что сущее в своем отношении, в своей реакции на него впервые выявляет, но не случайные, а именно типичные свои аспекты. Всякий новый фактор, включающийся в бытие, заставляет бытие определиться в своем отношении к нему... Мир, вопреки всем материалистам, весь мир не сплошная масса, а пластичный организм.

Я хочу познать самое истину, хочу постичь само добро, я хочу узреть самого Бога - самого Бога, а не какого-либо посредника, который став, чтобы соединить меня с ним, став между нами, нас разъединяет, меня от него отстранит, самое истину и добро, а не их явление, отражение их в другом - я хочу постичь самое истину, само добро, самого Бога и потому - я сам должен их постичь. Это мое дело, дело моей жизни, моей души, моей судьбы, и никто помимо меня не может сделать это за меня.

Никаких посредников я не терплю. Я должен найти самого Бога и потому сам должен его найти.

Любовь есть высшее, не умствовать, а любить и творить дело любви - вот что надо. Да, любовь есть высшее, но любовь есть чувство, всякое чувство есть интенсивность, как бы объятие, в котором мы также сжимаемся. Эта интенсивность есть как бы заряд, который в действии, в жизни разрядится, и он разрядится тем, чем был заряжен, но что мы сжимаем, в интенсивности нашего чувства, и что должны в него включить - вот вопрос, на который любовь не дает ответа, хотя и заключает его. Каждый наш шаг и каждый поступок в напряженной атмосфере жизни есть разряд потенцированных сил, каждое действие жизни есть суждение о природе сущего и правде Божией.

Каждый человек, действуя и живя, попутно записывает в книге мира свою исповедь и свою религию.

Я как будто бы ученый, основное дело которого - научная работа. Но если говорить правду - я всегда думаю и всегда так чувствую: достойно жить, жить так, чтобы глядя на тебя, рядом с тобой легче и лучше было жить по-настоящему другому – это несравненно лучше и больше, чем писать ученые книги. Хороша по-настоящему не ученость, и даже не ум, а мудрость, мысль, приложеннае к жизни, неустанно работающая над ней, ее пронизывающая и осмысливающая мысль, которая знает и учит, как верно жить.

Аскетизм прекрасен - также как любовь и страсть. Но прекрасен аскетизм не

умерщвленный и высушенный, а огненной и пламенной души. Аскетизм прекрасен, когда он - страсть.

Аскетизм - это ревность, охраняющая любовь к чему-то бесконечно большому и дорогому от любвей маленьких и ничтожных.

Аскетом по-настоящему может быть только тот, кто пламенеет от любви.

Аскетизм - целомудрие влюбленных.

Чем больше груз учености, тем большей должна стать соответственно и сила

мысли, чтобы поднять его ввысь.

Ребенок в возрасте вопросов, когда впервые в нем пробуждается пытливая мысль, задумывающаяся над явлениями неведомого ей мира, ярче и очевиднее говорит о том, что человек по-настоящему это мыслитель, чем иной ученый.

Но и мудрость прекрасна, только если она не бессильное стариковское размышление извне, со стороны как-будто, об остановившейся или мимо идущей жизни.

Мудрость прекрасна только, если она страсть и действие, только если сама она жизнь.

Искательства Вы не увидите во мне никогда.

Гоняться за счастьем, за успехом я не намерен. Пусть счастье, если хочет гонится за мной, за ним я не гонюсь.

Нет! Не нужно брать счастье мелко как утеху и благополучие преуспевания. Но жизнь должна быть счастьем или, скорее, ликующей радостью, радостью, поскольку она стремление и достижение, поскольку она борьба за великую цель, за правое дело, и победа в этой борьбе.

Готов я к жизни суровой и одинокой. И жизнь такая будет на самом деле не

суровой и не одинокой для меня. Живу я не в Дубултах, не в Москве, а во

Вселенной - в ее просторах, далях, перспективах всей Вселенной силой и полнотой ее несокрушимой вечной и величавой жизни. И душе моей просторно и светло.

Всегда бывает как-то особо хорошо в жизни, когда вдруг окажешься неизвестно где - вот как сегодня. Когда ты в Дубултах или Майори, ты всего лишь в Дубултах или Майори и даже когда ты в Москве, ты тоже только лишь в Москве. Но когда ты неизвестно где - на неведомой тебе тропинке на неведомом берегу - ты где-то во Вселенной - живется и дышится безбрежной жизнью.

 

И все же Вселенная без человека пустота! Лишь в единении с человечеством ты человек и жизнь твоя ему полезна.

 

Понять по-настоящему человека и межлюдские отношения, чтобы сделать их

совершеннее - это все же самая человечная и самая прекрасная из всех задач.

 

Человек должен был бы постоянно помнить, что всей своей жизнью, каждым своим поступком, он чертит образ свой в сердцах людей. Помни он это, он жил бы по-другому. Но забывать нельзя:

Любовь к абстрактному человечеству поверх и вне живых людей, которые тебя окружают - худший враг подлинно живой человечной любви к людям, лучший предлог для бессердечия и равнодушия к ним.

 

Любить человечество надо в людях, с которыми связывает тебя жизнь, и в них надо любить человечество таким, как оно есть и таким, каким оно будет, таким как оно становится и каким мы же должны его сделать.

 

<Бог> - это людьми возвышенный и обоготворенный субъект и вместе с тем -

объект для совершенства доведенной такой любви. Всякое злобствование всегда от бессилия, от собственного ничтожества, ни от чего другого. Злоба у людей – от бессилия, от какой-то внутренней неполноценности и слабости. Чтобы вылечить их, надо, придать им силы, настоящей внутренней силы - возможности делать людям добро. Для того, чтобы быть великим душою, нужно быть сильным. Крепость духа -от нее и мужество и величие души. Когда чувствуешь себя внутри по-настоящему сильным, столько бывает в душе нежности к людям. Чем больше у человека власти, внешней силы, тем гибельнее отсутствие у него внутренней силы, силы душевной, духовной, делающей человека великодушным (и притом, именно духовной, душевной, а не просто и не только интеллектуальной).

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: основы, онтологии, логики, психологии0.068

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основы онтологии, логики и психологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План... Предмет и задачи педагогической психологии Психология и педагогика... История развития педагогической психологии в России и за рубежом...

Логические основы работы ЭВМ. Основы понятия и операции алгебры логики
Введение... Логические основы работы ЭВМ Основы понятия и операции алгебры логики Прикладное программное обеспечение...

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Предмет психологии. 1.3. Принципы, задачи, области психологии
Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и... Ход занятия...

Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Современные представ­ления о предмете соци­альной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества
Введение... Глава Дискуссия о предмете социальной психологии в е годы Глава Современные представ ления о предмете соци альной психологии...

Логика. ОБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА и Субъективная логика
Логика наука о формах методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности формализуемых с помощью логического языка Поскольку это... ОБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА необходимые закономерности связи отношения присущие... Субъективная логика тип вероятностной логики которая явно принимает во внимание собственность веры и неуверенность...

Основы планирования. Теоретические основы управления проектами. Основы планирования. Планирование проекта в MS Project 7
Использованная литература В В Богданов Управление проектами в Microsoft Project Учебный курс Санкт Петербург Питер г...

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Система открытого образования... ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ...

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ... Издание третье переработанное и дополненное...

Основы общей психологии
Основы общей психологии... Оглавление... Предисловие к му изданию...

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И
КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ... ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ... УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам