рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественная критика Фрейда

Общественная критика Фрейда - раздел Психология, СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ   В Процессе Проводимого Им Психоанализа Фрейд Установил У Свои...

 

В процессе проводимого им психоанализа Фрейд установил у своих пациентов следующее: по большей части они были больны оттого, что были не в состоянии удовлетворять свои сексуальные потребности. Пациенты переживали сексуальность как нечто предосудительное и поэтому боялись ее удовлетворения, вытесняли соответствующие желания и развили вследствие этого невротические симптомы. Причина вытеснения заключалась в них самих, а вернее в диктате их совести (в структурной модели: Сверх-Я).

Если в рамках психоаналитического лечения удавалось релятивиро-вать оковы Сверх-Я, тогда Я получало возможность прийти к выводу о возможности сексуально «предосудительного» удовлетворения». Следствием такого вывода оказывалось, как правило, исчезновение невротических симптомов и излечение самого заболевания.

Однако, не останавливаясь на достигнутом, Фрейд нашел ответ на вопрос «где лежат причины столь жесткого диктата совести?». Он обнаружил его в господствующей культуре, точнее, в культурной сексуальной морали (1908), в частности, в «двойной морали», с ее «осуждением любой сексуальной связи, за исключением моногамной супружеской». Фрейд установил: «Вся наша культура построена на подавлении инстинктов и влечений». Поставив этот диагноз, Фрейд стал критиком культуры, и когда он заявлял, что «известное количество непосредственных сексуальных удовлетворений кажется большей части общества явлением непозволительным», то делал это из заботы о своих пациентах. Если стремление к сексуальному удовлетворению является нормой, тогда, логически заключает Фрейд, «подавление [со стороны культуры] зашло слишком далеко».

Позднее в «Замечаниях о войне и смерти» (1915) он написал: «Государство требует проявления послушания и самопожертвования». Тем самым Фрейд однозначно возложил на государство ответственность за разнообразные недостатки современного общества. О государстве, ведущем войну, Фрейд писал, что оно «позволяет себе любую несправедливость, любое насилие, опозорившее бы отдельного человека. Оно идет не только на разрешенную хитрость, но и на сознательную ложь и мошенничество».

Критика культуры Фрейдом достигла своей кульминации в его известной поздней работе «Неудовлетворенность культурой» (1930). Здесь

-297-

он критикует «недостатки учреждений, которые регулируют отношения людей между собой в семье, государстве и обществе». Под этим подразумеваются как школьные и военные, так и производственные учреждения в индустрии и торговле, или политические, вроде правительства, суда и т. п. Согласно Фрейду они представляют собой «социальный источник страданий» первого ранга, поскольку учреждения такого рода — вспомним об акцентированных Фрейдом сексуальных потребностях — поддерживают своим существованием такое количество людских лишений, что — как мы говорим сегодня — фрустрационная толерантность человека оказывается чрезмерно высокой. Фрейд саркастически констатирует: «Намерение осчастливить человека в плане творения не содержится» (3.Фрейд. Психоанализ, религия,культура. М. 1992. с.85). Под словом творение, если мы вспомним критику религии Фрейда в его «Будущее одной иллюзии» (1927), имеются в виду созданные людьми учреждения, не позволяющие человеку жить в свое удовольствие. Культурные учреждения, защищая людей, урезают, однако, их элементарные инстинкты, оттого и возникают эти пресловутые «неудовлетворенности» культурой.

Вероятно, все мы можем согласиться с Фрейдом. Во всяком случае я могу констатировать, что пациенты, обращающиеся сейчас за помощью к психоаналитику, неизменно свидетельствуют, что их воспитание протекало в строгой религиозной — католической — или иной строгой обстановке. Сексуальность и наслаждения в их семьях были строго-настрого запрещены. Поэтому сексуальные желания связывались с чувствами вины, стыда и т. д.

Другим пунктом является проблема агрессивности, которую мы уже рассматривали в рамках психоаналитической теории личности (ср.: гл. V. 2.1.), и в этом смысле общественные учреждения оставляют человеку мало возможностей «выхода», за исключением войн, которые, как показывает история, точно эпидемии охватывают целые страны, поскольку у людей появляется возможность совершенно «легально» убивать, мучить, уничтожать, сеять за собою смерть и разрушение.

Фрейд задается вопросом: «Какое средство есть у культуры для того, чтобы тормозить направленную против нее агрессию?» (1930). Он отвечает на этот вопрос так: агрессивные стремления уничтожать и непосредственно наносить вред другим подавляются точно так же — физически или психически,— как и сексуальные влечения. Ценой этого является вторичное «отречение от влечения», если употреблять выражение Фрейда, отречение, стимулируемое в человеке культурой после того, как она уже провела подавление сексуальности, как «первичного отречения от инстинкта».

Чтобы избежать связанных с этим неудобств, созданных обществом, культура предоставляет «болеутоляющие средства» такие, как развлечения, множество заменителей, как-то: эрзац-удовольствия и наркотики.

Выигрышем от двойного подавления (сексуальных и агрессивных влечений) является развитие культурного прогресса, а именно — в духе Маркса — «культурной надстройки», вроде науки и искусства. Еще одним достижением стал во многих отношениях сомнительный прогресс цивилизации. Сюда относятся все связанные с техническими достижениями улучшения материальных и социальных условий общества, вместе с учреждениями общественной безопасности и многочисленными успехами в области обслуживания, к которым можно причислить и образование, и наличие свободного времени.

В споре между природой и культурой возникает дилемма, нерешаемая в контексте противоречий человеческой жизни. Если, с одной стороны, были бы удовлетворены все сексуальные и агрессивные потребности, как того требует природа, то тогда мы жили бы, как животные, и отказались бы от всех плодов культуры, цивилизации и прогресса. Если же, с другой стороны, мы подчинимся всем требованиям культуры, будем строго придерживаться норм морали и этики и соблюдать все запреты судебных инстанций и государственного контроля, тогда, следуя неизбежной логике, мы все заболеем, поскольку в этом случае природное естество в нас будет целиком и полностью подавлено.

Господствующие общественные отношения в связи с географическими, историческими, производственными и политическими условиями принципиально изменчивы и в соответствии со степенью подавления инстинктивной природы могут расцениваться как более или менее свободные и «великодушные» или более или менее подавляющие и запретительные. Читатель вполне может и сам оценить современное общество, в котором он живет. Лично я придерживаюсь того мнения, что до сих пор управлять людьми в тех областях, где должно иметь место критическое сознание и личное решение, пытаются с помощью запретов. Но осуждать то или иное общество столь же малоэффективно, сколь и пытаться — как это делают, например, марксистские социологи — приписать ответственность за вызванные культурой «неудобства» исключительно капиталистической общественной структуре. Конструктивным в этом смысле

-299-

надо полагать разграничение, введенное Гербертом Маркузе (1955), при котором различаются неизбежное подавление и совершенно не обязательное «сверх-подавление», о котором далее мы еще поговорим.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ... ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественная критика Фрейда

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО
  Наши повседневные конфликты   Из повседневной жизни всем известно, как тяжело быть аутсайдером в группе, переживать равнодушие, оказаться исключенным и

Зигмунд Фрейд
  Зигмунд Фрейд начал с решения загадки истерии. Неврологические причины в виде органических поражений нервной системы с естественнонаучной точки зрения исключались. Не пребывали ли э

Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг
  Появление суровых для того времени истин о человеческой сексуальности заранее предполагало их неприятие. После того, как напуганный своей собственной реакцией и реакцией первой паци

Возвращение к стволу: теория инстинктов и теория травм
  Психоаналитическая теория инстинктов   Мы рассмотрели ранние ответвления психоаналитического дерева, забыв о его стволе, как это сделали в свое время первые о

Ветви психоанализа: современное развитие теории отношений
  6.1. Сандор Ференци и Михаэль Балинт. Венгерская школа   К стволу психоанализа несомненно следует добавить достижения Сандора Ференци в области психоаналитиче

Биология Социология
  Таблица 4. Положение психоанализа между биологией, социологией и психологией (Лоренцер, 1985).   В следующей главе я расскажу о немецкой ветви дерева психоана

III. РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА В ГЕРМАНИИ
  Эта глава отражает субъективный взгляд автора, который родился в 30-е годы во времена национал-социализма и сразу по окончании войны в поисках психоаналитической информации впервые

Немецкое психоаналитическое объединение переосмысливает нацистское прошлое
  Очень высоко я оцениваю усилия Маргарет Мичерлих-Нильсен, направленные на выявление роли психоанализа во времена национал-социализма. В этой связи можно назвать также книги Ганса Ма

Значение психоанализа для педагогики, философии и богословия
  Отстранение от больничного ухода (смотри приложение «Упорядочение больничных касс») не помешало таким заслуженным психоаналитакам, как Гюнтер Биттнер и Алоиз Лебер, с успехом примен

Психоанализ в университете — шансы для взаимных инициатив
  Гаральд Леопольд-Левенталь — родом из Вены, колыбели психоанализа,— издал в 1987 году пособие по психоанализу. В юбилейном сборнике в его честь под названием «Психоанализ сегодня» б

Является ли психоанализ наукой?
  Используя дерево психоаналитического познания, мы проследили развитие психоанализа на протяжении десятилетий, прошедших после его открытия Фрейдом, вплоть до современной ситуации в

Различие между естественными и гуманитарными науками
Все науки собирают знания и посредством публикаций в журналах и книгах делают их доступными широкой общественности. Предметом знаний считаются достоверные явления, т.е. те, что происходят при опред

Освобождающие науки
  Прежде чем перейти к психоанализу, я хочу упомянуть еще одно научное направление, которое находится между нередко обвиняемыми в позитивизме эмпирическими науками и гуманитарными нау

Позиция психоанализа
  Наблюдая психоанализ как бы извне, с научно-теоретической точки зрения, не так-то просто указать его место в системе наук. Порой создается впечатление, что психоанализ, подобно хаме

Речь в защиту психоанализа перед родственными ему науками
  В этой книге я произношу речь в защиту психоанализа перед родственными ему науками. Вместе с тем, я хочу исповедаться в том, что я в действительности сохранил из психоаналитической

Предварительные замечания
  В психоанализе понятия личности, лица, персоны и характера употребляются различным образом. В то время как одни рассматривают «персону» в качестве философского понятия, представляя

Образ человека по Фрейду
  Образ человека у Фрейда сначала определялся влечениями как управляющими силами. Доминирующее место отводилось половому влечению. Проявление этого инстинкта Фрейд обнаруживал в снах,

Предварительные замечания
  Существует масса разнообразных возможностей включения психоаналитического учения о болезнях в введение в психоанализ. Мы могли бы ориентироваться по известному психоаналитическому у

Учение о психозах
  4.1. Предварительные замечания   В отличие от классических неврозов психозы представлены в психоанализе не столь широко. Лишь относительно немногие известные

Психосоматические расстройства
  5.1. Формы патологий   В отличие от психических манифестаций, характерных для шизофрении, заболевание может проявляться в телесных изменениях. При этом важную

Делинквентное поведение
  6.1. Общественные аспекты   Делинквентное и криминальное поведение поддерживается посредством многоуровневых общественных процессов. Поэтому стоит коротко пер

Алкогольная и наркотическая зависимость
  7.1. Алкоголизм   Определение   В этой главе я ставлю тему алкоголизма на первое место , поскольку на сегодняшний момент очень м

Так называемые перверсии
  8.1. Очевидное поведение   Переходя к теме перверсий, мы снова касаемся базового влечения, а именно, сексуальности (ср. V. 3.1.). Речь о сексуальности вполне

Предварительные замечания
  Важнейшим диагностическим методом в психоанализе является разговор, диалог. Аналитик начинает говорить с пациентом, задает ему те или иные вопросы, не упуская при этом ни одной затр

Психоаналитическое интервью
  2.1. Метод и необходимые условия   Хотя слово интервью незамедлительно вызывает ассоциацию со своего рода «опросом», какие часто проводятся в прессе и на теле

Психоаналитически ориентированные методы тестирования
3.1. Качественные методы   В этой связи широкую известность получил тест Роршаха, в течение которого испытуемому предлагается рассмотреть чернильные пятна неопределенной форм

Отличия от других видов терапии
За последние двадцать лет возник целый ряд новых терапевтических техник, поэтому в настоящий момент психоанализ является одним из множества столь же полноправных методов лечения душевных расстройст

Условия, необходимые для успешного применения психоаналитических методов
  2.1. Со стороны психоаналитика   Важнейшим фактором успешного применения психоаналитического истода наряду с внешними условиями терапии представляется личност

Психоаналитическая ситуация
Обратимся теперь к рассмотрению самой обстановки психоаналитического сеанса. Классическая ситуация выглядит следующим образом: больной лежит на кушетке, психоаналитик сидит и кресле, стоящем за куш

Психоаналитический метод в узком смысле
  Суть психоаналитического метода во многом определяется существованием в нем двух парных, биполярных концепций: концепции «желания и сопротивления» и «переноса и контрпереноса».

Собственно психоанализ
  1. Герменевтный психоанализ, концентрирующийся исключительно вокруг фантазий и их скрытого содержания.   2. Психоанализ как психоаналитическая психотерапия, в

Собственно поведенческая терапия
  Таблица 14. Психотерапевтические методы: психоанализ, поведенческая терапия и смешанные формы терапии. -269- включающему в себя 1,2,3 и 4 ступени понимания, резуль

Другие формы психоаналитической терапии
  6.1. Психоаналитическая психотерапия   Существуют две точки зрения на психоаналитическую терапию в контексте ее связи с самим психоанализом: а) анали

Применение психоанализа
  7.1. В медицине   Несмотря на то, что книга Михаэля и Энид Балинт, вышедшая в 1961 году на английском, а год спустя — на немецком языках, озаглавлена «Психоте

Методологические проблемы
  Как видно из предшествующей главы, метод психоанализа, нацеленный на осознание бессознательного, может быть с успехом применен и к небольшим группам (терапевтические группы и семьи)

Психоаналитическое исследование предрассудков и проблемы меньшинств
  Предрассудки — это «предварительные мнения или мнения, которые мы, не проверяя, перенимаем у других. В случае соответствия действительности, подобные мнения избавляют нас от усилий

Вклад А. и М. Мичерлих в решение актуальных процессов в ФРГ
  Если мы зададимся вопросом, почему в истории немецкого народа между 1933 и 1945 гг. имела место столь жестокая реальность, почему были убиты миллионы людей, а еще больше человек пос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги