Основные положения концепции Э.Фромма

 

Фромм расширил психоаналитическую теорию, подчёркивая немалую роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Он анализировал условия существования человека с конца Средневековья до наших дней («Бегство от свободы»). Для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности. Но, по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы, значительная степень автономии и свободы, которыми наслаждаются люди, живущие в современом обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед людьми стоит болезненная дилемма: свобода от жёстких социальных, экономических, политических и религиозных ограничений в современном демократическом обществе потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму.

Фромм предполагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной трудностей человеческого существования. Получается так, что люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы (человеческой) и общества. Людям необходимо иметь свободу выбора и право самостоятельно делать этот выбор, но им также необходимо чувствовать себя объединёнными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.

Для преодоления чувства одиночества и собственной незначительности, которое возникает у некоторых людей в результате обретения свободы, приходится отказываться от самостоятельности в пользу подавления своей свободы и индивидуальности. Фромм предлагает основные пути «бегства от свободы».

1 Авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить себя самого с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». (Фромм Э. «Бегство от свободы»). Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских наклонностях людей.

При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчинённость и беспомощность.

Садистская форма авторитаризма выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.

Фромм утверждал, что у одного и того же человека обязательно присутствуют обе тенденции ( садо-мазохистские наклонности человека)

2. Второй тип бегства от свободы - деструктивность.По Фромму, долг, патриотизм и любовь - самые распространённые примеры рационализации деструктивных действий.

3. Третий тип бегства от свободы - абсолютное подчинение социальным нормам, регулирующим поведение. Фромм применял к такому человеку термин конформность автомата, который, используя данную стратегию, становится тем, каким его хотят видеть. Фромм был уверен, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей, живущих в обществе с рыночной экономикой.

Как бы в противовес трём перечисленным механизмам бегства от свободы, Фромм определяет опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстранённости.

По Фромму, это такой вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, свободен. Для достижения позитивной свободы необходимо обладать спонтанной активностью в жизни, которая присуща детям. Именно они ведут себя в соответствии со своей внутренней природой, естественно, а не согласно социальным нормам и запретам. Фромм считал, что любовь и труд - основные компоненты с помощью которых развивается позитивная свобода, достигается целостность личности. При этом у Фромма задействовано собственное понимание любви, которое необходимо рассмотреть для понимания позитивной свободы и продуктивности человека в жизни.

«Понятие плодотворной любви имеет мало общего с тем, что часто принято называть любовью» (Фромм Э. «Человек для себя» С.97.). «Подлинная любовь коренится в плодотворности, и поэтому собственно может быть названа «плодотворной любовью». Хотя предметы любви различны, и соответственно различны глубина и качество любви к ним, определённые основные элементы присутствуют во всех формах плодотворной любви.

Это - забота, ответственность, уважение и знание.» ( Там же, С.98).

« Это не «аффект», не увлечённость, а активное содействие росту и счастью любимого человека, коренящееся в собственной способности любить.» « Если человек способен к плодотворной любви, он любит также и себя, если он может любить только других, он вообще не способен любить» ( Там же, С.126-127).

Любовь, по Фромму - психосоциальное качество, вытекающее из чувства интимности, благодаря которому молодой человек или девушка вверяет себя другому человеку, хранит верность, даже если для этого может потребоваться самоотречение и компромисс.

«Любовь к одному индивиду, если она отделена от любви к людям, можно отнести лишь к чему-то поверхностному и случайному». «Человеческая солидарность - это необходимое условие раскрытия любой единичной индивидуальности».

Тесная взаимосвязь понятия индивидуальной любви с любовью к людям и обществу в целом имеет большое гуманистическое звучание, но относится больше к теоретическим размышлениям, так как недоступно эмпирическому изучению и рассчитано на людей, живущих в идеальном обществе. Но рациональный компонент понимания любви в личностном плане, безусловно, обогащает имеющиеся представления об этой важной составляющей в жизни человека.

В зависимости от того, как удовлетворяются основные (сущностные) потребности человека, Фромм различал различные типы ориентации характера людей, обусловленные общественной системой.