Социальные типы характера

Фромм выделял пять социальных типов характера, преобладающих в современных обществах. Они представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального окружения, в котором живут люди. Фромм также разделил типы характеров на два класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые).

 

Непродуктивные:

1. Рецептивные типы. Они убеждены в том, что всё хорошее для них находится вне их самих. Действие «по рецепту» характеризует таких людей как пассивных, зависимых, доверчивых. Но, в то же время, они могут быть оптимистичными и дружелюбными.

2. Эксплуатирующие типы. Обычно берут то, что им нужно, силой или изобретательностью. Не способны на собственное творчество, поэтому добиваются любви, идей, обладания чем-либо, заимствуя у других. Чаще агрессивны, надменны, самонадеянны, эгоцентричны. Отличает их в положительном плане уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

3. Накапливающие типы похожи на гоголевского Плюшкина (в сфере материальных благ), боятся всякого посягательства на их накопленния в различных сферах жизни. В отличие от первых двух типов «накопители» тяготеют к прошлому, всё новое их отпугивает.

4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар.

Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западно-европейских странах.

Весьма обеспокоенный деформированием человеческих отношениний в условиях рынка, Э.Фромм пишет в 1957 году статью «Человек - это не вещь». В ней Фромм описывает, как современное общество нацеливается на рынок, где знание потребителя и манипулирование им становятся чрезвычайно важными.

В современной России, ещё не доросшей до состояния полноценных рыночных отношений, подобное манипуляторство распространено на всех уровнях повседневной реальности. Тоталитарный режим прошлых лет взращивал обезличенные, рабские отношения человека- винтика, презрение к «низам», от чего избавиться очень непросто, ведь посттоталитарное общество очень манипулятивно. Знания основных зарактеристик манипулятивности и противоположных им естественных, открытых отношений необходимы для создания конструктивных отношений.

Продолжая мысль Фромма, Э.Шостром развил проблему манипулятивности современного человека. («Эверетт Шостром «Анти - Карнеги или Человек - манипулятор»,1992).

Шостром также затрагивает психологические аспекты вечного вопроса о свободе и ответственности человека, который волновал и Э.Фромма.

Психологи гуманистического направления воспринимают как трагедию нормативность и манипулятивность отношений, заложенную в системе воспитания современного общества, низводящую людей до уровня «озабоченных автоматов», неспособных открыто и спонтанно выражать свои чувства.

Шостром показывает, что манипулятор вне и внутри нас. Подчёркивая при этом, естественность существования манипуляций в жизни, так как оно необходимо в борьбе за собственное существование. Гораздо опаснее манипулятор внутри нас - та часть нашей личности, которая сознательно или несознательно применяет уловки, цель которых - контролировать ситуацию для достижения своих целей.

Свою задачу как психотерапевта Э.Шостром видит в разработке диагностической системы и технологии индивидуальной и групповой психотерапии, которая позволила бы людям увидеть манипуляции в своей жизни. Понять, в каких ситуациях манипуляторы относятся к другим как к вещам, научиться точно описывать себя и других, активизировать в себе стремление к полноценной эмоциональной жизни, которое приходит к человеку в результате интеграции как сильных, так и слабых сторон его личности.

Стиль жизни манипулятора базируется на лжи, неосознанности, контроле и цинизме.

Стиль жизни актуализатора - честность, осознанность, свобода и доверие. Понятие продуктивного характера по-Фромму роднит Актуализатора по-Шострому.

Продуктивный характер.

Он существует в единственном числе и рассматривается Фроммом как конечная цель в развитии человека. Из работ Фромма видно, он вывел эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви даёт возможность людям любить всё живое на Земле ( биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Безусловно, существование людей такого типа возможно лишь в идеальном обществе, не известном доселе. Скорее всего, теория Фромма испытала влияния идей социализма, с которыми он познакомился ещё в юности.

Э.Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не встречается в чистом виде, поскольку продуктивные и непродуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Отсюда и понимание психического здоровья зависит в данной теории от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у человека.

 

Экзистенциальные потребности человека

 

В самой природе человека заложены экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами.

Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлению к безопасности представляет собой мощную мотивационную силу в жизни человека. Поэтому конфликт свобода-безопасность обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделял 5 экзистенциальных потребностей:

1 Потребность в установлении связей.

Чтобы преодолеть конфликт ощущения изоляции от природы и отчуждённости всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать участие в чьей-то жизни, быть ответственным за кого-то.

Идеальный путь к связи с миром - через «продуктивную любовь», помогающий людям трудиться вместе и в то же время сохранить свою инди-видуальность. Если же потребность в установлении связей не удовлетворена, то люди становятся нарциссичными: отстаивают только эгоистические интересы и не способны доверять другим.

2 Потребность в преодолении.

Всем людям необходимо преодоление своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими натурами, созидателями своей собственной жизни. Дело созидания ( по Фромму, это искусство, материальные ценности, воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и обыденностью их жизни и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. При неудовлетворении этой потребности возникает тенденция к деструктивности поведения.

3. Третья базисная потребность - потребность в корнях.

С самого появления на свет все люди нуждаются в соединённости с миром через родителей, или людей, их заменяющих. К концу детства многие отказываются от безопасности, которую обеспечивала им родительская опека. Но каждый нуждается в этих корнях, они дают чувство безопасности, стабильности, уверенности в благожелательности окружения по отношению к нему, которые даёт ребёнку мать. При отсутствии таких «корней» не обеспечивается ощущение уверенности и стабильности существования человека.

4 Потребность в идентичности.

Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самим собой -« Я -это Я».

Копирование поведения кого-либо, доходящее до слепого подражания, не даёт возможности человеку достичь чувства полной идентичности с самим собой. В таком случае не достаёт ясного представления о своей собственной социальной роли, и приходится строить предположения о том, какая роль подходит им в данной ситуации.

5 Потребность в системе взглядов и преданности.

Фромм считал необходимым формировать рациональный подход во взгляде на природу и общество, так как это необходимо для поддержания психического здоровья.

Резюмируя сказанное, Фромм считал, что люди нуждаются в объекте преданности, посвящении себя кому-либо или чему-либо, в чём заключался бы для них смысл жизни. Это даёт возможность преодоления изолированного существования человека в мире, наделяет жизнь смыслом.

Процесс формирования личности в теории Э.Фромма показывает, как обширные социокультурные факторы взаимодействуют с универсальными человеческими потребностями. Его принципиальный тезис - структура характера связана с определёнными социальными структурами.

Э.Фромм претендует в основном на глобальные формулировки, что делает эмпирическую проверку основных положений его теории весьма затруднительной.