рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления

Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления - раздел Психология, Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности Однако «Анализ Через Синтез» — Не Единственный Механизм Творческой Деятельнос...

Однако «анализ через синтез» — не единственный механизм творческой деятельности композитора. Второй важнейший механизм композиторского творчества, как и художественного творчества в целом — образное обобщение, которое осуществ­ляется, по мнению некоторых ученых, по особым законам об­разного мышления1, творческого воображения. В литературе широко распространена точка зрения, сог­ласно которой образное мышление является основным орудием художественного творчества. Лишь образное мышление позво­ляет творцу передать всеобщее через отдельное, единичное. Остановимся подробнее на теоретической стороне вопроса. Как же взаимосвязаны логические и образные компоненты мышления, какова действительная роль образного обобщения в творчестве? Одни ученые, придавая огромную роль нелогическим ком­понентам в творческом мышлении, связывают их с интуицией (например, Д. Брунер). Другие все нелогические процессы в мышлении рассматри­вают как воображение (например, А. И. Розов). Многие авторы отождествляют творческое воображение с образным мышлением или образное мышление с интуицией . Более того, творческое воображение, фантазия отождествляет­ся с мышлением в целом: фантазия определяется как слож­ный психический процесс, заключающийся в создании новых 1 Специалисты говорят о специфическом визуальном (зритель­ном) или сонорном мышлении (воображении), связанном со способ­ностью видеть мир сквозь призму красок или звуков. 2 Вопрос о воображении обсуждается в работах А. В. Брушлинс-кого [72], О. И. Никифоровой [217], в которых детально представле­ны обсуждаемые здесь различные позиции ученых.

Композиторское творчество_____________________187 представлений и даже мыслей на основе имеющегося опыта (Е. И. Игнатьев). Такое расширительное понимание воображения приводит к отрицанию необходимости существования мыслительной дея­тельности, функцией которой и является создание новых мыслей. В противоположность расширительному толкованию вооб­ражения в отечественной литературе есть и другое направле­ние, отрицающее воображение совсем как психологическую категорию. Корни этого направления — в трудах С. Л. Ру­бинштейна [265], который считал, что воображение — необхо­димый компонент всех процессов чувственного познания. Но­вое не является лишь привилегией воображения, оно есть и в ощущениях, и в восприятии, и в представлениях. Итак, в чем же специфика воображения и образного мышле­ния? Воображение в первую очередь направлено на создание об­разов желаемого, возможного будущего, а также на создание или воссоздание образов, которых нет в опыте человека. Вооб­ражение имеет всегда отношение к образам в отличие от мыш­ления, которое оперирует не только образами, но и понятиями. Воображение, с одной стороны, уже образного мышления , так как с помощью образного мышления человек решает твор­ческую задачу, воображение же лишь участвует в ее решении, направляя и корректируя ход мысли, давая пищу для обобще­ний, освещая путь мысли замыслом. В этом плане воображе­ние и мышление соотносятся как действие и деятельность: вооб­ражение — операнд, «клеточка», структурно-функциональная составляющая мышления. С другой стороны, воображение шире образного мышления, так как человек может охватить с помощью воображения за­мысел, структуру, ядро еще до того, как мышление начнет выполнять свою работу. Образное мышление «включается» в творческий процесс с момента начала решения задачи. В этом почти все специалисты 1 Известный специалист в области психологии мышления и вооб­ражения, канадский психолог А. Пайвиоу подчеркивает, что вообра­жение не является лишь статической составляющей мышления, «вооб-ражательное мышление», по сравнению с понятием, характеризуется исключительно точностью, скоростью и гибкостью информационных процессов. Воображение способствует обогащению содержания и гиб­кости мышления [299, с. 98].

видят главное отличие образного мышления от воображения: образное мышление, как и мышление в целом — это прежде всего решение задачи. Как показали исследования В. Н. Пуш­кина и Л. А. Гуровой [118], образная стратегия решения зада­чи осуществляется не по законам вербальной логики. Для интерпретации психологической специфики образного мышления уместно привести известный психологам пример. Двум людям предлагается ответить на вопрос: «Сколько времени будет через полчаса, если сейчас три часа сорок ми­нут?» Один человек эту задачу решает следующим образом: прибавляет 30 минут к сорока и получает на основе несложной математической операции искомый ответ: четыре часа десять минут. Другой же, не апеллируя к цифрам, представляет зритель­но циферблат и мысленно передвигает стрелку на полчаса в точку на противоположной стороне циферблата, делящей диск пополам. Первый решил задачу, пользуясь логическими ком­понентами мышления, второй — образными. Приведем другие аналогичные примеры из музыкальной практики: учащиеся решают гармоническую или полифоничес­кую задачу. Один пользуется законами гармонии или прави­лами контрапункта, строго применяя свои теоретические по­знания, другой, с хорошо развитым гармоническим слухом, не зная науки гармонии, руководствуется лишь эмоционально-образным критерием, слухом, установкой на «красивое» зву­чание. В конечном же итоге гармонизация обоих удовлетворя­ет требованиям задачи. Композитор в порыве творческого вдохновения пренебрегает иногда законами гармонии, решая творческие задачи по зако­нам образной логики — позже его гармонические находки ста­новятся художественной нормой, свидетельство чему — мате­риалы, приведенные в первом разделе настоящей главы. В приведенных выше примерах основным орудием осущес­твления деятельности было образное мышление. Однако в процессе образного решения задачи, например, с часами, испытуемый использовал и элементы логического мыш­ления: с помощью интеллектуальных операций анализа, срав­нения и синтеза он перевел чувственные данные в количест­венные (полчаса — половина циферблата и т. д.). В творческом процессе композитора аналитические моменты тоже постоянно вторгаются в сферу компетенции образной ло­гики. Вот почему такой сложной была борьба П. И. Чайковско­

го с «сопротивляющимся материалом и формой» [196, с. 580] .•при сочинении Интродукции к «Пиковой даме». Многочисленные исследования российских психологов по-^казали, что образные и понятийные компоненты в мышлении ^находятся в неразрывном единстве [72, 116, 217, 224]. В исследованиях психологов ленинградской школы обнару­жено, что использование образов при аналитическом решении ^ задач значительно улучшает продуктивность мыслительной 'деятельности. Воображение рассматривается ими как понятий-;ное управляемое образное мышление (Л. Меньшикова, Е. Тю-тюнник). Работы Грункина А. М., Холодной М. А., Мещеряковой С. И. позволили выделить типы понятийного мышления, один из кото­рых — понятийное мышление с образным сопровождением [116]. В исследованиях психологов московской школы, выпол­ненных под руководством О. И. Никифоровой, также выделе­ны типы воображения в зависимости от преобладания поня­тийных или образных структур. При «интеллектуальнообразном» типе «ходы» воображения определяются и детерминируются понятием, при образнообоб-щенном — образом. Образнообобщенное воображение — не­произвольное, неосознанное, протекающее без логического рассуждения. О. И. Никифоровой убедительно продемонстри­ровала влияние образного обобщения на процесс перестройки понятий. Мышление, по ее мнению, есть всегда взаимодейст­вие логических рассуждений с образным обобщением. Приведенные выше психологические анализы процесса решения различных творческих задач, стоящих перед компо­зиторами, позволяют подтвердить на музыкальном материале некоторые гипотезы и выводы О. И. Никифоровой. Так, при сочинении диатонического «Белого квартета» тип мышления С. С. Прокофьева был интеллектуальнообразным, ориентированным в первую очередь на решение технологичес­кой задачи. При создании же оперы «Огненный ангел» веду­щая роль стала принадлежать образным моментам — пользуясь терминологией О. И. Никифоровой, можно охарактеризовать процесс «омузыкаливания» литературного сюжета как образ-нообобщенный (см. с. 173 настоящей книги). Наконец, при «монтаже» симфонии ведущую роль опять стали занимать интеллектуальные моменты, мышление в дан­ном случае можно охарактеризовать как интеллектуальнооб-разное.

190______________________________Бочкарев Л. Л. Безусловно, устойчиво сформированный тип мышления (интеллектуальнообразный или образнообобщенный) не меня­ется внезапно, однако структура и содержание мыслительного процесса существенно зависят от характера деятельности и от направленности поставленных задач. Будучи в целом интел-лектуальнообразным, например, у И. С. Баха, Л. ван Бетхове­на, образнообобщенным — у П. И. Чайковского, Н. А. Римс-кого-Корсакова, мышление как очень пластичный процесс спо­собно приобретать различные типологические обличья в про­цессе творческого развития личности композитора1. С целью выявления типологических особенностей мысли­тельной деятельности композиторов мы провели специальное психологическое исследование [67]. Композиторам разных стран было предложено написать программные произведения на за­данные темы, отражающие эмоциональные состояния человека. Процесс работы композиторов, связанный с использованием инструмента, записывался на магнитофон, о чем испытуемые не знали. Для исследования особенностей мышления были прове­дены 4 серии экспериментов. В I серии композиторы были ограничены образно-смысловой и жанровой установкой экспе­риментатора, самостоятельно выбирая тему для сочинения. Во II серии предъявлялась «нейтральная» в эмоциональном от­ношении тема, которую испытуемые должны были развить в соответствии с предложенной программой. В III серии компо­зиторы использовали две заданные темы, контрастные по сти­лю и эмоциональному содержанию. В IV серии несколько композиторов коллективно развивали одну тему (поочередно). Особенности такого мышления в значительной степени обус­ловливали стратегию поисков композиторов в каждой серии. 1 Примечательно, что именно характеристики воображения и мышления наряду с эмоциональной направленностью служат для многих ученых системообразующими признаками классификации типов личности композиторов в целом. Так, например, Р. Мюллер-Фреенфельс [404] описывает пять типов творческой личности компо­зиторов, из которых выделяются два полярных, в зависимости от степени преобладания образного или логического начала. Для предс­тавителей образного типа музыка предстает в виде «звуковой живопи­си», галереи образов, связанных с программой, для представителей логического типа музыка есть лишь логически-формальная система — «шарада», которую можно разложить аналитическим путем на эле­менты.

Композиторское творчество_____________________191 Испытуемые с интеллектуальнообразным типом мышления, за­ботясь в первую очередь о логико-конструктивных закономер­ностях музыки, были ориентированы на построение «хорошей формы», правильное сочленение и развитие во II-III сериях, на адекватное стилевое продолжение уже начатого в IV серии. Произведения на их собственную тему (I серия) в большей сте­пени были интеллектуальными по содержанию, нежели эмо­циональными. Испытуемые с образнообобщенным типом мышления, не заботясь о «правильном» стилевом продолжении в IV серии, или соединении тем в III серии, разрушали заданную эмоцио­нальную логику в соответствии с собственной образной драма­тургией. На более высоком креативном уровне, по сравнению с представителями интеллектуальнообразного типа мышления, они проявляли себя в I и II сериях. Примечательно, что представители обоих типов мышле­ния наиболее адекватные «модели» эмоций представили в I серии, когда самостоятельно выбирали тему для сочинения. Ограничения в выборе средств воплощения в большей степе­ни затрудняли «поиски» композиторов с интеллектуальнооб­разным типом мышления. Особенности художественного обобщения в процессе об­разной типизации были детерминированы стилевой направ­ленностью, мировоззрением и установками авторов, а также национальной спецификой музыкального мышления. Так эмоции финна были сдержанно-холодноватыми, композитор из Мальты «согрел» свои миниатюры не только радужным колоритом народных итальянских мелодий, но и собствен­ным темпераментом. Многие музыканты дали программные названия миниатюрам в связи с характером ассоциаций, об­разов, стимулировавших рождение «музыкальных эмоций». Студентка с Кубы наполнила эмоции радости, ликования революционным содержанием («Гимн», «Песня рабочих»). У музыканта из Болгарии «Отчаяние» ассоциировалось с пере­живаниями своего народа во время турецкого и1а, у финна «Меланхолия» вызвала образ любимой девушки («Маленькая серенада»). У представителей образнообобщенного типа мышления был обнаружен более высокий уровень развития воображения, для них характерно возникновение самых разнообразных ассоциа­ций (зрительных, двигательных, эмоциональных), связанных с содержанием сочиняемой музыки.

192______________________________Бочкарев Л. Л. Наши эксперименты позволили подтвердить на музыкаль­ном материале мнение многих ученых о том, что образное мышление в «чистом» виде трудно выявить, обнаружить. Выяв­ленные его типы: интеллектуальнообразный и образнообобщен-ный представляют собой неразрывный сплав аналитического, логического и образного, эмоционального. Образное обобщение осуществляется не в отрыве от основного механизма мышле­ния — анализа через синтез, а вместе с ним. Мгновенное об­разное обобщение («с места») всегда подготовлено предвари­тельной аналитико-синтетической работой, скрытой подчас как от взора стороннего наблюдателя, так и от взора творца. Огромные потенциалы стимулирующих зарядов для образ­ного обобщения «с места» несут образы фантазии, воображения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ... Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических... Член корреспондент Российской Академии наук А В Брушлинский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языко­знание. Каждая из указанных

История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подхода
Появление музыкальной психологии Е. В. Назайкинский [204] связывает с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиоло­гическая основа теории музык

Проблема деятельности в российской психологической науке
Проблема деятельности является ключевой проблемой отечес­твенной психологической науки. Ее разработка осуществляет­ся усилиями ведущих ученых и ведущих научных коллекти­вов нашей страны. Психологич

Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции
Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодо­ления методологических трудностей в раскрытии психологиче­ской сущности деятельности. Сис

Виды деятельности
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать 54_______

Художественная деятельность
Художественная деятельность является разновидностью духов­ной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творц

Музыкальная деятельность
Музыкальное искусство занимает особое место среди дру­гих искусств прежде всего благодаря необычности, уникально­сти, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других

Восприятие музыки как процесс
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музык

Ощущение музыкального звука
Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процес­са. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одно­го звука или об ощущении гарм

Восприятие мелодии и гармонии
В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощуще­ний существенно видоизменяются, когда речь идет о воспри­ятии. В процессе восприятия у

Восприятие времени в музыке
Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармоничес­кой составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собо

Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетл

Целостность
Целостность и предметность тесно взаимосвязаны друг с дру­гом. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выра­жает отношение любого э

Константность
Под константностью понимают способность воспринимать пред­меты и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах

Адекватность восприятия музыки
Категория «адекватность», на первый взгляд, шире категории «константность»: адекватность есть соответствие, эквивалент­ность образа воспринимаемому объекту, константность же, как отмечалось выше, е

Сложность музыкального языка
Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкаль­ного материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для к

Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характе­ром интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведе­ний, которые благодаря тала

Роль эмоциональной экспрессии
Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия сл

Предкоммуникативная установка
При рассмотрении приведенных выше результатов наших экс­периментов акцентировалось внимание на анализе, в основ­ном, внешних факторов. Однако, как отмечалось выше, они тесно связаны с факторами вну

Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. М

Ассоциации и коннотации
Психические состояния слушателей всегда опосредованы лич­ностными особенностями человека, его ассоциациями, про­шлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникн

Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Благодаря ассоциациям слушатель в процессе переживания испытывает не только так называемые «эстетические» («худо- Музыкально-слуховая деятельность_________________149 жественные»)

Психологические механизмы музыкального переживания
Как отмечалось ранее, значение музыкального сообщения является производным от выразительности музыкального образа, которую слушатель в первую очередь должен почувствовать и пережить. Приведем приме

Социальная обусловленность композиторского творчества
Комплекс психологических проблем, возникающих при изуче­нии композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии ком

Стадиальность творческого процесса композитора
Обратимся в первую очередь к высказываниям самих компо­зиторов. Неоценимое значение для музыкальной психологии пред­ставляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским. Позво

Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операцио­нальной составляющей способа реализации программы дея­тельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на са­мых ранних стадиях творчества в

Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Исследуя проблемы преемственности и новаторства в мышле­нии, психологи различают «открытие нового», то есть познание объективно существующих закономерностей, скрытых, неиз­вестных ученым временно и

Воображение
Характеризуя структуру пригодности к творческой деятельно­сти, 90% опрошенных нами композиторов назвали воображе­ние главнейшим показателем одаренности. Приведем опубликованную за рубежом подборку

Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психичес­кие состояния, будучи генетической характеристикой психи­ческой деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни челове

Эмпатия
Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, ко­торая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра- Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше ст

Творческое вдохновение
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень дина­мично. Состояние творческо

Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и созда­ния собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности т

Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап во­площения исполнительского

Роль мотивации в исполнительской деятельности
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отноше­ний, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятель­ности. Несмотря на мног

Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкрет­ном звучании. Нотная запись часто представляет собой редак- 224___________

Стадия рождения прообраза
Рассмотрим подробнее творческий процесс формирования об­раза музыкального произведения. Несмотря на огромнейшее разнообразие форм и видов ис­полнительской деятельности всем им присущи некоторые об­

Стадия исполнения замысла
На второй стадии — исполнения — происходит реализация замыс­ла, прообраз получает воплощение в исполнительских средствах. Исполнитель приступает в работе на инструменте, дири­жер — к работе с оркес

Эмпатия и образное перевоплощение
Огромное значение на этапе исполнителя замысла принад­лежит перевоплощению, эмпатии, механизмы которых описа­ны во второй главе. И режиссер, и дирижер еще в процессе формирования за­мысла идентифиц

Внемузыкальные ассоциации
Г. Г. Нейгауз, говоря о работе над музыкальным произведе­нием, отмечает: «...иногда совершенно непроизвольно возника­ют самые странные ассоциации, очень малооправданные... Це­лый мир каких-то ассоц

Предкониертый период
Предконцертный период вызывающий у многих исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедли­во отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появле­ния афиши, извещающей

Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Как отмечают многие авторы [35, 14, 149, 269, 344], исполне­ние на эстраде становится «доминантной деятельностью, кото­рая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызы­вающие эстрадное волн

Общение с публикой
Психическое состояние музыканта-исполнителя на эстраде, его сиюминутное отношение к музыке и к самому процессу испол­нения во многом определяется особенностями взаимодействия с публикой, для которо

Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследо­ватель в области музыкальной педагогики, психологии, част­ных методик обучение пению и игре на инструментах. Дейст­вительно, это проблема я

Направленность личности и ее влияние на психические состояния
В методической литературе описано два типа волнения: «вол­нение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в обра­зе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Огромное влияние на психическое состояние оказывают харак­терологические особенности и способности, которые тесно взаи­мосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «яд

Роль типологических особенностей нервной системы
Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуал

Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготов

Дифференциально-психологическая диагностика
Успешная психолого-педагогическая работа по формирова­нию и развитию личности и способностей предполагает хо­рошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей человека. «Если педа

Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых
Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (спе­циальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — препо­давателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделен

Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Испытуемый А. К.. лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (специальность — скрипка). 1. Биографические сведения А. К. родился в 1946 году в Москве, в семье музыкантов. Учился в ЦМШ

L1. Установка
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного ма­териала. Человек не может воспринимать и одновременно реа­гировать на множество раздражи

Мотивация
Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его нап

Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
На эффективность заучивания влияют не только внутрен­ние, но и внешние факторы, связанные со свойствами самого материала: его содержанием, сложностью, значимостью для учащегося. Одна из ведущих хар

Сложность учебного материала
Существенное свойство учебного материала — его слож­ность для восприятия и осмысления. Эта категория анализи­ровалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того ж

Значимость
Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художествен­ной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональ­ной и т. д. Псих

Гностическая деятельность ученика и организации заучивания
Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности осмысленного усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую гностическую (познавател

Психологическая характеристика методов обучения
Различают репродуктивные (традиционные) методы и ме­тоды развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному разви­тию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических законо­мерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги