Роль мотивации в исполнительской деятельности - раздел Психология, Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности Очень Важно Первое Звено — Формирование Мотивации, Отношений, Установок Музы...
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отношений, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятельности. Несмотря на многообразие форм публичных выступлений существуют некоторые общие аспекты мотивации подготовки к концерту. Выделим наиболее важные группы положительных мотивов, влияющих на формирование состояния психической готовности к концерту: 1 — мотивы, связанные с отношением музыканта к исполняемым произведениям, самоактуализацией; 2 — мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике; 3 — мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности (мотивы профессионального самосовершенствования и др.). В. Г. Ражников [254], взяв за основу деление мотивации на внутреннюю и внешнюю (по М. Г. Ярошевскому), показал на основе бесед с выдающимися российскими дирижерами, что ведущим внутренним мотивом как условием формирования идеальной концепции при подготовке к выступлению является возможность найти в произведении то, что более всего соответствует исполнительской индивидуальности, вкусам музыканта. Важное значение имеют и внешние мотивы: желание самоутвердиться через произведение, которое близко по духу и настроению, подтвердить свою компетентность интерпретатора. Автор отмечает, что как стимулы творческого процесса внутренние и внешние мотивы выступают слитно.
Музыкально-исполнительская деятельность_______________221 В свете сказанного выше огромную роль играет репертуар, как средство формирования устойчивой (или ситуативной) избирательной направленности личности исполнителя на произведения определенных стилей. Положительное, заинтересованное отношение музыканта к исполняемому произведению, соответствие музыки вкусам исполнителя его исполнительскому стилю способствуют более глубокому проникновению в авторский замысел, более творческой работе над произведениями, стимулируют формирование творческого эстрадного самочувствования: «Выбор произведения для выступления на конкурсе должен быть, по возможности, обусловлен помимо профессиональных задач глубокой увлеченностью исполнителя данным сочинением, данным стилем. Важно выбирать такие произведения, которые позволили бы раскрыть с наибольшей силой исполнительскую индивидуальность ученика» (проф. И. Антал). «В подготовке к конкурсу имеет большое значение программа, выбор произведений — самостоятельный или обусловленный конкурсными требованиями. Очень существенными факторами являются знакомство с произведениями, отношение к ним, наличие в программе любимых произведений и вещей обыгранных. От этого зависит и формирование мотивов, желания участвовать в конкурсе» (Д. Герингас, лауреат конкурса им. П. И. Чайковского). Говоря о задачах подготовки к конкурсу вокалистов, проф. Г. Г. Аден указывает на значение заинтересованного отношения певца к литературному тексту произведения: «Необходимо не только уметь эмоционально выразить музыку, но и эмоционально передать текст, поэтому слова должны также волновать певца: «синтезировать» голос, темперамент, музыку и слово — главное при выборе репертуара к концерту». Репертуар кроме того служит для педагога средством формирования и других важных качеств личности: уверенности в реализации творческих стремлений, правильная самооценка. «Считаю, что педагог должен заниматься воспитанием личности ученика в первую очередь на умело подобранном музыкальном репертуаре. Необходимо, чтобы задачи, возникающие при работе над конкретным произведением, заполнили ученика и не оставили места волнениям, мыслям о себе. А если они появляются, репертуар также служит средством их уничтожения: на ряде конкретных произведений в каждом такте, в каждой фразе я показываю ученику, который слишком высокого мне-
222______________________________Бочкарев Л. Л. ния о себе, как он далек от совершенства и напротив, ученику с заниженной самооценкой, неуверенному в себе после увлеченной работы в классе, анализируя его две, три интерпретации, показываю, что он не так уж плох» (проф. Г. М. Коган). «В целях формирования чувства уверенности концертный репертуар учащегося должен соответствовать их возможностям. Произведения, которые не выносятся на эстраду, должны быть иногда несколько завышенного уровня трудности для стимула к развитию, совершенствованию... Необходимо учитывать личный облик каждого исполнителя, его темперамент, исполнительский стиль, увлеченность музыкой» (проф. М. И. Гринберг). Важную роль в формировании состояния психической готовности к выступлению играют мотивы исполнителя по отношению к публике (слушателям данной аудитории). Анализируя социальные функции музыканта по отношению к публике, Ю. Капустин, также как и ряд других авторов [140], отмечает, что кроме «специфического» — художественного воздействия на аудиторию существует «неспецифическое воздействие» — просвещение публики, доставление ей удовольствия, наслаждения, духовное обогащение слушателей. Так, одна из потребностей слушателей — познавательная, которой соответствуют просветительские мотивы исполнителя. Эти мотивы побуждают включать в концертную программу все произведения, достойные внимания современной аудитории, с целью ознакомления публики с ценностями музыкального искусства и достижениями музыкального исполнительства. Мотивы, связанные с пропагандистской деятельностью исполнителя, побуждают его включать в репертуар новые произведения, либо незаслуженно забытые. Мотивами подготовки музыканта к выступлению (особенно на этапе обучения) могут быть стремления к самосовершенствованию, развитию профессиональных исполнительских навыков и умений. Так, иногда при выступлении в «пробном» концерте исполнитель может ставить задачу профессионального характера: «обыграть» программу, проверить, адаптировать к условиям эстрады исполнительский аппарат. «Перед любым концертом я внушаю студенту прежде всего, что он является слугой музыки. Однако кроме такого общего внушения («сверхзадачи») бывают частные учебные мотивы и цели, например: сыграть данный этюд на «пробном» концерте в темпе престиссимо, чтобы проверить себя перед более ответственным выступлением» (проф. М. И. Гринберг).
Музыкально-исполнительская деятельность_____________223 Частной задачей может быть стремление исполнителя овладеть своим психическим состоянием на эстраде, оптимизировать его, научиться регулировать свои эмоции перед концертом и во время выступления. «В консерваторский период, — рассказывает проф. Г. М. Коган, — в течение нескольких лет я очень волновался во время эстрадных выступлений и совершенно не умел управлять собой. И вот однажды при подготовке к зачетному концерту поставил перед собой задачу: овладеть своим состоянием на эстраде. На решение этой задачи я потратил некоторое время. Целью было не столько хорошо играть, сколько хорошо себя чувствовать. На одном из таких выступлений я удачно сыграл ми-мажорный полонез Листа в плане решения поставленной задачи. По отзывам товарищей и педагогов, я играл гораздо хуже, чем раньше и по сравнению с моими возможностями. Но тем не менее я был доволен, так как это выступление открыло мне путь к эстраде. Я постарался закрепить в дальнейшем схваченное концертное ощущение. После этого решающего для меня выступления я уже мог играть и свободно, и увлеченно. При всем разнообразии отмеченных выше мотивов подготовки к публичному выступлению ведущей, истинно исполнительской мотивацией является мотивация музыкальная, связанная с постижением и творческим раскрытием композиторского замысла. П. И. Чайковский, как известно, определял источник творческих неудач композиторов недостаточной углубленностью и конкретностью замысла. Подобными же причинами — недостаточной углубленностью и конкретностью звуковых образов, которые развертывают идейно-эмоциональный смысл произведения, Г. П. Прокофьев объясняет исполнительские неудачи [244,с. 59]. Углубленность и конкретность замысла, адекватное и творческое воплощение идейно-эмоционального смысла произведения для настоящего артиста становятся ведущим эмоциональным переживанием.
Все темы данного раздела:
Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языкознание. Каждая из указанных
История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подхода
Появление музыкальной психологии Е. В. Назайкинский [204] связывает с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музык
Проблема деятельности в российской психологической науке
Проблема деятельности является ключевой проблемой отечественной психологической науки. Ее разработка осуществляется усилиями ведущих ученых и ведущих научных коллективов нашей страны. Психологич
Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции
Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодоления методологических трудностей в раскрытии психологической сущности деятельности. Сис
Виды деятельности
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятельности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать
54_______
Художественная деятельность
Художественная деятельность является разновидностью духовной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творц
Музыкальная деятельность
Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств прежде всего благодаря необычности, уникальности, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других
Восприятие музыки как процесс
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музык
Ощущение музыкального звука
Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процесса. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одного звука или об ощущении гарм
Восприятие мелодии и гармонии
В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощущений существенно видоизменяются, когда речь идет о восприятии. В процессе восприятия у
Восприятие времени в музыке
Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармонической составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собо
Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетл
Целостность
Целостность и предметность тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выражает отношение любого э
Константность
Под константностью понимают способность воспринимать предметы и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах
Адекватность восприятия музыки
Категория «адекватность», на первый взгляд, шире категории «константность»: адекватность есть соответствие, эквивалентность образа воспринимаемому объекту, константность же, как отмечалось выше, е
Сложность музыкального языка
Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкального материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для к
Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характером интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведений, которые благодаря тала
Роль эмоциональной экспрессии
Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия сл
Предкоммуникативная установка
При рассмотрении приведенных выше результатов наших экспериментов акцентировалось внимание на анализе, в основном, внешних факторов. Однако, как отмечалось выше, они тесно связаны с факторами вну
Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприятию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оптимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. М
Ассоциации и коннотации
Психические состояния слушателей всегда опосредованы личностными особенностями человека, его ассоциациями, прошлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникн
Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Благодаря ассоциациям слушатель в процессе переживания испытывает не только так называемые «эстетические» («худо-
Музыкально-слуховая деятельность_________________149
жественные»)
Психологические механизмы музыкального переживания
Как отмечалось ранее, значение музыкального сообщения является производным от выразительности музыкального образа, которую слушатель в первую очередь должен почувствовать и пережить. Приведем приме
Социальная обусловленность композиторского творчества
Комплекс психологических проблем, возникающих при изучении композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии ком
Стадиальность творческого процесса композитора
Обратимся в первую очередь к высказываниям самих композиторов. Неоценимое значение для музыкальной психологии представляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским. Позво
Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операциональной составляющей способа реализации программы деятельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на самых ранних стадиях творчества в
Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Исследуя проблемы преемственности и новаторства в мышлении, психологи различают «открытие нового», то есть познание объективно существующих закономерностей, скрытых, неизвестных ученым временно и
Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления
Однако «анализ через синтез» — не единственный механизм творческой деятельности композитора. Второй важнейший механизм композиторского творчества, как и художественного творчества в целом — образно
Воображение
Характеризуя структуру пригодности к творческой деятельности, 90% опрошенных нами композиторов назвали воображение главнейшим показателем одаренности. Приведем опубликованную за рубежом подборку
Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психические состояния, будучи генетической характеристикой психической деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни челове
Эмпатия
Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, которая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра-
Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше ст
Творческое вдохновение
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень динамично. Состояние творческо
Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и создания собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности т
Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап воплощения исполнительского
Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкретном звучании. Нотная запись часто представляет собой редак-
224___________
Стадия рождения прообраза
Рассмотрим подробнее творческий процесс формирования образа музыкального произведения. Несмотря на огромнейшее разнообразие форм и видов исполнительской деятельности всем им присущи некоторые об
Стадия исполнения замысла
На второй стадии — исполнения — происходит реализация замысла, прообраз получает воплощение в исполнительских средствах. Исполнитель приступает в работе на инструменте, дирижер — к работе с оркес
Эмпатия и образное перевоплощение
Огромное значение на этапе исполнителя замысла принадлежит перевоплощению, эмпатии, механизмы которых описаны во второй главе. И режиссер, и дирижер еще в процессе формирования замысла идентифиц
Внемузыкальные ассоциации
Г. Г. Нейгауз, говоря о работе над музыкальным произведением, отмечает: «...иногда совершенно непроизвольно возникают самые странные ассоциации, очень малооправданные... Целый мир каких-то ассоц
Предкониертый период
Предконцертный период вызывающий у многих исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедливо отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появления афиши, извещающей
Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Как отмечают многие авторы [35, 14, 149, 269, 344], исполнение на эстраде становится «доминантной деятельностью, которая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызывающие эстрадное волн
Общение с публикой
Психическое состояние музыканта-исполнителя на эстраде, его сиюминутное отношение к музыке и к самому процессу исполнения во многом определяется особенностями взаимодействия с публикой, для которо
Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследователь в области музыкальной педагогики, психологии, частных методик обучение пению и игре на инструментах. Действительно, это проблема я
Направленность личности и ее влияние на психические состояния
В методической литературе описано два типа волнения: «волнение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в образе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован
Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Огромное влияние на психическое состояние оказывают характерологические особенности и способности, которые тесно взаимосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «яд
Роль типологических особенностей нервной системы
Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуал
Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготов
Дифференциально-психологическая диагностика
Успешная психолого-педагогическая работа по формированию и развитию личности и способностей предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей человека. «Если педа
Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых
Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (специальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — преподавателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделен
Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Испытуемый А. К.. лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (специальность — скрипка). 1. Биографические сведения А. К. родился в 1946 году в Москве, в семье музыкантов. Учился в ЦМШ
L1. Установка
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного материала. Человек не может воспринимать и одновременно реагировать на множество раздражи
Мотивация
Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируются мотивацией учащегося, его нап
Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
На эффективность заучивания влияют не только внутренние, но и внешние факторы, связанные со свойствами самого материала: его содержанием, сложностью, значимостью для учащегося. Одна из ведущих хар
Сложность учебного материала
Существенное свойство учебного материала — его сложность для восприятия и осмысления. Эта категория анализировалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того ж
Значимость
Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художественной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональной и т. д.
Псих
Гностическая деятельность ученика и организации заучивания
Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности осмысленного усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую гностическую (познавател
Психологическая характеристика методов обучения
Различают репродуктивные (традиционные) методы и методы развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному развитию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,н
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических закономерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно
Новости и инфо для студентов