рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции

Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции - раздел Психология, Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности Системный Подход К Анализу Деятельности Становится Главным Орудием Современно...

Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодо­ления методологических трудностей в раскрытии психологиче­ской сущности деятельности. Системный подход требует всестороннего исследования ме­ханизмов, закономерностей, связей, взаимодействия, отноше­ний субъекта и объекта. Структура деятельности складывается из взаимодействия человека как субъекта деятельности с предметом деятельнос­ти. Любая деятельность характеризуется в первую очередь тем, что должен получить человек в ее итоге — прогнозируе­мым результатом. Структурным ядром деятельности является ее предмет — объект воздействия человека в процессах труда, познания, общения. Предмет деятельности, существуя, с одной стороны, независимо от деятеля, представлен, с другой стороны, в соз­нании человека в виде образа, отражающего свойства объекта. Операциональная сторона деятельности связана с наличием определенного способа деятельности — конкретных приемов, действий, операций — социально установленных или индиви­дуализированных. В процессе овладения деятельностью форми­руются целостные системы «человек-техника», «орган-орудие».

48_______________________________Бочкарев Л. Л.

Б. Г. Ананьев придавал огромное значение орудиям труда — искусственным элементам человеческой организации, уско­рителям и преобразователям психофизиологических функций человека. Орудия труда, как компоненты системы деятельности, яв­ляются посредствующим звеном между человеком и объектом труда. В познавательной и коммуникативной деятельности такую функцию выполняют знаковые системы. Предмет деятельности, орудия труда, знания, умения, на­выки образуют условия деятельности. Системообразующей характеристикой деятельности явля­ются ее мотивационная сторона. Именно мотивы создают на­правленность деятельности, придают ей определенный тонус. Названные выше структурные компоненты деятельности учитываются большинством российских исследователей. Так, К. К. Платонов описывает деятельность как поэтапно развертывающуюся систему, включающую «цель — мотив — способ — результат» [232]. В. Д. Шадриков, анализируя про­цесс формирования системы профессиональной деятельности в рамках «единой функциональной архитектуры», выделяет такие ее блоки, как «мотив — цель — программа деятельнос­ти — принятие решения — результат», учитывая при этом индивидуальные качества субъекта деятельности [336]. Подобную функциональную структуру процесса осознанно­го регулирования деятельности представляет О. А. Конопкин, в качестве системообразующего звена саморегуляции, опреде­ляя цель, которая находится в связи с моделью деятельности, отражающей информацию об условиях деятельности, про­граммой и результатом [154]. Анализируя многочисленные структуры деятельности, пред­ставленные в философии, социологии, психологии, В. Н. Сагатовский совершенно справедливо предлагает отказаться от установки на поиск одной-единственной верной структуры, подчеркивая, что «деятельность... есть феномен полифункцио­нальный и полиструктурный» [270, с. 161]. Автор очертил наи­более обобщенную структуру в виде схемы, в которой замысел (смысл — цель — план), реализация (способ: возможности субъекта — средства — предмет) и результат (сверхпродукт, продукт, отход) выступают в их взаимосвязи и взаимной обу­словленности» [270, с. 162]. Почти все имеющиеся в отечест­венной литературе варианты структурирования деятельности логично вписываются в общую структуру В. Н. Сагатовского: о

Психологические особенности музыкальной деятельности_____49

предметной структуре деятельности можно говорить в случае выделения таких ее видов, как материальная и духовная, о целевой структуре — в случае выделения видов деятельности по функциональному признаку (например, структура М. С. Ка­гана), наконец, о мотивационной структуре — в случае выде­ления уровней деятельности в зависимости от того, каким элементом замысла она управляется: смыслом, целью или задачей-планом (например, структура А. Н. Леонтьева). Структурный подход к исследованию деятельности дает возможность специалистам не только изучать ее как последо­вательность действий, операций или динамику направляющих ее мотивов, но и вскрыть ее регулирующие механизмы. Ведь в конечном счете любое исследование должно быть направлено потребностями практики и связано с задачами (в данном случае) повышения эффективности выполнения деятельности. Как отмечалось выше, системообразующими характерис­тиками деятельности являются «мотивы-цели». Именно они являются и ведущими психологическими регуляторами дея­тельности, определяя динамику и соотношение всех других составляющих деятельности. Достижения целей влекут за собой изменения в мотивационной сфере личности, что в свою очередь стимулирует постановку целей. Этот спиралевидный процесс самодвижения и развития личности в деятельности приводит в динамику фонд способностей и интересов, знаний и умений, навыков, поднимая их на качественно высокий уро­вень. Цели деятельности идеально воплощают конечные ре­зультаты деятельности и в виде образа детерминируют не только начальные этапы деятельности, но, сохраняясь в памя­ти до успешного завершения деятельности, регулируют всю систему действий. Образ-цель всегда связан с планом деятель­ности, в котором отражена тактика выполнения деятельности. Еще до осуществления деятельности человек осуществляет процесс планирования, предвидения, моделирования как об­щих и частных результатов, так и хода выполнения деятель­ности, который связан с определением фаз, этапов выполнения отдельных действий, задач или сопоставлением вариантов дея­тельности, оценкой их сравнительной эффективности, выбором наиболее оптимальной тактики и техники. Активная роль в этом принадлежит не только процессам мышления, но и про­цессам восприятия информации о начальном текущем и изме­няющемся состоянии всей системы деятельности, в том числе и оценке частичных результатов (продуктов) деятельности.

50_______________________________Бочкарев Л. Л.

Уже с самого начального этапа — моделирования и плани­рования будущей деятельности к механизмам ее сознательной регуляции подключаются эмоциональные факторы. Деятель­ность может быть эмоционально привлекательной, эмоцио­нально насыщенной или эмоционально-нейтральной, в которой процессы мышления функционируют «бесстрастно». Многооб­разные эмоциональные явления ежесекундно питают и насыщают деятельность и в первую очередь деятеля активностью. Эмоции являются не только результатом деятельности, сигна­лизируя о ее успехе или неуспехе, подчеркивает А. Н. Леонтьев, но и «механизмом ее движения» [180, с. 197]. Эмоции всегда есть показатель отношения между мотивами (потреб­ностями) и возможностью успешного осуществления деятель­ности, которая отвечает этим мотивам. Не всегда внешне кажущееся успешным выполнение деятельности или действия приводит к положительным эмоциям. Если деятельность или действие не отвечает ведущему мотиву личности, оно может оцениваться как неуспех. Такие примеры автор приводит и анализирует их в книге. Так, для испытуемого А. К. ведущим мотивом участия в конкурсе было получение I премии. Ус­пешное, по мнению коллег и членов жюри выступление на конкурсе им. П. И. Чайковского, звания лауреата которого он был удостоен, было для А. К. психической травмой из-за того, что жюри присудило ему всего лишь IV премию. В данном случае ведущий для А. К. мотив потерпел поражение, вызвав аффект — кратковременную эмоциональную вспышку, кото­рая вскоре была подавлена (см. с. 299 настоящей книги). Другой испытуемый Т. В., предвосхищая будущий неуспех в деятельности, испытывает боязнь перед концертами, связан­ную с ожиданием появления аффективных реакций. Его эмоции дезорганизуют ситуативно деятельность и мешают реализации мотивов, связанных с положительным отношением к музыке и потребностями в исполнительстве. Именно эти устойчивые эмоциональные явления — чувства любви к музыке позволяют ему растормозить рефлекторно-закрепившиеся аффективные реакции и преодолеть отрицательные эмоции. Процесс пере­стройки эмоционального отношения к деятельности у этого испытуемого был связан с активными переживаниями, кото­рые способствовали победе над фрустирующей ситуацией и оптимизации деятельности (см. с. 292 настоящей книги). И в разделах о восприятии и творчестве читатель встретит­ся с фактами активного вмешательства эмоций в процессе дея-

Психологические особенности музыкальной деятельности_____51

тельности. Эмоциональные реакции в момент восприятия или творчества, сопровождаемые иногда слезами, в одних случаях нарушают процесс художественного переживания (см. с. 148-155, 302 настоящей книги), в других, напротив, стимулируют работу фантазии, воображения, творческий процесс в целом (с. 193, 259, 305 и др.). Как свидетельствуют данные исследова­ний, эмоциональные явления активно соучаствуют вместе с другими регуляторами деятельности в управлении творческим процессом. В последнее время в отечественной психологии стали осо­бенно актуальными положения Л. С. Выготского — С. Л. Ру­бинштейна — А. Н. Леонтьева о регулирующей роли эмоций в деятельности человека. Эти положения получили всесторон­нюю теоретическую и экспериментальную разработку в иссле­дованиях О. К. Тихомирова, А. В. Запорожца и их сотрудни­ков на материале изучения мыслительной деятельности, про­цессов мышления и целеобразования [299]. Однако категория эмоций, при всей ее значимости для раскрытия вопроса о регулирующих механизмах деятельности не является исчерпывающей и достаточно объемной. Действи­тельно, эмоция, по мнению большинства исследователей, яв­ляется лишь выразителем смысла деятельности, открывая человеку возможность его осознания в форме «эмоциональной окраски». Между тем в процессе деятельности человек стал­кивается не только с задачей обнаружения, выявления, рас­крытия смысла, но и в его формировании, создании. В процессах же смыслопорождения, «смыслостроительст-ва» участвует весь ансамбль психических процессов, лидером и координатором «работы» по производству смысла является переживание [80]. Как справедливо подчеркивает Ф. Е. Васи-люк, переживание не занимает рядоположную позицию по отношению к другим регуляторам — восприятию, памяти, воображению, эмоциям, а является их «режиссером» [80, с. 28]. Как очевидно из приведенного выше краткого экскурса в историю становления отечественной теории деятельности, ка­тегории переживания придавалось очень важное значение с самых первых дней становления психологии. Использование категории переживания позволяет в динамике, увидеть техно­логию и механику регуляции деятельности человеком как ее пристрастным субъектом. Категория установки и категория психического состояния позволяют увидеть «срез» психики, ее моментальную готовность к выполнению деятельности или

52_______________________________Бочкарев Л. Л.

действий, актов. Категория же переживания дает возможность проследить процессуально смену установок и состояний в ходе развертывания деятельности. Не случайно Ф. В. Бассин выдвинул проблему пережива­ния в качестве центральной проблемы психологии. О том, что психология давно испытывает потребность в такой всеобъемлю­щей категории и в тоже время пригодной для рабочих целей, убедительно свидетельствует дискуссия по проблеме «значащих переживаний», развернувшаяся на страницах журнала «Вопро­сы психологии» после выхода в свет статьи Ф. В. Басина. Не­гативное отношение к этой категории со стороны некоторых психологов, принявших участие в дискуссии, прежде всего свя­зано с тем, что понятие переживания в традиционной психоло­гии связывалось обычно лишь с созерцанием субъективно-зна­чимого. Переживание характеризовалось как индивидуальное, субъективное отражение мира в его отношении к человеку или как непосредственная данность познавательных процессов в отличие от их содержательной, предметной стороны. Во многих схемах традиционной, в том числе интроспективной трактовки переживания оно рассматривалось не только в отличие от зна­ния, но и лишь как пассивный отблеск в сознании человека тех или иных психических процессов и состояний. Принципиально по-иному эту категорию рассматривает Ф. Е. Василюк, который впервые в отечественной психологии дал деятельную трактовку переживания. Оно в исследовании Ф. Е. Василюка рассматривается не как форма отражения-со­зерцания, а как целенаправленная деятельность, производя­щая реальные и жизненно важные, значимые изменения соз­нания человека, как деятельность смыслопорождающая [80]. Однако, ограничив рамки исследования задачами изучения лишь критических ситуаций (стресса, фрустрации и др.), Ф. В. Василюк ограничивает и категорию переживания рам­ками «работы» по перестройке внутреннего «психологического мира» личности, направленной на «установление смыслового соответствия между сознанием и бытием», целью которой яв­ляется «повышение осмысленности жизни». Типология «психологического мира» личности и классификации типов пере­живания построена средствами теоретического анализа и, бес-

' В дискуссии приняли участие Бойко Е. Н., Зейгарник Б. В., Иванин Г. Н., Лурия А. Р., Ярошевский М. Г. и др. (см. «Вопросы психологии», № 4, 1971 и № 3, 1972).

Психологические особенности музыкальной деятельности_______53_

спорно, лишь условно отражает все многообразие задач сбли­жения научной психологии с недрами «житейской психоло­гии», на что справедливо обратил внимание А. Г. Шмелев. Однако новаторская попытка Ф. Е. Василюка представить переживание не только лишь с позиции анализа функции — эмоциональной репрезентации человеку содержаний его соз­нания, а в качестве особой внутренней деятельности заслужи­вает, на наш взгляд, самого пристального внимания. Переживание как целенаправленная деятельность, а не стихийное, неуправляемое движение содержаний сознания, над которыми давлеет эмоциональная логика, является не только спутником, но и регулятором любого вида человечес­кой деятельности. При таком понимании категория пережива­ния позволяет плодотворно, на современном научном уровне воплотить и развить идеи Л. С. Выготского о единстве аффек­та и интеллекта применительно к задачам изучения человечес­кой деятельности. Именно деятельность рождает специфичес­кие констелляции интегрированных эмоциональных и когни­тивных процессов, в структуре которых в неразрывном единс­тве функционируют «умные», обобщенные эмоции и преобра­зование эмоциями интеллектуальные процессы: эмоционально-образное мышление, эмоциональное воображение. Исследование этих констеляций и их регулирующей роли в управлении целенаправленной человеческой деятельностью, связанной не только с преодолением критических ситуаций, есть одна из важнейших задач психологии [62, 72, 316]. Процесс переживания в таком случае следует рассматри­вать как процесс пристрастного, интеллектуально-эмоциональ­ного отражения, оценки, активной переработки внешних и внутренних воздействий, смыслообразования в соответствии с возможностями и потребностями личности, требованиями дея­тельности. Переживание как внутренняя деятельность являет­ся сущностной единицей психики. Именно такой методологи­ческий подход к анализу категории переживания позволил автору развить в дальнейшем и наполнить свои представления конкретным содержанием на материале изучения различных видов музыкальной деятельности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ... Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических... Член корреспондент Российской Академии наук А В Брушлинский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языко­знание. Каждая из указанных

История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подхода
Появление музыкальной психологии Е. В. Назайкинский [204] связывает с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиоло­гическая основа теории музык

Проблема деятельности в российской психологической науке
Проблема деятельности является ключевой проблемой отечес­твенной психологической науки. Ее разработка осуществляет­ся усилиями ведущих ученых и ведущих научных коллекти­вов нашей страны. Психологич

Виды деятельности
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать 54_______

Художественная деятельность
Художественная деятельность является разновидностью духов­ной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творц

Музыкальная деятельность
Музыкальное искусство занимает особое место среди дру­гих искусств прежде всего благодаря необычности, уникально­сти, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других

Восприятие музыки как процесс
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музык

Ощущение музыкального звука
Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процес­са. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одно­го звука или об ощущении гарм

Восприятие мелодии и гармонии
В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощуще­ний существенно видоизменяются, когда речь идет о воспри­ятии. В процессе восприятия у

Восприятие времени в музыке
Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармоничес­кой составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собо

Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетл

Целостность
Целостность и предметность тесно взаимосвязаны друг с дру­гом. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выра­жает отношение любого э

Константность
Под константностью понимают способность воспринимать пред­меты и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах

Адекватность восприятия музыки
Категория «адекватность», на первый взгляд, шире категории «константность»: адекватность есть соответствие, эквивалент­ность образа воспринимаемому объекту, константность же, как отмечалось выше, е

Сложность музыкального языка
Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкаль­ного материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для к

Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характе­ром интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведе­ний, которые благодаря тала

Роль эмоциональной экспрессии
Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия сл

Предкоммуникативная установка
При рассмотрении приведенных выше результатов наших экс­периментов акцентировалось внимание на анализе, в основ­ном, внешних факторов. Однако, как отмечалось выше, они тесно связаны с факторами вну

Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. М

Ассоциации и коннотации
Психические состояния слушателей всегда опосредованы лич­ностными особенностями человека, его ассоциациями, про­шлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникн

Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Благодаря ассоциациям слушатель в процессе переживания испытывает не только так называемые «эстетические» («худо- Музыкально-слуховая деятельность_________________149 жественные»)

Психологические механизмы музыкального переживания
Как отмечалось ранее, значение музыкального сообщения является производным от выразительности музыкального образа, которую слушатель в первую очередь должен почувствовать и пережить. Приведем приме

Социальная обусловленность композиторского творчества
Комплекс психологических проблем, возникающих при изуче­нии композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии ком

Стадиальность творческого процесса композитора
Обратимся в первую очередь к высказываниям самих компо­зиторов. Неоценимое значение для музыкальной психологии пред­ставляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским. Позво

Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операцио­нальной составляющей способа реализации программы дея­тельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на са­мых ранних стадиях творчества в

Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Исследуя проблемы преемственности и новаторства в мышле­нии, психологи различают «открытие нового», то есть познание объективно существующих закономерностей, скрытых, неиз­вестных ученым временно и

Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления
Однако «анализ через синтез» — не единственный механизм творческой деятельности композитора. Второй важнейший механизм композиторского творчества, как и художественного творчества в целом — образно

Воображение
Характеризуя структуру пригодности к творческой деятельно­сти, 90% опрошенных нами композиторов назвали воображе­ние главнейшим показателем одаренности. Приведем опубликованную за рубежом подборку

Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психичес­кие состояния, будучи генетической характеристикой психи­ческой деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни челове

Эмпатия
Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, ко­торая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра- Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше ст

Творческое вдохновение
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень дина­мично. Состояние творческо

Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и созда­ния собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности т

Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап во­площения исполнительского

Роль мотивации в исполнительской деятельности
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отноше­ний, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятель­ности. Несмотря на мног

Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкрет­ном звучании. Нотная запись часто представляет собой редак- 224___________

Стадия рождения прообраза
Рассмотрим подробнее творческий процесс формирования об­раза музыкального произведения. Несмотря на огромнейшее разнообразие форм и видов ис­полнительской деятельности всем им присущи некоторые об­

Стадия исполнения замысла
На второй стадии — исполнения — происходит реализация замыс­ла, прообраз получает воплощение в исполнительских средствах. Исполнитель приступает в работе на инструменте, дири­жер — к работе с оркес

Эмпатия и образное перевоплощение
Огромное значение на этапе исполнителя замысла принад­лежит перевоплощению, эмпатии, механизмы которых описа­ны во второй главе. И режиссер, и дирижер еще в процессе формирования за­мысла идентифиц

Внемузыкальные ассоциации
Г. Г. Нейгауз, говоря о работе над музыкальным произведе­нием, отмечает: «...иногда совершенно непроизвольно возника­ют самые странные ассоциации, очень малооправданные... Це­лый мир каких-то ассоц

Предкониертый период
Предконцертный период вызывающий у многих исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедли­во отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появле­ния афиши, извещающей

Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Как отмечают многие авторы [35, 14, 149, 269, 344], исполне­ние на эстраде становится «доминантной деятельностью, кото­рая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызы­вающие эстрадное волн

Общение с публикой
Психическое состояние музыканта-исполнителя на эстраде, его сиюминутное отношение к музыке и к самому процессу испол­нения во многом определяется особенностями взаимодействия с публикой, для которо

Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследо­ватель в области музыкальной педагогики, психологии, част­ных методик обучение пению и игре на инструментах. Дейст­вительно, это проблема я

Направленность личности и ее влияние на психические состояния
В методической литературе описано два типа волнения: «вол­нение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в обра­зе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Огромное влияние на психическое состояние оказывают харак­терологические особенности и способности, которые тесно взаи­мосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «яд

Роль типологических особенностей нервной системы
Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуал

Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготов

Дифференциально-психологическая диагностика
Успешная психолого-педагогическая работа по формирова­нию и развитию личности и способностей предполагает хо­рошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей человека. «Если педа

Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых
Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (спе­циальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — препо­давателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделен

Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Испытуемый А. К.. лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (специальность — скрипка). 1. Биографические сведения А. К. родился в 1946 году в Москве, в семье музыкантов. Учился в ЦМШ

L1. Установка
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного ма­териала. Человек не может воспринимать и одновременно реа­гировать на множество раздражи

Мотивация
Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его нап

Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
На эффективность заучивания влияют не только внутрен­ние, но и внешние факторы, связанные со свойствами самого материала: его содержанием, сложностью, значимостью для учащегося. Одна из ведущих хар

Сложность учебного материала
Существенное свойство учебного материала — его слож­ность для восприятия и осмысления. Эта категория анализи­ровалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того ж

Значимость
Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художествен­ной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональ­ной и т. д. Псих

Гностическая деятельность ученика и организации заучивания
Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности осмысленного усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую гностическую (познавател

Психологическая характеристика методов обучения
Различают репродуктивные (традиционные) методы и ме­тоды развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному разви­тию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических законо­мерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги