Направленность личности и ее влияние на психические состояния - раздел Психология, Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности В Методической Литературе Описано Два Типа Волнения: «Волнение — Подъем» И «...
В методической литературе описано два типа волнения: «волнение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в образе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован чувствами и мыслями, рожденными образом, во втором случае доминирует самооценка успешности выступления. Крайняя эгоцентрическая установка исполнителя образно выражена в оценке Г. Г. Нейгаузом выступления одного из зарубежных участников Шопеновского конкурса в 1937 г.: «Вы талантливы, но на вашей игре написано: «Я играю Шопена», а надо, чтобы слышалось: «Я играю Шопена» [215, с. 297]. Анализируя психологические аспекты концертной деятельности, Г. М. Коган приходит к выводу, что главной причиной волнения является неадекватная самооценка исполнителя: недооценка своего дарования, формирующая неуверенность как черту характера или переоценка собственных способностей [149]. Этого же взгляда придерживаются многие исследователи и исполнители. Полемизируя с Г. Коганом, С. Савшинский пишет: «Согласиться с ним я не могу. Решение вопроса скорее можно видеть в ином — в присущей каждому художнику взыскательности» [269, с. 114]. Действительно, волнение выдающихся музыкантов-исполнителей связано с чувством высокой профессиональной ответственности перед слушателями. Именно высокоартистические
274_____________________________Бочкарев Л. А. личности подвержены ему больше и испытывают «то высокое душевное напряжение, без которого немыслим человек, призванный «ходить перед людьми» [215, с. 233]. Однако «решение вопроса» по принципу выделения какого-либо «общего» фактора не является окончательным. Для музыкальной педагогики важно показать сложность того психологического комплекса устремлений личности, который влияет на психическое состояние музыканта в условиях публичного выступления. Российские психологи, изучая направленность личности как относительно постоянное доминирование определенных мотивов1, выявили сложные взаимозависимости внутри каждого вида направленности, определяемые характером сопутствующих мотивов (например, лично-деловая направленность с сопутствующим деловым мотивом; деловая направленность с сопутствующими личными о общественными мотивами и др.). Н. И. Наенко [210] на основе экспериментальных исследований показала влияние мотивационных факторов (направленности личности) на психические состояния, выделив состояние операционной напряженности, которое возникает на основе деловой направленности в условиях, когда цель и мотив деятельности либо совпадают, либо включены в отношения, близкие друг к другу по содержанию (например, цель — выполнить задание, мотив — установить истинный ответ на задачу) и состояние эмоциональной напряженности, возникающее при несовпадении, резком разведении цели и мотива деятельности (например, цель — выполнить задание, а мотив — проявить себя). Однако авторы правомерно замечают, что эти состояния редко встречаются в «чистом виде», так как отношения человека определяются не одним мотивом, а системой мотивов, находящихся в определенном иерархическом соотношении. 1 «Центром» личности принято считать мотивационно-потребност-ную сферу, вокруг которой структурируются остальные свойства личности. Устойчиво доминирующие мотивы поведения составляют направленность личности. Поскольку для характеристики личности в целом существенное значение имеет ее отношение к себе, к обществу и к выполняемой деятельности, в психологии личности выделяют три основных вида направленности: личную (престижную), коллективистическую (общественную) и деловую. Личная направленность создается доминированием в структуре личности мотивов самоутверждения, коллективистическая — доминированием социально-ценных устремлений, деловая — преобладанием интересов, порождаемых самой личностью.
Музыкально-исполнительская деятельность____________275 Последнее наиболее убедительно раскрыто в фундаментальной монографии П. М. Якобсона [351], посвященной психологическим проблемам мотивации поведения человека. Автор подчеркивает, что хотя «любой личности присущи некоторые постоянные, доминирующие мотивы, которые определяют сознательно (а иногда и несознательно) ее поведение в разнообразных ситуациях — существенных и несущественных, обычных и критических.., важно указать, какие мотивы или группы их и в каких случаях являются доминирующими» [351, с. 180-181]. Сказанное выше в полной мере относится и к мотивации деятельности музыканта-исполнителя: важно учитывать многообразие факторов личности, структуру ее направленности — относительно устойчивую или временную, ситуативную. Так, у испытуемого Л. Т. в структуре устойчивой направленности личности доминировал ярко выраженный мотив самоутверждения (абсолютно-личная направленность) при отсутствии необходимых исполнительских способностей, с которыми сочетался так называемый аффект неадекватности, проявлявшийся в неадекватном отношении к неуспеху. Л. Т. не признавал, игнорировал неуспехи по специальности, объяснял неудачи необъективным отношением экзаменационной комиссии, испытывал эмоционально-отрицательное отношение к людям, недооценивающим его «дарование» (преподаватель по специальности отмечает наличие у Л. Т. обычных исполнительских данных и завышенной самооценки). Аффект неадекватности для Л. Т. являлся одной из причин возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний перед концертами. В результате преобразующего эксперимента с целью «исправления» отрицательной мотивации, систематической воспитательной работы педагога по формированию деловой направленности Л. Т. стал более адекватно оценивать свои способности и возможности, ориентироваться больше на профессиональные достижения, чем на личный успех, после чего значительно улучшились его психические состояния перед концертами. Если у испытуемого Л. Т. перестройка мотивации значительно повлияла на эстрадное самочувствие в сторону оптимизации, то у испытуемого Т. В., напротив, такая перестройка мотивации стала возможной благодаря совершенствованию способностей управлять психическими состояниями в условиях публичного выступления. В структуре ситуативной направленности личности музыканта-исполнителя, например, при подготовке к конкурсу,
276______________________________Бочкарев А. А. могут сочетаться одновременно несколько ярко выраженных мотивов: высокое чувство ответственности перед композитором, слушателями, побуждения, вытекающие из понимания общественной значимости победы на конкурсе, жажда успеха, связанная с наслаждением процессом творчества на международной эстраде и стремление получить материальное вознаграждение, побывать за границей, «удержать завоеванный статус» и т. д. Например, сама система организации музыкальных конкурсов, распределение премий способствует возможности формирования «спортивных» мотивов, связанных с личными достижениями, которые сосуществуют часто в структуре направленности наряду с доминирующими общественно-ценными. Последнее особенно характерно для многих музыкантов, имеющих опыт участия в нескольких конкурсах (например, А. К. — см. с. 299 настоящей книги). Для одних участников конкурса главенствующими являются «целевые» мотивы, например, желание получить премию, для других — «процессуальные», например, потребность в самом процессе подготовки сложной конкурсной программы. Психическое состояние исполнителя в условиях публичного выступления будет существенно зависеть от того, целевой или процессуальный характер имеет доминирующая потребность. Сказанное выше в полной мере относится и к мотивации учебной деятельности. Например: мотивация подготовки к публичному выступлению на этапе обучения может быть связана не только с представлением об исполнительской деятельности как средстве освоения ценностей культуры и передачи их слушателям, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни, но и с узколичными мотивами — стремлениями к внешним атрибутам учения (оценкам, аттестату), часто при отсутствии интереса к процессу учения. Узколичная мотивация при всем разнообразии ее типов не обладает, за редким исключением, такой побудительной силой, как широкая социальная мотивация, мобилизующая ценные стороны личности, о чем свидетельствуют многочисленные исследования российских психологов. Поэтому задача педагога заключается в воспитании социально-ценных устремлений, мотивов, связанных с самим процессом исполнительской деятельности, подготовки к публичному выступлению, а также в исправлении «отрицательной мотивации». Отечественные психологи показали, что решающим в формировании личности является не только правильная организация ее
Музыкально-исполнительская деятельность____________277 деятельности, но и воспитание мотивационной сферы (потребностей, интересов, установок, вкусов, ценностных ориентации). Поэтому одним из важных условий создания состояния психической готовности к концерту (творческого эстрадного самочувствия) является формирование мотивационной сферы личности, в структуре устремлений которой огромную роль играют социогенные потребности, связанные с «социально-ценной исполнительской направленностью» [244], «желанием играть публике» [215]. Последнее убедительно звучит во всех методических работах, посвященных проблеме публичного выступления.
Все темы данного раздела:
Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языкознание. Каждая из указанных
История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подхода
Появление музыкальной психологии Е. В. Назайкинский [204] связывает с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музык
Проблема деятельности в российской психологической науке
Проблема деятельности является ключевой проблемой отечественной психологической науки. Ее разработка осуществляется усилиями ведущих ученых и ведущих научных коллективов нашей страны. Психологич
Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции
Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодоления методологических трудностей в раскрытии психологической сущности деятельности. Сис
Виды деятельности
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятельности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать
54_______
Художественная деятельность
Художественная деятельность является разновидностью духовной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творц
Музыкальная деятельность
Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств прежде всего благодаря необычности, уникальности, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других
Восприятие музыки как процесс
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музык
Ощущение музыкального звука
Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процесса. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одного звука или об ощущении гарм
Восприятие мелодии и гармонии
В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощущений существенно видоизменяются, когда речь идет о восприятии. В процессе восприятия у
Восприятие времени в музыке
Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармонической составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собо
Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетл
Целостность
Целостность и предметность тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выражает отношение любого э
Константность
Под константностью понимают способность воспринимать предметы и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах
Адекватность восприятия музыки
Категория «адекватность», на первый взгляд, шире категории «константность»: адекватность есть соответствие, эквивалентность образа воспринимаемому объекту, константность же, как отмечалось выше, е
Сложность музыкального языка
Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкального материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для к
Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характером интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведений, которые благодаря тала
Роль эмоциональной экспрессии
Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия сл
Предкоммуникативная установка
При рассмотрении приведенных выше результатов наших экспериментов акцентировалось внимание на анализе, в основном, внешних факторов. Однако, как отмечалось выше, они тесно связаны с факторами вну
Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприятию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оптимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. М
Ассоциации и коннотации
Психические состояния слушателей всегда опосредованы личностными особенностями человека, его ассоциациями, прошлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникн
Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Благодаря ассоциациям слушатель в процессе переживания испытывает не только так называемые «эстетические» («худо-
Музыкально-слуховая деятельность_________________149
жественные»)
Психологические механизмы музыкального переживания
Как отмечалось ранее, значение музыкального сообщения является производным от выразительности музыкального образа, которую слушатель в первую очередь должен почувствовать и пережить. Приведем приме
Социальная обусловленность композиторского творчества
Комплекс психологических проблем, возникающих при изучении композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии ком
Стадиальность творческого процесса композитора
Обратимся в первую очередь к высказываниям самих композиторов. Неоценимое значение для музыкальной психологии представляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским. Позво
Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операциональной составляющей способа реализации программы деятельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на самых ранних стадиях творчества в
Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Исследуя проблемы преемственности и новаторства в мышлении, психологи различают «открытие нового», то есть познание объективно существующих закономерностей, скрытых, неизвестных ученым временно и
Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления
Однако «анализ через синтез» — не единственный механизм творческой деятельности композитора. Второй важнейший механизм композиторского творчества, как и художественного творчества в целом — образно
Воображение
Характеризуя структуру пригодности к творческой деятельности, 90% опрошенных нами композиторов назвали воображение главнейшим показателем одаренности. Приведем опубликованную за рубежом подборку
Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психические состояния, будучи генетической характеристикой психической деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни челове
Эмпатия
Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, которая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра-
Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше ст
Творческое вдохновение
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень динамично. Состояние творческо
Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и создания собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности т
Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап воплощения исполнительского
Роль мотивации в исполнительской деятельности
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отношений, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятельности. Несмотря на мног
Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкретном звучании. Нотная запись часто представляет собой редак-
224___________
Стадия рождения прообраза
Рассмотрим подробнее творческий процесс формирования образа музыкального произведения. Несмотря на огромнейшее разнообразие форм и видов исполнительской деятельности всем им присущи некоторые об
Стадия исполнения замысла
На второй стадии — исполнения — происходит реализация замысла, прообраз получает воплощение в исполнительских средствах. Исполнитель приступает в работе на инструменте, дирижер — к работе с оркес
Эмпатия и образное перевоплощение
Огромное значение на этапе исполнителя замысла принадлежит перевоплощению, эмпатии, механизмы которых описаны во второй главе. И режиссер, и дирижер еще в процессе формирования замысла идентифиц
Внемузыкальные ассоциации
Г. Г. Нейгауз, говоря о работе над музыкальным произведением, отмечает: «...иногда совершенно непроизвольно возникают самые странные ассоциации, очень малооправданные... Целый мир каких-то ассоц
Предкониертый период
Предконцертный период вызывающий у многих исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедливо отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появления афиши, извещающей
Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Как отмечают многие авторы [35, 14, 149, 269, 344], исполнение на эстраде становится «доминантной деятельностью, которая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызывающие эстрадное волн
Общение с публикой
Психическое состояние музыканта-исполнителя на эстраде, его сиюминутное отношение к музыке и к самому процессу исполнения во многом определяется особенностями взаимодействия с публикой, для которо
Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследователь в области музыкальной педагогики, психологии, частных методик обучение пению и игре на инструментах. Действительно, это проблема я
Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Огромное влияние на психическое состояние оказывают характерологические особенности и способности, которые тесно взаимосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «яд
Роль типологических особенностей нервной системы
Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуал
Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготов
Дифференциально-психологическая диагностика
Успешная психолого-педагогическая работа по формированию и развитию личности и способностей предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей человека. «Если педа
Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых
Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (специальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — преподавателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделен
Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Испытуемый А. К.. лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (специальность — скрипка). 1. Биографические сведения А. К. родился в 1946 году в Москве, в семье музыкантов. Учился в ЦМШ
L1. Установка
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного материала. Человек не может воспринимать и одновременно реагировать на множество раздражи
Мотивация
Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируются мотивацией учащегося, его нап
Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
На эффективность заучивания влияют не только внутренние, но и внешние факторы, связанные со свойствами самого материала: его содержанием, сложностью, значимостью для учащегося. Одна из ведущих хар
Сложность учебного материала
Существенное свойство учебного материала — его сложность для восприятия и осмысления. Эта категория анализировалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того ж
Значимость
Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художественной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональной и т. д.
Псих
Гностическая деятельность ученика и организации заучивания
Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности осмысленного усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую гностическую (познавател
Психологическая характеристика методов обучения
Различают репродуктивные (традиционные) методы и методы развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному развитию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,н
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических закономерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно
Новости и инфо для студентов