рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями - раздел Психология, Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности Огромное Влияние На Психическое Состояние Оказывают Харак­терологические Особ...

Огромное влияние на психическое состояние оказывают харак­терологические особенности и способности, которые тесно взаи­мосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «ядро» музыкально-исполнительской одаренности входят экспрессивно-коммуникативные способности, на основе кото­рых формируются умения доводить исполняемую музыку до публики, общаться со слушателями. В психографических характеристиках испытуемых Т. В. и Ю. Л. на примере анализа взаимосвязей социогенных потреб­ностей и экспрессивно-коммуникативных способностей пока­заны причины возникновения неблагоприятных психических состояний (тревоги, фрустрации) и их влияние на направлен­ность личности. Так, для испытуемого Т. В. характерны отри­цательные эмоциональные состояния в условиях публичных выступлений «камерного» типа, Т. В. испытывает также дис­комфорт при общении в малых группах, что свидетельствует о его «парциальной» необщительности как особенности лично­сти (при общении в больших группах и концертных выступле­ниях перед большой аудиторией Т. В. очень артистичен). Для испытуемого Ю. Л. одной из причин неблагоприятного эмоционального состояния на эстраде является также необщитель­ность, проявляющаяся (в отличие от Т. В.) в любой'ситуации — и в малых, и в больших группах. Если необщительность Т. В. вре­менного характера, возникнувшая вследствие фобии покраснения, 1 Характерологические особенности некоторые ученые [166] отно­сят лишь к общим психологическим условиям, обеспечивающим при­годность к деятельности. Автор неоднократно высказывал свою точку зрения в печати [55, 56 и др.].

278_____________________________Бочкарев Л. Л. то необщительность Ю. А. — показатель отсутствия некоторых компонентов общих и специальных экспрессивно-коммуникатив­ных способностей, проявление невысокого уровня культуры. Для Т. В. процесс перехода от неблагоприятных предконцерт-ных состояний к творческому эстрадному самочувствию осущест­влялся через создание особых положительных эмоциогенных ситуаций, способствующих устранению эритрофобии и восстанов­лению «заторможенных» коммуникативных способностей. Для Ю. Л. переход от необщительности как черты личности, проявляющейся в условиях публичных выступлений, к арти­стичности — бесспорно, более трудный процесс по сравнению с перестройкой психического состояния у Т. В. и требовал зна­чительных усилий педагога в воздействии на комплекс лично­стных особенностей. Динамика перехода одной черты личности в другую ( как и одного психического состояния в другое) зависит прежде всего от характера данного качества (психического состояния). Показательно, что отсутствие способностей к общению у Т. В. приводит к ситуативному состоянию тревоги. Напротив, Ю. Л. воспринимает свою необщительность как «непреодоли­мую преграду», которая приводит к устойчивому эмоциональ­ному напряжению — есть все основания в данном случае гово­рить о состоянии фрустрации, которое вызывается объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудно­стями, возникающими на пути к достижению цели [172]. Отсутствие способностей к общению не всегда приводит к состояниям тревожности, фрустрации. Данные наблюдений свидетельствуют о том, что необходимым условием возникно­вения состояния фрустрации является наличие потребностей в общении, либо потребности в тех формах общения, в которых нет соответствующих коммуникативных способностей1. Так, у испытуемого Т. В. при ярко выраженной потребности в испол­нительской и сценической деятельности, при наличии многих компонентов артистической одаренности возникает состояние тревожности вследствие ситуативного ослабления реализации экспрессивно-коммуникативных способностей. 1 По такому же механизму формируется иногда аффект неадек­ватности (см. выше), необходимыми и достаточными условиями для возникновения которого являются: наличие сильной потребности в самоутверждении и завышенные притязания в каким-либо виде дея­тельности [85, с. 104].

Музыкально-исполнительская деятельность____________279 Данные психологических исследований [49, 173, 174], в том числе наших собственных, свидетельствуют об отрицательных эффектах влияния состояния тревоги, фрустрации не только на успешность осуществления деятельности, но и на динамику формирования профессиональных черт характера, мотивации. Однако характерологические особенности личности не всег­да прямо проявляются в деятельности и отражаются на особен­ностях психических состояний. С. Савшинский приводит при­меры из биографий и концертной деятельности выдающихся исполнителей, подтверждающие его предположение о том, что «артистизм» — не частное проявление общих свойств натуры человека, а специфическая способность, могущая находиться в противоречии с его общими свойствами [269, с. 107]. Также, как и музыкальность, это специфическое образова­ние формируется в деятельности. Важную роль в структуре артистичности играют эмоционально-перцептивные, экспрес­сивно-коммуникативные, эмоционально-регулятивные способ­ности. Причем, экспрессивно-коммуникативные способности не являются лишь проявлением общительности как свойства личности. Экспрессивно-коммуникативные способности музы­канта-исполнителя, актера, артиста балета качественно раз­личны. Общительность, являясь, с одной стороны, общим психологическим условием успешного выполнения названных выше видов деятельности, с другой стороны, превращается в специальную способность, связанную с искусством перевопло­щения актера в условиях сценического общения с партнером или регуляцией эмоционально-экспрессивного начала музы­канта-исполнителя, становясь столь же существенной в струк­туре исполнительской одаренности, как, например, музыкаль­ный слух, технические способности. Н. В. Рождественская [262], пользуясь шкалой «артистич­ности» из вопросника Р. Кэтелла и шкалой, «демонстративнос-ти» из вопросника К. Леонгарда, не получила корреляции ар­тистичности с успешностью обучения актерскому мастерству, что свидетельствует о своеобразии «профессиональной артис­тичности по сравнению с артистичностью жизненной» (см. с. 14 настоящей книги). Для исследования профессиональных особенностей деятель­ности музыкантов-исполнителей в условиях публичного выс­тупления был разработан специальный тест-опросник, диагно­стирующий уровень концертной тревожности, который может быть использован в музыкально-педагогической практике.

280______________________________Бочкарев А. А.

Тест-опросник для диагностики уровня концертной тревожности

Просим Вас вначале на предложенное суждение или вы­сказывание дать один из двух ответов: «да», «нет» (обведите кружком). Если Вы не можете ответить определенно, напиши­те, пожалуйста, свой вариант ответа. На вопросы, требующие развернутых описаний или указа­ния причин, просим высказать свое мнение в специально ос­тавленном для этого месте, либо на отдельном листе (с указа­нием номера вопроса).

1. Я мог бы стать солистом-исполнителем.

2. Обычно я более успешно играю в классной обстановке, чем на эстраде.

3. После успешного выступления в ответственном концерте я чувствую себя более спокойно в менее ответственной остановке. Опишите, пожалуйста, наиболее яркие примеры из Вашей практики.

4. Сейчас я в большей степени умею владеть собой (своим эстрад­ным самочувствием), чем раньше (в училище, консерватории). Если да, то укажите, пожалуйста, причину. Считаете ли Вы, что это результат работы Вашего педагога? Не могли бы Вы назвать период в Вашем исполнительском развитии, когда Вы не в достаточной степени могли владеть собой перед выступле­ниями, и были ли периоды, когда Вы не испытывали отрица­тельных предконцертных эмоций?

5. Перед концертом я обычно спокоен, уверен в себе, преобла­дающими являются положительные (творческие) эмоции. Опишите, пожалуйста. Ваше преобладающее предконцертное состояние.

6. Часто мне не хватает самообладания перед концертными выступлениями. В чем это проявляется? Прибегаете ли Вы перед концертом к успокаивающим или искусственно возбуждающим средствам (к каким?)? Является ли для Вас это правилом или исключе­нием?

7. Незначительное неприятное событие перед концертом не окажет особенного влияния на мое эмоциональное состояние в момент выступления. Если да, приведите примеры.

Музыкально-исполнительская деятельность____________281

8. Кратковременный перерыв в работе над произведением (программой) при условии его (ее) хорошей подготовки не от­разится на качестве моего концертного исполнения.

9. В последние дни перед концертом я чувствую себя неуве­ренно, поэтому занимаюсь особенно интенсивно, несмотря на то, что программа выучена.

10. Я считаю: заниматься детальной работой над произведени­ем перед выступлением не следует. Почему?

11. Перед выходом на эстраду я обычно уверен в убедительно­сти своей трактовки, в том, что исполню произведение в соот­ветствии с уровнем подготовки.

12. Я предпочитаю включать в изучаемый репертуар произве­дения, техническая трудность которых выше достигнутого мною уровня. Почему? Включаете ли Вы такие произведения в свой кон­цертный репертуар?

13. Часто я занимаюсь детальной работой над произведением и в день концерта.

14. Ожидание концерта всегда нервирует меня: в день выступ­ления я меняю привычный образ жизни, избегая обычных встреч, разговоров с друзьями. Опишите, пожалуйста. Ваш стиль работы, поведения, образ жизни в день перед концертом.

15. Почти всегда перед выходом на сцену я испытываю боязнь забыть нотный текст. Как Вы учите произведение на память? Часто ли Вы на эстра­де забываете нотный текст? В каких обычно произведениях? Какой тип памяти для Вас является доминирующим при рабо­те над произведением?

16. Перед концертом всегда испытываешь неприятные ощуще­ния в руках (артикуляционном аппарате), мешающие успешно­му выступлению (скованность, влажность, дрожание пальцев, сухость во рту и др.). Если да, в какой степени это отражается на качестве исполнения? Нет ли у Вас приемов, помогающих устранить такие нежелательные явления?

17. Часто перед концертом меня волнуют мысли о недостаточ­но отработанных деталях в произведении. Как это отражается на Вашем предконцертном самочувствии? Приведите примеры.

282___________________________Бочкарев А. Л.

18. Часто перед концертом я проверяю мысленно в памяти отдельные трудные места и ощущаю, что многое не припоми­нается. Как часто это случается? Считаете ли Вы, что перед концертом не нужно анализировать в памяти беспокоящие Вас эпизоды, а лучше довериться «мо­торной памяти»?

19. Если нужно, я могу начинать концертную программу с лю­бого произведения. Приведите примеры, когда композиция концертной програм­мы Вас не удовлетворяла (почему?) и как отражалось это на Вашем эстрадном самочувствии? Перечислите, пожалуйста, произведения, которые Вы больше всего любите. Укажите, пожалуйста, почему эти произведения близки Вам?

20. Часто в начале исполнения мое внимание устремлено на последующие тревожащие меня эпизоды. Приведите примеры. Как Вы преодолеваете такие явления?

21. Технические погрешности на эстраде — для меня явление неизбежное (обычное). Что является причиной этого: недоученность произведения, срывы в работе памяти, сильное эстрадное волнение, увлечен­ность музыкой? Оказывают ли технические погрешности травмирующее влия­ние на Ваше эстрадное самочувствие?

22. При необходимости я могу выступить на концерте, когда в произведении имеются неотшлифованные детали.

23. Часто музыкальное произведение звучит на эстраде хуже, чем я мог бы исполнить. Почему?

24. Из-за эстрадных неудач для меня подходит больше музы­кально-педагогическая деятельность, чем исполнительская.

25. Я часто задумывался о правильности решения стать музы­кантом из-за отсутствия достаточных, на мой взгляд, артисти­ческих способностей. Почему Вы выбрали профессию музыканта? Кто оказал наи­большее влияние на Ваш выбор? Какой деятельностью Вы пред­почли бы заниматься, если бы не стали музыкантом?

Музыкально-исполнительская деятельность____________283

Данные опроса 500 исполнителей, в том числе участников международных конкурсов, свидетельствуют о том, что спе­цифическая «артистическая» тревожность не является показа­телем тревожности как свойства личности: корреляции между уровнем концертной тревоги, диагностируемой по приведенно­му выше тесту и «общей» тревожностью, определяемой по известной методике Д. Тейлор, не обнаружена [67].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ... Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических... Член корреспондент Российской Академии наук А В Брушлинский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языко­знание. Каждая из указанных

История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подхода
Появление музыкальной психологии Е. В. Назайкинский [204] связывает с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиоло­гическая основа теории музык

Проблема деятельности в российской психологической науке
Проблема деятельности является ключевой проблемой отечес­твенной психологической науки. Ее разработка осуществляет­ся усилиями ведущих ученых и ведущих научных коллекти­вов нашей страны. Психологич

Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции
Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодо­ления методологических трудностей в раскрытии психологиче­ской сущности деятельности. Сис

Виды деятельности
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать 54_______

Художественная деятельность
Художественная деятельность является разновидностью духов­ной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творц

Музыкальная деятельность
Музыкальное искусство занимает особое место среди дру­гих искусств прежде всего благодаря необычности, уникально­сти, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других

Восприятие музыки как процесс
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музык

Ощущение музыкального звука
Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процес­са. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одно­го звука или об ощущении гарм

Восприятие мелодии и гармонии
В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощуще­ний существенно видоизменяются, когда речь идет о воспри­ятии. В процессе восприятия у

Восприятие времени в музыке
Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармоничес­кой составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собо

Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетл

Целостность
Целостность и предметность тесно взаимосвязаны друг с дру­гом. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выра­жает отношение любого э

Константность
Под константностью понимают способность воспринимать пред­меты и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах

Адекватность восприятия музыки
Категория «адекватность», на первый взгляд, шире категории «константность»: адекватность есть соответствие, эквивалент­ность образа воспринимаемому объекту, константность же, как отмечалось выше, е

Сложность музыкального языка
Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкаль­ного материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для к

Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характе­ром интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведе­ний, которые благодаря тала

Роль эмоциональной экспрессии
Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия сл

Предкоммуникативная установка
При рассмотрении приведенных выше результатов наших экс­периментов акцентировалось внимание на анализе, в основ­ном, внешних факторов. Однако, как отмечалось выше, они тесно связаны с факторами вну

Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. М

Ассоциации и коннотации
Психические состояния слушателей всегда опосредованы лич­ностными особенностями человека, его ассоциациями, про­шлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникн

Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Благодаря ассоциациям слушатель в процессе переживания испытывает не только так называемые «эстетические» («худо- Музыкально-слуховая деятельность_________________149 жественные»)

Психологические механизмы музыкального переживания
Как отмечалось ранее, значение музыкального сообщения является производным от выразительности музыкального образа, которую слушатель в первую очередь должен почувствовать и пережить. Приведем приме

Социальная обусловленность композиторского творчества
Комплекс психологических проблем, возникающих при изуче­нии композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии ком

Стадиальность творческого процесса композитора
Обратимся в первую очередь к высказываниям самих компо­зиторов. Неоценимое значение для музыкальной психологии пред­ставляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским. Позво

Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операцио­нальной составляющей способа реализации программы дея­тельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на са­мых ранних стадиях творчества в

Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Исследуя проблемы преемственности и новаторства в мышле­нии, психологи различают «открытие нового», то есть познание объективно существующих закономерностей, скрытых, неиз­вестных ученым временно и

Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления
Однако «анализ через синтез» — не единственный механизм творческой деятельности композитора. Второй важнейший механизм композиторского творчества, как и художественного творчества в целом — образно

Воображение
Характеризуя структуру пригодности к творческой деятельно­сти, 90% опрошенных нами композиторов назвали воображе­ние главнейшим показателем одаренности. Приведем опубликованную за рубежом подборку

Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психичес­кие состояния, будучи генетической характеристикой психи­ческой деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни челове

Эмпатия
Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, ко­торая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра- Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше ст

Творческое вдохновение
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень дина­мично. Состояние творческо

Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и созда­ния собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности т

Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап во­площения исполнительского

Роль мотивации в исполнительской деятельности
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отноше­ний, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятель­ности. Несмотря на мног

Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкрет­ном звучании. Нотная запись часто представляет собой редак- 224___________

Стадия рождения прообраза
Рассмотрим подробнее творческий процесс формирования об­раза музыкального произведения. Несмотря на огромнейшее разнообразие форм и видов ис­полнительской деятельности всем им присущи некоторые об­

Стадия исполнения замысла
На второй стадии — исполнения — происходит реализация замыс­ла, прообраз получает воплощение в исполнительских средствах. Исполнитель приступает в работе на инструменте, дири­жер — к работе с оркес

Эмпатия и образное перевоплощение
Огромное значение на этапе исполнителя замысла принад­лежит перевоплощению, эмпатии, механизмы которых описа­ны во второй главе. И режиссер, и дирижер еще в процессе формирования за­мысла идентифиц

Внемузыкальные ассоциации
Г. Г. Нейгауз, говоря о работе над музыкальным произведе­нием, отмечает: «...иногда совершенно непроизвольно возника­ют самые странные ассоциации, очень малооправданные... Це­лый мир каких-то ассоц

Предкониертый период
Предконцертный период вызывающий у многих исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедли­во отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появле­ния афиши, извещающей

Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Как отмечают многие авторы [35, 14, 149, 269, 344], исполне­ние на эстраде становится «доминантной деятельностью, кото­рая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызы­вающие эстрадное волн

Общение с публикой
Психическое состояние музыканта-исполнителя на эстраде, его сиюминутное отношение к музыке и к самому процессу испол­нения во многом определяется особенностями взаимодействия с публикой, для которо

Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследо­ватель в области музыкальной педагогики, психологии, част­ных методик обучение пению и игре на инструментах. Дейст­вительно, это проблема я

Направленность личности и ее влияние на психические состояния
В методической литературе описано два типа волнения: «вол­нение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в обра­зе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован

Роль типологических особенностей нервной системы
Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуал

Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготов

Дифференциально-психологическая диагностика
Успешная психолого-педагогическая работа по формирова­нию и развитию личности и способностей предполагает хо­рошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей человека. «Если педа

Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых
Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (спе­циальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — препо­давателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделен

Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Испытуемый А. К.. лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (специальность — скрипка). 1. Биографические сведения А. К. родился в 1946 году в Москве, в семье музыкантов. Учился в ЦМШ

L1. Установка
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного ма­териала. Человек не может воспринимать и одновременно реа­гировать на множество раздражи

Мотивация
Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его нап

Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
На эффективность заучивания влияют не только внутрен­ние, но и внешние факторы, связанные со свойствами самого материала: его содержанием, сложностью, значимостью для учащегося. Одна из ведущих хар

Сложность учебного материала
Существенное свойство учебного материала — его слож­ность для восприятия и осмысления. Эта категория анализи­ровалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того ж

Значимость
Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художествен­ной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональ­ной и т. д. Псих

Гностическая деятельность ученика и организации заучивания
Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности осмысленного усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую гностическую (познавател

Психологическая характеристика методов обучения
Различают репродуктивные (традиционные) методы и ме­тоды развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному разви­тию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических законо­мерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги